фасад церкви святого лоренцо
Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции
Базилика Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) располагается на одноименной площади и представляет собой один из самых старинных храмов Флоренции. Именно в ней похоронены практически все представители семейства Медичи. Над созданием базилики работали такие выдающиеся итальянские архитекторы, как Брунеллески и Микеланджело.
История возникновения базилики Сан-Лоренцо
Изначально на месте современной базилики Сан-Лоренцо находилась одноименная церковь, построенная еще в 393 году по приказу архиепископа Амброджио. Эта церковь была посвящена Святому Лаврентию и Святому Зиновию, мощи которого хранились в храме.
Примечательно, что именно церковь Сан-Лоренцо считалась Кафедральным собором Флоренции вплоть до 7 века. В дальнейшем этот титул перешел собору Санта-Мария-дель-Фьори.
Церковь в 11 веке была значительно изменена в романском стиле и просуществовала в таком виде вплоть до 15 века. Таким образом, история возникновения базилики восходит аж к 4 веку, что делает ее одной из самых первых церквей, появившихся во Флоренции.
Перестройка церкви архитектором Брунеллески
Обширная реконструкция здания в 15 веке была финансирована главным образом Джованни Медичи, который планировал устроить в этой церкви усыпальницу семейства Медичи. Работы по реконструкции церкви были поручены знаменитому итальянскому архитектору Филиппо Брунеллески.
С 1421 по 1428 годы он занимался возведением боковой капеллы – Старой Сакристии, которая предназначалось именно для размещения гробниц представителей знатного семейства. Капелла имела вид купола, возвышающегося над квадратным помещением, оформленным в лаконичном стиле.
Интересно, что Джованни Медичи умер всего лишь через год после окончания строительства Старой Сакристии, где и был похоронен.
Вклад Микелоццо
После этого реконструкция церкви возобновилась только в 1441 году, когда Козимо де Медичи нанял другого архитектора для продолжения работ. Им стал Микелоццо.
Умерший в 1464 году Козимо Медичи, также был похоронен в базилике – в подземной крипте. С этого времени в церкви Сан-Лоренцо стали хоронить всех представителей рода Медичи.
Реконструкция церкви под руководством Микеланджело
Большой вклад в реконструкцию здания внес Буонаротти Микеланджело, который был нанят для завершения работ папой римским Львом Х Медичи. В 1520 года он приступил к созданию в противоположной стороне трансепта Новой Сакристии. По замыслу папы римского, в ней должны были быть похоронены молодые представители семейства — Джулиано и Лоренцо Медичи.
Примечательно, что гробницы и статуи были размещены не в центре ризницы, а по ее периметру. Это было довольно необычным для того времени
Микеланджело также занимался возведением часовни в Новой Сакристии с 1519 года..
Позднее в 17 веке базилика Сан-Лоренцо была дополнена капеллой принцев с огромным куполом.
Архитектура базилики Сан-Лоренцо
Внешне здание выглядит довольно аскетично. Фасад отличается простотой линий и геометрических форм, практически ровными стенами без окон.
Кажется, что архитектор просто забыл украсить церковь различными барельефами, статуями или ярким мрамором, что характерно для других храмов и церквей Флоренции.
Фото: Hotaik Sung / Shutterstock.com
Фасад
На самом деле фасад церкви действительно остался незавершенным. Великий итальянский архитектор Микеланджело и папа римский Лев Медичи просто не смогли договориться, какой материал использовать для облицовки стен. Должен ли фасад быть выполнен из каррарского мрамора, как хотел Микеланджело, или из камня из Пьетрасанты, по мнению папы римского?
Согласно историческим источникам, именно поэтому внешне здание имеет такой лаконичный, даже неприметный вид, по сравнению с роскошным внутренним убранством.
Интерьер
Интерьер базилики Сан-Лоренцо отличается богатством изящных украшений. По обеим сторонам от центрального входа располагается ряд колонн, выполненных архитектором Васаллето.
Пол украшает изумительный геометрический рисунок церковного содержания. А потолок украшен позолоченными кессонами на белом фоне.
Внутреннее убранство выглядит особенно интересно из-за великолепного освещения, попадающего в здание через группу дуговых окон на втором ярусе.
Что посмотреть
Многие предметы интерьера выполнены знаменитым Донателло: великолепные бронзовые кафедры 15 века, фигурные двери, барельефы старой ризницы, бронзовые евангелисты и херувимы, украшающие церковь.
Базилика Сан-Лоренцо также знаменита известными картинами в ее интерьере:
Творчеству Микеланджело также принадлежит библиотека Лаврентия (Biblioteca Laurenzianа), в которую ведет дорога через чудесный двор с апельсиновыми деревьями. Обязательно прогуляйтесь туда.
Балкон на контрфасаде базилики, предназначенный для хранения реликвий, — также работа Микеланджело.
Старая Сакристия
Старая Сакристия (Sagrestia Vecchia), созданная Филиппо Брунеллески, украшена главным образом работами знаменитого Донателло. Это многочисленные барельефы, люнеты и медальоны на стенах ризницы.
К числу работ Донателло также относится уникальное изображение звездного неба, на котором запечатлено расположение звезд в 1442 году в ночь с 3 на 4 июля.
В Старой Сакристии похоронены Пьетро и Джованни Медичи, гробницы которых выполнены итальянским скульптором Андреа Вероккио.
Новая Сакристия (капелла Медичи)
Именно ради того, чтобы увидеть Новую Сакристию работы Микеланджело, в базилику Сан-Лоренцо ежегодно приезжают сотни туристов и ценителей итальянского искусства. Скульптурное оформление новой ризницы является одним из самых значительных творений Микеланджело.
Фото: Danita Delmont / Shutterstock.com
Микеланджело начал создание капеллы Медичи в 1520 году по приказу Льва Х Медичи и закончил шедевр только через 15 лет. По его замыслу, на крышках саркофагов красуются статуи, символизирующие течение жизни.
Так, саркофаг Лоренцо Урбинского содержит аллегорические фигуры «Утро» и «Вечер», а саркофаг Джулиано Немурского – «День» и «Ночь».
Фото: D.Bond / Shutterstock.com
Также в капелле похоронены Лоренцо Великолепный и его брат Джулиано. На гробнице Джулиано можно увидеть изображение «Мадонна и младенец».
Капелла принцев
Капелла принцев (Cappella Dei Principi) хранит гербы различных городов Тосканского герцогства. Она имеет форму восьмиугольника, а ее купол – второй по величине во всем городе.
Внутри капелла облицована мрамором. К сожалению, она не была полностью завершена – многие ниши, в которых должны были находиться статуи, так и остались пустыми. Здесь можно увидеть только статую Козимо II Медичи и Фердинанда I.
Склеп, в котором похоронены практически все представители семьи Медичи, расписал Пьетро Бенвенути в 1826 году. Самая известная гробница Козимо Медичи располагается возле алтаря.
В капеллу принцев можно попасть из Новой Сакристии.
Фото: D.Bond / Shutterstock.com
Библиотека Лаврентия
Созданная Микеланджело библиотека Лаврентия содержит огромное количество исторических документов и книг. Так, здесь хранится оригинальная Библия 8 века, а также древнейшая римская энциклопедия.
Над строительством библиотеки итальянский архитектор работал с 1524 по 1534 годы по приказу Климента VII Медичи. Во внутреннем интерьере библиотеки самым удивительным является великолепное убранство читального зала и поразительная лестница, имитирующая расплавленную лаву.
Как добраться до базилики Сан-Лоренцо
Базилика Сан-Лоренцо располагается по адресу Piazza di San Lorenzo, 9. Это примерно в 300 метрах в северо-западном направлении от Кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьори.
В Капеллу Медичи вход отдельный: она находится неподалеку на Piazza Madonna degli Aldobrandini, 6.
Часы работы
Базилика открыта с понедельника по субботу с 10.00 до 17.30. По воскресеньям закрыта.
Капелла Медичи имеет собственное расписание. Ее можно посетить во все дни недели с 8.15 до 18.00 (последний вход в 13.20). Капелла закрыта:
Стоимость билета
Вход в базилику стоит 7 Евро. При этом единый билет для посещения церкви и библиотеки стоит 9,50 Евро. Так что есть смысл купить единый билет, т.к. библиотека Лаврентия является не менее значимым шедевром Микеланджело, чем капелла Медичи. Вход для детей до 11 лет бесплатный.
Стоимость билетов указана по состоянию на 2020 год. Уточняйте информацию о расписании и ценах на билеты на официальных сайтах:
Экскурсии по Флоренции
Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?
Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.
Церковь Сан-Лоренцо во Флоренции
Архитектура старой сакрестии Брунеллески
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
Постройка ее по модели Брунеллески началась в 1421 году.
Ризницу церкви, так называемую сакристию, сам автор завершил постройкой в 1428 году, полностью же церковь была закончена уже после смерти Брунеллески его учеником Антонио ди Кьяккери.
Строительство таких сооружений финансировалось или самим герцогом (в то время Джованни Медичи), или же наиболее крупными представителями флорентийской буржуазии. В данном случае в постройке церкви приняли участие семь знатных фамилий, соорудивших ряд своих фамильных капелл, находящихся в трансепте церкви. Джованни Медичи взял на себя постройку главной капеллы со всей церковью и, кроме того, ризницы. Сама церковь была закончена уже после смерти Джованни его сыном, Козимо Медичи. При постройке Брунеллески принял за основу план древнеримской базилики с трехнефным делением. В данном случае он пошел по тому пути, который еще до него был осуществлен при сооружении собора Санта-Мария дель Фьоре.
В церкви Сан-Лоренцо еще чувствуется наследие прежних готических сооружений с их ритмическим членением основной части здания; здесь мастер еще не достиг того результата в области церковного зодчества, который был им получен позже в капелле семейства Пацци.
Пятно плана церкви Сан-Лоренцо имеет тавровую (т-образную) конфигурацию (178 м в длину и всего лишь 30 м в ширину), поперечная часть которой характеризуется однонефным строением. К ней примыкает ряд прямоугольных капелл.
План Сан-Лоренцо замечателен еще и тем, что в нем последовательно выдержаны прямоугольные очертания, причем основная масса помещений распланирована в квадрате.
Необходимо при этом указать, что главным архитектурно-конструктивным приемом в Сан-Лоренцо является перекрытие отдельных небольших квадратных в плане помещений купольно-сводчатым потолком. На начальной стадии архитектуры Ренессанса подобный прием представлял значительный интерес и содержал в себе элемент новаторства.
Церковь в своей средней части перекрыта плоским потолком, разбитым на квадратные кессоны, боковые же нефы перекрыты парусными сводами.
Они отделяются легкой аркадой, поддерживаемой отдельно стоящими коринфскими колоннами, — мотив, уже упомянутый выше в отношении лоджии воспитательного дома во Флоренции и примененный Брунеллески позже в фасаде капеллы Пацци.
Боковые стены в Сан-Лоренцо даны в виде прямоугольных в плане сводчатых ниш, разделенных легкими каннелированными коринфскими пилястрами.
Над нишами, между пятами парусных сводов, размещены круглые окна, — мотив, тоже часто применяемый Брунеллески.
Центральная купольная часть имеет вид легкого паруса, опирающегося на четыре устоя.
Следует отметить, что во всем внутреннем исполнении церкви Сан-Лоренцо чувствуется некоторая компромиссность и неполная продуманность задачи. В известной мере это объясняется тем, что Брунеллески самому не удалось довести постройку до конца. К неслаженным местам в первую очередь следует отнести не вполне удавшееся сочетание прямого перекрытия основной части строения со сводчато-купольным решением центральной его части, а также необычайно вытянутые пропорции поддерживающих центральный купол пилястр, не соответствующих пилястрам боковых нефов (те и другие имеют одинаковую ширину).
Легкость пропорций, полное отсутствие стремления скрыть конструкцию — характерные черты архитектурной манеры Брунеллески. Его творческая цель — добиться максимальной архитектурной выразительности и четкости отдельных конструктивных частей и элементов.
Новый фасад церкви Микеланджело
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
Задача оформления фасада Сан-Лоренцо представляла огромный интерес, так как архитектура эпохи Кватроченто не создала законченного типа церковного фасада. Одно из крупнейших произведений этого рода — фасад Санта-Мария Новелла (XV век) — оставался тоже незаконченным и далеко несовершенным. Только в церкви Сан-Андреа в Мантуе Альберти наметил новый архитектурный облик церковного фасада, но проблема все же не была уяснена. Более же ранние сооружения носили следы неизжитых готико-романских влияний.
Микеланджело поставил себе целью достигнуть архитектурного эффекта не различного рода инкрустациями, как это было в Санта-Мария Новелла, затем во Флорентийском соборе и целом ряде других, а исключительно средствами пластики, средствами выразительных тектонических соотношений. Весь фасад он задумал облицевать мрамором (ни одна церковь до этого не имела мраморных фасадов) и использовать исключительные пластические свойства материала для достижения максимального архитектурного эффекта. В виде деревянной модели и ряда эскизных набросков сам проект находится в настоящее время в Доме Буонарроти во Флоренции. Известно, что Микеланджело предполагал обогатить фасадную схему, которая запечатлена в сделанной им модели, насытив ее скульптурно-орнаментальными мотивами, находящимися в строгом ритмическом единстве со всем архитектурным решением. Так, согласно замыслу художника, фасад должен был быть увенчан рядом больших статуй, по размерам равных Давиду, филенки предполагалось заполнить крупными мраморными барельефами…
Сам по себе фасад несложен; он состоит их двух ярусов, разделенных между собой широким аттиком: внизу расположены попарно каннелированные колонны, наверху — пилястры. Небольшой фронтончик подчеркивает центрально-осевой характер сооружения.
Работой этой Микеланджело положил начало совершенно новой манере распределения поверхности. Художник вывел отдельные элементы фасада из того равновесия и состояния покоя, в котором они пребывали в сооружениях высокого Ренессанса. Парные пилястры и колонны настолько сближены друг с другом, что расположенные между ними ниши приняли сжатый вид. Находящиеся над ними небольшие карнизики как бы препятствуют нишам раздаваться вверх. Более широкие участки стены обработаны кругами, спокойная форма которых заполняет плоскость и будто не дает пилястрам раздвинуться в стороны. Верхняя часть фасада спокойная. Нижняя по конструкции напряженнее, сильнее, в силу чего и рельеф ее больший. Плоскость стены не трактуется как единая. В вертикальном отношении она расчленена, выделены отдельные отрезки; карнизы и тяги этому не препятствуют. Они, благодаря креповке, в известной мере утрачивают свою неразрывность. Художник достигает здесь возможности выявить в большей мере вертикальный характер сооружения. Эта тенденция, наряду с другими появившимися в творчестве Микеланджело, стала особо характерной для всего последующего зодчества барокко.
На смену равновесию в архитектурных построениях начинает приходить стремление ввысь. Спокойствие утрачивается. То, что проявилось здесь всего лишь только в форме намека, в позднейших зодческих произведениях Микеланджело приобрело более законченные и определенные формы.
Архитектура новой сакрестии Микеланджело
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
В 1520 году по проекту Микеланджело начались работы по сооружению при церкви Сан-Лоренцо Новой сакристии, которая в 1524 году была закончена.
Это первое произведение художника, осуществленное в натуре. По соседству находилась Старая сакристия, выстроенная Брунеллески. Микеланджело решил увязать архитектурный характер своей сакристии с сакристией Брунеллески. Принимая во внимание противоположность архитектурных манер обоих мастеров, подобная увязка могла быть лишь весьма относительной. И с этой точки зрения работа Микеланджело приобретает особый интерес. Если сакристия Брунеллески олицетворяла прообраз центрально-купольных сооружений на заре Ренессанса, то сакристия Микеланджело знаменует собой грань перехода архитектуры эпохи в новое стилистическое качество — барокко. В итоге, несмотря на некоторое общее сходство внешнего порядка (сочетание белых плоскостей стен с темными тягами и пилястрами), наметилось большое различие в стилистическом отношении. Микеланджело использовал сакристию Брунеллески лишь как общую тему, проработав собственное сооружение совершенно отлично от нее. Новая сакристия Сан-Лоренцо должна была служить усыпальницей семьи Медичи, и на этом ее назначении и было сосредоточено внимание художника.
Единством скульптурных и архитектурных средств Микеланджело добивается оригинального решения художественной задачи при сооружении надгробных монументов.
Мастера архитектуры эпохи Кватроченто обычно помещали гробницу в нишу, Микеланджело в капелле (часовне) Медичи Новой сакристии выдвигает ее вперед, почти отделяя от стены. Фоном при этом служит плоскость стены, пластическая организация которой выявляет, подчеркивает катафалк.
Микеланджело стилистически перерабатывает классические формы, вводит необычные мотивы, не считаясь с античными пропорциями и приемами. Художник добивается выразительного ритма, не придерживаясь правил и традиций. С этой точки зрения чрезвычайно интересны его наброски и эскизы, показывающие индивидуальные методы творческого процесса.
Микеланджело сознает, что одни живописные приемы не могут дать в данном случае необходимых результатов, и добивается нужного эффекта пластическими средствами. Единственно, что позволил себе мастер в отношении живописных приемов, — это сочетание темного мрамора с белым, что под рассеянным верхним светом еще более подчеркивает пластику. Как и в большинстве работ его, здесь
имеет преимущество пластическое решение архитектурных задач, что предопределяет самый подход зодчего к архитектурному произведению.
В фасаде церкви Сан-Лоренцо, в Новой сакристии, как и во всех других работах, Мике-ланджело в основу положил движение. Оно проявляется и в скульптурах, и в причудливых завитках волют, и в обильно примененных гнутых формах, и в раскрепованных карнизиках. Нет равновесия, спокойствия — во всех формах динамика, напряжение.
Отмечая эту сторону гения Микеланджело, Вазари восклицает: «Безгранично и всегда должны быть благодарны ему художники, ибо он сорвал путы и оковы (античных традиций в которых они шли проторенной дорогой».
Базилика Сан-Лоренцо (Флоренция)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Вид на церковь с запада
operamedicealaurenziana.it
Базилика Святого Лаврентия (итал. Basilica di San Lorenzo ) — одна из самых больших и старейших церквей Флоренции, Италия, расположенная в центральной части города. Первая церковь появилась здесь в конце IV века, затем она была перестроена в романском стиле в XI веке, а современное здание церкви в стиле Возрождения появилось в XV веке благодаря известному архитектору Филиппо Брунеллески.
Внутри храм украшают многочисленные произведения искусства: две кафедры работы Донателло, украшения старой ризницы, также выполненные Донателло, саркофаг Пьеро и Джованни Медичи работы Вероккио, надгробия Медичи работы Микеланджело. Здесь покоятся наиболее известные члены семьи Медичи от Козимо Старого до Козимо III.
Базилика Сан Лоренцо
Базилика Сан Лоренцо или церковь святого Лаврентия — одна из старейших церквей Флоренции. Несмотря на не самый привлекательный фасад и не самое престижное расположение, базилика привлекает ежегодно тысячи туристов, желающих посмотреть на фамильную церковь знаменитой семьи Медичи, полюбоваться работами величайших мастеров, таких как Брунеллески, Микеланджело и Донателло. Именно здесь похоронены практически все представители семейства Медичи, включая последнюю представительницу рода Анну Марию Луизу Медичи.
История
Датой основания храма считается 393 год. По велению архиепископа Амброджио была заложена церковь, посвященная святому Лаврентию и святому Зиновию, мощи которого хранились в церкви на протяжении трёх веков. В этот период церковь считалась Кафедральным собором.
Первая глобальная перестройка церкви началась в XI в. Тогда храм был перестроен в романском стиле. В начале XV века влиятельные флорентийцы решили объединить усилия и средства для расширения церкви Сан Лоренцо. Самое крупное пожертвование было сделано Джованни Медичи, который пытался таким образом укрепить своё положение в обществе и войти в более влиятельные круги. Архитектором был выбран известный итальянский архитектор Филиппо Брунеллески. Он начал работу с постройки капеллы, которая впоследствии получила название Старой сакристии. Джованни Медичи щедро спонсировал строительство, так как планировал, что капелла станет семейной усыпальницей.
Строительство капеллы длилось 7 лет, после чего начались работы над основным зданием церкви. Однако закончить работу Брунеллески не смог. Умер Джованни Медичи и финансирование строительства прекратилось. Возобновлено оно были лишь в 1441 по указу Козимо Старого, который пригласил для работы нового архитектора Микелоццо де Бартоломео. Козимо был первым из семьи Медичи, кто похоронен в базилике Сан Лоренцо.
В начале ХVI в. Лев Медичи нанял для постройки новой усыпальницы архитектора Микеланджело Буонаротти. Новая Сакристия предназначалась для членов семейства Медичи, почивших в юном возрасте. Также Микеланджело возвел часовню.
Стоит отметить незавершённость фасада базилики Сан Лоренцо. По одним данным, Микеланджело не договорился с Львом Медичи, занимавшим в то время должность Папы римского, о материалах для облицовки. По другим данным, для задумки архитектора просто не хватило финансирования. Потому столь роскошная внутри церковь снаружи выглядит неприглядной, хоть и весьма лаконичной.
Интерьер
Внешняя непривлекательность церкви только подчёркивает её внутреннее содержание. Здесь сосредоточены шедевры, официально признанные произведениями искусства. Среди таких работ две бронзовые кафедры, датируемые 1460-м годом, и саркофаг семьи Мартелли, выполненные Донателло. Ему же принадлежат барельефы и люнеты в Старой ризнице, фигурные двери и херувимы, украшающие церковь и звёздное небо, на котором запечатлено расположение звёзд в 1442 г. в ночь с 3 на 4 июля.
Не менее интересны и картины «Благовещение Мартелли» работы Филиппо Липпи, «Рождество со святыми Юлианом и Франциском» Раффаэлино дель Гарбо, «Обручение Богоматери» кисти Россо Фьорентино, а также фрески с изображением сцен из жизни Святого Лаврентия работы Бронзино. Здесь же, в Старой сакристии, расположен балкончик для демонстрации реликвий от Микеланджело. Хотя основная работа Микеланджело — Новая Сакристия и библиотека Лауренциана.
Капелла принцев известна своим огромным куполом, вторым по величине во всей Флоренции, а также тем, что в ней хранятся гербы городов Тосканского герцогства. Сама капелла так и не была оформлена до конца и большинство ниш для статуй пустуют.
Посещение
Посещение базилики Сан-Лоренцо для туристов платное: вход стоит 8 евро. Можно приобрести единый билет, по которому можно будет посетить не только саму базилику, но и библиотеку Лауренциана. Цена единого билета стоит также 8 евро. Дети до 11 лет могут посетить церковь и библиотеку бесплатно. Также бесплатный вход для жителей Флоренции, инвалидов и сопровождающих их лиц, гидов, сопровождающих группы туристов.
В стоимость взрослого билета входит видео-гид с наушниками на айпаде, приготовьте любой документ, который нужно будет оставить в качестве залога. Языки на выбор: итальянский, испанский, французский, немецкий и английский. Время на обход базилики Сан Лоренцо с видеогидом — около 40 минут.
Билеты в Новую сакристию приобретаются отдельно и стоят от 14 евро. Купить билеты можно на входе в церковь. Те, кто привык планировать визиты заранее могут приобрести билеты на сайте церкви.
Базилика Сан-Лоренцо открыта с понедельника по субботу с 10:00 до 17:30. Последний вход в 17:00. Базилика закрыта 1 и 6 января. По воскресеньям церковь закрыта для туристов, там проводятся службы. Но можно пройти на службу, если вам это необходимо. В летнее время с 1 марта по 31 октября по воскресеньям туристы могут посетить церковь с 13:30 до 17:30.
Как добраться
Церковь Сан Лоренцо расположен в центре Флоренции, на одноимённой площади рядом с Центральным рынком и вокзалом Санта Мария Новелла. Дойти от них можно пешком. Дорога от рынка займёт 5 минут, от вокзала — 10.
Можно добраться на автобусе № C1 до остановки «San Lorenzo» или «Cappelle Medicee».
Можно с комфортом доехать на такси, воспользовавшись мобильными приложениями: KIWI, itTaxi, apptaxi.it, 4390.it
Фасад Базилики Сан Лоренцо на панораме Google Maps
Видео о Basilica di San Lorenzo
- таракан на работе примета
- Что значит выражение так (я) и знал