Промежуточная аттестация что это в техникуме
Промежуточная аттестация что это в техникуме
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Промежуточная аттестация обучающихся колледжа, осваивающих основные профессиональные образовательные программы СПО в соответствии с ФГОС
3.1. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента. Основными формами промежуточной аттестации являются зачет, дифференцированный зачет, экзамен, комплексный экзамен (зачет, дифференцированный зачет) по двум учебным дисциплинам или междисциплинарным курсам, экзамен квалификационный.
3.2. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются колледжем самостоятельно, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами.
3.3. Учебные дисциплины и профессиональные модули, в т.ч. введенные за счет часов вариативной части ОПОП, являются обязательными для аттестации элементами ОПОП, их освоение должно завершаться одной из возможных форм промежуточной аттестации (для общепрофессиональных дисциплин, дисциплин циклов ОГСЭ и ЕН, ОП возможны другие формы контроля, например, в виде контрольных работ, рейтинговой и накопительной систем оценивания и т.д.)
3.3.1. Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля: по междисциплинарным курсам – зачет, дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике – дифференцированный зачет проводится по усмотрению колледжа при соблюдении ограничений на количество экзаменов и зачетов в учебном году. Если модуль содержит несколько МДК, то возможно проведение комплексного экзамена или дифференцированного зачета по всем МДК в составе этого модуля. При этом рекомендуется учитывать результаты текущих форм контроля по каждому из МДК, использовать рейтинговые и/или накопительные системы оценивания.
3.3.2. Обязательной формой промежуточной аттестации по профессиональным модулям является экзамен квалификационный, который представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей; по его итогам возможно присвоение выпускнику определенной квалификации. Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен,/не освоен».
3.3.3. Формой промежуточной аттестации по физической культуре являются зачеты, которые проводятся каждый семестр и не учитываются при подсчете допустимого количества зачетов в учебном году, завершает освоение программы по физической культуре дифференцированный зачет.
3.4. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации не должно превышать 8, а количество зачетов – 10, без учета зачетов по физической культуре.
3.5. Колледж вправе оптимизировать (сокращать) количество форм промежуточной аттестации в учебном году за счет использования форм текущего контроля, рейтинговых и/ или накопительных систем оценивания.
3.6. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального модуля.
3.7. На промежуточную аттестацию в форме экзаменов отводится не более 1 недели (36 часов) в семестр, если в семестре не предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена, то данная неделя переносится на следующий семестр. Если учебные дисциплины и/или профессиональные модули изучаются концентрировано, рекомендуется проводить промежуточную аттестацию непосредственно после завершения их освоения.
3.8. Подготовка и проведение зачета или дифференцированного зачета по учебной дисциплине или МДК.
3.8.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета или дифференцированного зачета самостоятельно разрабатываются преподавателями колледжа. Материалы для проведения дифференцированного зачета согласовываются с ЦМК.
3.8.2. Зачет или дифференцированный зачет проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины или МДК. При проведении зачета уровень подготовки студента фиксируется в журнале и зачетной книжке словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно») и фиксируется в журнале и зачетной книжке студентов (оценка «неудовлетворительно» в зачетные книжки не проставляется).
Оценка дифференцированного зачета является окончательной оценкой по учебной дисциплине или МДК за данный семестр.
3.9. Подготовка к экзамену по учебной дисциплине (МДК) или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам (МДК).
3.9.1. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий или в специально отведенные дни, установленных графиком учебного процесса согласно утверждаемого заместителем директора по учебной работе расписания экзаменов, которое доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее, чем за десять дней до начала сессии (экзамена).
3.9.2. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин, МДК) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин, МДК), обсуждается на заседаниях ЦМК и утверждается заместителем директора по УР не позднее, чем за месяц до начала сессии (экзамена). На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания или другие формы контроля.
3.9.3. Форма проведения экзамена по дисциплине, МДК (устная, письменная или смешанная) устанавливается в начале соответствующего семестра и доводится до сведения студентов.
3.9.4. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы: экзаменационные билеты (экзаменационные материалы); наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене; оценочный инструментарий; экзаменационная ведомость.
3.9.5. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине (МДК) в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более одной трети академического часа на каждого обучающегося, на сдачу письменного экзамена – не более трех часов на учебную группу. Комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам (МДК) принимается, как правило, теми преподавателями, которые вели занятия по этим дисциплинам в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более половины академического часа на каждого обучающегося, на сдачу письменного экзамена – не более трех часов на учебную группу.
3.9.6. Уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Возможно использование других систем оценок успеваемости обучающихся на экзамене. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительные) и в зачетную книжку (за исключением неудовлетворительной). При использовании критериальных систем оценивания полученные на экзамене баллы переводятся в традиционную пятибалльную систему на основании утвержденной шкалы перевода. Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по дисциплине (МДК).
3.10. Подготовка к экзамену квалификационному.
3.11. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому студент получил неудовлетворительную оценку. С целью повышения оценки допускается повторная сдача не более чем одного экзамена или дифференцированного зачета в семестр. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определяются колледжем дополнительно.
3.12. На последнем курсе обучения допускается повторная сдача не более двух экзаменов с целью повышения оценки по отдельным учебным дисциплинам (МДК), изучавшимся на 1 – 4 курсах, в срок до выхода на преддипломную практику.
3.13. Обучающемуся, использующему в ходе экзамена неразрешенные источники и средства для получения информации, выставляется неудовлетворительная оценка.
3.14. В случае неявки обучающегося на экзамен, преподавателем делается в экзаменационной ведомости отметка «не явился».
3.15. С целью контроля, обмена опытом на экзамене могут присутствовать администрация колледжа, преподаватели. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения директора колледжа не допускается.
3.16. Хорошо успевающим студентам, выполнившим лабораторные, практические и курсовые работы (проекты) по дисциплинам и МДК текущего семестра и не имеющим задолженности по дисциплинам, невыносимым на экзаменационную сессию, может быть разрешена сдача экзаменов досрочно с согласия экзаменатора, без освобождения студентов от текущих учебных занятий. Досрочная сдача разрешается только при наличии допуска заведующего отделением и возможна по следующим причинам: семейные обстоятельства, болезнь. Запись сдачи экзамена в зачетной книжке и разрешении на сдачу экзамена фиксируется фактической датой сдачи. Все разрешения собираются преподавателем, прикрепляются к экзаменационной ведомости и сдаются преподавателем в учебную часть
3.17. Экзаменационная сессия студенту может быть продлена приказом директора колледжа при наличии уважительных причин:
а) болезнь, подтвержденная справкой лечебного учреждения;
б) иные непредвиденные и установленные обстоятельства, не позволившие обучающемуся прибыть на экзамен.
Окончание продленной сессии не должно выходить за пределы третьей недели следующего семестра. Длительная болезнь обучающегося может, при соблюдении установленного порядка, служить основанием для предоставления обучающемуся академического отпуска, но не для продления сроков сдачи экзаменов за пределами третьей недели следующего семестра.
3.18. Документы о болезни, другие документы, дающие право на академический отпуск или продление экзаменационной сессии, должны быть представлены до или в первые дни экзаменационной сессии. Если студент сдавал экзамен и получил неудовлетворительную оценку, документы о его болезни в дни, предшествующие данному экзамену, не могут служить основанием для аннулирования неудовлетворительной оценки.
3.19. Обучающиеся, получившие неудовлетворительную оценку при второй пересдаче экзамена по УД (МДК), направляются на сдачу экзамена по УД (МДК) комиссии, созданной приказом директора из преподавателей и администрации колледжа. Обучающиеся, не сдавшие экзамен по УД (МДК) комиссии, приказом директора колледжа отчисляются.
3.20. При наличии уважительных и документально подтвержденных причин (продолжительная болезнь, семейные обстоятельства, длительные командировки, призыв на военную службу и др.) обучающемуся может быть предоставлен академический отпуск согласно Положению об академическом отпуске обучающихся.
3.21. Экзаменационные и зачетные ведомости хранятся в учебной части.
3.22. Организация выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по отдельной дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК).
Курсовая работа (проект) является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.
Выполнение студентом курсовой работы (проекта) по дисциплине или МДК проводится с целью:
— систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;
— углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
— формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
— развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
— подготовки к итоговой государственной аттестации.
Количество курсовых работ (проектов), наименование дисциплин и МДК, по которым они предусматриваются и количество часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на их выполнение, определяются рабочим учебным планом. Курсовая работа (проект) выполняется в сроки, устанавливаемые заданием. Тематика курсовых работ (проектов) разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается ЦМК, утверждается зам. директора по учебной работе.
3.23. Состав, содержание, оформление и защита отчета по учебной, производственной и преддипломной практике.
Рабочая программа по практике разрабатывается преподавателями колледжа в составе программы профессионального модуля, рассматриваются и принимаются ЦМК, утверждаются заместителем директора по практике.
Отчет по практике является одной из основных форм контроля освоения общих и профессиональных компетенций студентов.
Оформление студентом отчета по практике проводится с целью:
— систематизации и закрепления полученной информации по профессиональной деятельности;
— получения практического опыта по видам профессиональной деятельности;
— развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
— подготовки к итоговой государственной аттестации.
Отчет по практике сдается студентом в сроки, определенные графиком учебного процесса в первый день после практики.
Содержание отчета должно соответствовать рабочей программе по практике.
Промежуточная аттестация что это в техникуме
от 5 апреля 1999 года N 16-52-59ин/16-13
В соответствии с Программой организационно-методических мер по введению в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 1998-2000 годы, утвержденной 25 марта 1998 года Минобразованием России, Управление среднего профессионального образования подготовило и направляет для практического применения «Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
Приложение
к письму Минобразования России
от 5 апреля 1999 года N 16-52-59ин/16-13
Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
1. Общие положения
1.2. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр. Основными формами промежуточной аттестации являются:
— экзамен по отдельной дисциплине;
— комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;
— зачет по отдельной дисциплине;
— курсовая работа (проект)*;
* Подробное описание организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования содержится в «Рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
1.3. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами.
Объем времени, отводимый на аттестацию, может быть увеличен за счет резерва времени учебного заведения, установленного Государственными требованиями.
1.5. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента и ее корректировку и проводится с целью определения:
— соответствия уровня и качества подготовки специалиста государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части Государственных требований;
— полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;
— сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных работ;
— наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой.
2. Планирование промежуточной аттестации
2.1. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает количество и наименование дисциплин для следующих форм промежуточной аттестации:
— экзамена по отдельной дисциплине, экзамена по разделу (разделам) дисциплины;
— комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам;
— зачета по отдельной дисциплине;
— курсовой работы (проекта), если она не предусмотрена Государственными требованиями;
— контрольной работы по отдельной дисциплине.
При планировании необходимо, чтобы по каждой дисциплине рабочего учебного плана, включая дисциплины по выбору и дисциплину «Физическая культура», была предусмотрена та или иная форма промежуточной аттестации.
2.2. При выборе дисциплин для экзамена по дисциплинам образовательное учреждение может руководствоваться следующим:
— значимостью дисциплины в подготовке специалиста;
— завершенностью изучения учебной дисциплины;
— завершенностью значимого раздела в дисциплине.
В случае изучения дисциплины в течение нескольких семестров возможно проведение экзаменов по данной дисциплине в каждом из семестров.
2.3. При выборе дисциплин для комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам образовательное учреждение должно руководствоваться наличием между ними межпредметных связей. Наименование дисциплин, входящих в состав комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам, указывается в скобках после слов «Комплексный экзамен» при составлении экзаменационных материалов, записи в экзаменационной ведомости, зачетной книжке и приложении к диплому.
2.4. По завершении всего курса обучения такими формами контроля учебной работы студентов, как экзаменами по дисциплине и комплексными экзаменами по двум или нескольким дисциплинам, должно быть охвачено не менее 60% дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности. В одном учебном году предполагается не менее 6 дисциплин.
2.5. Зачет по отдельной дисциплине как форма промежуточной аттестации может предусматриваться образовательным учреждением по дисциплинам:
— которые согласно рабочему учебному плану изучаются на протяжении нескольких семестров;
— на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки. Как правило, по таким дисциплинам требования к выпускнику предъявляются на уровне представлений и знаний.
2.6. Контрольная работа по дисциплине, реализуемая в конце семестра, может предусматриваться образовательным учреждением по тем дисциплинам, которые в основном предполагают решение практических задач.
3. Подготовка и проведение зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине
3.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине, объем контрольной работы самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением. Зачет и контрольная работа проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины.
3.2. При проведении зачета уровень подготовки студента фиксируется в зачетной книжке словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
4. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
4.1. Подготовка к экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам
4.1.1. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных графиком учебного процесса рабочего учебного плана. На каждую экзаменационную сессию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее чем за две недели до начала сессии.
4.1.2. К экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам допускаются студенты, полностью выполнившие все лабораторные работы и практические задания, курсовые работы (проекты) по данной дисциплине или дисциплинам.
4.1.3. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для одной группы в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день экзаменационной сессии.
4.1.4. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний.
Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин), обсуждается на цикловых (предметных) комиссиях и утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов.
На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания.
4.1.5. Форма проведения экзамена по дисциплине (устная, письменная или смешанная) устанавливается образовательным учреждением в начале соответствующего семестра и доводится до сведения студентов.
4.1.6. Основные условия подготовки к экзамену:
4.1.6.1. Образовательное учреждение среднего профессионального образования определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене.
4.1.6.2. В период подготовки к экзамену могут проводиться консультации по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
4.1.6.3. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:
— наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;
4.2. Проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
4.2.1. Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету студенту отводится не более 1 академического часа.
Экзамены по специальным дисциплинам, связанным с прослушиванием, просмотром учебных работ, спортивными выступлениями и т.п., принимаются двумя-тремя преподавателями соответствующей предметной (цикловой) комиссии. На их проведение предусматривается фактически затраченное время, но не более одного академического часа на каждого студента.
4.2.3. В критерии оценки уровня подготовки студента входят:
— уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине (дисциплинам);
-умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
— обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
Уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Образовательные учреждения могут использовать другие системы оценок успеваемости студентов, согласованные с учредителем.
4.2.4. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку студента (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительные). Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по дисциплине.
4.2.5. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому студент получил неудовлетворительную оценку. С целью повышения оценки допускается повторная сдача экзамена. Условия передачи и повторной сдачи экзамена определяются образовательным учреждением.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по: