храм на волотовом поле новгород
Российские древности: храм Успения на Волотовом поле
Храм на Волотовом поле, 2004
О храме, чьи фрески сравнивали с фресками Феофана Грека, который последовательно сжигали сами строители, шведы, немецкие войска, но который тем не менее восстанавливают, причем на деньги союза, в который некогда входил Новгород. Наш сегодняшний выпуск «Российских древностей» — о храме Успения на Волотовом поле.
В прошлом выпуске «Российских древностей» мы рассказали вам о возрожденном новгородском храме XIV века, встречающем въезжающих в Новгород из Москвы. Этот храм видно слева от дороги. А справа, если быть внимательным, можно увидеть храм, построенный семью годами позже, с почти идентичной судьбой: церковь Успения на Волотовом поле.
Это странное слово — «Волотово»
Название «Волотово» или «Волотово поле» гораздо древнее стоящего здесь храма. Что оно означает, точно неизвестно, существует несколько толкований этого названия. В древних хронографах так назывались мифические великаны и первые старейшины рода человеческого. А поскольку рядом с храмом был курган, который новгородское предание связывало с могилой первого новгородского посадника Гостомысла, а рядом будто бы хоронили вельмож и богатырей, то и все место стали называть «Волотово поле». Такое объяснение приводит митрополит Евгений (Болховитинов) в своих «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода», вышедших в 1808 году. Другая версия упоминает имя любимого в Новгороде Велеса (Волоса) — в самом городе Волосова улица до сих пор есть. Также есть толкование о том, что раньше волотами называлось племя чудь. Но, вероятнее всего, здесь было личное владение человека с дохристианским именем Волот.
swann74
Про путешествия, ориентирование и про всё
На выезде из Новгорода в сторону Москвы по каждую из сторон дороги стоят древние церкви. По правую руку церковь Спаса на Ковалеве, а по левую церковь Успения на Волотовом поле. Построены обе церкви были практически в одно и тоже время в 14 веке. И обе были до основания разрушены во время Великой Отечественной войны. Почти три года линия фронта проходила совсем рядом от города, по реке Малый Волховец. Обе церкви стояли на советской стороне фронта и были разбиты вражеской артиллерией.
Церковь Спаса на Ковалеве начали восстанавливать в 1970-е годы, а до храма в деревне Волотово добрались только в 90-е. Деньги на реставрацию частично выделило немецкое правительство. Открыли церковь в 2003.
Храм не действует, здесь по-прежнему ведутся восстановительные работы. Для того, чтобы попасть внутрь надо звонить Наталье Львовне.
Церковь стоит посреди большой и живой деревни. Со всех сторона она окружена деревенским кладбищем. Такое впечатление, что так было всегда.
Трудно представить, что двадцать лет назад здесь была только груда битого кирпича и куски штукатурки. Вообще все ближние новгородские села ужасно древние. С историей и, кажется, что с традициями. Но на самом деле никаких особенных традиций не сохранилось. Все выбили за время советской власти. Обыкновенная деревня с коровником постройки советских лет.
Как и церковь на Ковалевом поле церковь Успения была знаменита своими фресками. Развалины после войны были “законсервированы”, это значит лишь то, что их не растащили по камешку, а огородили. И вот в начале 90-х годов начали восстанавливать. Как это делалось: в течении долгих лет собирали обломки стен, вывозили в мастерские и каталогизировали. Собрали больше, чем 1,7 миллиона обломков. Потом пытались из этих старых обломков величиной в несколько квадратных сантиметров, как пазл, собирать фрески. Делали это глядя на старые черно-белые фотографии, а также рисунки.
Когда все обломки собрали, то саму церковь восстановили. Стоит теперь церковь посреди современной новгородской деревни и удивляет тем, что такую красоту построили 660 лет назад.
Про судьбу отреставрированных фресок. Наталье Львовне я не позвонил и внутрь храма не попал. Собирают фрески в пазлы с помощью специально разработанной компьютерной программы. Подробно об этом написано здесь. Но как я понял из этой статьи: все равно в основном подбор обломков друг к другу идет вручную. После таких сложнейших и трудоемких работ, мастерство реставраторов восхищает даже больше, чем оригинальные работы.
По этой ссылке можно посмотреть фотографии о том, что получается в результате реставрационных работ.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле
Церковь построена в 1352 г. по заказу архиепископа Моисея, в 1363 г. храм был расписан.
Выстроенная в ближайшем соседстве с Ковалевской церковью, церковь Успения на Волотовом поле по общей композиции была близка к церкви Николы па Липне. Это также кубического типа одноглавый храм с одной пониженной апсидой. Однако зодчий Волотовской церкви проявил много самостоятельности в поисках новых пространственных решений. Прежде всего, в Волотове подкупольные столбы значительно придвинуты к стенам церкви, что создает впечатление большей пространственной обобщенности: этому способствовало также округление нижней части столбов. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV и XV веков.
Всемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи. Стены церкви украшали около 200 композиций. В первые месяцы ВОВ памятник был разрушен. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров.
Уникальные иконы XV в. из ц. Успения представлены в экспозиции иконописи в Кремле.
Восстановление в 2001 – 2003 годах церкви Успения на Волотовом поле получило широкий общественный и политический резонанс в нашей стране и за рубежом, как один из самых плодотворных международных проектов, способствующих культурному сближению наций.
© «Новгород.ру», 1997-2021.
Великий Новгород, ул. Нехинская, д.8, тел. (8162) 60-60-06
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Церковь Успения в селе Волотово под Новгородом. Праздничный чин
¦ 30. Праздничный чин: Сретение; Преображение; Воскрешение Лазаря; Сошествие во ад; Успение
(стр. 93–98, 170–173; илл. стр. 95, 444–449)
Новгородский музей, инв. 7583, 7580, 10913, 2179, 3770
Вторая половина XV в.
«Сретение» — 90 × 58;
«Преображение» — 88 × 57;
«Воскрешение Лазаря» — 89,5 × 60;
«Сошествие во ад» — 89,5 × 59,5;
«Успение» — 90,5 × 56.
Происхождение. Из церкви Успения на Волотовом поле. В Новгородский музей поступили оттуда в 1926 г. Кроме издаваемых пяти икон тогда в церкви Успения было обнаружено еще четыре праздника: «Благовещение», «Распятие», «Вход в Иерусалим» и «Крещение» 1 (местонахождение неизвестно).
Размеры рассматриваемого праздничного ряда свидетельствуют, что иконы написаны не для волотовской церкви. Наличие «Благовещения» и «Успения» дает возможность предположить существование первоначального чина, состоявшего не менее чем из двенадцати праздников.
3 См. обмеры церкви Успения на Волотовом поле в научном архиве СНРПМ в Новгороде, № 73. Макарий ([1860], 1, с. 575) приводит размер 3 сажени 2 вершка, т. е. около 650 см.
4 Н. Г. Порфиридов. Живопись Волотова. — «Новгородский исторический сборник», 7. Новгород, 1940, с. 65.
6 Отчет Новгородской реставрационной мастерской за 1931 г. — ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 205; Дневник научной командировки в Новгород Ю. А. Олсуфьева, 1931 г. — ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 357. Л. М. Глащинская [1938] указывает иной период реставрации волотовских икон — 1936–1937 гг.
Доски липовые, каждая из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.
Сохранность. Золотой фон и красочный слой с мелкими утратами. На иконах «Сретение», «Сошествие во ад», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» не сняты поздние записи на полях, по контурам одежд и архитектуры, на нимбах. Оставлены контрольные участки поздних живописных слоев на иконе «Сошествие во ад» справа, на горке, и на «Преображении» слева, на поле.
Описание.
«Сретение». Слева Богоматерь с младенцем Христом, пророчица Анна со свитком и Иосиф с жертвенными птицами идут к храму. На пороге, у высокого кивория, стоит Симеон Богоприимец, протянув покрытые руки к Христу. С крыши храма переброшен велум к киворию на стене, замыкающей церковный двор. Надпись на фоне киноварью:
«Преображение». В центре Христос в белых одеждах с розовыми и голубыми тенями. Правой рукой он благословляет, в левой держит свиток. Фигура его окружена круглой, состоящей из четырех концентрических голубых и зеленых кругов «славой» с золотым ассистом. Слева от Христа — пророк Илья, справа — Моисей со скрижалями. Три луча, нисходящих от «славы», направлены к поверженным апостолам. Петр — справа на коленях, поднял руку; Иоанн падает, отвернувшись, с его ноги слетел сандалий; Иаков упал навзничь, закрыв лицо руками. Средняя часть «горок» — зеленая, по сторонам скалы желтые и розовые. Надписи киноварью:
«Воскрешение Лазаря». Христос в зеленовато-синем гиматии и лилово-розовом хитоне изображен с группой апостолов слева. Правую руку он протянул к Лазарю, в левой держит свиток. Лазарь и иудеи справа. Один из слуг держит пелены Лазаря, закрывая нос рукавом. Юноша отодвигает крышку саркофага. К ногам Христа припали сестры Лазаря, Мария в красном и Марфа в зеленом мафории. На втором плане горы, за которыми видна зубчатая стена. Надпись киноварная, сохранилась фрагментарно:
«Сошествие во ад». На поверженных вратах ада, на краю пещеры стоит Христос, обращенный влево. Фигура его в круглой зелено-голубой «славе» с золотым ассистом. Правой рукой Христос держит Адама, в левой — восьмиконечный крест. За Адамом стоят пророки: Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча. Ева находится справа, за ней Моисей со скрижалями и группа праведников, в том числе Авель. На втором плане горки, слева лилово-серая, справа — желтая. В пещере изображены дверные ключи, замки, пружины и топор.
«Успение». Богоматерь в лилово-коричневом мафории и зеленовато-синем хитоне лежит на ложе, у изголовья горят две свечи. Христос в охристых с золотым ассистом одеждах обратил лицо к Богоматери. В руках у него «душа» в виде младенца. Ореол Христа с сонмом ангелов, миндалевидный, наверху красный херувим. Справа и слева святители, по двое с каждой стороны, и два ангела. Перед ложем представлено чудо с неверным Авфонией. На втором плане две постройки: базилика (справа) и здание с плоской кровлей и портиком (слева).
Цветовая гамма иконы включает многочисленные оттенки сиреневых, желтых, зеленых и красных цветов. Надпись киноварная:
Моделировка ликов на всех иконах светлая, санкирь светло-коричневый, с оливковым оттенком. «Оживки» — белилами, неяркие тонкие, имеется подрумянка. Контуры коричневые.
Фон, поля, нимбы золотые; нимб Христа крестчатый. На торцовых полях розовая опушь. Поземы зеленые с орнаментом «ковриком».
Иконография.
Иконографическая схема «Сретения» 7 — Богоматерь с младенцем Христом, пророчица Анна и Иосиф находятся слева, Симеон Богоприимец — справа, алтарь отсутствует или оттеснен на второй план — подобна тому изводу, который принят
В новгородском искусстве эта схема встречается
с той, однако, разницей, что во фреске младенец изображен в руках у Симеона.
¦
7 О сюжетной основе и иконографии «Сретения» см. кат. № 11 и приведенную там литературу.
8 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 9.
10 М. В. Алпатов. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977, табл. 45.
Эта асимметричная схема «Сретения» восходит к раннепалеологовской традиции:
а также сохраняющие эту традицию росписи Югославии и Греции
в московском искусстве принимается иная, симметричная схема «Сретения», встречающаяся в новгородских памятниках —
13 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 124, 155.
Отличительным признаком волотовской иконы, по наблюдению Э. А. Гордиенко, является киворий на стене слева. Его изображение имеет символическое значение. Вместе с велумом, переброшенным от крыши базилики, киворий подразумевается как сень небесная, под которой в самом центре стоит Богоматерь с младенцем Христом. Ее фигуре отведена главная композиционная и смысловая роль, в чем выражено представление о Богоматери как об олицетворенном храме, в котором пребывает воплощенный Логос.
Ближайшая иконографическая аналогия волотовскому «Преображению» 14 —
15 Г. В. Попов. Живопись и миниатюра Москвы середины XV — начала XVI века. М., 1975, табл. 27.
В «Воскрешении Лазаря» 16 использована привычная схема, где Христос с апостолами располагается слева, иудеи и Лазарь — справа. Развитие этого типа в Новгороде может быть прослежено
Композиция волотовской иконы полностью воспроизведена
что свидетельствует о существовании своего иконографического канона в Новгороде в XV в.
16 О сюжетной основе и иконографии «Воскрешение Лазаря» см. кат. № 11.
В композиции «Сошествие во ад» 18 среди характерных для развитого XV в. черт следует отметить расположение Адама и Евы по двум сторонам, многочисленность фигур. Такая же схема принята
«Сошествие во ад» изображается уже иначе. Новгородский мастер придерживался старого образца.
18 О сюжетной основе и иконографии «Сошествия во ад» см.:
20 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 27. В иконах из Тихвина и из Благовещенского собора форма «славы» миндалевидная, а не круглая.
21 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 125, 146.
Особенность волотовского «Успения» 22 — изображение эпизода с отсечением рук Авфонии: эта сцена нередко изображается в больших храмовых или «местных» иконах и менее характерна для икон праздничного ряда. Другой особенностью является присутствие четырех святителей (Иерофея, Тимофея, Иакова «брата Господня», Дионисия Ареопагита) вместо двух или трех обычно помещаемых. Эти четыре фигуры видим в Новгороде
Схема волотовского «Успения» нашла широкое применение в Новгороде:
22 О сюжетной основе и иконографии «Успения» см.:
27 См. фотографию иконостаса церкви Двенадцати апостолов. — Фотоархив ЛОИА АН СССР. 0–491–26; II–68093; III–8756; III–477. См. также илл. стр. 256.
Как известно, на протяжении XV в. в русском искусстве происходит изменение иконографии некоторых евангельских сцен. Одни из них — «Преображение», «Воскрешение Лазаря» — получили новую форму уже в иконостасе московского Благовещенского собора 1405 г.; другие — «Сретение», «Сошествие во ад» — в иконостасе Успенского собора во Владимире 1408 г. и Троицкого собора в Загорске 1425–1427 гг.
¦ Волотовские праздники ориентируются в каждом случае не на новые, а на старые схемы, восходящие к искусству XIV в. «Успение», извод которого не дает материала для решительных суждений, также отчасти связано с памятниками XIV в. — фигуры четырех святителей. Иконы из Волотова свидетельствуют об устойчивости ранних иконографических традиций в новгородском искусстве XV в.
Датировка и атрибуция.
Иконы до сих пор остаются малоизученными. В. Н. Лазарев [1969] относит их к 60-м годам XV в. В. К. Лаурина [1970] считает волотовские иконы классическими произведениями второй половины XV в. В последних работах она определяет их как памятники 80–90-х годов XV в., перечисляя в качестве датирующих признаков «характер трактовки лица, моделировку удлиненных фигур и складок одежд» («Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974], с. 16, 57), Э. А. Гордиенко относит волотовские праздники к 50-м — 60-м годам XV в. В настоящем издании принята широкая датировка икон. В стилистической эволюции они занимают место между датированными новгородскими памятниками середины столетия и произведениями конца XV в. (ср., с одной стороны, шитье эпохи Евфимия II, фрески Сергиевской церкви 1459 г., а с другой — Софийские таблетки и иконы 1497 г. из Кирилло-Белозерского монастыря, кат. №№ 64–66).
Высокое качество волотовских икон выдает принадлежность этих памятников к мастерской архиепископского двора. Последнее подтверждается также сходством с Софийскими таблетками.
Выставки.
Литература.
¦ 52. Сретение. Преображение
70–80-е годы XV века. 90×58; 88×57. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород [7583, 7580].
Из церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. [В эту же серию икон входят «Воскрешение Лазаря», «Сошествие во ад» и «Успение».] Сохранность хорошая, кроме незначительных утрат на полях. Орнаментальная разделка позема типична для новгородских икон зрелого и позднего XV века. Показательна и более дробная трактовка лещадок горок. Все это говорит о тяготении к «украшенной» форме. В иконах первой половины XV века все более скупо и просто. Не исключена возможность, что в состав утраченного деисусного чина Волотовской церкви входила икона апостола Петра, ныне хранящаяся в Национальном музее в Стокгольме ( Kjellin H. Ryska ikoner i svensk och norsk ägo, Taf. 21). Она обнаруживает большую стилистическую близость к «праздникам». Для «Преображения» ср. таблетку из собрания П. Д. Корина ( Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина, № 5, с. 31–32, ил. 16; [ Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1977, табл. XII]).
¦
Волотово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Волотово, Церковь Успения на Волотовом поле. Первоначально была построена в 1352 году новгородским архиепископом Моисеем. Сильно разрушена в Великую Отечественную войну. Восстановлена и открыта в 2003 году.
Церковь построена в 1352 году по заказу архиепископа Моисея, в 1363 году храм был расписан. Выстроенная в ближайшем соседстве с Ковалевской церковью, церковь Успения на Волотовом поле по общей композиции была близка к церкви Николы на Липне. Это также кубического типа одноглавый храм с одной пониженной апсидой. Однако зодчий Волотовской церкви проявил много самостоятельности в поисках новых пространственных решений. Прежде всего, в Волотове подкупольные столбы значительно придвинуты к стенам церкви, что создает впечатление большей пространственной обобщенности: этому способствовало также округление нижней части столбов. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV и XV веков.
Всемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи. Стены церкви украшали около 200 композиций. В первые месяцы Великой Отечественной войны памятник был разрушен. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров. За выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия, возрождение уникального памятника отечественной архитектуры ХIV века – церкви Успения на Волотовом поле под Великим Новгородом, уничтоженного во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. художники-реставраторы Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев удостоены звания лауреатов Государственной премии РФ 2004 года в области литературы и искусства. Уникальные иконы XV века из церкви Успения представлены в экспозиции иконописи в Кремле. Восстановление в 2001-2003 гг. церкви Успения на Волотовом поле получило широкий общественный и политический резонанс в нашей стране и за рубежом, как один из самых плодотворных международных проектов, способствующих культурному сближению наций.
Село близ Новгорода, известное выдающимся памятником русского искусства — церковью Успения (1352, росписи между 1363 и 1390). Одноглавый кубический храм с двумя притворами, одной апсидой и трёхлопастным завершением фасадов (позже изменены) был выстроен из крупных каменных блоков и отличался суровой простотой и ясностью архитектурного облика. Фресковая роспись церкви включала сложные многофигурные сцены на фоне архитектурных сооружений или горного пейзажа, портретные изображения. Динамика и экспрессия композиций, одухотворённость и патетика живописной манеры, смелая обобщённость контуров, звучность и в то же время тональная гармоничность колорита слагаются в образ, исполненный высокой эмоциональной концентрации, подлинно жизненной страстности. В 1941-43 церковь была разрушена немецко-фашистскими захватчиками, восстанавливается (после 1964).
Фрески, которыми в 1363 году был расписан храм, ни разу не поновлялись, и занимали площадь порядка 350 кв. м – в общей сложности как минимум две сотни фигур и многофигурных сцен на стенах и сводах, уходящих девятью регистрами ввысь. Храм имел небольшие размеры – около 9 м от пола до сводов, 15,36 м от пола до купола, ширина стен около 6,6 м, длина – около 7,2 м, глубина апсиды – 2,1 м, её ширина – 3,6 м. Фигуры нижнего, 9-го регистра, располагались на уровне вошедшего в храм прихожанина и имели наименьшую высоту – 165 см максимум. По мере подъема вверх, изображения постепенно увеличивались – фигуры пророков в барабане купола (третий регистр) удостоились 230 см. Орнаментами были расписаны и оконные откосы, и даже старинные дубовые связи, сохранившиеся в алтаре. К началу XX века, в отличие от благополучного состояния сюжетной целостности росписей, сохранность красочного слоя оставляла желать лучшего – нижние регистры живописи за много лет покрылись слоем копоти, повсеместно наблюдалось меление красочного слоя и присутствие высолов и плесени на поверхности, а самое опасное, на некоторых участках произошло отслоение штукатурного грунта с фресками. Стенопись требовала грамотной расчистки, укрепления и реставрации.
На протяжении десяти послевоенных лет руины храма представляли собой печальный апофеоз войны. Сейчас, в наши дни, на его месте – новодел, возведенный в 2003 году. Красивый, качественный, пронзительный – но патины времени в нём нет и не будет. А тогда, в 1955 году, Леонид Егорович Красноречьев начал работы по расчистке завалов Волотова – на первых порах казавшиеся безнадежной тратой времени и сил. Территория вокруг остатков стен была освобождена от груд строительного, растительного и бытового мусора – после чего над периметром стен возвели защитный футляр четырехметровой высоты, дабы уберечь фрагменты древних фресок, оставшихся под ним, от дальнейшего разрушительного воздействия осадков, корней растений и расхищения ”черными археологами”. Уже тогда был начат кропотливейший труд по выборке вручную из завалов многочисленных осколков стенописей, которые бережно очищались и сохранялись в надежде на чудо. Мелкие пестрые кусочки штукатурки (на тот момент их было 3033) уложили в специально подготовленные лотки-контейнеры, с обязательным точным указанием конкретного места, в котором они были найдены, и оставили на хранение в фондах Новгородского музея, где они ждали своего часа.
За полвека до катастрофического разрушения, в государстве с другим названием, другим общественным строем, другим уровнем культуры, другой системой ценностей – на волне возрождающегося в то время интереса к истории, архитектуре и живописи древней Руси, в Волотове работал профессор Императорской Академии Художеств и член Археологической комиссии Владимир Васильевич Суслов, по настоянию которого в 1894-1895 годах была проведена фиксация ”на прозрачный коленкор” стенописей Успенской церкви. За два года молодым и ”очень способным к этому делу” художником-графиком Филаретом Фоминым “в высшей степени добросовестно” были выполнены 184 контурные кальки тушью и 7 копий лучших фресок в масляных красках, часть из которых опубликована в изданной Сусловым в 1911 году книге ”Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Волотове, близ Новгорода”.
Кальки с фресок стали первыми, но не единственными документально зафиксированными копиями драгоценных стенописей. В 1909-1910 годах в Волотово, участниками художественно-археологической экспедиции, организованной Петроградским университетом, осуществлялись реставрационные работы по расчистке, исследованию и (главное, внимание!) фотофиксации древних фресок. Результатом работы молодых (24-27 лет) ученых-искусствоведов – В.К. Мясоедова, Н.П. Сычева, Л.А. Мацулевича, Н.Л. Окунева – стали подробнейшие описания системы росписей, как в целом, так и описания отдельных композиций, включающие пометки о расположении, сохранности, манере живописи, текстах надписей. Но самое ценное – были сделаны 133 негатива на стеклянных пластинках размером 13 х 18 см, и полтора десятка цветных снимков, изготовленных по новейшей на тот момент технологии Autochrome Lumière.
Все упомянутые выше визуальные первоисточники – единственное, что уцелело в годы войны от стенописей Успенской церкви на Волотовом поле, близ Новгорода. Именно на них сейчас ориентируются специалисты научно-реставрационных мастерских в казавшейся поначалу безнадежной работе по возрождению из небытия древних фресок. Руководитель работ – Тамара Ивановна Анисимова, ныне заведующая Центром реставрации руинированной монументальной живописи Антоново в Великом Новгороде.
В 2001 году, благодаря финансовой поддержке немецкого правительства, начались работы по реконструкции Успенского храма – авторами проекта стали Леонид Егорович Красноречьев и Нинель Николаевна Кузьмина, в 2004 году удостоенные за свой выдающийся труд Государственной премии в области литературы и искусства. В августе 2003 года возрожденный в исторических формах XIV века храм был торжественно открыт для доступа, после чего реставраторы приступили к монтажу на стенах и столпах кропотливо восстановленных из кусочков штукатурки фресок, в тех же местах, где они были написаны изначально – в 2008 году была установлена первая композиция.
На сегодняшний день 17 живописных композиций возвращены в Волотовский Успенский храм. В работе находятся 155 из 195 изображений, до войны украшавших стены церкви. Конечно, полностью восстановленной стенописи мы никогда не увидим – но возможность полюбоваться на архитектуру и, считавшуюся утраченной, живопись возвращенного из небытия древнего храма возрождает веру в чудо…