Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает что

Статья 9. Обеспечение равного доступа граждан государственной службе

Статья 9. Обеспечение равного доступа граждан государственной службе

1. На территории Рязанской области неукоснительно соблюдается конституционный принцип равного доступа граждан к государственной службе, являющийся основополагающим при формировании ее кадров.

2. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности государственной службы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

3. Не допускается установление при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в соответствии с федеральными и областными законами, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям соответствующей государственной должности.

4. Право граждан на равный доступ к государственной службе обеспечивается проведением конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы, условия которого определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законодательством Рязанской области о государственной службе.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает что

Статья 5. Принципы государственной службы

Государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Источник

Право граждан Российской Федерации участво­вать в управлении делами государства как непо­средственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции России)

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих предста­вителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:

Важнейшей формой участия граждан в управлении делами госу­дарства, а также высшим непосредственным выражением власти на­рода являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граж­дан является свободным и добровольным.

Активное избирательное право (право избирать) у граждан Рос­сии возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пас­сивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представи­тельного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по дости­жении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признан­ные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранно­го государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных си­стем — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандат­ным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голо­сов. При пропорциональной — голосование осуществляется за партийные списки, а из­бранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества подан­ных за них голосов. Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государ­ственную Думу Российской Федерации. В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государ­ственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой по­литической партии при условии его выдвижения.

Однако участие граждан в управлении делами государства вы­борами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с изби­рателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

Действенной гарантией надлежащего представительства интере­сов граждан является возможность отзыва должностных лиц избира­телями. Правда такая возможность имеется только в отношении депу­татов представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и обще­ственной жизни, имеющее обязательное значение для органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления.

В зависимости от уровня проведения референдум может быть об­щефедеральным, региональным и местным.

Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямо­го и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют гражда­не Российской Федерации, достигшие 18 лет.

Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума. К при­меру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссий­ского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет неча­стое применение референдума на уровне Российской Федерации.

Важный механизм участия в управлении делами государства свя­зывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государствен­ной должности в соответствии с их способностями и профессио­нальной подготовкой и без какой-либо дискриминации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификацион­ным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалифика­ционные требования включают в себя требования к уровню профес­сионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направ­лению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечива­ется применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификаци­онным требованиям.

Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосу­дия осуществляется следующими способами: участие в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя, арбитражного заседателя.

Введение института присяжных заседателей в судебное разби­рательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном раз­бирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы фак­та, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитраж­ными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоот­ношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профес­сиональными судьями.

Основные законодательные акты:

Источник

Статья 5. Принципы государственной службы

Статья 5. Принципы государственной службы

Государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными службами должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной службы: отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Источник

Обеспечение равного доступа на государственную гражданскую службу: механизмы, оценка эффективности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Равенство доступа на государственную службу – это основополагающий принцип организации государственной службы в Российской Федерации, подразумевающий предоставление возможности поступления на государственную службу любому гражданину, независимо от таких его характеристик, как раса, пол, имущественное положение, религиозные или иные предпочтения.

Значение равного доступа на государственную службу

Многие современные демократические государства провозглашают принцип равного доступа к несению государственной службы. Этот принцип имеет огромное значение для организации государственного управления в связи с тем, что обеспечивает предотвращение бюрократизации государственного аппарата и препятствует его превращению в самодовлеющую силу, действующую оторвано от населения. Правовые государства формируют систему надежных гарантий, препятствующих возрождению тоталитарной «номенклатуры», до сих пор реализуемой отдельными представителями государственного управления. Равенство доступа к несению государственной службы призвано обеспечить нормальную сменяемость чиновников, предотвратить кастовость государственной службы.

Равенство доступа государственной службы по своему содержанию выступает в качестве права граждан на осуществление замещения любой государственной должности без какой-либо дискриминации. При этом равенство доступа не дает права гражданину требовать предоставления ему желанной государственной должности, не налагает на государственные органы обязанности безоговорочного или немедленного предоставления такой должности.

Равенство доступа к несению государственной службы подразумевает наличие равных возможностей для каждого гражданина к поступлению на государственную службу при условии наличия вакансии и квалификационного соответствия. Гражданину не может быть отказано в поступлении на государственную службу по таким причинам как раса, пол, национальность, язык, социальное происхождение, имущественное положение, местожительство, религиозные или иные убеждения, принадлежность к общественным объединениям.

К гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы, федеральным законодательством предъявляется ряд требований. К числу этих требований относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Основанием для отказа в замещении государственной должности может быть:

Также в отношении государственных служащих применяется запрет на замещение должностей государственной службы в случае незаконного уклонения от прохождения службы в армии. Такой запрет не носит бессрочного характера.

Характеристика механизмов обеспечения равного доступа на государственную службу

Основным механизмам обеспечения равенства доступа на государственную службу является правовое закрепление этого принципа в законодательстве страны. Законодательное закрепление принципа обеспечивает возможность защиты гражданином своих прав при отказе к замещению должностей государственной службы.

Еще одним механизмом обеспечения равенства доступа к несению государственной службы является закрепление в законодательстве конкурсной системы отбора на ряд должностей государственной службы. Конкурсный отбор предполагает выявление наилучших претендентов на замещение должностей государственной службы исходя из их профессиональных качеств и опыта работы.

Также к механизмам обеспечения равенства доступа на государственную службу относится осуществление постоянного мониторинга подбора кадров, оценки соблюдения законодательства при назначении или конкурсном отборе государственных служащих.

Выявление случаев нарушения законодательства при отборе государственных служащих и осознание неотвратимости наказания должны стать ощутимым и значимым барьером на пути препятствования равному доступа на государственную службу.

Оценка эффективности механизмов обеспечения равного доступа на государственную службу

Следует отметить, что в настоящее время механизмы обеспечения равного доступа на государственную службу не достигли своего совершенства. В системе государственного управления продолжает процветать кумовство, родство, обеспечивающее формирование государственного аппарата не за счет профессиональных качеств, а за счет желание обеспечить работой и доходами своих родных, близких или иных лиц, обещающих выгоду от такого распределения государственных должностей.

Естественно, действия, предпринимаемые государственными властями для обеспечения равенства доступа на государственную службу, постепенно совершенствуются и дают получение определенного результата, однако данный процесс носит длительный характер, не всегда позволяющий получить краткосрочный эффект.

Государственные власти должны уделять значительное внимание соблюдению принципа равенства доступа на государственную службу в связи с тем, что именно его механизмы обеспечивают профессиональное выполнение государственными служащими своих обязанностей, непредвзятость государственных служащих, препятствуют развитию бюрократии и взяточничества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *