хорошо летом в поле
Хорошо летом в поле
Спор животных (сборник). С вопросами и ответами для почемучек
© ООО «Издательство ACT», 2017
Рассказы о растениях
Заспорили деревья между собой, кто из них лучше.
Услыхала яблоня и сказала:
– Не хвастай много, дуб, что ты высок и толст, зато растут на тебе одни жёлуди! А вот моё-то румяное яблочко и на праздничном столе бывает.
Слушает их сосна и говорит:
Оказывается, каким быть листу, в большей степени решает климат и почва. Размер зависит от места обитания. Листья растений из засушливых районов обычно мелкие, а из влажных мест – крупные. Дуб растёт в умеренных широтах, и можно быть уверенным в том, что форма его листьев максимально обеспечивает процессы его жизнедеятельности.
Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.
– Дитя моё! – кротко отвечал ему лес. – Ты ещё мал и не понимаешь, что моя тень хранит тебя от иссушающего действия солнца и ветра, что без моей защиты высохли бы быстро твои ещё слабые струи. Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучей рекой. Тогда, без вреда для себя, будешь отражать ты в своих струях блестящее солнце и ясное небо, будешь безопасно играть с могучим ветром.
Трое детей выпросили у матери каждый по небольшой грядке гвоздики и дожидались с нетерпением, когда цветы распустятся, потому что на гвоздике уже показались почки.
У младшего из братьев, однако же, недостало терпения дожидаться, пока почки развернутся сами, и он, прибежав рано утром к своей грядке, расковырял сначала одну почку: хорошенькие пёстрые лепестки показались из-за зелёной оболочки. Мальчику это понравилось, и он проворно раскрывал одну почку за другою; наконец вся его грядка зацвела.
– Посмотрите, посмотрите! – кричал он братьям, прыгая от радости вокруг своей грядки и хлопая в ладоши. – Посмотрите, моя гвоздика уже цветёт, а на ваших грядках только листья да зелёные почки.
Но радость мальчика была непродолжительна. Солнце поднялось повыше, и пёстрые цветочки, раскрытые насильственно и прежде времени, печально наклонились к земле, а к полудню потемнели и совершенно завяли.
Преждевременная радость мальчика превратилась в печаль, и он горько плакал, стоя у своих увядших цветов.
Цветок – заметная, часто красивая, важная часть цветковых растений. Цветки могут быть крупные и мелкие, ярко окрашенные и зелёные, благоухающие и без запаха, одиночные или собранные вместе из многих мелких цветков в одно общее соцветие. Органы, составляющие зрелый цветок, располагаются кругами: снаружи круг из чашелистиков, затем из лепестков, тычинок и в центре – пестики. Когда цветок в бутоне, чашелистики примыкают очень плотно и защищают более нежную внутреннюю часть цветка – пестики и тычинки. Обычно чашелистики имеют зелёный цвет.
Цветы гвоздики завяли, потому что были не защищены чашелистиками, предохраняющими нераспустившийся бутон, внутри которого находятся главные части цветка – тычинки и пестик, от перегрева днём, а также от переохлаждения и повреждения холодной росой ночью. Чашелистики имеют зелёную окраску и похожи на листочки.
История одной яблоньки
Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.
Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.
Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.
Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».
Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.
Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, – думает она, – когда меня из лесу в сад перенесли», – и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.
На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.
Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».
Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.
Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.
Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.
Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!
И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.
Да, яблони можно встретить в лесу. Это может быть дикая яблоня, её иначе называют лесной. Она растёт на всей территории России: в лесах, на берегах рек и озёр. Не только плоды, но и её листья используются в лечебных целях. Большинство фруктов и ягод, произрастающих в природных условиях, в том числе и яблоки, обладают кислым вкусом. А вот сладкие плоды люди получили путём длительного отбора.
Садовник сделал прививку. Такую процедуру делают не только с яблонями, а с любыми плодоносными деревьями и кустарниками, если хотят улучшить их (оздоровить заболевшее дерево, увеличить урожай яблок, сделать яблоню более стойкой к морозам). Суть процедуры заключается в том, что к одному растению прививается стебель молодого растения, который через определённый промежуток времени прирастает к основе. Подвой, то есть дерево, к которому прививается новый побег, как правило, состоит из корневой системы и стебля. В качестве подвоя выступает стебель другого растения, на котором также расположены цветки или зрелые плоды. Цвести привитые деревья начинают только через 2–3 года, когда растение окрепнет. Ведь для образования бутонов требуется много питательных веществ.
По щучьему велению
Эта сказка была написанна ныне покойным Юрием Клинских (он же Хой),
лидером группы «Сектор Газа».
Я продолжил эту сказку.
со строки «В виде щуки», что в оригинале была с многоточием.
Жил он с матерью-старушкой
В ветхой маленькой избушкею
Бабка гнала самогон,
Запах был на весь прогон.
Он пошёл другим путём,
Самогон не пил лаптём.
Стал он селикционером
Всем мичуринцам примером.
Коноплю растил сынок,
В этом Емеля был знаток.
Он засеял в огороде
Коноплёю всё, что мог.
Надоело сыну пить,
И с похмелья выходить,
Надоело жрать спиртное,
И Емеля стал курить.
Охуенный был размах,
Огород был весь в кустах
И индийская, и чуйка,
Зеленело аж в глазах.
Так, короче, наш Емеля
На печи лежал с похмелья
И подсчитывал, меж тем
Проползавших микросхем.
Дров в сарае было мало,
И корова заебала.
Всё мычит и просит жрать.
— «Мож соржрать её, а, мать?»
На пруду в такую пору
Не было давно народу.
Все сидели по домам,
Им всё было по ***м.
Мои дети жрать хотят,
У меня этих ребят
До *** по всей округе,
Так что, выбирай, друган!»
Тут же появилась водка,
И засушеная вобла.
Емеля начал лоб чесать:
— «А ведь правда, твою мать!»
Всю бутыль он выпил тут же,
Воблу съел, и говорит:
— «Вёдра, топайте домой вы,
Мне так щука говорит!»
Вёдра сами пошли в гору,
А Емеля был доволен.
Что домой они пришли,
За него воды снесли.
— «Мать, не глюки ведь всё это,
А волшебное средство.
Меня щука научила,
И оно мне помогло».
За дровами иди в лес,
Самогон пойду я гнать,
Чтобы мы безбедно жили
И соседям продавать».
Едет печка по деревне,
Правит лихо ей Емеля.
Людям «Берегись!» кричал,
Народ громко хохотал.
Скольких печью задавил,
Весь народ заголосил.
И тогда же наш Емеля
Приебался в тёмный лес.
— «По щучьему веленью мой топор
Ты руби, да как бобёр!
Наруби ты мне дровишки,
Ну а я косяк скурну!»
Топор валит все деревья,
На снегу лежит Емеля,
Курит свежий он косяк,
Чтоб не шло всё так и сяк.
Вот, окончена работа,
Не напала бы дремота!
И Емеля домой едет,
Пять вязанок дров с собой.
Выскочили с рук дубины,
Началась тогда картина!
Закрывая фейс руками
В лес гаишники бегут,
А дубины по ****ам
Лупят их, и те орут.
— «Привези ко мне Емелю!
Ну и что мне, что с похмелья?
Привези мне дурака
Я намну ему бока!»
Вот министр приехал чинно,
Речь свою ведёт картинно:
— «В гости царь тебя зовёт!»
— «Охуенный поворот!»
Сел министр во карету,
Ема натянул штиблеты.
На печи к царю поехал,
Проломил весь лёд на реках.
— «Скипитр, блин по веленью,
Да по щучьему хотенью
Разломи царю ****о,
Чтобы весело мне стало!»
И приехал к ним гонец:
— «Извела царя вконец
Дочь его, она всё хочет
Твой Емеля, блин, конец».
— «Я не жигало тебе,
Но поедем мы к тебе!»
И приехал ко дворцу,
Печь поставил, всё к лицу.
Дочь царя была так рада,
А отец такая падла!
Напоил он дурака,
В бочку бросил, а рука
Дрогнула, когда бросал
Дочь свою, но он плевал.
Клофилин в вино подсыпал
Хитрожопый царь-козёл.
И Емеля отрубился,
Бочку по морю несёт.
Бочку вынесло на берег,
И без всяческих, без нервов
Пожелал Емеля дом,
Заебись всё было в нём.
Цветной телек и видак,
Магнитола, так и так
Он крутым стал блин в округе
Не страшны им были вьюги.
В дом он мать с собой привёз,
Жив он сам, спаси Христос!
И открыл Емеля бизнес
Самогон он ночью гнал,
Коноплёю торговал.
Мак растил он на продажу,
Совершал большие кражи.
Наебал всех конкурентов,
Те остались с постной репой.
Родились у них детишки,
Мать всем им читает книжки.
А Емеля же живёт,
В дом по триста штук несёт.
И живут они прекрасно,
Кончилась блин наша сказка!
Детям мы напишем сказок,
Не было чтоб грустных глазок.
Рассказы о природе К. Д. Ушинского
Короткие рассказы, небольшие сказки о природе Ушинского Константина Дмитриевича переносят читателя в наполненный волшебством мир природы, где автор словно кистью художника, в легких строках сказочной прозы описывает природу разного времени года.
Природа в рассказах и сказках для детей поучительна в описании и диалогах героев, учит добру, где простыми словами автор передаёт журчание ручья, пение птиц, шум леса и многие другие природные явления в воспитательно-нравственном контексте.
Рассказы о растениях и животных
Рассказы о временах года
Природа в коротких рассказах
Летом в лесу
Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Елочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.
Сережки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаше раздается треск. Уж не медведь ли это?
На поле летом
Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса точно бегут по холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный воздух. Синеет молодой овес; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело-розовыми, медовыми цветочками. Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним бледно-зеленая полоска льна с голубоватыми глазками. На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.
Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины: видит он и крикливую перепелку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в свою нору с зернышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков.
Утренние лучи
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! — полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.
Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей или волов.
Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно и она истощилась, то её надобно удобрить навозом.
Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю.
Вот навоз перегнил; но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять.
Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.
Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут; но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег; тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.
Ветер и солнце
Четыре желания
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Хорошо летом в поле
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Как хор..шо летом в л..су
На полянк.. со..нце (не)обж..га..т кожу а ман..т прилеч.. на необ..ятн..й тр..вяной к..вёр. Мелкие р..синки на листоч..ках драгоценными к..мнями ра(з/с)сыпают..ся.
Вечером ра(з/с)ведёш.. к..стёр. Зазвучат (2) под г..тару ц..ганские романсы и популярн.. песни. Начнут..ся ра(з/с)сказы о нов.. кни(ж/ш)ках и фант..стическ.. фил..мах. (4)
Лето прекрас..ная п..ра для общения с природой и друз..ями.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
е — [и] — гласный, безударный
г — [г] — согласный, звонкий, твёрдый
д — [д] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а́] — гласный, ударный
6 букв, 6 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
за звуч ат / за звуч ат
1. (через) поле — имя существительное, обозначает предмет: (через что? / как?) (через) поле.
2. Начальная форма — поле; нарицательное, неодушевленное, в среднем роде, во 2-м склонении, в единственном числе, в винительном падеже.
3. В предложении является обстоятельством и/или дополнением.
Начнутся рассказы о новых книжках и фантастических фильмах. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: рассказы (подлежащее), начнутся (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (рассказы) о книжках и фильмах — однородные дополнения; (о книжках) новых — определение; (о фильмах) фантастических — определение.
Как хорошо летом в лесу!
Выйдешь за околицу и неширокой дорожкой через поле (3) доберёшься до самой чащи. Заглянешь в непролазную глушь, а там ландыш цветёт. Гигантские сосны и ели верхушками к небу тянутся, но достать его не могут. Здесь всегда (1) тишина. Ни одна веточка не хрустнет.
На полянке солнце не обжигает кожу, а манит прилечь на необъятный травяной ковёр. Мелкие росинки на листочках драгоценными камнями рассыпаются.
Вечером разведёшь костёр. Зазвучат (2) под гитару цыганские романсы и популярные песни. Начнутся рассказы о новых книжках и фантастических фильмах. (4)
Лето — прекрасная пора для общения с природой и друзьями.
Хорошо летом в поле
Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми, не соединёнными союзом. Выпиши это предложение и подчеркни однородные сказуемые.
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (78 слов)
Запишите текст под диктовку.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (78 слов)
Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.
Выпиши из текста 7-е предложение.
1) Подчеркни главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Я сяду на пенёк у ключа, достан у кружку и кусок мягкого свежего хлеба.
Примечание: однородные члены — это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.