человек на стене марвел
38 камео Стэна Ли в кинокомиксах «Марвел» и не только
«Невероятный Халк: Испытание»
До того, как киновселенная «Марвел» превратилась в мейнстрим, в 70-е на ТВ уже шли сериалы по комиксам о Человеке-пауке и Халке. В одном из эпизодов «Невероятного Халка» на экране впервые появился и Стэн Ли, сыграв присяжного в суде, который разъяренный Халк разносит на куски.
«Убийца в белом халате»
Еще одно камео Стэна Ли — на сей раз в ужастике культового хоррор-режиссера Ларри Коэна («Оно живо») и в роли самого себя, редактора Marvel Comics.
«Лоботрясы»
Стэн Ли также появился во второй части «Джерсийской трилогии» гикнутого режиссера Кевина Смита, в которую также входят «Клерки» и «В погоне за Эми». Тут главный герой в исполнении Джейсона Ли обсуждает со Стэном комиксы и личную жизнь.
«Люди Икс»/«Люди Икс: Последняя битва»
В оригинальной трилогии про людей Икс Стэн Ли появился в первой и третьей части. В первой он сыграл продавца хот-догов на пляже.
В третьей — человека с водяным шлангом, который на своей шкуре узнает всю экстраординарную силу Джин Грей (Фамке Янссен).
«Человек-паук»/«Человек-паук-2»/«Человек-паук-3: Враг в отражении»/«Новый Человек-паук»/«Новый Человек-паук: Высокое напряжение»/«Человек-паук: Возвращение домой»
«Сорвиголова»
В первой экранизации «Сорвиголовы» маленький Мэтт Мердок не дает Стэну Ли погибнуть под колесами автомобилей.
«Халк»
В фильме Ли Ана («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Горбатая гора») у Стэна Ли было камео охранника, который разговаривает со своим коллегой в исполнение Лу Ферриньо — это тот самый силач, который играл Халка в семидесятническом сериале.
«Фантастическая четверка»/«Фантастическая четверка: Вторжение серебряного серфера»
Не обошлась без камео Стэна Ли и новая экранизация «Фантастической четверки» (кстати, самая первая недавно увидела свет на ютьюбе). В первой части Стэн появился в образе почтальона Уилли Лампкина, который доставляет письма Риду Ричардсу, он же Мистер Фантастик (Йоан Гриффит).
Во второй — уже в роли самого себя (его не пускают на свадьбу Сью и Рида).
«Железный человек»/«Железный человек-2»/«Железный человек-3»
В первом фильме Тони Старк (Роберт Дауни-мл.) путает Стэна Ли с основателем и владельцем журнала Playboy Хью Хефнером.
Во втором — с телеведущим Ларри Кингом.
В третьем — Тони Старк уже ни с кем не путает Стэна Ли: автор комиксов играет судью на конкурсе красоты.
«Невероятный Халк»
В очередном ребуте «Халка» Стэн Ли исполнил роль дедушки, который выпил напиток, содержащий кровь Брюса Баннера (Эдвард Нортон), и от этого резко взбодрился.
«Тор»/«Тор-2: Царство тьмы»/«Тор-3: Рагнарёк»
В первой части Стэн Ли играет водителя сломавшегося автомобиля, который с помощью цепи пытается сдвинуть с места молот Тора (Крис Хемсворт).
Во второй — пациента психиатрической больницы, в которую упекли друга Тора — доктора Эрика Селвига (Стеллан Скарсгорд).
В третьей — парикмахера Сакаара, который делает Тору короткую стрижку.
«Первый мститель»/«Первый мститель: Другая война»/«Первый мститель: Противостояние»
Сперва Стэн Ли в «Первом мстителе» сыграл военного, который присутствует на церемонии награждения Капитана Америки (Крис Эванс).
Затем — охранника музея, из которого Кэп похищает свое снаряжение.
И наконец курьера, доставившего Тони Старку примирительное письмо от Капитана Америки после того, как эти вдвое вдрызг разругались.
«Мстители»/«Мстители: Эра Альтрона»/«Мстители: Война бесконечности»
В первых «Мстителях» Стэн Ли один из тех пострадавших жителей разрушенного Нью-Йорка, который дает интервью после инопланетного апокалипсиса, устроенного подручными Таноса.
В «Эре Альтрона» автор комиксов играет ветерана вооруженных сил, который перебрал с алкоголем на вечеринке Мстителей.
А в «Войне бесконечности» — водителя школьного автобуса, в котором едет Питер Паркер, когда начинается вторжение Таноса на Землю.
«Стражи Галактики»/«Стражи Галактики. Часть 2»
В «Стражах Галактики» у Стэна Ли было камео ксандарианского бабника.
А во второй части — наблюдателя-астронавта, рассказывающего истории другим наблюдателям — древней расе инопланетян, занятой сбором информации со всех просторов Вселенной и наблюдением за жизнью.
«Человек-муравей»/«Человек-муравей и Оса»
В «Человеке-муравье» у Стэна Ли совсем крошечное камео бармена, который фигурирует в плане друга Скотта Лэнга (Пол Радд) — Луиса (Майкл Пенья).
«Йоганутые»
«Дэдпул»
«Люди Икс: Апокалипсис»
Стэн Ли вместе с женой Джоан наблюдают за взлетающими ввысь ракетами, когда Эн Сабах Нур (Оскар Айзек) хочет устроить на Земле апокалипсис.
«Доктор Стрэндж»
Стэн Ли — пассажир автобуса, в который впечатывается Доктор Стрэндж (Бенедикт Камбербатч) во время схватки с Кецилием (Мадс Миккельсен).
«Черная Пантера»
Стэн Ли — один из игроков казино, в котором Черная Пантера (Чедвик Боузман) устраивает разборку в духе шпионских фильмов про Бонда.
«Веном»
Последнее прижизненное камео Стэна Ли: его герой с собачкой дает наставления Эдди Броку (Том Харди) и его злому альтер эго — Веному.
В Marvel объяснили, почему камео в стиле Стэна Ли больше никогда не будет
Никто не сможет заменить легенду.
Ни один кинокомикс MCU не обходился без участия Стэна Ли, создателя большинства персонажей Marvel, который появлялся в качестве камео в небольших забавных сценах. После смерти Ли в ноябре 2018 года поклонники задались вопросом, найдет ли студия другого человека на роль иконы супергеройской франшизы. Виктория Алонсо, вице-президента по производству Marvel Studios, считает это маловероятным:
«Стэн Ли не подлежит замене. Это человек-легенда, и мы никогда не будем пытаться заменить его. Когда-нибудь придут другие люди, и тогда у вас будет кто-то столь же феноменально творческий, как глава Marvel Studios Кевин Файги, но Стэн Ли останется единственным в своем роде».
Начиная с первого «Железного человека» присутствие писателя в супергеройском фильме считалось гарантом его коммерческого успеха. Некоторые фанаты считают, что провал блокбастера «Фантастическая четверка» 2015 года в прокате был связан именно с тем, что в нем отсутствовало камео Ли.
Таким образом, последним появлением писателя на большом экране навсегда останется сцена из кинокомикса «Мстители: Финал». В ней Стэн, находясь за рулем шикарной машины, советует Тони Старку и Стиву Роджерсу «заниматься любовью, а не войной». Учитывая, что в конце фильма Кэп отправляется в прошлое к своей возлюбленной Пегги Картер, можно решить, что он воспринял эти слова как руководство к действию.
Напомним, в 2020 году «Черная вдова» откроет четвертую фазу кинематографической вселенной Marvel, в которую помимо полнометражных проектов войдут сериалы от Disney+: «Сокол и Зимний солдат», «Локи», «ВандаВижн», «Что если…?» и многие другие.
Стэн Ли
Биография
Миллионы любителей проектов «Марвел» знают биографию Стэна Ли. Созданные им герои фантастической вселенной пережили не один десяток лет, взбираясь на пик востребованности и переживая годы забытья. Сегодня персонажи Стэна Ли – легенды, а фильмы с участием этих супергероев с большим волнением ожидают дети и взрослые.
Детство и юность
Стэн Мартин Ли родился в 1922 году в еврейской семье. Родители Джек и Серия иммигрировали в Соединенные Штаты Америки из Румынии. Их настоящая фамилия – Либер. Отец нашел работу закройщиком, но из-за наступления сложного экономического периода в стране возможность заработка, на который можно было бы прокормить семью, исчезла.
Стэн Ли
Отсутствие минимального бюджета заставило Либеров сменить привычную квартиру на жилище поскромнее. В 1931 году в семье Стэна родился брат, и с деньгами стало совсем сложно. Либеры перебрались в скромную однокомнатную квартиру в Бронксе.
Чтобы хоть как-то помогать родителям, Стэн брался за любую работу: развозил сэндвичи, продавал подписку на газеты, писал небольшие заметки и релизы для туберкулезного центра. Дядя Робби Соломон помог юноше устроиться на простейшую должность в издательство Мартина Гудмана.
Стэн Ли в молодости
Первое время будущий сценарист занимался мелкими поручениями вроде наполнения чернильниц и заточки карандашей. Он вычитывал статьи и разносил обеды сотрудникам конторы. Но большие амбиции не боятся трудностей и невзгод. Вскоре карьера Стэна пошла в гору.
Творчество
Первый комикс Стэна Ли опубликовали в 1941 году. Так мир узнал о Капитане Америке. В это же время сценарист взял псевдоним, который сопровождал его последующие годы. Он сотрудничал с художником Джеком Кирби и не предполагал, какого успеха добьется в «Золотой эре» комиксов.
Талантливый молодой человек оказался слишком яркой личностью для издательства Гудмана, и по мере раскрытия его талантов стали возникать трудности во взаимоотношениях с руководством. Ли покинул свое первое место работы и устроился в «Таймли Комикс».
В 19 лет юноша стал временным редактором издательства. Он демонстрировал успехи в области креатива и в бизнесе, что по достоинству оценило новое начальство. Стэна сделали постоянным редактором, а вскоре предложили ему должность арт-директора. Мальчишкой он и не мечтал о таком успехе.
Стэн Ли и Стив Дитко
В 1942 году Ли вступил в американскую армию и был призван на службу. Он ремонтировал телеграфные коммуникации, а затем трудился в учебной дивизии. На досуге Стэн рисовал карикатурные изображения, работал над сценариями и методичками, придумывал мотивирующие лозунги. По документам он числился драматургом.
За три года в армии молодой человек набрался опыта. Вернувшись к своим творческим обязанностям в гражданской жизни, он реализовался как сценарист. Любимыми жанрами автора стали фэнтези, хоррор и сатира. Он также предпочитал вестерн, приключения и мелодрамы.
Доктор Стрэндж
Поначалу работы Стэна оставались неоцененными. Но в 1961 году «Таймли Комикс» переименовали в «Марвел Комикс», у издательства и его сценариста начался новый карьерный этап. Ли поручили придумать новый комикс с супергероями, которых еще не видела публика. От него ждали эффекта, поражающего воображение. Так появился комикс о Фантастической четверке.
Ли создал персонажей, похожих на обычных людей с привычными проблемами и вопросами. Этим он и подкупил аудиторию. Его отличительной чертой стало продумывание чувств, речи и личностей персонажей
Стэн Ли и Человек-паук
Комикс имел успех и стал первым серьезным результатом Ли на профессиональном поприще. Настоящую славу ему принесло создание Человека-паука. Рассказ о супергерое, которым мог оказаться любой, покорил молодежную аудиторию. Мутировавший тинейджер стал их кумиром. Первое появление героя состоялось в 1963 году в комиксе «Удивительные фантазии». Так Ли стал узнаваемым писателем. Затем он придумал Людей Икс, Доктора Стрэнджа и Халка, закрепив свое имя в истории.
В 80-е издательство «Марвел Комикс» выкупило анимационную студию, креативным директором которой назначили Стэна Ли. Комиксы перевоплотились в мультипликационные сериалы. Ли запустил мультимедийную кампанию и покорил Интернет сетевыми комиксами, создав StanLee.net.
Затем последовало создание кинопроектов. Его карьера развивалась столь бурно, что сценаристу удалось стать президентом и председателем совета директоров «Марвел».
Стэн Ли и Халк
С момента начала экранизаций комиксов Стэн Ли выступил продюсером всех сериалов и кино о героях «Марвел» и стал сниматься в эпизодах фильмов. Сценарист фигурирует в кинолентах «Стражи Галактики», «Человек-муравей», «Железный Человек», «Дэдпул», «Доктор Стрэндж» и других. Стэн появлялся на экране и в сторонних проектах. Например, в фильме «Тусовщики из супермаркета».
Перешагнув рубеж 90-летия, создатель Человека-паука и Железного Кулака продолжал появляться в камео в фильмах кинокомпании «Марвел». Например, в вышедшей в 2018 году «Черной пантере» он сыграл Эверетта Росса.
Стэн Ли в 2018 году
Ли исполнял эпизодические роли и не претендовал на звание профессионального актера, но моменты его появления в кадре с нетерпением ждали поклонники комиксов. Фильмография артиста насчитывает более 75 кинокартин. Впервые сценарист был запечатлен в ленте «Суд невероятного Халка», вышедшей в 1989 году.
Интересный факт: творчеству Стэна Ли и его персоне посвящена серия телепроекта «Теория большого взрыва». Артист появился в 16 серии 3 сезона.
Персональная карточка актера Стэна Ли информирует: его рост составлял 180 сантиметров, а вес – 79 килограммов.
Официальный аккаунт Стэна Ли в сети «Инстаграм» насчитывает более пяти с половиной миллионов подписчиков. Фолловеры и поклонники отмечают сходство на фото юного Стэна Ли с актером Томом Холландом, исполнителем роли Человека-паука.
Молодой Стэн Ли и Том Холланд
Стэн Ли активно участвовал в публичных мероприятиях, часто давал интервью и становился обсуждаемой персоной для журналистов после выхода каждого нового фильма «Марвел».
Личная жизнь
Вопреки стереотипам Стэн Ли – однолюб. В 1947 году состоялась его свадьба с Джоан Букок. Жена была женщиной его жизни. Их союз был очень счастливым. В 1950 году в семье появилась дочь Селия. В 1953 году родился сын Ян. Мальчик скончался спустя три дня после родов.
Стэн и Джоан любили Нью-Йорк и для постоянного места жительства рассматривали только этот город. Они часто переезжали в разные районы, но в 80-х приобрели особняк в Западном Голливуде и осели там.
В 2017 году 93-летняя Джоан Ли скончалась в результате инсульта. Пара прожила вместе почти 70 лет.
Стэн Ли и его жена Джоан
Сценарист и продюсер Стэн Ли являлся большим поклонником литературы. Он с детства любил читать книги, отдавая предпочтение классическим произведениям авторов вроде Шекспира, Диккенса, Твена и Уэллса. Среди фантастики Ли особенно выделял книги Эллисона и Кинга. Возраст сказывался на способностях человека, и в последние годы состояние здоровья Ли не располагало к чтению.
Смерть
В 2010 году физическое состояние прародителя комиксов «Марвел» ухудшилось. Врачи переживали за его самочувствие и рекомендовали госпитализацию. В 2012 мужчине установили кардиостимулятор.
Стэн Ли в фильме «Черная пантера»
12 ноября 2018 года стало известно о смерти Стэна Ли. Он скончался в возрасте 95 лет. По информации масс-медиа, Ли в силу преклонного возраста страдал от проблем со здоровьем в последний год жизни, в частности, от пневмонии. Его не стало в медцентре Седарс-Синай, куда мужчину доставила скорая помощь.
Супергеройский папа: кем был Стэн Ли для мировой культуры
Стэн Ли, автор комиксов Marvel и создатель множества супергероев — от Человека-паука и Людей Икс до Доктора Стрэнджа, скончался 12 ноября в возрасте 95 лет.
Всю жизнь, более 75 лет, он посвятил своим персонажам, не переставая ни на минуту развивать созданные им вселенные, которые изменили мир навсегда и подарили огромному количеству людей новые сказки, новый фольклор.
Забавный старик, которого поклонники супергеройских фильмов радостно встречали в небольших камео, не просто дал жизнь своим фантазиям, но изменил индустрию развлечений.
Стэн был самым популярным после Алана Мура, создателя цикла о Хранителях, автором графических романов, чье имя было на слуху. Может быть, Ли не преследовал цели обрести всемирную славу, но читатель всегда знал, когда и кого стоит отблагодарить.
В прошлом веке, когда поколение, которое теперь отчаянно скорбит и выражает соболезнования, еще даже не подразумевалось, Стэн был штатным автором Marvel и разрабатывал вселенную супергероев, сидя на зарплате. На каждом новом выпуске комикса о Человеке-пауке или о Людях Икс стояло имя Стэна Ли и художника, отвечавшего за иллюстрирование. В какой-то момент Ли стал сопровождать выпуски короткими эссе, обращениями к читателям, значительно повысив свою популярность во времена, когда комиксам грозила разве что мультипликационная экранизация, но никак не крупномасштабные многомиллиардные блокбастеры со спецэффектами и знаменитыми актерами.
Стэн, подобно Стиву Джобсу, придал своему творению форму и смысл, сам при этом став публичной персоной, неотделимой от своей вселенной. Ему удалось подпитывать и растить ее в «графических» 60-х так же интенсивно, как и с наступлением эры IMAX.
Расцвет супергеройского мира, созданного Ли, наступил спустя два десятка лет после появления Бэтмена, Супермена и Чудо-женщины. Герои, придуманные в издательстве DC, были невероятно популярны и, похоже, нуждались в конкуренции. В 1962 году Стэн выпустил на главную сцену подростка с суперспособностями — Человека-паука. Нескладный Питер Паркер, неуверенный в себе «дружелюбный сосед», вдруг подкупил всех тинейджеров, которые до его появления искали себя лишь среди героев-помощников — Робина, Баки или Пэппер Поттс.
Кадр из фильма «Человек-паук»
У Паркера не было наставника, свои подвиги он совершал самостоятельно, руководствуясь системой ценностей, которую для него сформировал Ли. Разумеется, не без помощи других светил индустрии комиксов — Джека Кёрби, Стива Дитко, Джона Ромита, Криса Клермонта. Вместе они сконструировали новый подход к повествованию о супергероях, уделив большое внимание деталям геройского пути и снабдив персонажей недостатками, сомнениями, тревогами, склонностями совершать ошибки.
От игрушек до кинотеатров
Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас не ошибся, однажды сделав ставку не на сборы фильма в прокате, а на сопроводительную продукцию — игрушки, футболки, сувениры и другие памятные вещицы, которыми гордился бы любой гик-коллекционер.
Ту же позицию разделял и Стэн Ли, распространяя славу о своих персонажах по всему свету при помощи сувениров. Этот подход стал решающим в расширении аудитории графических романов — к ней вдруг присоединились студенты, которые раньше не проявляли интереса к комиксам, считая их детским развлечением. Сложные супергерои и маркетинговая кампания показали прекрасные результаты, а Стэн увидел возможности для распространения своих фантазий в другие сферы. К слову, не без помощи Ли фестиваль Comic-Con в Сан-Диего увеличивал свою аудиторию в 1975, 1986, 1995 годах.
Несмотря на то что теперь имя Стэна Ли известно каждому, а фильмы о его супергероях собирают огромную прибыль, удача, которую так ценил Ли, не слишком спешила к нему. Несколько десятилетий он неустанно работал над тем, чтобы перенести супергероев Marvel на телевидение. С 1970-х вплоть до начала 2000-х вселенная Marvel проигрывала в популярности персонажам DC — Чудо-женщине, Супермену и Бэтмену.
Окончательно изменили ситуацию «Люди Икс» с высококлассными визуальными эффектами и мрачной драматической составляющей. Пока эта франшиза все глубже уходила в драму, на экраны вышел «Человек-паук» с Тоби Магуайром. С той поры самочувствие киновселенной Marvel значительно улучшилось и открыло двери для десятка новых героев, чьи имена и титулы сегодня уже нелегко запомнить непосвященному зрителю.
Стэн Ли прошел путь от отца Железного человека и Человека-паука к дедушке современной поп-культуры. Даже тем, кто никогда не читал комиксов в детстве, знакомо его имя. Российская аудитория знает его по ярким камео в супергеройских блокбастерах, которые, благодаря бурной деятельности Ли, стали частью нашей реальности. Без насыщенных красок и мощных штрихов представить ее почти невозможно.
5 комиксов Стэна Ли, заслуживающих вашего внимания
Спасибо, Стэн Ли (1922-2018)
If This Be My Destiny
Именно в этом комиксе Питер Паркер впервые встретил Гарри Озборна и Гвен Стейси — персонажей, которые затем сыграют ключевую роль в жизни супергероя. Сам комикс — отличный пример классической истории про Человека-паука. Здесь и Джей Джона Джеймсон, недовольный фотографиями Паркера, и роман с Бетти Брант, и тяжело больная тетя Мэй — словом, все составляющие классической истории про дружелюбного соседа Человека-паука.
Сюжет о противостоянии с изобретательным злодеем превращается для Человека-паука в борьбу за жизнь, причем не только за свою, но и за жизнь тети Мэй, которая нуждалась в Питере как никогда, пока он оказался погребен под грудой металлического хлама. У Паркера оказалось вещество, способное ее исцелить, но каждая минута промедления может стоить Мэй жизни.
Во многом этот сюжет рассказывает о преодолении себя и своих возможностей, поскольку Человеку-пауку приходится найти в себе силы не просто выжить, но еще и выбраться из ловушки, которая была специально рассчитана, чтобы сдержать его.
Сюжет If This Be My Destiny показывает, насколько сильно Питер готов жертвовать собой ради близких и как дорого может стоить ошибка супергероя. И в преодолении себя Паркер открывает новый предел способностей, о котором не подозревал ранее.
Этот момент впоследствии стал культовым и был интерпретирован в различных историях о Человеке-пауке. Многие художники создавали оммажи на рисунок Дитко, оказывая таким образом уважение сюжету, в котором Питер доказал, почему он на самом деле герой.
Spider-Man No More!
Комикс-ваншот, который призван напомнить читателям, что делает Питера Паркера Человеком-пауком. В начале истории он решает оставить супергеройскую карьеру позади, так как его никто не уважает, а полиция и граждане с подачи Джея Джоны Джеймсона считают его преступником. Паркер выбрасывает свой костюм, и он попадает в редакцию Daily Bugle. Джеймсон делает из этого сенсацию, а Питер начинает жить обычной жизнью.
Спустя какое-то время в городе начинается хаос, и Паркеру приходится вмешаться. Он спасает человека, похожего на Бена Паркера, после чего осознает, что не может больше быть в стороне, пока в городе бушуют беспорядки (а еще тут впервые появляется Кингпин). Решив, что его личные переживания ничто по сравнению с безопасностью граждан, Питер возвращает свой костюм и снова становится Человеком-пауком.
Как никто другой Питер осознает важность выбранного пути. Spider-Man No More лишний раз доказывает, что Паркер стал Человеком-пауком, потому что у него достаточно ответственности, чтобы помогать людям, даже тем, кто не готов принимать его как героя.
В конце концов, Человек-паук стал защитником Нью-Йорка не ради славы и уважения, а ради того, чтобы на улицах стало безопаснее и никто не повторил судьбу Бена Паркера.
Mangog
В лоре Тора в комиксах Marvel множество удивительных врагов бога грома, но среди них всегда выделялся один особенный противник, равных которому нет и никогда не было. Речь, конечно о Мангоге.
Это ожившая совокупность ненависти миллиардов существ, которые пали от рук Одина. В нем сила, магия, жизнь каждого и них — это фактически бессмертное и несокрушимое существо, которое будет существовать до тех пор, пока есть пострадавшие от рук Всеотца.
Дизайн Мангога, его характер и сама идея были придуманы Кирби и Ли, и с годами образ этого ожившего гнева не менялся. Другие авторы, работавшие с персонажем, понимали величие и вклад Стэна и Джека в этот образ, поэтому Мангог в актуальных комиксах выглядит точно так же, как в 1968 году.
Это один из самых ярких примеров удачного нововведения в мифологию Тора, которое не просто гармонично выглядит по отношению к богам Асгарда, но и логично развивает линии Одина, начатые на страницах Journey into the Mystery и Thor.
Silver Surfer: Parable
Серебряный серфер — довольно сложный персонаж, поскольку чтение любых историй с его участием требует знакомства с героем и понимания его статуса во вселенной Marvel. Он прошел долгий путь от герольда Галактуса до космического мессии, и Silver Surfer: Parable — это один из лучших комиксов про Серебряного серфера, потому что он показывает, на что способен Норрин Радд ради Земли и ее жителей, то есть ради другой расы.
Silver Surfer: Parable — это полноценная притча, в которой Стэн Ли и Жан Жиро, он же легендарный художник Мебиус, показывают человеческую природу, ее страх перед неизвестным и готовность пойти на что угодно, чтобы выжить перед лицом неминуемой гибели.
Достигает он этого с помощью Серфера и Галактуса, нарушившего уговор с Норрином Радом и пришедшего на Землю.
В короткой истории Ли и Мебиус смогли показать масштабные перемены в обществе, возникновение и закат нового религиозного течения, а также саму суть человечества с его эгоистичным стремлением выжить любой ценой. И им на это потребовалось всего два выпуска.
Современным комиксистам стоит поучиться у Стэна и Мебиуса, как укладывать масштабный сюжет в короткий формат.
Мебиус так внимательно подходит к деталям, что вы не найдете в толпах на странице комиксах двух одинаковых лиц — поэтому в комиксе хочется подолгу рассматривать каждый кадр. Но главное — это, конечно, изображение самого Серфера и Галактуса. В Silver Surfer: Parable нет других героев, и они здесь совершенно не нужны, это столкновение двух инопланетных разумов, совершенно по-разному воспринимающих вселенную. И судьба Земли и всех ее жителей зависит от того, смогут ли они договориться.
Thor: Tales of Asgard
Этот сборник — переиздания лучших коротких историй о Торе и Асгарде, выходивших в рамках антологии Journey into the Mystery, издававшейся с 1966 по 1998 год. Именно в этом комиксе Стэн Ли впервые представил бога грома Тора (Journey into Mystery #83) и его окружение — героев, впоследствии ставших неотъемлемой частью вселенной Marvel.
Ли удалось грамотно вписать асгардских богов и всевозможных персонажей легенд Старшей и Младшей Эдды в контекст вселенной, полной суперсолдат, супергероев, мутантов, получивших способности из-за гамма-радиации, и прочего.
Очень многие элементы, которые ввел Стэн Ли, впоследствии исследовались и развивались другими авторами, работавшими над образом Тора (некоторые остались неизменны до сих пор!). Концепция девяти миров, Локи, ледяные гиганты, Разрушительница, Амора, Хела, Кронаны, Один, древо Иггдрасиль, Хеймдалль, Троица воинов, Леди Сиф и многие другие. Все эти сегодня знакомые аудитории герои были умело адаптированы в контекст уже существовавшей вселенной. И на этом авторы не остановились, начав придумывать свои мифы и легенды, которых не было в скандинавской мифологии, но которые отлично ложились на уже созданный лор.
Journey into the Mystery — это масштабный эксперимент по адаптации мифологии в комиксы, и, как мне кажется, он получился потрясающим. Чего только стоят удивительные дизайны Асгарда и других миров, придуманные Джеком Кирби.
В интерпретации Ли и Кирби на Земле Тор представал в образе доктора Дональда Блейка. Однажды в пещере он нашел деревянную трость, которая при ударе о землю превращала его в скандинавского бога грома. Спустя годы Marvel откажется от такой подачи образа Тора, но в ранних комиксах было очень много Блейка, и природу его взаимодействия с богом грома тоже многократно исследовали на страницах комиксов.
Это, конечно, далеко не все комиксы Стэна Ли, которые достойны внимания, но те, что оказали на меня наибольшее впечатление. Помимо них, советую ознакомиться с «Фантастической четверкой» и «Доктором Стрэнджем», которых писал Стэн Ли.