храм рождества богородицы на куликовом поле
В храме на Куликовом поле осветят воссозданный иконостас с копией царских врат XVI века
Придел Сергия Радонежского, для которого воссоздали иконостас с уникальной копией царских врат XVII века, осветят в День Крещения Руси, 28 июля, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино. Об этом сообщили в пресс-службе музея-заповедника «Куликово поле».
«В День Крещения Руси в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино будет освящен придел Сергия Радонежского. По сохранившимся изображениям мастера «Софрино» воссоздали иконостас с копией уникальных царских врат XVI века», – рассказали в музее-заповеднике РИА Новости.
Уточняется, что произведен первый этап восстановления иконостаса, далее будут созданы иконы. Сотрудники музея-заповедника совместно с тульским иконописцем Юрием Земцовым ранее отобрали на основании исторических источников 24 иконы, не противоречащие историческому описанию и православным канонам.
Восстановить исторический облик храма Рождества Пресвятой Богородицы удалось благодаря народной поддержке, отметили в пресс-службе. Сбор средств благословил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы возведен на слиянии рек Дона и Непрядвы в конце XIX века. Придел Сергия Радонежского освятили накануне празднования 507 годовщины Куликовской биты в 1887 году. Иконостас с уникальными царскими вратами XVI века прибыл в село Монастырщино в XVII веке из Донского монастыря. После прихода к власти большевиков Царские врата вывезли из заброшенного храма в Коломенское, а после Великой Отечественной войны они оказались в Государственном историческом музее.
МОНАСТЫРЩИНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ
Монастырщинский Богородице-Рождественский храм. Вид с северо-востока. |
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщине Тульской епархии
Храм стоит в 1 км от слияния рек Непрядвы и Дона.
Сказание о первом храме
То же сказание говорит что царские врата иконостаса в храм были подарены преподобным Сергием Радонежским.
Деревянная Богородице-Рождественская церковь
Каменный храм
В 1865 году на месте старого храма была заложена каменная церковь. Архитектором нового храма стал А. Г. Бочарников. Строительство растянулось на годы, так как велось на средства местных прихожан. В 1867 году был выстроен придел во имя Архистратига Михаила, освященный 23 октября 1869 года, где и проходили службы. В 1875 году была построена колокольня. В 1879 году приступили к сооружению главной части храма. Летом 1880 года, когда шла подготовка к празднованию 500-летия Куликовской битвы, было решено обнести оградой место старого погоста, на котором, как предполагалось, были захоронены погибшие в Куликовской битве. Внутри ограды были устроены две часовни, отметившие места престолов старой деревянной церкви. Накануне 500-летнего юбилея газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы,» после чего на церковь стали поступать пожертвования от многих лиц, начиная с самого императора Александра Александровича. Иконостас был сооружен по проекту Н. В. Султанова. Наружные работы по сооружению храма были закончены в 1884 году. Для обогрева храма были изготовлены две круглые железные печи, приспособленные для топки углем. В трапезной церкви был сделан новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского, освященный архиепископом Тульским Никандром 7 сентября 1887 года. Из-за нехватки средств к внутренним работам приступили в 1890 году, и лишь в 1894 году законченный храм был освящен.
После завершения строительства церкви в ней стали проводить регулярные панихиды по погибшим воинам. В 1899 году при храме была построена церковно-приходская школа. С 8 сентября 1901 года стал проводиться регулярный крестный ход от храма до колонны-памятника Дмитрию Донскому на Красном холме. В церкви сберегались старинный потир и дискос с медной звездицей, а также Евангелие 1605 года.
Советский период
В 1930-е годы храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или растащены местным населением, а помещение храма стало использоваться местным колхозом под зерновой склад.
В 1977 году в связи с подготовкой 600-летнего юбилея битвы архитектором О. В. Череватой был выполнен проект реставрации храма и школы рядом с ним. В 1978-1979 годы была проведена реставрация. Работы были выполнены неполностью, однако это не помешало в здании церкви открыть выставку художественных работ, которая в скором времени была закрыта, и здание осталось пустым.
Монастырщинский Богородице-Рождественский храм. Вид с запада. |
Возрождение церковной жизни и музеефикация
В 1997 году здания храма и приходской школы были переданы Государственному музею-заповеднику «Куликово поле,» чем было положено начало формированию нового музейно-мемориального комплекса, открытого 19 сентября 2000 года. Одновременно, с 1990-х годов храм был в совместном пользовании общины верующих и музея. В 2001 году храм повторно освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II [1]. К 625 годовщине Куликовской битве была полностью восстановлена звонница храма.
Архитектура
Кирпичная церковь в духе эклектики, односветный одноапсидный четверик под восьмериком, грани которого завершены закомарами, с трапезной и колокольней.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Монастырщино)
Мiръ Россия Тульская область село Монастырщино Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Монастырщино)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1884 году по проекту архитектора Александра Бочарникова. Закрыт в 1930-е годы, в здании располагался склад, потом музей. Находится в совместном использовании с музеем «Куликово поле».
Содержание
История [ править ]
С момента своего создания храм в селе Монастырщина обладал исторической ценностью, как памятник времен Куликовской битвы.
По преданию, на месте села Монастырщина русские воины хоронили погибших в битве товарищей. На месте захоронения тогда была возведена деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, а Царские врата иконостаса для храма были подарены преподобным Сергием Радонежским.
Строительство каменного храма по проекту архитектора Александра Бочарникова началось в 1850 году и продолжалось многие годы, так как велось на личные средства прихожан – небогатых местных жителей.
В период с 1867 по 1875 годы здесь был сооружен придел во имя Архистратига Божия Михаила и колокольня. Но строительство главной части храма из-за отсутствия средств было продолжено лишь в 1879 году.
Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) российская газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей числились император Александр II, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля.
После завершения строительства церкви в 1884 году здесь стали совершать регулярные панихиды по погибшим воинам. С 1901 года от храма Рождества Пресвятой Богородицы и «могил воинов» в день Куликовской битвы стал проходить крестный ход до памятника-колонны Дмитрию Донскому на Красном холме.
В 1930-е годы храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены, помещение храма стало использоваться под склад.
Здание было отреставрировано к юбилею Куликовской битвы в 1980 году и занято музеем.
Богослужения возобновились в 1990-е годы.
Современное состояние [ править ]
Находится в совместном использовании с музеем-заповедником «Куликово поле», постоянного прихода не имеет.
Музей-заповедник «Куликово поле» и Тульская епархия выступили с инициативой по сбору средств на восстановление придела Сергия Радонежского с царскими вратами XVI века.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тульская область, Кимовский район, село Монастырщино.
Паломнику [ править ]
Божественная литургия служится в 9.00 в воскресные дни, памятные даты воинской славы, двунадесятые праздники.
Музей «Куликово поле» объявил о воссоздании храма Рождества Богородицы
Государственный музей-заповедник «Куликово поле» выступил с инициативой возвращения исторического облика храму Рождества Богородицы в селе Монастырщино, построенного рядом с местом погребения павших русских воинов, и объявил всероссийский сбор средств на его воссоздание, сообщает РИА Новости.
Речь идет, прежде всего, о воссоздании придела преподобного Сергия Радонежского с копией древних царских врат XVI века в храме Рождества Богородицы. Как отмечает агентство, уже есть реставраторы, готовые выполнить эти работы.
«Это историческая реликвия, которую надо вернуть, воссоздать, дабы люди, приезжающие на Куликово поле со всей страны, увидели тот храм Рождества Богородицы, который был до 1933 года (время закрытия храма)», — цитирует агентство директора музея-заповедника Владимира Гриценко, выступившего на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
Храм Рождества Богородицы на Куликовом поле
Сам храм Рождества Богородицы, построенный на земле митрополитов Сарских и Подонских (впоследствии Крутицких), упоминается в письменных источниках после 1676 года. Однако в народном предании сохранились сведения о более древней деревянной церкви, существовавшей в селе Монастырщино. Тот первый храм возник по воле князя Дмитрия Донского сразу после Куликовской битвы недалеко от могилы погибших воинов.
В конце XVII века земли села Монастырщино и деревянная церковь были приписаны к Донскому монастырю. Оттуда на Куликово поле и прибыл уникальный памятник древнерусского искусства 50-60-х годов XVI века — деревянные царские врата, которые находились там до момента строительства нового каменного храма в Монастырщине в 1865—1884 годах.
Царские врата имеют высокую художественную ценность: их поверхность покрыта липовыми досками с мелкой резьбой, сами врата имеют стрельчатую форму, что необычно для древнерусского искусства XVI века; нехарактерны для этого периода и «кивотцы», в которые помещались изображения святых.
21 сентября Православная церковь отмечает праздник Рождества Богородицы, по светскому календарю совпадающий с Днем воинской славы России.
В дальнейшем храм несколько раз перестраивался, а чудом сохранившиеся на чердаке и отреставрированные в 1885 году врата вместе с иконостасом вновь вернулись в придел прп. Сергия Радонежского в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Но в 1933 г. знаменитый реставратор П.Д. Барановский вывез врата (без иконостаса) в новообразованный музей «Коломенское», а после эвакуации во время войны они оказались в хранилищах Государственного исторического музея, где и пребывают до сих пор.
Храм Рождества Богородицы, не действовавший в советское время (его помещения использовались местным колхозом), был передан в 1997 году музею-заповеднику «Куликово поле», чем было положено начало формированию здесь нового музейно-мемориального комплекса. Одновременно с 1990-х годов храм был в совместном пользовании общины верующих и музея, и в 2001 году его повторно освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Воссоздание святыни всем миром
Как отметил на пресс-конференции заместитель директора музея по науке Андрей Наумов, в данном случае организаторы акции продолжают уже сложившуюся историческую традицию.
«Все наши храмы, памятники на Куликовом поле создавались не только за счет средств местных помещиков и крестьян — это были всероссийские акции. И храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино, и храм Сергия Радонежского на Красном холме, и колонна Дмитрия Донского — православные святыни создавались всем миром, там были сотни и сотни жертвователей по всей России, которые принимали участие в создании этих памятников. И мы следуем этой традиции», — приводит РИА Новости слова А. Наумова.
Фото: Alexxx Malev (CC by-sa 2.0) В отношении финансирования новой всероссийской акции директор музея-заповедника сказал: «Мы пришли к вам, чтобы эта акция приобрела своих сторонников, сейчас у нас нет никакого генерального партнера по этой акции, но очень надеемся, что найдем таких, учитывая, что у нас есть уже практический реальный опыт по восстановлению святынь Куликова поля».
Объясняя определение «всероссийская» в названии акции, Владимир Гриценко заметил: «Мы считаем, что Куликово поле — национальное достояние всей России. Откуда бы ни приехали люди, они будут иметь возможность увидеть храм Рождества Богородицы, каким он был до 1933 года. Все, кто пожелает участвовать материально в этой акции, найдут на сайте музея расчетный счет, также будут проводиться разные благотворительные акции, и каждый желающий сможет внести свою лепту».
Это не первая совместная акция музея, Церкви и общественности по сохранению святынь Куликова поля. Так, в ходе акции «Колокола Куликова поля» для храмов на Красном холме и в селе Монастырщино были отлиты 19 колоколов.
При поддержке Фонда Андрея Первозванного был отреставрирован старейший монумент воинской славы России — памятник-колонна Дмитрия Донского. Фонд также поддержал начинание музея по восстановлению исторического ландшафта эпохи Куликовской битвы.
В рамках акции «Зеленая Дубрава» с 2005 года на Куликовом поле высаживаются молодые деревья на месте утраченных исторических лесных массивов.
Примером взаимодействия музея и Церкви является также тот факт, что в 2010 году музей-заповедник «Куликово поле» добровольно освободил храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля, отдав его для церковного служения. Для музея тогда возвели новое здание. Сергиевский храм был передан Троице-Сергиевой лавре и является подворьем этого монастыря.
Третий и заключительный день паломничества «Куликово поле», проводимого Федерацией мототуризма России и мотоклубом «Ночные Волки», начался в историческом месте, где 8 сентября (21 сентября – по новому стилю) 1380 года произошло победоносное для русской рати сражение с Мамаевым войском. Следуя путем воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, паломники начали свое путешествие в Троице-Сергиевой Лавре, где преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Иоанновича Московского на битву с ордынцами и дал ему в помощь двух своих иноков. Помолившись у мощей преподобного, паломники отправились в Коломну, где на Девичьем поле собиралось княжье войско, после чего проследовали на место Мамаева побоища – Куликово поле.
В Тульской области к паломникам присоединились мотоциклисты из Новомосковского подразделения «Ночных Волков»,
2.
По многолетней доброй традиции мотоциклисты даровали храму в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном холме икону Казанской Божьей Матери из Храма Покрова Пресвятой Богородицы (Сидней, Австралия), переданную настоятелем о. Самуилом (Вишневским),
6.
и икону св.Ангелины Сербской из монастыря Крушедол (Фрушка Гора, Сербия). С благословением и на память о поездке Ночным Волкам подарили иконы преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского.
7.
Почти сто лет прошло от замысла храма Сергия Радонежского до его появления на Красном холме на Куликовом поле. Еще в 1820-х годах генерал-губернатором А.Д. Балашовым предполагалось возведение такого храма в рамках мемориального комплекса. В предварительно одобренном проекте архитектора А.П. Брюллова тоже присутствовал храм в честь Сергия Радонежского, но при повторном рассмотрении плана строительства император Николай I упростил его, оставив только мемориальную колонну Димитрию Донскому.
9.
В начале 20-го века вопрос о возведении храма в честь преподобного Сергия вновь возник. Местный помещик граф А.В. Олсуфьев пожертвовал землю под строительство, а епископ Питирим, испросив разрешение на возведение храма у Синода и царя, так же получил от Николая II его личное щедрое пожертвование в размере 5 тысяч рублей золотом.
10.
В течение нескольких лет проект будущего храма неоднократно перерабатывался архитектором А.В. Щусевым, и, наконец, в 1913 году было начато строительство, закончившееся в трагичный для страны 1917 год. В годы гонений на церковь храм не закрывался и даже находился под охраной государства. Богослужения проводились вплоть до 1940, после чего храм все же был закрыт, а в его стенах устроена художественная выставка, посвященная 560-летию Куликовской битвы. Граф Олсуфьев, благодетель и мужественный защитник православных святынь, разделил свою судьбу с другими невинно убиенным за веру в ХХ веке.
Храм избежал поруганий от богоборческой власти и не подвергся разрушениям от фашистских захватчиков, но потерпел разорение от своего же народа, который варварски растаскивал кровлю и пол. Вспомнили о поруганной святыне к 600-летней годовщине Куликовской битвы. Тогда началась реставрация и восстановление музейного комплекса, а в 1992 году в храме преподобного Сергия Радонежского возобновились богослужения.
12.
Куликовскому сражению предшествовала битва на реке Воже, в которой войско князя Димитрий Иоанновича разбило ордынцев под предводительством мурзы Бегича. Это поражение, а так же стремление упрочить свои позиции в Орде, которая уже не первый год страдала от своих междоусобиц, стали причинами выступления Мамая против Димитрий Московского. Мамая рассчитывал на поддержку своих союзников литовского князя Ягайло и Олега Рязанского, но в решающем сражении они так и не приняли участие.
15.
16. Благословение князя Димитрия Московского преподобным Сергием Радонежским и отправление ему в помощь Александра Пересвета и Андрея Осляби.
В день празднование Рождества Пресвятой Богородицы 150-тысячное войско московского князя вышло на поле близ слияния Дона и Непрядвы против такого же по численности войска ордынцев. Битва началась с поединка двух богатырей.
17. Поединок Пересвета с Челубеем.
«И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять – такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон. И много руси было побито татарами, и татар – русью» (из Летописной повести о Куликовской битве).
Ордынское войско атаковало. Выбранная русскими воеводами позиция не позволяла Мамаеву войску обойти и окружить русские полки. Однако ордынцам удалось смять русский сторожевой полк. Иноземцы стали прорывать левый русский фланг и устремились в тыл большому полку. Однако здесь им путь перекрыл перестроившийся Большой полк и резервные отряды. Затем неожиданно на татар обрушился многочисленный Засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Дмитрием Боброком-Волынским. Войско Мамая бежало, сметая собственные подкрепления.
Согласно преданию, потерпев поражение Мамай, вынужденный спасаться бегством, воскликнул: «Велик Бог христианский и велика сила Его!»
Великий князь Димитрий, получивший с тех пор прозвище Донской, не стал преследовать Мамая. У реки Калки остатки Мамаева войска были вторично разбиты ханом Тохтамышем.
Самого же великого князя спасло от смерти то, что он поменялся доспехами с Михаилом Бренком. После сражения воины долго искали своего князя и обнаружили его без сознания, придавленного деревом.
18. Бегство Мамаева войска после выступления засадного полка князя Владимира Андреевича и воеводы Дмитрия Боброка-Волынского
Рассказ о Куликовской битве экскурсовод закончила стихами иеромонаха Романа, написанными им в 1994 году в скиту Ветрово:
«Вся Россия стала полем Куликовым.
Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?
Но не слышно клича Дмитрия Донского,
Некому отчизну нашу защитить.
И зовут к покаянью перед вражьим мечом словоблуды,
И в князья норовят, кто в холопах седины стяжах.
Да разыдется тьма! Умолчите, иуды!
Бог не в силе, а в правде, правда в верных сердцах.
Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.
И за Веру, за Русь станем все, как один.
Нет ни Сергия ныне, ни князя Донского,
Только образ Пречистой, да Спас впереди!»
В башне Сергия Радонежского на стенах изображены сюжеты из жития преподобного:
— пустынножительство Варфоломея на холме Маковец, разделение пищи с диким медведем и устроение Троицкой обители
22.
— поклонение преподобного Сергия епископу Стефану Пермскому.
Однажды проезжая мимо обители в Москву, епископ очень спешил. Тогда он решил навестить монастырь на обратном пути, а пока остановился на дороге напротив обители, помолился и мысленно благословил Троицкого игумена и его братию. Сергий Радонежский в этот момент находился на трапезе. Услышав обращение духовного брата, он встал из-за стола, произнес молитву, совершил земной поклон и благословил епископа в ответ. Братия сначала недоумевала происходящему, но узнав в чем дело, дивилась прозорливости и духовному зрению преподобного.
23.
— чудо исцеления болящего мальчика, которого отец принес к преподобному как к последней надежде.
Отец прошел с ребенком на руках долгую дорогу, но когда достиг обители, мальчик испустил дух. Опечаленный мужчина, оставив дитя у преподобного, стал готовить все необходимое для похорон. Когда он вернулся с гробом, мальчик по молитвам преподобного был жив.
24.
Перед отправлением в Москву, где у мощей преподобных воинов-схимонахов предстояло завершиться паломнической поездке, паломники помолились в храме преподобного Сергия Радонежского.
26.
28. икона Страшного Суда
35. преподобный Андрей Ослябя, преподобный Сергий Радонежский и преподобный Александр Пересвет
49. Фотоизображения работ художника Павла Рыженко
Побывав на Куликовом поле, где завершилась земная жизнь преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, и помолившись в храме преподобного Сергия Радонежского на Красном холме,
54.
паломники отправились в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, чтобы поклониться покоящимся там мощам святых.
55.
Симонов монастырь и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Феодором по благословению своего дяди и наставника Сергия Радонежского. Игумен Троицкий видел в благочестивом иноке своего будущего преемника, но однажды Феодор поделился с преподобным своим сном, в котором юноше явилась Пресвятая Богородица и повелела отправиться из Троицкого монастыря и основать новую обитель. Получив благословение у преподобного Сергия, узревшего в этом промысел Божий, и испросив разрешение у митрополита Алексия, Феодор начал искать подходящее место для устройства пустыни. Таким местом стал живописный высокий берег Москвы-реки недалеко от Крутиц. Преподобный Сергий сам осмотрел выбранную для новой обители землю. Помолившись о благословении и помощи в строительстве храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, он вместе с Феодором заложил крест на месте будущего соборного храма.
В 1370 году Феодор и несколько отправившихся с ним иноков возвели деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Среди густых лесов они обрели уединенное место для молитв и общения с Богом. Но как ни была сокрыта пустынь от людских глаз, вскоре к месту подвизания стали приходить жаждущие совета и молитвенной помощи. Возросшая слава и внимание были в тягость для преподобного Феодора, и он тайно от всех отправился искать новое место для пустынножительства. Но так и не найдя такого, он вновь вернулся к прежнему месту. Однако, желая не раскрывать своего возвращения, преподобный Феодор поселился не в самой обители, а на некотором отдалении от нее. Но не хотевшие расставаться со своим наставником ученики вскоре обнаружили деревянную келью своего любимого учителя и испросили разрешения подвизаться вместе с ним. Видя, как стремительно разрастается новая обитель, преподобный Феодор и Сергий испросили разрешение у великого князя на устройство Ново-симоновского монастыря и благословение у митрополита Алексия на возведения храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.
57.
В храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы начинали свой духовный путь преподобные Кирилл Белозерский и Ферапонт Можайский (Белозерский). После того, как преподобный Феодор был хиротонисан в архиепископа Ростовского, Кирилл был его преемников до тех пор, пока ему не явилась Пресвятая Дева и не указала новое место, куда он должен отправиться для совершения монашеского подвига и спасения души.
После завершения строительства Успенского храма в Симоновом монастыре в 1404 году Богородице-Рождественская церковь стала скитской, в которой подвизались старцы-молчальники.
В 1509 году на месте деревянной церкви итальянским зодчим Алевизом Фрязиным (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) был воздвигнут каменный храм. В Смутное время церковь пострадала от польско-литовских интервентов, а во время Отечественной войны 1812 года – от наполеоновских войск.
В 1846 году церковь была расширена, а так же построена новая колокольня. Расширение трапезной привело к тому, что могилы схимонахов Пересвета и Осляби оказались внутри трапезной. К празднованию 500-летия со дня Куликовской битвы над мощами преподобных воинов-схимонахов была установлена чугунная сень каслинского литья, а на средства военно-морского ведомства были изготовлены драгоценные лампады. Все это было утрачено в начале ХХ века.
В богоборческие годы храм был закрыт, а на его месте появился компрессорный цех завода «Динамо». Надгробие над могилами Осляби и Пересвета сдали на металлолом за 317 рублей и 25 копеек.
59.
Постепенное восстановление началось с демонтажа цеховых моторов в символичный для храма год – накануне годовщины 600-летия Куликовской битвы. Инициатором возрождения храма и спасения его от оккупации компрессорным цехом стал художник Павел Корин. После его открытого письма из храма исчезли моторы, а церковь была временно передана музею. В 1989 году храм был возвращен верующим, и усилиями общины началась его постепенная реставрация.
62.
63.
Первая Литургия после закрытия храма была сослужена в день памяти благоверного князя Димитрия Донского – 1 июня 1989 года. Сейчас над могилами Александра Пересвета и Андрея Осляби установлена дубовая сень – точная копия спуда 1880 года.
64.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове паломников встречал протоиерей Сергий (Соколов). Евгений Строгов передал в дар храму икону прп.Сергия Радонежского и св. Дмитрия Донского из Храма Сергия Радонежского на Куликовом Поле и икону св.Параскевы Сербской (Светы Петки) из храма Св.Петки в Белграде.
65.
Отец Сергий подарил мотоциклистам икону святых защитников Отечества – преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, чьи честные мощи покоятся под спудом поблизости с могилами других воинов, павших на Куликовом поле, и насельников Симонова монастыря.
66.
Сергей Романовский, общественный деятель и вице-президент МБФ «Дети Солнца», передал отцу Сергию для прихода книги протоиерея Федора Конюхова «Крымская война. Оборона Севастополя».
Отец Сергий и мотоциклисты отслужили молебен у мощей преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.
70.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы, где покоятся честные мощи героев Куликовской битвы, завершилась паломническая поездка «Куликово поле» во славу преподобных воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби. Пройдя около 800 километров за три дня, паломники посетили святые обители и исторические места, связанные с памятью преподобных защитников Руси и православной веры, стремясь получить благодать Божию и вернуться обновленными.
82.
Сердечно благодарю Евгения Строгова, мотоклуб «Ночные Волки», Федерацию мототуризма России, Анну Комарову и всех участников паломнической поездки за возможность побывать в святых обителях и напитаться благодатью от соприкосновения со святынями и по милости Божией. Большое спасибо за поездку, Божией помощи и Покрова Пресвятой Богородицы! Так же желаю всем нам душеполезно провести Страстную Седмицу и с преисполненным радостью сердцем встретить светлый праздник Воскресения Христова! Ангела Хранителя и всех благ!