человек с неопределенным полом как называется
Объективация, кризис маскулинности, новые отцы: словарь новых гендерных терминов
Еще недавно мы почти не слышали слов «маскулинность» и «объективация», а сегодня гендерные вопросы всплывают даже в самых обычных бытовых разговорах — не говоря уже о бурных дискуссиях в фейсбуке. В сотрудничестве с Гёте-Институтом в Москве, который в прошлом году провел кинофестиваль Blick на тему маскулинности, а совместно с Фондом имени Генриха Бёлля — цикл дискуссий о маскулинности «Быть мужчиной», мы составили словарь новых гендерных терминов. С его помощью можно проверить или углубить собственные знания, а также помочь кому-нибудь разобраться в теме — например, старшим родственникам.
Бинарная гендерная система
Социальная система, подразумевающая, что все люди делятся на мужчин и женщин. Благодаря бинарности формируются гендерные роли, дополняющие друг друга: мужчины сильные — женщины красивые, мужчины зарабатывают — женщины воспитывают детей и т. д.
Хотя бинарную систему называют традиционной, во многих обществах с давних времен существуют другие системы: например, у коренных народов Северной Америки есть понятие «человека с двумя душами», не принадлежащего ни к мужчинам, ни к женщинам, а в Индии — каста хиджр, представителей которой называют «третьим полом».
Сейчас бинарная система считается устаревшей: международные медицинские и общественные организации постепенно признают, что гендеров больше, чем два, и они не привязаны к биологическим полам (которых, кстати, тоже больше).
Габитус
Вы смелы и уверены в себе, легко беретесь за сложные задачи и не боитесь потерпеть неудачу, уверены, что мир дружелюбен по отношению к вам, а ваша точка зрения априори ценна и важна. Или вы застенчивы и скованы, не ставите амбициозных целей просто потому, что слишком высок шанс проиграть, мир жесток, а то, что вы думаете, скорее всего, ничего не значит. Какой бы из этих двух (или множества промежуточных) паттернов поведения не был вам свойственен, нельзя сказать, что это ваша вина или заслуга. По крайней мере, так считал французский социолог Пьер Бурдьё, описавший понятие габитуса.
Если очень упростить, габитус — это поведенческие привычки и установки, которые мы усвоили — в зависимости от того, к какому социальному слою и гендеру мы принадлежим. Это то, на что, как нам кажется, мы можем рассчитывать и претендовать, за что, по нашему мнению, мы имеем право браться, а за что — нет.
Например, люди аристократического происхождения вальяжны и властны, а представители низших слоев — скромны и нерешительны. Можно говорить и о гендерном габитусе. К примеру, если женщине с детства прививали традиционные семейные ценности, объясняя, что она хранительница очага, ей будет сложнее мотивировать себя строить карьеру, ставить амбициозные профессиональные цели и идти к ним — достаточно будет скромной должности и зарплаты. А если мужчину воспитывали как добытчика и воина, он усвоит соответствующие паттерны поведения и будет уверенно демонстрировать свое превосходство, что повысит его шансы на карьерный успех.
Гендер
Самое короткое определение гендера, которое легко запомнить, — социальный пол. Если биологический пол — это набор физиологических признаков, то гендер — это все те социальные и культурные черты, которые ассоциируются с половой принадлежностью. Примерно так: женщина — мать и хранительница очага, носит юбки, нежная и беззащитная, любит цветы и мелодрамы, мужчина — добытчик, носит брюки, сильный и решительный, никогда не плачет, поднимает тяжести. Это именно что представления о гендерных ролях, и чаще всего — если не всегда — очень стереотипные. Они навязываются человеку семьей, школой и поп-культурой — это называется гендерной социализацией. Например, девочке говорят, что драться нехорошо, а мальчику — что надо уметь за себя постоять.
В XX веке исследователи начали подозревать, что гендерная идентичность может быть не связана с анатомией, а ещё — что гендеров больше, чем два, и это не бинарная система (женщины и мужчины), а спектр.
Сейчас даже фейсбук предлагает пользователям выбрать не один из двух, а один из 58 вариантов гендера.
Гендерно нейтральное воспитание
С распространением идей о гендерном равенстве изменился и подход к воспитанию детей. Раньше считалось нормой, что люди с младенчества встраиваются в существующую систему гендерных ролей (начиная с розовой или голубой ленточки при выписке из роддома). А теперь исследователи полагают, что гендерные стереотипы негативно влияют на детей, и чем раньше начать разговор о равноправии и разнообразии, тем лучше. На этой идее строится гендерно нейтральное воспитание — относительно новая система, в которой детей стараются с рождения не ограничивать гендерными рамками: родители не используют аргументы вроде «ты же девочка, веди себя прилично» и не отбирают у мальчиков Барби.
Главный принцип гендерно нейтрального воспитания — давать ребенку возможность самостоятельного выбора: некоторые родители даже не используют местоимения «он» или «она», чтобы ребенок со временем мог сам составить представления о своей гендерной идентичности.
Английское слово queer (дословно — «странный») еще недавно считалось оскорбительным: так называли геев — тех, кто выбивался из привычных представлений о «традиционных» гендерных ролях и сексуальности. Но со временем представители ЛГБТ+ присвоили этот термин и сделали частью своей культуры.
Сейчас квир — зонтичный термин для всего, что не вписывается в бинарную гендерную систему и не попадает под определение гетеросексуальности. Квир — это и идентичность, и культура, и научная дисциплина.
Хотя слово уже не имеет выраженной негативной окраски, не все представители ЛГБТ+ сообщества принимают его, поэтому лучше не использовать его по отношению к человеку, если вы не уверены, что он так себя идентифицирует. И вообще, всегда лучше сначала спросить, как именно обращаться к собеседнику, в этом нет ничего странного или постыдного. Напротив, так вы проявите свое уважение.
Кризис маскулинности
Ситуация, при которой легализованные в обществе качества «настоящего мужчины» — например, физически сильный, волевой, суровый, решительный и даже агрессивный — уже не кажутся однозначными достоинствами, а кем-то даже могут считаться недостатками и пережитками прошлого.
На это работает множество факторов. Например, в XXI веке уже не так ценится тяжелый физический труд (а значит, быть накачанным и выносливым совсем не обязательно). Да и выражение «добытчик в семье», когда большинство женщин тоже работают наравне с мужчинами, как будто ничего не значит. Отсюда дилемма: кто такой настоящий мужчина, если все его хрестоматийные достоинства теряют смысл? И не любой ли мужчина — настоящий?
Маскулинность
Комбинация практик (например, ходить на работу с портфелем, пить пиво в гараже), внешних атрибутов (например, пенис, борода, брюки) и представлений (например, глава семьи должен хорошо зарабатывать), которые позволяют идентифицировать человека как «настоящего» или «правильного» мужчину. Этот набор может меняться в зависимости от исторического и культурного контекста: во времена Людовика XIV «правильный» мужчина должен был хорошо танцевать, носить большой парик и делать макияж.
Сегодня часто можно услышать выражение «токсичная маскулинность»: оно обращает внимание на те качества и практики, которые традиционно приписываются мужчинам, однако при этом плохо сказываются на них самих и на окружающих. Подчеркнем, что не все такие качества признаются вредными и не любая маскулинность — токсичная: в целом «маскулинность» — нейтральный термин, и в его рамках существует несколько подтерминов.
Источник
Например, с начала 1980-х годов социологи выделяют так называемую гегемонную маскулинность — комбинацию практик, свойственных мужчинам, достигшим высокого уровня социального престижа. При этом традиционные мужские качества могут оборачиваться против их носителей. Так, агрессивность и стремление к лидерству — качества, которые «должны присутствовать» у успешного мужчины, — могут привести к ухудшению партнерских отношений, а запрет на выражение эмоций («Не плачь, ты не баба!») — к депрессии или насилию.
Новые отцы
Сегодня всё чаще можно услышать о «новом отцовстве» — форме родительства, в которой отец принимает не меньшее участие в жизни ребенка, чем мать. Это принципиально отличается от форм отцовства, которые были приняты раньше: от «ответственного отца» (принимающего участие в воспитании, но меньше матери) до полностью отсутствующего (эта модель очень распространена: матери-одиночки составляют треть всех российских семей с детьми).
Новое отцовство подразумевает, что воспитание детей — не прерогатива женщин. Отец может присутствовать и оказывать поддержку во время родов, ходить на курсы для будущих родителей, без стыда и сомнений брать декретный отпуск, активно участвовать в воспитании и уходе за детьми.
Источник
Страной победившего «нового отцовства» считают Швецию, где мужчин обязывают взять трехмесячный декретный отпуск, за что полагается компенсация в размере 80% от зарплаты.
Объективация
Дословно — превращение в неодушевленный объект, «опредмечивание». Чаще всего в контексте гендерных вопросов говорят о сексуальной объективации женщин в обществе: это значит, что их принято приравнивать к вещи, предназначенной для удовлетворения половых потребностей мужчины. Сексуальный объект — это сумма симпатичных частей тела, а не полноценный человек со своим характером, интересами и мечтами.
Насколько объективация женщин распространенное явление, легко заметить по образам из поп-культуры и рекламы: почему супергероини и персонажи видеоигр носят обтягивающие костюмы и бронелифчики, тогда как их коллеги-мужчины почти не оголяются? Почему в рекламе недвижимости вы встретите слоган «Маленькая, зато своя» с намеком на женскую грудь, но никто из креативщиков не додумался до аналогичной шутки про член?
Потому что женщин объективируют куда чаще. Это плохо сказывается на положении женщин в обществе и угрожает их безопасности. Впрочем, это не значит, что объективации мужчин не существует. В современной культуре достаточно примеров того, что к мужскому телу тоже относятся как к сексуализированному объекту. Скажем, реклама туалетной воды чаще всего содержит изображение томного мускулистого красавца в нижнем белье, загорелого и молодого.
Патриархальные дивиденды
Термин, который ввела австралийский гендерный социолог Рэйвин Коннелл. Он означает пользу, которую извлекает большинство мужчин из своего доминирующего положения в обществе. Причем польза эта может быть любой — не только материальной. Это когда даже самый заурядный мужчина априори находится в более выгодном положении, чем женщина. Именно патриархальные дивиденды, по мнению Коннелл, позволяют отстранять женщин от получения большого количества материальных благ и социального капитала. Но некоторые современные исследователи считают, что патриархальные дивиденды может получать и женщина — за сам факт своей принадлежности к «слабому полу» и следование гендерным нормам.
Например, если женщине дали карьерное повышение за то, что она не пресекала или даже поощряла домогательства босса. Или другой пример: зарплата женщины в семье нередко — ее личные деньги, а зарплата мужа — общие семейные.
Профессор Высшей школы экономики, социолог Елена Рождественская называет такие патриархальные дивиденды «уловкой слабых». «В такой ситуации нельзя применить моральные оценки — плохо это или хорошо. Это просто особенность общества, культурного контекста», — объясняет она.
Сексизм
Дискриминация по половому признаку. Сексизм проявляется во всех областях жизни и может застигнуть вас хоть на рабочем месте (почти во всех сферах женщины зарабатывают меньше, чем мужчины на аналогичных должностях), хоть на семейном застолье («Ты что такая нервная, у тебя ПМС?»). Раньше сексизм был закреплен на государственном уровне: в большинстве стран женщины получили право голоса лишь в начале прошлого века, а в Саудовской Аравии — в 2015 году. Кроме очевидно негативных проявлений дискриминации вроде домашнего насилия или списка запрещенных для женщин профессий, есть и «серая зона» — так называемый доброжелательный сексизм: когда за даму платят в ресторане, уступают место в метро и помогают снять пальто. На самом деле это тоже признаки подчиненного положения женщин в обществе — как бы компенсация за то, что они «слабее» и меньше зарабатывают.
Феминность
Черты характера и модели поведения, которые традиционно приписываются женщинам. Это то, какой женщина якобы должна быть и как она якобы должна себя вести в той или иной ситуации.
Например, считается, что «настоящая женщина» — мягкая, добрая, ласковая и уступчивая, она всегда готова помочь, лишний раз не спорит, не проявляет агрессии, часто бывает слабой, беззащитной и хрупкой, нуждается в защите и помощи. Те женщины, которые демонстрируют противоположные черты (например, сильные, неулыбчивые, упрямые и активные), часто считаются «мужеподобными».
Культивирование феминности способствует выстраиванию традиционных патриархальных ролей в обществе и семье, где мужчина — «глава семьи», представитель «сильного пола» и человек, принимающий решения, а женщина — зависимая и ведомая, при этом всегда готовая поддержать и вдохновить мужчину.
Маскулинность была главной темой цикла дискуссий Гёте-Института и Фонда имени Генриха Бёлля, но не единственной. Эксперты также рассказывали о других новых понятиях, влияющих на современность, и объясняют многие процессы, которые можно наблюдать в обществе сегодня. Одно из таких понятий — этносексизм. Это дискриминация и по полу, и по этнической принадлежности одновременно. Термин редкий, но явление, которое он обозначает, все мы можем наблюдать в реальной жизни. Подробнее об этносексизме Габриэла Дитце рассказала в дискуссии «Этничность и маскулинность», видеозапись которой доступна здесь.
Этносексизм
Новый и относительно неизвестный в России термин. Его предложила гендерный теоретик Габриэла Дитце в контексте продолжающегося «переселения народов», которое затронуло в основном Ближний Восток и Европу. Дитце считает, что в обществе, в котором господствует этносексизм, «плохими» оказываются мужчины и женщины из числа определенных национальных групп.
Яркое проявление этносексизма в Германии — нашумевшие истории с сексуализированными нападениями в новогоднюю ночь, в которых общество обвинило новоприбывших беженцев-арабов (хоть и не было доказано, что немецкие женщины могли бы отличить в темноте и сутолоке араба от, скажем, турка).
Или, например, в Москве у мужчин-европеоидов явно больше преимуществ при приеме на работу, чем у женщин-азиаток, которым обычно предлагают мыть полы.
Традиционные гендерные установки могут вредить людям всех полов. Например, мужчинам они мешают прислушаться к себе и своему состоянию, пойти на уступки и позаботиться о себе — ведь мужчина обязан быть сильным и не должен жаловаться. Эту проблему подробно разобрали в заключительной дискуссии цикла «Быть мужчиной», которая называлась «Здоровье и сексуальность мужчины». На ней выступили клинический психолог Дмитрий Стебаков и сексолог Хайнц-Юрген Фос. Они рассказали о разных типах маскулинности (гетеро-, би-, гомо-, интерсексуальная и трансгендерная) и рассмотрели тему мужского здоровья с психологической точки зрения. Модератором встречи выступил главный редактор журнала Men’s Health Максим Семеляк. Узнать больше об этом мероприятии можно здесь, а полностью записи лекций и дискуссий можно посмотреть на ютуб-канале Гёте-Института в Москве.
«Эта часть идентичности мне не нужна»: кто такие агендеры и как с ними правильно общаться
Вы просите в транспорте: «Молодой человек, не могли бы вы передать за проезд?» В ответ к вам поворачивается лицо с ярким макияжем и сообщает: «Вообще-то, я девушка». С вами такое вряд ли случается часто, а вот с небинарными людьми — ежедневно. Они не вписываются в стандартные рамки «мужчины» и «женщины» и нередко страдают от гендерной дисфории. Лиза Мороз поговорила с двумя агендерами — людьми, которые не считают себя ни парнями, ни к девушками, — о буллинге, сексуальности и местоимениях.
Гендер для многих всё еще мистический зверь. Это нечто, что делает мир многоцветным и добавляет «лишние» слои. Конечно, наш ленивый мозг сопротивляется этим усложнениям.
Категории «женщина» и «мужчина», с помощью которых многие из нас осознают реальность, создают легкость бытия для условного большинства. Но при этом отнимают возможность быть счастливыми у тех, кто не может в них встроиться.
Поэтому первое, что нужно сделать для понимания агендерных людей, — разобраться в терминах.
В отличие от врожденных биологических половых признаков, которые могут как соответствовать (генетически, морфологически, гормонально) привычному всем набору или, у интерсекс-людей отличаться от него, гендер — социальный конструкт В обществе есть правила, соблюдение которых якобы гарантирует правильное определение гендерной идентичности окружающими. Их называют гендерным перформансом. К примеру, если любишь розовое и играешь в дочки-матери — ты похожа на девочку. Любишь голубой и роботов — видимо, мальчик. В момент правильного исполнения этих предписаний происходит создание гендера. Этому способствуют и другие внешние атрибуты, например имя, прическа, одежда и хобби.
Со временем мы научаемся производить гендер и начинаем идентифицировать себя как мужчину или женщину. Но иногда это внутреннее чувство «я парень» или «я девушка» не такое простое. Некоторые люди могут ощущать в себе сразу несколько гендеров, которые внезапно сменяют друг друга или плавно перетекают один в другой. У вторых есть чувство некой гендерной комбинации (и мужчина, и женщина). А третьи вообще не чувствуют принадлежности к какому-либо гендеру. Именно их и называют агендерами.
Отказываюсь выбирать
У Марка Кедровского ультракороткие волосы и мягкие черты лица. Иногда он красит глаза яркими подводками и тенями, а иногда — обходится увлажняющим кремом. В его гардеробе много феминной одежды, хотя раньше он, наоборот, предпочитал мужскую.
Его детство было гендерно-нейтральным, без особых различий между ним и его младшим братом. Родители не покупали ему исключительно «девчачьи» вещи и не заставляли отращивать косы. Поэтому до подросткового возраста он считал себя девочкой. Биологически он ею и остается.
В 12 лет у него появился интернет и первый форум, где он назвался Марком и стал использовать мужской род. Уже позже, рефлексируя над этим периодом жизни, он понял, что принял такое решение отчасти из юношеского максимализма, а отчасти из-за внутренней мизогинии.
Участники форума принимали Марка, чего ему не хватало в реальной жизни. Он бессознательно связывал свои проблемы в коммуникации с женским именем, поэтому в 16 у него началась сильная гендерная дисфория.
«Я пытался сделать хоть какой-то пасс: носил мужскую одежду, бинтовал грудь, начал курить в надежде сделать голос более низким и хриплым.
Но даже когда чувствовал себя максимально маскулинным, я не переставал извиняться за свое самоощущение: „Вообще меня зовут вот так, но называйте меня, пожалуйста, Марк“. А еще брил ноги. Поэтому в лучшие дни выглядел как мальчик-подросток с большой попой и бритыми ногами».
Марк решил, что трансгендерный переход — его путь. Он изучал всю доступную информацию о возможностях перехода, смене документов, гормональной терапии. Одновременно погружался в гендерную теорию и примерял на себя различные идентификационные термины. Тогда и пришло осознание, что на самом деле ему больше подходит именно «агендер» и делать пасс необязательно.
«Я понял, что мне будет проще отказаться от гендера в принципе, и сказал себе: „Мне не нужна эта часть моей идентичности“. Но получилась такая идентичность Шредингера: она как бы есть, но ее в то же время нет», — рассуждает Марк.
Хотя некоторые агендерные люди всё же прибегают к оперативному вмешательству или приему гормонов. Правда, сделать это они могут нелегально или сообщив ложную информацию о себе на комиссиях, на которых принимается решение, может ли человек сделать пасс по причине трансгендерности или нет.
У Глеба Семенова другое отношение к агендерности. Он называет свою идентичность «средним арифметическим» требований общества, мнения мамы и его самоощущения. «Я просто осознал, что именно этот термин представляет собой тот стиль жизни, гендер и социальную роль, которые дают мне максимальный комфорт с минимальными потерями», — объясняет он.
Но до этого он долго пытался быть «парнем», потому что заметил, что на «Хорнете» (дейтинг-приложение для геев) предпочтение отдают маскулинным мужчинам, которые, по сути, ничем не отличаются от гетеросексуалов. Он сделал качественные фото. Посыпались лайки и комментарии. Но он чувствовал, что одобрение приходит не ему, а какому-то другому человеку. Тогда он понял, что заигрывается, и решил приводить себя в форму, которая олицетворяла бы его настоящего.
Глеб отрастил рыжие кудри ниже лопаток, о которых мечтал с 10 лет. Купил много унисекс-одежды. И попробовал яркий макияж.
«Я продвинулся в принятии себя как агендерного человека, то есть человека, который внешне напоминает женщину как минимум с какого-нибудь ракурса. И сейчас, если кто-то видит мою фотку и говорит, что это девушка, то меня это веселит и мне это приятно слышать, потому что это я».
Гендерная дисфория как средневековая пытка
Помните фильмы, в которых по магическим причинам девушка попадает в тело парня, а парень — в тело девушки? Их сюжет всегда одинаков. Утро. Они просыпаются не в своих привычных телах. Начинается паника. Он смотрит на себя в зеркало и не понимает, почему у него округлилась грудь. Ее пугают борода и широкие плечи. На последнем этапе они проверяют «самый главный» показатель — половые органы. И, конечно же, удивляются непонятной «штуковине» в трусах.
Примерно так можно описать гендерную дисфорию, с которой сталкиваются многие небинарные люди. Это психологически болезненное чувство от несовпадения пола и гендера.
Дисфория бывает телесная, как у Марка, которому долгое время не нравилось собственное тело. Он точно знал, что нужно изменить, поэтому туго бинтовал грудь.
«В дни, когда получалось хорошо забинтоваться, я присылал своей близкой подруге фото и писал что-то вроде: „Смотри, как круто получилось! Вообще не видно!“ Физически это было дискомфортно, но ощущение, что я плоский, было прекрасно».
Помимо всего прочего, в школе его дразнили за большую попу. Но это расстраивало не так сильно, как постоянное напоминание, что он обладатель феминного типа фигуры — классической груши.
Марк понимал, что у цисгендерных мужчин такого не бывает, и думал: «Ты не похож. Ты не пройдешь. Никто тебе не поверит!»
И это уже была социальная дисфория, которая выступает катализатором телесной. Человек извне впитывает, что люди считывают его гендер неправильно, и начинает искать в своем теле то, что натолкнуло окружающих на ложную идентификацию.
У Глеба социальная дисфория чувствуется как замешательство. Он впадает в ступор, когда встречает вопрос «Вы мужчина или женщина?». Чтобы объяснить это, он приводит пример:
«Большую часть времени вы не думаете об адресе, по которому вы прописаны. Но если в паспортном столе вас попросят назвать его, вы задумаетесь и начнете вспоминать. Приблизительно так я и живу. Только когда у вас спрашивают прописку, вы не чувствуете дискомфорта, а когда у меня уточняют, кто я — мужчина или женщина, мне неприятно. Как будто у меня нет постоянного места жительства и мне стыдно в этом признаться».
Пожалуйста, используйте местоимения он/оно
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с социальной дисфорией. Например, такое могло произойти с девушкой, которая сделала короткую стрижку «под мальчика». А в очереди ей прилетает: «Молодой человек, не могли бы вы подвинуться». Из-за этого она чувствует напряжение или раздражение.
Такое неправильное определение гендера называется мисгендеринг. О нем не понаслышке знает Глеб Семенов. Однажды он сидел в кафе с подругой. Они болтали, пока их разговор не прервал парень. Он положил руку на плечо Глеба и сказал: «Девушка, можно с вами познакомиться?» А когда понял, что ошибся, отшатнулся без извинений и быстро ретировался.
«Раньше меня это сильно оскорбляло. В школе я часто плакал, когда меня называли „бабой“. Наверное, так проявлялась мизогиния, бессознательная брезгливость ко всему феминному. А потом в мою жизнь пришел феминизм — и я понял, что в том, чтобы быть похожим на женщину и иметь какие-то „женские“ черты, нет ничего постыдного», — рассказывает Глеб.
Марк тоже испытывал мисгендеринг, который был связан с его именем и мужским родом, в котором он просит обращаться к себе. Если после просьбы называть его так, как ему комфортнее, человек продолжает использовать женские окончания и паспортное имя, Марка начинает распирать гнев. «Один раз мне казалось, что я абсолютно нормально вел дискуссию, объясняя человеку про агендерность, а он сказал: „Ладно, ладно, я согласен, остановись, а то у тебя кулаки в глазах“».
Но больше всего его задевает реакция родителей. Раньше, когда он использовал уже привычные для него местоимения, папа исправлял его, будто «суфлер», повторяя за ним всё сказанное, только в женском роде. Марк решил, что непременно поговорит с отцом.
«Я постарался объяснить, что женские окончания режут мне слух. А он ответил, что то же самое у него с мужскими. Сошлись мы на том, что он может не использовать мужской род, только не нужно меня исправлять. Я знаю, кто я, и если он сам не хочет так говорить, то пусть хотя бы не отнимает у меня это право. Теперь он старается так не делать.
С мамой было проще, потому что она чаще настроена на долгие разговоры. Но они всё еще не используют мужское окончание и называют меня паспортным именем. Я их не осуждаю, они же растили дочь».
Цисгендерному человеку довольно сложно быть эмпатичным к таким ситуациям. Поэтому Марк приводит пример, который смог бы проиллюстрировать любому его чувства.
«Представьте. Вас зовут Катя. Но все, кого вы знаете, называют вас Игорь. Вы красивая Катя, которая мечтает о красивом платье, а к вам подходит знакомый, хлопает по плечу и говорит: „Здорово, Игорь! Идем сегодня на футбол?“ Вы отвечаете „да“, потому что вам страшно выделиться и сказать: „Вообще-то я Катя!“ Это постоянный страх, что вас не примут и не поймут. Если действительно сделать усилие и визуализировать это, то можно с удивлением понять, что наши имена — это довольно большая часть нашей идентичности».
Гендерная эйфория тоже бывает. Это чувство удовлетворенности собой, ощущение своей целостности и метафорическое «возвращение домой». У Глеба Семенова такие переживания были, когда в 5 лет он надевал мамины платья и нижнее белье.
«Мне казалось, что моя одежда, которая была на мне, грязная и вонючая. И мне хотелось скорее ее снять. А надевая мамины наряды, я чувствовал себя сексуально. В зеркале я видел красивого человека, который мне нравился, который был силен, которого хотел весь мир».
Сейчас, когда Глеб надевает платье на закрытую вечеринку или подруга наносит ему макияж, он испытывает схожие ощущения.
«Я всё время хотел стать более феминным и склонялся именно в эту сторону.
Но о трансгендерном переходе не думал, потому что меня устраивают мои гениталии и тело в целом. Из-за них я не попадаю в „женский“ лагерь, а из-за того, что хочу накрасить ногти и увеличить губы, не могу быть в „мужском“.
Но теперь я наконец-то смог позволить себе быть тем, кто я есть. Быть где-то между и принимать себя».
Агендер, гей, полиамор
Гендер и ориентация — разные вещи. Поэтому агендерные люди могут испытывать влечение либо к одному гендеру, либо к нескольким. А еще у них может не быть сексуального желания ни к кому, и в таком случае они будут асексуалами.
Глебу всё еще претит слово «гей», хотя по факту его привлекают мужчины и чаще всего он спит именно с ними.
«Наверное, мне всё еще кажется, что быть геем и называть себя геем — это оскорбительно. Это сразу отсылает меня к событиям, когда меня называли пидором. И это до сих пор делает мне больно. Но я стараюсь себя осекать, потому что в том, чтобы быть геем, нет ничего зазорного».
С детского сада и до первых курсов университета Глеб переживал буллинг. Обычно это были словесные унижения. За все эти годы он услышал так много эвфемизмов к слову «гомосексуал», что теперь его сложно удивить.
«Каким-то чудом я избежал физического насилия. Лишь однажды меня попытались избить. Мы с подругой пошли на каток около школы. Я почувствовал тревогу, когда увидел, что люди на меня странно косятся и группируются. Я попросил подругу уйти со мной, но она отказалась. Через какое-то время на меня с разных стороны налетели парни, повалили в снег, придавили лицом в сугроб и начали бить ногами. Но так как я был в пуховике, то почти ничего не почувствовал. Это было не столько больно, сколько унизительно. И из-за этого я потом сильно рыдал», — вспоминает Глеб.
Из-за того, что в прошлом «мужской» мир его вытеснил, Глеб в страхе отстранился от него. Но при этом тянется к нему, в том числе с сексуальным интересом. Хотя и в гей-сообществе он не встретил принятия, которого искал.
Отношения с парнями, которые он пытался построить, обрывались в момент пересечения «двойной сплошной» — ему делали замечание, что он слишком феминен. «Обрежь волосы». «Поменяй гардероб». «Перестань вилять попой, когда ходишь». Из него пытались вылепить того, кем он не являлся и не хотел никогда быть.
«Я и сам воротил нос от таких, как я. Но со временем моя визуальная и эмпирическая библиотеки расширились. Я понял, что среди небинарных персон тоже есть умные, красивые, смешные и сексуальные люди. И теперь я могу представить, что хочу кого-то из них».
Марк уже больше двух лет состоит в полиаморных отношениях с парнем. Девушки ему тоже нравятся, но пока романтические истории у него были только с мужчинами. С бойфрендом он познакомился в Tinder и первые пару-тройку свиданий поправлял его с окончаниями.
«На самом деле его больше удивил не мой гендер, а тот факт, что на снимке в Tinder я был с волосами, а на встречу пришел лысый», — смеется Марк.
С полиаморностью у Марка было так же, как с агендерностью, — увидел слово и понял, что это про него. До этого его мучила вина, что он любит сразу двоих. А теперь сразу говорит, что не испытывает ревности — она просто «не встроена в его прошивку».
4 правила общения с агендерами
Если ваш гендер — часть системы, то, скорее всего, вы не замечаете, как всё в этом мире гендерно маркировано. Одежда. Язык. Работа. Манеры. Спорт. Хобби. Даже люди, с которыми мы проводим время. Поэтому небинарные люди, особенно агендеры, постоянно ощущают дискомфорт и дискриминацию: начиная с опросников, где нужно выбрать «пол», заканчивая «подходящей» дверью в общественный туалет.
Марк и Глеб соглашаются, что когда их рассматривают будто под микроскопом, это нетактично. Марка также раздражают вопросы про его «настоящее» имя. А Глеба — такие комментарии, как «ты же мужик!» или «че ты как баба!».
Чтобы избежать таких ситуаций, можно запомнить несколько простых правил общения с небинарными людьми.