фасад здания школы фото
Современные школы России
А что вы можете сказать про «современную школу»?
Школа «Точка будущего»
Самая современная школа России открылась 1 сентября 2020 года, находится она в Иркутске и называется «Точка будущего». Проект образовательного комплекса разработан консорциумом датского архитектурного бюро «CEBRA» и российского «UNK project», совместными усилиями им удалось воплотить в жизнь концепцию, едва ли вписывающуюся в традиционное представление о школе. В процессе реализации самым сложным было соблюсти колоссальное количество строительных норм и правил, санитарных и пожарных требований, при этом сохранив изначальный замысел.
«Точка будущего» похожа скорее на кампус какой-нибудь IT–компании в Силиконовой долине, нежели на школу. Здание представляет собой 6 корпусов, расположенных по кругу и объединённых под единой крышей, в школе очень мало коридоров, вместо них обилие просторных холлов, открытых пространств, переходов, террас и все эти площади используются для занятий так же, как и учебные кабинеты. Несмотря на то, что образовательный комплекс построен на деньги частного капитала, обучение здесь совершенно бесплатное и упор сделан на талантливых детей сирот и деток из малоимущих семей, для них вблизи школы построен коттеджный посёлок, с возможностью бесплатного проживания.
Школа будущего
Ещё одна современная школа так же открылась в сентябре 2020 года, называется она «Школа будущего» Wunderpark International School и находится в Истринском районе Подмосковья. Так же как и «Точка будущего» Wunderpark является частным образовательным учреждением.
Проект был разработан командой российского архитектурного бюро «Archstructura» и благодаря их подходу к выбору материалов, инженерному оснащению и технологии строительства, зданию школы был присвоен высший класс энергоэффективности. В образе здания можно увидеть отсылку к организации городской среды – есть центральное пространство с амфитеатром, где сосредоточена общественная жизнь, от которого расходится 5 лепестков с учебными аудиториями, такая структура напоминает центральную площадь в городе, от которой лучами расходятся улицы.
Школа «Летово»
Школа «Летово», построенная в посёлке Сосенское в Новой Москве, приняла своих первых учеников в 2018-ом году. Школа «Летово» является частной школой–пансионатом. Сюда съезжаются талантливые и мотивированные дети со всей страны. Обучение ведётся с 7 по 11 класс и по принципу билингвальности – на русском и английском языках, а ещё тут есть несколько бакалаврских программ. В основном обучение производится на платной основе, но есть множество грантов, покрывающих от половины до полной стоимости обучения. Образовательный комплекс построен по проекту нидерландского архитектурного бюро «Atelier PRO» в партнёрстве с российскими коллегами из бюро «Atrium». На проект школы проводился международный конкурс в 2014-ом году, а в 2016-ом проект–победитель удостоился звания «Лучшее архитектурно–градостроительное решение объектов здравоохранения и образования».
Главное здание кампуса, административный корпус и жилые дома выполнены в одинаковой отделке, но различаются по стилистике, основной упор был сделан на создание комфортной, открытой и трансформируемой среды. В результате мы имеем пример того, какой яркой и разнообразной может быть образовательная среда, где ребёнку интересно и комфортно, где ученик не просто пользуется пространством, а может менять пространство вокруг себя.
Школа Воген
Здание старшей школы Воген, рассчитанное на 800 учеников, спроектировано архитекторским бюро LINK Arkitektur. Самым необычным решением в проекте стал деревянный «улей» — атриум в центре здания, обшитый деревянными панелями. Фасад школы, над которым возвышается «улей», обращён к улице, а стороной с огромными панорамными окнами школа выходит на берег реки.
Школа Воген ориентирована на преподавание изящных искусств, графического дизайна и основ массовых коммуникаций. Упор тут делают на изучение культуры, физическое развитие и творчество учеников. Поэтому, кроме обычных классов с партами, в здании есть спортивный центр, зал для танцев и студия звукозаписи. Одно из самых примечательных мест — актовый зал-афмитеатр на 380 мест со всем необходимым концертным оборудованием.
Международный лицей Нельсона Манделы
Международный лицей имени Нельсона Манделы располагается в здании, выстроенном в устье реки Луары про проекту бюро François Leclercq et Associés. Это большое здание в индустриальном стиле, которое не выглядит мрачным благодаря естественному освещению, проникающему через стеклянный потолок атриума.
Красивый архитектурный тренд, игра с локальными традициями, которые закрепляются в формах и материалах, но при этом не остаются неизменными и безжизненными, а переосмысливаются на новый лад. Архитекторам было интересно поиграть с прошлым этого места. Благодаря планировке школа похожа на промышленное здание, а деревянный каркас напоминает о верфях и судостроении.
Средняя школа предназначена для учащихся, для которых французский язык не родной. Здесь же некоторые школьники живут. В торце здания располагаются спальни, это небольшие светлые комнаты, обставленные деревянной мебелью и яркими деталями интерьера. Таким образом, корабельную тематику можно также посчитать символом того, что гости Франции, прибывшие из разных мест, находят возможность учиться, а школа везёт их к будущей карьере как индустриальный ковчег.
Умная архитектура школьных зданий. Современные тенденции и перспективы
В школе и стены помогают. (перефразированная русская поговорка)
По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.
Возвращение к более-менее массовому строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Хотя в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Да, учитель от Бога и «упакованный» компьюторный класс в каком-то сегменте дадут некоторый эффект. Но все же у современных систем преподавания мало приличного будущего в устаревших зданиях.
Отметим, что под «современной архитектурой школ» мы имеем в виду не чудненький фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функции учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов школьников.
Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.
Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?
В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.
Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.
Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.
Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.
Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.
При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.
Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.
Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.
Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.
Андрей Волков, ректор НИУ МГСУ так прокомментировал работу в этом направлении в своём интервью «Строительной газете»: «… Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение.
Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство.
Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу».
Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них — принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.
Базовые — это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули — это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.
Это вполне умещается в рамки мировых тенденций, которые отметила Полина Найданова, исследователь Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург). Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями.
Важной частью школы становится активно задействованный в учебно-воспитательный процесс атриум. О нём разработчики новой школы из МГСУ также не забыли. Внутришкольное пространство, окружённое помещениями, образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности и служит местом встреч и проведения общих школьных мероприятий. В принципе, она же может рассматриваться как «Зона инноваций, или i-зона» (по формулировке Непорада В.И.). Это зона создания и обмена высокотехнологичными и творческими инновациями.
Андрей Волков резюмирует: «Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений».
Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.
Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.
Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.
Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений — таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)
Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно: