хуан миро вспаханное поле
10 самых известных картин Миро
Подборка самых популярных работ Хуана Миро.
Хуан Миро был всемирно известным испанским живописцем 20-го века. Он являлся одним из первых художников, который принял участие в движении сюрреализма. Его работы считаются предтечей абстрактного экспрессионизма, делая его частью двух доминирующих направлений искусства того времени. Вот список 10 самых значимых работ мастера.
10 самых известных картин Миро
#10 Портрет Нубиолы
Год создания: 1917
Главный герой портрета — преподаватель сельского хозяйства в школе искусств, с которым Хуан начал общаться в учебные годы. Этот портрет считается лучшим произведением раннего периода мастера, сочетающим кубизм и фовизм. В настоящее время находится в коллекции музея Фолькванг (Германия).
#9 Вспаханное поле
Год создания: 1923
Художник всегда был связан с сельским «миром», что повлияло на его загородные пейзажи. Эта картина — абстрактное изображение каталонской родины автора, а так же является первой крупной работой Миро, классифицированной как сюрреалистическая.
#8 Май 1968
Год создания: 1973
«Май 1968» изображает период гражданских волнений во Франции, связанной с рядом протестов против капитализма и традиционных институтов. Хуан Миро, который был сторонником этого движения, вдохновляется этими событиями при создании шедевра.
#7 Натюрморт со старым ботинком
Год создания: 1937
Аналогично предыдущей работе, в основе произведения лежит политическая ситуация, сложившаяся в результате гражданской междоусобицы в Испании. На полотне расположены старый ботинок, яблоко проткнутое вилкой и другие объекты, символизирующие трагичность жизни обычного человека. Эта работа показывает отчаяние и печальные последствия любой войны.
#6 Спасательная лестница
Год создания: 1940
Среди наиболее значимых работ Миро стоит выделить серию из 23 маленьких картин, известную как «Созвездия». Работа создана в период начала Второй мировой войны, а изображенная на ней лестница, в дальнейшем, часто используется художником в метафоричном смысле и переносит картины в другую плоскость, далекую от мирского реализма. Спасательная лестница, возможно, нужна для обеспечения пути художнику и зрителя от войны, геноцида и жестокости. Это самая известная работа из серии «Созвездия».
#5 Каталонский пейзаж (Охотник)
Год создания: 1924
Этот пейзаж и «вспаханное поле» являются двумя главными произведениями художника в стиле сюрреализма. Они используют символический язык, который можно встретить в последующих работах. В Охотнике скрыты масса мыслей и посылов, все из которых до сих пор не расшифрованы.
#4 Картина (Голубая звезда)
Год создания: 1927
Жгучий синий цвет, используемый в одной из самых важных картин в карьере художника, можно увидеть в последующих работах не только Хуана, но и Марка Ротко, Ива Кляйна. В июне 2012 Голубая звезда была продана на аукционе за 23.5 млн. фунтов, установив рекорд самой высокой цены на картину этого художника (по состоянию на февраль 2016).
#3 Синий II
Год создания: 1961
Среди самых нашумевших произведений мастера стоит упомянуть триптих «Синий 1/2/3», состоящий из трех огромных (355 * 270 см) картин. Все они состоят из простых фигур на синем фоне. В «Синий 2» Миро включает динамичную красную линию в левой части картины, которая контрастирует с безмятежным фоном. Именно эта часть считается самой известной из трех.
#2 Карнавал Арлекина
Год создания: 1925
Картина демонстрирует праздник, известный как Марди Гра, который начинается с соблюдения Великого поста и достигает кульминации в день перед Пепельной средой. «Карнавал Арлекина» рассматривается искусствоведами как изображение подсознания человека.
#1 Ферма
Год создания: 1922
Самая известная картина Миро, Ферма, демонстрирует каталонский загородный дом. Сам автор считает, что эта работа — ключ к его карьере, описывающая отправную точку в собственном искусстве. Это самая реалистичная работа художника. Огромную любовь к произведению выразил Эрнест Хемингуэй, который позже приобрел картину.
Самые известные картины Жоана Миро
Портрет Винсента Нубиолы (1917)
Некоторые критики склонны усматривать в этой работе влияние Винсента Ван Гога. В свое время эту картину купил у Миро его товарищ по цеху Пабло Пикассо, а в наши дни она находится в коллекции Музея Фолькванг. С Винсентом Нубиолой он познакомился во время учёбы в барселонском обществе «Cercle Artístic de Sant Lluc» в 1913 году. Нубиола был профессором земледелия в Школе изящных искусств в Барселоне.
Ферма (1922)
«Ферма» (кат. La Masia) — картина Жоана Миро, написанная им между летом 1921 года, проведённым в Монт-Ройч-дель-Камп (провинция Таррагона), и зимой 1922 года, проведённой в Париже. Это своего рода инвентаризация загородного дома, принадлежавшего его семье в Монт-Ройч-дель-Камп.
Сам Жоан Миро считал эту работу ключевой в своей карьере, охарактеризовав её как своеобразный итог всей его жизни в сельской местности. В наши дни картина «Ферма» выставлена в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, куда она была передана в 1987 году Мэри Хэммингуэй из личной коллекции Эрнеста Хэмингуэя.
Интересно, что дом, принадлежащий семье Миро и изображенный на картине «Ферма», в 2006 году был объявлен культурным достоянием Испании. После долгих лет переписки между семьёй и различными общественными учреждениями было достигнуто соглашение по созданию в нём «живого музея».
Картина Жоана Миро «Охотник (Каталонский пейзаж)» (1922) на первый взгляд выглядит чистой абстракцией, однако при более внимательном рассмотрении можно увидеть пейзаж, населенный большим колиечеством людей и животных, а также природных форм, которые в совокупности и составляют иконографию жизни и творчества Миро.
В 1923 году Миро переехал из Монт-Ройч в Париж. Этот переезд означал, среди прочего, переход от рисования непосредственно с натуры к работе в студии. Несколько лет спустя он объяснил, какое влияние это изменение места оказало на его работу: «Мне удалось сбежать в абсолютную природу, и мои пейзажи больше не имеют ничего общего с внешней реальностью…
Вспаханное поле (1924)
В картине преобладают приглушенные тона желтого и коричневого цветов. Картина разделена на три части двумя горизонтальными линиями, которые, возможно, представляют небо, море и землю. Диагональная линия наверху справа погружает угол картины в темноту ночи, в то время как остальное пространства принадлежит дню. Картина усеяна запутанной смесью форм, многие из которых имеют весьма учсловное сходство с людьми, животными и растениями.
Другой похожий на растение объект слева несет еще один флаг, французский флаг, возможно, символизирующий границу между Францией (слева) и Испанией (справа).
Натюрморт со старым ботинком (1937)
Натюрморт со старым ботинком» (кат. Natura morta del sabatot) — картина маслом, написанная Миро в 1937 году и в наши дни находящаяся в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства. Работа поступила в музей в качестве дара от Джеймса Тралла Соби в 1970-ом.
Когда началась гражданская война в Испании, Миро уехал в свой дом на Монт-Ройч-дель-Камп на некоторое время, после чего отправился во Францию. 16 декабря 1936 года он прибыл в Париж со своей женой Пилар и маленькой дочерью Марией Долорес. Семья в то время ютилась в номере маленькой дешёвой гостиницы с полным отсутствием места для работы.
В это время художнику ничего не оставалось, кроме как зарисовывать свои идеи в виде небольших эскизов. Для упражнения в технике рисунка Миро так же, как и в 1920 году, когда он приехал в Париж, пошёл на курсы Академии Гранд Шомьер. Из-за того, что у Миро не было помещения для работы, он стал работать в галерее Пьера в одном из её углов. Здесь он за пять месяцев, с января по май 1937 года, создал одну из самых странных и важных своих картин — «Натюрморт со старым ботинком».
Картина написана маслом. В ней он выразил свою боль по поводу ситуации в Испании. Художник прорисовывает вторжение зла, монстров, метаморфически уменьшает человеческую фигуру. Во время Всемирной выставки 1937 года Миро сотрудничал с республиканцами. Миро сделал очень чёткий и ясно читаемый визуальный образ, как и в картине «Помощь Испании». На той же выставке Пикассо выставил свою знаменитую Гернику.
Женщина напротив солнца (1950)
Центральная фигура (которая, предположительно, является женщиной (?) имеет голову монстра, снабженную желто-зеленым глазом, чем-то напомнающим глаз кошки. Крюковидные образования на голове могут быть руками, поднятыми в молитве. Сам образ явно навеян изображениями древних богини-матерей Средиземноморья.
На фоне этого очевидно «ночного» женского образа, мистического и слегка пугающего, красное солнце способно дать лишь холодный и тусклый свет, усугубляющий довольно мрачное настроение, возникающее при просмотре картины.
Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
«После наскальной живописи ничего великого в изобразительном искусстве создано уже не было». Хуан Миро, несостоявшийся бухгалтер
Странно, что Миро-папа, ювелир, сын кузнеца и внук изготовителя мебели – т.е. представитель семейной традиции, связанной с искусством – хотел определить Миро-сына по бухгалтерской линии. Будешь, говорит ему, всю жизнь цифры считать. Хотя сынок-то больше всего как раз рисованием интересовался. Из-за этого ужасного семейного деспотизма пришлось Миро-юноше закончить какой-то торговый техникум и даже поработать малость по профессии. Правда, папаша разрешил ему параллельно учиться в барселонской Академии изящных искусств, где незадолго до этого набирался ума сам Пикассо. Неразрешимый конфликт между счётами и палитрой разрешился благодаря тифу – Миро долго болел, а потом еще долго пребывал ослабленным и не мог регулярно составлять нормативную калькуляцию по действующим нормам. В общем, плюнул папенька и разрешил сыну стать знаменитым художником.
Миро еще поучился в частной художественной школе в Барселоне, понаделал картинок и устроил в 1917 году свою первую персоналку. Он выставил шестьдесят с лишним в основном фовистских работ – для Барселоны это тогда было круто – но ни одну не продал – для барселонцев это было еще чересчур круто.
Портрет Энрико Рикара
Но Миро не загрустил, а продолжил работу. Как обычно бывает у художников в начале карьеры, его стиль быстро изменился. Миро вступил в период поэтического реализма.
Огород с ослом
Следы телеги
В сущности, это уже были совершенно самостоятельные работы, которые гарантировали Миро место в истории испанского искусства. Поэтичности этот реализм достигает за счет большого количества мелких деталей, написанных хоть и обобщенно и декоративно, но тщательно и с любовью. Это напоминает работы мастеров Северного Возрождения, на которых тоже дотошно и любовно перечислены все мелочи, составляющие в совокупности мироздание – ведь каждую их этих мелочей создал Бог, следовательно, она прекрасна, и пренебречь ею никак нельзя. При этом видно, что Миро, как и положено авангардисту, любит в первую очередь не натуральную мелочь, наблюдаемую в природе, а ту, которая у него в картине – больно уж она у него условна, затейлива и хорошо вписана в декоративно организованную плоскость. Это обилие мелких и правильно расположенных мелочей надолго станет одним из важных формообразующих принципов в творчестве Миро. Как и наивный детский взгляд на мир.
Ну, а потом Миро, опять же, как и положено авангардисту, уехал в Париж, где познакомился с земелей Пикассо и попал на время под обаяние кубизма.
Натюрморт с кроликом
Стоящая обнаженная
Прямо скажем, кубизма тут не очень много, а тот, что имеется – это весьма своеобразный кубизм. Ну да, тут есть несколько точек зрения, есть силовые линии в пространстве. Но обилие тех же деталей (в «Кролике»), цветовая гамма и набор предметов совсем не кубистические. Петухов в кубизме не держали. Но, бог с ним, с кубизмом, он, к тому времени, к 1923-24 гг., был уже не актуален. Сюрреализм маячил на горизонте.
В те времена Миро снимал мастерскую в районе Монпарнас, на улице Бломе. Соседом был интуитивно продвигавшийся в сторону сюрреализма Андре Массон. Туда же двигался Миро. Вот его характерные работы того периода:
Вспаханная земля
Каталонский пейзаж
До сих пор еще сюрреализм в массовом сознании ассоциируется с Дали**. Но в том-то и дело, что абстрактные местами работы Миро в той же степени репрезентуют сюрреализм, что и работы Дали. Ну, сколько можно это говорить? Все, в последний раз повторяю, больше не буду.
Собака, лающая на Луну
Карнавал Арлекина
Человек, бросающий камень в птицу
Сюрреализм Миро рожден в той части бессознательного, где находятся детские и первобытные переживания – они же очень близки и похожи. Как близки и похожи онтогенез и филогенез – такие картинки, как у Миро, могли бы писать/рисовать и дети, и люди неолита. Только, в отличие от других сюрреалистов, у Миро эти переживания почти всегда позитивные. Вот редкие примеры негатива:
Мужчина и женщина перед кучей дерьма
Натюрморт со старым ботинком
Эти работы были им сделаны во время испанской гражданской войны, чем и оправдана их негативность. «Натюрморт» вообще удивителен – понятно, что он восходит к жанру vanitas, в котором иконографически обязательно изображение черепа. Здесь вместо черепа – старый ботинок, но все понятно.
Тайны и созвездия. Любовь к женщине
За пределами же этих исключений Миро миролюбив и светел. Его работы населены какими-то биоморфными гротескными образованиями, которые смешны, витальны и самодостаточны. Еще про них можно сказать, что они – архетипичны, как бы находятся в нашем подсознании и несут в себе как бы изначальную символику жизни, оплодотворения, рождения и развития. Но не смерти. Они живут в каком-то пространстве, которое благодаря разомкнутости композиции представляется бесконечным, энергично и шумно перемещаются и удивительным образом не сталкиваются. Вообще, несмотря на достаточную плотность населения на квадратный сантиметр холста, работы Миро выглядят очень гармонично и уравновешенно. Такой хорошо организованный хаос. Немного похоже на работы Кандинского и Клее. А по общему безумию фантазии они напоминают архитектуру земляка Миро Антонио Гауди.
Главные свои работы Миро сделал в 1920-30 гг. Позже он становится лаконичнее.
Крыло жаворонка, воссоединяющее с золотисто-голубым сердце мака, спящего на усыпанном диамантами лугу
Тут очень бы хотелось сказать, что визуальную лаконичность Миро компенсирует вербальной обильностью, но это было бы неправильно. Склонностью к таким многоэтажным названиям сюрреализм отличался всегда.
В 1954 году Миро получил премию на Венецианской биеннале. Бретон, совершенно в робеспьеровском стиле эпохи бури и натиска, отлучил его от сюрреализма, не без оснований заявив, что сюрреализм должен находится в конфронтации с этим тупым и скотским миром и, естественно, награждаться им не может. Миро, и раньше-то не особо участвоваший в буйной социально-политической жизни сюрреалистов, особо не опечалился. Он продолжал работать.
Как многие стареющие и напряженно трудившиеся всю жизнь авангардисты, Миро начинает выходить за рамки живописи в керамику, скульптуру и монументальное искусство. Я тут покажу только его скульптуры, а то и так картинок много.
Большое материнство
Два фантастических персонажа
Названия этой работы я не нашел – А. К.
Вот вам и непонятка, и самопрезентация, и похабство. Самопрезентация здесь – в виде легко узнаваемого стиля (похабство и непонятка – понятно где).
Бонус
Ферма
Одна из самых известных работ Миро 1922 года. Была куплена в рассрочку нищим тогда Эрнестом Хемингуэем. Во времена СССР я ее видел на обложке английского издания антисоветской книжки Дж. Оруэлла «Звероферма». Какое отношение она имеет к Оруэллу, до сих пор не понял.
Голубая звезда
Буквально на днях эта работа 1927 года была продана на аукционе Sotheby’s за 23,6 млн фунтов стерлингов, чем установила новый рекорд по бабкам для работ Миро.
Ян Стен. Кошкины танцы
Голландский интерьер
Хендрик Сорг. Игрок на лютне
Голландский интерьер-1
Ян Стен. Утренний туалет
Голландский интерьер-2
** Дали, кстати, к сюрреалистам привел именно Миро. Т.е. Дали и так бы, конечно, нашел к ним дорогу, но тем не менее.
Хуан Миро (Joan Miro). Вспаханное поле (The Tilled Field).
1923-24г. Масло, холст. Музей Соломона Гугенхайма, Нью-Йорк, США.
- таракан на работе примета
- Что значит выражение так (я) и знал