сказочные приметы в сказке мороз иванович
Сравнительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
Для того, чтобы осуществлять квалифицированную читательскую деятельность, необходимо обладать умением вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности. Как методически грамотно провести сравнительный анализ хрестоматийных текстов в начальной школе?
Такую работу целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом. Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.
Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть и специфику литературной сказки.
Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:
Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Задачи урока:
Ход работы
Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми.
Народная сказка «Морозко» | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» |
В начале урока дети делятся впечатлениями о народной сказке. После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.
Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает: Почему названия сказок размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.
«Иван-царевич и серый волк»
«Как мужик гусей делил»
Далее педагог задает вопрос, обобщающий представления учащихся о признаках народной волшебной сказки: Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):
После этого обсуждается сказка «Морозко» по следующим вопросам.
К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? Учащиеся называют признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.
Как заканчивается сказка «Морозко»? Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.
Почему так трагически заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.
Перед чтением сказки «Мороз Иванович» учитель дает задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть» (прием антиципации). Предварительное обсуждение этого вопроса.
Далее следует комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. После чтения – проверка первичного восприятия.
Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?
Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:
Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.
После этого учитель предлагает учащимся ответить на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»? В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:
«Мороз Иванович» с илл. В.М. Конашевича
В продолжение аналитической работы учитель предлагает вопрос: Чем различаются эти сказки?
Работа с таблицей. Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа, над следующими – самостоятельная работа или работа в парах (в зависимости от уровня подготовленности класса). Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок, поэтому на партах обязательно должны быть их тексты.
Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.
1. Падчерица и родная дочь.
1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья.
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее.
2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама.
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу.
3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность.
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо.
4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознатель-ность.
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо.
5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость.
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.
6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.
В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
А чем еще сказка Одоевского отличается от народной? Для того чтобы ответить на этот вопрос, учитель может предложить детям игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Педагог или заранее подготовленный ученик задает вопросы по содержанию сказки, а учащиеся должны дать ответ, а затем подтвердить его словами из текста.
Вопросы викторины:
После работы с викториной учащиеся приходят ко второму выводу: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.
На этапе обобщения учитель может рассказать детям об истории создания сказки, в частности: В. Ф. Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной (учитель может напомнить эпиграф и концовку сказки).
Вы можете прочитать и другие статьи по данной теме:
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.
Урок литературного чтения (2-й класс, система Л.В. Занкова). Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и черты народной сказки в ней
Класс: 2
Цель: освоить нравственный смысл сказки; найти сходства и отличия в народной и авторской сказках.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
У.- Сегодня мы вновь отправляемся в чудесный мир волшебной сказки, но сначала ответьте на вопрос:
— С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
Д.- Познакомились с содержанием сказки В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович”.
У.- Сейчас проверим, насколько нам удалось вникнуть в содержание этого произведения. Предлагаю поработать у доски двум ученикам, а остальные будут отвечать на вопросы коллективно.
Индивидуальное задание №1. Представлены иллюстрации с разными сказками: о животных, бытовые, волшебные. Необходимо распределить их в 3 группы и объяснить свой выбор. На ленте времени найти даты жизни В.Ф.Одоевского.
Индивидуальное задание №2. Подобрать синонимы к предложенным словам с целью их дальнейшего использования (при необходимости используется словарь Ожегова):
синоним
Работа с классом
Д. – Русскую народную сказку “Морозко”, “Госпожа Метелица”, “Бабушка Вьюга”- сказки братьев Гримм.
Д. – В каждой из них бедная работящая девочка, чаще всего сирота, не по своей воле оказывается в волшебном мира и побеждает его.
У. – Чем эти сказки отличаются?
Д.- У них разные зачины и концовки.
У.- Чем же заканчиваются все сказки?
Д. – Во всех сказках добро побеждает зло.
У. – Какая сказка более древняя? Почему?
Д. – “Морозко”, в ней есть следы обряда – инициации.
У. – Сохраняется ли обрядовость в авторской сказке “Мороз Иванович”?
Д. – Да, девочка попадает в волшебный мир и выходит оттуда живой и невредимой.
Проверка и оценивание индивидуальной работы.
У. – А по какому признаку можно распределить предложенные сказки на две группы?
Д. – Народные и авторские.
У. – Чем авторская сказка отличается от народной?
Д. – Авторская сказка более эмоциональная, позволяет что – то узнать и о самом авторе.
3. Постановка цели, учебной задачи.
У. – А теперь обратимся к содержанию сказки В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович”. Наша задача – найти черты народной волшебной сказки в авторской. А как мы это будем делать?
Д. – Будем отвечать на вопросы, находить нужные отрывки в тексте, читать в лицах выразительно, рассуждать.
4. Анализ литературного произведения.
У. – Предлагаю вспомнить признаки народной волшебной сказки.
Д. – Чудеса, превращения, волшебные герои, волшебные помощники, волшебные предметы, волшебные слова, волшебный цвет, волшебное число.
У.- Каковы особенности её построения, композиции?
Д.- Зачин, запрет, нарушение запрета, выход героя из дома, испытания, помощь волшебных помощников, враги, троекратные повторы, победа над волшебным миром, поучительность, концовка.
У. – Прочитайте фразу, с которой начинается сказка. Подумайте и ответьте, изображается ли в ней действительное место действия?
Д. – Реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.
У. – Случайно ли автор именно так назвал девочек?
У. – Важно ли это для нас и помогает ли понять смысл сказки?
Д. – Важно, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру; их имена заставляют задуматься о том, почему именно так автор их назвал.
У. – Как вы думаете, почему в сказке В.Ф.Одоевского изображена не злая мачеха, а добрая, но строгая нянюшка Прасковья?
Д. – Одоевский родом из древнего княжеского рода, и его, как и многих других детей из богатых семей, воспитывала добрая нянюшка, как и А.С.Пушкина, и которая рассказывала маленькому мальчику чудесные русские сказки, которые он, став взрослым, записал.
У. – Перечитайте о том, как росли девочки (выборочное чтение).
У. – Повторите только те действия, которые приходилось выполнять Рукодельнице.
Д. – Вставала, одевалась, принималась, топила, месила, мела, кормила, ходила, примется вязать, шить, кроить, запоёт.
У. – А теперь скажите о Ленивице.
Д. – Лежала, потягивалась, переваливалась, скажет, заговорит, встанет, попрыгает, сядет, мух считает, плачет, жалуется.
У. – Какой приём использует автор, чтобы показать более убедительными образы девочек?
Д. – Автор использует противопоставление не только в именах, но и в действиях героинь, чтобы ярче показать их характеры.
У. – Что же происходит дальше с Рукодельницей?
Д. – Она оказывается в колодце, в волшебном мире, не по своей воле. Колодец – граница между реальным и волшебным миром.
У. – Какой приём для усиления впечатления применяет автор в небольшом отрывке, дважды используя словосочетание “бедная Рукодельница”?
Д. – Повтор. Автор жалеет девочку.
У. – Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?
Д.- Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира – нечет.
У. – Кого она должна встретить на своём пути?
Д. – Волшебного помощника.
У. – Перечитайте в лицах отрывок, в котором говориться об этом (выборочное чтение).
У.- Какие черты народной волшебной сказки вы заметили?
Д. – Волшебный цвет – золотой; волшебные предметы – пирожок, яблоко; волшебный помощник – Мороз Иванович; сказочное устойчивое выражение – наливное яблочко.
У. – Найдите в тексте описание домика Мороза Ивановича (выборочное чтение).
У. – Что вам напоминает этот домик?
Д. – Чертог, дворец Снежной Королевы из сказки Андерсена.
У. – Наверно, человек, живущий в нём, должен быть холодным и злым, так ли это? Подтвердите это или опровергните словами текста (выборочное чтение).
Д. – Нет, не так. Мороз Иванович не злой, он бережёт озимые от вымерзания; воду в колодце летом холодит; в окошки зимой стучит, чтобы люди не забывали о бедных и несчастных.
У. – Это Мороз Иванович сам о себе так говорит, а как к нему относится автор?
Д. – Называет его добрым, по имени-отчеству, укладывает не спать, а почивать.
У. – Сколько времени пробыла девочка у Мороза Ивановича?
Д. – Три дня, магическое число.
У. – Трудно ли ей приходилось, выполняя ту работу, которую давал Мороз Иванович? Докажите ваши утверждения чтением отрывков из текста (выборочное чтение, ответы детей).
У. – Чем Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу? Найдите в тексте (выборочное чтение, ответы детей).
У. – Какую пословицу подтверждает данный отрывок?
Д. – По заслугам и честь.
У. – Девочка возвращается домой, и мы встречаемся с ещё одним персонажем сказки – Петухом. Как вы думаете, для чего автор вводит образ Петуха?
Д. – Для того, чтобы привлечь наше внимание к образу героини, используя при этом стихотворные строки.
У. – А теперь пришёл черёд Ленивицы – развитие другой сюжетной линии. Как она оказалась в колодце?
У. – А как сама говорит об этом? (Выборочное чтение).
Д. – Пришла к тебе послужить да награду получить.
У. – Расскажите от имени Ленивицы о том, как она двигалась по сказочной дороге, стараясь при этом передать отношение автора к ней (пересказ прочитанного).
У. – Угадывается ли её характер по интонации? Выдержала ли она испытание работой? Найди отрывки, в которых говорится об этом (выборочное чтение).
У. – Заслуживает ли такая работа награды?
У. – А что она требует за свою работу? (Зачитать)
Д. – Бессовестная, бесцеремонная.
У. – Как реагирует на это Мороз Иванович? В его словах есть предложение, в котором заключается мудрая мысль. Найдите и прочитайте его ещё раз.
Д. – Какова твоя работа, такова тебе и награда.
У. – Какую близкую по значению пословицу вы знаете?
Д. – Что посеешь, то и пожнёшь.
У. – Что же произошло с её подарками?
У. – А теперь прочитайте эпиграф (в начале главы), вот это и есть главная мысль произведения, его идея.
У. – Скажите, а возможно ли в народной волшебной сказке такое яркое описание характеров персонажей, участие автора в их судьбе.
Д. – Нет, в этом – то и заключается особенность авторской сказки.
5. Подведение итогов.
У. – Работая над содержанием сказки, мы повторили понятия: сюжет, герои, авторское отношение. Какие чувства вы испытывали при чтении этой сказки? Какой отрывок вам больше всего понравился, и который бы вы с удовольствием перечитали ещё раз?
У. – Кто научился находить черты народной волшебной сказки в авторской?
У. – Было бы неправильно, если бы мы забыли о том, что каждый год, в каждый дом приходит сказка в образе Деда Мороза, которого мы все очень любим и ждём. Живёт он в Великом Устюге, а почта его находится в Архангельске. Скоро вы снова напишите ему письма и очень-очень будете ждать подарки.
Есть ли в сказке Мороз Иванович волшебные предметы? Как пользуются ими?
Литературное чтение 3 класс Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница? Помогают ли эти волшебные предметы понять характер девочек, их привычки?
В сказке «Мороз Иванович» есть волшебные предметы и девочки их встречают, когда попадают в царство «Мороза Ивановича».
Встреча с волшебными предметами помогают понять характер девочек, так например волшебные яблочки с пирожком просят помощи и Рукодельница им помогает, а вот Ленивица отвечает грубо.
А волшебную пирину Мороза Ивановича Ленивица просто проигнорировала, а Рукодельница качественно выбила и распушила.
Олень в стихотворении Некрасова «Густой зеленый ельник» показан молодым и полным сил зверем, несмотря на то, что вокруг лежат снега и значит дело происходит зимой, когда оленю несомненно сложнее было добывать себе корм.
Но поэт отмечает, что олень полон сил, его стремительность он называет радостной, словно оленю доставляло удовольствие убегать от охотников и их собак. Поэт любуется статью и красотой зверя.
Он описывает оленя могучим и тонконогим с пышными рогами. Раз рога пышные, значит это уже не молодое животное, а матерый олень в полном расцвете сил, который знает свою силу и гордится ей. Он презирает охотников и легко избегает их ловушек.
Поэт Иван Бунин назвал свое стихотворение «Детство» потому, что в нем он словно переносится в прошлое и прижавшись к старому дереву вновь ощущает себя маленьким мальчиком. Казалось бы он давно сложившийся и успешный творческий человек, но по настоящему счастливыми для него оказываются минуты такого вот единения с детством.
Конечно о самом детстве писателя мы из этого стихотворения узнаем не много, оно больше описывает природу, которая произвела такое впечатление на маленького Ваню Бунина. Поэтому это стихотворение можно было назвать иначе, например «Запах детства» или «Воспоминания в сосновом бору».
Видно, что осень не только заставляет его грустить, напротив очень нравится поэту и он с удовольствием описывает столь любые его сердцу картины осенней природы.
Эти предложения и нас настраивают на позитивный лад, мы тоже начинаем любоваться осенью, а значит эти строки создают особое настроение стихотворения.
Прочитав рассказ Астафьева, на этот вопрос ответить нам будет очень просто. Давайте сначала перечислим врагов в порядке их появления в рассказе, вернее будет сказать, в порядке их упоминания в рассказе автором. Итак, сначала автор пишет о том, что отец стрижат погиб от рук мальчишек, с рогатками, которые погубили птицу просто так, для злой забавы. Затем упоминаются страшный сокол, клюватая ворона и черная гадюка. Вскользь упоминается коршун, но так как мест в схеме только четыре, сокола мы напишем вместе с вороной. Итак, заполняем нашу схему:
Получается вот что:
Рано утром, когда все проснулись и позавтракали я увидел маленькую девочку в коляске. Девочка поздоровалась со мной и протянула мне свою руку. Потом мы с ней немного поиграли. Девочку звали Надя, ей исполнилось шесть лет, она угостила меня булкой и познакомила со своими куклами.Так я провел с Надей весь день, а вечером вернулся в зверинец и когда лег спать, то ночью мне снилась Надя, ласковая и добрая девочка.
АНАЛИЗ СКАЗКИ “МОРОЗ ИВАНОВИЧ” В. Ф. ОДОЕВСКИЙ.
Вклад Одоевского в детскую литературу очень значительный. В. Одоевский создал сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — это его псевдоним, как писателя), которые заслужили большую популярность среди детей.
Одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея” это сказка «Мороз Иванович». Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.
Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю. [4]
Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». [3]
Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. [4] Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.
По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Этот стиль повествования довольно мистичен. Эпос задевает самые скрытые уголки души. Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки: доброй и поучительной пословицы. Одоевский таким образом доносит до своих читателей мысль, которая гласит: «Даром нам, без труда, не дается ничего». [3]
Далее происходит завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. [3] А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала, – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».
Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. [3]
Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.
Развязка происходит когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.
Одним из главных персонажей является Рукодельница. Она маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. Приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую девочку,она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Необычные волшебные предметы становятся ее союзниками, это показывает детям, что нужно себя вести также, как Рукодельница. Она становится для них примером. Так как встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. У Рукодельницы мелодичный и тихий голос, она произносит слова отчетливо.
Ленивица же наоборот любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый, говорит невнятно, может шепелявить. Ленивица завидует Рукодельнице («. не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей. получить хотелось. «). Также она неряшливая, невнимательная, себялюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу, пирожку и наливным яблочкам. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.
Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. Волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.