какие дачные участки нельзя приватизировать
Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков
Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков
1. Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
2. Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в следующей последовательности:
1) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимает решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов такого объединения) и создает комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков;
2) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков организует сбор заявлений от членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков и проводит с привлечением в соответствии с договором специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения;
3) член соответствующего объединения в своем заявлении указывает, на каком праве хочет переоформить садовый, огородный или дачный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь такого участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;
4) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков дает заключение о наличии встречных требований к границам садовых, огородных и дачных земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и свое предложение об урегулировании спора. Если спор таким образом урегулировать не удается, он рассматривается в судебном порядке;
6) в случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади данных участков, указанной в проекте организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в данный проект вносятся уточнения, которые по согласованию с органами архитектуры и градостроительства и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству утверждаются соответствующим органом местного самоуправления;
7) органы местного самоуправления вправе потребовать у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения протокол общего собрания его членов (собрания уполномоченных), список членов такого объединения, их заявления, паспортные данные, копию решения об отводе земель (государственный акт или свидетельство), копию устава такого объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями и промерами границ;
8) решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления и является основанием для выдачи гражданину и садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2000 г. N 137-ФЗ в подпункт 9 пункта 2 статьи 28 настоящего Закона внесены изменения
9) членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения документы выдает его правление, которое получает их в учреждениях юстиции по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по доверенностям членов такого объединения;
10) за государственную регистрацию прав на садовые, огородные и дачные земельные участки с каждого члена соответствующего объединения взимается регистрационный сбор в размере установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Органы местного самоуправления вправе устанавливать гражданам отдельных категорий льготы по уплате регистрационного сбора.
3. Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.
В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.
Какие дачные участки нельзя приватизировать
2.8. Признание права собственности на земельный участок, расположенный на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
При рассмотрении споров о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации суды в основном правильно руководствуются нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а также ранее действовавшего законодательства.
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в статье 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Пунктом 3 статьи 28 указанного федерального закона закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 названного федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Правоприменительная практика свидетельствует, что в судах единообразный подход к применению законодательства, регулирующего предоставление в собственность земельных участков в порядке приватизации, не сложился.
Ряд судов при разрешении требований граждан к уполномоченным органам о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации исходят из необоснованности таких требований, поскольку испрашиваемые земельные участки не сформированы как объекты права, не поставлены на кадастровый учет, им не присвоен кадастровый номер. В связи с этим право собственности на данные земельные участки в дальнейшем не может быть зарегистрировано, что в силу статьи 131 ГК РФ является обязательным.
Другие суды обоснованно полагают, что формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации.
По мнению судов, существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:
— испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
— данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23 апреля 1998 года;
— гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Пример. Х. обратилась в суд с иском к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, ссылаясь на то, что она является членом садоводческого товарищества «Ф».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Х., суд первой инстанции исходил из того, что у нее отсутствуют правоустанавливающие документы на дом и земельный участок, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет только в 2010 году. Членом СНТ «Ф» истец стала только в 2002 году, то есть после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции решение отменено и принято новое решение, которым отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка признан незаконным. На комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа возложена обязанность передать бесплатно в собственность Х. спорный земельный участок.
Отменяя решение суда первой инстанции и разрешая спор, суд апелляционной инстанции исходил из того, что СНТ «Ф» образовано в 1995 году до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Используемый истцом земельный участок в установленном законом порядке включен в территорию садоводческого товарищества, а Я. является его членом. Истцу был правомерно выделен спорный земельный участок, вследствие чего у органа местного самоуправления имелись все предусмотренные пунктом 4 статьи 28 указанного федерального закона основания для передачи Х. в собственность бесплатно занимаемого земельного участка.
При этом судебной коллегией правильно было обращено внимание на то, что указанная норма закона не ставит вопрос о передаче земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от времени формирования занимаемого садоводом земельного участка и момента принятия гражданина в члены садоводческого товарищества.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, для передачи земельного участка члену СНТ в собственность бесплатно необходимо только, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного федерального закона, и чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
«Дачная амнистия»: как оформить дачную собственность в 2021 году
«Дачная амнистия» снова продлена. У вас еще остается шанс оформить в собственность дачную недвижимость на выгодных условиях.
Содержание
«Дачную амнистию» снова продлили. Вопрос остается актуальным для многих россиян. Рассказываем о нюансах и особенностях, на которые нужно обратить внимание.
Что такое «дачная амнистия»?
Что значит «дачная амнистия»? «Дачная амнистия» на земельный участок или дачное строение – это упрощенный порядок оформления собственности на различные объекты недвижимости: участки, дома, бани, нежилые помещения и т. д. Она действует с 1 сентября 2006 года, но вопрос по-прежнему остается актуальным для многих россиян. Поэтому осенью 2020 года действие закона снова продлили. Таким образом, «дачная амнистия» продлена до 2026 года (закон о внесении изменений – Федеральный закон от 08.12.2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).
Упрощенный порядок оформления права собственности доступен для тех, кто владеет правами на земельный участок, на котором расположены строения. Оформить здания или участок в собственность можно, предоставив три документа: на право владения участком, технический план на дом и декларация, которую владелец заполняет самостоятельно.
Какие объекты вы можете зарегистрировать
По упрощенной системе можно зарегистрировать уже существующие объекты или здания, которые начали без разрешительных документов строить до 4 августа 2018 года. В данном случае имеются в виду:
Это должны быть капитальные строения, то есть такие, которые имеют связь с землей (фундамент) и не могут быть перемещены без нанесения им вреда. То есть регистрировать дачный туалет как отдельную постройку не надо. А капитальную баню – требуется.
Как определить, что объект не капитальный? Вот основные признаки:
Обратите внимание на то, что в новую редакцию закона включили и жилые дома, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. При этом к жилым домам, подпадающим под «дачную амнистию», предъявляются определенные требования. Высота дома не должна быть более 20 м, максимальное количество этажей – три. Жилые комнаты в регистрируемом объекте должны быть отделены от бытовых, в них требуется наличие возможности поддерживать температуру не менее 18˚C.
Регистрация дома по «дачной амнистии»
Подавать документы необходимо в МФЦ или непосредственно в Росреестр. Сделать это требуется лично – чтобы сразу на месте сотрудник, принимающий заявку, проверил их корректность и наличие всех нужных бумаг.
Необходимые документы для «дачной амнистии»
Как мы уже упоминали, требуется всего три документа:
Особенности оформления гаражей, бань и хозпостроек
Эти строения должны быть капитальными (то есть с фундаментом). Других серьезных ограничений нет, ни на высоту, ни на этажность. Так как это не те помещения, в которых планируют жить, возможность поддержания в них определенной температуры тоже не требуется.
Стоимость оформления домов по дачной амнистии
При подаче заявки необходимо оплатить госпошлину, которая на момент написания статьи составляет 350 рублей. Другие траты не требуются, если не учитывать расходы на кадастрового инженера. Но важно учитывать вот какой момент: зарегистрировать объект, который нарушает какие-либо нормы или требования, не получится – придется сначала исправлять все несоответствия. А это, конечно, потребует определенных денежных вложений и времени. Поэтому, если вы только планируете строить дом или баню или хотите капитально перестроить какое-либо здание на участке, уделите особенно тщательное внимание тому, чтобы строение соответствовало всем требованиям. Это избавит вас от множества проблем в дальнейшем.
Самая полезная информация о порядке приватизации земельного участка в садовом товариществе
Во времена СССР, а именно тогда большинство владельцев садовых участков получили их в пожизненное пользование, право частного владения землей не закрепляли на законодательном уровне. Первые нормативные акты по урегулированию земельных вопросов появились только в 2001 году. Но многие проблемы, касаемые участков в СНТ (садовых некоммерческих товариществах), остаются не решенными до сих пор.
Современные законодательные нормы требуют перевести садоводческие участки в частную собственность. И если у владельца возникают трудности с юридическим подтверждением приватизации, он рискует потерять землю.
Право и порядок процедуры в садовом товариществе
Садовым некоммерческим товариществам земельные участки выделяются после регистрации СНТ в государственных органах. Землю товарищества получают в безвозмездное пользование и имеют право на возведение построек, занятие садоводством и огородничеством. Ответственность за порядок и регулирование организационных процессов и проектирование возложен на руководителей садового товарищества.
После завершения работ, согласно ст. 25 Закона про садоводческие объединения, участники СНТ могут претендовать на получение права собственности на земельные участки. Заявления на приватизацию ЗУ в садоводстве рассматривает государственный орган, законодательно наделенный этим правом (местная администрация).
Получить в собственность земельный участок индивидуально не составляет большого труда. Для этого нет необходимости просить согласия у руководства сообщества и других членов товарищества, не нужно собирать общие собрания и голосовать. Решение о приватизации каждый принимает и реализует самостоятельно без большой бумажной волокиты.
Приватизировать в собственность земельный участок в садоводстве может как юридическое, так и физическое лицо. В первом случае – условие наличия активов не более 25%. Во втором – отсутствие земли в собственности.
С 2019 года процедура приватизации земельных участков стала еще проще, благодаря поправкам, внесенным в упрощенную систему оформления собственности на землю и загородную недвижимость, прозванную «дачной амнистией». Для граждан, использующих земельные наделы в садоводческих целях, предусмотрено право на бесплатную приватизацию. После окончания процедуры владелец земельного участка может распоряжаться им на свое усмотрение.
Об основаниях, способах и порядке приватизации земельного участка, в том числе для владельцев дач в садовом товариществе, можно прочесть в другой статье.
До какого года можно оформить бесплатно?
Действие «дачной амнистии» продлено до 31 декабря 2020 года. Именно до этого периода будет сохраняться право на бесплатную приватизацию садоводческих наделов.
Более детально о бесплатной приватизации земельных участков, кому она полагается и как оформляется, написано в отдельной статье.
Получение в собственность земель общего пользования в СНТ: плюсы и минусы
Какие земли общего пользования существуют в СНТ, и можно ли их приватизировать? Этими вопросами задаются многие садоводы. Земли общего пользования определяют Гражданским Кодексом РФ и п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ. К ним относят:
На территориях общего пользования могут находиться объекты, обеспечивающие удовлетворение потребности жителей определенного населенного пункта. Не исключено, что по землям в СНТ (или под ними, или по соседству), может проходить газо- или водопровод, размещаться подсобные помещения, сторожки, контора товарищества.
Сообщества располагают двумя вариантами оформления прав собственности на общее имущество:
Вариант как приватизировать земли общего пользования выбирают все члены СНТ на общем собрании:
К каждому личному заявлению необходимо приложить копию общего собрания СНТ.
При этом никто не вправе обязывать граждан к приватизации земель общего пользования. Бессрочное пользование земель не прекращается и без заявлений и желания СНТ.
Юридической практикой подтверждены несомненные преимущества переоформления земель общего пользования в собственность СНТ:
После приватизации СНТ получает право полного распоряжения землей.
Земли можно:
Граждане (члены товарищества) тоже могут воспользоваться приватизированной общей землей, взяв ее во временное пользование. Для этого необходимо обратиться к членам правления СНТ с заявлением, в котором указать цели и срок использования. Заявление необходимо подавать предварительно.
С чего начать?
В распоряжении каждого землевладельца из садового товарищества имеется один подтверждающий членство в СНТ документ – книжка садовода. Но у нее есть существенный минус – ее недостаточно для подтверждения права собственности на участок.
Поэтому первый шаг – обратиться в правление СНТ за подтверждением факта предоставления садового участка. Далее необходимо предпринять такие действия:
Способы
Приватизировать земельный надел в СНТ можно в индивидуальном порядке и коллективно. Процедура в обоих случаях не отличается, но имеет определенные недостатки и преимущества:
Коллективная
Предусматривает участие всех, без исключения, членов СНТ. Вопросами приватизации занимается председатель товарищества, или другое уполномоченное лицо. Уполномоченный действует в рамках доверенности. Остальные члены сообщества освобождены от юридических хлопот, но по завершении процедуры каждый из них получает свидетельство о праве собственности на участок.
Индивидуальная
Предусматривает участие одного из членов СНТ или любого другого пользователя земельного участка по заявительной или разрешительной процедуре. Заявительный порядок приватизации осуществляется просто. От соискателя необходимы только:
Возможные помехи
Список распространенных помех при приватизации ЗУ включает:
Кроме вышеуказанных проблем, могут возникнуть еще препятствия со стороны руководства СНТ, вызванные личной неприязнью или спорной ситуацией.
Председатель препятствует оформлению
Почему?
Самое распространенное из препятствий со стороны председателя садового товарищества, известное в юридической практике – отказ в выдаче документов, необходимых для приватизации. Напрямую руководитель товарищества денежного вознаграждения не требует, но дает понять, что справку можно получить только таким путем.
Как действовать?
Воспользоваться ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», где определены права членов садоводческих, огороднических и дачных объединений, и ст. 3, 4 ГПК РФ – подать исковое заявление в суд о нарушении прав.
4 статья ГПК РФ. Возбуждение гражданского дела в суде
Несколько дольщиков отказываются
Проблема
Несколько членов СНТ не считают необходимым переоформлять свои участки в собственность и создают этим помехи в приватизации земли остальным членам садового товарищества.
Как действовать?
Приватизировать землю в индивидуальном порядке. Для этого не требуется разрешение других дольщиков или решение общего собрания. Минус в том, что решением всех юридических вопросов придется заниматься самостоятельно, или нанимать специалиста. Плюс – что при индивидуальной приватизации процедуру не задерживают другие долевые собственники.
Этапы корпоративной регистрации ЗУ
Корпоративная приватизация осуществляется в такой последовательности:
Упрощенная система
Алгоритм совершаемых действий при приватизации по упрощенной (разрешительной системе) следующий:
Документы
Пакет документов, предоставляемый в администрацию для приватизации ЗУ:
Что писать в заявлении?
Заявление о приватизации – это обращение в письменной форме к должностному лицу, государственному органу или органам местного самоуправления. В нем заявитель раскрывает просьбу о разрешении от уполномоченных органов на приватизацию земельного участка.
Четко установленной формы заявления не существует. Обязательные сведения, которые должны присутствовать:
Сроки и стоимость
Основные расходы по приватизации земельного участка:
При оформлении в собственность садового участка дольщик должен подать в органы местного самоуправления кадастровые документы. Если они есть в архиве садоводческого товарищества, то это избавляет соискателя хлопот и дополнительных денежных затрат.
Причины отказа
Соискатель может получить отказ на свое заявление о приватизации – не беспричинно. Причины отказа разделены на категории:
К прямым отказам относятся:
Косвенные отказы:
Во избежание проблем следует предварительно проконсультироваться с юристами. Специалисты также могут взять на себя труд по сбору документов (этот этап самый сложный, самый длительный и самый утомительный, по мнению большинства заявителей).
Оспорить отказ можно в судебном порядке.
Особенности «дачной амнистии»
Оформители земли по «дачной амнистии» нужно только подготовить и подать документы, на основании которых они получат право собственности на земельный участок (перечень приведен в разделе «Документы»).
Особенностью приватизации по «дачной амнистии» является необязательность предоставления кадастрового плана. Его заменяет схема участка.
После подачи и проверки документации заявитель получает расписку от представителя органов местного самоуправления. А после окончания процедуры – становится полноправным владельцем земельного участка.
Как выйти из ТСН?
При возникновении желания или необходимости добровольно выйти из ТСН если земля приватизирована, необходимо знать, как написать заявление о выходе из садоводческого товарищества.
Документ составляют на имя председателя в двух экземплярах:
На втором экземпляре должна присутствовать отметка о получении с входящим номером. Дата регистрации заявления является датой выхода дольщика из сообщества.
Приватизацию земельного садового участка нежелательно откладывать в «долгий ящик», пока еще можно воспользоваться «дачной амнистией», максимально упрощающей процедуру. Но даже при условии сложностей в переоформлении земли, ее нужно приватизировать, чтобы не только владелец, но и его наследники могли распоряжаться наделом по своему усмотрению.
Неприватизированный участок после смерти пользователя снова возвращается в ведение СНТ и его распределяют другому лицу.
Если на неприватизированном участке есть постройки и сооружения, то землю отдают в пользование другого дольщика вместе с ними.
Приватизированный земельный участок можно передавать в наследство, продавать, сдавать в аренду, передавать в залог.