Психологическое сопровождение в школе что это

Психологическое сопровождение в школе что это

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Именно поэтому ребенок в этом возрасте нуждается в психологическом сопровождении.

Психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка. Задачи психологического сопровождения:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессио­нального маршрута;

• развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;

• психологическое обеспечение образовательных программ.

Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.

Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связанно с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в тоже время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебного материала.

В настоящей работе мы рассмотрим, как выражены младшем школьном возрасте познавательные процессы.Мы провели исследования на оценку внимания и мышления учащихся первого класса.

Для диагностики внимания мы применили субтест «Шифровка»и получили,что 48% детей имеют средний уровень внимания, 13% учащихся имеют хороший уровень внимания, 39% детей имеют уровень ниже среднего.

Для оценки уровня мышления мы применили методику «Матрица Равена» и получили,что 35% детей имеют хороший уровень мышления, 65% учащихся имеют средний уровень мышления.Низкий уровень мышления у учащихся отсутствовал.

В заключение хотелось бы отметить, что для младшего школьного возраста открыты большие возможности разностороннего развития ребенка. Первостепенной задачей педагогов в занятиях с детьми младшего школьного возраста является выявление реализации потенциалов детей с учетом индивидуальности каждого ученика и организация наилучших условий для развития и обучения учащихся.

Источник

Школьная психологическая служба-программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей

Анализ сложившейся ситуации в современной школе показывает, что интересы, проблемы, вопросы учащихся и взрослых, являющихся участниками школьной жизни, имеют общее. Наиболее часто на обсуждение с психологом выдвигаются темы, значимые для учащихся, учителей, родителей.

Кроме того, проблемы, которые затрагиваются данными темами, встречаются в анкетах, опросниках учащихся, родителей, учителей.

Таким образом, если существуют сходные значимые для детей и взрослых темы и проблемы, то, возможно, существуют и технологии, которые позволят психологу эффективно устанавливать контакт между учащимися, учителями и родителями.

Раздел 1

Основное понимание психологического сопровождения.

Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.

Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее:

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта cреда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная cреда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог.

Школьный психолог:

Объект — обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия;

Психологическое сопровождение в средней школе №42 осуществляется в 1-4;5-9;10-11 классах.

Цель психологической программы:

Способствовать образовательно-культурному развитию России; гуманизации школьных отношений; инновационной образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных технологий обучения; социализации и творческому развитию учащихся; выстраиванию гармоничных отношений между учащимися, педагогами и родителями в школьной ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования.

Сопровождение рассматривается нами как процесс, в рамках которого могут быть выделены обязательные взаимосвязанные задачи.

Задачи:

1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у ребенка.

2. Учитывать безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.

3. Создавать условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов. (Интеллектуальных, этических, эстетических).

Побуждать ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию на себя ответственности за собственную жизнь.

4. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.

5. Создавать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения.

6. Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии обучении.

Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:

1. Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.

2. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников.

3. Разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

4. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Основные направления психологического сопровождения:

2. Психологическое консультирование;

3. Психологическая диагностика;

Требования к знаниям и умениям при реализации программы психологического сопровождения.

Психологу, социальному педагогу, классному руководителю, выбравшему в своей работе стратегию сопровождения необходимо иметь:

1. Навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);

2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез;

3. Навыки организации групп детей (разного возраста), детей и взрослых на совместную деятельность и общение;

4. Технологические, интерпретационные и аналитические умения;

5. Навыки нейтрального, безусловного, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем;

6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.

Среди личностных черт имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора.

Раздел 2

Содержание психологического сопровождения учащихся, учителей, родителей.

Так и ситуативными кризисами отношений.

Общение родителей и детей является детерминантой развития ребенка (В.В.Столин), хотя родители не имеют не только родительского образования, но даже минимальной педагогической поддержки.

О психологическом сопровождении учителей.

ПС учителей позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. ПС учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции. К сожалению, большинство личностных проблем учителя серьезно отражается на качестве их труда (см. журнал “Педагогика”,№3,1996г.)

Одним из направлений ПС педагогов является консультирование и просвещение: В консультировании педагогов можно выделить три направления:

1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;

О психологическом сопровождении родителей.

В процессе непрерывного ПС родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты обучающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.

Источник

Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу

Психологическое сопровождение в школе что это. Смотреть фото Психологическое сопровождение в школе что это. Смотреть картинку Психологическое сопровождение в школе что это. Картинка про Психологическое сопровождение в школе что это. Фото Психологическое сопровождение в школе что это Александра Гришкина
Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу

В процессе обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т. д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

В начале изучения данной проблемы необходимо выделить основные компоненты «готовности к школе»:

1. Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности, как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

2. Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе. Психолог должен занять активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада в школу. Занимая эту позицию, я строю свою работу путем организации психологического сопровождения, смыл которого, заключается в содействии гармоничному психическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.

В работе с будущими первоклассниками, особую роль я отвожу формированию положительного отношения к школе.Для достижения этой цели я использую сказкотерапию:

Коррекционные сказки Панфиловой М. А. «Лесная школа»;

Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников Белинской Е. В. ;

Терапевтические сказки и истории, придуманные известными сказкотерапевтами и практическими психологами.

В результате сказкотерапии ребятам становится легче рефлексировать свои поступки, осознавать причину волнений через сказочные образы. Типичное описание школьных атрибутов, класса, школьных правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. В сказках школьные правила представлены в стихах, благодаря чему они легко воспринимаются и запоминаются детьми. Закрепление данных правил отображается в рисунках детей.

Так же при подготовке дошкольников к школьному обучению я использую методы кинезиологии.

У большинства дошкольников недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабо развита координация движений, графо-моторные навыки,

невысокий уровень сформированности зрительно – пространственных представлений, поэтому очень важно в каждом возрастном периоде помогать

детям в формировании базисных функций устной и письменной речи.

Именно поэтому в работе с дошкольниками большую роль я отвожу развитию общей и мелкой моторики, точных действий руки. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Работа проводится индивидуально или с подгруппой по 6 человек.

— развитие межполушарной специализации;

— развитие межполушарного взаимодействия;

— синхронизация работы полушарий;

— развитие мелкой моторики;

— развитие памяти, внимания, речи;

Продолжительность занятий — 10 – 15 мин.

В начале учебного года я провожу диагностику, позволяющую определить развитие психических процессов и выявить нарушение поведения у детей с помощью методик, разработанных Д. Б. Элькониным, А. Л. Венгером и др. («Графический диктант», «Беседа о школе» и др.). А также использую тестовые задания в занимательной форме (с помощью различных книг с цветными картинками, карточками с заданиями) для проверки развития памяти и мышления детей 5-7 лет. При подборе методов я соблюдала ряд важных условий. Методы короткие и простые. Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам детей. Интересы связаны со знакомыми видами деятельности и концентрируются в сфере воображения и наглядно-образного мышления (игра, рисование и т. д.). Обследование происходит на материале, понятном и интересном детям. Уровень сложности заданий подобран так, чтобы ребёнок мог его выполнить.

Обследование строится в соответствии с особенностями функционирования нервной системы детей 5—7 лет. Результаты тестирования помогают вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника.

Работая с детьми в группе, помимо развития необходимых познавательных процессов, я уделяю внимание формированию социально-психологической зрелости, развитию навыков общения и совместной деятельности. Все занятия имеют между собой смысловую связь и строятся на понятном детям материале. Для формирования положительного отношения к школе на занятиях я использую такие упражнения как «Хорошо или плохо?», «Слова на букву». Для развития памяти, внимания, мышления,воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос-пол-потолок», «Летает, не летает» и др. В каждое занятие включены упражнения,направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Для развития детей умения конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения,на занятиях я использую следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка-сова», «Путаница», «Ручеек».

— наблюдательности и коммуникативных способностей;

— зрительной, слухоречевой памяти;

— тонкой и грубой моторики;

— способности логически мыслить;

— способности адекватно оценивать свою работу.

В конце учебного года (апрель) я провожу мониторинг психологического здоровья детей подготовительных к школе групп. Моя диагностика дошкольников имеет большое значение. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью проведения с ними дальнейшей развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации, поскольку плохо подготовленный к обучению ребёнок уже в первом классе начинает отставать от сверстников.

Провожу консультации для педагогов и родителей на тему «Психологическая готовность детей к школе» (с учётом результатов мониторинга).

Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению к школе является взаимодействие педагогов и родителей. Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.

Основными направлениями организации работы с родителями дошкольниковявляются следующие виды и формы:

в начале каждого учебного года я участвую в общем родительском собрании, на котором представляю материал по диагностики обследования высших психических функций детей;

провожу психологические консультации для родителей будущих первоклассников;

организую тематические уголки для родителей по темам: «Готов ли ваш ребенок к школе, «Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку», «Советы родителям будущих первоклассников».

Так же с начала учебного года я предлагаю родителям методические рекомендации в виде буклетов и листовок, в целях просвещения и обогащения знаний в области подготовки детей к школе.

Работа с педагогами детского сада проводиться в соответствии с годовым планом по следующим направлениям:

подбор игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития;

памятки для воспитателей;

участие в работе ПМПк;

взаимопосещение непосредственной образовательной деятельности всех педагогов детского сада.

Таким образом, ранняя диагностика, своевременная коррекционная работа с детьми и тесное взаимодействие психолога с родителями и воспитателями детского сада, обеспечивают высокую готовность детей к обучению в школе.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Источник

Школьная психологическая служба: зачем, как, для кого

Владимир Любимов

27 февраля 2018 • 20:08

Психологическое сопровождение в школе что это. Смотреть фото Психологическое сопровождение в школе что это. Смотреть картинку Психологическое сопровождение в школе что это. Картинка про Психологическое сопровождение в школе что это. Фото Психологическое сопровождение в школе что это

Мне довелось побывать в американской школе. Там вопрос о необходимости психолога в школе не стоит вообще. Психолог обязателен в школе. У меня была возможность познакомиться с работой моего американского коллеги. Оказывается, самое главное в деятельности психолога — это не удовлетворение запросов администрации и педагогов, а работа с запросами юных людей.

Меня удивило, что и для родителей американских школьников обращение к психологу является естественным и необходимым. У нас далеко не так. Мы сильно отстали в этом от цивилизованного общества.

Когда в 90-е годы прошлого столетия стали вводить психологов в школу, я незамедлительно обратился в Министерство образования к ведущему психологу Асмолову. Мне рекомендовали получить переподготовку по психологии в Москве и Ярославле. Поехал в Ярославль, как-то добился допуска к экзаменам для поступления на факультет школьной практической психологии. Вступительные испытания выдержал и приступил к учёбе. Занятия проходили в большей своей части в тренинговом режиме. То есть с 8.00 и до 17.00 мы в круге поднимали, рассматривали, решали проблемы школьной действительности. Процесс обучения очень увлекал, мы практически все время пребывали, если так можно выразиться, в состоянии психологии.

Вернувшись в школу, приступил к созданию системы психологической помощи. Определил приоритеты в работе.

Повышение психологической культуры учителей

Понимал, что это задача не простая. Меня несколько лет в коллективе знали как учителя. Но с осторожностью отнеслись ко мне в роли психолога. Поэтому взять на себя обязательство учить учителей, откровенно сказать, не решался. Но понимал, что это необходимо.

Обратился к известному психологу из вуза Е. Морозовой. Она-то и помогла мне своим профессионализмом замотивировать учителей на принятие меня уже как психолога.

Нами было подготовлено практическое пособие для учителя «Познайте себя и своих учащихся».

Я, работая в школе в новом качестве, довольно быстро понял, что непременное условие для успешной деятельности психологической службы в школе — это заинтересованность и поддержка со стороны администрации школы. И, конечно, чтобы психолог был принят педагогическим коллективом как равноправный участник образовательного и воспитательного процесса.

Следующее направление работы — это изучение особенностей ребят, приходящих учиться в первый класс

Познать, чтобы помочь

Помочь, в первую очередь, учителю получить представление об особенностях и степени готовности ребёнка к обучению в школе.

Для этого нами была разработана совместно с педагогами определённая система приёма в первый класс. Речь не идёт о том «годен» или «не годен», «способный» или «не очень способный». Ребёнок поступает в школу, и мы с распростёртыми объятиями его принимаем. Но чтобы помочь ему и его родителям начать новый этап в жизни без излишних переживаний, мы основательно пытаемся познакомиться с ним на школьном старте.

За время работы в качестве практического психолога в школе я убедился в особой важности для развития ребёнка периода начальной школы. Именно в этом возрасте (младший школьник) формируются так называемые базовые основания психики ребёнка:
1. Личностно-активное отношение к новому.
2. Отношения «Я-другой».
3. Произвольность деятельности.

Эти основания, стихийно сложившиеся или неправильно воспитанные у ребёнка в период начальной школы, чаще всего сохраняются в своих специфических особенностях и в дальнейшем, вплоть до взрослого возраста.

Задача первого знакомства с будущим первоклассником состоит в том, чтобы в максимально короткое время диагностировать уровень познавательных процессов, отследить личностные особенности ребёнка. Это очень непросто, но необходимо. Разумеется, полученные данные о ребёнке в ходе первого знакомства — это всего лишь исходный материал для дальнейшего, более обстоятельного знакомства и работы с ребёнком. И чтобы этот исходный материал в большей степени соответствовал истине, первое знакомство проводим в присутствии родителей.

Это текущая работа по адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. Занятия по повышению уровня познавательных процессов у детей, посещение уроков в целях уточнения тактики работы с тем или иным учащимся, определение ведущих каналов восприятия у детей с последующим рассмотрением возможностей и так далее.

Регулярными в нашей практике являются психолого-педагогические консилиумы по проблемам успеваемости, поведения конкретных учащихся.

Психолого-педагогические консилиумы проводятся по инициативе учителей, родителей по мере необходимости. Психологическая служба готовит данные о психологических возможностях учащегося, медицинские работники представляют сведения о состоянии здоровья, классный руководитель представляет данные о фактической успеваемости и поведении учащегося. Приглашаются также сам ребенок и его родители.

Ведется обсуждение путей помощи ученику с учетом его возможностей. Начинаем разговор с того, что задаём вопрос ученику: «Как ты думаешь, чем можно тебе помочь в учёбе? Сам какие трудности видишь в освоении учебного материала?» Затем высказываются учителя, психолог. Цель – выработать оптимальные меры помощи ребенку. К примеру, психолог приглашает потренировать соответствующие познавательные процесс (память, мышление, воображение), учитель предлагает консультации индивидуальные и так далее. Договариваемся, когда вернёмся к вопросу снова, предварительно проанализировав результаты помощи. Следующая часть консилиума проходит в отсутствии ребенка. Анализируем медицинские данные о состоянии здоровья, знакомимся подробнее с данными психологического обследования. Советуемся с родителями по поводу отслеживания результатов. Практика показала, что эффективность подобных встреч достаточно высокая.

В рабочем режиме ведутся консультации родителей по психологическим проблемам детей и самих родителей, работает телефон доверия (три часа в неделю).

Значительный объём работы — это психологическая диагностика индивидуальных особенностей учащегося

Это определение уровня познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения), а также личностных качеств.

Не секрет, что и семья, и школа нередко становятся причиной появления функциональных неврозов у детей. И если вовремя не выявить состояние тревожности, то это может привести к серьёзным последствиям. Диагностика помогает определить истинное состояние ребёнка.

Но недостаточно выявить отклонение, например, в уровне познавательных процессов или в поведении, важно помочь ребёнку. Это уже практическая индивидуальная, коррекционная работа психолога с ребенком.

Психологическая служба также работает по запросам классных руководителей и родителей. В зависимости от запроса готовится программа занятий, встреч, тренингов по соответствующим проблемам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *