экологический календарь по плану народные приметы пословицы литературная страница
Методическое пособие «Народный эко-календарь»
Ольга Рода
Методическое пособие «Народный эко-календарь»
В рамках программы по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников «Азбука эколят»» я разработала народный экологический календарь. Воплотить его вдохновили и помогли дети подготовительной группы «Мак» и их родители.
На первом этапе я провела ряд занятий по ознакомлению с народным календарём погоды и времён года, мы изучали народные приметы и делали наблюдения на прогулках и обсуждали то, что ребята видели в своих походах на природу с родителями.
Календарь примет имеют свою давнюю историю и свой русский быт, связанный с особенностями русской природы. Народные приметы фигурировали в различных сказаниях, былинах, песнопениях. а многие приметы погоды используются до сих пор и порой точно предсказывают прогноз погоды, урожайность, сезонность природных явлений. Некоторые приметы еще у древних славян были запечатлены в названиях месяцев. Это я и показала в нашем народном календаре, не забыв о важных экологических датах каждого месяца.
На втором этапе, я обратилась к родителям, чтобы собрать фотоматериал для создания нашего народного эко-календаря. Родители с удовольствием откликнулись на мою просьбу и прислали много интересных фотографий детей в непосредственном взаимодействии с природой и на экологическую тематику. Дети с удовольствием рассказывали о своих путешествиях в мир природы по данным фотографиям.
ЗИМА фото: снег, вешаем кормушки, кормим птиц (уток, синиц и др., зимние прогулки в лесу, каток, лыжи, тюбинги (катание с гор, лепим снеговика, играем в снежки.
11.01 – День заповедников и национальных парков;
ВЕСНА фото: наблюдаем первоцветы, гуляем на природе, кормим белок, птиц. Первые листочки и свежая трава.
15.04 – День экологических знаний
Май – травник, земля надевает свой лучший наряд; пора сева, угарный месяц, в поле много работы. Это месяц птичьих песен и устройства гнезд; все поет, радуется весне, ее светлым дням.
ЛЕТО фото: наблюдаем муравейник, фото с моря – купание, замки из песка, гальки;огородные работы:как ухаживаем за растениями: поливаем, пропалываем и т. д.
23 июля – Международный День китов и дельфинов.
27 августа – День Байкала
ОСЕНЬ фото: сбор урожая на даче, как ходим в походы, посещаем заповедники, подкармливаем животных и птиц.
Сентябрь – хмурень, первоосенье. Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь. Гром в сентябре предвещает долгую осень. Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.
11 сентября – Всемирный день Байкала;
2 октября – день сельскохозяйственных животных.
4 октября – Всемирный день защиты животных;
12 ноября – Синичкин день.
30 ноября – день домашних животных.
На третьем этапе были отобраны самые подходящие для оформления календаря фотографии, и название каждого месяца сопроводили его народным русским названием.
Форма календаря была выбрана непростой – в виде объёмного многогранника с 12-ю сторонами (по количеству месяцев в году). Данная фигура будет красиво смотреться в интерьере группы, т. к. его можно и поставить на полку, и даже подвесить,а также такой оригинальный дизайн вызывает огромный интерес у детей: желание вертеть его в руках-знакомиться тактильно, рассматривая фотографии, на ощупь и визуально запоминать количество месяцев в то или иное время года. Также этому запоминанию способствует яркое цветовое выделение каждого месяца определённого сезона.
Надеюсь, что мой экспериментальный календарь будет интересен и для вас не менее!
Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладной деятельностью».
Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 2 «Садовые цветы». Программные задачи: подвести детей к понятию «садовые цветы» (их выращивает человек около дома, на улице, в.
Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.
Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни» Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством». Часть 8. 10 декабря.
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 6. 10 ноября. Ненила –льняница, льняные смотрины. Программные задачи: познакомить детей со льном (семена, растение лён, цветение.
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть7. «Варвара зимняя» На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая».
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 1-ый вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздником.
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 2-ой вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздникомВасильев.
Народные приметы в формировании экологических знаний у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей и родителей
«Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Орлова Т. А.
Многовековые наблюдения людей за природными явлениями, погодой, поведением животных и изменениями в жизни растений, отразились в народных приметах. Существуют разные методы экологического воспитания детей беседы, чтение литературных произведений, прогулки на природе, труд на участке и в природном уголке и другие, но наиболее значимым методом являются наблюдения. Наблюдения важны тем, что лежат в основе разных видов деятельности, направленных на познание природы. Формирование у дошкольников начал экологической культуры в первую очередь составляют наблюдения. И помогут в этом,повысят интерес знание и применение народных примет. Какие радостные чувства испытывает ребенок, когда увидит совпадение приметы и наблюдения. Вот наиболее распространенные приметы:
Географические приметы:
1. Муравьи строят свои жилища к югу от ближайших деревьев. Северная сторона муравейника более круглая, чем южная.
2. Темная полоса влаги на стволе дерева расположена с северной стороны.
3. Мох, лишайники на стволе дерева с северной стороны гуще.
4. Кора на березах с южной стороны значительно светлее.
5. У хвойных деревьев с южной стороны на стволах больше натеков смолы.
6. Весной и в начале лета к югу около стволов деревьев растет более густая и высокая трава, чем к северу. К середине лета она желтеет, тогда, как к северу от стволов остается зеленой.
7. На свежих пнях годичные кольца тоньше с севера.
8. Ягоды земляники, брусники и шиповника начинают покрываться алым румянцем с юга.
9. Зимой после оттепели в снегу около деревьев образуются лунки, с южной стороны лунка глубже.
Осенние приметы:
1. Скорый листопад – к суровой зиме.
2. Если орехов уродилось обильно, а грибов мало – зима будет снежная и холодная.
3. Если осенью лист березы и дуба опадет нечисто – жди суровой зимы.
4. Большой урожай на ягоды и семена – к холодной зиме.
5. Обильный урожай желудей – к холодной зиме.
6. Если кожура на луковицах крепкая, грубая и плохо снимается – к крутой зиме.
7. Большие муравейники – к ранней, строгой зиме.
8. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
9. Пчелы заделали леток в улье крепко – к холодной зиме, оставили открытым – к теплой.
10. Если личинка майского жука белая, то зима суровая; если голубоватая – зима теплая. А если личинка с одной стороны белая, а с другой голубоватая, то первая половина зимы будет холодная, а вторая половина – с оттепелями
11. Ранняя линька у собак – ранняя зима.
12. Поздний отлет птиц – теплая зима.
13. Перелетные птицы летят высоко – будет много снега.
14. Гром в сентябре – теплая осень, гром в октябре – зима бесснежная.
15. Если белка делает большой запас орехов – зима будет холодной.
16. Если белка чисто вылиняла до 14 октября, то зима будет хорошая.
17. Если белка строит гнездо низко – к морозной зиме; если высоко – зима будет теплой.
18. Заяц наследил в саду – быть зиме суровой.
19. Мыши устраивают гнезда наверху копен – к мокрой и продолжительной осени.
20. После пролета гусей через 1-2 дня жди снегопада.
21. Много рябины – осень будет дождливой, мало – сухая.
22. 14 октября если ветер с востока – зима будет холодная, с юга – теплая, с севера – холодная и малоснежная.
23. 23 октября если рога месяца на север быть скорой зиме, если на юг – скорой зимы не жди.
Зимние приметы:
1. Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.
2. Гром зимой – к сильным ветрам.
3. Молния зимой – к буре.
4. Кольцо вокруг луны – к снегу.
5. Дым из трубы столбом вверх – к морозу.
6. Веточки на морозных узорах расположены вверх – к стуже, вниз – к оттепели.
7. Январь – сухой, снежный и морозный – год будет хорошим.
8. 19-го января ясная погода – к засушливому лету; пасмурная и снежная – к обильному урожаю.
9. 21-го января ветер с юга сулит лето с грозами.
10. Если в январе много частых и длинных сосулек – урожай будет хорошим.
11. Если зимой лес шумит – ожидай оттепели.
12. Дрова горят с треском – к морозу.
13. В мороз стекла окон запотевают перед потеплением.
14. Кошка свернулась клубком – к морозу, скребет пол когтями – будет метель, а стену – к вьюге.
15. К морозу гусь поджимает лапку, стоит на одной ноге.
16. Куры высоко садятся на насест – к сильному морозу.
17. Вороны утром садятся на верхушки деревьев и каркают – к вьюге и морозу, жмутся к стволу – к сильному ветру.
18. Сороки летают зимой близ жилья – к вьюге.
19. Воробьи забираются под стреху – к вьюге.
20. К метели длинные сухие еловые веточки сгибаются.
21. 15-го февраля оттепель – весна будет ранняя и теплая; если холодно – и весна будет холодная. Выпавший в этот день снег говорит о затяжной и дождливой весне.
22. Много снега зимой – много хлеба летом.
23. Мало снега на ветках деревьев – летом ни грибов, ни ягод в лесу не будет.
24. Зима снежная – лето дождливое.
Весенние приметы:
1. Соломинка, лежавшая на поверхности снега, провалилась – через месяц снег сойдет.
2. В марте снег рано затаит – долго не растает, весна будет затяжная.
3. 15-го марта снег с дождем и теплый ветер – к мокрому лету; а мороз и северный ветер – к лету холодному.
4. Увидел черные пятна на пригорках – жди весенних гостей (грачей).
5. Если грачи садятся сразу на гнездо, весна будет ранняя. Если – на землю, то весна будет затяжная, холодная.
6. Если грачи прилетели до середины марта, то снег сойдет рано, а лето будет дождливое.
7. Вороны купаются ранней весной – к теплу.
8. Пчелы вылетели рано из улья – к ранней весне.
9. Прилет трясогузок говорит о начале ледохода.
10. Утки устраивают гнезда на высоких берегах реки – будет сильное половодье, высокая вода.
11. Появились подснежники – настала пора пахать.
12. Зацвела осина – сей морковь.
13. Зацвела черемуха – сажай картофель.
14. Запел соловей – сей пшеницу и овес.
15. Появились комары и мошка – к теплой погоде.
16. Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
17. Через месяц после прилета грачей весь снег сойдет.
18. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
19. Если весною зайцы долго не линяют, жди продолжения холодов.
20. Если мыши сделали гнезда внизу копен – весна будет сухая.
21. Много майских жуков – летом будет засуха.
«Народные игры для детей младшего дошкольного возраста» (консультация для воспитателей) Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость,.
Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста использовались предметные, сюжетные и художест-венные картины.
Консультация для воспитателей «Народные, хороводные игры в организации игровой деятельности детей» Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное.
Консультация для воспитателей «Выработка у детей специальных знаний по ОБЖ» «Выработка у детей специальных знаний по ОБЖ» Всесторонние воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе главная социальная задача.
Консультация для воспитателей «Народные игры праздника «Сабантуй», их значение, методика обучения им детей» Я педагог дополнительного образования, детям старшей и подготовительной группы преподаю татарский язык. Занятия построены по программе «.
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста Статья на тему: «Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста» Экспериментирование- деятельность,.
Театр в жизни детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей) Роль театра в жизни ребенка!Огромную и не заменимую роль играет театр и вообще художественное слово в жизни ребёнка, особенно дошкольного.
Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для выявления уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного.
Проект «Экологический календарь»
Людмила Андросова
Проект «Экологический календарь»
Проект «Экологический календарь»
Вид проекта: групповой, исследовательско-творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели Андросова Л. С., Барыльникова Ю. А., дети 5 лет, родители воспитанников.
Образовательная область: «Познание». Ребенок открывает мир природы.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность».
Первый этап: Целеполагание или актуальность
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и неприменно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе,поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен.Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Главной целью нашего проекта является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший раздел последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Выбор темы «Экологический календарь» обусловлен пониманием педагогов и родителей значимости цели, поставленной в этом проекте. В современной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к познанию окружающего мира, тем самым, пробуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека к природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
Цель: формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры.
Задачи проекта:
1.Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
2. Выявить, обогатить и закрепить знание о живой и неживой природе; выучить приметы, пословицы и поговорки о временах года.
3. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.
4. Формировать у дошкольников навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Сформированность разных видов отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
3. Навыки исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
4. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы.
5. Совершенствование и пополнение экологической среды группы.
2 этап: Разработка проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
3этап: Выполнение проекта
План реализации проекта: «Экологический календарь» на 2012-2013 уч. г.
Формы работы по реализации проекта Темы Ответственные Сроки
Диагностика1 Беседа, тесты, наблюдения, игровые задания и т. д Воспитатели сентябрь
Непосредственно- образовательная деятельность (Образовательная область «Познание». Ребенок открывает мир природы)Тема: «Мир природы»
Тема: «Птицы – наши друзья»
Презентация.Тема: «От осени до лета».
Тема: «В лес по заснеженной дорожке»
Тема: «В гостях у Зимушки – зимы»
Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы экологического содержания.
Загадки, пословицы, поговорки и народные приметы экологического содержания.
Просмотр содержимого документа
«Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы экологического содержания.»
МАДОУ №24 «Журавушка» г.Искитим Новосибирская обл.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Подготовила Глушкова Л.С.
Эти речные жители — профессиональные строители. Они пилят брёвна, досточки и строят домики и мостики.
(Бобры)
Слепой землекоп упорно роет и почву копает, и очень много строит.
(Крот)
Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой — 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды.
(Верблюд)
Спит зимой, весну он ждет.
Очень любит сладкий мёд.
Нравится ему реветь.
Этот зверь лесной. (медведь ).
Зиму в шубке белой был,
А весной её сменил,
Стал он серый попрыгайка,
Маленький трусишка …(зайка).
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
Не усат, а бородат,
И сердит на ребят,
Но не дедушка он все же.
Угадайте, дети, кто же?
(козел)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Снизу камень.
Сверху камень,
Четыре ноги
Да одна голова.
(Черепаха)
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
И все же называются
Они — морские … (свинки)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Леопард)
Что за коняшки —
На всех тельняшки.
(Зебры)
Уж очень вид у них чудной:
У папы — локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша … (львица)
Кто на своей голове лес носит?
(Олень)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (жираф)
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (крокодил)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Осел)
Голодна — мычит,
Сыта — жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.
(Корова)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Кошка)
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мышки)
С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
(Коза)
Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(Свинья)
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя — маленький хвост,
Спереди у зверя — хвост большой.
Кто же это? Кто же это? Кто такой?
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это …
(слон)
Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!
(хомяк)
Что за зверь упрямый слишком
Не желает делать стрижку?
Ходит он с косматой гривой
И считает, что красивый.
(лев)
Кто я – догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу,
Летом я везу телегу.
(лошадь)
Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнёзда?
(Кукушка)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит.
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
Пышный хвостик этой птицы
Цветами радуги искрится.
Они – лесные санитары.
Так прозвали люди их недаром.
Чтобы лес был красив и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Они на страже день и ночь
Гонят разных короедов прочь!
Можем мы в траве их встретить,
Ведь жильцов там миллион!
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без них весь лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто …
(Стрекоза)
От цветка на цветок
Я, жужжа, перелетаю
Выпиваю сладкий сок
Словно солнышко сияю,
Не — пчела, как карамель, —
Полосатый, толстый.
(Шмель)
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны.
(Пчела)
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам.
(Кузнечик)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
(Муха)
Мохнатое Брюшко
Село цветку на ушко.
(Шмель)
В воде родится,
А воды боится.
(Стрекоза)
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
(Божья коровка)
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая.
(Пчела)
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приручает,
А на нас сама садится.
(Муха)
На стене в углу мохнач,
Он охотник, он и ткач.
(Паук)
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)
Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает.
(Гусеница)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Что за дерево-девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А ещё стволов полно
У молодчика тог
Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами.
(Крапива)
Из какого дерева делают спички?
(Из осины)
Какое дерево по праву считается символом России?
(Берёза)
Это что за красота,
На полянке у ручья?
Распустился очень нежный,
Они украшают луга и леса
И это не только природы краса –
В них пчёлы находят целительный дар
И бабочки пьют их них сладкий нектар.
Будто снежный шар бела,
по весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она вся от ягоды черна. (Черемуха)
Горел в траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик)
В сенокос — горька, а в мороз — сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
Землю пробуравил, корешок оставил,
Сам на свет явился,
шапочкой прикрылся. (Гриб)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Нет грибов дружней, чем эти, —
знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
как веснушки на носу. (Опята)
Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной,
никуда не годный. (Мухомор)
С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (Лист)
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)
Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)
То ли с крыши, то ли с неба — или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка сыплет, будто из мешка? (Тополиный пух)
Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Кругом вода,
С утолением жажды беда.
(Море)
С неба падали пушинки
На замёрзшие поля.
Ель окутали косынкой,
Жаркой шубой — тополя.
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
«Как же их зовут?» — ты спросишь.
Имя здесь я нап исала.
(Снежинка)
Сверкает, моргает,
Кривые копья мечет,
Стрелы пускает.
(Молния)
Что так в небе ярко светит?
Свет пускает мне в оконце.
Отвечайте дружно дети,
Это светит ярко ……….. (солнце).
Без взрослых с ним развлекаться опасно,
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой
И он обернётся серьёзной бедой.
Солнце светит — молчит,
Дождь припустит — гремит:
Бом, бом, бом, бом!
Это грохочет.
(Гром)
Только солнце спать ложится,
Мне а месте не сидится.
Я на небо выхожу,
С высока на мир гляжу.
( Луна)
Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручей)
Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг.
(Зима)
Сверкает, моргает,
Кривые стрелы пускает.
(Молния)
Лежит кит, а вокруг ёлки в снегу.
(Сугроб)
ежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря.
(Река)
Все как звёздочки сквозные,
А возьмёшь — так водяные.
(Снег)
Белая кошка лезет в окошко.
(Свет)
Если станет, до неба достанет.
Радуга
Зимнее стекло
Весной потекло.
(Лёд)
Надоел жуку гамак,
Да не вырваться никак.
(Паутина)
Из серых кораблей капает,
А цветы моются.
(Дождь)
Носится, свищет.
Мечется, рыщет.
Где пробежит —
Листик дрожит.
Где пронесётся —
Дерево гнётся.
(Ветер)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Большое дерево и от солнца и от ливня укроет.
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Кто землю лелеет – того земля жалеет.
Без хозяина земля круглая сирота.
Мир, что огород: в нем все растет.
Красное солнышко на белом свете черную землю греет.
Зерно меряют мерою, а людей — верою.
Что глубже семя схоронится, то лучше уродится.
Тот и хорош, у кого родится рожь.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Не разгрызешь ореха, не съешь и ядра.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Где вода — там и верба; где верба — там и вода.
Где дубняк, там и березняк.
Ель да береза — чем не дрова? Хлеб да вода — чем не еда?
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.
Корова черна, да молоко у неё белое.
Корми корову сытнее, молоко у неё будет белее.
У хорошей доярки корова маслом доится.
Не гони коня кнутом, а гони его овсом.
Хорошо накормишь — плохой конь будет хорошим скакуном.
Веди за скотиной уход, будешь иметь доход.
Будут на ферме корма — не страшна зима.
На капустнике козёл не караульщик.
Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.
Кошки грызутся — мышкам раздолье.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
Лиса всё хвостом прикроет.
Близ норы лиса на промысел не ходит.
Старую лисицу не травят молодыми собаками.
Лиса и во сне кур считает.
Назначили лису воеводой в лесу: пера много, а птицы нет.
Старая лиса рыльцем роет, а хвостиком заметает.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Прикинулся бы волк козой, да хвостик не такой.
Не сменит волк натуру, пока не снимут шкуру.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Если верблюда не заставишь лечь, его не навьючишь
-Клен «плачет»- к дождю.
Примета на хорошую погоду.
-Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют–
по приметам к хорошей погоде без осадков.
Народные приметы про птиц
-Если птицы прилетят поздно, лето будет долгое.
-Птицы прилетят рано — скоро весна придет.
-Осенью птицы летят высоко — зима будет теплая.
-Осенью птицы летят низко — зима будет холодная.
-Если птицы с поля летят в лес, жди бурю.
-Летом птицы летают низко — дождь пойдет.
-Зимой птицы летают очень низко — снег выпадет.
Народные приметы- Насекомые
-Сверчок начнет петь с вечера — потеплеет.
-Осенью комары появятся — зима будет теплая.
-После дождя комары в кучу собираются — будет жарко.
-Мухи кусаются — к дождю. Мухи пропали — скоро зима.
-Летом паук находится в середине паутины — к ясной погоде.
-Дождевые черви выползут на поверхность земли — пойдет дождь.
Народные приметы определение по временам года
-Зимой бураны — лето будет ясное.
-Холодная зима — к теплой весне.