Принцип равномерности налогообложения сформулированный а смитом означает что
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1.2 Принципы налогообложения
В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:
бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.
Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.
Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.
Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.
Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.
Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.
Принципы налогового администрирования:
Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.
Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.
Первое направление — экономические принципы.
Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством
и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.
Вертикальный аспект предполагает, что:
Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.
В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.
Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.
Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.
Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.
Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.
Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.
Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.
Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.
Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.
Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.
Третье направление — юридические принципы налогообложения.
Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.
В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.
Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.
Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.
Принципы налогообложения
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности (все остальные принципы, как считал А. Смит, занимают подчиненное данному принципу положение).
2. Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.
3. Принцип определенности, из которого следует что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.
4. Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
5. Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков и экономичности (эффективности).
Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.
Согласно принципу справедливости каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другими проявлениями этого принципа являются информированность налогоплательщика (обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее) и простота исчисления и уплаты налога.
Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.
Основные принципы налогообложения
То обстоятельство, что налоги стали основным источником доходов для государства, вынудило научный мир не только научно обосновать данное понятие, но и исследовать содержание понятия налогов. Более того, ключевым основанием к изучению данного термина послужила необходимость в том, чтобы разобраться в принципах, которые должны выстраивать государственную систему налогообложения.
Принципы налогообложения
Принципы налогообложения концентрировали на себе внимание практиков и теоретиков экономической науки с того самого момента, как заговорили об их возникновении. Наибольший интерес налоги стали вызывать в период возникновения финансовой науки.
Во времена меркантилизма в своих работах Ж. Боден, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Т. Ман, Дж. Локк, У. Петти пробовали сформулировать некоторые фундаментальные принципы построения налогообложения.
Первый и самый важный принцип налогообложения был сформулирован Ж. Боденом в своей работе «Шесть книг о государстве». Его смысл заключался в том, что никакой налог не может быть взыскан без согласия подданных.
Ж. Боден: «Монархи не имею права облагать своих подданных налогом без их согласия».
Дж. Локк утверждал, что для того, чтобы собрать налоги, нужно получить согласие большинства, которое оно даёт либо само, либо посредством избранных или представителей. Это было сказано в его труде «О гражданском правлении». Уже в середине XVIII в., как полагал Ж. Ж. Руссо, налоги не могут устанавливаться законодательным органом без согласия народа или его представителей. Примечательно, что все философы и законоведы признали это.
Ещё один вопрос, который волновал умы практиков и теоретиков был о справедливости и равномерности налогообложения. Т. Гоббс выступал с доказательствами преимуществ косвенного обложения и недостатками налогообложения имущества. Кроме этого утверждал, что косвенное налогообложения является самым равномерным и справедливым.
Примерно такие же объяснения системы налогообложения можно встретить и в «Трактате о налогах и сборах» У. Петти.
Однако стоит отметить, что до середины XVIII в. все эти обоснования не имели общей базы и носили весьма отрывочный характер. Физиократы были первыми, кто совершил попытку лаконично и логично сформулировать принципы налогообложения. Экономист из Франции В. Р. Мирабо высказал предположение, что любое налогообложение должно придерживаться следующих принципов:
Опираясь на собственные взгляды на землю, как на основной источник богатств, физиократы высказывали предположение, что облагаться должен чистый доход собственников земли. Их предположения были таковы, что налог на землю должен быть единственным, в силу того, что в итоговом варианте все остальные налоги перелагаются на чистый доход от земли.
Определение этого единственного и прямого налога должно происходить на основе кадастра и соизмеряться с производительностью земли.
Третий принцип, который обозначен выше, возник из-за существовавшей в то время системой сбора налога в форме откупа во Франции. Мирабо говорил о том, что те самые откупщики действуют по принципу паразитов, которые то и дело подтачивают государство и народное хозяйство. Его главная идея состояла в том, чтобы полностью искоренить откуп и избавиться от употребления слова откупщик во французском языке. Кроме этого Мирабо много внимания уделял юридическому обоснованию налогообложения. Наряду с Дж. Локком, Ж. Ж. Руссо он считал, что налоги не могут взиматься без согласия граждан или их представителей.
Серьёзный вклад физиократов состоит в том, что они первыми подняли и окончательно сформулировали вопрос о принципах налогообложения и выдвинули своё понимание данной проблемы.
А. Смит также сыграл не последнюю роль в процессе решения проблем, связанных с налогообложением. Он конкретно сформулировал основные принципы налогообложения. Его главный вклад заключается не в приоритете их открытия. Многие положения, о которых он писал, были сформулированы до него. Но нельзя не учитывать тот факт, что именно А. Смит первым обобщил и переосмыслил опыт предыдущих поколений. Это помогло ему прославиться как эксперту, который наиболее точно сформулировал ключевые принципы. Об этом говорили и много лет спустя, к примеру, учёные в XIX и XX вв.
Принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом, лежат в основе современных налоговых систем.
Разрабатывая данные принципы, А. Смит полагался на индивидуалистические теории государства, подразумевая что налоги – это основной источник покрытия непродовольственных затрат государства, что давало ему все основания считать интересы налогоплательщиков приоритетными.
Именно это стало причиной того, что его принципы в дальнейшем получили название «Великая хартия вольностей налогоплательщика» или «Декларация прав налогоплательщика».
Без сомнения, авторитет А. Смита в качестве выдающегося экономиста XVIII в. надавал этим принципам особую значимость.
Принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом в его фундаментальном труде «Исследование о природе и причинам богатства народов». Четвёртая книга «О доходах монарха и республики» гласит: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и каждого другого лица. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.
Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднить приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множества людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которое общество могло бы получить от приложения их капиталов».
Этот отрывок из книги позволяет чётко сформулировать четыре фундаментальных принципа налогообложения, которые по сей день актуальны:
Примечательно, что данные принципы, которые были сформулированы в XVIII в. до сих пор актуальны и стали основой для создания современной финансовой и налоговой политики государств. Однако, даже не смотря на высокий статус А. Смита, сформулированные им принципы налогообложения стали аксиомами прошло более сотни лет, а до момента их внедрения в финансовую политику государства, ещё немногим больше. Следует отметить, что только во второй половине XIX в., когда государство стало крепким и окончательно сформированным, принципы налогообложения смогли реализоваться в полной мере в налоговой системе.
В первую очередь, стоит сказать о том, что А. Смит в процессе формирования принципов налогообложения полагался на интересы налогоплательщика, а не государства. Уже в конце XIX в. немецкий экономист А. Вагнер добавил несколько положений. Разрабатывая систему принципов налогообложения, он взял за основу теорию коллективных потребностей, что позволило на первый план вынести ему финансовые потребности государства, без которых невозможно обеспечить коллективные потребности общества. Вагнером была создана система принципов налогообложения, которая затрагивала интересы налогоплательщиков и государства одновременно. Однако в приоритете было государство. Эта система имеет девять положений, которые поделены на четыре группы.
Первое место занимали финансовые принципы налогообложения. Они состояли в следующем:
Во вторую группу были включены народнохозяйственные принципы, она включала в себя:
Третья группа состояла из этических принципов:
Четвёртая группа состояла из административно-технических принципов:
А. Смит принцип справедливости определял к этической группе и по своему содержанию он соответствовал пятому и шестому принципам А. Вагнера. Ещё три принципа А Смит относит к организации и администрированию налогообложения, иначе говоря, они сопоставимы с принципами из третьей и четвёртой групп у А. Вагнера.
Отличие принципов налогообложения Вагнера и Смита
Ключевое отличие принципов А. Вагнера от принципов А. Смита заключается в том, что А. Вагнер относит первые два принципа к финансово-политическому блоку – достаточности и подвижности и определяет их ведущую роль выше принципа справедливости. Именно это кардинально отличает его от предыдущих исследователей.
Примечательно, что данная позиция сформировалась у А. Вагнера благодаря тому, что он сам являлся активным сторонником государственного вмешательства в экономику, считая, что общественно-хозяйственная система нужна людям в такой степени, что доставление для неё средств и их достаточность должны занимать приоритетное место в жизни общества. Однако он ни в коем случае не отвергал принцип справедливости, хотя и утверждал, что его воплощение должно происходить в той мере, в которой позволяют это сделать финансовые принципы.
Второй финансовый принцип – подвижность. Он заключается в использовании налога или целой системы, которая адаптируется к государственным нуждам. Иначе говоря, даёт возможность в весьма сжатые сроки увеличить или уменьшить налоговые доходы и таким образом облегчить налоговое бремя.
В качестве примера эластичного налога можно рассмотреть современный подоходный налог, который применяет прогрессивную шкалу налогообложения. Примером неэластичного налога являлся соляной налог, увеличение которого в России в XVIII в. стало причиной затяжных экономических последствий, в том числе и в социальной сфере.
Третий принцип налогообложения – надлежащий источник обложения – А. Вагнер интерпретировал так, что источником обложения должен быть доход, а также капитал.
Дискуссии по поводу третьего принципа налогообложения ведутся со времён А. Смита и по сей день.
А. Вагнер для объяснения данного принципа опирался на необходимость наименьшего стеснения народного хозяйства, а с другой стороны, хотел обеспечить лучшую реализацию социально-политических целей налога посредством обложения капитала, начиная с наследуемого.
Четвёртый принцип налогообложения А. Вагнером объясняется правильностью соотношения налогов. Он говорит о том, что налоговая система представляет собой систему совокупности налогов, что должна обеспечивать достаточное количество поступлений в бюджет при любых условиях.
Говоря о различия принципов, которые сформулированы А. Смитом и А. Вагнером, обязательно стоит сказать, что их различают между собой, в первую очередь два столетия.
В завершении необходимо ещё раз напомнить о том, что принципы налогообложения, которые были разработаны в XVIII-XIX вв. актуальны до сих пор в XXI в.