чайная в японии торжественный обряд или ритуал 9 букв
Чайная в японии торжественный обряд или ритуал 9 букв
Чай надо пить, чтобы забыть о шуме мира. Т’ен Юихенг
Чайная церемония в Японии: в поисках идеала
Как складывалась и развивалась чайная церемония в Японии
гармония;
почтительность;
чистота;
покой.
Порядок и символика чайной церемонии в Японии
Где проводится чайная церемония
Выделяют три важных места:
чайный домик;
чайный сад;
каменная дорожка.
При помощи чайной церемонии в Японии стремились достигнуть внутренней гармонии. Подготовка к чаепитию начиналась ещё до вхождения в домик.
Дорожка к чайному домику ( родзи)
Чайный сад ( тянива)
Чайный домик ( тясицу)
Для полного погружения в гармонию японцам необходима тень и полумрак. Поэтому все обустройство интерьера целиком направлено на создание подходящей атмосферы и достижение внутренней гармонии.
Какая посуда понадобится для проведения чайной церемонии в Японии
Для проведения церемонии понадобится:
Как проводится чайная церемония в Японии
Здесь принято приглашать на чаепитие заранее. Приглашение обязательно официальное. Каждый участник за несколько дней до ритуала должен обязательно отправить организатору чаепития свою благодарность.
Сам процесс делится на два ритуальных этапа.
Первый этап чайной церемонии в Японии
Подготовка к приготовлению чая
Что обычно учитывают при заварке:
Второй этап чайной церемонии в Японии
Традиционная японская чайная церемония: Как она появилась и в чём её скрытый смысл
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История ритуала
Как и другие традиционные японские практики, чайная церемония пришла на острова Страны восходящего солнца из Китая. Сам напиток был знаком японцам уже с VII века; считается, что его привезли буддийские монахи. К XII веку чай был знаком уже всем сословиям японского общества, его пили и в крестьянской хижине, и при дворе сёгуна. Но если поначалу за чаем собирались, чтобы подкрепиться и побеседовать, то с XIII века монахи придали процессу употребления чая характер ритуала. Первые правила церемонии были разработаны мастером Даё.
Постепенно развиваясь и меняясь, ритуал совместного чаепития распространялся и за стены буддийских монастырей, с XV века его правилам уже обучали и мирян. Церемония пришлась по душе и самураям, перед важными сражениями за распитием чая освобождали мысли и сердце от лишнего груза, от страха смерти.
В 1591 году Сэн-но Рикю по приказу правителя Тоётами Хидэёси совершил харакири. Причины неизвестны – высказываются лишь предположения, что Хидэёси не принимал того принципа простоты, на котором основывал свое учение Рикю, и считал его влияние чрезмерным. По старинному обычаю, ритуальному самоубийству мастера предшествовала чайная церемония.
Школа Рикю продолжила существование, его потомки и последователи развивали чайные традиции, опираясь на созданное мастером. Именно Рикю определил этикет церемонии, а еще – требования к используемой в церемонии утвари. Кроме того, благодаря мастеру, помимо чайного домика, где проходило чаепитие, стали создавать примыкающие к нему садик и дорожку. Сам же домик строился чрезвычайно простым, наподобие крестьянской хижины – ничего лишнего, полное соответствие принципам дзен-буддизма. Чай готовили и пили из керамической посуды, простой и без излишеств.
Главным назначением ритуала было обретение всеми гостями спокойствия, освобождение от повседневных забот, обращение к красоте и истине. Спустя четыреста лет смысл чайной церемонии остается тем же.
Не просто чаепитие, а медитация
Японская чайная церемония основана на четырех принципах: сэй – чистота, кэй – уважение, ва – гармония и дзяку – спокойствие. Само чаепитие представляет собой строго определенную последовательность действий участников, где нет места импровизации или отступлению от правил соответствующей школы.
Благодаря тому, что все гости чайного домика неукоснительно подчиняются порядку, участвуя в общем ритуале, возникает особое настроение, сходное с медитативными практиками, позволяющее отстраниться от своего привычного «я». Мастера создают во время церемонии такую атмосферу, которая приводит к умиротворению, гармонии с миром и природой – это состояние достигается через последовательное исполнение множества ритуалов.
Обстановка комнаты, где проходит чаепитие – она единственная в чайном домике – отличаются скромностью: ничто не должно отвлекать участников от медитации. В качестве украшений в комнате находятся только букет цветов, на стене – свиток с философским изречением, выбранным хозяином для предстоящей церемонии, а также – картина или каллиграфическая надпись.
Как проходит чайная церемония
Хозяин и гости сидят на татами на коленях. Очаг, в котором готовится чай, находится посередине комнаты. В начале церемонии подают кайсэки – легкую, простую еду, которая нужна лишь для того, чтобы гости не чувствовали дискомфорт от чувства голода. Она подается, пока нагревается вода в котле или чайнике.
Непосредственно перед тем, как разливать чай, хозяин передает гостям омогаси – сладости. Их назначение состоит в том, чтобы подготовиться к горечи чая, для достижения гармонии вкуса. Во время чайной церемонии используют только зеленый порошковый чай маття.
В том, как мастер готовит чай, нет места небрежности, буквально каждый жест регламентирован и наполнен своей философией. Ручку ковша, которым наливают чай в чашку, направляют к сердцу, саму чашку держат правой рукой, платок, которым снимают крышку чайника, складывают определенным образом. Процесс приготовления чая проходит в полном молчании, гости слышат лишь звуки, которые исходят при соприкосновении утвари, кипении воды – последнее носит поэтическое название «ветра в соснах».
После того, как каждый гость получил от хозяина чашку с чаем, начинается беседа.
Искусство, обсуждение фразы из свитка в нише, чтение стихов – вот то, о чем идет речь во время церемонии. Из обязательных вопросов, которые должны задать хозяину гости – тот, что касается утвари: когда и кем она была создана. По традиции посуда керамическая, безукоризненно чистая, но со следами длительного использования. И каждому предмету, разумеется, отведена своя роль.
Несмотря на главную цель – уйти от суеты внешнего мира, во время чайной церемонии все же учитывается время года, летом, в жару, чай подают в широкой чаше, где напиток быстро охлаждается, зимой – в высокой и узкой, она долго хранит тепло.
Цветы, которые украшают нишу токонома, к концу церемонии должны слегка раскрыться, что напоминает участникам чаепития о времени, проведенном вместе. По окончании чаепития хозяин первым покидает домик, но ритуал не заканчивается после ухода последнего гостя. Оставшись в одиночестве, мастер убирает утварь и цветы, протирает татами: следы церемонии, что недавно происходила в чайном домике, должны остаться только в сознании.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История развития чайной церемонии в Японии
История развития чайной церемонии в Японии
Что стоит за японской чайной церемонией? Канонизированный ритуал, медитативная практика Дзэн или просто процесс приготовления чая? Об этом вы можете узнать из статьи, но по-настоящему понять и найти ответ на вопрос «что такое японская чайная церемония» можно только оказавшись внутри настоящего чайного действа.
Гравюра Toyohara Chikanobu. Japanese tea ceremony.
Японская чайное действо или Chado (Тядо, Путь Чая) – сложное комплексное явление, вобравшее в себя религиозные, национальные и культурно-бытовые традиции Страны Восходящего Солнца. И ни в одной стране мира чайный ритуал не достиг такой ценности и совершенства как в Японии.
Вот что пишет философ Окакура Какудзо в своей книге о чае (The Book of Tea, 1906), первой книге на английском языке, открывающей европейцу завесу тайны чайного действа:
«ЧАЙ – КУЛЬТ ИСКУССТВА ЖИЗНИ. ЭТОТ НАПИТОК ПРЕВРАТИЛСЯ В ПРЕДМЕТ ПОКЛОНЕНИЯ ЧИСТОТЕ И ИЗЫСКАННОСТИ, СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ, КОГДА ХОЗЯИН И ГОСТЬ ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ ВОЛИ ДОСТИГАЮТ ВЕРШИНЫ ЗЕМНОГО БЛАЖЕНСТВА.»
Истоки возникновения тядо имеют историю более 1000 лет и связаны с распространением в Японии Дзэн (Чань) буддизма, ведь именно японские монахи, проходившие духовное обучение в Китае, привезли семена растения Camellia sinensis вида Assamica и положили начало чайного производства в Японии.
Растение и цветы чайного куста Сamella Sinensis.
По возвращении в Японию Кукай и Сайтё основали школы буддизма Сингон и Тэндай соответственно. Считается, что они оба привезли первые семена чая в Японию во время этой поездки.
Сам чай тогда был плиточный, чайный лист прессовался в форме небольших лепешек Дан ча. Метод приготовления и заваривания такого чая подробно описан в Чайном Каноне «Ча-Цзин» китайского мастера, поэта и каллиграфа Лу Юя (陆羽 733—804).
„Прессованный чай прожаривают над открытым пламенем, пока он не приобретает мягкость детской ладошки, и измельчают в порошок между листами тонкой бумаги. Соль добавляется при первом закипании, а чайный лист – при втором. При третьем закипании в котел доливают полный ковш холодной воды, чтобы осадить чайный лист и восстановить «свежесть кипятка». Потом получившийся напиток разливают по чашкам и пьют. О, напиток богов! Его тонкие листки свисают, как перистые облака в ясном небе, или плавают наподобие водяных лилий в изумрудных протоках. “ Густой чайный бульон с серо-белой пенкой разливался бамбуковым черпаком по чашам и преподносился каждому гостю.
Чайный ритуал в Японии в течение последующих двухста лет был исключительной прерогативой буддийских монастырей и императорского двора.
«Во времена правления династии Сун (960 – 1280) в моду вошел взбитый чай, и, соответственно, наступила очередь второй школы чайной церемонии. Чайные листья измельчали в тонкий порошок с помощью миниатюрной каменной мельницы, и этот порошок взбивали в кипятке изысканно изготовленным бамбуковым венчиком. Внедренный новый способ потребовал некоторой замены чайной утвари времен Лу Юя, а также другого сорта чайных листов. О добавлении соли в чайный напиток забыли навсегда» пишет Окакура Какудзо.
Способ приготовления порошкового зеленого чая с помощью венчика.
Именно второй метод приготовления, распространенный во время китайской эпохи Сун, был ввезен в Японию вместе с семенами чайного дерева монахом Эйсаем, выходцем из упомянутого ранее монастыря Энрякудзи, и произошло это в 1197 г, по его возвращению из путешествия в Китай.
На свитке изображены буддийские монахи в процессе приготовления порошкового чая маття в чашах тэммоку.
Монах Эйсай распространял знания об учении Дзэн школы Тэндай, повсеместно открывая новые храмы, среди которых Сенко-дзи (千光寺) и Фуку-эко-дзи (福慧光寺) на острове Кюсю, в храме Хоон-дзи (яп. 報恩寺) в провинции Тикудзэн.
Вот ценные наблюдения автора, поистине являющиеся актуальными и в наши дни:
«Сердце – господин «пяти вместилищ». Вкус чая – голова всех вкусов, так как сердце любит именно этот вкус. Посредством этого вкуса создается опора сердцу и должное состояние всех вместилищ.
Если тело слабое, а мысли угасают, следует знать, что нарушена работа сердца. Усердно пейте чай и сила ЦИ увеличится.»
Чай маття, приготовленный в традиции школы Урасэнке.
В Средние века самураи стояли на вершине социальной иерархии, взяв на себя политический контроль над Японией. Они также сыграли важную роль в японской чайной культуре и внесли большой вклад в ее развитие. Эйсай доставил чай и книгу о его пользе для здоровья, написанную им самим в качестве подарка сегуну Минамото из Камакура, правителю бакуфу, который увлекался употреблением сакэ. Чай доказал свое благотворное действие, когда Сегун страдал от похмелья. Этот чудотворный эффект чая, который ощутил на себе самый могущественный человек Японии на тот момент, привел к популярности чая среди самурайского сословия.
Портрет Минамото но Еритомо
В 1200 году при поддержке вдовы Минамото но Ёритомо, Ходзё Масако, Эйсай основал в Камакура храм Дзюфуку-дзи (яп. 寿福寺) в память о Ёритомо. Влияние Дзэн начало распространяться и на столицу — в 1202 г. при поддержке второго сёгуна, Минамото Ёрииэ, Эйсай основал в Киото монастырь Kenninji Kyoto. Вместе с этим при каждом храме были посажены чайные сады, в том числе и в Камакуре, где его учения и чайные церемонии были приняты и поддержаны высшим самурайским сословием.
Мёан (Кая) Эйсай (明菴栄西, 1141-1215), храм Кенниндзи Киото.
В 13-15 веках в период междоусобных конфликтов чайная культура распространяется среди военных сословий и феодалов, что привело к появлению чайных турниров и состязаний тотя. Они проводились в особых павильонах в двухэтажных чайных домах с внутренними садами, выстроенными на китайский манер. Гости сытно ели, выходили в сад и поднимались на второй этаж для чайной церемонии.
Чайный Зал, сёин, был украшен декоративными ширмами, свитками, здесь воскуривались благовония, в вазе ставилась роскошная композиция с цветами, соответствующими сезону и понятию карэй (цветущая красота), а сами собрания превратились в настоящие пышные празднества.
Сёин в замке Кумамото.
Чайные состязания тотя носили развлекательный характер. В процессе соревнований участники должны были попробовать до 10 видов чая, определить местность произрастания чая, какая вода была использована для приготовления, далее проводили игры, слагали и читали стихи, устраивали театральные выступления. В период чайных состязаний в большом почете была китайская утварь карамоно, именная утварь мэйбуцу (мэй-имя), появилась традиция любования чашами и чайными ложечками тясяку. Цена на такую утварь достигала немыслимых размеров, а владение раритетными чашами повышало авторитет владельца.
“ЧАЙ И ДЗЭН ОДНОГО ВКУСА”
Переломным периодом в становлении чайной церемонии является 15 век. Параллельно с возвращением к духовным основам дзэнских учений, в обществе происходит поиск идеи национального самосознания.
В поэзии появляется новый жанр – хокку, сформированный Мацуо Басё и его учениками. Искусство передать ощущение, состояние, чувство с помощью трёх строк и минимального количества слов – это символ всего 16 века, в дальнейшем и станет эталоном японской поэзии.
Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя.
Именно в поэзии формируются эстетические категории красоты, нашедшие отражение во всех культурных явлениях в последующем.
Это югэн – скрытое и тайное.
Ёэн – неуловимая красота.
Хиэ – застывшее, усохшее.
Мудзё – непостоянство всего сущего.
Ваби – скудность и простота бытия.
Саби – следы времени, патина вещей.
Сибуй – вязкое, шершавое,приглушенное.
Все эти эстетические категории формировали мышление японцев и во многом определили направленность национальной художественной культуры. Но на формирование чайной церемонии оказали особое влияние такие понятия, как ваби и саби, изначально возникшие именно в поэзии.
Среди известных чайных мастеров того времени – монах Мурато Мокити (Сюко), он впервые в истории чайной церемонии стал использовать для чаепитий отдельную небольшую комнату в 4,5 татами, предназначавшуюся для чтения сутр, японскую чайную утварь вамоно. В нише токонома висел свиток с изречением бокусэки. Стояла подставка дайсу с небольшим количеством утвари. Весь интерьер комнаты был очень скромный, это касалось цветов и благовоний.
,,Луна, которая не проглядывает сквозь облака, также неприятна“, – утверждал мастер Мурато Сюко.
Чай маття в традиции школы Омотэсэнке
Виталий Романов держит глазированную чашу Сино.
Мурата Сюко сформулировал четыре основополагающих принципа чайной церемонии. Именно они стали определяющими в духовной основе чаепития Wabi cha ВАБИТЯ:
Чистота
Почтение
Покой
Гармония
Сэй — чистота тела и духа. Перед началом церемонии мастер очищает сад и чайное пространство. Гости проходят ритуальное омовение в саду над каменным чаном с водой. Во время самой церемонии мастер дополнительно перед гостями символично протирает утварь. Сам процесс уборки и очищения является своеобразной дзен-практикой.
Кэй — почтение. Почтение выражают хозяин и гости друг другу, выполняя поклон и извиняясь, с почтением берут и отворачивают лицо чайной чаши, с почтением рассматривают на татами чайную утварь.
Дзяку — покой, который можно сравнить с просветлением. Чайная церемония — это медитация в движении. Камерное пространство чайного дома и сада воплощает модель идеальной Вселенной, где время течёт иначе, и нет ничего лишнего.
Ва — гармония. Она – смысл всего действа. Достижению гармонии способствует простой и скромный интерьер чайного домика: татами на полу, чайный очаг, отсутствие мебели и отвлекающих деталей, специальная ниша токонома в стене. В ней расположены свиток с дзэнским изречением, благовония, сезонная композиция из цветов тябана. Учитывается сезон проведения церемонии: чтобы летом чай быстрее остывал, он подается в широкой чаше, а зимой наоборот, в высокой чаше, которая дольше сохраняет тепло. Сезонность также создает гармонию между свитком, чайной посудой, выбором цветов в тябана и выбором благовоний, а также цветом и рисунками на кимоно.
Настоящим реформатором чайного действа стал последователь и ученик Мурата Сюко, знаменитый чайный мастер (тядзин) Сэн-но Рикю (1522-1591), деятельность которого выпала на время правления Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Ода Нобунага помимо активной политической деятельности по объединению Японии, был знатоком и страстным коллекционером раритетной китайской и корейской чайной утвари мэйбуцу и в качестве военных наград преподносил своим подчинённым вещи из собственной коллекции, что указывало на их беспрецедентную ценность.
*тяире – керамический контейнер для чая, используется с густым чаем койтя, и является самым дорогим из всех инструментов для чайной церемонии. В период воюющих государств говорили, что если бы вы получили всю “Большую тройку Чайниц (Нарасина, Нитта, Хацухана)”, это было бы то же самое, как если бы вы получили всю Японию. Нарасиба был единственным, который даже Ода Нобунага не смог заполучить.
История возникновения церемонии чаепития в Японии
В Японию чай попал из Поднебесной, а завезли его на японские острова буддийские монахи. Случилось это в IX веке. Вместе с чаем из Китая пришло и искусство чаепития, которое со временем претерпело значительные изменения, главным образом по духу. Долгое время пить чай имели возможность лишь привилегированные особы, и только в XII веке этот напиток стал общедоступным и приобрел неслыханную популярность. К тому времени в Японии уже успели сложиться основные правила чаепития, которое и по сей день принято называть не иначе как японская церемония чаепития.
Чем чаепитие в Японии отличается от китайского
Чайная церемония в Китае
В основе китайской церемонии чаепития лежало конфуцианство, а это подразумевало, что процесс должен нести радость, счастье и оптимизм. Исповедующие же буддизм японцы, характерными чертами которого являются аскетизм, умиротворение и некая отрешенность, относились к чаепитию как к действу, дарящему освобождение духа от всего, что его удручает. У китайцев чаепитие ассоциировалось с приятным времяпрепровождением, общением и возможностью решить какие бы то ни было вопросы в неформальной обстановке. Для японцев же чаепитие являлось средством самопознания. Японские монахи считали, что чай помогает человеку услышать себя.
Чайная церемония в Японии
Чайная церемония в Японии, называемая «тяною», является наиболее самобытным и уникальным из всех искусств. Тяною занимает особое место в общественной и духовной жизни японцев вот уже на протяжении нескольких столетий. Японское чаепитие являет собою строго расписанный по ролям ритуал, каждому участнику которого отводится своя определенная роль. Главным действующим лицом японского чаепития является мастер чая – человек, который заваривает и разливает напиток по чашкам. Остальные участники обязательно должны присутствовать на церемонии от самого ее начала и до окончания чаепития. Что же касается ролей им отведенных, то каждый участник чаепития должен сидеть в определенной позе, с определенным выражением лица. Отличаются также движения и манера речи.
История японской чайной церемонии
Особое отношение японцев к чаю начало формироваться в ХIV веке, когда страной управляла династия Асикага. Люди, которые занимались приготовлением чая, были очень уважаемы, так же как мастера каллиграфии, поэты и актеры театра кабуки. Во время встреч японских художников и философов чайная церемония с мудрыми речами, чтением стихов и просмотром произведений искусства была обязательным мероприятием. Для каждого случая тщательнейшим образом подбирались цветы и специальная посуда, в которой заваривали напиток. Появившись в среде людей искусства, традиция чайной церемонии постепенно проникала и в другие слои общества. К XVII веку она стала популярной среди японской аристократии, самураев.
Искусство чайной церемонии «тяною» стало способом отдыха от забот и дел. В классическом виде ее стали проводить в «тясицу» — специальных чайных домиках, которые начали строить в конце XV века. Тясицу представляли собой нечто похожее на маленькие хижины восточных мудрецов и отличались скромным оформлением как изнутри, так и снаружи.
Начиная с XVI в. стали появляться самые разные правила чайной церемонии, которые до сих пор имеют силу. Эти правила касались кипячения воды, заваривания чая, разлива напитка, составления цветочных букетов и способствовали созданию естественной обстановки без искусственности.
Японцы уже несколько столетий предпочитают пить чай в специальных комнатах, расположенных по соседству с небольшим садом. В подобной обстановке за чаепитием можно расслабиться и наслаждаться как самим напитком, так и приятным общением. Во время церемонии гости, при желании, могут переместиться в сад, находящийся за окнами комнаты. Чаепитие может продолжаться более четырех часов.
Что представляет собой церемония чаепития в Японии
Разумеется, сразу все правила с мельчайшими нюансами освоить невозможно, ведь их много и создавались они веками. Эти правила подразумевают не только умение правильно заваривать чай и подбирать подходящую посуду. Японское чаепитие — это особый абстрактный танец, исполняемый во время приготовления чая. Но самое главное — это особое состояние всех тех, кто участвует в церемонии. Перед тем, как поднести к губам чашку, следует сделать свои мысли благороднее, а во время чаепития «вознестись» над суетой. В Японии есть выражение «человек без чая внутри». Так говорят о людях, которые слишком бурно реагируют на агрессивность мира, суету и шум.
Зеленый чай не заваривают кипятком, поскольку это убивает его вкус. Для заварки используют горячую воду. Листья зеленого чая перед заваркой растирают до состояния пудры. Полученную заварку маленькими порциями кладут в чайник формы эллипса и каждую порцию заливают небольшим количеством горячей воды. После этого чай взбалтывают до кремообразного состояния палочкой из бамбука. Чередуя чай и воду, заполняют весь чайник. Затем напиток разливают по пиалам, которые предварительно омывают кипятком.
Еще один способ приготовления чая по-японски: берут щепотку чайного порошка и взбивают её кисточкой прямо в пиале с водой, затем протягивают её участнику чаепития.
Чайная церемония сегодня
В наше время в Японии существует масса чайных школ. В них некоторые правила трактуются по-разному, но есть четыре общих правила проведения чайной церемонии — гармония, почтительность, чистота и спокойствие. Чайная церемония прививает опрятность, естественность и простоту, но самое главное — она является основным средством культивирования национальных чувств. Заслуга чайной церемонии в том, что она приучает людей к строгому порядку и обязательному следованию правилам, принятым в обществе.
Сейчас японское чаепитие — искусство, которым чаще всего занимаются женщины. Сама церемония может проходить не только в чайных павильонах, но и в обычной комнате жилого дома.
На протяжении веков чайная церемония помогает японцам отдохнуть от ежедневных забот, забыть на время о проблемах, получить настоящий отдых. Как и раньше во время чайной церемонии беседуют о литературе и искусстве. Конечно, современный образ жизни диктует свои условия, и занятые японцы не могут ежедневно проводить этот ритуал, как их предки. Но все же готовить ароматный и полезный зеленый чай японцы не разучились, и может быть именно в этом заключается секрет их долголетия.