самолет сел в кукурузном поле авиакомпания
Пассажиры, уцелевшие после жесткой посадки самолета в кукурузном поле, – о жизни после ЧП
Ровно год назад, 15 августа, пассажирский самолет «Уральских авиалиний», выполнявший рейс Москва – Симферополь, совершил аварийную посадку на кукурузном поле в деревне Рыбаки. На борту самолета находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. После жесткой посадки все выжили. В годовщину аварии пассажиры рассказали Москве 24, как происшествие повлияло на их жизнь и почему они считают эту дату своим вторым днем рождения.
В самолет – со слезами
Фото: предоставлено Жанной Карнауховой
Жанна Карнаухова вместе с мужем в тот день летели на отдых в Крым. Решив дождаться своих чемоданов, они провели ночь в гостинице и утром следующего дня снова сели в самолет на другой рейс. С ними с неудавшегося рейса были еще четверо человек – семейная пара с внуком из Серпухова и девушка. До этого они не были знакомы, но после происшествия, вновь ступая на борт самолета, старались держаться вместе.
Даже спустя год после произошедшего Жанне трудно сдержать эмоции, вспоминая об этом. 15 августа 2019 года все произошло так быстро, что пассажиры даже не успели приготовиться к аварийной посадке. «Никаких объявлений о том, что надо приготовиться к посадке, не было. Если бы они объявляли, то потеряли бы драгоценные секунды, отвлеклись. Я наблюдала за стюардессой, она сидела впереди – наискосок от нас. Она не понимала, что происходит, смотрела в иллюминатор: все тряслось, звуки непонятные. Стюардесса схватила трубку, чтобы позвонить, но в этот момент мы уже плюхнулись на брюхо. И трубка эта вывалилась у нее из рук. Так все быстро произошло, никто даже не кричал. Даже дети», – вспоминает Жанна.
Фото: предоставлено Жанной Карнауховой
По словам женщины, паники и криков в салоне не было. Экипаж действовал оперативно. Стюардессы быстро выпустили надувной трап и стали эвакуировать людей. В какой-то момент Жанна услышала: «Пропустите детей!» Женщина пропустила их вперед и вслед за детьми сама скатилась по трапу.
«Меня всю трясло, я стояла и думала, где мой муж, – рассказывает Жанна. – Всем говорят: «Отойдите подальше от самолета», но я не отхожу, мужа жду. Страшно. А он не спеша посмотрел, что возгораний нет, что все в порядке, нашел сумку с ноутбуком, которая улетела во время приземления, и потом с другого трапа вышел».
Женщина удивляется, что в момент падения у нее не было никаких мыслей, кроме того, что сейчас все разобьются. Она автоматически приняла позу пассажира при аварийной посадке.
Второе рождение
Фото: предоставлено Светланой Бабиной
У Петра Бабина на этом самолете летели жена, сын и дочь. О происшествии он узнал от родных по телефону. «Мне позвонила супруга и сказала, что они приземлились в кукурузе. Я сначала подумал, что она шутит», – рассказывает Петр. Осознание произошедшего пришло не сразу, возникали двоякие чувства: «С одной стороны, радость, что живы, с другой стороны, начинались мысли, а если бы, не дай бог, что-то произошло…»
Его супруга Светлана рассказала Москве 24, что в момент падения держала детей, которые сидели по обе стороны, и была готова действовать при возможности. «В момент падения ты просто ждешь. Я понимаю, что сейчас момент приземления будет, там никаких мыслей, это секунды. Это состояние ожидания, внутренней напряженности», – вспоминает Светлана.
Младшая четырехлетняя дочь Светланы при столкновении с землей испугалась и начала плакать. Старший 11-летний сын проявил выдержку, спокойно встал и под руководством мамы пошел к выходу. В экстренной ситуации он даже подумал о том, чтобы взять мамину сумку. Второй рюкзак Светланы взял с верхней полки мужчина, который сидел впереди. После выхода из самолета он передал рюкзак Светлане.
Тогда семья категорически отказалась лететь другим рейсом в Крым, и они поехали отдыхать в Анапу на машинах. «Это было общее решение. Дети категорически не захотели лететь, супруга тоже сказала: «Нет». В семье мы старались не думать об этом и не вспоминать. Слава богу, все обошлось, и дай бог, чтобы ни с кем таких ситуаций не происходило», – говорит Петр. Сам он периодически летает в командировки, но семья пока не готова снова подняться на борт.
15 августа семья Бабиных празднует свое второе рождение – накрывает на стол и отмечает событие. Светлана рассказала, что после произошедшего они с мужем еще раз переоценили семейные отношения. «В основном стараемся думать об этой ситуации в позитивном ключе, что все-таки нам больше повезло, а не «За что это нам?» – отмечает женщина.
«Кому-то выгодно скрывать истину»: Эксперты указали на странности с севшим в кукурузе А321
«И при чём здесь чайки?»
О странностях выводов по «кукурузному чуду», как назвали в народе удачное приземление А321 на поле, Антипов рассуждает в своём аккаунте Facebook. Он сравнивает свой постоянный анализ темы с неожиданно попавшим в аварийную ситуацию сразу после вылета из аэропорта самолётом с темой еды: мол, пищу тоже надо тщательно пережёвывать, чтоб от неё была польза. Так и с самолётом: по мнению Антипова, только установление истинных причин ЧП поможет избежать подобного в будущем.
Он объясняет, что вытянутость огня по вертикали говорит о том, что догорает топливо не в газовой струе двигателя. Но ещё подозрительнее то, что очаг пламени, судя по фотографиям, перемещался вдоль фюзеляжа, причём с той же скоростью, что и воздух, обтекающий самолёт.
Крови не было
Он говорил, что двигатель, в который попали чайки, не был обагрён кровью птиц. На опубликованных в Сети фотографиях самолёта нет следов крови на входном сопловом аппарате и его внутренней поверхности, отмечал Антипов. В свою очередь, с такой позицией ранее не согласился бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полётов Александр Романов. Он отмечал, то, что на фото не видно внешних следов попадания птиц в двигатель, ни о чём не говорит. Специалист указал, что снимков разреза двигателей никто не публиковал, да и к тому же внешние следы могли быть стёрты во время аварийной посадки.
Впрочем, доводы оппонента не убедили Антипова. По его словам, есть ряд нюансов, которые по совокупности расходятся с «чаячьей» версией о ЧП. В частности, сложно говорить о неких стёртых следах на внутренней поверхности воздухозаборника правого двигателя.
«Героями не считаю»
Лётчик-испытатель Герой России Александр Гарнаев также считает, что правду об аварийной посадке на кукурузное поле лайнера «Уральских авиалиний» A321 попытаются замолчать. По его словам, расшифровки чёрных ящиков и разговоров уже готовы, и, вероятно, сейчас тем, кто уже знает правду, будут «передавливать глотки».
Своё мнение по поводу расследования инцидента с аварийной посадкой A321 в Жуковском Александр Гарнаев выразил в Facebook.
Он отмечал, что в прессе так и не появилось ответов на элементарные вопросы. К примеру, какова в том взлёте A321 c UUBW на пятикилометровой ВПП была расчётная величина V1, насколько до или после V1 произошло первое столкновение с птицами и было ли оно единственным.
А лётчик-испытатель, почётный президент Международного авиационно-космического салона МАКС Магомед Толбоев в корне не согласен с утверждением коллеги. По словам Толбоева, Гарнаев не обладает необходимой квалификацией, чтобы делать выводы о произошедшем.
Из-за стаи чаек в кукурузное поле: главное об аварийной посадке лайнера «Уральских авиалиний» в Подмосковье Статьи редакции
Все 226 пассажиров и семь членов экипажа остались живы.
Утром 15 августа пассажирский самолёт Airbus А321 «Уральских авиалиний» аварийно приземлился на кукурузном поле в Подмосковье. Пилоты приняли такое решение после того, как в один из двигателей попали несколько чаек. Все пассажиры и члены экипажа остались живы. Следственный комитет возбудил уголовное дело, чтобы подтвердить — была ли экстренная посадка оправданной.
Рейс 178 вылетел из московского аэропорта Жуковский в Симферополь, вероятнее всего, в 6:10 по местному времени. На борту находились семь членов экипажа и 226 пассажиров, среди которых были дети. Изначально данные о количестве людей на борту не совпадали: транспортная прокуратура сообщала о пяти членах экипажа, а РИА «Новости» — что в салоне находятся 234 человека.
Когда самолёт оторвался от взлётно-посадочной полосы и стал набирать высоту, он столкнулся со стаей чаек. Птицы попали в двигатели. Второй пилот Георгий Мурзин заявил Telegram-каналу 112, который сообщает о происшествиях, что сначала заглох левый двигатель, а затем правый: «Тяги не хватало. Высота плавно падала». Министерство транспорта указало, что внештатная ситуация «привела к значительным перебоям» в работе двигателей, но авиакомпания уточнила, что двигатели в принципе «отказали».
Пассажиры заметили, что с самолётом происходит что-то не то. «Что-то сверкнуло, а потом запахло дымом», — привела Baza слова одного из людей на борту. Другой пассажир Фёдор Галин рассказал Mash, что самолёт начало «жёстко трясти» примерно через пять секунд после взлёта. По его словам, ещё через пять секунд в правой части салона начали «мигать лампы» и «запахло гарью».
Авиационные правила допускают, что пилоты А321 могли вернуться в аэропорт и выжигать топливо (законы строго регулируют его сброс, пункт 3.3 ФАП). Это делалось бы в целях соблюдения максимальной посадочной массы и безопасной посадки. Но такой возможности не было, поэтому пилоты решили экстренно посадить самолёт и сделали это «ювелирно», подчеркнул «Коммерсантъ». Авиационное топливо разлилось.
Командир лайнера Дамир Юсупов посадил самолёт с убранными шасси «на брюхо» в кукурузном поле — в трёх-пяти километрах от аэропорта Жуковский. При посадке от судна «на три метра» отвалился горящий двигатель. По данным МЧС, пожар потушили.
Жертв среди людей на борту нет. По данным Министерства здравоохранения, госпитализировали 23 человека, в том числе девять детей. Беременную женщину после обследования отпустили. В ведомстве уточнили РИА «Новости», что людей доставили в Раменскую центральную больницу с лёгкими травмами и в удовлетворительном состоянии. Однако одна пострадавшая находится в состоянии средней степени тяжести. В Минтрансе, правда, отметили, что у одного пассажира диагностирован перелом ключицы, у другого — компрессионный перелом позвоночника.
В соцсетях появились видео, снятые очевидцами после экстренной посадки. Они утверждают, что эвакуация по надувным трапам прошла без паники.
При этом пассажиры искали потерявшихся родственников, выкрикивая их имена, а затем пробирались до дороги через кукурузное поле. Тех, кто не нуждался в госпитализации, отвезли в терминал аэропорта на автобусах.
Самолет с неработающими двигателями летчики А321 посадили в кукурузное поле
300 километров в час, полные баки горючего, шанса развернуться на полосу нет. 15 августа отныне — второй день рождения у всех, кто рано утром поднялся на борт аэробуса рейсом Москва-Симферополь «Уральских авиалиний». Перелет занимает порядка двух часов. Этот длился немногим более минуты и вошел в историю. Иначе как чудом не называют посадку большого тяжелого лайнера на кукурузное поле рядом с аэропортом «Жуковский» после столкновения на взлете с птицами.
Вспышки пламени из двигателя. Натужный набор высоты. 226 пассажиров, среди них много детей. На отдых в Крым летели семьями. И семь человек экипаж. Спасены все. Пилоты и бортпроводники — герои.
Эти кадры сделаны в салоне А321 через секунды после взлета. Кто сидит у иллюминаторов на уровне крыльев, видят, что двигатели вышли из строя. Все ощущают запах гари в салоне и сильнейшую тряску, как во время турбулентности. Борт больше не набирает высоту.
«Примерно через секунд пять после взлета самолет начало очень жестко трясти, после этого начали мигать лампы с правой стороны самолета, и запахло гарью», — вспоминает мальчик.
«Прямо вот даже оторваться от земли не успели, прямо вот когда мощный набор вот-вот, вот максимум скорости — и что-то вот такое. Мы все подумали, что в яму попали», — рассказывает Светлана Бабина.
На борту 226 пассажиров и семь членов экипажа. Обычно в экстренной ситуации бортпроводники или пилоты озвучивают команды по громкой связи. Но на этот раз, по словам пассажиров, объявлений не было — все и так понимали, что самолет вот-вот столкнется с землей.
До того как самолет пропал с радаров — только минута в небе. Возможности вернуться в Жуковский не было. Теперь уже известно, что на самом взлете в борт врезались птицы. Возможно, самый момент кому-то из пассажиров удалось занять стаю через иллюминатор. Чайки разбили оба двигателя. Экипаж заглушил моторы и перекрыл подачу топлива, чтобы не допустить горения в небе. Шасси убраны. Самолет садится на брюхо.
Вот как об этом рассказывает второй пилот Георгий Мурзин: «По факту, после взлета попала птица в двигатели, и левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попал, и обороты работали нестабильно, потом второй двигатель тоже заглох, тяги не хватало. И высота плавно падала. И приземлились, собственно, в поле на ручном, командир взял управление».
Скорость — несколько сот километров в час. В баках — тонны топлива.
«Два хлопка — и звук падения самолета. Начал набирать, резко опускается, хорошо, что пилот заглушил двигатели, и мы потихонечку начали приземляться», — рассказывает Юлдашев Ильшат.
«Люди испугались, мы предполагали, что мы разобьемся, никто не выживет, то есть это так. Просто это какое-то чудо, и спасибо командиру экипажа, что это было все профессионально, что мы остались живы», — говорит Ирина Бутенко.
Место для посадки — то, что оно такое нашлось — и то сродни чуду. Это ж как повезло с полем — всюду так и сяк, а тут так, и помогло посадить самолет. 60 секунд полета, а после еще столько же на то, что бы покинуть самолет. Открыты все восемь люков по четыре с каждой стороны, не заклинили, сработали трапы — всех оперативно эвакуировали.
«Стюардессы, эти девочки, которые сняли с себя туфли и буквально босиком бегали по этому полю в своих колготках, по кукурузному полю, спрашивали, кому нужна помощь, то есть абсолютно потрясающая работа экипажа», — говорит Артемий Поляков.
«Мы прыгали с этого самолета и кричали все: быстрее, быстрей, потому что думали: сейчас взорвется. Сейчас взорвется, а жить-то хочется», — вспоминает Людмила Горячая.
«И знаете, действия всего экипажа были очень слаженные, то есть мы где-то меньше минуты находились после полной остановки, меньше минуты мы находились в салоне. То есть где-то секунд через 30-40 уже были открыты все люки, уже начали надуваться трапы. Сначала была небольшая, наверное, неразбериха, суматоха, но быстро всех успокоили, сказали, потихонечку, по одному все выходим и ну, в целом все хорошо. Мы живы!» — говорит Леонид Еремин.
Видео снято сразу после посадки одним из пассажиров. Уже ясно, что выжили все и понятно, кого за это надо благодарить — экипаж, который даже в тот момент оставался в самолете.
В седьмом часу бортпроводники и пассажиры группами, помогая друг другу, выбираются к ближайшей дороге.
Навстречу уже выезжали спасатели и врачи. В небо поднялись вертолеты. Тем временем чудом спасшиеся люди будили звонками родных.
Вскоре к ним присоединяются следователи. Каждый пассажир — свидетель этого чуда над Жуковским.
«Экипаж принял единственно верное решение — посадить самолет в поле. Нужно представить их к наградам», — считает руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
Все живы. Все второй раз родились. У каждого пассажира сегодня должен был начаться долгожданный отпуск. Путешествие в Крым. Кто цел, от планов отправиться к морю не отказывается. Правда, многие теперь говорят, что поедут туда на машинах. И все же сегодня часть тех, кто оказался готов снова сесть в самолет, вылетели в Симферополь.
«Чудо в кукурузном поле»: как пилоты A321 совершили почти невозможное, действуя не по инструкции
Авиалайнер А321 компании «Уральские авиалинии» выполнял рейс Москва — Симферополь, имея на борту 233 человек (226 пассажиров и 7 членов экипажа). В течение первой минуты после взлета в его двигатели попали птицы, и ровный шум моторов сменился работой с перебоями. Полностью заправленный А321 нес многие тонны топлива в баках, и посадка в таком виде всегда грозит большой опасностью. Самолет тяжелый — значит, его посадочная скорость выше, а с ней растет и шанс на аварию. 5 мая 2019 года авиалайнер SSJ-100 с избытком топлива (тоже почти сразу после взлета) при попытке аварийно сесть в Шереметьево проломил ударом шасси о полосу крыльевые баки, отчего начался пожар, унесший жизни 41 из 78 человек, находившихся на борту.
Не Гудзон: почему посадка на воду проще посадки на кукурузное поле
Десять лет назад, 15 января 2009 года, на воды Гудзона сел самолет А320 (близкий, хотя и далеко не идентичный авиалайнер). Как и российский собрат, сразу после взлета — что вообще случается близ мест, где водятся птицы, любящие воду, — он столкнулся со стаей пернатых, отчего отказали сразу оба мотора. Как и с самолетом «Уральских авиалиний», случившееся было сразу (хоть и не без последующего судебного разбирательства) оценено как чудо: далеко не всегда «безмоторная» посадка на совершенно не подготовленную поверхность заканчивается вообще без жертв.
Но есть в этих происшествиях и два серьезнейших отличия. Первое: капитан американского судна Чесли Салленбергер был архиопытным (к тому моменту он летал почти 36 лет с общим налетом 19 663 часа, четверть из которых — на А320). Почти семикратная разница в налете и многократная в общей длительности летной карьеры явно отличают его от Дамира Юсупова.
Но есть и третье, не менее серьезное отличие. «Чудо на Гудзоне», по которому в 2016 году вышел одноименный фильм, было очень сложной посадкой, потому что это была посадка на воду. При приводнении есть риск утопить самолет, но есть и большой плюс: спокойная вода даже при посадке на скорости 300 километров в час дает меньше трения о брюхо самолета, чем грунт. Если самолет будет садиться на твердую поверхность, а не на водную гладь хотя бы чуть-чуть не выровненным, трение о его выступающую нижнюю часть приведет к пожару. На самолете с полными баками пожар действительно опасен.
Чтобы понять, насколько тщательной и аккуратной должна быть посадка на твердую поверхность — иначе не избежать гибели людей, — достаточно взглянуть на видео посадки Boeing 767 в аэропорту Варшавы в 2011 году. По нему понятно, что выравнивание машины должно быть намного аккуратнее, чем при многих посадках на шасси. Именно благодаря этому посадка на брюхо завершилась тогда лишь малым пожаром.
Почему Юсупов принял решение садиться в поле, да еще и с убранным шасси?
Как мы только что отметили, садиться на засаженное высокими растениями поле — весьма рискованный выбор, который делают нечасто. Что подтолкнуло к нему командира уральского А321? Действительно ли нужно было так рисковать?
На деле никакого выбора у командира воздушного судна просто не было. В 6 часов 10 минут 15 августа самолет взлетел, почти сразу в его левый двигатель попала минимум одна птица, после чего он заглох. Тогда экипаж обратился к диспетчеру аэропорта с просьбой о возврате для посадки. Но этот план остался лишь планом, потому что почти сразу еще одна птица попала и во второй, правый двигатель, отчего тот потерял две трети тяги. На трети тяги одного двигателя из двух разворачиваться и совершать посадку не было никакой возможности.
Другой важный вопрос: почему экипаж принял решение не выпускать шасси? Действительно, корректная посадка на шасси менее пожароопасна, чем на брюхо. Шасси дает меньшее трение, низ фюзеляжа не касается земли, меньше вероятность получить искры при касании поверхности. Это лишь часть причин, по которым официальная рекомендация Airbus, производителя самолета А321, указывает: посадка на суше должна выполняться на шасси, без него допустимы только приводнения самолета, где шасси очевидно не удержит его на поверхности.
Дамир Юсупов явно нарушил эти рекомендации, содержащиеся в так называемом чек-листе — списке обязательных к выполнению действий при отказе двигателей на высоте.
Опять-таки тогда от удара самолет может получить пробитие баков или крен и касания земли тем же крылом с баками внутри. Все это — очень плохие варианты. На фото с места аварии хорошо видно: растительность у самого самолета довольно высока и понять, до какой именно степени поле было ровным, пилоты не могли, что должно было добавить им неизвестных переменных в уравнение, которое они должны были решить в уме, причем очень быстро, за минуту-другую.
Как отмечают пилоты авиалайнеров, «в руководящих документах есть пункт о том, что капитан или пилот, управляющий самолетом, имеет право отклониться от любых инструкций, если он действует на основании опыта и знаний и в целях успешного завершения полета». Именно по этому пункту и действовал Дамир Юсупов.
И это большая смелость с его стороны, потому что пункт этот работает по принципу «победителей не судят». Если все прошло хорошо, никто не спросит с него за нарушение чек-листа. Если при жесткой посадке на брюхо была бы хоть одна человеческая жертва — с него начали бы спрашивать по всей строгости, ведь формально он нарушил требования производителя самолета.
Кадры решают все: как человеческий фактор привел к успешной посадке A321
Емко прокомментировал действия Юсупова и его экипажа Юрий Сытник, член комиссии при президенте по вопросам развития авиации, заслуженный летчик России: «Так как он не выпустил шасси, нечему было втыкаться в крылья, и топливо осталось в баках-кессонах. А топлива было прилично: ему нужно было лететь два с половиной часа до Симферополя… Где-то, наверное, 15−16 тонн топлива… Есть в России, оказывается, еще и школы подготовки летного состава, и есть летчики грамотные».
Здесь и пролегает разделительная черта между случаем с «Суперджетом» и «чудом на кукурузном поле» у Жуковского. 5 мая 2019 года большинство людей на борту SSJ-100 погибли потому, что пилоты посадили их при работающих двигателях с избытком вертикальной скорости (скорость снижения). 15 августа 2019 года никто не погиб потому, что пилоты посадили самолет с минимумом вертикальной скорости при неработающих двигателях.
По всей видимости, количество часов налета не всегда определяет, кто может справиться с критической ситуацией лучше: тот, у кого их 3000, как у Дамира Юсупова, или тот, у кого их 6800, как у командира «Суперджета».
Причина катастрофы: вероятность столкновений с птицами будет только расти?
Как это часто бывает, любое громкое событие мгновенно порождает немало спекуляций на тему того, что на самом деле виноваты действия или бездействие властей. Не стало исключением и «чудо на кукурузном поле». Издание Baza оперативно выдвинуло версию, что причина столкновения с чайками — наличие рядом несанкционированной свалки. Чайки действительно любят свалки, но в этом конкретном случае понять, в свалке ли дело, сложно: всего в 150 метрах от окраины аэропорта течет Москва-река, а чайки любят и водную гладь.
Более того, сама идея того, что чайки любят только свалки, не вполне корректна. В наше время множество населенных пунктов у воды наблюдает чаек, даже если поблизости вообще нет свалок. Эти птицы — настоящие оппортунисты, которые поедают все съедобное, что выбрасывают люди. А те с каждым годом выбрасывают все больше, давая чайкам все больше пищи для размышлений на тему урбанизации. За последние полвека самые распространенные виды чаек стали привычными далеко от морских и озерных берегов, к которым их считали привязанными когда-то.
Еще одна проблема, подстегивающая размножение почти всех видов чаек, — глобальное потепление. В обычных условиях они размножаются раз в год, но по мере удлинения теплого времени года и повышения обилия пищи могут делать это и два раза в год ( некоторые страны уже столкнулись с этим ) — с соответствующим ростом численности.
Сходная ситуация в умеренном климате не только у чаек. Другие, например утки и дикие голуби, благодаря глобальному потеплению также расширяют свой ареал в последние годы, появляются там, где их никогда не видели раньше. И утки, и другие виды птиц, склонные летать стаями, могут быть опасны для самолетов. К сожалению, с этим не всегда можно что-то сделать: существующие аэропорты трудно перенести в другое место и нет никакой гарантии, что распространение ареалов птиц на севере с потеплением не сделает «птиценаселенными» и окрестности новых аэропортов.
Именно поэтому изучение опыта посадок вроде той, что совершил Дамир Юсупов, — предельно оправданное занятие, способное не раз помочь гражданской авиации в будущем.