Примеры искажения исторического сознания в чем их причины
Медицинские интернет-конференции
Языки
Искажение исторического сознания как механизм манипуляции
Безногова Е.А., Орлова Д.В.
Искажение исторического сознания как механизм манипуляции
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Безногова Е.А., Орлова Д.В.
Научный руководитель: ассистент Аленин П.Н.
Просматривая фильмы, читая книги, мы не задумываемся о достоверности тех ли иных фактов. Порой про одно и то же событие мы можем прочитать совершенно разные вещи. В ходе изучения истории у человека формируется историческое сознание. Искажение реальной истории пагубно влияет на формирование правильного восприятия окружающего мира и происходящих процессов.
Существует несколько вариантов искажения исторического сознания:
В сталинские времена вместе со смертью партийных деятелей уничтожалось всякое упоминание о них в исторических источниках. При этом их достижения приписывались Сталину, его соратникам и большевикам с целью обвинения реальных лидеров в «предательстве», «контрреволюционных действиях». Так, был написан краткий курс истории под редакцией Сталина «Краткий курс истории ВКП (б)», в которой выделяется ложная информация о победах Красной армии. Историческое сознание искажалось большевиками и самим Сталиным с целью одержать победу в борьбе за власть при помощи газет, книг и учебников.
Кроме того, многие фальсификаторы трактуют совершенно иные факты Великой Отечественной войны. Их цель – свести на нет подвиг советских воинов с помощью таких приемов как подготовка нападения Сталиным, преувеличение потерь Красной Армии, принижение роли СССР в разгроме фашистских агрессоров. Попытки представить потери агрессора меньшими, чем они были в действительности, свидетельствуют о предвзятости тех, кто стремится сознательно принизить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Историки и журналисты, искажающие исторические факты называются фальсификаторами. Их цель — подточить силу и моральный авторитет современной России, лишить ее статуса страны-победительницы, со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями. Разделить и рассорить народы, использовать исторические спекуляции в геополитических играх.
В Украине есть некоторые историки, которые утверждают, что предками современных украинцев являются индоевропейцы, такие как Будда и Иисус Христос. Цель – превознести роль украинского народа в истории с помощью учебников истории для школьников и студентов, научной литературы, журналов и газет, а также с помощью ТВ-передач.
Искажение исторических фактов
Наука, именуемая историей, строится не только на фактах, более чем очевидных, но и на домыслах умов, которые ею занимаются, изучают и трактуют. Главная проблема истории состоит в том, что нужно не только собрать все знания в одном месте, а скорее домыслить, достроить воедино полученные знания, из маленьких кирпичиков информации, найти тот связующий материал, который сделает историю цельным предметом изучения.
Для того, чтобы понять, осмыслить происходящие в наше время события, нужны знания и у людей, к счастью имеется память о том, что было и, сопоставляя прошлое, можно предугадать будущее. Ведь Фалес, которого попрекали в бедности, разбогател благодаря знанием природы, а ведь природа систематична, то есть, он попросту сопоставил происходящее в прошлом, тем самым смог предугадать будущее.
Пожалуй, не буду так углубляться в термин «история», ведь основная тема моей статьи далеко не эта, а, скорее, побочный эффект при сложении истории — искажение исторических фактов.
Есть несколько способов, как можно исказить историю. Вот некоторые из множества вариантов и примеры, что разумеется очень важно.
II. Замалчивание информации, а так же игнорирование важности фактов.
То, что на самом деле является «решающим» фактором при поступлении информации в массы, может спокойно быть забыто, если разбить что-либо на маленькие абзацы, а затем чуть-чуть поправлено, не изменением, а удалением, на первый взгляд маловажных, но, на самом деле, глобальных факторов.
Из примеров я решил опять же написать о Германии и Первой мировой войне.
6 августа 1915 года состоялось газовая атака на крепость Осовец (польский фронт). 1600 человек скончалось, выжившие — атаковали немецкие войска погибая на ходу, от отравляющих газов. Это настолько поразило и испугало войска противника, что они не приняли бой и решили отступить, хотя их превосходство было очевидно.
Геройство и мужество российских солдат не получило большой огласки при Советском Союзе, связанно это было с тем, что герои выше упомянутой битвы воевали за Царскую Россию.
III. Перестановка приоритетов важности.
Кажется, что это — самый распространённый в наше время способ. Если имеется важный, но неудобный исторический факт, то его значимость уменьшают, при этом увеличивая значимость пустышки, на которую общество больше обратит внимание.
14-го августа этого года, всё внимание общества было сконцентрировано на Еврейской автономной республике. Там, как всем известно, Амур вышел из берегов, более чем 12 тысяч человек пришлось эвакуировать. Затем произошло что-то немыслимое: народ жадностью начал следить за Эстафетой олимпийского огня, которая началась 7 октября. В этом году произошло ещё более удивительное происшествие: пенсионерам, которые работают, обещали перестать платить пенсию. Но при этом откуда столько денег на эту злосчастную Эстафету? Одна только Республика Карелия потратит 6 миллионов рублей на неё! Сразу появляется вопрос: сколько же потрачено будет в целом? Ответа пока нет. А между тем, в Еврейской автономной республике пострадавшим от паводков помогают всего лишь шестью тысячами рублей в месяц и то, если будут работать.
IV. Ложный анализ.
Всем известно выражение: «Войны нет без жертв». Для того, чтобы попросту оправдаться перед обществом, правительство объявляет, что без жертв всё было бы гораздо хуже и цели, поставленные начальством, не были бы достигнуты, но ведь это «во благо человечества».
Колонизация Америки не прошла бескровно. Общее число уничтоженных индейцев составляет более чем 100 миллионов! И это ведь живые люди. Колонизаторы не считались с жизнями «краснокожих». А ведь в последние годы, индейцы не приносили правительству Америки больших хлопот. Они хотели лишь жить, но истребление не прекратилось. А ведь это, якобы, нельзя было избежать, зато рабовладение запретили, тем самым отмыли свои кровавые руки. Получается, что «самая демократичная страна в мире» получила территорию через убийства и ущемление прав коренных жителей.
Тот, кто намеренно искажает исторические факты, должен знать, что оставляет после себя только плохое, даже если делает это во благо.
Помните: «Мы живы, пока жива наша история».
Почему и как происходит искажение истории
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 09/2006, стр. 59-65
Почему и как происходит искажение истории
Полковник И. В. АГЕЕВ,
кандидат исторических наук, доцент
В ПОСЛЕДНИЕ годы заметно увеличилось количество военно-исторических публикаций, в которых искажаются многие события военной истории и рассматриваются, по мнению авторов подобных публикаций, «лишь наиболее существенные» из них. Вследствие подобного упрощения, на наш взгляд, появляется возможность субъективного отражения хода истории, так как одни факты или причины признаются первостепенными, другие, наоборот, несущественными. Субъективность усиливается из-за того, что история отражается конкретными людьми с их собственным мировоззрением, с субъективными знаниями, навыками и умениями, с симпатиями и антипатиями.
Субъективный подход обусловлен рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
во-первых, любое конкретное событие есть следствие множества причин (следствие одно, а причин несколько), с другой стороны, одна и та же причина может иметь несколько следствий;
во-вторых, причины могут непосредственно воздействовать на следствие, а могут (оставаясь первопричинами) оказывать опосредованное воздействие на то или иное историческое событие;
в-третьих, степень взаимодействия различных причин со следствием разная. Более того, с течением времени степень влияния одних и тех же причин может изменяться, другими словами, факторы могут иметь долгосрочный характер (например: климат, рельеф, менталитет наций и др.) или быть быстроменяющимися (как-то: действие какого-либо договора, партнерство в политическом союзе, погода во время боя и другие);
Таким образом, можно заключить, что изучение и отражение хода исторического процесса носит субъективный характер, а это снижает доверие к исторической науке в целом. Сложность, многогранность и неоднозначность социальных событий объективной реальности существенно облегчают процесс их искажения.
Предлагаем читателю посмотреть на проблему с другой стороны. Чтобы победить в борьбе против какой-либо национальности или народности, следует уничтожить ее корни, оторвать от целительного источника исторической памяти. То есть заставить любой народ полностью забыть свои исторические корни есть конечная цель информационной борьбы с ним, а промежуточным этапом при этом может быть искажение или фальсификация истории. Фальсификация как форма информационной борьбы применяется, как известно, в условиях, когда у противоположной стороны еще достаточно сил для сопротивления, и направлена она на ослабление духовного потенциала противника. При этом целью фальсификации истории является целенаправленное искажение (частичное нарушение) целостной картины исторического развития человеческого общества (или выбранной его части) в определенный временной промежуток.
Изощренность информационной борьбы с использованием фальсификации истории, объясняется, кроме того, разнообразием толкований исторических событий, на которые она может опираться. Представляется правомерным утверждение, что искажению могут быть подвержены любые исторические события (сведения, факты) и исторические личности.
Учитывая имеющиеся сложности изучения и описания событий прошлого, а также в связи с тем, что сама фальсификация истории осуществляется в комплексе со всеми формами информационной борьбы, считается, что лучших результатов можно достичь при общении с неподготовленной аудиторией слушателей. Чем выше уровень образованности обучаемых, тем труднее скрыть доведенную до них объективную реальность. При этом закрытость исторических источников, точно так же, как и игнорирование (забвение) самой исторической проблемы, играет на руку фальсификаторам. И это как бы две стороны одной медали. С одной стороны, закрытость исторических источников снижает объективность освещения тех или иных событий и фактов. С другой стороны, закрытость исторических источников сокращает число обучаемых, интересующихся ими. В таких условиях историческая наука, на наш взгляд, становится достоянием избранных, что ведет к сокращению контингента лиц для пополнения ее исследователей, уменьшает список потенциальных кандидатов для ее изучения и, как следствие, снижает качество исследований.
Развитие современной ситуации в мире показывает, что было бы крайне легкомысленным заявлять, что в настоящее время нет (или их количество сокращается) историков, политиков, военных, недоброжелательно относящихся к истории Российского государства.
Такая гипотеза позволяет взглянуть на отечественную историю как на науку, призванную защищать духовный потенциал нашего Отечества, его культурные, исторические ценности, оберегать нашу историю от всего наносного, привнесенного или субъективистского, выгодного кому-либо в данный исторический промежуток времени. Повышение уровня общего образования населения страны и открытость источников исторической информации повышает шансы на победу в информационной борьбе государства, против которого эта борьба ведется.
Известно, что для выявления причин возникновения какого-либо исторического события требуется собрать достаточное количество фактов. Но получаемый с использованием таких действий результат можно изменить, используя приемы искажения (подмены, подтасовки) или умолчания (забвения) отдельных фактов (аргументов), тезиса и причинно-следственных связей. При этом воздействие на историческое событие, которое фальсифицируют, может быть основано на прямом нарушении логики доказательства или на искажении исследуемого явления применением нелогичной речи.
Для того, чтобы напомнить способы фальсификации исторических событий, необходимо, на наш взгляд, более подробно рассмотреть возможные формы взаимодействия людей в процессе общения. Так, получая устную информацию, которая не вписывается в систему имеющихся знаний, люди начинают ее оспаривать (вслух или мысленно). При этом иногда может наблюдаться уважительное отношение людей друг к другу, а иногда в ход идут и ругань и даже мордобой. Важную роль здесь играет уровень культуры оппонентов, который не является доказательством. Почему это происходит? Попробуем пояснить.
Рассмотрим первый, так называемый культурный вариант. Эти разновидности споров, как правило, носят неантагонистический характер в связи с тем, что налицо лишь конфликт мнений по предмету спора. В зависимости от «масштабности спора» (численность участвующих в споре, продолжительность времени спора, широта затронутой проблемы и т. д.) конфликт мнений, имеющий целью достижение взаимопонимания, может приобретать форму дискуссии (спор между отдельными лицами) или может быть расширен до диспута (прений). В этом случае наиболее вероятно изменение собственных взглядов на предмет спора под воздействием доводов оппонента и быстрое его разрешение. Подобные споры можно отнести к группе предметных.
Видимо, и способы, используемые в спорах в случае конфликта мнений и конфликта позиций будут различаться. Анализ показывает, что в зависимости от вида спора возможны следующие варианты способов предметной и беспредметной фальсификации. В случае конфликта мнений, когда преследуется цель изменения взглядов на конкретные исторические события (факты) или результаты деятельности (образ) исторических личностей, мы имеем дело со способами предметной фальсификации, основными из которых являются: ложное основание, эклектика, ложный тезис.
Ложное основание — это способ, когда совокупность аргументов оказывается неполной, скрыты или искажены неугодные факты. Например, приводя в качестве примера неудачные действия Красной Армии при штурме «линии Маннергейма» в ходе Советско-финляндской войны (1939-1940), мало кто вспоминает об успешных действиях советских войск на мурманском, Кандалакшском, ухтинском, ребольском, петрозаводском и выборгском направлениях (военные действия велись на фронте шириной свыше 1000 км) в сложнейших природно-климатических условиях. Не случайно поэтому мнение о Красной Армии как о «колоссе на глиняных ногах» было навязано западноевропейскими военными, и его не разделяли представители стран Скандинавского полуострова. Разновидностью подобных способов фальсификации может быть ссылка на непроверенные положения или факты или аргументация с учетом пробелов в знаниях оппонента.
Тематика беспредметных споров может быть самой разнообразной, объектом словесной дуэли могут стать и исторические события, и личности. В соответствии с изложенным можно, на наш взгляд, выделить следующие способы беспредметной фальсификации военно-исторический событий: уход от предмета, демагогию (апелляцию к аудитории), переход на личность оппонента.
Уход от предмета — это способ, при котором среди многочисленных уловок в споре может применяться уход или отклонение от темы или попытка запутать основную мысль в деталях и частностях. Главное при этом навязать оппоненту выгодную для себя тематику. Однако следует учитывать, что применение подобного способа может решать задачу доказательства иного тезиса, является составной частью информационной борьбы в другой области.
Демагогия (апелляция к аудитории) — это способ, при котором преследуется цель увеличения количества сторонников своей позиции в споре за счет использования группового эгоизма, национальных или расовых предрассудков слушателей и др. Достаточно вспомнить попытку опровержения эволюционной теории Дарвина, изложенной в научном труде «О происхождении видов», представителями церкви обращением к публике: «Те, кто имеют в своей родне обезьян, могут оставаться приверженцами подобных (дарвиновских) взглядов, кто верит в божественность происхождения человека, должны верить Библии и нам, церковнослужителям».
Доказательство ложного тезиса (при предметной фальсификации) также может быть использовано для реализации рассматриваемого способа. Подобное имеет место, когда доводы фальсификаторов «подталкивают» аудиторию к нужному для них выводу. Например, соответствующее мнение о действиях советских войск в Советско-финляндской войне (1939-1940) должно сложиться у читателя после следующей фразы: «В результате общие потери Красной Армии за 105 дней боев достигали по разным источникам от 130 до 390 тыс. человек, в то время как безвозвратные потери финнов составили лишь до 25 тыс. человек». В этом случае следует обратить внимание на то, что в одном предложении приводятся для сравнения общие потери одной стороны и безвозвратные потери другой. Может ли неспециалист разобраться в подобных тонкостях? Но цифры запомнятся и в совершенно определенном контексте! Среди демагогических способов можно выделить также ссылки на авторитеты или, наоборот, «аргумент к жалости» и др.
Переход на личность оппонента — это способ фальсификации, который преследует те же цели, что и способы предыдущей группы, но объект воздействия при этом иной. Примером может служить ссылка на порочащую действия оппонента мотивацию (трусость, жажда наживы и т. д.) или на какие-либо его (или его сторонников) проступки или неэтичные действия. В наши дни эффективность подобных способов достаточно часто усиливается использованием возможностей современных медиатехнологий. К этим способам можно отнести ссылки на неосведомленность оппонента в той или иной области, «жонглирование» личными качествами противника в споре (ссылка на возраст, образование, положение и т. д.), оказание силового давления (запугивание, угрозы), аргумент к жалости или ставка на ложный стыд и другие. В целом, учитывая специфику информационной борьбы, в случае использования исторической тематики, следует ожидать использования всего многообразия способов фальсификации, однако наиболее вероятно широкое применение именно способов беспредметной фальсификации.
Здесь мы подходим к пониманию необходимости использования в военно-историческом доказательстве сопоставимых аргументов и тезисов (не следует путать ситуацию, когда ранее доказанные или недоказанные тезисы могут впоследствии становиться аргументами в новом доказательстве). Но самый важный вывод заключается в том, что при опровержении фальсифицированной истории необходимо выделить самый главный тезис и тем самым определить цель и организаторов фальсификации. Именно выявление и опровержение этого главного тезиса сведет на нет все их ухищрения, именно эта задача является главной в ходе информационной борьбы.
В этом случае следует обратить внимание, на наш взгляд, на сам ключевой тезис книги В.Резуна. Автор достаточно умело производит подмену понятий, заменяя положение о «наступательном характере военной доктрины СССР» положением о «подготовке страны к агрессии». Разобраться в подобных тонкостях может только человек, в достаточной степени подготовленный по оперативно-стратегическим вопросам, но книга то рассчитана на массового читателя!
Положения, изложенные в статье, могут вызвать возражения или даже принципиальное неприятие. Автор предлагает дискуссию по предмету данного научного исследования, которое, безусловно, не является завершенным.
Логика и теория военного дела// Военная Мысль. 2002. № 3. С. 44-54.
Постижение военного искусства. Идейное наследие А. Свечина// Российский военный сборник. Выпуск № 15. М.: Русский путь, 1999. С. 501.
Бывший советский офицер ГРУ, бежавший в Англию. Там же начал активную издательскую деятельность под псевдонимом Суворов.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте