Что характеризует обычай как вид социальной нормы
ОБЫЧАЙ КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА
1. обычай, как правило поведения, возникает стихийно, бессознательно – в силу многократного повторения каких-либо действий вследствие их удобности, эффективности, и всегда носит конкретный, а не абстрактный характер – т.е. обычай тесно связан с определенной ситуацией, местностью, профессией, категориями лиц;
Совершенно прав М.Н. Марченко, говоря о развитии обычая: «Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия. Однако со временем, по мере их дальнейшего развития и утверждения в общественной жизни, обычаи, все более утрачивая свой эмоциональный характер, усиливают свое рациональное начало, становятся активными регуляторами общественных отношений»[1].
4. обычайкак правило поведения никогда не формируется одномоментно (как нормы, непосредственно исходящие от государства), требует длительного времени для своего формирования и органичного распространения, а потому характеризуется тем, что, как правило,невозможно установить точную дату его возникновения – этим обычай отличается от нормативного акта, договора, судебного и административного прецедента, правовой доктрины;
5. у обычаякак разновидности социальной нормы отсутствует институциональный механизм, обеспечивающий его реализацию: обычай, как правило, соблюдается добровольно и потому не требует систематического вмешательства какого-либо общественного или государственного института с целью обеспечения его реализации – соблюдение обычая поддерживается привычкой, силой общественного мнения, традиционностью и высокой степенью конформизма тех обществ, в которых он преобладает над писаными правилами поведения;
6. обычай реализуется путем автоматического (бессознательного) воспроизведения тех поведенческих образцов, которые в нем заложены;
7. обычай, как правило, отличается конкретностью правила поведения, подчас казуистичностью, обычай никогда не излагается в абстрактной форме, он всегда привязан либо к определенной территории (местный обычай), либо к определенной профессии (торговые обычаи), либо к определенной сфере общественных отношений (например, политико-правовые конституционные обычаи (соглашения) в Англии) (по территории действия можно выделить международные обычаи, распространяющиеся на территорию ряда государств, национальные обычаи в государствах мусульманского права, в Израиле, в Китае, Японии, в дальневосточном регионе, местные обычаи, распространяющиеся на территорию той или иной местной общины; по кругу лиц можно выделять религиозные обычаи, распространяющиеся на верующих той или иной конфессии, корпоративные профессиональные обычаи, регулирующие поведение лиц той или иной профессии, в той или иной организации (клубах, общественных объединениях, парламенте, партиях и др.));
8. обычай, как правило поведения, является консервативным, потому как он связывает настоящее не с будущим (как это делают декларативные государственные нормы-цели), а с прошлым – обычай говорит, что в настоящем необходимо поступать точно так же, как поступали в прошлом, потому что такой обычный способ поведения является опробованным, испытанным временем и доказавшим свою эффективность, удобность, полезность – именно поэтому обычай выполняет регулятивно-статическую функцию, закрепляет status quo; основными ценностями обычных практик являются стабильность, предсказуемость;
9. обычай обладает качеством универсальности, он может проникать во все сферы жизнедеятельности общества – в религиозную (обычаи в мусульманском, иудейском праве), в политическую (конституционные соглашения в английском праве), в морально-нравственную (обычаи уважения старших, семейные обычаи), в экономическую (обычаи в сфере торговли, типовые соглашения);
[1] Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002. С. 705.
Обычаи как разновидность социальных норм, их соотношение с правовыми нормами. Правовой обычай как форма права.
Обычаи представляет собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных видов поведения и деят-сти и в силу длительности своего существования, вошедшие в привычку людей.
В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деят-сти и потому они трудноотделимы от самого поведения и деят-сти.
Обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу, что становится привычкой людей, поведенческой традицией сообществ, т.е. нормой поведения. Обычаев очень много. Отличаются они друг от друга в зависимости от регионов и отражают своеобразие жизнедеят-сти людей.
Следовательно, содержание обычая – сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права и морали они предполагают не согласованное поведение с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.
Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, т.к. следование привычек обеспечено фактом его существования, т.е. естественно.
Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаем придавалось общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, з-ны Хаммураппи) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юрид. нормы уже фактически не знают. Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается как «отношение» юрид. норм к осуществляющим в обществе обычаям. Такое отношение сводится к 3-м основным вариантам: 1. юрид. нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия их реализации.
2. юрид. нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев. 3. юрид. нормы безразличны к действующим обычаям.
От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший значение и в настоящее время. При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юрид. значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае ее соответствующего санкционирования (утверждения). Другими словами, в этом случае обычай приобретает юрид. статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. Например, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.
Понятие, стадии и принципы правотворчества. Федеральное и региональное правотворчество в России.
Правотворчество – специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деят-сть, связанная с созданием и изменением существующих в государстве правовых норм. Задача законодателя – повышение качества правовых решение, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов. «Потребителями» законов являются люди, общество. Любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан. Осуществляя властные полномочия, государство использует разные приемы и методы руководства – оперативного управления, правосудия, надзор и контроль, но эти направления деят-сти не порождают норм права, хотя и осуществляются на их основе. Правотворчество не особая функция государства, а правовая форма госуд. деят-сти. Таким образом «акт правотворчества» имеет два значения. Это деят-сть компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деят-сти, выражающийся в виде юридического документа, закона.
Процесс правотворчества растянут во времени. В связи с этим выделяют, как правило, 2 этапа: 1. предпроектный – заключается в том, что в обществе выявляются потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы; 2. проектный этап, т.е. этот принятия правотворческого решения. Он заключается в том, что эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе и на данном этапе создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Указанный этап состоит из нескольких стадий.
1. внесение в правотворческий орган проекта закона субъектов правотворческой инициативы. Инициаторами м.б. правительство, депутаты и др.
2. рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах с целью анализа его содержания.
Процесс правотворчества должен строится на определенных принципах. Принципы правотворчества это основные начала осуществления правотворческой деят-сти.
1. Принцип законности, заключается в том, что принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.
2. Принцип научности. Подготовка и принятие проекта осуществляется с участием представителей разных наук.
3. Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий разрабатываемый нормативный акт должен опираться на положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.
4. принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юрид. силы.
5. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя, постоянно отслеживает общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве.
В РФ источником права является нормативно-правовой акт. Основным является Конституция – основной закон. Кроме конституции принимаются федеральные-конституционные и федеральные законы. Правотворческий процесс для принятия юрид.-актов в общем виде не отличается от общепринятого. Исключение составляет конституция РФ. Она принимается и изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества (всенародным голосованием). Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Констиуцией РФ и отличаются особым порядком принятия – требуется ¾ голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 общего числа членов Гос.Думы. Фед. законы принимаются Гос. Думой после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Роль Президента РФ заключается в подписании закона и его обнародовании.
В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятия законов. Кроме законов, в РФ издаются нормативно-правовые акты Президента РФ (указы). По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен и они подготавливаются заинтересованными ведомствами или правительством. Номативно-правовыми актами Правительства РФ являются постановления и распоряжения. Особенностью их является то что они м.б. приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств (приказы, инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д.), подлежат госуд. регистрации если они затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты.
Нормативный договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменения или прекращении гражданских прав и обязанностей. Его особенности в том, сто стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основные требования к нему – не противоречащие действующему законодательству.
Нормы-обычаи
Одним из наиболее древних социальных регуляторов, наряду с ритуалом и обрядом является обычай. Под понятием обычай в юридической наук принято понимать правило поведения, сложившиеся исторически в результате его многократного повторения.
Общая характеристика обычая как социального регулятора:
1. Обычай следует рассматривать в качестве правила поведения, имеющие глубокие исторические корни.
2. Правило поведения, установленное обычаем, долгое время оставалось в неизменном виде.
3. Наличие устойчивой социальной практики требования выполнения правил, установленных обычаем по отношению ко всем членам рода или общины.
4. Предельная четкость и ясность правила, устанавливаемого обычаям для всех членов общины.
5. Для обычаев было характерно четкое установление их действия на определенный круг лиц и территорию (действие обычаев по территории и кругу лиц).
Обычаи не заменяли другие социальные регуляторы, они лишь устанавливали должные правила поведения в наиболее важных для общества того времени сферах.
Социальные нормы-обычаи следует рассматривать как весьма рациональный и оправданный регулятор общественных отношений первобытного общества. Ведь именно благодаря обычаям от всех членов рода, общины или фратрии удавалось добивать социально приемлемого поведения, что в результате привело к появлению цивилизации. Именно обычаи составили ядро архаичного права, и дошли до наших дней в виде обычного права.
newinspire
Понятие, черты и виды обычаев. Взаимодействие обычаев и права
Ключевые слова: понятие, черты, виды, обычаев, взаимодействие, обычая, права
Для них характерны следующие черты :
б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;
в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;
г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;
д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;
е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;
ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение;
Среди других социальных норм обычаи выделяются, прежде всего, особенностями формирования и действия. Поэтому чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил гигиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычай).
Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятивные особенности и действует, опираясь на силу привычки (например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи морального содержания называют еще нравами.
Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению которых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать их становлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддержку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.
Социальные нормы. Виды социальных норм
Содержание:
↑ Понятие «социальные нормы»
Норма в буквальном переводе с латыни означает «руководящее начало», «правило», «образец».
Социальная норма — это правило поведения человека в обществе; граница (мера) возможного и должного, выражающая объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.
Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать, т.е. с помощью этих норм функционирование людей, социальных групп и всего общества в целом приобретает упорядоченный характер.
Социальные нормы вырабатываются самим обществом и различными социальными группами, с помощью них человек включается в систему общественных отношений и получает возможность взаимодействовать с обществом.
Отличие социальных норм от каких-либо других состоит в том, что социальные нормы регулируют отношения в самом обществе, при этом, не устанавливая правил обращения с природными и искусственными объектами.
Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает наличие трех условий: знание социальной нормы и ее осознание; мотив и само действие, поведение.
↑ Виды социальных норм
Помимо названных видов норм следует также знать такие, как:
Социальные нормы в зависимости от критериев бывают:
по субъекту: общечеловеческие, общества, групповые, коллективные.
по объекту: политические, экономические, эстетические, религиозные и т.д.
по способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.
по функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.
по форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие, или нормы-ожидания и нормы-правила.
Итак, с помощью социальных норм обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися, например, к определенной сфере деятельности и т.п. Масштаб действия социальной нормы определяется рамками признающей их группы или организации или способом институционализации.
↑ Нормы морали
Мораль — совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. (Этика — наука о морали)
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.
Моральная система включает в себя:
Существует 7 фундаментальных ценностей:
Основные категории морали:
Добро — положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним — зло.
Добродетель — совокупность положительных качеств и поступков. Антоним — порок.
Долг — осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
Стыд — осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.
Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.
Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.