какие дамбы есть в казани
Какие дамбы есть в казани
Мосты на тех местах, в которых мы привыкли их сегодня видеть, были не всегда. Возможность строительства транспортных мостов и дамб тесно связана с индустриальным развитием России. Первая дамба через Казанку у Кремля появилась ещё в XIX веке. Кизическая и Козья слободы долгие годы связывались с городом посредством плавучего моста, перекинутого через русло.
Неурожай начала 1890-х годов вызвал огромный приток голодающих крестьян в Казань, и у города появились лишние рабочие руки. Голодающим предложили общественные работы. В число таких работ вошло строительство Кизической дамбы, которая позже именовалась Хижицкой.
Царское правительство выделило для строительства 43 тыс. рублей, недостающие 10 тыс. рублей ассигновал город. После строительства дамбы город получил постоянный мост, к которому вела земляная дамба.
В 1915 году дамба была расширена, здесь работали пленные Первой мировой войны (в основном австрийцы и венгры). После расширения Хижицкой дамбы проезжую часть оградили деревянными тумбами.
В советское время дамба стала именоваться Ленинской.
Весной 1926 года рекордно высокое весеннее наводнение почти полностью размыло Ленинскую дамбу, разрушив мост. Однако вскоре она была восстановлена, а с 1 сентября 1926 года по ней начали ходить автобусы. До середины 1950-х годов левый и правый берега Казанки в районе Ленинской дамбы соединял деревянный мост.
В связи со строительством Жигулёвской ГЭС и возникновением Куйбышевского водохранилища, русло реки Казанка в черте города существенно изменилось, что потребовало строительства более современных инженерных защитных гидротехнических сооружений. Поэтому, в 1950-х годах рядом со старой дамбой была возведена новая (часть старой дамбы сохранялась в виде уступа с западной стороны новой дамбы). Кроме того, в указанные годы деревянный мост на Ленинской дамбе был заменён на железо-бетонный с капитальными опорами.
Остатки старой дамбы, построенной в конце XIX века до сих пор можно увидеть чуть левее от проезжей части улицы Декабристов. В настоящий момент на ней расположены сооружения МУП «Казметрострой».
В постсоветский период официальным названием стало «Кремлёвская транспортная дамба», а «Кремлёвской дамбой» была названа дамба у кремля, между Адмиралтейской транспортной (бывшей Кировской) и Федосеевской дамбами. Несмотря на смену названий, в прессе и официальных документах до сих пор часто употребимо обозначение «Ленинская дамба».
Мосты и дамбы
Казань
Кировская транспортная дамба
Кремлёвская транспортная дамба
Кремлёвская транспортная дамба
Кремлёвская транспортная дамба
Кремлёвская транспортная дамба
Кремлёвская транспортная дамба
Малодеятельная троллейбусная линия
Кировская транспортная дамба
Кировская транспортная дамба
Кировская транспортная дамба
Кировская транспортная дамба
Третья транспортная дамба
Кировская транспортная дамба
Вот уже 145 лет трамвай (включая конку) перевозит пассажиров из центра в Адмиралтейскую слободу по Кировской дамбе
Третья транспортная дамба
Кировская транспортная дамба
Кировская транспортная дамба
Кировская транспортная дамба
Кировская транспортная дамба
Вот уже 143 года бегают трамваи по Кировской дамбе. До моста — Казанка, после моста — Волга.
Кремлёвская транспортная дамба
Новый мост, построенный в 2012-2013 годах взамен старого, использовавшегося с 1954 года. Ранее здесь проходили трассы движения троллейбусных маршрутов №№ 1,2,4,10,18, пролегала трамвайная линия, однако после строительства метро пассажиропоток через этот мост ожидаемо упал, в результате чего некоторые маршруты ОТ были отменены (Тб 1,4,10) или перенаправлены (трамваи и Тб 18 (сейчас — №1)). Только лишь односторонний кольцевой троллейбус №2 по-прежнему продолжает ходить из центра через Кремлёвский мост. Встречная линия используется лишь парковыми рейсами и специальными маршрутами
Кировская транспортная дамба
Разрываясь между Солнечным Городом и Свияжском
Кремлёвская транспортная дамба
Третья транспортная дамба
Вид на линию с Казань-Арены
Кировская транспортная дамба
Третья транспортная дамба
Кремлёвская транспортная дамба
Линия троллейбусного маршрута №2 и парковых рейсов
Кремлёвская транспортная дамба
Говорят, за стенами нашей крепости есть жизнь
Кремлёвская транспортная дамба
Кировская транспортная дамба
Кремлёвская транспортная дамба
Несмотря на то, что Кремлёвская дамба является одной из крупнейших магистралей города, по ней проходит всего половина троллейбусного маршрута (№2 в одну сторону, который при этом пустовозит на этом участке), а встречная линия используется исключительно для парковых рейсов.
Ранее по дамбе также проходили линии маршрутов №№ 1,4,10,18, но запуск метро под дамбой и одновременная замена подвижного состава дублирующих маршрутов автобусов на более вместительный убили троллейбусное движение между берегами Казанки.
Троллейбусная линия по Кировской дамбе в настоящее время также не эксплуатируется
Правительство Татарстана утвердило проект планировки левого берега Казанки
В Казани утвердили проект планировки левого берега Казанки от моста Миллениум до 3-й транспортной дамбы, информация об этом размещена на официальном портале правовой информации Татарстана.
Постановление подписал Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин.
Сам проект опубликован не был.
Ранее сообщалось, что в Казани будет создана уникальная для России крупнейшая экосистема из 12 прибрежных парков вдоль реки Казанки, общая площадь которых составит 1,5 тыс. га. На левом берегу планировалось создать экопарк «Русско-немецкая Швейцария».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
© 2021 Филиал АО «Татмедиа»
ИА «Татар-информ»
Новости Татарстана и Казани
420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Билалов Ринат Вагизович
Татар-информ (Tatar-inform) электронное периодическое издание, зарегистрированное в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-40391 от 30.06.10 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
«Татар-информ» зарегистрировано как информационное агентство в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Номер действующего свидетельства ИА № ФС 77 – 67031 от 15.09.2016 года. В соответствии со статьей 23 Федерального закона о СМИ от 27.12.1991 года при распространении сообщений и материалов информационного агентства «Татар-информ» другим средством массовой информации гиперссылка на него обязательна.
Власти утвердили проект планировки берега Казанки от моста Миллениум
Постановление «Об утверждении проекта планировки территории «Левый берег р. Казанки» (от моста Миллениум до 3-й транспортной дамбы) в целях установления границ размещения особо охраняемой природной территории с особым режимом градостроительной деятельности» опубликовали сегодня на сайте правительства региона.
Документ датирован 30 октября. Его подписал премьер-министр РТ Алексей Песошин. Приложение к постановлению отсутствует.
В феврале текущего года минстрой сообщил, что 19 декабря 2020 года кабмин утвердил проект планировки территории «Левый берег р. Казанки» от ул.Батурина до моста Миллениум. Это было сделано, чтобы установить границы зоны размещения книгохранилища Нацбиблиотеки. Также в министерстве рассказали о планах по разработке проекта планировки для участка от моста Миллениум до 3-й транспортной дамбы.
«Одной из важнейших задач проекта является формирование рекреационной зоны вдоль Казанки. Рекреационный потенциал данной территории должен быть существенно увеличен посредством экологически обоснованного благоустройства с размещением прогулочных троп, смотровых площадок, иных объектов рекреации и туристического обслуживания, с максимальным сохранением всех природных, озелененных территорий, а так же с учетом особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения», – сообщили в феврале в минстрое республики.
Ранее, в августе 2020 года, президенту РТ Рустаму Минниханову презентовали стратегию развития прибрежной зоны Казанки, площадью 3,1 тыс. га. Предполагается, что охвачена будет и Волга, и Голубые озера. Стратегия подразумевает создание 12 новых парков.
Кировская дамба: от истоков к современности
Так сложилось, что благодаря своему географическому положению, Казань на протяжении уже не одного столетия остается достаточно крупным портом. В частности, со второй половины XIX века с потоком грузовых и пассажирских судов справлялись две пристани, Бакалда и Устье.
Как все началось: Адмиралтейская дамба
Бакалдинская пристань возникла на берегу Казанки еще в середине XVI столетия и на протяжении многих лет находилась в ведении Зилантова монастыря. А поскольку именно монастырю принадлежала земля, на которой и была построена Бакалда, то купцам приходилось платить не только обязательный сбор за провоз груза, но и пошлину за возможность этот груз выгрузить.
При учете того, что мелководная Казанка не позволяла продвинуться большим судам, купцам приходилось перегружать товар на более мелкие и маневренные транспортные средства.
С течением времени и без того неглубокая речка обмелела еще больше, сделав судоходство возможным только весной, когда Волга разливалась. Тем не менее, перевозки развивались активно, а складов для всех желающих не хватало. Груз же приходилось доставлять в Казань по грунтовой дороге, соединявшей Адмиралтейскую слободу с городом. Казалось бы, 5, 5 верст не столь большое расстояние. Однако из-за глубоких ям и оврагов проехать было не так легко.
Поэтому решение создать дамбу и заодно шоссейную дорогу назревало на протяжении долгого времени, однако к его реализации приступили лишь в 1842 году, по проекту тогдашнего губернатора Сергея Шипова. В ходе работ, затянувшихся на 7 лет, создали и новую пристань, и насыпную дамбу 7 верст длинной.
Строительство велось исключительно вручную, а завершающим этапом стала высадка по краям дамбы деревьев, которые должны были уберечь склоны от осыпания.
Конечно, сначала дамба имела не слишком привлекательный вид и была не мощеной, что затрудняло движение. Однако позже ее передали в ведение ведомства, что позволило и благоустроить, и организовать освещение в ночное время. В дальнейшем дамбу еще не раз подсыпали и расширяли, а уже в 1956 году полностью перестроили.
Именно по дамбе была запущена первая в городе линия конки. Кроме того, был построен и железнодорожный мост, носивший название Адмиралтейского. Впрочем, именно Адмиралтейской была и сама дамба, а переименование произошло уже в 1935 году.
Что сегодня собой представляет Кировская дамба
Постройка современного сооружения выпала на то же время, что и создание Куйбышевского водохранилища, а также Жигулевской ГЭС. Сейчас это достаточно крупная транспортная развязка, соединяющая Заречье и центральную часть Казани.
К тому же, в 2008 году, в рамках программы, связанной со строительством Большого Казанского Кольца, дамба подверглась масштабной реконструкции. В ходе работ были восстановлены ливневые стоки, канализация, обустроены необходимые пешеходные переходы, перестроен мост. Также уложили новый асфальт и трамвайные пути.
Кроме того, планируется и реконструкция Адмиралтейской слободы, в том числе и восстановление территории старого русла Казанки, которое сейчас заболочено и находится в бедственном состоянии
За фото спасибо: Славе Степанову, Дмитрию Сагдееву, Алисе Ахмеджановой, Наилю Лемешеву