Что такое народная примета определение для детей
Народные приметы в формировании экологических знаний у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей и родителей
«Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Орлова Т. А.
Многовековые наблюдения людей за природными явлениями, погодой, поведением животных и изменениями в жизни растений, отразились в народных приметах. Существуют разные методы экологического воспитания детей беседы, чтение литературных произведений, прогулки на природе, труд на участке и в природном уголке и другие, но наиболее значимым методом являются наблюдения. Наблюдения важны тем, что лежат в основе разных видов деятельности, направленных на познание природы. Формирование у дошкольников начал экологической культуры в первую очередь составляют наблюдения. И помогут в этом,повысят интерес знание и применение народных примет. Какие радостные чувства испытывает ребенок, когда увидит совпадение приметы и наблюдения. Вот наиболее распространенные приметы:
Географические приметы:
1. Муравьи строят свои жилища к югу от ближайших деревьев. Северная сторона муравейника более круглая, чем южная.
2. Темная полоса влаги на стволе дерева расположена с северной стороны.
3. Мох, лишайники на стволе дерева с северной стороны гуще.
4. Кора на березах с южной стороны значительно светлее.
5. У хвойных деревьев с южной стороны на стволах больше натеков смолы.
6. Весной и в начале лета к югу около стволов деревьев растет более густая и высокая трава, чем к северу. К середине лета она желтеет, тогда, как к северу от стволов остается зеленой.
7. На свежих пнях годичные кольца тоньше с севера.
8. Ягоды земляники, брусники и шиповника начинают покрываться алым румянцем с юга.
9. Зимой после оттепели в снегу около деревьев образуются лунки, с южной стороны лунка глубже.
Осенние приметы:
1. Скорый листопад – к суровой зиме.
2. Если орехов уродилось обильно, а грибов мало – зима будет снежная и холодная.
3. Если осенью лист березы и дуба опадет нечисто – жди суровой зимы.
4. Большой урожай на ягоды и семена – к холодной зиме.
5. Обильный урожай желудей – к холодной зиме.
6. Если кожура на луковицах крепкая, грубая и плохо снимается – к крутой зиме.
7. Большие муравейники – к ранней, строгой зиме.
8. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
9. Пчелы заделали леток в улье крепко – к холодной зиме, оставили открытым – к теплой.
10. Если личинка майского жука белая, то зима суровая; если голубоватая – зима теплая. А если личинка с одной стороны белая, а с другой голубоватая, то первая половина зимы будет холодная, а вторая половина – с оттепелями
11. Ранняя линька у собак – ранняя зима.
12. Поздний отлет птиц – теплая зима.
13. Перелетные птицы летят высоко – будет много снега.
14. Гром в сентябре – теплая осень, гром в октябре – зима бесснежная.
15. Если белка делает большой запас орехов – зима будет холодной.
16. Если белка чисто вылиняла до 14 октября, то зима будет хорошая.
17. Если белка строит гнездо низко – к морозной зиме; если высоко – зима будет теплой.
18. Заяц наследил в саду – быть зиме суровой.
19. Мыши устраивают гнезда наверху копен – к мокрой и продолжительной осени.
20. После пролета гусей через 1-2 дня жди снегопада.
21. Много рябины – осень будет дождливой, мало – сухая.
22. 14 октября если ветер с востока – зима будет холодная, с юга – теплая, с севера – холодная и малоснежная.
23. 23 октября если рога месяца на север быть скорой зиме, если на юг – скорой зимы не жди.
Зимние приметы:
1. Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.
2. Гром зимой – к сильным ветрам.
3. Молния зимой – к буре.
4. Кольцо вокруг луны – к снегу.
5. Дым из трубы столбом вверх – к морозу.
6. Веточки на морозных узорах расположены вверх – к стуже, вниз – к оттепели.
7. Январь – сухой, снежный и морозный – год будет хорошим.
8. 19-го января ясная погода – к засушливому лету; пасмурная и снежная – к обильному урожаю.
9. 21-го января ветер с юга сулит лето с грозами.
10. Если в январе много частых и длинных сосулек – урожай будет хорошим.
11. Если зимой лес шумит – ожидай оттепели.
12. Дрова горят с треском – к морозу.
13. В мороз стекла окон запотевают перед потеплением.
14. Кошка свернулась клубком – к морозу, скребет пол когтями – будет метель, а стену – к вьюге.
15. К морозу гусь поджимает лапку, стоит на одной ноге.
16. Куры высоко садятся на насест – к сильному морозу.
17. Вороны утром садятся на верхушки деревьев и каркают – к вьюге и морозу, жмутся к стволу – к сильному ветру.
18. Сороки летают зимой близ жилья – к вьюге.
19. Воробьи забираются под стреху – к вьюге.
20. К метели длинные сухие еловые веточки сгибаются.
21. 15-го февраля оттепель – весна будет ранняя и теплая; если холодно – и весна будет холодная. Выпавший в этот день снег говорит о затяжной и дождливой весне.
22. Много снега зимой – много хлеба летом.
23. Мало снега на ветках деревьев – летом ни грибов, ни ягод в лесу не будет.
24. Зима снежная – лето дождливое.
Весенние приметы:
1. Соломинка, лежавшая на поверхности снега, провалилась – через месяц снег сойдет.
2. В марте снег рано затаит – долго не растает, весна будет затяжная.
3. 15-го марта снег с дождем и теплый ветер – к мокрому лету; а мороз и северный ветер – к лету холодному.
4. Увидел черные пятна на пригорках – жди весенних гостей (грачей).
5. Если грачи садятся сразу на гнездо, весна будет ранняя. Если – на землю, то весна будет затяжная, холодная.
6. Если грачи прилетели до середины марта, то снег сойдет рано, а лето будет дождливое.
7. Вороны купаются ранней весной – к теплу.
8. Пчелы вылетели рано из улья – к ранней весне.
9. Прилет трясогузок говорит о начале ледохода.
10. Утки устраивают гнезда на высоких берегах реки – будет сильное половодье, высокая вода.
11. Появились подснежники – настала пора пахать.
12. Зацвела осина – сей морковь.
13. Зацвела черемуха – сажай картофель.
14. Запел соловей – сей пшеницу и овес.
15. Появились комары и мошка – к теплой погоде.
16. Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
17. Через месяц после прилета грачей весь снег сойдет.
18. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
19. Если весною зайцы долго не линяют, жди продолжения холодов.
20. Если мыши сделали гнезда внизу копен – весна будет сухая.
21. Много майских жуков – летом будет засуха.
«Народные игры для детей младшего дошкольного возраста» (консультация для воспитателей) Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость,.
Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста использовались предметные, сюжетные и художест-венные картины.
Консультация для воспитателей «Народные, хороводные игры в организации игровой деятельности детей» Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное.
Консультация для воспитателей «Выработка у детей специальных знаний по ОБЖ» «Выработка у детей специальных знаний по ОБЖ» Всесторонние воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе главная социальная задача.
Консультация для воспитателей «Народные игры праздника «Сабантуй», их значение, методика обучения им детей» Я педагог дополнительного образования, детям старшей и подготовительной группы преподаю татарский язык. Занятия построены по программе «.
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста Статья на тему: «Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста» Экспериментирование- деятельность,.
Театр в жизни детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей) Роль театра в жизни ребенка!Огромную и не заменимую роль играет театр и вообще художественное слово в жизни ребёнка, особенно дошкольного.
Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для выявления уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного.
Народные приметы о погоде на каждый день для детей дошкольного возраста
Екатерина Туманова
Народные приметы о погоде на каждый день для детей дошкольного возраста
Когда в тихую погоду вдруг сделался вихрь, который поднимает на воздух листья, солому и другие легкие тела, то последует дождь и буря.
Летом солнце сильно парит и лучи его темнеют — к сильной грозе.
Зарница играет, когда рожь цветет.
Вообще, когда видят радугу, ждут перемены погоды.
Если дождь начинается крупными каплями, он скоро перестанет.
Если осенью снега рано нанесет, то и весна будет ранняя.
Если снег осенью выпал на деревья, не сбросившие листву, он скоро растает.
Частые раскаты грома, сливающиеся в непрерывный гул, предвещают град.
Чем сильней раскат грома по весне, тем лучше будет урожай.
До первого грома змея не жалит.
Если ранней весной сверкнет молния, а грома не будет слышно, жди сухое лето.
по росе, туману, инею
Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
Роса и туман предвещают хорошую погоду.
После очень сильной изморози наступает оттепель.
по некоторым другим природным явлениям
Перед дождем вода в колодцах и реках опускается, перед морозом поднимается.
Когда дым поднимается столбом, то будет хорошая погода.
по разным предметам и вещам из крестьянского обихода
по самочувствию человека
Соцветия ноготков перед дождем закрываются.
по поведению животных
Если крот делает высокие кучи, надо ждать плохой погоды.
Чем больше бывают к осени муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Если во время дождя пауки начали плести паутину, вот-вот дождь прекратится.
Оводы особенно злы перед дождем.
Признаки хорошей погоды
Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
Ласточки и стрижи летают высоко.
Комары-толкуны толкутся столбом.
Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
Божья коровка, взятая на руку, быстро взлетает.
Соловей поет всю ночь.
Раскрыты цветы кувшинки.
Паук усиленно плетет сети (к сухой погоде).
Признаки ухудшения погоды
Пчелы сидят в улье и громко гудят.
Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.
Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации.
Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.
Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.
Возле цветов желтой акации много насекомых.
Крот нагребает высокие холмики.
Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста» «Народные забавы» Цель: обобщить у детей знания и представления о русских народных играх и традициях; привлечь к участию в празднике и жизни детского сада.
Консультация для родителей «Народные приметы» Известно, что ребёнок развивается в деятельности. Прогнозирование погоды и есть деятельность познавательная, доступная ребёнку, развивающая.
Литературная викторина «Наши любимые русские народные сказки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках Задачи: • Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Русские народные сказки»,.
Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.
Народные подвижные игры во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование интернационального, художественного и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, уважение отношения.
Народные приметы февраля. Фоторепортаж о наблюдениях на прогулке Февраль – последний зимний месяц. Издавна в народе февраль называли по-разному: «лютень», потому что в это время ещё бывают лютые морозы;.
Конспект НОД «Весенние приметы» по ознакомлению с природой для среднего дошкольного возраста Программное содержание: уточнить и закрепить знания детей о последовательности весенних изменений в природе; учить детей устанавливать связи.
Русские народные игры для детей дошкольного возраста очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. К сожалению,.
Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы» КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ПАСХЕ. Дети готовятся к празднику светлого воскресенья вместе с родителями: красят яйца, расписывают их, пекут.
Удивительный мир народных примет
Тема: Удивительный мир народных примет
ученица 7 «Г» класса,
г. Владикавказ РСО-Алания
Тедеева Яна Джамбулатовна
Джиоева Лейла Омаровна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ
Владикавказ, 2018-2019 г
Глава 1. История происхождения примет, их функции, языковые особенности, приметы в литературе стр.5-11
Глава 2. Роль примет в жизни осетинского народа стр.12-16
Глава 3 . Результаты опроса стр.17
Список литературы стр.21
Год за годом, день за днем мы становимся свидетелями все новых и новых научных открытий, технических изобретений. Нас уже трудно чем-то удивить. Но независимо от социального статуса, количества дипломов и званий люди все также суеверно продолжают плевать через левое плечо и стучать по деревяшке, «чтоб не сглазить». Далеко не каждый рискнет отправиться в дальнее путешествие, не присев на дорожку, или перейдет дорогу там, где ее перешла черная кошка. И, наверное, даже у самого отъявленного скептика при виде разбитого зеркала промелькнет-таки мысль, что это не к добру. [4].
Приметы и суеверия уходят своими корнями еще в древность. Раньше люди не понимали многих явлений, но замечали определенную связь между некоторыми событиями. Само слово «примета» происходит от слова «примечать».
1) выяснить историю происхождения примет, определить функции народной приметы;
2) Определить место народной приметы в художественной литературе;
3) определить и проанализировать особенности языка народной приметы.
4) рассказать о том, какую роль играют приметы в жизни осетинского народа
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, работа с Интернет-ресурсами, обобщение данных), практические (социологический опрос).
Практическая значимость работы:
формирование интереса школьников к народной культуре;
возможность использования материала для проведения тематических классных часов;
информационный, просветительский материал, а также дополнительный
материал для внеклассной работы и на занятиях по развитию речи;
Гипотеза: приметам можно верить или не верить, но и до сегодняшнего дня они много значат, придавая российской жизни особый колорит.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение состоит из формулировки и обоснования темы и целей исследования. В первой главе даётся характеристика примет как исторического явления, их функций, языковых особенностей и роли в литературе
Во второй главе говорится о роли примет в жизни осетинского народа.
В третьей главе содержатся результаты опроса респондентов
содержатся в заключении. При написании работы использовалась в основном литература современных авторов.
История происхождения примет их функции, языковые особенности, роль приметы в литературе
История возникновения народных примет и обычаев уходит в далекое прошлое, во времена языческих поверий. Люди пытались всячески защитить себя от могущественной и неопознанной природы, перед страхом, который появляется от вещей, не имеющих логического объяснения. Люди искали закономерности, анализировали собственные наблюдения. Таким образом, появились злые и добрые духи, плохие и хорошие приметы, начали появляться ритуалы и обычаи, призванные защитить и помочь выжить человеку в этом мире. [6]
В наш 21 век, век И нтернета и мобильной связи, человек все равно верит в приметы, смотрит зимним вечером на небо, чтобы предположить, будет ли морозным завтрашний день или нет. И пусть очень многие народные приметы сегодня не актуальны (мы уже не топим печь; редкие городские жители имеют домашних животных), они остаются интереснейшей микроформой, посягающей на знание будущего и приучающей нас внимательнее относиться к настоящему. Многие приметы не более чем привычки. Но главное, что многие из нас следуют им, часто, пусть и неосознанно, но верят в них. Довольно сложно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Может, причина в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых бы они хотели предотвратить. Однако люди начинают верить в какое-то объяснение происходящих явлений или укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти явления происходить по их желанию.
Например, существует примета о том, что нельзя стол рукой вытирать, а то нищим будешь. Объясняется эта примета так: раньше столы делали из дерева, и, тщательно убирая стол, хозяйка скоблила его ножом. После такой уборки, вытирая стол рукой, можно было загнать занозу. Плох тот работник, у кого больные руки, так и до нищеты недолго. [3].
Виды примет по происхождению.
*Приметы, возникшие из языческих верований («Спилишь ель – леший задерёт»).
*Приметы, возникшие из многолетних наблюдений. («Ласточки низко летают – к дождю»).
Интерес людей к приметам и частое их использование, равно как их
хронологическая устойчивость, живучесть, объясняется, вероятно, тремя
функциями примет, во многом определяющими и особенности языка этого
фольклорного жанра. Существуют три функции народной приметы. [5].
жанров является прогнозирующая функция.
*Если деревья к ноябрю еще не скинули листву, быть затяжной и суровой зиме.
*Роса и туман предвещают хорошую погоду.
Второй функцией народной приметы следует считать ее регуляторную
функцию. Приметы помогали ритмически организовывать трудовые процессы,
они говорили крестьянину, когда сеять, когда убирать:
*В воздухе толкутся комары — пора сеять овес.
*Зацвела рожь — пора косить сено.
*Появились оводы — настала пора посадки картофеля.
разбить зеркало – к несчастью; забыть венок при похоронах – будет еще покойник; встретить человека с пустым ведром – к неудаче.
Примета может сбыться, а может, и нет. Но они воспитывали внимание, уважение к повседневным мелочам быта.
Морфологическими признаками языка народной приметы является экспрессивное использование форм единственного и множественного числа, использование инфинитива, расширение состава слов категории состояния.
Синтаксические особенности народной приметы: обилие форм неполных предложений, эллипсиса (умолчание), синтаксический параллелизм, частотность конструкций с отрицанием. [7].
Вариативность наблюдается и в загадках, но загадка имеет свой окончательный или наиболее известный, типичный вариант, этот жанр фольклора тяготеет к отточенности каждого слова, тогда как народную примету отличает вариативность, особенно во второй, прогностической ее части. Народная примета не всегда отличается жесткостью и выверенностью каждого слова:
Увидеть паука – к письму. Паука видел – хорошая примета, придет письмо.
Наконец, третья особенность языка народной приметы – образность.
Изобразительно-выразительные средства в приметах
Краткая, выразительная, красивая формула связи, и в центре ее – тайна! [2].
Примета обычно состоит из двух частей. Эпитет во второй части
тяготеет к тому, чтобы получить статус постоянного. Для зимы это такие
Особенно запоминается игра цветовых эпитетов:
Цветовые эпитеты обычно используются в первой, событийной части
Олицетворения более свойственны загадкам, но не чужды и пословицам,
приметам. Впрочем, некоторые приметы, построенные по модели простого
предложения и содержащие олицетворение, напоминают загадку:
Соловей ячменным колоском подавился (умолкает, когда заколосится
Важным средством, способствующим запоминанию приметы, является
Повторы облегчают понимание и запоминание приметы, усиливая эффектность и красоту этой формы.
Также наиболее интересны в приметах глагольные метафоры:
Приметы в художественных произведениях
Где, кроме повседневной жизни, мы встречаемся с приметами? Художественная литература, художественные тексты бережно хранят народные приметы, благодарно используют этот интересный микрожанр. Приведем несколько примеров. «Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки… была женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Татьяна не могла похвалиться своей участью». (Тургенев «Муму»).
Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни. Народные гадания, связанные с приметами упоминаются или описываются во многих произведениях классической русской литературы: у В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого. [1].
Александр Сергеевич Пушкин хорошо знал народное творчество и, наверное, ему были известны легенды о князе Олеге, как о былинном богатыре. Ему покорны воды и суша, его щит висит на воротах Царьграда, его боятся и ему завидуют недруги, «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» не могут нанести ему ран.
В балладе В. А. Жуковского «Светлана» деревенские девушки гадают в
крещенский вечер: бросают за ворота башмачки, кормят курицу зерном, топят
воск, кладут кольца и серьги в блюдо с водой, распевая подблюдные песни.
Интерес А.П. Чехова к приметам русского народа был довольно
устойчивым: народные приметы тесно вплетены и в сюжетную канву его
произведений. Писатель относится к приметам как к незаменимому,
удивительному, уникальному звену национальной культуры. [7].
Глава 2. Роль примет в жизни осетинского народа
«Привычку не переделаешь»
Откуда исходит эта странная особенность коллективного сознания целого народа, не зависящая от уровня образованности человека – верить в приметы и суеверия?
Вспомним особенности природы, сурового климата, историю страны, византийскую склонность русских к мистике. Очень многое идет от веры людей в темные силы, в чертовщину, которая может нарушить их планы, вмешаться в нормальный ход жизни.
Приметам можно верить или не верить, но и по сей день они много значат, придавая российской жизни особый колорит. Не стали исключением и осетины.
Суеверия, предрассудки, вера в приметы и прочую чертовщину — это часть национальной психологии, тесно связанная с фольклором, историей народа и его культурой, а потому достойная интереса и внимания.
Особенности жизни осетинского народа отражаются в приметах, которые имеют много общего с русскими народными приметами и приметами других народов.
Язык примет осетинского народа богат, выразителен и многообразен. Условно их можно разделить на десять типов:
1. Явления природы, времена года
2. Растительный мир
3. Животные: дикие и домашние
5. Бытовое хозяйство и одежда
6. Профессия, учеба, работа
10. Свадьба и семья [3].
Различаются они не только по предмету, о котором идет речь, но также и по достоверности.
* Арв, дам, куы фæнæры, уæд Уацилла хæйрæджыты рæхысæй фæцæвы. Когда сверкает молния, тогда говорят, что Уацилла плетью бьет чертей.
* Боныгон арвыл хуримæ стъалы фенын, дам, амонды нысан у, амонд хæссы.
На дневном небе увидеть сразу и солнце, и звезды, к счастью.
Наряду со стихийными приметами стоят приметы относительно растений и животных. Впрочем, можно заметить, что разница между природой и живым миром в данном вопросе весьма прозрачна, первое зависит от второго, а второе от первого.
Кæлмы дзыхы хæфс куы фенæй, уæд амондджын уыдзына.
Если ты во рту змеи увидишь лягушку, обязательно будешь счастливым.
Г æды йæ рахиз дзæмбы куы стæра, уæд кæсдзæнис хур – йæ галиу та, уардзæнис.
Если кошка лижет свою правую лапу – будет светить солнце, если левую – будет идти дождь.
Сау г æды дауæнн фæндаг куы ацауа, уæд танг тарс.
Если черная кошка перешла тебе дорогу, тогда сильно бойся.
Лису повстречать – знак хороший, зайца повстречать – знак плохой.
Приметы про диких и домашних животных имеют под собой достаточно прочную основу многовековых наблюдений охотников и деревенских жителей, у которых всегда водилась какая-нибудь живность. В сомнительные приметы можно сразу занести утверждения о цвете животного: черное животное – к худу, к убытку, белое – к достатку, к удаче, и другие суеверия, например, касаемо трехцветных кошек. Причина – в той же предубежденности, необразованности, приверженности к фантазиям. Большая часть осетинских примет о человеке, а конкретно – о человеческих делах и поступках.
Ног азы фыццаг къæсæрæй йæ къах чи рбæвæрæра, уыман йæ рухс зæрдæ хъуамæ уæ æмæ бинонты уарза.
На Новый год, в дом должен прийти человек такой, у которого открытое сердце, и который любит эту семью.
Чызг йæ фыды хуызæн куы уа, уæд амонджын уыдзанис.
Если девочка при рождении похожа на отца, она будет счастлива.
Фынгыл бадгай æ дæ вилкæ куы рхауа, уад уазæгмæ æнхъæлмæ кæс.
Если в доме сидя за столом у тебя упала вилка, жди гостей.
Ног къайагыл й æ сæры сасыг рæсугъд куы бады, уæдай йæ хицау бирæ уарздзанис.
Если на невесте красиво смотрится косынка, значит, ее сильно будет любить свекор.
Х æдзарæй рацаугæй, фæстæмæ æздæхæн нæй. Нæ фæ рæстфæндаг уыдзына.
Выйдя из дома назад, пути назад нет. Не найдешь потом правильную дорогу. ( Нужную)
Къæрныхы кувын нæдæр Хуыцаумæ хъусы, нæдæр æй йе сконд зæдтæ исынц.
Когда лжец говорит тост, и Бог его не слушает, и небеса не принимают.
Ирон хæдзармæ сылгоймаджы номæй дзурын нæ фæтчы. Сæ нæлгоймаг цыфæнды кæстæр, авдæны куы хуыссыдаид, уæддæр дзыртой уый номæй. Цæмæй, дам, сæ нæлгоймæгтæ ма скуынæг уой.
Стучась в осетинский дом, нельзя называть женское имя. Неважно как молод мальчик, если даже он младенец, все равно говорят мужское имя. Это для того, чтобы не довести мужчину до запустения.
Перейдем к бытовым приметам. Тут, насчет каждой нужно судить в отдельности. Некоторые призваны действительно сберечь человека от какого-либо несчастного случая, не посвящая того в истинную причину, почему так нельзя делать, например: «Не зашивать одежду на себе», что легко объясняется с позиции логики – можно уколоться.
Цалынм æ сывæллон нæ райгуыра, уæдмæ йын ницы лхæнын хъæуы. Уый тыххæй æвзæр нысан у.
До рождения ребенка нельзя ему ничего покупать, это говорят к несчастью.
Х æдзары тæбæгъ куы асæттæ – хордз у, куы къус – æвзæр у.
Если в доме поломается тарелка – к счастью. А если чашка – к несчастью.
Х æдзары цæхх куы акалан халма кæны.
Говорят если в доме рассыпать соль, это к ссоре.
Гом дуарыл дыууæрдыгæй банцой кæнгæйæ лæууын нæ фæтчы, уæд, дам, бинонты фæндаг æхгæныс.
С обеих сторон прохода стоять нельзя, так ты загораживаешь дорогу семьи
Стъолыл бадын нæ фæтчы, йæ фарын, йæ бæркад ын сафыс.
Садясь на стол, ты теряешь прибыль и благополучие.
Судзин æд фæдзæл иу къухæй иннæ къухмæ дæтгæ нæу – нæ, дам, фæтчы.
Иголку с ниткой нельзя передавать из рук в руки.
Хоть и попадаются спорные приметы, порой выдуманные на пустом месте, отчасти верные, отчасти неверные, но есть такие, верить в которые нельзя.