храм нептуна марсово поле
«Храм Нептуна»
Минувшей зимой особенно много споров и обсуждений вызвал тот факт, что реставраторы спилили засохшую сосну у Храма Нептуна. Одним из главных аргументов защитников сосны было то, что новое дерево в этом месте не приживется из-за скального берега. После восстановления павильона реставраторы высадили две сосны по обе стороны от Храма.
Напомним, сосна справа от павильона была утрачена еще в советское время.
И сейчас можно уверенно говорить, что вопреки прогнозам саженец на месте спиленной сосны хорошо прижился. Чего нельзя сказать о деревце справа, на днях засохший саженец убрали.
На следующий год реставраторы будут вновь решать этот вопрос в соответствии с гарантийными обязательствами.
Воссоздание Храма Нептуна в Монрепо завершено. Павильон выполнила и безвозмездно подарила парку петербургская компания «ЛВЛ Конструкции». Напомним, воссоздание Храма планировалось осенью 2017 года, но из-за дождливой и ветреной погоды постройка была законсервирована
http://parkmonrepos.org/content/hram-neptuna-zakonservirovali
Прекрасный белоснежный красавец, возвышающийся на фоне проплывающий облаков, уже стал одним из самых притягательных мест парка.
Необходимо также добавить, что для завершения облика у подножия храма будет немного подсыпан грунт. Кроме того, на днях около Храма Нептуна высадили две сосны из российского питомника. Высота деревьев 2,5-3 метра. Сосны посажены максимально близко к историческому месту, лишь немного выступают вперед.
Найдены хорошие посадочные места с грунтом, там, где нет выходов скалы.
Исторически, кроме сосен около Храма Нептуна росли ели. Елочки высадят после того, как будет выполнено берегоукрепление полуострова. Скорее всего, новые посадки произведут уже весной 2019 года.
В минувшие выходные компания «ЛВЛ Конструкции» приступила к последнему этапу по восстановлению Храма Нептуна.
Напомним, в декабре минувшего года из-за неблагоприятных погодных условий строители были вынуждены остановить работы и законсервировать Храм.
http://parkmonrepos.org/content/hram-neptuna-zakonservirovali
Как рассказал тогда генеральный директор компании Александр Минин, на весну осталась » мелкая, но самая кропотливая работа: установка декоративных элементов, лестницы, арки в центре и пр.»
Сегодня в музей-заповедник «Парк Монрепо» заехали первые рабочие.
Напомним, заказчиком проекта реставрации Монрепо выступил Фонд инвестиционных строительных проектов г. Санкт-Петербурга (ФИСП). В начале мая ФИСП подписал контракт на сумму 1, 989 млрд. рублей с АО «ПО «Возрождение», компанией выигравшей тендер. Однако, поскольку парк Монрепо является не только историко-архитектурным, но и природным заповедником, чтобы начать работы, необходимо было получить множество различных согласований из различных ведомств.
Свершилось то, чего все ждали много лет – реставрация легендарного парка Монрепо началась!
Пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»
Парк Монрепо не будет закрываться на период реставрации. Это принципиальное решение было подтверждено на первом рабочем совещании, где присутствовали представители: заказчика – Фонда инвестиционных и строительных проектов (ФИСП), подрядчика – петербургской компании «Возрождение», проектировщика – «Литейной части-91», технадзора и пользователя – администрации музея-заповедника «Парк Монрепо».
Напомним, на днях стало известно, что тендер на проведение реставрационных работ выиграла петербургская компания «Возрождение».
Участники встречи прошлись по парку, обсудив возможные этапы работ (ландшафтные, строительные, реставрационные, новое строительство). По мнению подрядчика, в первую очередь нужно строить административно-бытовой корпус и стоянку для машин, которую будут использовать сами рабочие. Впоследствии в административно-бытовой корпус переедет администрация парка и все технические службы, а закрытая стоянка будет использоваться для садовой техники парка.
Однако, до того как подрядчик сможет преступить непосредственно к работам, необходимо получить несколько разрешений, начиная от экологических согласований и заканчивая департаментом по охране памятников. Причем, подрядчики должны будут получать согласования на каждую новую площадку. Контроль достаточно строгий. Согласования необходимы даже для того, чтобы разместить на территории музея-заповедника строительный городок с вагончиками-бытовками и площадкой для складирования строительных материалов. Сейчас будет решаться именно эта задача.
По итогам встречи представили сторон приняли сразу несколько решений. В том числе, учитывая масштабность и ответственность грядущих работ, проводить подобные рабочие совещания еженедельно.
Помимо прочего, это позволит администрации парка Монрепо быть в курсе всех планируемых этапов реставрации и своевременно корректировать туристические маршруты.
Утраченные достопримечательности Выборга. Храм Нептуна
Ivbg.ru продолжает цикл публикаций об утраченных достопримечательностях Выборга. На этот раз речь пойдет о Храме Нептуна, который прежде располагался в парке Монрепо и был утерян дважды.
Деревянный павильон в части парка Монрепо был построен при Людвиге Генрихе Николаи. Подобные павильоны, имитирующие образцы античной архитектуры, в конце XVIII в. были обязательным элементом пейзажного парка.
Храм Нептуна до войны. http://ristikivi.spb.ru/albums/viipuri-monrepos-neptun.html?photo=2
Они выполнялись в камне, но чаще можно было встретить простые деревянные конструкции, называвшиеся Храмами.
Литография Ж. Жакотте из книги Das Landgut Monrepos in Finnland 1804 / Nicolay, Ludwig Heinrich von. — [Kopenhagen], 1840. Время возведения павильона Храм в Монрепо неизвестно. Из писем Людвига Николаи сыну Паулю следует, что в 1798 году проектами двух «храмов» для Монрепо занимался Джузеппе Мартинелли. Одновременно с этим велись работы по подготовке участков парка, предназначенных для строительства.
Храм Нептуна до революции
На полуострове, который сейчас называется полуостровом Нептуна, расчищали землю от камней и возводили террасу со стороны острова Людвигштайн. Естественная растительность на участке была прорежена, но отдельные старые ели были сохранены.
На террасе рядом с Храмом Людвиг Николаи решил разместить мраморную скульптуру, изображающую Нептуна. Она была установлена на постаменте, украшенном фигурами дельфинов. Позже скульптурное изображение Нептуна или Юпитера было перенесено в пространство Храма вместе с постаментом, и павильон стали называть Храмом Нептуна.
Храм Нептуна сохранился в годы Второй Мировой войны, однако в 1940-х годах он уже был в очень ветхом состоянии. В 1948 году павильон был разобран.
Фото: http://www.viipuri2000.vbg.ru/lankinen/neptun_temple_ru.htm
Восстановление Храма Нептуна в 1999 году осуществлено по инициативе общественной организации “Pro Monrepos” (Финляндия).
Фото: http://www.viipuri2000.vbg.ru/lankinen/nept2.jpg
Это была вторая совместная работа музея-заповедника и “Pro Monrepos” по реконструкции парковых объектов.
Фото: http://www.viipuri2000.vbg.ru/lankinen/nept2.jpg
Однако восстановленный Храм Нептуна простоял недолго.
Восстановленный в 1999 г. павильон утрачен в результате пожара в ночь с 6 на 7 июня 2011 г.
Фото: http://vyborg-press.ru/articles/7878/
В ночь с 6 на 7 июня, в 3 часа 57 минут на пульт пожарной охраны поступил звонок жителя Кировских дач. Звонивший сообщил, что в парке Монрепо горит беседка. На поверку оказалось, что горела не беседка, а Храм Нептуна. Горел сильно и быстро. Оперативно прибывшие огнеборцы не смогли справиться с пожаром. Строение было уничтожено огнем в считанные минуты, его полыхающие колонны рухнули от струй воды из пожарных рукавов, писали в июне 2011 года «Выборгские Ведомости«.
Храм Нептуна (Рим)
Храм Нептуна ― ныне утраченное древнеримское культовое сооружение, посвящённое богу морей Нептуну. Располагалось на Марсовом поле возле Цирка Фламиния в Риме.
1. История
Храм Нептуна был окончательно построен в 220 г. до н. э., хотя самое раннее упоминание о нём относится к 206 г. до н. э., касающееся его дверей и алтаря. Новое культовое сооружение было построено по заказу консула Гнея Домиция Агенобарба в честь его победы в при Битве при Филиппах над флотом Гнея Домиция Кальвина: вполне возможно, что полководец поклялся возвести храм в честь Нептуна накануне битвы, надеясь на поддержку этого божества. Консул начал строительство храма через некоторое время после своего возвращения в Рим в 32 г. до н. э. и поместил в внутрь храмы скульпторы работы Скопаса, которые изображали Нептун, Фетиду и Ахилла, окружённых нереидами, тритонами и морскими монстрами. Неизвестно, какое время функционировал храм после своего открытия, но если он и использовался до IV века, он должен был быть закрыт во время гонений на язычников в поздней Римской империи.
Большой фриз, известный как Алтарь Домиция Агенобарба, изображает обряд очищения lustratio римской армии и морской тиаз. Вероятно, он был размещён в Храме Нептуна. Ныне часть его находится в Лувре в Париже и Глиптотеке в Мюнхене.
Долгое время господствовало мнение о том, что церковь Сан-Сальваторе-ин-Кампо была построена на фундаменте храма, но эта церковь, вероятно, слишком далека от бывшего Цирка Фламиния, чтобы это было правильно.
Храмы Нептуна
Посейдон – бог моря в древнегреческой мифологии. Ему подчинялась водная стихия, причём пресные источники тоже находили в ведении бога, а не только море. В Риме Посейдон был известен как Нептун, и со временем оба божества слились в одного.
Из-за того, что вода была жизненно важным элементом, культ Посейдона был очень распространён в Элладе. Море тоже играло большую роль в жизни греков. Храмы бога Нептуна встречались во многих городах. Сейчас сохранилось не так много архитектурных памятников, посвящённых Посейдону, но каждый очень значим для истории.
Храм на мысе Сунион
Храм на мысе Сунион на юге Аттики.
Храмы бога Посейдона были многочисленными, упоминания о них часто встречаются в тексте. Одно из самых известных и при этом сохранившихся – это святилище, которое когда-то было построено на мысе Сунион на юге Аттики. Аттика – это область на юго-востоке Центральной Греции. Она соединяет Балканский полуостров и острова Эгейского моря (Греческий архипелаг). Датой окончания строительства здания считают 440 г. до н. э.
Руины храма Посейдона на Сунионе
Значение мыса Сунион
Мыс Сунион или Суний (как его в основном называют сами греки) был стратегически важной точкой с древних времён. Это место считалось священным, причём дело было не только в том, что святилище Посейдона тут входило в храмы бога Нептуна с особым значением. Здесь сходились культы самого Посейдона и Афины Паллады. У последней даже имелся собственный храм на мысе.
Афина и Посейдон издревле соперничали за обладание Аттикой. Очень известна легенда о том, как во время борьбы за Афины Посейдон создал коня и солёный источник, а Афина – оливу.
В результате победу присудили Афине. За это бог морей хотел даже наслать наводнение, но его остановил Зевс.
У многих авторов описывается или упоминается этот мыс с храмом. Например, в «Одиссее» Гомер напрямую называет его «священным». Одно из описаний принадлежит также географу Павсанию, однако он в своих текстах спутал храмы бога Посейдона и Афины. В результате храм Посейдона считали местом поклонения Афины, в то время как само святилище Паллады к тому моменты было перевезено на городскую площадь города Афины.
Храмы бога Нептуна и богини Афины на этом утёсе представляют большой исторический интерес. Сам Сунион сохранил множество археологических памятников, крепость, здания. Там были найдены курос (большая мужская статуя, в данном случае около трёх метров), гробницы.
Всего до мыса от Афин нужно преодолеть 70 км., причём это очень живописная дорога, пролегающая у залива Сароникас. Поэтому Сунион и его архитектурные памятники привлекают большое внимание.
Вид на храм Посейдона и мыс Сунион.
Храмы бога Посейдона особенно часто посещались людьми, которые так или иначе были связаны с морем. Это в первую очередь мореплаватели, возносившие молитвы о спокойном море и попутном ветре. Не меньше зависели от переменчивого нрава стихии и рыбаки. На Сунионе жило немало людей подобной профессии.
Также на мысе поселились и земледельцы, причём Посейдон как бог источников и пресной воды был важен и для них. Можно проследить его связь с земледелием в том плане, что именно земля, напитанная водой, давала всходы. Посейдон же мог дать эту влагу.
Для Афин Сунион был стратегически важным пунктом на море. С него контролировали пути Эгейского моря, ведь мыс позволял обозревать все стороны света на многие десятки километров. Во время Пелопоннесской войны мыс позволял доставлять провизию в Афины.
Вид на храм Посейдона и мыс Сунион.
История храма с мыса Сунион
Храм, расположенный на Сунионе, пережил несколько этапов. Согласно текстам Гомера, первое святилище там существовало ещё в VIII в. до н. э. В VII-VI в. до н. э. (в архаический период Древней Греции) там также находилось место поклонения, но не монументальный храм. И лишь затем появился дорический периптер.
Периптер представлял собой прямоугольное сооружение, вокруг здания (со всех четырёх сторон) находились ряды колон. Именно такой храм обычно встречался в Древней Греции в архаический и классический периоды. Считалось, что периптер произошёл от обычного дома такой же формы с очагом в центре и стал потом храмом.
Храм на мысе Сунион.
Этот храм Посейдона начал строиться в 490 г. до н. э., что совпало с годом Марафона, т.е. Марафонской битвы у одноимённого города. Тогда произошло одно из самых масштабных сражений между греками и персами на суше. Но храм простоял всего десять лет, до 480 г. до н. э., года Фермопильского сражения, в котором также сошлись древние греки и персы. Храм был разрушен ещё даже до момента, когда строительство завершилось. Известно, что колонны храма в конструкции по количеству составляли 6 и 13 по разным сторонам.
Храм, руины которого сохранились сейчас, был завершён к 440 г. до н. э. До I в. н.э. он был действующим, а в период с V по II до н. э. переживал время расцвета. В этом храме справлялись пышные празднества, куда из Афин отправлялось посольство. До нашего времени дошли здание в разрушенном состоянии и колонны.
Колонны храма на Сунионе.
По легенде, именно с той скалы, где стоит храм в Сунионе, в море бросился Эгей, увидев чёрные паруса на корабле и решив, что его сын Тесей погиб.
Храм Парфенон
Спор богини Афины и Посейдона за обладание Аттикой и, в частности, городом Афины стал одним из самых известных мифов об этих божествах. Хотя в итоге выиграла Афина, а Посейдон даже попытался наслать на Аттику потоп, Нептун всё же остался важным богом в Греции и её городах. Храм Парфенон в честь бога Посейдона не был построен только для Посейдона, он был посвящён именно Афине, но образ морского бога там тоже появляется в виде разных скульптур.
История Парфенона
Храм Парфенон в честь бога Посейдона посвящён в первую очередь противостоянию богини Афины и морского царя. Согласно легендам, спор произошёл во время праздника Скирофории. Они отмечались примерно в июне или июле.
Этот праздник ещё раз показывал близость культов Афины и Посейдона. Он произошёл от легенды о том, как жрицы Афины и жрецы Аполлона прогуливались, укрытые одним большим зонтом белого цвета. Вся процессия символизировала укрытие всходов от палящего солнца. Таким образом, праздник носил в первую очередь земледельческий характер.
Парфенон был воздвигнут в V в. до н. э., и само имя храма означает «чистый» и «дева», «девственница», т.к. Афина была богиней-девственницей. Парфенон находился на вершине Афинского Акрополя, и там до сих пор сохранились остатки некогда величественного сооружения Парфенона.
Афинский Акрополь – скалистый холм с пологой вершиной, на которой и был построен Парфенон. Акрополь в Афинах был местом проживания царя, там же стояло множество храмов. Сейчас это важный исторический памятник античной культуры.
Афинский Акрополь с Парфеноном.
В нынешнее время Парфенон реконструируют, а разные модели здания храма хранятся в собраниях мира. Собрание скульптур тоже можно найти там.
Точной датой постройки храма Парфенона считают 447−438 гг. до н. э., а украшен Парфенон был в 438−431 гг. до н. э., причём в последнем случае работы велись под руководством великого скульптора и архитектора Фидия.
Парфенон начал строиться после греко-персидских войн, во время правления великого полководца Перикла. Для того, чтобы будущий храм Парфенон стал по-настоящему величественным и богатым, полным красивых скульптур, наняли самых талантливых художников и архитекторов того времени.
Архитекторами выступили Иктин и Калликрат. Первый стал автором проекта будущего здания храма Парфенона, а второй следил за тем, как Парфенон возводится на вершине Акрополя.
Интересно то, что при создании Парфенона использовались оптические иллюзии. Так, Парфенон практически не имеет прямых линий, но при этом здание кажется идеально симметричным и прямым.
Каждая деталь храма Парфенона продумана, чтобы он выглядел лёгким, правильным. Причём открыл подобные приёмы архитектор Иктин. Он же и использовал их всё время, пока проектировал Парфенон. Также храм расположен на вершине Акрополя Афин так, чтобы «вырастать» по мере приближения людей.
Парфенон в Афинах.
Украшения храма
Парфенон был создан из пентелийского мрамора, материала, который добывался неподалёку от Афин. Интересная особенность заключалась в том, что под воздействием солнечных лучшей материал со временем приобретал золотистый оттенок. Поэтому по северной части, где на поверхность мрамора попадает меньше солнечных лучей, Парфенон стал пепельно-серым.
Парфенон был декорирован под руководством известного скульптора Фидия. Скульптуры храма делятся на рельефы на фризах (горизонтальная полоса, которая венчает или обрамляет часть здания), а также на сами статуи. Были и скульптуры храма Парфенона, посвящённые Посейдону. Например, археологи нашли торс, вероятно, раньше бывший изображением этого бога.
Различные рельефы Парфенона соединены тематически, они показывают легенды Древней Греции. Именно на западном фронтоне храма (элемент, который завершает фасад, располагается между скатами крыши) показан известный спор Афины с Посейдоном. Фигуры скульптур этих богов украшают Парфенон, расположившись друг напротив друга в двух частях фронтона храма.
То, как выглядел Парфенон в этой части, сохранилось только на иллюстрациях исследователей. Они в деталях зарисовали все фигуры. Скульптуры и остальные украшения храма Парфенона тоже сохранились частично.
Западный фронтон Парфенона. Зарисовки Жара Каррея. Национальная библиотека в Париже.
Коринфия
Коринф столица Коринфии
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 2. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
В Кенхреях есть храм Афродиты и ее мраморная статуя, а за ним на плотине, идущей вдоль моря, — медная статуя Посейдона [Статуя Посейдона колоссальных размеров, с дельфином в правой руке и с трезубцем в левой, часто встречается на монетах Коринфа.]
Арголида
Темения деревня в Арголиде
Павсаний. Описание Эллады. Книга 2. 38. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
В Темении сооружен храм Посейдона и второй храм в честь Афродиты
Культ в Ахее
Эгиум город в Ахее
Павсаний. Описание Эллады. 7. 24. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
В Эгионе на морском берегу находится святилище Афродиты, за ним Посейдона
Культ в Аркадии
Орхомен деревня в Аркадии
Павсаний. Описание Эллады. 8. 13. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
Заслуживают осмотра здесь [Город Орхомен в Аркадии] источник, из которого жители получают воду, и храмы Посейдона и Афродиты; их статуи сделаны из мрамора.
Храмы Посейдона в других местах
Греция была не единственной страной, где можно было найти святилища Нептуна и Посейдона. В частности, храм есть в городе Пестум в Италии. Первоначально это греческая колония, основанная в VII в. до н. э. Причём тогда она носила название, близкое к имени Нептуна – Посейдония.
Храм Посейдона (второй храм Геры) в Пестуме, Италия.
В Пестуме есть три храма, один из них, как ранее считалось, посвящён Посейдону. Но сейчас, как показали исследования, это всё-таки храм Геры (причём второй в городе). Но всё же его по-прежнему порой называют храмом Посейдона.
Ещё один известный храм находился в Риме, Италия, прямо на Марсовом поле (центр военных упражнений, посвящался богу Марсу). Есть существуют только остатки от этого святилища, а именно большой фриз, так называемый Алтарь Домиция Агенобарба. Одно из изображений показывает морской тиаз – т.е. шествие в честь божеств.
Морской тиаз с Посейдоном и Амфитритой. Алтарь Домиция Агенобарба. Мюнхенская глиптотека, Мюнхен, Германия.
Именно на этом рельефе можно увидеть Посейдона с его супругой Амфитритой. Сейчас эта часть фриза находится в Глиптотеке г. Мюнхен в Германии.
«Храм Нептуна» в парке Монрепо в Выборге, Россия.
Дом Нептуна и Амфитриты, Геркуланум, Италия