что такое обычаи как социальные регуляторы
ОБЫЧАЙ КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА
1. обычай, как правило поведения, возникает стихийно, бессознательно – в силу многократного повторения каких-либо действий вследствие их удобности, эффективности, и всегда носит конкретный, а не абстрактный характер – т.е. обычай тесно связан с определенной ситуацией, местностью, профессией, категориями лиц;
Совершенно прав М.Н. Марченко, говоря о развитии обычая: «Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия. Однако со временем, по мере их дальнейшего развития и утверждения в общественной жизни, обычаи, все более утрачивая свой эмоциональный характер, усиливают свое рациональное начало, становятся активными регуляторами общественных отношений»[1].
4. обычайкак правило поведения никогда не формируется одномоментно (как нормы, непосредственно исходящие от государства), требует длительного времени для своего формирования и органичного распространения, а потому характеризуется тем, что, как правило,невозможно установить точную дату его возникновения – этим обычай отличается от нормативного акта, договора, судебного и административного прецедента, правовой доктрины;
5. у обычаякак разновидности социальной нормы отсутствует институциональный механизм, обеспечивающий его реализацию: обычай, как правило, соблюдается добровольно и потому не требует систематического вмешательства какого-либо общественного или государственного института с целью обеспечения его реализации – соблюдение обычая поддерживается привычкой, силой общественного мнения, традиционностью и высокой степенью конформизма тех обществ, в которых он преобладает над писаными правилами поведения;
6. обычай реализуется путем автоматического (бессознательного) воспроизведения тех поведенческих образцов, которые в нем заложены;
7. обычай, как правило, отличается конкретностью правила поведения, подчас казуистичностью, обычай никогда не излагается в абстрактной форме, он всегда привязан либо к определенной территории (местный обычай), либо к определенной профессии (торговые обычаи), либо к определенной сфере общественных отношений (например, политико-правовые конституционные обычаи (соглашения) в Англии) (по территории действия можно выделить международные обычаи, распространяющиеся на территорию ряда государств, национальные обычаи в государствах мусульманского права, в Израиле, в Китае, Японии, в дальневосточном регионе, местные обычаи, распространяющиеся на территорию той или иной местной общины; по кругу лиц можно выделять религиозные обычаи, распространяющиеся на верующих той или иной конфессии, корпоративные профессиональные обычаи, регулирующие поведение лиц той или иной профессии, в той или иной организации (клубах, общественных объединениях, парламенте, партиях и др.));
8. обычай, как правило поведения, является консервативным, потому как он связывает настоящее не с будущим (как это делают декларативные государственные нормы-цели), а с прошлым – обычай говорит, что в настоящем необходимо поступать точно так же, как поступали в прошлом, потому что такой обычный способ поведения является опробованным, испытанным временем и доказавшим свою эффективность, удобность, полезность – именно поэтому обычай выполняет регулятивно-статическую функцию, закрепляет status quo; основными ценностями обычных практик являются стабильность, предсказуемость;
9. обычай обладает качеством универсальности, он может проникать во все сферы жизнедеятельности общества – в религиозную (обычаи в мусульманском, иудейском праве), в политическую (конституционные соглашения в английском праве), в морально-нравственную (обычаи уважения старших, семейные обычаи), в экономическую (обычаи в сфере торговли, типовые соглашения);
[1] Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002. С. 705.
Традиции как социальные регуляторы общественных процессов *
Усманова Резида Минияровна, декан юридического факультета, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, соискатель-докторант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Статья посвящена традициям как виду социального регулятора общественных отношений. Обращается внимание на отсутствие однозначного понимания обычая и традиции как различных самостоятельных социальных регуляторов. Автор считает, что нельзя смешивать обычаи и традиции, так как последние обеспечивают устойчивость общества, являются механизмом воспроизводства социальных институтов и норм, передачи духовных ценностей от поколения к поколению.
Ключевые слова: традиции, этносы, народы, социальное регулирование, право, обычаи.
The article is devoted to the tradition as a form of social control of public relations. The attention is given to the lack of clear understanding of a custom and tradition as different independent social regulators. The author believes that one can not confuse customs and traditions because the last ones ensure the sustainability of the society, they work as the mechanism for the reproduction of social institutions and norms and transfer spiritual values from one generation to another.
Key words: traditions, ethnic groups, nations, social regulation, law, customs.
Общественная система воздействует на сознание и поведение личности посредством определенного, внутренне связанного, обусловленного различными условиями жизни общества набора норм, в которых содержатся требования к поведению личности. Эти нормы не являются случайными: они возникают в реальных общественных отношениях людей в результате повторяющихся актов производства, обмена и потребления и выражают объективную потребность в упорядочении, координированности общественных отношений. Такими регуляторами отношений между людьми и их объединениями являются социальные нормы.
С учетом различных подходов к определению социальных норм и их классификации можно сделать следующие выводы.
См. об этом: Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976; Горячева А.А. О некоторых категориях социальной психологии. М., 1965; Цавилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961.
Нанаева Б.Б. Традиции социально-правового регулирования в чеченском обществе. Назрань, 2009. С. 9.
В последующем значение термина «традиция» существенно расширилось. Заметно стерлась грань между традицией и творчеством («творческая традиция»). Традиционность первобытного (примитивного) общества перестала рассматриваться как нечто монолитное, ибо обнаружилась множественность традиций уже на архаических стадиях, выявилось множество связей между локальными, национальными традициями и общечеловеческими ценностями.
Эти изменения произошли в результате ускорения темпов экономической, социальной, политической жизни общества и сокращения активной жизни отдельных элементов культурного наследия.
Данилова Л.В. Традиция как специфический вид социального наследия // Советская этнография. 1982. N 2.
URL: http:// kazaki62.ru/ index.php?option= com_content&task= view&id= 71&Itemid=1.
Калужников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. С. 48.
Грязнов Д.Г. Соотношение категорий обычного права и правового обычая в юридической науке. М.: Ставрополь, 2003. С. 31.
Обычаи возникают на базе конкретного фактического отношения, как выражение привычных связей людей определенной социальной общности, в результате многократного повторения. Традиция, напротив, может возникнуть в результате одобрения и массовой поддержки какого-либо примера. Она больше связана с политикой, моралью, правовой идеологией.
Между обычаями и традициями проходят две главные разграничительные линии. Первая из них довольно четко разделяет два вида общественных отношений по степени их простоты и сложности, по частоте повторяемости. Простые, стереотипные повторяющиеся общественные отношения, допускающие детальную регламентацию действий, образуют сферу обычаев. Отношения сложные, варьирующиеся в каждой конкретной ситуации, не допускающие регламентации действий, образуют сферу традиций. Эта первая линия различий отделяет их друг от друга на основе такого существенного объективного признака, как различие в характере общественных отношений, способом реализации которых эти социальные образования служат.
Нанаева Б.Б. Традиции социально-правового регулирования в чеченском обществе. Назрань, 2009. С. 9.
Таким образом, традиция отличается от обычая следующим:
Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. С. 24.
См.: Алиев А.К. Народные традиции и обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. С. 22.
Традиции упоминаются в российском законодательстве. Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Статья 14 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» устанавливает, что «при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации». В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основе традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.
Многие коренные народы и местные сообщества поставлены в условия необходимости сохранения, поддержания собственной культуры или комплекса традиций и установок (например, для жителей коренных малочисленных народов Севера утрата традиций есть утрата национальной идентичности). В первую очередь это вызывает к жизни самодеятельные организации этнической принадлежности (Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, региональная общественная организация ительменов Камчатки «Тхсаном» и др. ).
Сохранение собственных традиций позволяет каждому народу сохранить свою самобытность, культуру и язык. Понимание же культуры и традиций каждого народа помогает достичь взаимопонимания и мира между ними и, следовательно, стабильности в целом в государстве. Рассмотрим, как это происходит, на примере Республики Башкортостан.
В общественной и политической жизни Республики особое место занимает созыв курултаев башкир, традиция которых уходит своими корнями в глубокую древность. На курултаях решались наиболее важные, жизненные вопросы башкирского народа. Например, первые Всебашкирские курултаи стали своеобразным идейным фундаментом башкирской национальной автономии, во многом способствовали ее созданию на практике. Затем традиция проведения курултаев была прервана, и, как оказалось, на длительный период.
Таким образом, традиция созыва Всемирного курултая дает толчок к развитию национального самосознания и культуры башкирского народа, укреплению многонациональной гражданской общности.
В целях активного участия казаков в решении вопросов местного значения, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти 3 июля 2008 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым была принята новая Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Государственная политика в области казачества должна быть направлена на становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, для этого должны быть созданы и создаются финансовые, правовые, методические, информационные и организационные механизмы и все необходимые условия.
См.: Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. М., 1986. С. 109.
Таким образом, роль традиций как регулятора общественных процессов в том, что: 1) они обеспечивают устойчивость общества; 2) призваны объединять народ, людей и выступать средством формирования социальных общностей; 3) защищают ту культуру, в которой они действуют; 4) являются механизмом воспроизводства социальных институтов и норм, передачи духовных ценностей от поколения к поколению.
Термин «нравы» обычно отражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. В культурологическом контексте под термином «нравы» подразумевают подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д. Война, революция, реформы, «шоковая терапия», модернизация и т.п. — процессы, предполагающие крупномасштабные перемены в нравах, которые влекут за собой постепенный сдвиг в широких сферах культуры.
Обычай и традиция выступают в качестве основного регулятора поведения лишь в примитивных этнических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, но
Глава?. Духовность личности как общечеловеческая ценность
они присутствуют и на всех более продвинутых ступенях социального развития.
Социально признанные образцы складываются в обычаи, которые передают накопленный опыт поведения из поколения в поколение и от индивида к индивиду.
Обычаи общепризнаны и утверждены силой массовой привычки. Они, как правило, не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами группы. На вопрос «Почему вы так поступаете?» они отвечают: «Так принято». Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или взрослого. При этом включение в культурную деятельность сводится к знакомству с образцами: «Поступай так, как поступает такой-то взрослый или окружающие». Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным (так не надо поступать). Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко изменяет его естественную или привычную жизнь.
Обрядами называют формализованные обычаи, совершаемые в определенном месте и в положенное время по специальным поводам. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в обычае, так как обряд связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в обществе. В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида
в данное общество или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициация, получение паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.п. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированные в юбилеях, памятных датах, днях общественного траура и т.д. Обряд утверждает преемственность нового и старого, принятие нового положения как утвердившегося в обществе, что происходит, например, в случае утверждения нового главы государства: венчание на царство, клятва нового президента и т.п.
Действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают стабильное, добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формализованные мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания (эс-пектации). Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим. Содержательная сторона норм определяется целями той
114 Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, содержание и способы нормирования различны в разных культурах. Например, в сфере производства действуют технические нормы, обусловленные практическими интересами, устройством механизмов и машин, свойствами материалов; сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения, более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Общество не безразлично к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека. В сложном урбанизованном обществе нормы имеют весьма дифференцированный и иерархичный характер.
Обычаи и традиции в регулировании общественных отношений
Роль традиций, обычаев и обрядов в системе социальных норм и в регулировании общественных отношений. Особенности социальных норм общества, их понятие, значение и разновидности. Характеристика развития правотворчества с учетом традиций, обычаев и обрядов.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.11.2009 |
Размер файла | 24,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей
Актуальность. В системе социальных норм и в регулировании общественных отношений все более заметную роль начинают играть традиции, обычаи и обряды. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей.
Все это говорит о том, что необходимо обстоятельное научное исследование проблемы традиций и обычаев, выяснение роли в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми. Только с 60-годов XX века заметно повысилась активность ее исследования в философской литературе. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли А.К. Алиев, Р.М. Магомедов, М.М. Муминов, В.И. Новиков, Б.С. Саламов, Н.С. Сарсенбаев, И В. Суханов, И.М. Сушков, А. Чотонов и др.
Поскольку социальная ценность и значимость обрядов, традиций и обычаев определяется главным образом тем, что они выступают в качестве регуляторов общественных отношений, необходимы специальные самостоятельные исследования их нормативного характера.
Целью данной работы является рассмотрение роли обычаев, традиций и обрядов в вопросе регулирования общественных отношений.
1. Социальные нормы общества (понятие, назначение, разновидности)
При рассмотрении весьма сложных вопросов социального управлений мы исходим из коренного положения, сущность которого заключается в том, что вся социальная жизнь людей, их повседневные многообразные общественные связи и отношения предопределяются объективными законами общественного развития, действующими независимо от воли и сознания людей. Однако в отличие от законов природы законы общественного развития проявляются лишь через сознательное поведение людей, выступают как законы их жизнедеятельности, находят свое конкретное проявление в волевых поступках людей. Степенью познания этих объективных законов и определяется социальная ценность поступков людей, поскольку сами по себе законы общественного развития не выступают непосредственными регуляторами отношений между людьми, а проявляются в различных социальных нормах, отражающих потребности и интересы людей и воздействующих на их поведение. Социальные нормы проникают во все сферы жизни общества и нормативно регулируют общественные отношения. В этом заключается их основная социальная ценность и назначение.
Исследование того или иного явления начинается обычно с уяснения той смысловой нагрузки, какую вкладывает исследователь в рассматриваемые им категории.
При формулировании общего понятия социальной нормы было бы неправомерным специфические признаки, присущие отдельным видам социальных норм, распространять на все их виды, особенно если речь идет о таких признаках, которыми они как раз и отличаются друг от друга. Известно, что социальные нормы не всегда возникают в результате установления соответствующими компетентными органами. Это является специфическим признаком лишь норм права и норм общественных организаций, что нельзя полностью отнести к таким видам социальных норм, как традиции, обычаи, мораль, нормы эстетического поведения, которые формируются иными путями.
В этом определении, по нашему мнению, отражены общие признаки, присущие всем социальным нормам, действующим в обществе.
В обществе право является основным, но не единственным средствам нормативного регулирования общественных отношений. Вместе с правовыми нормами и в тесной связи с ними действуют и другие социальные нормы, активно влияющие на различные сферы общественной и личной жизни людей. Сущность и особенности права, его место и роль в общественной жизни могут быть правильно поняты лишь постольку, поскольку правовые нормы рассматриваются как взаимодействующая составная часть общей системы социальных норм.
2. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества
Как было указано выше, право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы, в том числе традиции, обычаи, обряды.
В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиций и обычаев со стороны государственных органов, представителей различных отраслей общественных и гуманитарных наук.
При этом следовало бы: а) сформулировать научное определение самого понятия «традиция» и «обычай», выяснить то общее, что характерно для этих социальных явлений и таковы особенности, присущие им; б) выявить, обобщить и систематизировать известные, действующие в обществе традиции и обычаи; в) изучить и обобщить отношение государственных органов и общественных организаций к различным традициям и обычаям; г) выявить и определить место и роль в жизни общества старых традиции и обычаев, являющихся вредными пережитками прошлого; д) изучить и обобщить формы и методы борьбы с традициями и обычаями такого рода; е) проанализировать условия, механизм и закономерности возникновения и формирования новых традиций и обычаев, пути и формы их утверждения в жизни российского общества; ж) перспективы их развития вместе с другими социалистическими нормами в единые правила коммунистического общежития. В одной работе и усилиями одного автора все эти вопросы с одинаковой полнотой рассмотреть вряд ли удастся, да мы и не ставим перед собой такой задачи в данном случае.
Заслуживает внимания механизм воздействия традиций и обычаев на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях и обычаях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций и обычаев. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций и обычаев. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции и обычаи выполняют, в частности, такие основные функции: а) регулируют общественные отношения; б) аккумулируют и передают опыт людей. Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций и обычаев.
Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции и обычая выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций и обычаев. Обряд посвящения в сан рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов.
Особенно яркая художественная обрядность присуща обычаям и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.
3. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиций, обычаев и обрядов
При исследовании проблемы исторических судеб и перспектив развития права, традиций, обычаев и обрядов приходится отмечать, что в российской юридической, социологической, философской литературе до последнего времени почти не проводилось экономическое обоснование перерастания права и других социальных норм в правила демократического общества, не учитывались перспективы развития того или иного вида социальных норм в связи с изменениями в экономике нашей страны за последние десятилетия.
Экономические связи людей, отношения собственности определяют, в конечном счете, изменения, происходящие в государственно-правовой надстройке, во взглядах людей и учреждениях данной эпохи.
Прогрессивные традиции и обычаи прошлого, воспринятые советским обществом и развитые дальше, а также сложившиеся новые традиции и обычаи, ставшие общепризнанными нормами поведения основательно отражают наиболее устойчивые связи и отношения общества.
По своему содержанию и методам осуществления правовое регулирование все сильнее переплетается с неправовым общественным регулированием.
Правовые нормы, общества неуклонно совершенствуются, постепенно утрачивают присущие им юридические признаки.
Сближение и взаимопроникновение права и морали, морали и традиций, традиций и норм общественных организаций, традиций и обычаев и т. д. имеет место и при нормотворчестве и при реализации норм во всех сферах жизни нашего общества.
Обычаи, традиции и обряды, как правила поведения известны людям с глубочайшей древности. Они возникали на заре человеческого общества, сопутствуют всем этапам его развития и развиваются вместе с ним.
Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны, или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов.
Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.
Что же касается традиций и обрядов, то, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, они разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей).
Список использованной литературы
Подобные документы
Роль традиций и обычаев в системе социальных норм и общественных отношений. Изучение теоретических положений теории государства и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Тенденции современного развития права.
курсовая работа [231,5 K], добавлен 20.02.2015
Социальные нормы советского общества (понятие, назначение, разновидности). Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиции и обычаев.
курсовая работа [20,6 K], добавлен 23.08.2002
Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.
курсовая работа [39,5 K], добавлен 25.10.2010
Место и роль правовых норм в регулировании социальной жизни общества. Различие между правом и нравственностью по Л.И. Петражицкому. Виды обычаев и традиций в юридической науке. Основные виды санкций. Общерегулятивные, конкретно-регулятивные нормы.
реферат [27,2 K], добавлен 21.01.2016
Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью, их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.
реферат [15,6 K], добавлен 28.02.2010
Понятие социального регулирования. Виды социальных норм. Соотношение социальных норм и норм права. Значение и роль правовых норм в социальном регулировании. Понятие и признаки правовой нормы, отличающие ее от иных социальных норм. Виды правовых норм.
курсовая работа [59,2 K], добавлен 28.02.2015
Понятие и признаки социальных норм. Характеристика социальной нормы как регулятора общественных отношений. Место права в системе нормативного регулирования. Соотношение социальной и технической нормы. Моральные, правовые, корпоративные нормы и обычаи.
курсовая работа [36,7 K], добавлен 28.02.2014