человек не имеющий пола как называется
Царь, царевна, агендер, томбой — кто ты будешь такой? Поговорим о гендерной идентичности
Юга.ру продолжают цикл публикаций о базовых социальных понятиях современного просвещенного общества. Первая публикация была посвящена понятию нормальности. На сей раз Иолина Грибкова поговорила со специалистами о том, чем различаются пол и гендер, как на них влияет наличие того или иного набора гениталий и что делать тем, кто ощущает себя в собственном теле, как в гостях.
Сексолог: полов существует два, гендеров — десятки
Злата Елистратова
дипломированный практикующий психолог-сексолог, травматерапевт
Пол и гендер — это одно и то же или разные вещи?
Пол — биологическое понятие, его определяют при рождении по первичным признакам. Пола существует ровно два — мужской и женский. В очень редких случаях рождаются люди с признаками обоих полов — так называемые интерсекс-люди. У них может быть развитие фигуры по бисексуальному типу, то есть наличие и мужских, и женских половых признаков, притом как первичных, так и вторичных. Правда, набор хромосом у таких людей зачастую женский.
Гендер — понятие социальное. Это внутреннее ощущение своей половой принадлежности или идентичности. И гендер может быть абсолютно разным.
Получается, гендерная идентичность — это то, кем себя человек внутренне ощущает?
— Да. Если биологическая женщина ощущает себя женщиной — это цисгендерный человек. Мужчина, ощущающий себя мужчиной — тоже цисгендер.
Иногда гендерная идентичность и биологический пол могут не совпадать. Люди с несовпадением, те, которые идентифицируют себя с полом, противоположным официально зарегистрированному, — именуются трансгендерными.
У некоторых идентичность выходит за рамки бинарной системы. Небинарных гендеров (раньше использовался термин «гендерквир») известно множество — это любые люди, которые находятся вне общепринятой системы и не считают себя однозначно ни мужчинами, ни женщинами.
Например, есть агендеры: у них нет четкого оформленного понимания собственного гендера, они считают, что он у них отсутствует, и вообще отрицают какую-либо гендерную идентичность.
Читайте также:
К небинарным людям относятся андрогины, которые могут выглядеть и ощущать себя на грани между мужчиной и женщиной.
Есть бигендерные персоны, которые ощущают себя то мужчиной, то женщиной в зависимости от ситуации, или одновременно и тем и другим.
Также существуют гендер-флюиды. Это неустойчивая идентичность, которая изменяется со временем сама по себе, в зависимости от психологического состояния или отношений с другими людьми. Разница между бигендером и флюидом в том, что второй не может определиться, к какому гендеру он принадлежит, поскольку предпочитает многие.
В психологии границы нормы очень широкие, и списки постоянно расширяются и пополняются. Сейчас Tinder предлагает более 50 вариантов, Facebook — более 70. В любом случае, однозначно можно сказать, что такое явление не считается заболеванием, расстройством личности или извращением.
Люди, которые не причисляют себя ни к «он», ни к «она», по-английски просят называть их they/them. Есть ли подходящий аналог в русском языке?
— Можно использовать дословный перевод — «они/их». Но лучше прямо спросите, какой вариант для этого небинарного человека предпочтительнее.
Может ли гендер быть навязанным, можно ли заставить человека почувствовать себя «другим», повлиять извне на его гендерную самоидентификацию?
— У людей, которые не имеют проблем с самоидентификацией, раннее детское развитие строится на интроектах. Это означает, что без критической оценки (потому что у малыша она еще не успела сформироваться) человек усваивает картину мира согласно тому, что ему говорят ближайшие значимые люди. Поэтому с какой-то стороны можно повлиять даже на гендерную идентичность. Если с детства мальчика воспитывать как девочку, то у него может сформироваться самоощущение женского гендера.
Но с другой стороны, может быть и наоборот. Многие трансгендерные люди рассказывают, что они с самых малых лет начали ощущать себя не в своем теле, хотя их воспитывали в абсолютном соответствии с биологическим полом.
Читайте также:
К тому же следует помнить, что даже биологический пол не всегда можно установить однозначно. Несколько лет назад стал известен случай одного юноши, который ощущал себя мужчиной и имел все соответствующие половые признаки. И вдруг он сильно заболел, провели медицинское обследование — и выяснилось, что по набору хромосом он представляет собой биологическую женщину! А после узи у него нашли полный набор внутренних женских половых органов. Тогда он решил, что раз природа дала ему возможность выносить и родить ребенка, он сделает это. И в итоге даже каким-то способом забеременел.
Хирургическая коррекция пола может привести к смене гендера?
— Очень известная история произошла в 1960-70-х с американскими близнецами Раймерами. У одного из них, Брюса, в раннем детстве произошла травма гениталий, и профессор Джон Мани предложил сделать ребенку принудительную коррекцию пола и далее воспитывать как девочку. Врач был убежден, что гендерную идентичность можно сформировать и изменить. Родители пошли на этот эксперимент.
«Дочь», которая стала Брендой, с возрастом всё сильнее ощущала несоответствие и страдала. Во взрослом возрасте она узнала, что биологически является мужчиной — и испытала значительное облегчение, потому что думала, что сходит с ума. Человек снова стал вести образ жизни, соответствующий мужчине, смог достаточно успешно жениться и усыновить детей. А методы доктора Мани медицинское сообщество признало садистскими и осудило. В этой ситуации мы видим, что коррекция пола не вызвала смену гендера.
Связаны ли как-либо гендер и сексуальная ориентация?
— Прямой связи нет, потому что люди абсолютно любого гендера могут иметь абсолютно любую сексуальную ориентацию. К примеру, биологический мужчина может ощущать себя лесбиянкой — его тянет к женщинам, но при этом он ощущает себя с ними не как мужчина, а как другая женщина — может, своего рода «пацанка-томбой». И подобных вариаций может быть бесчисленное множество.
Как это понимать окружающим и как к этому относиться?
— Если вы считаете себя культурной личностью, то относитесь с уважением. Потому что это важно для человека, для его понимания собственного «я». Ведь самоидентификация формирует структуру личности, делает ее цельной.
Еще это важно человеку для осознания себя как части общества. Мы все — существа социальные, в нашей лимбической системе глубоко в психике заложено, что нужно держаться вместе. Первые люди потому и выжили, что стали сбиваться в стаи, поодиночке это сделать было бы сложно. Эта глубинная установка до сих пор есть у всех людей. Поэтому осознавать себя частью социума, пускай даже небольших групп общества, включая меньшинства, очень важно.
Читайте также:
Людей с проблемами гендерной самоидентификации нужно поддерживать, ведь им и так сложно ощущать себя оторванными от общества. Не понимать, к какой части ты принадлежишь, — большой стресс. Если человек не может осознать, кто он, то чувствует себя изгоем до тех пор, пока не разберется в себе. Человек пытается примкнуть куда-то, чтобы чувствовать себя в безопасности. Поэтому объединения и организации меньшинств очень важны. В них люди ощущают защищенность, понимают, что могут достойно жить, что они ценны и не просто так появились на свет.
Что делать человеку, если он жил себе жил — и вдруг начал подозревать, что все эти годы просто мучился из-за того, что в глубине души является трансгендером, или, скажем, агендером?
— Обратиться к психологу, конечно. При этом в процессе психологической работы вполне может открыться, что внутреннее напряжение связано вовсе не с гендерной идентичностью.
Социолог: Трансгендерные и небинарные люди — это норма
Дарья Александрова
социолог, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова
Каких людей можно называть «нормальными»?
— С точки зрения биологии нормальный человек — это тот, кто успешно выполняет все свои базовые функции: пьёт, ест, выводит продукты жизнедеятельности. В плане психологического поведения нормальный тот, кто ни на кого не нападает и не представляет опасность для самого себя.
Если же брать социологию, то нормальным будет считаться тот человек, который не нарушает общепринятые устои: работает, приносит какую-то пользу, имеет семейные отношения и друзей. Если ты прошел социализацию, значит ты нормальный. Но вот парадокс: с точки зрения статистики таких людей меньшинство, поэтому статистически нормальными их называть уже неверно.
Абсолютно все люди так или иначе относятся к какому-либо статистическому меньшинству и соответственно статистически не нормальны. У меня родинка на ухе, это мое биологическое отличие. Если этот факт проанализировать, то я тоже буду считаться ненормальной.
С точки зрения функционирования и исполнения роли ячейки общества абсолютное большинство транс- и небинарных людей следует считать нормальными. Возможно, я неправильно понимаю Россию, но и большинство не будет считать, что транс- или небинарные персоны аморальны. Но многие не будут понимать мотивы таких людей.
Послесловие
Сексуальная ориентация — вот что станет темой третьего материала из цикла, в котором Юга.ру разбирают базовые понятия, важные для современного человека и общения в социуме. А завершит серию публикаций исследование ксенофобии — процессов, в ходе которых представление о «других» становится основой для нетерпимости. Находить материалы цикла по мере их публикации можно по тегу «базовые понятия».
Какие бывают аномалии развития полового члена
Аномалии развития полового члена оказывают негативное влияние на доставку спермы, способность осуществлять половой акт или направлять поток мочи в положении стоя. В связи с измененным внешним видом половых органов у мужчин часто снижается самооценка и уверенность в себе. В редких случаях половые органы не являются безусловно мужскими или женскими. Многие из этих патологий требуют хирургического вмешательства.
Причины развития аномалий полового члена
Диагностика пороков развития половых органов осуществляется путем проведения физикального обследования, ультразвукового исследования или магнитно-резонансной терапии. Иногда врач дополнительно назначает исследование крови на определение уровня гормонов и анализ хромосом.
Аномалии развития полового члена
Гипоспадия
Данная патология характеризуется расположением отверстия мочеиспускательного канала на нижней стороне полового члена. Существуют три формы заболевания:
Патология сопровождается искривлением пениса и недоразвитием крайней плоти. А в этой статье можно узнать причины нарушения сексуальной функции.
Эписпадия
Аномалия встречается примерно у одного из 50000 новорожденных. Для нее характерно частичное или полное расщепление передней стенки мочеиспускательного канала. Лечение осуществляется только хирургическим путем, задача врачей заключается в формировании нормального мочеиспускательного канала.
Микропенис (микрофаллия)
Это врожденная аномалия полового члена, при которой он имеет очень маленький размер. Встречается примерно у 2 % взрослых мужчин. Основная причина развития патологии – недостаток мужского гормона тестостерона. Мальчикам, имеющим такую проблему, назначают заместительную гормональную терапию. Также применяются хирургические методики, подобные фаллопластике.
Искривление пениса
Данный порок не позволяет представителям мужского пола начать полноценную половую жизнь, создавая механические препятствия. Он бывает врожденный и приобретенный. Пенис может быть согнут вниз, вверх, в стороны, или перекручен. Эрекция при этом сохраняется. Для исправления сильного искривления потребуется операция, целью которой является формирование складки белочной оболочки и ее ушивание с выпуклой стороны. В результате за счет уменьшения линейного размера более длинной стороны пенис выпрямляется.
Фимоз
Фимоз – это сужение наружного отверстия крайней плоти, при котором не удается обнажить головку полового члена. Патология часто сопровождается воспалением головки и внутреннего листка крайней плоти, образованием сращений. Мочеиспускание затруднено, возникает его задержка. Впоследствии это может привести к развитию хронического пиелонефрита. Для устранения дефекта назначается гормональная терапия или хирургическое лечение.
Короткая уздечка полового члена
Достаточно распространенная патология, из-за которой половой член искривляется во время эрекции и повышается риск разрыва уздечки. При разрыве начинается сильное кровотечение, требующее наложения лигатур и ушивания раны. Аномалия устраняется только путем оперативного вмешательства, короткую уздечку рассекают в поперечном направлении и ушивают в продольном.
Аномалии полового члена хорошо поддаются лечению если пациент своевременно обратится к хорошему специалисту. Пройти диагностику и лечение урологических заболеваний можно в клинике Dr. AkNer в Москве. Уникальные авторские методики коррекции и восстановления мужского и женского здоровья уже помогли тысячам людей. А здесь можно записаться на примем к врачу для лечения мужского бесплодия.
Половая и гендерная принадлежность
Многие авторы используют термины «пол» и «гендер» как синонимы. Однако каждый из этих терминов имеет собственное специфическое значение. Пол указывает на нашу биологическую принадлежность к числу мужчин или женщин. Биологический пол характеризуется двумя аспектами: генетическим полом, определяющимся нашими половыми хромосомами, и анатомическим полом, включающим очевидные физические различия между мужчинами и женщинами. Понятие гендер охватывает круг специфических психосоциальных значений, дополняющих понятие биологической мужественности и женственности. Таким образом, если наш пол определяется различными физическими атрибутами (хромосомами, наличием пениса или вульвы и т. д.) то наш гендер включает психологические и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Иными словами, наша гендерная принадлежность характеризует нашу «мужественность» или «женственность». В данной главе мы будем использовать термины маскулинность (мужественность) и фемининность (женственность) для характеристики форм поведения, типичных для мужчин или для женщин. Одним из нежелательных аспектов использования подобных ярлыков служит то, что они могут ограничивать спектр форм поведения, демонстрируя которые люди чувствуют себя комфортно. Так, мужчина может воздерживаться от проявлений заботы, боясь показаться женоподобным, а женщина может избегать уверенного поведения из опасения походить на мужчину. В наши намерения отнюдь не входит укрепление стереотипов, ассоциирующихся с подобными ярлыками. Однако мы считаем необходимым использовать эти термины при обсуждении гендерных вопросов.
Пол — Биологическая принадлежность к сообществу мужчин или женщин.
Гендер — Психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом.
Встречая людей впервые, мы сразу обращаем внимание на их пол и на основании половой принадлежности делаем предположения относительно их наиболее вероятного поведения. Иными словами, мы делаем гендерные предположения. Для большинства людей гендерные предположения составляют важный элемент повседневных социальных контактов. Мы разделяем людей на принадлежащих либо нашему, либо другому полу. (Мы избегаем термина противоположный пол, поскольку считаем, что его использование преувеличивает различия между мужчинами и женщинами.) Многие из нас испытывают трудности, общаясь с лицами, в гендерной принадлежности которых мы не вполне уверены. Не будучи убеждены, что правильно идентифицировали гендерную принадлежность своего собеседника, мы испытываем замешательство и неловкость.
Гендерные предположения. Предположения о наиболее вероятном характере поведения людей, которые мы делаем на основании их половой принадлежности.
Гендерная идентичность и гендерные роли
Под гендерной идентичностью понимается субъективное ощущение человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Большинство людей уже в течение первых лет жизни начинают осознавать себя представителями мужского либо женского пола. Однако нет никакой гарантии в том, что гендерная идентичность человека будет совпадать с его биологическим полом. Так, некоторые люди испытывают значительные неудобства, пытаясь идентифицировать себя как мужчину или женщину. Мы рассмотрим этот вопрос более подробно далее.
Гендерная идентичность. Психологическое ощущение себя мужчиной либо женщиной.
Термином гендерная роль (иногда используется термин половая роль) обозначается совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми (адекватными) для представителей того или иного пола. Гендерные роли формируют у людей связанные с их полом поведенческие ожидания, которые они должны оправдывать. Поведение, рассматривающееся как социально приемлемое для мужчины, называется маскулинным, а для женщины — фемининным. В дальнейшем обсуждении, используя термины маскулинный и фемининный, мы будем иметь в виду именно эти социализированные представления.
Гендерная роль — Совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми для представителей того или иного пола.
Гендерно-ролевые ожидания являются культурно обусловленными и варьируют от одного общества к другому. Так, в обществе чамбули проявления эмоциональности со стороны мужчин считаются вполне нормальными. Американское же общество придерживается несколько иных взглядов по данному вопросу. Поцелуй в щеку считается женской формой поведения, а потому рассматривается как неприемлемый между мужчинами в американском обществе. В то же время такое поведение не противоречит мужским ролевым ожиданиям во многих европейских и восточных культурах.
Помимо особенностей культуры наши представления о «мужественности» и «женственности» определяются также и исторической эпохой, в контексте которой рассматриваются соответствующие формы поведения. Так, если бы в американской семье 50-х годов отец оставался дома и заботился о своих детях дошкольного возраста, пока его жена совершала деловые поездки, его поведение, вероятно, послужило бы поводом для крайнего удивления, если не для насмешек. Сегодня молодые пары значительно чаще распределяют между собой домашние обязанности. Они исходят скорее из практических соображений, чем из предвзятых представлений о том, как «должны» вести себя мужчины и женщины. Современный этап развития нашего общества в большей степени, чем какой-либо другой период его истории, является периодом пересмотра мужских и женских ролей. Многие из тех, кто воспитывался под влиянием жестких гендерно-ролевых стереотипов, сегодня испытывают на себе последствия своего воспитания и стремятся освободиться от его сдерживающих механизмов. Тот факт, что мы принимаем участие в этом историческом процессе, может вызывать у нас и восхищение и замешательство. Далее в этой главе (а также и в последующих главах этой книги) мы будем обсуждать влияние как традиционных, так и новых гендерных ролей. Но сначала давайте рассмотрим процесс, посредством которого формируется наша гендерная идентичность.
Формирование гендерной идентичности
Аналогично цвету наших волос и глаз, гендерная принадлежность является составляющей нашей индивидуальности, которую большинство людей воспринимают как данность. И действительно, гендерная идентичность, как правило, хотя и не всегда, «является естественным дополнением» к определенным биологическим органам, которые мы имеем. Однако гендерная идентичность не сводится лишь к обладанию внешностью мужчины или женщины. Как мы вскоре убедимся, на вопрос о том, каким образом мы начинаем думать о себе как о мужчине либо как о женщине, существует два ответа. Первое объяснение сводится к биологическим процессам, вступающим в действие вскоре после зачатия и завершающимся до момента рождения. Основой второго объяснения является теория социального научения, рассматривающая культурные влияния, воздействующие на нас в период раннего детства. Эта теория объясняет как особенности нашей гендерной идентичности, так и личную значимость для нас нашей принадлежности к мужскому или женскому полу. Но начнем мы с рассмотрения биологических процессов, участвующих в формировании гендерной идентичности.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
«Эта часть идентичности мне не нужна»: кто такие агендеры и как с ними правильно общаться
Вы просите в транспорте: «Молодой человек, не могли бы вы передать за проезд?» В ответ к вам поворачивается лицо с ярким макияжем и сообщает: «Вообще-то, я девушка». С вами такое вряд ли случается часто, а вот с небинарными людьми — ежедневно. Они не вписываются в стандартные рамки «мужчины» и «женщины» и нередко страдают от гендерной дисфории. Лиза Мороз поговорила с двумя агендерами — людьми, которые не считают себя ни парнями, ни к девушками, — о буллинге, сексуальности и местоимениях.
Гендер для многих всё еще мистический зверь. Это нечто, что делает мир многоцветным и добавляет «лишние» слои. Конечно, наш ленивый мозг сопротивляется этим усложнениям.
Категории «женщина» и «мужчина», с помощью которых многие из нас осознают реальность, создают легкость бытия для условного большинства. Но при этом отнимают возможность быть счастливыми у тех, кто не может в них встроиться.
Поэтому первое, что нужно сделать для понимания агендерных людей, — разобраться в терминах.
В отличие от врожденных биологических половых признаков, которые могут как соответствовать (генетически, морфологически, гормонально) привычному всем набору или, у интерсекс-людей отличаться от него, гендер — социальный конструкт В обществе есть правила, соблюдение которых якобы гарантирует правильное определение гендерной идентичности окружающими. Их называют гендерным перформансом. К примеру, если любишь розовое и играешь в дочки-матери — ты похожа на девочку. Любишь голубой и роботов — видимо, мальчик. В момент правильного исполнения этих предписаний происходит создание гендера. Этому способствуют и другие внешние атрибуты, например имя, прическа, одежда и хобби.
Со временем мы научаемся производить гендер и начинаем идентифицировать себя как мужчину или женщину. Но иногда это внутреннее чувство «я парень» или «я девушка» не такое простое. Некоторые люди могут ощущать в себе сразу несколько гендеров, которые внезапно сменяют друг друга или плавно перетекают один в другой. У вторых есть чувство некой гендерной комбинации (и мужчина, и женщина). А третьи вообще не чувствуют принадлежности к какому-либо гендеру. Именно их и называют агендерами.
Отказываюсь выбирать
У Марка Кедровского ультракороткие волосы и мягкие черты лица. Иногда он красит глаза яркими подводками и тенями, а иногда — обходится увлажняющим кремом. В его гардеробе много феминной одежды, хотя раньше он, наоборот, предпочитал мужскую.
Его детство было гендерно-нейтральным, без особых различий между ним и его младшим братом. Родители не покупали ему исключительно «девчачьи» вещи и не заставляли отращивать косы. Поэтому до подросткового возраста он считал себя девочкой. Биологически он ею и остается.
В 12 лет у него появился интернет и первый форум, где он назвался Марком и стал использовать мужской род. Уже позже, рефлексируя над этим периодом жизни, он понял, что принял такое решение отчасти из юношеского максимализма, а отчасти из-за внутренней мизогинии.
Участники форума принимали Марка, чего ему не хватало в реальной жизни. Он бессознательно связывал свои проблемы в коммуникации с женским именем, поэтому в 16 у него началась сильная гендерная дисфория.
«Я пытался сделать хоть какой-то пасс: носил мужскую одежду, бинтовал грудь, начал курить в надежде сделать голос более низким и хриплым.
Но даже когда чувствовал себя максимально маскулинным, я не переставал извиняться за свое самоощущение: „Вообще меня зовут вот так, но называйте меня, пожалуйста, Марк“. А еще брил ноги. Поэтому в лучшие дни выглядел как мальчик-подросток с большой попой и бритыми ногами».
Марк решил, что трансгендерный переход — его путь. Он изучал всю доступную информацию о возможностях перехода, смене документов, гормональной терапии. Одновременно погружался в гендерную теорию и примерял на себя различные идентификационные термины. Тогда и пришло осознание, что на самом деле ему больше подходит именно «агендер» и делать пасс необязательно.
«Я понял, что мне будет проще отказаться от гендера в принципе, и сказал себе: „Мне не нужна эта часть моей идентичности“. Но получилась такая идентичность Шредингера: она как бы есть, но ее в то же время нет», — рассуждает Марк.
Хотя некоторые агендерные люди всё же прибегают к оперативному вмешательству или приему гормонов. Правда, сделать это они могут нелегально или сообщив ложную информацию о себе на комиссиях, на которых принимается решение, может ли человек сделать пасс по причине трансгендерности или нет.
У Глеба Семенова другое отношение к агендерности. Он называет свою идентичность «средним арифметическим» требований общества, мнения мамы и его самоощущения. «Я просто осознал, что именно этот термин представляет собой тот стиль жизни, гендер и социальную роль, которые дают мне максимальный комфорт с минимальными потерями», — объясняет он.
Но до этого он долго пытался быть «парнем», потому что заметил, что на «Хорнете» (дейтинг-приложение для геев) предпочтение отдают маскулинным мужчинам, которые, по сути, ничем не отличаются от гетеросексуалов. Он сделал качественные фото. Посыпались лайки и комментарии. Но он чувствовал, что одобрение приходит не ему, а какому-то другому человеку. Тогда он понял, что заигрывается, и решил приводить себя в форму, которая олицетворяла бы его настоящего.
Глеб отрастил рыжие кудри ниже лопаток, о которых мечтал с 10 лет. Купил много унисекс-одежды. И попробовал яркий макияж.
«Я продвинулся в принятии себя как агендерного человека, то есть человека, который внешне напоминает женщину как минимум с какого-нибудь ракурса. И сейчас, если кто-то видит мою фотку и говорит, что это девушка, то меня это веселит и мне это приятно слышать, потому что это я».
Гендерная дисфория как средневековая пытка
Помните фильмы, в которых по магическим причинам девушка попадает в тело парня, а парень — в тело девушки? Их сюжет всегда одинаков. Утро. Они просыпаются не в своих привычных телах. Начинается паника. Он смотрит на себя в зеркало и не понимает, почему у него округлилась грудь. Ее пугают борода и широкие плечи. На последнем этапе они проверяют «самый главный» показатель — половые органы. И, конечно же, удивляются непонятной «штуковине» в трусах.
Примерно так можно описать гендерную дисфорию, с которой сталкиваются многие небинарные люди. Это психологически болезненное чувство от несовпадения пола и гендера.
Дисфория бывает телесная, как у Марка, которому долгое время не нравилось собственное тело. Он точно знал, что нужно изменить, поэтому туго бинтовал грудь.
«В дни, когда получалось хорошо забинтоваться, я присылал своей близкой подруге фото и писал что-то вроде: „Смотри, как круто получилось! Вообще не видно!“ Физически это было дискомфортно, но ощущение, что я плоский, было прекрасно».
Помимо всего прочего, в школе его дразнили за большую попу. Но это расстраивало не так сильно, как постоянное напоминание, что он обладатель феминного типа фигуры — классической груши.
Марк понимал, что у цисгендерных мужчин такого не бывает, и думал: «Ты не похож. Ты не пройдешь. Никто тебе не поверит!»
И это уже была социальная дисфория, которая выступает катализатором телесной. Человек извне впитывает, что люди считывают его гендер неправильно, и начинает искать в своем теле то, что натолкнуло окружающих на ложную идентификацию.
У Глеба социальная дисфория чувствуется как замешательство. Он впадает в ступор, когда встречает вопрос «Вы мужчина или женщина?». Чтобы объяснить это, он приводит пример:
«Большую часть времени вы не думаете об адресе, по которому вы прописаны. Но если в паспортном столе вас попросят назвать его, вы задумаетесь и начнете вспоминать. Приблизительно так я и живу. Только когда у вас спрашивают прописку, вы не чувствуете дискомфорта, а когда у меня уточняют, кто я — мужчина или женщина, мне неприятно. Как будто у меня нет постоянного места жительства и мне стыдно в этом признаться».
Пожалуйста, используйте местоимения он/оно
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с социальной дисфорией. Например, такое могло произойти с девушкой, которая сделала короткую стрижку «под мальчика». А в очереди ей прилетает: «Молодой человек, не могли бы вы подвинуться». Из-за этого она чувствует напряжение или раздражение.
Такое неправильное определение гендера называется мисгендеринг. О нем не понаслышке знает Глеб Семенов. Однажды он сидел в кафе с подругой. Они болтали, пока их разговор не прервал парень. Он положил руку на плечо Глеба и сказал: «Девушка, можно с вами познакомиться?» А когда понял, что ошибся, отшатнулся без извинений и быстро ретировался.
«Раньше меня это сильно оскорбляло. В школе я часто плакал, когда меня называли „бабой“. Наверное, так проявлялась мизогиния, бессознательная брезгливость ко всему феминному. А потом в мою жизнь пришел феминизм — и я понял, что в том, чтобы быть похожим на женщину и иметь какие-то „женские“ черты, нет ничего постыдного», — рассказывает Глеб.
Марк тоже испытывал мисгендеринг, который был связан с его именем и мужским родом, в котором он просит обращаться к себе. Если после просьбы называть его так, как ему комфортнее, человек продолжает использовать женские окончания и паспортное имя, Марка начинает распирать гнев. «Один раз мне казалось, что я абсолютно нормально вел дискуссию, объясняя человеку про агендерность, а он сказал: „Ладно, ладно, я согласен, остановись, а то у тебя кулаки в глазах“».
Но больше всего его задевает реакция родителей. Раньше, когда он использовал уже привычные для него местоимения, папа исправлял его, будто «суфлер», повторяя за ним всё сказанное, только в женском роде. Марк решил, что непременно поговорит с отцом.
«Я постарался объяснить, что женские окончания режут мне слух. А он ответил, что то же самое у него с мужскими. Сошлись мы на том, что он может не использовать мужской род, только не нужно меня исправлять. Я знаю, кто я, и если он сам не хочет так говорить, то пусть хотя бы не отнимает у меня это право. Теперь он старается так не делать.
С мамой было проще, потому что она чаще настроена на долгие разговоры. Но они всё еще не используют мужское окончание и называют меня паспортным именем. Я их не осуждаю, они же растили дочь».
Цисгендерному человеку довольно сложно быть эмпатичным к таким ситуациям. Поэтому Марк приводит пример, который смог бы проиллюстрировать любому его чувства.
«Представьте. Вас зовут Катя. Но все, кого вы знаете, называют вас Игорь. Вы красивая Катя, которая мечтает о красивом платье, а к вам подходит знакомый, хлопает по плечу и говорит: „Здорово, Игорь! Идем сегодня на футбол?“ Вы отвечаете „да“, потому что вам страшно выделиться и сказать: „Вообще-то я Катя!“ Это постоянный страх, что вас не примут и не поймут. Если действительно сделать усилие и визуализировать это, то можно с удивлением понять, что наши имена — это довольно большая часть нашей идентичности».
Гендерная эйфория тоже бывает. Это чувство удовлетворенности собой, ощущение своей целостности и метафорическое «возвращение домой». У Глеба Семенова такие переживания были, когда в 5 лет он надевал мамины платья и нижнее белье.
«Мне казалось, что моя одежда, которая была на мне, грязная и вонючая. И мне хотелось скорее ее снять. А надевая мамины наряды, я чувствовал себя сексуально. В зеркале я видел красивого человека, который мне нравился, который был силен, которого хотел весь мир».
Сейчас, когда Глеб надевает платье на закрытую вечеринку или подруга наносит ему макияж, он испытывает схожие ощущения.
«Я всё время хотел стать более феминным и склонялся именно в эту сторону.
Но о трансгендерном переходе не думал, потому что меня устраивают мои гениталии и тело в целом. Из-за них я не попадаю в „женский“ лагерь, а из-за того, что хочу накрасить ногти и увеличить губы, не могу быть в „мужском“.
Но теперь я наконец-то смог позволить себе быть тем, кто я есть. Быть где-то между и принимать себя».
Агендер, гей, полиамор
Гендер и ориентация — разные вещи. Поэтому агендерные люди могут испытывать влечение либо к одному гендеру, либо к нескольким. А еще у них может не быть сексуального желания ни к кому, и в таком случае они будут асексуалами.
Глебу всё еще претит слово «гей», хотя по факту его привлекают мужчины и чаще всего он спит именно с ними.
«Наверное, мне всё еще кажется, что быть геем и называть себя геем — это оскорбительно. Это сразу отсылает меня к событиям, когда меня называли пидором. И это до сих пор делает мне больно. Но я стараюсь себя осекать, потому что в том, чтобы быть геем, нет ничего зазорного».
С детского сада и до первых курсов университета Глеб переживал буллинг. Обычно это были словесные унижения. За все эти годы он услышал так много эвфемизмов к слову «гомосексуал», что теперь его сложно удивить.
«Каким-то чудом я избежал физического насилия. Лишь однажды меня попытались избить. Мы с подругой пошли на каток около школы. Я почувствовал тревогу, когда увидел, что люди на меня странно косятся и группируются. Я попросил подругу уйти со мной, но она отказалась. Через какое-то время на меня с разных стороны налетели парни, повалили в снег, придавили лицом в сугроб и начали бить ногами. Но так как я был в пуховике, то почти ничего не почувствовал. Это было не столько больно, сколько унизительно. И из-за этого я потом сильно рыдал», — вспоминает Глеб.
Из-за того, что в прошлом «мужской» мир его вытеснил, Глеб в страхе отстранился от него. Но при этом тянется к нему, в том числе с сексуальным интересом. Хотя и в гей-сообществе он не встретил принятия, которого искал.
Отношения с парнями, которые он пытался построить, обрывались в момент пересечения «двойной сплошной» — ему делали замечание, что он слишком феминен. «Обрежь волосы». «Поменяй гардероб». «Перестань вилять попой, когда ходишь». Из него пытались вылепить того, кем он не являлся и не хотел никогда быть.
«Я и сам воротил нос от таких, как я. Но со временем моя визуальная и эмпирическая библиотеки расширились. Я понял, что среди небинарных персон тоже есть умные, красивые, смешные и сексуальные люди. И теперь я могу представить, что хочу кого-то из них».
Марк уже больше двух лет состоит в полиаморных отношениях с парнем. Девушки ему тоже нравятся, но пока романтические истории у него были только с мужчинами. С бойфрендом он познакомился в Tinder и первые пару-тройку свиданий поправлял его с окончаниями.
«На самом деле его больше удивил не мой гендер, а тот факт, что на снимке в Tinder я был с волосами, а на встречу пришел лысый», — смеется Марк.
С полиаморностью у Марка было так же, как с агендерностью, — увидел слово и понял, что это про него. До этого его мучила вина, что он любит сразу двоих. А теперь сразу говорит, что не испытывает ревности — она просто «не встроена в его прошивку».
4 правила общения с агендерами
Если ваш гендер — часть системы, то, скорее всего, вы не замечаете, как всё в этом мире гендерно маркировано. Одежда. Язык. Работа. Манеры. Спорт. Хобби. Даже люди, с которыми мы проводим время. Поэтому небинарные люди, особенно агендеры, постоянно ощущают дискомфорт и дискриминацию: начиная с опросников, где нужно выбрать «пол», заканчивая «подходящей» дверью в общественный туалет.
Марк и Глеб соглашаются, что когда их рассматривают будто под микроскопом, это нетактично. Марка также раздражают вопросы про его «настоящее» имя. А Глеба — такие комментарии, как «ты же мужик!» или «че ты как баба!».
Чтобы избежать таких ситуаций, можно запомнить несколько простых правил общения с небинарными людьми.