фасады храмов и церквей

Внешнее Устройство Православного Храма (Общие Сведения)

Внешнее устройство православного храма

Традиционное внешнее устройство православного храма визуально нам хорошо знакомо. Однако далеко не всем известно, что подобные культовые сооружения строят по вполне определённым правилам и с соблюдением принципов православия. Причём, сама архитектурная форма сооружения и его отдельные элементы содержат ту или иную символику. А она может иного рассказать о конкретном храме. Итак, попытаемся рассказать о некоторых моментах, связанных с храмостроительством, чуть подробнее. Начнём с архитектурных форм.

Архитектурные формы Храмов

Православные храмы строили и строят в соответствии с символикой православия. При этом каждый элемент культового сооружения несет какую-либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

Основные формы православных храмов

Храмы строили и строят обычно в форме, напоминающей такие геометрические фигуры, как:

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Купола храма

Наверху обязательным элементом подобного культового сооружения является купол – символ Неба. Его венчает крест.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Форма куполов православного храма

По форме условно различают следующие купола православного храма:

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Шлемовидная форма символизирует воинство, духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла и тьмы. Напоминает о доблести защитников Земли русской.

Форма луковицы символизирует пламя свечи, обращающих верующих к словам Христа: «Вы – свет миру».

Шатровая форма купола – уникальная, присуща только России. Символизирует небесный свет и образ Богородицы.

Гранёная форма — при которой купол содержит шесть, восемь, двенадцать либо иное количество граней. Символизирует небесный цвет и красоту Рая и образ Богородицы.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, свидетельствует о красоте Рая (Небесного Иерусалима).

Разумеется, существуют и другие классификации форм куполов.

Цвет и значение куполов православного храма

Цвет купола (куполов) имеет важное значение в символике храма.

Золотой цвет
Чаще всего в православной традиции купола делают золотыми. Изначально на них наносилось сусальное золото.
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий.
Следует отметить, что ныне повсеместно вместо золота используют менее затратную технологию покрытия куполов нитридом титана.

Синий цвет
Синие купола (в том числе, со звёздами) традиционно устанавливают на церквях Рождества Христова или над храмами, посвященными Богородице. Если символическое значение связано со Спасителем, то это олицетворение Вифлеемской звезды, напоминающей о рождении Христа от Девы Марии. Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.

Зелёный цвет
Зеленый цвет в христианской традиции является олицетворением Святого Духа. Поэтому такие купола возводят, как правило, над храмами, посвященными Святой Троице.

Серебряный цвет
Иногда можно встретить серебряные купола, символизирующие святость и чистоту. Как правило, такие храмы построены в честь конкретных святых.
Храмы, посвященные святым, могут быть увенчаны также зелеными куполами.

Чёрный цвет
Еще реже встречаются чёрные купола. Данный цвет в православной традиции тесно связан с монашеством. Поэтому такие купола преимущественно встречаются в храмах, расположенных на территории монастырей (либо бывших обителей). Хотя бывают и исключения, поскольку жизнь течёт и всё меняется.

Разноцветные
Существуют даже разноцветные купола, которые, пожалуй, встречаются реже всего. Это символические свидетельства красоты Небесного Царства. Ярким примером могут служить прекрасные купола знаменитого Покровского Собора, именуемого чаще всего также Собором Василия Блаженного. Того самого, всемирно известного, что расположен в Москве, на Красной площади.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Значение количества куполов православного храма

Некоторые храмы имеют не один, а несколько куполов. При этом количество куполов также имеет символическое значение.
Так:

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Внешнее устройство православного Храма (примерная схема)

Представленные ниже примерная схема внешнего устройства православного Храма содержит лишь самые общие сведения. Но они дают определённое представление об устройстве подобного культового сооружения. Следует также иметь в виду, что представленные для обозрения отдельные архитектурные составные части и элементы органично объединены в единое целое. Причём это единение — итог исторически сложившихся многовековых принципов храмостроительства.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Некоторые архитектурные элементы храма

Ниже приведены определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, с внешней стороны сооружения. Надеюсь, что они помогут лучше понять внешнее устройство православного храма.

Начало перечня

Продолжение перечня

Как устроен храм внутри?

Источник

Катехизация дизайном. Как меняется архитектура православного храма

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквейВалерий Лизунов Фото: архитектурное бюро ARCHPOINT

Традиции и современные тренды

В древности общество вкладывало огромные ресурсы и силы в строительство храмов. Древние русские церкви — это вершина инженерного и архитектурного прогресса того времени, воплощение общественной мысли. Первыми каменными строениями на Руси были именно церкви — Десятинная церковь в Киеве вообще считается первым местным задокументированным сооружением из камня. Для строительства церквей приглашались самые лучшие зарубежные и отечественные архитекторы, решались сложнейшие технические задачи. Например, при строительстве церкви Покрова на Нерли зодчие создали укрепленный искусственный холм высотой четыре метра, чтобы уберечь храм от затоплений.

Как только значение церкви в жизни России начало уменьшаться, храмовая архитектура превратилась в штамповку. До недавнего времени строительство новых храмов было в основном попыткой довольно поверхностного переосмысления древних и классических образцов. Часто это большое количество золота, дорогих мозаик и мрамора. Идейно это несколько устарело — современным прихожанам хочется простоты, понятности и функциональности без излишеств.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквейДесятинная церковь в Киеве в 19 веке Фото: Wikimedia

В русской церкви появляется понимание, что штамповать копии больше не имеет смысла, что сам внешний вид храма может привлекать новые поколения. Например, в наше бюро обратился иеромонах Иона (Голов) с просьбой построить современный храм на Верейской улице, в котором молодому поколению будет комфортно. И эта задача вполне реализуема. Несмотря на то что православная церковь достаточно консервативна и на любую попытку отойти от традиционных форм смотрит с опаской, переосмысливать традицию в рамках современности необходимо. Минималистичность форм, использование инновационных, удобных, экологичных и износостойких материалов, добавление функциональной составляющей, облегчение декора позволяет не только не отойти от традиционного назначения церкви, но и сделать ее более удобной для прихожан. Кроме того, современные подходы решают много бытовых и эксплуатационных вопросов.

Ярко украшенный православный храм с роскошным внутренним убранством, множеством позолоты и росписи — это уже привычный для нас образ. Естественно, что минимализм не терпит такого количества деталей и декора. Поэтому возникает конфликт между современной тенденцией к минимализму и традиционной церковной роскошью. Разрешение этого конфликта лежит в том, чтобы найти грань между прошлым и будущим, не отпугнуть старшее поколение, но не потерять связь с новым поколением, которому дворцовое убранство уже не слишком понятно. Связать старшее и молодое поколение можно, совместив функциональность и изящность.

Тенденции мировой храмовой архитектуры XX и XXI веков

Мировая архитектура после эпохи модернизма стала тяготеть к простоте и функциональности — это характерно и для церковного зодчества. Например, паломническая церковь Нотр-Дам-Дю-О французского архитектора Ле Корбюзье. Эта капелла выполнена из бетона, и главным декоративным элементом внутри церкви, по сути, является свет. Ле Корбюзье заложил в архитектуру здания динамику. Стены изогнуты, испещрены множеством разноразмерных окон. Внутри — только белые стены, лавки, свечи и естественная игра света и тени. Часовня совсем маленькая, поэтому Ле Корбюзье вынес алтарь за пределы стен капеллы — под козырек изогнутой крыши. Так что службы могут проводиться прямо на улице. Между прочим, идеальное решение для пандемии.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквейКапелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане. Архитектор: Ле Корбюзье Фото: Immanuel Giel

Или работы японского архитектора Тадао Андо. Его протестантская Церковь Света — это небольшое прямоугольное здание из блоков необработанного бетона, отсутствие внутреннего декора, стоящие в несколько рядов лавки для службы. В восточной стене храма Андо разместил оконный проем в форме креста. Естественный свет, падающий на грубые стены церкви в разное время суток, создает невероятный эффект. Получается что-то очень глубокое, чувствуется связь человека с природой.

Если обратиться к православным храмам, построенным в логике функционализма, то это, например, Свято-Троицкий собор и Российский духовно-культурный православный центр во Франции — целый комплекс строений в центре Парижа. Hа территории центра есть зрительный зал, парк, школа, книжные магазины, кафе и выставочные пространства. Перед архитекторами стояла сложная задача — вписать традиционное российское храмовое зодчество в застройку современного Парижа. Архитектору Жан-Мишелю Вильмотту это удалось. Фасад церкви выложен горизонтальными блоками из бургундского известняка, что создает достаточно четкий и минималистичный образ храма. Пять куполов церкви отлиты из композитных материалов, которые обычно применяются в аэрокосмической отрасли. Благодаря таким современным материалам купола получились легкими, но прочными.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквейСвято-Троицкий собор и Российский духовно-культурный православный центр в Париже. Архитектор: Жан-Мишель Вильмотт Фото: Zairon

Прекрасный образец современного дизайнерского решения, который уже можно увидеть в Москве, — трапезная при храме Священномученика Антипы Пергамского. Не удивительно, что кафе-трапезная «Антипа» — теперь излюбленное место встреч столичных фланеров и зумеров, вне зависимости от их отношения к РПЦ. И это здорово — ходит человек в кофейню, покупает модный мерч, а потом и на службу, может, заглянет. А может, и не заглянет, но будет видеть, как оттуда выходят веселые прихожане и идут пить кофе за соседним столиком.

Проект храма на Верейской улице идет по этой же дороге: мы старались ответить на запрос современности, при этом не забывая о традициях. Форма здания — центрическая крестово-купольная с одной главой — отсылает к древнейшим русским церквям: Покрову на Нерли или церкви Спаса Преображения. Однако купол очень плавно переходит в барабан, кажется, будто крыша опускается до земли. Мы решили избавить храм от лишних деталей, освободили внутреннее пространство: чистые белые стены, отсутствие опор и перегородок, свечи, убранные в стенные проемы, которые служат подсвечниками, — все это создает ощущение свободы и спокойствия. Алтарная стена будет выполнена из стекла, эта часть храма как раз выходит на лес. Низкая алтарная преграда позволит прихожанам увидеть, что происходит за ней во время богослужения.

С помощью современных материалов можно освободить приход от лишних расходов — от ежегодного обновления фасада, кровли и стен церкви. Поэтому мы решили использовать бетон — он долговечен и его не надо обновлять. Мы также предусмотрели систему централизованной вентиляции, это поможет справиться с копотью от свечей, которая очень быстро накапливается на стенах храма.

Большое внимание уделили комфорту людей, что не очень характерно для русских церквей. На цокольном этаже будет гардероб, чтобы прихожанам не нужно было думать, что делать с верхней одеждой. На первый и подземные этажи будут вести пандусы для людей с ограниченными возможностями. На территории храма предусмотрена парковка, а церковная лавка вынесена за пределы основного здания, чтобы не отвлекать прихожан от их главной цели посещения церкви — общения с Богом.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквейХрам на Верейской улице в Москве. Проект Фото: архитектурное бюро ARCHPOINT

Мне кажется, стоит помнить, что церковь — это не место для развлечений, но для внутреннего созерцания. Сюда мы приходим, чтобы выдернуть себя из жизненной суеты, остановиться, подумать о Боге, осознать себя, свою жизнь. Современные вау-эффекты в церкви совершенно не имеют смысла. И даже более того, мне кажется, что современная храмовая архитектура должна стремиться к простоте форм, отсутствию искусственного украшательства. А современные материалы должны служить комфорту прихожан, должны возносить их над всем бытовым и мирским. Церковь вряд ли превратится в место для селфи. Ведь цель посещения церкви не в том, чтобы поделиться со всеми знакомыми, что мы живем насыщенной духовной жизнью. Хочется верить, что цель посещения дома Бога намного глубже и важнее.

Источник

9 главных особенностей стиля барокко, которые помогут разобраться в архитектуре даже дилетантам

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Ключевые элементы

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Знаменитые постройки и мастера

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Стиль

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

С архитектурными планами, которые выходят за рамки традиционных геометрических форм и часто используют другие вдохновения, такие как буквы или комбинации форм, имитирующие природный элемент, архитектура в стиле барокко очень разнообразна. Из-за сложности плана у архитекторов появляется больше возможностей играть с формами, и всё это ради визуального движения.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Не вся историческая архитектура состоит из камня и тусклых элементов, и архитектура барокко – тому доказательство. Цвет и живопись сыграли важную роль в комплексной реализации здания. Если художники эпохи Возрождения начали расписывать потолки для посетителей, то барокко вывело это на другой уровень. В эпоху Возрождения это была необязательная функция. Для движения барокко она стала стандартом. Но роспись была не единственным видом отделки потолка, который использовался. Деревянные потолки всё ещё использовались со времён Ренессанса, но теперь имели окрашенные или позолоченные полости, став лакунарными потолками, поскольку они будут представлять собой взаимодействие пустых и заполненных пространств.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Когда потолок не был сделан из дерева, для придания глубины использовалась богатая вариация штукатурки. Штукатурка была сделана из гипса с мелко измельчённым мрамором, который затем был смоделирован и нанесён на потолок, создавая трёхмерный
аспект. Штукатурки часто были сильно украшены венками из различных листьев и растений, геометрическими формами, а иногда и некоторыми человеческими фигурами, такими как купидоны. Здесь следует подчеркнуть, что барокко было очень разнообразным стилем, который не возражал против сочетания различных техник для получения желаемого эффекта. Поэтому расписной потолок, скорее всего, был украшен деревянными и лепными украшениями.

Детали

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Если и существует архитектурный стиль, который процветает в деталях, то это, несомненно, барокко. Из-за этого здания в стиле барокко часто воспринимаются как подавляющие и потусторонние. Невозможно охватить все детали одним взглядом. Всё собрано так, чтобы выглядеть так божественно, как будто зрители ступили на Небеса и оставили мирское позади.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Эта преданность деталям видна повсюду: на стенах, украшенных красивыми деревянными, мраморными и каменными скульптурами, на потолке, часто сводчатом, арочном и расписном, а также в небольших украшениях. В архитектуре барокко используются все доступные материалы. Художники и архитекторы использовали материалы как можно более подходящим образом в том смысле, что они применяли дерево для очень сложных конструкций, камень для элементов, которые должны были быть долговечными, и мрамор для самых дорогих изделий. Поскольку теперь здания рассматриваются архитекторами как единая и целостная масса, украшения сыграли решающую роль в объединении различных частей здания. Архитектурные скульптуры, растительные и декоративные мотивы становятся важнейшими элементами, помогающими взгляду зрителя перемещаться от пола к стенам и вверх к потолку, не воспринимая их как отделенные друг от друга.

Иллюзия

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Величие — это универсальное слово, которое может описать любое здание в стиле барокко, что подводит к ещё одной ключевой особенности: иллюзии. Чтобы принести божественное в свой дворец или церковь, нужно иметь достаточно средств, чтобы покрыть самые дорогие материалы. Однако не все могли покрыть дорогостоящие расходы на строительство величественных памятников в стиле барокко. Именно здесь в игру вступила иллюзия: это была функция, которая могла сократить некоторые расходы и, таким образом, сделать строительство несколько более экономичным. Есть причина, по которой барокко в шутку считается среди искусствоведов чем-то вроде китча.

Мрамор, золото, серебро, жемчуг и так далее были дорогими материалами, которые не всегда можно было позволить себе вложить в здание. Архитектура в стиле барокко очень изобретательна, поскольку использует иллюзию, чтобы создать впечатление дорогих материалов. Например, у главного алтаря церкви в стиле барокко, скорее всего, будет набор величественных колонн. При ближайшем рассмотрении зритель подумает, что они сделаны из мрамора, но на самом деле колонны были сделаны из дерева и закрашены, чтобы создать визуальную иллюзию мрамора. Это было сделано так искусно, что зрителя легко и довольно часто обманывали. Элементы декора были выкрашены в золотой цвет, чтобы придать вид настоящего золота, потолки были расписаны рамами, которые создавали впечатление подлинных трехмерных рам, и так далее. Барокко играло со зрением и чувствами.

Техника тромплёй

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Техника тромплёй была продолжением увлечения перспективой эпохи Возрождения. Овладевая перспективой и развивая её в полной мере, художники могли бы раскрыть новые методы создания иллюзий. Значение самой техники переводится как «обмануть глаз». Человеческие фигуры, изображённые в сцене с использованием техники тромплёй, создадут ощущение, что они выходят из своей картины. Картина, вываленная в такой технике — это тип картины, которая изображает объект и заставляет зрителя захотеть прикоснуться к нему, чтобы увидеть, настоящий ли он. В сочетании с высоким интересом к подобию жизни, движение в стиле барокко использовало расписные украшения, чтобы превратить здания в открытые пространства, достигающие небес.

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

В театре свет играет важную роль. Это может указывать зрителю, является ли обстановка радостной или зловещей, в зависимости от того, как она установлена. Архитектура в стиле барокко не делала исключений, поскольку стиль был нацелен на драматическое воплощение во всех своих видах искусства. Как получить драматический характер, если не с помощью манипуляций со светом?

Высшее мастерство

фасады храмов и церквей. Смотреть фото фасады храмов и церквей. Смотреть картинку фасады храмов и церквей. Картинка про фасады храмов и церквей. Фото фасады храмов и церквей

Во многих отношениях архитектура в стиле барокко является кульминацией всех существующих стилей вплоть до своего рождения. Вот почему можно сказать, что это подразумевает проявление высшего мастерства. Быть мастером эпохи барокко означает усвоить все уроки древнего, средневекового и ренессансного искусства, чтобы создать нечто, что коренится в их практике, но превосходит их результаты. С эстетической точки зрения трудно спорить, какой стиль более приятен. В конце концов, это зависит от зрителя. Тем не менее, архитектура в стиле барокко предлагает визуальное волнение и удивление.

Если слов недостаточно, чтобы убедить, то это сделают сами произведения искусства. Достаточно взглянуть на работы Бернини, как в архитектуре, так и в скульптуре, чтобы понять, что значит истинное мастерство. Художник в стиле барокко может использовать материалы в полной мере, становясь настоящим мастером техники. Художественные произведения этого периода заставляют задуматься, действительно ли что-то сделано из камня или на самом деле живое.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *