Что такое обычай 4 класс

Обычаи — что это такое, их функции, виды и примеры обычаев

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человеческая психика стремится уменьшить инстинктивное чувство тревоги, связанное с желанием выжить.

Для этого люди осознанно и бессознательно организуют вокруг себя понятную, предсказуемую реальность: вся наша жизнедеятельность выстроена на основе определенных правил и закономерностей.

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Это те самые традиции и обычаи, суть которых мы уясняем еще начиная с детских лет. Но что такое обычай? Какие их виды различают, как они возникли и зачем нужны? Сегодня мы как раз об этом и поговорим, и, конечно же, посмотрим примеры обычаев разных стран и народов.

Обычай — это то, что все всегда делали

Обычай представляет собой как раз один из способов контроля и регулирования бытия, представляющий собой исторически сложенные и закрепленные в массовом сознании поведенческие привычки. Они могут быть закреплены в социуме, отдельной группе или семье.

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Многократное повторение одного и того же действия (или деятельности) превращает его в автоматизм. Обычаи не рефлексируются, мы делаем что-либо «на автопилоте», потому что так надо, так все делают, так заведено и так далее. Мало кто задумывается над природой автоматического действия и задает себе вопрос «А почему я собственно делаю так, а не иначе?».

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Чтобы лучше понять, что такое обычай, выделим его основные характеристики:

Часто обычаи являются формой других социальных правил: морально-нравственных норм, политических, гигиенических, правовых и т. п. Социальные нормы, становясь обычаем, теряют свой индивидуальный механизм. Например, оценочный характер морали нивелируется (что это значит?), ведь привычка – это бездумное действие, не требующее оценки.

Виды обычаев

Обычаи пронизывают все сферы человеческой жизнедеятельности. В связи с этим выделяют их разные типы:

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Возникновение и исчезновение обычаев

Изначально они формировались стихийно с целью выживания. Например, чтобы не умереть от голода дикие мужчины взяли за правило охотиться 2 раза в неделю, а женщины шили одежду из шкур добытых животных, чтобы не замерзнуть в холодное время года.

Современный человек живет по другим законам: бытие стало более сытым и приятным. Нам не нужно выживать среди дикой природы.

Поэтому наши обычаи направлены не на биологические потребности, а на повышение уровня жизни, ее качества, душевного комфорта.

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

В погоне за этим самым комфортом многие из таких привычек перестали отвечать законам здравой логики и при разборе кажутся бессмысленными. Приметы, как форма обычая, иногда доходят в своей смысловой нагрузки до маразма (это как?).

Как пример: поедание трамвайного билетика, скручивание дули при виде черной кошки или махание трусами в окно для привлечения хорошей погоды. Вернувшись домой за забытой вещью, люди смотрятся в зеркало. А пустая бутылка на столе? Смешно? А многие в это верят и практикуют, веря, что так жизнь станет лучше и счастливей.

Возможно, когда-то всем этим глупостям было разумное объяснение, отвечающее уровню умственного развития людей, их придумавших. Но время течет, сознание меняется, цивилизация (что это?) развивается, прогресс бодро шагает и, по идее, такие обыкновения должны уходить из сознания людей. Но мы продолжаем их придерживаться, забыв для чего они и откуда.

Первый признак того, что с обычаем стоит попрощаться – его бесполезность, потеря к нему общественного интереса. Так исчезли свидетели с процедуры регистрации брака, хотя когда-то они считались чуть ли не членами семьи. Почти ушли в небытие девчачьи рождественские гадания и другие привычные ритуалы.

Зачем они нужны

В каждой стране существуют свои национальные обычаи, отражающие сознание общественности. Зачем они нужны? Чтобы оставаться разными, сохранять свою культуру и историю. Русские люди отличны от других самобытностью, речью, менталитетом (что это такое?).

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Мы гордимся своими корнями, достижениями и подвигами предков. Заимствуя поведенческие привычки у других народов, мы перестанем быть теми, кем являемся: забудем свое прошлое, изменим мышление и станем частью чужого общества.

В настоящий момент во всем мире происходит глобальная американизация. Еще каких-нибудь 20 лет назад русский человек не знал, что такое фаст-фуд и свитшот, а сегодня вместо знакомого «хорошо» мы говорим «ок».

Большая часть потребляемых нами продуктов из разных сфер деятельности не являются нашими (пища, слова, технологии, искусство и т.д.). Никто не спорит, что обмен опытом сам по себе полезен. Главное, не переходить грань и понимать, где свое, а где чужое.

Примеры обычаев разных народов

Как писалось выше, стереотипное поведение становится автоматическим и не подвергается логическому анализу.

В связи с этим многие из этих поведенческих актов потеряли историю своего возникновения.

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Приведем примеры обычаев, заодно вспомним, как они появились:

Источник

Обычай: понятие, примеры, значение, отличия от «традиции»

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Что такое обычай?

Обычай – это сложившийся на определенной территории свод социальных установок и правил, определяющий поведение человека при тех или иных обстоятельствах. Подавляющее большинство обычаев носит этнический, религиозный и демографический характер, также они регламентируют нормы поведения в семье и в быту.

Любой обычай опирается на человеческое мировоззрение с присущими ему ценностями и идеями, он передает опыт предыдущих поколений, регулирует поведение человека в семье и обществе. С течением времени многие обычаи канули в лету, уступив место другим, некоторые наполнились новыми смыслами и содержанием, коренным образом изменились вместе с людьми и социумом (эти изменения особенно заметны в сфере семейных отношений).

В сущности, обычаи представляют собой примитивные формы социального контроля, призванные поддерживать должный уровень дисциплины внутри общества. При этом, регулируемая обычаем норма поведения не закрепляется как знаковая поведенческая модель, оторванная от определенного вида деятельности либо от конкретной жизненной ситуации. Обычаи относят к общепринятым поведенческим нормам, своеобразно узаконенным массовой привычкой и устоями конкретного социума.

Примеры обычаев

Самыми ярко выраженными примерами обычаев являются свадебные обряды. Во все времена свадьбе придавалось немалое символическое значение, она расценивалась не просто как торжество, а как признание вступающими в брак людьми взаимной ответственности друг за друга, а также общей ответственности за свою семью. Так, во многих мусульманских странах и сейчас принято выплачивать выкуп (или калым) за невесту, этот шаг расценивается, прежде всего, как проверка потенциального жениха на состоятельность, а значит, и на способность содержать будущую семью. Величина выкупа всегда индивидуальна, она оговаривается перед свадьбой.

Еще одним примечательным примером обычая является правило, по которому молодые люди уступают пожилым место в общественном транспорте. Данный жест – не просто правило для любого воспитанного человека, но и видоизменившийся по прошествии многих веков обычай, согласно которому молодежь должна была вставать в присутствии старших. Это правило, встречающееся практически у всех живущих на Земле народов, стало укоренившимся и общепринятым обычаем, впоследствии пришедшим в сферу общественного транспорта.

Значение обычаев

Формирование обычаев – достаточно сложный и длительный социальный процесс, основанный на коллективной деятельности большого количества людей. Наличие обычаев помогало человеку приспособиться к условиям окружающей среды, одновременно они регулировали и отношения внутри социума. Для доиндустриального общества обычай стал важным источником нравственных и поведенческих норм, в то же время он сильно повлиял на развитие права, ведь при его непосредственном участии формировались пусть и довольно специфичные, но абсолютно полноценные системы обычного права.

Обычаи связывают поколения одного народа между собой, делая культуру определенного этноса устойчивой в не зависимости от времени. Их тесная связь с культурой заставляет обычаи постоянно изменяться, дополняясь новыми нормами и избавляясь от устаревших. Влияние, оказываемое обычаями на культуру сложно переоценить, поскольку именно обычаи помогают выделить определенную этническую группу в массе других этнических групп. Немалую роль они играли и в воспитательной деятельности, приобщая подрастающее поколение к истории и культуре своего народа. При непосредственном знакомстве детей с обычаями представляемый им образец поведения мог нести как положительный (поступать таким образом необходимо) так и отрицательный (это делать нельзя) посыл.

Как появлялись обычаи?

Изначальной целью любого ритуала либо повторяющегося действия, проводимого людьми в древности, было выживание, проведение ритуалов являлось человеческой реакцией на дискомфортные и трудные условия жизни. Таким образом, первые обряды носили прикладной характер, решая вполне практичные задачи по борьбе с голодом, холодом, агрессивной окружающей средой и т.д. В несколько видоизмененной форме черты этих обрядов встречаются и сейчас, хоть их целью является уже не биологическое выживание.

Естественно, при более детальном рассмотрении множество бессознательных ритуалов можно отнести к малопонятным действиям, которые не поддаются логическому объяснению. Эти ритуалы, к примеру, привычка смотреться в зеркало при возвращении в дом, из которого ты только что вышел, но вернулся за забытой вещью, сложно объяснить, однако, они точно не возникли на пустом месте. К тому же, любой из нас может самостоятельно создавать собственные ритуалы и обычаи, например, взять себе за правило гулять по вечерам в парке, чтобы отдохнуть от трудного дня, подвести его итоги, а заодно и просто подышать свежим воздухом.

Чем отличается обычай и традиция?

Для начала более подробно остановимся на традициях, их определении и особенностях. Традициями называют правила поведения, сложившиеся у определенной этнической группы и поддерживаемые многими ее поколениями. Основной функцией традиций является регулирование взаимоотношений между людьми в рамках конкретного общества. Кроме норм поведения к традициям относят и древние ритуалы, уже утратившие первоначальное значение, но продолжающие существовать и по сей день. Обычно традиции передаются в устной форме, их почитают и оберегают, а потому стараются не изменять, оставляя в первоначальном виде.

Нередко в сознании людей традиции и обычаи сливаются в одно целое, что не соответствует действительности. Так, к обычаям относят ритуалы, совершаемые во время свадеб, торжеств или похорон, а вот передача главных принципов устройства того или иного социума от одного поколения к другому является передачей традиций. Еще один пример подобных различий – к традициям относят народные костюмы, поскольку речь здесь идет о целом народе. Однако украшения на национальном костюме могут отличаться в зависимости от местности, и именно эти различия в украшениях и относят к обычаям, присущим определенной местности. А вот принятие украшений, характерных лишь для части народа всем народом сделает этот обычай традицией.

Следовательно, обычаи являются фундаментом для формирования общепринятых традиций, которые не могут появляться из неоткуда. Изначально в обществе зарождается некое обязательное для выполнения правило, которое постепенно превращается в обычай, а затем – в полноценную традицию.

Заключение

Таким образом, основной задачей (а также главным условием выживания) обычаев является возможность поддержания связи между поколениями одного народа, своеобразное выказывание уважения от потомков к ушедшим предкам. Прочно укоренившийся обычай отражает народную культуру, позволяя проследить уникальный путь, пройденный определенной этнической группой в ее развитии.

Со временем любой обычай может перерасти в традицию, для этого он должен отложиться в сознании большей части народа, став неизменным на протяжении веков и обязательным для исполнения правилом. Роль обычаев и традиций часто оценивают противоположно: с одной стороны, они являются важным элементом этнического самосознания, с другой – устаревая и теряя прежнее значение, они нередко оказываются бесполезными, а то и вредными по причине своей крайней архаичности.

Источник

Урок по модулю курса ОРКСЭ «Основы светской этики». Тема: «Обычаи и обряды русского народа». 4-й класс

Класс: 4

Программа курса: к учебнику М. Т. Студеникина “Основы светской этики” 4 класс; Москва “Русское слово” 2011.

Образовательная: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;

Воспитательная: формирование чувства уважения к традициям и культуре русского народа; знакомство с разнообразием русских пословиц и поговорок о семье и браке;

Развивающая: развитие у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми; развитие умений пользоваться словарём, объяснять значение пословиц и поговорок, соотносить рисунок с текстом, работать с разнообразными источниками информации; развитие навыков ознакомительного и просмотрового чтения; развитие умения решать кроссворды.

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование: ПК, медиапроектор, рабочие листы учеников.

1-й этап. Организационный. 1 мин.

– Доброе утро, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок-кроссворд. (Презентация. Слайд 1.) Урок-кроссворд. Что же такое “кроссворд”? Это английское слово, означающее “Кросс” – “крест” и “ворд” – “слово”. Вы любите разгадывать кроссворды?

– На нашем уроке присутствуют гости. Если что-то вызовет у вас, ребята, затруднения, надеюсь, наши гости нам помогут.

– Итак, разгадав наш кроссворд, вы, ребята, узнаете тему нашего урока.

2-й этап. Мотивационный. 4 мин.

Слайды 2–3. Кроссворд “Обычаи и обряды”. На партах учеников листки с кроссвордами, учитель читает определения понятий, изученных ребятами на уроках в течение 1 полугодия. Для оказания определённой помощи у учеников имеются листки с подсказками “Словарь понятий”.

1. Мораль – система норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом.
2. Бояре – самые богатые и знатные люди на Руси, занимавшие высшие должности.
3. Рыцарь – в переводе с немецкого “всадник”, в переносном значении– благородный, воспитанный человек, должен был обладать 7 добродетелями: фехтованием, верховой ездой, владением копьём, плаванием, охотой, игрой в шашки, пением стихов в честь прекрасной дамы.
4. Честность – важнейшее качество человека. Искренность, добросовестность, безупречность, прямота в отношениях с другими людьми, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение.
5. Дружба – привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.
6. Этика – нормы и правила поведения (мораль, нравственность), выработанные и охраняемые обществом.
7. Вежливость – повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на работе и в общественных местах.
8. Добро – высшая нравственная ценность. Всё полезное и хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу.
9. Гордость – это чувство самоуважения, достоинства.
10. Ассамблея – увеселительные балы, введённые Петром 1 в России на французский манер.
11. Предки – это люди, от которых мы произошли.
12. Гордыня – это гордость вне всякой меры, ставшая слишком преувеличенной.

По мере отгадывания кроссворда открываются соответствующие строчки. В выделенных квадратиках слова: “обычаи” и “обряды”.

– Итак, вы отгадали на кроссворд. Действительно, тема нашего урока звучит “Обычаи и обряды русского народа”. Слайд 4. Тема урока: “Обычаи и обряды русского народа”.

3-й этап. Целеполагание. 2 мин.

– Чему же мы должны научиться сегодня на нашем уроке? Давайте, ребята, выберем цель нашего урока. Перед вами листки с различными целями, выберите ту, которая относится к теме нашего урока.

Учитель даёт избыточные цели, ученики должны промаркировать нужное.

Учащиеся ставят цель урока: познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси.

Слайд 6. Цель урока: познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси; иметь представление о помолвке, венчании.

4-й этап. Информационный. 3 мин.

– Ребята. Давайте найдём в учебнике на стр. 79 определения интересующих нас понятий, прочитаем их. У вас на листках также записаны эти определения, вам необходимо записать верный термин к каждому понятию. Работа на листках.

Обычай – общепринятый, привычный порядок поведения людей в повседневной жизни. Обычаи появились ещё в древности, когда наши предки жили родами и племенами.

Обряд – совокупность определённых действий, которые диктуются обычаем.

– Как вы понимаете слово “бракосочетание”?

– Ребята, перед вами разные пословицы о семье и браке. Вам предстоит прочитать пословицы и объяснить их значение.

5-й этап. Чтение параграфа учебника. Беседа по вопросам. 10 мин.

– Какой обряд изображён на рисунке на стр. 80, 81, 82. 83? Прокомментируйте каждый рисунок.

6-й этап. Работа с таблицей закрепление изученных понятий. 3 мин.

– Ребята, запишите на своих листках определения соответствующие понятиям.

– Сравните свои записи с таблицей на слайде.

Обряд сводовОбряд соединения жениха и невесты перед отправлением к венцу.
ПомолвкаПубличное объявление в кругу родственников о согласии молодых вступить в брак.
ВенчаниеЦерковное бракосочетание.
БракосочетаниеОбряд, который проходит во время свадьбы.

7-й этап. Просмотр презентации. 5 мин. Слайды 9–15.

8-й этап. Решение кроссворда. 5 мин. Слайд 21.

1. Свадьба – обычай, появившийся в давние времена; благодаря ему образуется новая семья.
2. Венец – корона, которую держат над головами жениха и невесты во время венчания.
3. Каравай – круглый хлеб, которым встречают молодых.
4. Сваты – родители, друзья жениха, которые приходят в дом невесты договариваться о свадьбе.
5. Помолвка – публичное объявление в кругу родственников о согласии молодых вступить в брак.
6. Венчание – церковное бракосочетание.
7. Невеста – девушка, которая выходит замуж.
8. Отцы – родители жениха и невесты, которые 7 раз кланяются. Ударяют друг друга по рукам во время обряда сватовства.
9. Своды – обряд соединения жениха и невесты, проходил посреди двора или избы, сопровождался специальными песнями.
10. Бракосочетание – обряд,который проходит во время свадьбы.

9-й этап. Рефлексия. Слайд 22. 4 мин.

– Ребята, расскажите, что запомнилось на уроке.

– Заполните графы таблицы.

Я зналЯ запомнилЯ смог

10-й этап. Домашнее задание. Слайд 23. 2 мин.

Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам составить на ваших рабочих листках план текста рассмотренной нами сегодня темы “Обычаи и обряды русского народа”. Спасибо вам за работу. До следующей встречи.

Приложение 2. Технологическая карта открытого урока.

Перечень использованных источников информации

Источник

Обряды и обычаи русского народа (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классный руководитель: Тетенёва Елена Алексеевна

Тема: Обряды и обычаи русского народа (4 класс)

Цель: знакомство с обрядами и обычаями русского народа.

— познакомить учащихся с русскими национальными обычаями и обрядами в системе духовной культуры русского народа;

— получить представление о некоторых народных обычаях;

— исследовать обряды и обычаи русского народа.

Определение понятий: обычаи, традиция, обряд.

Обряды и праздники земледельческого календаря.

Гостеприимство – старинный русский обычай.

Защита работ учащихся.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД: Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, установление причинно-следственных связей, доказательство.

Регулятивные УУД: усвоение основ комплексной работы с текстами и карточками; волевая саморегуляция; контроль, коррекция.

Личностные УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Определение понятий: обычаи, традиция, обряд.

У каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Они создавались для того, чтобы воспитывать любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром.

Давайте выясним, а что такое обряды, обычаи, традиции. Поработаем со словарем.

Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Разновидностью традиции является обряд.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

В православной религии есть свои обряды. Они могут быть коллективными (совместными) или индивидуальными. Могут быть ежедневными, еженедельными, календарными или такими, которые человек выполняет лишь единожды в своей жизни. Главным ежедневным обрядом является молитва. Молиться верующие могут как у себя дома, так и в храме.

Обряды и праздники земледельческого календаря.

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 классЧто такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 классЧто такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Задание для 1 группы:

1) изучите народный календарь и выделите условные группы обрядов;

2) определите этапы проведения этих обрядов;

3) расскажите подробно об одном из обрядов.

С древних времен свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции народа. Ведь день свадьбы – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи для общности людей.

С крещением Руси начали зарождаться и новые обычаи, что существенно отразилось и на порядке проведения свадьбы, но на протяжении многих веков, вплоть до наших дней, отголоски язычества ещё слышны в русских обрядах и традициях. Произошло слияние двух верований, что создало своеобразную, характерную только для Руси, культуру.

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 классЧто такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Главная перемена в обряде бракосочетания состояла в необходимости освящения брака церковью. В остальном свадьба носила былой характер: массовые гуляния, развлечения, «пир горой», нередко длившийся 3-4 дня. К XVI веку на Руси сложился порядок проведения свадебного обряда, который четко регламентировал роль каждого его участника, свадебную одежду, этапы свадьбы и даже подаваемые на стол блюда.

Задание для 2 группы:

1) выясните, когда считалось самое подходящее время для свадьбы, и в какое время запрещалось их проводить;

2) расскажите о свадебных обрядах;

3) сравните свадебные обряды с современным обрядом бракосочетания.

Гостеприимство – старинный русский обычай.

Гостеприимство – особый вид радушия, хлебосольства хозяев при приеме гостей. Гостеприимство является старинным русским обычаем. Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами. Русское гостеприимство известно всем с давних времен. Еще в Древней Руси было принят обычай, что если приходят гости или они застают семью за трапезой, то они должны быть приглашены за стол. Особо почетных гостей встречали с большим размахом, демонстрируя и материальные возможности семейства и широту русской души.

В центре комнаты стоит большой стол, накрытый скатертью, на столе возвышается русский самовар, стоят блины, пирожки. Хлеб поставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска». Не забыт этот обычай. Зайди в любой дом, к молодым ли старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.

Задание для 3 группы:

1) узнайте, чем традиционно угощали гостей на Руси;

2) найдите русские народные пословицы о гостеприимстве;

3) продемонстрируйте сценку встречи гостей хозяевами.

Что такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 классЧто такое обычай 4 класс. Смотреть фото Что такое обычай 4 класс. Смотреть картинку Что такое обычай 4 класс. Картинка про Что такое обычай 4 класс. Фото Что такое обычай 4 класс

Защита работ учащихся.

«Обряд», «обычаи», «традиция» — важнейшие элементы культуры русского народа. Их особая ценность в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик народа, его уникальные особенности, сохраняя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений. В них старое сливается с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым. Они привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия Руси.

Занятие было проведено в 4 классе. В результате проведения все поставленные задачи были решены. Для активизации познавательной деятельности, класс был разделён на три группы. Мотивация обучающихся поддерживалась и развивалась за счет интересного им тематического содержания урока, атмосферы непринужденности. Ученики были очень активны. Использовалась групповая и поисковая работа, в ходе которой учащиеся самостоятельно отвечали на вопросы и находили ответы в различных источниках (словарях, статьях, интернете), обсуждали, делали выводы, сами с интересом использовали свои знания. Перед учениками ставились посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. Таким образом, цели и задачи урока были достигнуты.

Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ученик был успешен в своем мнении. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Создание проблемных ситуаций мотивировало учащихся к настрою в работе. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Никаких затруднений в поисковой деятельности у детей не возникло, этому способствовала работа в группах.

Литература (наглядность) на занятии:

Иван Панкеев. Обычаи и традиции русского народа. 1990г., Олма-Пресс.

Марина Короткова: Традиции русского народаю 2008г., Дрофа Плюс.

О. Третьякова, Н. ТверитиноваРусский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2012г., Метафора, Астрель.

Юрий Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. 1990г., Просвещение.

Людмила Соколова: Воспитание ребенка в русских традициях. 2003г., Айрис-Пресс.

Терещенко А. В. История культуры русского народа. 2007г., Эксмо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *