устройство ходовых дорожек на кровле
Проходы по кровле и нормативная их ширина
СП 1.13130.2009
4.3.5. При устройстве прохода к лестничным клеткам или наружным лестницам через плоские кровли (в том числе и неэксплуатируемые) или наружные открытые галереи несущие конструкции покрытий и галерей следует проектировать с пределом огнестойкости не менее R(EI) 30 и классом пожарной опасности К0. Проходы должны быть предусмотрены по участкам, выполненным из негорючих материалов. Ширина проходов должна быть увеличена вдвое по отношению к нормативной. (п. 4.3.5 введен изменением № 1, утвержденным приказом МЧС России от 09.12.2010. № 639)
Ну здесь я бы сказал, что речь идет о об эксплуатируемой кровле или если на кровле есть помещение с постоянными рабочими местами
Похожая ситуация. Эксплуатируемая кровля отеля. По дорожке передвигаются несколько раз на дню сотрудники. Возят грузовую тележку. В проекте заложена ширина 160см и негорючие материалы. Есть желание добавить с обоих краев по 20 см соснового бруса (из сугубо дизайнерских соображений). Брус пропитаем огнеупорным раствором, но потом он будет в морилке.
Вызовет ли интерес брус при приемке? Инвестор настаивает на монтаже деревянных элементов после сдачи, чтобы так сказать, не гневить зазря.
Похожая ситуация. Эксплуатируемая кровля отеля. По дорожке передвигаются несколько раз на дню сотрудники. Возят грузовую тележку. В проекте заложена ширина 160см и негорючие материалы. Есть желание добавить с обоих краев по 20 см соснового бруса (из сугубо дизайнерских соображений). Брус пропитаем огнеупорным раствором, но потом он будет в морилке.
Вызовет ли интерес брус при приемке? Инвестор настаивает на монтаже деревянных элементов после сдачи, чтобы так сказать, не гневить зазря.
Дорожки для прохода по кровле
Для устройства эксплуатационных пешеходных дорожек на кровлях выполняются дорожки для прохода.
Такие дорожки должны быть:
Тип и конструкция дорожки подбираются, исходя из материала водоизоляционного ковра.
Поверхность ходовых дорожек должна быть безопасная для передвижения обслуживающего персонала и не сколькая.
Следует учитывать, что дорожки должны иметь высокую стойкость к воздействию ультрафиолета и к истиранию. Срок службы ходовых дорожек должен быть не ниже срока службы водоизоляционного ковра.
Как правило, при использовании битумно-полимерных рулонных материалов дорожки выполняются из дополнительного слоя с подкладкой из жесткого и влагостойкого материала, обернутого в термоскрепленный геотекстиль.
В случае применения полимерных рулонных материалов также выполняются из дополнительного слоя с подкладкой из жесткого и влагостойкого материала, обернутого в термоскрепленный геотекстиль, или специальные полимерные дорожки, которые выполняются из отдельных элементов. Данные элементы следует подбирать, учитывая совместимость полимеров применяемых материалов.
Пешеходные дорожки не должны препятствовать стоку воды по скату крыши. Для этого предусматривают разрывы между элементами дорожек. Готовые элементы для полимерных кровель, как правило, уже содержат специальные дренажные канавки, позволяющие эффективно отводить воду. В таком случае делать разрывы в дорожке не требуется.
Пример выполнения ходовой дорожки на кровле
Пешеходная дорожка LOGICROOF WalkWay Puzzle
Пешеходная дорожка LOGICROOF WalkWay Puzzle
Описание продукции:
Экструзионная пешеходная дорожка LOGICROOF Walkway Puzzle производится из высококачественного ПВХ, имеет специальную антискользящую насечку на лицевой стороне и каналы для отвода воды с обратно стороны дорожки. Стабилизирована против воздействия УФ, обеспечивает эффективное распределение пешеходных нагрузок на полимерную кровлю без использования дополнительных жёстких слоёв, отлично сваривается с ПВХ мембранами.
Область применения:
Экструзионная пешеходная дорожка LOGICROOF Walkway Puzzle применяется для устройства пешеходных дорожек на кровлях, выполненных из ПВХ мембраны.
Производство работ:
Согласно «Руководству по проектированию и устройству кровель из полимерных мембран» и «Инструкции по монтажу однослойной кровли из полимерной мембраны» Корпорации ТехноНИКОЛЬ.
Хранение:
Хранить в сухом, защищенном от света и влаги месте. Гарантийный срок хранения – 18 месяцев.
Транспортировка:
LOGICROOF Walkway Puzzle транспортируют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с Правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида.
Сведения об упаковке:
Упаковывается по 50 штук на деревянную паллету 800*1200 мм следующим образом: в 2 ряда по 25 штук, перетягивается стрейч-плёнкой, верхний ряд укрепляется деревянной «рамкой», которая стягивается с паллетой двумя пропиленовыми лентами.
Любая ли ходовая дорожка (особенно на неэксплуатируемой кровле) по СП 17 — это автоматически становится проходом по СП 1, со всеми вытекающими?
В соответствии с п.5.19 СП 17.13330.2011 «Кровли» «на кровлях, где требуется обслуживание размещенного на них оборудования (крышные вентиляторы и т.п.), должны быть предусмотрены ходовые дорожки и площадки вокруг оборудования из материалов по 5.18. На кровлях, где требуется только ее обслуживание, допускается применение ходовых дорожек из дерева, резиновых плиток или полимерных рулонных материалов…» (но уже есть СП 17.13330.2017, в котором этих пунктов нет вообще, чем руководствоваться…).
А в СП 1.13130.2009 есть новый пункт 4.3.5 (введен изменением N 1, утвержденным приказом МЧС России от 09.12.2010. N 639), в котором говорится, что «…при устройстве прохода к лестничным клеткам или наружным лестницам через плоские кровли (в том числе и неэксплуатируемые) или наружные открытые галереи несущие конструкции покрытий и галерей следует проектировать с пределом огнестойкости не менее R(EI) 30 и классом пожарной опасности К0. Проходы должны быть предусмотрены по участкам, выполненным из негорючих материалов. Ширина проходов должна быть увеличена вдвое по отношению к нормативной».
Вопрос: означает ли, что любая ходовая дорожка (особенно на неэксплуатируемой кровле) по СП 17 — это автоматически становится проходом по СП 1, со всеми вытекающими?
Или проходы по СП 1 — это эвакуационные пути по N 123-ФЗ?
В настоящий момент при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, монтаже объектов защиты (зданий, сооружений, инженерных систем, систем противопожарной защиты) применяются:
— Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 29.07.2017);
— нормативные документы, включенные в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, утвержденный приказом Росстандарта от 16.04.2014 N 474 (ред. от 25.02.2016);
— Федеральный закон от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ред. от 02.07.2013);
— нормативные документы, включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016);
— нормативные документы, включенные в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365 (ред. от 24.08.2017)).
В настоящий момент к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
— СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (в редакции от 09.12.2010) (свод правил в целом);
— СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (ред. от 23.10.2013) (свод правил в целом).
К нормативным документам обязательного применения в области безопасности зданий и сооружений в настоящий момент относится:
— СП 17.13330.2011 «СНиП II-26-76 «Кровли», а именно разделы 1, 4 (пункты 4.1-4.3, 4.5, 4.6, 4.8, 4.10- 4.13, 4.15), 5 (за исключением пунктов 5.19, 5.30), 6-8, 9 (пункты 9.3, 9.5-9.7, 9.9-9.14).
К нормативным документам добровольного применения в области безопасности зданий и сооружений в настоящий момент относится:
— СП 17.13330.2011 «СНиП II-26-76 «Кровли» (включен в п.159 Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365 (ред. от 24.08.2017)).
СП 17.13330.2017 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76» в настоящий момент не включен в вышеуказанные перечни.
Соответственно, в настоящий момент п.5.18 СП 17.13330.2011 подлежит обязательному применению. Пункт 5.19 СП 17.13330.2011 и СП 17.13330.2017 в настоящий момент могут применяться на добровольной основе, но только в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным документам обязательного применения в области безопасности зданий и сооружений и нормативным документам по пожарной безопасности.
Эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону (п.48 ст.2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).
Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (п. 49 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «г» п.2 ч.3 ст.89 Федерального закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ к эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут из помещений любого этажа, кроме первого, на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа.
В соответствии с п.3 ч.14 ст.89 Федерального закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции.
Кровля эксплуатируемая: специально оборудованная защитным слоем (рабочим настилом) кровля, рассчитанная на пребывание на ней людей, размещения оборудования, транспорта и т.п. (приложение «Б» СП 17.13330.2011).
В соответствии с п.5.18 СП 17.13330.2011 (пункт обязательного применения) защитный слой эксплуатируемых кровель (тип К-3, приложение Г) должен быть плитным или монолитным из негорючих материалов НГ с маркой по морозостойкости не менее 100, толщиной не менее 30 мм и прочностью, определяемой расчетом на нагрузки в соответствии с СП 20.13330, а при травяном покрове — почвенным. В монолитном защитном слое эксплуатируемых кровель должны быть предусмотрены не более чем через 1,5м во взаимно-перпендикулярных направлениях температурно-усадочные швы шириной до 10 мм, заполняемые герметизирующими мастиками.
В соответствии с п.4.3.5 подраздела 4.3 «Эвакуационные пути» СП 1.13130.2009 при устройстве прохода к лестничным клеткам или наружным лестницам через плоские кровли (в том числе и неэксплуатируемые) или наружные открытые галереи несущие конструкции покрытий и галерей следует проектировать с пределом огнестойкости не менее R(EI) 30 и классом пожарной опасности К0. Проходы должны быть предусмотрены по участкам, выполненным из негорючих материалов. Ширина проходов должна быть увеличена вдвое по отношению к нормативной.
В соответствии с п.5.4.15 СП 2.13130.2012 при устройстве эвакуационных выходов на эксплуатируемую кровлю или специально оборудованный участок кровли конструкции покрытий следует проектировать:
с пределом огнестойкости не менее R 15 / RE 15 для эвакуации из помещений без постоянных рабочих мест;
не менее R 30 / RE 30 при числе эвакуирующихся по кровле до 5 чел;
не менее REI 30, класса К0 при числе эвакуирующихся по кровле до 15 чел;
не менее REI 45, класса К0 при числе эвакуирующихся по кровле более 15 чел.
При использовании покрытия в качестве безопасной зоны (пожаробезопасной зоны) конструкции покрытий следует проектировать класса пожарной опасности К0 с пределом огнестойкости не менее REI 45.
При этом участок кровли, предназначенный для размещения людей, должен быть выполнен из негорючих материалов.
Соответственно, исходя из анализа вышеуказанных требований, возможно, сделать вывод о том, что требования п.4.3.5 СП 1.13130.2009 и п.5.4.15 СП 2.13130.2012 применяются в тех случаях, когда по плоским кровлям зданий (сооружений) проходят пути эвакуации к лестничным клеткам или наружным лестницам 3-го типа из помещений, расположенных непосредственно на кровлях (к примеру вентиляционные помещения, крышные котельные), либо расположенных на уровне плоских кровель.
Требования п.4.3.5 СП 1.13130.2009 и п.5.4.15 СП 2.13130.2012 применяются также в тех случаях, когда на плоских кровлях зданий (сооружений) предусматривается пребывание людей для различных целей (обслуживание оборудования, установленного на кровлях; отдых (террасы, зоны отдыха) и т.п.).
К участкам плоских кровель, по которым проходят пути эвакуации, также применяются требования, установленные п. 5.18 СП 17.13330.2011.
Также, возможно, сделать вывод о том, что если кровля выполняется неэксплуатируемой и через данную неэксплуатируемую кровлю транзитом не проходят пути эвакуации с эксплуатируемых кровель и
(или) помещений, то в этом случае, возможно, не применять требования, установленные п.4.3.5 СП 1.13130.2009, п.5.4.15 СП 2.13130.2012, п. 5.18 СП 17.13330.2011.
Белянин В.А.,
эксперт в области пожарной безопасности
Линия профессиональной поддержки пользователей
систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Информация может быть не полной и/или не актуальной в связи с изменением законодательства
Способы укладки тротуарной плитки на кровле
Эксплуатируемая кровля в современной архитектуре уже не новость. Участки с бассейном, зоной отдыха, тренажерными площадками и даже парковкой все чаще можно встретить на крышах современных новостроек. Для благоустройства таких кровель используются различные варианты покрытия. Одним из самых доступных и надежных считается тротуарная плитка.
Преимущества эксплуатируемой крыши
Такой тип крыш предназначен для круглогодичного использования. Он может служить зоной отдыха, участком для размещения тяжелых объектов, для обустройства террас и бассейнов.
Эксплуатируемая крыша может выдерживать высокие нагрузки лишь при грамотно спроектированном кровельном пироге. Кровельный пирог — это совокупность нескольких слоев стройматериала, каждый из которых дополняет конструкцию, делая ее износоустойчивой и прочной.
Рассчитанный до мелочей и правильно сконструированный пирог кровельного покрытия позволит продлить эксплуатационный период крыши. При его проектировании берутся во внимание предполагаемые виды нагрузок:
— желаемые способы эксплуатации крыши;
— масса установленных на ней объектов;
— масса строительного материала;
— атмосферные осадки данного региона.
Классический состав кровельного пирога выглядит следующим образом:
Каждый слой имеет свою нагрузку и последовательность. Соблюдение порядка укладки материалов и их высокое качество гарантирует прочность и основательность кровельного покрытия эксплуатируемой крыши на долгие годы.
Чем удобна укладка тротуарной плитки кровле
В формировании кровельного пирога тротуарная плитка имеет финальное назначение. Ее укладка завершает все кровельные процессы. Имея ряд преимуществ, данный материал может легко конкурировать с другими видами покрытия:
— небольшой вес и габариты — позволяют достаточно легко транспортировать плитку на большую высоту, в то время как бетонное покрытие транспортируется только специальной лебедкой или строительным краном.
— компактность элементов и разнообразие цвета — небольшие элементы вибролитой или вибропрессованой плитки для мощения эксплуатируемой крыши позволяют укладывать ее даже в труднодоступных местах, создавая смелые дизайнерские решения.
— устойчивость к перепадам температур и осадкам — такому покрытию не страшны сильные морозы или массивные пласты снега, очистить плитку, благодаря ее ровной и гладкой поверхности, достаточно просто.
— простота укладки тротуарной плитки на крыше позволяет выполнить завершающие кровельные работы быстро.
— доступная стоимость тротуарной плитки относительно других видов покрытия позволяет широко использовать ее для мощения эксплуатируемых крыш больших площадей.
Устройство тротуарной плитки на кровле — монтаж
Для укладки тротуарной плитки на кровле потребуются следующие материалы:
Различают 2 вида укладки плитки на эксплуатируемую крышу: монтаж по цементному раствору и свободнолежащая тротуарная плитка.
В обоих вариантах установка практически идентична. Различие только в финальном слое кровельного пирога:
Рекомендации по продлению эксплуатационного срока плитки на плоской крыше
— Чтобы тротуарная плитка в течение долгих лет эксплуатации имела первоначальный внешний вид, после полного высыхания всех монтажных слоев, ее поверхность необходимо обработать полиуретановым лаком. Он сохранит цвет и текстуру покрытия.
— Для защиты от попадания влаги в пространство между блоками плитки следует обработать швы полиуретановым герметиком.
— И последний момент, чем плотнее и тяжелее будет тротуарная плитка для кровли, тем меньше вероятность подвижности покрытия во время эксплуатации. Плитки не будут «ходить» под ногами, а, следовательно, будут плотно зафиксированы на основании.
Вариантов кровельных пирогов и видов покрытия множество, выбор остается за вами. Главное, не следует экономить на материалах, которые должны служить десятки лет. Выбор в пользу качественного надежного покрытия будет оправдан максимально длительным эксплуатационным периодом.
Требуется помощь в укладке плитки?
Оставьте заявку и мы ответим в ближайшее время!