какие дальневосточные угодья удостоены статуса рамсарских угодий международного значения

Во Всемирный день водно-болотных угодий в бассейне Амура стартует Год ВБУ

50 лет назад, 2 февраля 1971 года, была подписана Рамсарская конвенция о защите водно-болотных угодий международного значения. На данный момент сторонами конвенции являются 171 государство, на территории которых расположено 2414 ВБУ международного значения. В России 35 территорий имеют данный статус. Но работа по объявлению новых Рамсарских угодий или увеличению площади уже существующих наталкивается на то, что в стране отсутствует законодательно утвержденный механизм этого процесса.

Поэтому основной своей задачей в рамках Года водно-болотных угодий WWF России видит принятие на федеральном уровне порядка объявления в России ВБУ международного значения.

«Водно-болотные угодья, находясь на стыке воды и суши, обладают высочайшим уровнем биологического разнообразия, приближаясь по этому показателю к тропическим лесам и морям. Здесь обитает до 40 % видов, существующих на планете. В бассейне Амура эти экосистемы нуждаются в защите не меньше, чем таежные территории — места обитания амурского тигра, – говорит директор Амурского филиала WWF России Петр Осипов, кандидат химических наук. — За 25 лет работы WWF России в Амурском экорегионе, при поддержке Фонда создано более 1 млн га ООПТ, взявших под охрану водно-болотные угодья Амура. ВБУ — это не только привычные нам болота, но и малые реки, озера, мари, которые составляют единый организм с великой рекой. Эти природные комплексы поддерживают водный баланс пойменных территорий Амура и являются домом для множества видов рыб, птиц, земноводных, многие из которых занесены в Красную книгу России. Сохранение таких местообитаний позволяет поддерживать и увеличивать численность редких видов. Так, например, во многом благодаря налаживанию охраны угодий, численность дальневосточного аиста выросла в 2 раза за последние 20 лет».

В российской части бассейна Амура статус ВБУ международного значения имеют 6 территорий. Это Торейские озера в Забайкальском крае, Зейско-Буреинская равнина и Хингано-Архаринская низменность в Амурской области, озера Болонь и Удыль в Хабаровском крае, озеро Ханка в Приморском крае. Все эти Рамсарские угодья находятся в границах особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.

В Год водно-болотных угодий планируется провести инвентаризацию Рамсарских угодий в Амурском экорегионе в целом, сделать оценку существующих угроз, приступить к разработке планов управления этими территориями. Продолжится работа по изучению и сохранению редких видов птиц, обитающих на ВБУ, в первую очередь – журавлей и аистов.

«В мире существует девять основных путей миграции птиц. Водно-болотные угодья бассейна Амура являются частью сразу 3-х Азиатских пролетных путей: Восточноазиатско-Индийского, Восточноазиатско-австралийского и Западно-тихоокеанского. Восточноазиатско-австралийский пролетный путь (EAAF) — крупнейший на планете маршрут мигрирующих птиц. Он простирается от мест гнездования на Дальнем Востоке России и Аляски на юг, через Восточную и Юго-Восточную Азию до Австралии и Новой Зеландии, и охватывает 22 страны. EAAF является домом для более чем 50 миллионов перелетных водоплавающих и околоводных птиц. Во время миграции птицы полагаются на цепочку высокопродуктивных водно-болотных угодий, где они отдыхают, кормятся и накапливают достаточно энергии для следующего этапа своего долгого путешествия, – комментирует Анна Сердюк (Барма), ведущий координатор проектов отдела по ООПТ Амурского филиала WWF России, кандидат биологических наук. — Река Амур образует обширный пояс водно-болотных угодий в самом центре Восточноазиатско-Австралийского пролетного пути. В поймах Амура и его притоков обитает до 90 % гнездовой популяции дальневосточного аиста в мире, 90 % даурских журавлей и 65 % (100 % континентальной популяции) японских журавлей. Эти редкие виды – индикаторы состояния пресноводных экосистем Амура. Поэтому сохранность и благополучие водно-болотных угодий Амурского экорегиона имеет мировое значение. Следовательно, огромную роль в сохранении крылатых мигрантов и мест их обитания играет международное сотрудничество, и не только в рамках стан, входящих в бассейн Амура, но и по всему великому пролетному пути».

Несмотря на глобальное значение водно-болотных угодий в сохранении биоразнообразия и поддержании устойчивости климата планеты, в общественном создании роль болот во многом недооценена. Многие люди привычно считают эти территории малополезными и всячески стараются их «победить» — осушить, сократить и приспособить под свои хозяйственные нужны, что неизбежно ведет к деградации и разрушению экосистем. Поэтому ответ на вопрос — зачем нужны болота? — в Год ВБУ является одним из ключевых. И в поисках ответа на него каждый человек сделает немало увлекательных открытий.

Для этого Всемирный фонд дикой природы (WWF) 2 февраля на портале Амурского экорегиона WWF «Амуринфорцентр» открывает международный конкурс детского рисунка «Болота для жизни», фотовыставку «Хранители жизни. Водно-болотные угодья бассейна Амура». А даурский журавль Жора, который в прошлом году рассказывал Instagram о жизни журавлей на Амуре, в году нынешнем затронет проблемы сохранения мест обитания своих пернатых сородичей и соседей — болот, рек и озер.

Партнерские организации WWF России – заповедники и национальные парки, общественные природоохранные организации, студенческие дружины охраны природы, — в Год ВБУ планируют провести десятки мероприятий: фотовыставок и презентаций, бесед и лекций, игровых программ, конкурсов, квестов, викторин.

«Одна из наших задач – рассказать людям об огромной роли водно-болотных угодий в поддержании стабильности всей биосферы, чтобы изменить их отношение к «бесполезным» болотам, — говорит Ольга Чеблукова, координатор проектов отдела по ООПТ Амурского филиала WWF России. — Например, многие не знают, что болотная растительность эффективно поглощает из атмосферы углерод, который затем на тысячелетия «складируется» в залежах торфа – неперегнивших растительных остатках, и выпадает, таким образом, из процесса глобального оборота углерода. Болота – это естественный аккумулятор воды. Во время дождей или таяния снега они накапливают в себе огромное количество воды, не давая ей быстро сбежать в реки, тем самым, предотвращая возникновение паводков или значительно снижая их уровень. В засушливый период эта накопленная вода постепенно попадает в реки, поддерживая их уровень и не давая им пересохнуть. А еще болота как огромный естественный фильтр очищают воду от загрязняющих веществ, в том числе от тяжелых металлов. И таких достоверных фактов и сведений, которые помогут изменить отношение людей к водно-болотным угодьям, очень много. Мы постараемся, чтобы они стали достоянием общества».

Источник

Угодья, внесённые в Рамсарский список

Раздел: «Оказание содействия Договаривающимся Сторонам»

При присоединении к Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона обязуется выделить как минимум один участок для включения в Список водно-болотных угодий международного значения (» Рамсарский список»). Включение участка в Рамсарский список обеспечивает ему международное признание и служит воплощением обязательства правительства страны по принятию всех мер, необходимых для поддержания экологического характера угодья. В то время как внесение в Рамсарский список является подтверждением международного значения угодья, Статья 2.3 Конвенции устанавливает, что » включение водно-болотного угодья в Список не наносит ущерба исключительным суверенным правам Договаривающейся Стороны, на чьей территории оно расположено».

Ожидается, что после присоединения к Конвенции Договаривающиеся Стороны будут выделять дополнительные » подходящие» водно-болотные угодья для включения в Список (Статья 2.1) или расширять границы тех угодий, которые уже включены в Список. Стороны выбирают водно-болотные угодья на своих территориях на основе их международной значимости в точки зрения экологии, ботаники, зоологии, лимнологии или гидрологии, причём такая значимость оценивается в соответствии с Критериями выделения водно-болотных угодий, имеющих международное значение. Информация о каждом угодье, внесённом в Список, вносится в Базу данных по Рамсарским угодьям, которая хранится, согласно договору с Конвенцией, в штаб-квартире Wetlands International.

На 7-ом заседании Конференции Договаривающихся Сторон (май 1999 г.) были приняты Стратегическая схема и указания по дальнейшему формированию Списка водно-болотных угодий международного значения, в рамках Конвенции о водно-болотных угодьях (Рамсар, Иран, 1971 г.) (Резолюция VII.11). Стратегическое видение Рамсарского списка, принятое в соответствии с этой схемой, с поправками, внесёнными Резолюцией IX.1, Приложение B (2005 г.), следующее:

Создать и развивать международную сеть водно-болотных угодий, имеющих большое значение для сохранения глобального биологического разнообразия и поддержания устойчивого человеческого существования, посредством поддержания компонентов водно-болотных экосистем, протекающих в них процессов и обеспечиваемых ими выгод/услуг.

Стратегическая схема устанавливает пять общих целей для Списка, а также конкретный целевой показатель: » Обеспечить к 2010 г., чтобы Список содержал в себе не менее 2500 угодий общей площадью 250 миллионов гектаров».

Водно-болотные угодья, которые вносятся в Рамсарский список, должны номинироваться национальным правительством, а именно органом национального правительства, который был уполномочен представлять страну при осуществлении Рамсарской конвенции, т. е. » Административным органом» (§ 3.4). Таким образом, создав новое Рамсарское угодье, национальное правительство берет на себя обязательство по » обеспечению охраны» этого угодья.

Стороны Конвенции имеют свой собственный порядок номинации потенциальных Рамсарских угодий на своей территории до принятия национального решения о включении угодий в Рамсарский список; гражданам и НПО, желающим включить водно-болотные угодья в Рамсарский список, рекомендуется связываться с Административным органом в своей стране на самом раннем этапе.

В процессе присоединения к Конвенции новая Сторона должна направить по дипломатическим каналам непосредственно Генеральному директору ЮНЕСКО (копию в Секретариат Рамсарской конвенции) информацию как минимум об одном водно-болотном угодье, которое удовлетворяет Критериям для внесения в Рамсарский список, вместе с картой с отчётливо обозначенными границами угодья. ЮНЕСКО, являющаяся Депозитарием Рамсарской конвенции, препровождает эту информацию в Секретариат Рамсарской конвенции вместе с официальным уведомлением о присоединении новой Стороны. Однако просьба принять к сведению, что документы обо всех последующих номинациях водно-болотных угодий для включения в Рамсарский список должны направляться Административным органом непосредственно в Секретариат Рамсарской конвенции — после присоединения Стороны ЮНЕСКО никоим образом не участвует в процедурах номинации угодий для Рамсарского списка. Передача информации о последующих новых номинациях по дипломатическим каналам может излишне усложнить и замедлить процесс рассмотрения документов по новым номинированным угодьям и добавления новых угодий в Список.

В виде исключения Договаривающаяся Сторона может, вследствие своих » настоятельных государственных интересов», вычеркнуть из списка или сократить границы водно-болотных угодий, которые уже внесены в Список (Статья 2.5 Конвенции). Однако Конвенция предусматривает, что такие исключения из Списка или сокращения размеров должны компенсироваться объявлением в качестве Рамсарского угодья другого водно-болотного угодья со схожими характеристиками в том же районе, или где-либо в другом месте (Статья 4.2). На практике имели место лишь единичные случаи сокращения границ угодий, а что касается участков, когда-либо исключённых из Рамсарского списка, положение о » настоятельных государственных интересах» к ним не применялось — таких участков было три, и они были объявлены Рамсарскими угодьями до принятия Критериев, а затем были определены как несоответствующие ни одному из них (в качестве компенсации в Рамсарский список были включены три новых участка). Резолюции VIII.20 (2002 г.) и IX.6 (2005 г.) содержат указания по толкованию этих вопросов.

В Резолюциях VII.11 (1999 г.) и VIII.10 (2002 г.) Договаривающиеся Стороны настоятельно рекомендовали использовать Стратегическую схему тем Сторонам Конвенции, которые стремятся к реализации стратегического видения Конвенции в отношении Рамсарского списка посредством создания и развития целостной международной сети важных водно-болотных угодий.

Кроме того, Стратегическая схема затрагивает вопрос, связанный с охраной водно-болотных угодий, имеющих международное значение, и Рамсарским принципом » разумного использования»; содержит в себе указания по применению систематического подхода к выделению приоритетных водно-болотных угодий для включения в Рамсарский список; и уточняет Критерии выделения водно-болотных угодий международного значения (§ 4.3.1), а также указания по их применению и долгосрочные целевые показатели.

Была также разработана Система классификации типов водно-болотных угодий (§ 4.3.4), которая позволяет простым и последовательным образом вносить в Базу данных по Рамсарским угодьям информацию по различным типам водно-болотных угодий, расположенных в пределах одного участка.

Участки, включённые в Список, на которых произошло, происходит или может произойти изменение экологического характера угодья, могут вноситься соответствующей Договаривающейся Стороной в специальный реестр, известный как Протокол Монтрё (§ 4.3.5) и представляющий собой список Рамсарских угодий, нуждающихся в принятии приоритетных природоохранных мер. Эти участки имеют предпочтительное право применения механизма Рамсарской консультативной миссии (§ 4.3.6), при помощи которого Секретариат Рамсарской конвенции организует научно-технические миссии с целью поиска решений и предоставления консультаций соответствующим органам. Статья 3.2 Конвенции (§ 4.3.7) обязывает Стороны обеспечить получение информации о потенциальных изменениях экологического характера угодий, внесённых в Рамсарский список, и передавать такую информацию без промедления в Секретариат Рамсарской конвенции.

Создание реестра водно-болотных угодий (§ 4.2.2), основанного на самой лучшей научной информации, имеющейся на национальном и международном уровне, формирует эффективную основу для обеспечения включения в Рамсарский список максимального количества участков водно-болотных угодий и развития наиболее целостной сети водно-болотных угодий. Некоторые Договаривающиеся Стороны, такие как Нидерланды и Соединённое Королевство, использовали Критерии Рамсарской конвенции при национальной инвентаризации водно-болотных угодий, составили подробный список участков, удовлетворяющих этим Критериям, и в настоящее время последовательно номинируют участки для включения в Рамсарский список по мере выполнения всех формальностей на национальном уровне. Конференция Договаривающихся Сторон приняла Рамсарскую схему инвентаризации водно-болотных угодий (Резолюция VIII.6, 2002 г.) с целью оказания содействия Сторонам Конвенции в подготовке и осуществлении инвентаризации.

При получении соответствующей просьбы Секретариат и его технические партнёры могут оказать содействие Договаривающимся Сторонам и государствам, готовящимся к присоединению к Конвенции, в подготовке к инвентаризации, особенно тем государствам, в которых отсутствуют национальные научные реестры водно-болотных угодий. Договаривающимся Сторонам, создавшим национальные научные реестры, рекомендуется оказать техническую и/или финансовую поддержку государствам-членам Конвенции, не имеющим таких реестров.

Процедура номинации водно-болотного угодья для включения в Рамсарский список не требует, чтобы участок был ранее объявлен охраняемой территорией. Фактически, внесение участка в Рамсарский список, особенно в случае угодий, подвергающихся интенсивной эксплуатации человеком — либо для добычи ресурсов, либо для извлечения выгоды от использования естественных функций водно-болотных угодий — может обеспечить уровень охраны, необходимый для достижения долгосрочной устойчивости. Это наиболее эффективно достигается посредством подготовки и осуществления надлежащего плана управления при активном участии всех заинтересованных сторон.

Ведение Рамсарского Списка водно-болотных угодий международного значения осуществляется Секретариатом Рамсарской конвенции. Список составлен в алфавитном порядке названий государств-членов Конвенции, и содержит название, дату номинирования, местонахождение, общую площадь и географические координаты каждого Рамсарского угодья. Кроме того, Секретариат Рамсарской конвенции публикует аннотированную версию Списка, включая пункты с описанием каждого Рамсарского угодья — 420страничную версию (переиздаётся каждые три месяца) можно получить бесплатно в Секретариате Рамсарской конвенции, а непрерывно обновляемые тексты также доступны на веб-сайте Рамсарской конвенции.

На своём заседании в октябре 1996 г. Постоянный комитет предложил Сторонам Конвенции принять стандартный текст (переведённый на местный язык) для аншлагов, устанавливаемых на всех Рамсарских угодьях и выделяющих участок в качестве водно-болотного угодья, имеющего международное значение (§ 4.5.8).

Источник

Что такое Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях?

Главная / — Далее Рамсарская конвенция / Что такое Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях?

Раздел: «Рамсарская конвенция»

Конвенция о водно-болотных угодьях является межправительственным договором, принятым 2 февраля 1971 г. в иранском городе Рамсар, расположенном на южном побережье Каспийского моря. В связи с этим, хотя в современных документах её обычно называют «Конвенция о водно-болотных угодьях (Рамсар, Иран, 1971 г.)», широкую популярность получило её краткое название — «Рамсарская конвенция». Рамсарская конвенция является первым из современных глобальных межправительственных договоров в области охраны и устойчивого использования природных ресурсов, однако, по сравнению с более поздними конвенциями, её положения являются относительно прямолинейными и общими. В последующие годы Конференция Договаривающихся Сторон осуществляла дальнейшую разработку принципов и уточнение текста соглашения, и с успехом адаптировала работу Конвенции к меняющимся взглядам, приоритетам и тенденциям экологического мышления.

Официальное название договора, Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц, отражает первоначальный акцент, который делался на охрану и разумное использование водно-болотных угодий как местообитаний водоплавающих птиц. С годами, однако, Конвенция расширила сферу своего действия и охватила все аспекты охраны и разумного использования водно-болотных угодий, признав водно-болотные угодья экосистемами, которые имеют исключительно важное значение для сохранения биологического разнообразия и для благосостояния человека, и, таким образом, в полной мере реализовав текст Конвенции. По этой причине все более широкое использование краткого варианта названия договора — «Конвенция о водно-болотных угодьях» — является совершенно уместным. (Изменение названия конвенции требует внесения поправок в саму конвенцию, что представляет собой весьма затруднительный процесс, который в настоящее время не является предметом рассмотрения Договаривающихся Сторон).

Конвенция вступила в силу в 1975 г., и к настоящему времени (по состоянию на декабрь 2006 г.) к ней присоединились 153 Договаривающихся Стороны, или государства-члена, со всего мира.

Хотя основной идеей Рамсарской конвенции является устойчивое использование всех водно-болотных угодий, её наиболее известный механизм — Список водно-болотных угодий международного значения («Рамсарский список»): в настоящее время Стороны внесли в этот список более 1 634 водно-болотных угодий с целью обеспечения особой охраны «Рамсарских угодий», занимающих площадь 145 миллионов гектаров (1,45 миллионов квадратных километров), что превышает территории Франции, Германии, Испании и Швейцарии, вместе взятых.

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) служит Депозитарием Конвенции, однако Рамсарская конвенция не является частью системы конвенций и соглашений в области охраны окружающей среды Организации Объединённых Наций и ЮНЕСКО. Конвенция подчиняется только Конференции Договаривающихся Сторон (КС), и ответственность за текущий контроль за её осуществлением возложена на Секретариат, который действует при Постоянном комитете, избираемом КС. Секретариат Рамсарской конвенции расположен в офисе Всемирного союза охраны природы (МСОП), в г. Гланд в Швейцарии.

Цель Рамсарской конвенции, принятая Договаривающимися Сторонами в 1999 г. и уточнённая в 2002 г., заключается в «сохранении и разумном использовании всех водно-болотных угодий путём осуществления местных, региональных и национальных действий и международного сотрудничества, как вклад в достижение устойчивого развития во всем мире».

Источник

Угодья, внесённые в Список водно-болотных угодий международного значения

Главная / — Далее Рамсарская конвенция / Угодья, внесённые в Список водно-болотных угодий международного значения

Раздел: «Рамсарская конвенция»

Первое обязательство, которое Договаривающаяся Сторона принимает на себя в рамках Конвенции, заключается в номинации хотя бы одного водно-болотного угодья при присоединении к Конвенции для включения его в Список водно-болотных угодий международного значения («Рамсарский список») (Статья 2.4), и в обеспечении его охраны и, кроме того, в продолжении выделения подходящих водно-болотных угодий на своей территории для включения в Список (Статья 2.1). Выбор водно-болотного угодья для включения в Рамсарский список должен основываться на значимости водно-болотного угодья с точки зрения экологии, ботаники, зоологии, лимнологии или гидрологии. Договаривающиеся Стороны разработали конкретные критерии и указания для выделения угодий, которые могут включаться в Рамсарский список.

Согласно Статье 3.2 (§ 4.3.7) Договаривающаяся Сторона «обеспечивает такое положение, при котором она сама в возможно ранний срок получает информацию с мест в случае, если экологический характер любого угодья на её территории, включённого в Список, изменился, изменяется или может измениться в результате технического развития, загрязнения или других видов вмешательства человека. Информация о таких изменениях передаётся без промедления» Секретариату Рамсарской конвенции.

Источник

Год Рамсарских угодий зашагал по Дальнему Востоку

В Спасске-Дальнем располагается контора первого в России Рамсарского угодья – Ханкайского заповедника. 2 февраля специалисты заповедника организовали праздник, в котором приняли участие более 300 человек: 9 школ, 11 детских садов, педагогический колледж, Дом детского творчества, педагоги и родители.

В Комсомольске-на-Амуре Год Рамсарских угодий был объявлен на открытии фотовыставки Владимира Меринова «Озеро Удыль- Рамсарские угодья» и выставки детских рисунков. Выставки будут работать в течение всего года, а в первый день ее посетило более 200 человек.

В Еврейской автономной области объявили Год Рамсарских угодий на пресс-конференции в Биробиджане. Специалисты заповедника «Бастак» поделились планами о создании таких угодий на территории области.

Второй трансграничный заповедник в бассейне Амура – Даурский. Он располагается на Торейских озерах и тоже является Рамсарским угодьем. Сегодня Китай разработал план переброски вод реки Аргунь в озеро Далайнор. 6 февраля в Чите состоялась пресс-конференция, посвященная этой теме. А 11 забайкальских поселков отметили Всемирный день водно-болотных угодий, участвуя в дискуссии о будущем реки Аргунь.

Комментирует директор Амурского филиала WWF Юрий Дарман : «Соглашение между Россией и КНР позволит странам перейти на новый уровень взаимоотношений. Будет создана Совместная Российско-Китайская комиссия, которая наладит обмен информацией, разработает совместные схемы охраны, а также программы мониторинга вод. В Приморье уже в марте будет проходить совещание российско-китайской смешанной комиссии по Ханке, которая сможет, используя соглашение, принять конкретные решения по охране озера Ханка».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *