Прикорм со скольки месяцев начинать и что давать на искусственном вскармливании
Первый прикорм с 4-5 месяцев: продукты, примерное меню
— 3-5 дней до и после прививок.
Какие продукты надо вводить в 4-6 месяцев 1
Первые прикормы в 4 месяца — это каши или овощные пюре. Как выбрать:
— если у вашего малыша большой вес или плотный стул – пробуйте овощи,
— если ребенок прибавляет не больше среднего или у него жидкий стул, – пробуйте каши.
В прикорм с 4 месяцев добавляйте масло: растительное или сливочное. Жиры нужны ребенку.
Каша. Без молока и без глютена: рисовую, гречневую или кукурузную. Используйте кашу промышленного производства, например, Nutrilak Premium PROCEREALS. Готовьте ее на грудном молоке, смеси или воде. Молочные каши и содержащие глютен предлагайте после риса, гречки или кукурузы.
Мясо. После каш и овощей – с 6 месяцев: говядина, нежирная свинина, индейка, кролик. Добавляйте в овощи.
С 6 месяцев можно дать пюре из груш или яблок. К 7 месяцам можно до 60 г фруктового пюре, если малыш хорошо ест другой прикорм.
Как вводить прикорм в 4 или 5 месяцев
2. Каждый день – на ложечку больше.
3. После прикорма докормите грудью или смесью.
4. Через 7-10 дней вы дойдете до нужного количества: 150 г.
Какие продукты вводить еще рано
Что еще вводить рано? Молочные продукты, цельное молоко, яйца, любые напитки, хлеб, рыбу.
Какие продукты вызывают аллергию
На любой продукт может быть аллергическая реакция, поэтому прикорм вводится постепенно. Из тех, которые предлагают с 4 до 6 месяцев, чаще вызывают аллергию сливочное масло, говядина (телятина).
Примерное меню
Если начало прикорма в 5 месяцев, то примерное меню в 6-7 месяцев выглядит так:
Грудное молоко или смесь
150 г каши. После прикорма предложите грудь, если малыш на ГВ
Грудное молоко или смесь
Пюре из овощей 150 г, пюре из мяса 30 г. После предложите грудь, если малыш на ГВ
Грудное молоко или смесь
Что делать, если ребенок отказывается от прикорма
Малыш выплюнул все обратно? Предложите завтра. Бывают дети, которые осторожно относятся к новому вкусу. Иногда они соглашаются только на 10-15й раз. Что делать, если ничего не помогает?
Отказывается от любого прикорма. Если ребенок отказывается от прикорма, не стоит переживать. Терпеливо предлагайте пробовать новую для него пищу.
Отказывается от одного продукта. Малыш упорно закрывает рот перед кабачками? Предложите ему ложечку брокколи или попробуйте начать с каши на привычном грудном молоке или смеси.
Когда вы нашли, что он ест охотно, новую еду можно подмешивать в понравившееся блюдо. И «маленьким нехочухам», и аллергичным детям постепенно удается подобрать подходящий прикорм. Ваши последовательность и спокойствие будут вознаграждены. В конце концов все дети начинают есть «более взрослую» еду.
Введение прикорма детям первого года жизни
В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью улучшения переваривания. Такая система введения прикорма определялась очень широким распространением искусственного вскармливания, которое в основном было не адаптированным относительно женского молока (бифидо-кефир, рис или греча, из промышленных смесей — «Малютка» или «Малыш»). Они включали неизмененный белок коровьего молока, углеводы были представлены главным образом сахарозой и глюкозой, а жиры представляли собой смесь насыщенных и ненасыщенных в основном длинноцепочечных жирных кислот. На этом фоне у детей очень часто развивались ферментопатии, нарушения микробиоценоза кишечника, аллергические дерматиты, анемия и рахит. Для уменьшения негативного влияния предлагалось очень медленное введение продуктов (начиная с капель — как бы «подготавливая» кишечник) и очень раннее — для максимально быстрого замещения основной молочной смеси.
Схема введения прикорма выглядела следующим образом: начиная с 3 нед предлагалось вводить соки (с капель), потом — овощной отвар, постепенно добавляя по одному компоненту для того, чтобы «приучить» ребенка к этим продуктам. В 2 мес вводилось фруктовое пюре, в 3 — кефир, в 4 — каши, в 5 — овощное пюре и творог, затем — яйцо, в 7 мес — мясо и печенье.
И если чередование продуктов для прикорма, скорость их введения во втором полугодии у детей первого года жизни незначительно отличались в различных странах, то столь раннее введение прикорма в первом полугодии не имело аналогов в мире. Эпидемиологические исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 1999–2002 гг., направленные на выявление причинных факторов распространенности гастроэнтерологических, аллергологических, иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения, установили, что одной из ведущих причин развития этих заболеваний является раннее введение прикорма.
Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи.
Своевременное введение правильно подобранных продуктов прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и созревания.
В течение всего периода введения прикорма материнское молоко или заменяющая его смесь должны оставаться основным продуктом, потребляемым грудным ребенком.
Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами прикорма обусловлены:
Продукты прикорма можно разделить на две категории. Пища переходного периода — это продукты прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых и физиологических потребностей грудного ребенка. Пища с семейного стола, домашняя еда — это продукты прикорма, которые вводятся в рацион ребенка раннего возраста и приближаются по составу к тем продуктам, которые потребляют остальные члены семьи.
Способность потреблять твердую пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, мочевыделительной и иммунной систем.
До 4 мес у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации, необходимой для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить, поэтому введение полутвердой пищи до этого времени не физиологично.
Пищеварение и всасывание. Введение прикорма целесообразно только после того, как полностью созреют желудочные, кишечные и панкреатические пищеварительные ферменты. У различных детей, в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости, наследственно обусловленных факторов, полноценно функционировать ферменты начинают в разные сроки, но не ранее 4 мес. Именно поэтому раннее введение прикорма сопряжено с появлением кишечной дисфункции.
Почечная функция. Под нагрузкой растворенных веществ на почки понимается суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. Это не трансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты — главным образом электролиты: натрий, калий, хлор, фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, — и конечные продукты обмена веществ, в частности азотные соединения. Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки — это растворенные вещества эндогенного и пищевого происхождения, которые должны быть выведены с мочой. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия, фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки на почки.
Наименьшую потенциальную нагрузку «осмотически активных веществ» на почки имеют грудное молоко — 93 мосмоль/л, детские смеси — 135 мосмоль/л. При введении прикорма нагрузка увеличивается в два и более раз. Формирование почечной функции происходит примерно к 4 мес, а у детей, перенесших хроническую внутриутробную или постнатальную гипоксию, и в более поздние сроки (примерно к 6 мес). Таким образом, и с этой точки зрения введение прикорма после 4–6 мес безопасно.
Иммунная система. Незрелая слизистая кишечника детей грудного возраста крайне подвержена действию энтеропатогенных микроорганизмов и чувствительна к антигенам, содержащимся в пище. В первые месяцы жизни, когда иммунная система кишечника еще не развита, решающую роль в поддержании здоровья ребенка играют неспецифические факторы защиты, к которым относится грудное молоко. Кроме того, кишечная стенка в этот период жизни ребенка является хорошо проницаемой для макромолекул, прежде всего аллергенов пищи. Под воздействием лимфоцитов и частично гидролизованного иммуноглобулина G грудного молока созревает лимфоидная система кишечника (GALT — Gut associated lymphoid tissue), которая не только является главным фактором защиты, но и снижает проницаемость стенки кишечника. К потенциальным антигенам относятся белки сои, клейковина, белки коровьего молока, яйца, рыба и др. Таким образом, чем раньше вводятся эти продукты, тем выше риск антигенного воздействия.
Особое внимание необходимо обратить на то, что таким антигеном может быть белок сои, смеси на основе которого в настоящее время часто назначают при появлении кожных изменений, вне зависимости от их генеза. Смеси на основе сои должны назначаться только при условии непереносимости белка коровьего молока и при обязательном контроле индивидуальной реакции ребенка.
Введение прикорма у детей первого года жизни
При введении прикорма у детей первого года жизни следует учитывать ряд положений.
Сроки введения прикорма в нашей стране по-прежнему несколько отличаются от мировых норм и рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 мес, а после 6 мес добавлять в рацион новые продукты достаточно быстро. Отечественные специалисты (И. Я. Конь и соавт., 2000) рекомендуют вводить первый прикорм с 4 мес и более медленными темпами. По-видимому, нецелесообразно рассматривать сроки введения прикорма как своего рода догму. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так, при грудном вскармливании, наличии у матери установки на длительную лактацию, хорошем физическом и психомоторном развитии ребенка прикорм можно начинать вводить с 6 мес. При искусственном вскармливании, возможно, целесообразно сохранить введение новых продуктов с 4 мес. При наличии в семье аллергической предрасположенности, проявлений дерматита у ребенка введение прикорма можно несколько отложить, так же как, например, при длительно неустойчивом стуле или позднем старте ферментов.
Первый прикорм — фруктовый сок и пюре. В России это традиционно яблочное пюре, лучше из чуть «припущенного» яблока: в нем меньше экстрактивных веществ. Желательно, чтобы яблоко было зеленое или желтое. Можно пользоваться и «промышленными» пюре, особенно в зимне-весенний период. Они не менее полезны и содержат необходимые витамины и пищевые волокна. В состав соков входят экстрактивные вещества, более активно влияющие на кишечник. Вопрос, что вводить в начале — сок или пюре, можно решать индивидуально. Следующим фруктом может быть банан, потом абрикос, чернослив (все в виде пюре). Очень хорошо использовать сочетания — яблоко-кабачок или тыква. В 4 мес эти продукты почти безопасны, а в 1–1,5 мес с огромной долей вероятности они вызовут аллергические реакции, кожные проявления или усиление болей в животе.
Фруктовые, фруктово-овощные и овощные пюре и соки могут быть приготовлены из одного или двух видов фруктов, а также из смеси фруктов и овощей. Соки могут быть осветленными и с мякотью. Соки с мякотью вводят позже, чем осветленные, хотя они содержат растительные волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, и могут использоваться как способ лечения запоров.
Основные правила при использовании соков.
В состав плодово-овощных пюре могут входит только фрукты и овощи, либо их сочетания с формообразующими компонентами — крахмалом, мукой, загустителями. Фруктовые пюре могут быть одно- и многокомпонентными. Принципы введения пюре те же, что и при введении соков.
Фруктовые пюре могут быть различной степени гомогенизации — полностью измельченные, мелко- и крупноизмельченные. Это деление соответствует стадиям введения продуктов и подготовки ребенка к употреблению твердой пищи. Кроме чисто фруктовых или овощных пюре, в настоящее время на рынке имеются комбинированные продукты, например с добавкой йогурта или каш. Начинать давать их нужно в сроки, соответствующие периоду введения второго компонента, т. е. в период включения в рацион кисломолочных продуктов — в первом случае и каш — во втором.
Фруктово-овощные блюда всегда более вкусные, сладкие и вводятся как фруктовое пюре.
В дальнейшем вводят менее вкусные овощные пюре, к которым нужно приучать ребенка более постепенно. При их введении необходимо учитывать состав, а также индивидуальную реакцию ребенка на состав пюре. При введении овощных пюре начинать следует с тех, которые состоят из минимального количества овощей, постепенно вводят пюре с более сложным и измельченным более крупно составом. Речь идет о пюре из кабачков, тыквы, сладкого картофеля, затем к ним добавляются пюре из моркови, гороха и других бобовых, капусты. В последнюю очередь, после 9–10 мес, вводят пюре, содержащие томаты, лук, специи. Обычно в состав пюре входит растительное масло, поэтому дополнительно его вводить не следует.
Каши являются важным прикормом, который следует добавлять в рацион после фруктовых пюре и соков. Все каши делятся на молочные и безмолочные, а также содержащие один злак или несколько злаков, возможно включение фруктовых и овощных добавок. При наличии этих добавок прикорм относится к кашам, а не к фруктовым пюре.
Молочные каши промышленного производства являются в основном инстантными, т. е. не требуют варки. При разведении их водой в соотношении, указанном на коробке, получается каша, содержащая молочный компонент в виде соответствующей смеси, выпускаемой данной фирмой, или реже — в виде коровьего сухого молока.
На упаковке некоторых каш указывается, что они «не содержат глютена». Глютен, или белок клейковины, содержится преимущественно в злаках. Он может вызывать повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, что ведет к понижению всасывания, учащению стула, развитию истощения и анемии. Это состояние называется глютеновой энтеропатией или глютенчувствительной целиакией. Клейковина представляет собой смесь белков, содержащихся в зерновых продуктах. Для кишечного эпителия токсичной является глиадиновая фракция клейковины. Наибольшее количество глиадина содержится в пшенице.
Истинная целиакия представляет собой довольно редкое заболевание. Однако поздний старт ферментов тонкого кишечника может затрагивать и глютенрасщепляющие энзимы. В этом случае возникают не только клинические кишечные проявления, возможна также задержка физического и психомоторного развития. Установлена прямая связь между временем введения прикорма и клиническими проявлениями глютеновой болезни. В то же время у большинства детей введение глютенсодержащих продуктов после 6 мес уже не вызывает этих изменений. Более того, даже у малышей с первичной целиакией позднее начало введения глютенсодержащих продуктов вызывает отсроченное развитие клинической картины. Последнее достаточно важно, так как в особо уязвимый период ускоренного физического развития не возникает помех для питания и роста ребенка. Поэтому первое введение каш лучше начинать с безглютеновых продуктов, не следует также начинать давать цельные каши после 6-го месяца жизни.
Традиционно западные фирмы используют рисовую, пшеничную муку, реже — овсяную, манную и совсем нечасто — гречневую. Это объясняется тем, что на Западе данные злаки считаются наиболее важными для младенцев, и назначение каш начинают именно с них.
В России принято начинать введение в рацион данного вида прикорма с каш из гречневой и овсяной муки. Изготовление каш из этих круп является данью традициям нашей страны, и производятся они в основном для реализации на территории СНГ.
Известно, что кукурузная мука реже других вызывает аллергические реакции, а рисовая содержит наибольшее количество необходимых витаминов. Рисовая мука для детского питания обычно готовится из недробленого риса, поэтому эти каши не обладают свойством замедлять перистальтику и не провоцируют развитие запоров у детей. Поэтому изготовленные промышленным способом каши из рисовой муки можно рекомендовать всем детям, даже имеющим склонность к урежению эвакуации кала, тогда как рисовая каша домашнего приготовления из размолотого дробленного очищенного риса может провоцировать замедление перистальтики. Овсяные каши, напротив, усиливают перистальтику и способствуют лучшей эвакуации желчи.
Каши из нескольких злаков в сочетании с фруктовыми наполнителями лучше вводить ближе к году. Это в первую очередь относится к кашам с медом, шоколадом, какао, орехами и лесными ягодами.
Мясо, рыбу вводят в 7–8 мес, обычно в сочетании с овощами. Мясо начинают давать ребенку в измельченном, взбитом виде, постепенно переходя на более крупные провернутые через мясорубку или мелко порезанные кусочки — с учетом возможностей ребенка. Ребенок не должен давиться пищей, чтобы не развивался отрицательный рефлекс на еду. Начинать лучше с малокомпонентных мясоовощных пюре или с чисто мясных пюре, которые добавляются к привычным для ребенка овощам. В России традиционно используются картофель, капуста, кабачок, тыква, репка. Морковь необходимо вводить очень осторожно. Особое внимание следует уделять использованию помидоров — дети до 1 года переносят их довольно плохо: они могут провоцировать пищевые «срывы». К добавлению лука и специй также нужно относиться с осторожностью.
Мясо можно использовать любое — говядину, телятину, индейку, крольчатину, нежирную свинину, курицу. Вводить различные сорта мяса необходимо постепенно, с учетом пищевых пристрастий ребенка, контролируя его состояние.
В 6–8 мес вводятся творог и кисломолочные смеси. Детям с рахитом и анемией эти продукты можно начинать давать и раньше — c 5 мес.
В 8 мес вводят хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и смешивают с фруктовым пюре.
Желток, если у членов семьи нет на него аллергии, лучше включать в рацион начиная с 10–11 мес, в этот же период можно начинать давать слабые бульоны.
Таким образом, в первые 6 мес ребенка почти не «нагружают» незнакомой пищей, тогда как во втором полугодии довольно быстро можно ввести все необходимые ингредиенты.
Всю новую пищу необходимо включать в рацион постепенно, по одному компоненту. При появлении отрицательной реакции данный вид прикорма или составляющий его продукт «убирается» из рациона минимум на 1 мес.
Пищевой рацион ребенка должен строиться таким образом, чтобы сформировать у него рефлекс: завтрак (чаще каша), обед (овощное пюре, потом пюре с добавлением мяса и бульона), полдник (творог с печеньем и фруктовым пюре), ужин (кефир, молоко или каша). Желательно между кормлениями ребенку ничего не давать. Если малыш находится на грудном вскармливании или привык к какой-то смеси, то, возможно, после любого вида прикорма ему потребуется немного любимого продукта.
Итак, рекомендуется следующая последовательность введения прикорма:
4–6 мес — фруктовые пюре и соки;
5–6 мес — овощное пюре;
7–8 мес — мясо; рыба — после 10 мес;
8–9 мес — печенье, творог, кефир;
10–11 мес — желток, бульон.
Можно первоначально вводить кашу, а потом овощное пюре. Творог по медицинским показаниям (течение рахита, анемия, гипотрофия) начинают вводить в 5–6 мес. При стойких запорах с 4 мес можно включать в рацион заквашенные кисломолочные смеси или кефир.
Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, профессор
МНИИ педиатрии и детской хирургии, Москва
Энциклопедия мам
Вопрос первого прикорма встает перед каждой мамой спустя несколько месяцев после появления на свет малыша. Он часто вызывает много споров и разногласий. Как правильно вводить прикорм? Когда лучше приступить к этому процессу и что использовать первыми? Как убедиться, что малыш уже готов? Когда вводить прикорм при искусственном вскармливании? Давайте попробуем разобраться, что по этому поводу советует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Союз педиатров России, и как грамотно приступить к прикорму, чтобы помочь растущему оргазму познакомиться с новым этапом его жизни без негативных последствий.
Что такое введение прикорма?
В целом, процесс подразумевает собой кормление грудных детей пищей, которая к этому возрасту становится нужна, чтобы дополнить грудное молоко или смесь. Она делится на две группы:
Постепенно дети приучаются есть домашнюю пищу, пока она полностью не заменит грудное молоко/смесь. В среднем, здоровый ребенок к 1 году физически способен полностью перейти на пищу с семенного стола. Ребенок не обладает физиологической зрелостью, чтобы сразу освоить такую пищу, поэтому для преодоления этого разрыва ему необходима специальная адаптивная пища (пища переходного периода).
Первый прикорм при грудном и искусственном вскармливании. Когда начать?
Вопрос, который волнует всех, когда вводить прикорм при грудном вскармливании и искусственном питании?
Согласно рекомендациям, которые дает ВОЗ, первый прикорм, при обоих типах питания, следует начинать, если ребенку минует полгода, в некоторых случаях можно начать немного раньше, но не ранее 4 месяцев. К этому моменту организм малыша достаточно сформируется и окрепнет, чтобы начать освоение новой пищи. Союз педиатров России советует начинать знакомство с пищей в период с 4 до 6 месяцев, но не забывать при этом учитывать индивидуальные особенности малыша.
Раньше 4-х месяцев организм малыша не имеет пищеварительных ферментов и достаточного иммунитета, необходимых для правильной реакции на ранее неизвестную пищу, а значит увеличивается риск возникновения аллергических реакций. Кроме того, примерно к 5-6 месяцам кроха обретает способность глотать пищу, а не выталкивать ее изо рта, что связано с развитием его нервной системы.
Если вы задаетесь вопросом нужен ли вам и как правильно вводить прикорм в 4 месяца, то лучше обратиться за рекомендациями к своему педиатру.
Если ввести прикорм слишком поздно, то может возникнуть ситуация дефицита микроэлементов в организме ребёнка, так как грудное и искусственное вскармливание уже перестают закрывать все необходимые потребности подрастающего организма.
Правила успешного прикорма
Перед началом знакомства малыша с новой пищей надо разобраться в некоторых основных нюансах того, как правильно вводить прикорм ребенку:
Календарь введения прикорма
Как правильно начинать прикорм? Представляем ориентировочный календарь введения прикорма для детей от 4-6 до 12 месяцев. Его основные моменты основаны на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения и Союза педиатров России.
Рацион ребенка 4-5месяцев
Тем, кто думает о начале знакомства малыша с новой пищей в 4 месяца мы советуем проконсультироваться со своим педиатром. Он посмотрит есть ли в этом необходимость и даст рекомендации с чего и как вам лучше начать.
Как правильно вводить прикорм в 5 месяцев?
Прикорм в этом возрасте лучше всего будет вводить с овощного пюре или каши. Эти продукты являются самыми легкими для освоения детским организмом.
Например, к прикорму овощами можно приступить с 0,5 ч/л (3гр.) кабачкового пюре. В течение первой недели необходимо ограничиться только этим продуктом на завтрак, с каждым днем увеличивая объём и доведя его до 27 ложек (166 гр.). Когда объём пюре составит больше 100 гр. рекомендуется добавить в него 1ч/л растительного масла. Завершаем завтрак грудным молоком или смесью до полного насыщения.
На следующей неделе начинаем вводить новый овощ – цветную капусту. Готовим два вида пюре на завтрак – введённый кабачок и новое пюре цветной капусты. Сперва предлагаем 3 гр. нового пюре, а затем добавляем уже введенные ранее 166 гр. пюре. В течение одной недели целиком вводим цветную капусту, заменяя ей кабачок.
На третью неделю хорошо подойдет овощное пюре брокколи. Вводим так же с 3 гр. и остальное докармливаем уже знакомым пюре до целой порции.
После того, как малыш успешно освоит овощные пюре, когда вы уже довели их объем до целой порции, можно попробовать приготовить на завтрак кашу. Например, вводим гречку на завтрак. Действуем так же, увеличивая объём от 3 гр. до 166гр. за неделю с добавлением 1ч/л сливочного масла со 100 гр. каши. Ранее введенные овощи кушаем на обед в полном объёме.
Как правильно вводить прикорм в 6 месяцев?
Если к этому периоду вы уже ввели ряд продуктов, то продолжайте их употребление, добавляя к ним новые.
Дальше можно вводить, например, рисовую или гречневую каши, действуем так же, как с пюре. Берем 0,5 ложки новой каши, остальное докармливаем уже введённой кашей с маслом. Введённые ранее овощи кушаем на обед.
На обед стоит предлагать новые пюре, например, тыкву. При этом завтрак оставляем без изменений, не вводя новые виды каш.
Широкий выбор фруктовых и овощных пюре для детей от 6 месяцев, а также разнообразных каш для деток от 4 месяцев производимых на адаптированной молочной смеси на основе козьего молока представлен на нашем сайте. За счет наличия в составе пребиотиков, и особого комплекса DigestX снижается риск возникновения колик, запоров, укрепляется иммунитет, улучшается энергообмен и пищеварение в целом. А нежный сливочный вкус каш и пюре Kabrita нравится каждому малышу!
Рацион ребенка 7 месяцев
Далее включаем в рацион ребенка фруктовое (яблоко и груша) и мясные пюре (индейка и кролик). Фруктовое пюре вводим на завтрак, также начиная с 0,5 ч/л и наращивая объём до 10 ч/л, докармливаем введённой ранее кашей.
Мясное пюре из кролика включаем после полного введения яблочного пюре. Предлагаем на завтрак, начиная от 0,5 ч/л и не спеша доводим до 8 ч/л. Докармливаем уже введённой ранее кашей.
Продумывая питание малыша, старайтесь организовывать ему уже полноценные завтраки и обеды, приучая принимать пищу в определённое время.
Рацион ребенка 8 месяцев
Скорее всего, первые попытки есть самостоятельно появятся у вашего крохи приблизительно в возрасте восьми месяцев. Поддерживайте малыша в этом начинании и давайте ему мелкие кусочки овощей и фруктов, которые он сможет держать в руке самостоятельно.
Также, это время подходит для ввода в рацион рыбы, творога (не более 50 г/сутки) и детского кефира/биолакта (до 200 г/сутки). Из рыбных отдавайте предпочтение треске, минтаю, морскому окуню, лососю, судаку или карпу, и давайте ее не чаще двух раз в одну неделю.
Можно начинать комбинировать продукты между собой, добавляя, например, ягоды в кашки или творожок. Начинаем давать также по чуть-чуть, постепенно увеличивая количество.
Рацион ребенка 9-12 месяцев
К девяти месяцам большая часть необходимых сейчас продуктов уже скорее всего введена, поэтому продолжайте увеличивать рацион ребенка, уходите от пюреобразного вида и переходите на мелко и крупноизмельченную консистенцию. К году здорово начать включать в питание свежую зелень с огорода.
Примерно в годовалом возрасте большинство детей стремится брать столовые приборы, самостоятельно сидя за столом и пить из кружки. Не мешайте малышу, а наоборот поощряйте его стремления, пусть это пока получается не умело, ведь это сложный навык, который нужно развивать постепенно, и отличная тренировка для мозга.
ВОЗ рекомендует продолжать кормление грудью и искусственной молочной семью ребенка и после введения прикорма.
Каша или пюре? С чего лучше начать?
Точного ответа на этот вопрос нет. Вы вправе начать по своему желанию, учитывая ряд рекомендаций:
Вода для грудного ребенка
ВОЗ советует не давать воду детям, которые находятся только на грудном вскармливании, потому что молоко в полной мере способно дать малышу все нужные элементы для роста и развития. Исключение, конечно, делают во время жаркой погоды и болезни, тогда водичку даем понемногу и аккуратно, с ложечки. Дети, которые питаются адаптированными молочными смесями нуждаются в воде, но только по собственному желанию, насильно допаивать их необходимости нет. После того как вы решили начать давать прикорм самое время наладить питьевой режим ребенка. С добавлением в рацион новых блюд вода важна маленькому организму для лучшего усвоения и комфортного пищеварения.
Развиваем вкус
Очень важно не просто накормить ребенка, а научить его есть с удовольствием. В этом вопросе вам может помочь производитель детского питания Kabrita (https://www.kabrita.ru/produktsiya/). У них вы сможете найти большой ассортимент качественных пюре и кашек для первого прикорма, и кроме того, полезные продукты для дальнейшего питания и формирования вкуса детей.
Главное, чего вы должны добиться – это заинтересованность ребенка в продуктах питания на вашем столе, его желание самостоятельно брать в руки и пробовать.
Что для этого делать?
Научите малыша чувствовать еду, её текстуру, форму и запахи. Рассказывайте о вкусах еды, детей постарше просите рассказать о том, что они ощущают (кислое, соленое, сладкое горькое, хрустящее и т.п.).
Развитие навыков жевания
Многие родители сознательно долго кормят детей протертой и жидкой пищей, чтобы снизить риски протестов против кусочков, скандалов из-за нежелания есть самостоятельно и боязни, что малыш подавится.
К 9-10 месяцев ребенок обязательно должен начать есть более плотную и твердую пищу. Этот навык тесно связан с развитием речи, здоровьем зубов и формированием прикуса. И конечно, тем самым вы откроете ребенку удивительным мир вкусной пищи.
Начните предлагать с продуктов, которые не сломаются и не застрянут в горле: банан, авокадо, отварной картофель, печеное яблоко и т.д. Вы удивитесь, но ребенок очень быстро освоит этот навык, если вы не будете этому мешать!
Прививаем привычку к здоровому питанию
Не забывайте, что дети во всем берут пример с родителей. Если вы привыкли есть вредную еду, то не ждите от ребенка другого. Если он ежедневно видит картину, как вместо каш и овощей родители едят печенье, конфеты и колбасы, естественно, малыш тоже будет присматриваться к этим продуктам и хотеть попробовать именно то, что едят его взрослые.
Если вы стремитесь вырастить здорового ребенка, то прежде всего вам нужно изменить свои привычки и стараться показывать ему личный позитивный пример.
Что не стоит давать грудничкам?
Мы постарались полноценно осветить вопрос, когда можно вводить прикорм ребенку и как этот процесс сделать таким, чтобы в результате ребенок получил хорошее здоровье, удовольствие от процесса познания и правильное пищевое поведение.