Преисподняя что это такое по библии

Ад, преисподняя – это…

Ад, преисподняя

Ад в представлении религий, мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное место наказания грешников, в котором испытывают муки и страдания. Как правило, ад противопоставляется раю.

Античное слово «аид» использовалось в Септуагинте для передачи еврейского слова Шеол (‏שאול‏‎) и частично в переосмысленном значении перешло в Новый Завет.

В русский язык слово «ад» пришло из греческого языка. Древние греки верили, что после смерти человек уходит в царство мёртвых – обитель вечной тьмы, которое называли «Адэс» или «Гадэс», что по-гречески значило «невидимое».

Перевод слова Ад

Два последних и некоторые другие слова (например, Аваддон) встречаются в тех греческих текстах, где речь идет о царстве мертвых, в котором умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр. 20:13 и следующие стихи).

Преисподняя что это такое по библии. Смотреть фото Преисподняя что это такое по библии. Смотреть картинку Преисподняя что это такое по библии. Картинка про Преисподняя что это такое по библии. Фото Преисподняя что это такое по библииАд, преисподняя

Обозначение слова Ад

18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
(Откр.1:18)

8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
(Откр. 6:8)

При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли.

9 Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет,
(Иов. 7:9)

10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
(Пс. 62:10)

15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

18 сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу.
(Иез. 32:18)

Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир,

30 а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
31 Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;
32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;
33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
(Чис.16:30-33)

а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1 Цар. 28:15, еврейский глагол ала означает движение вверх).

Преисподняя что это такое по библии. Смотреть фото Преисподняя что это такое по библии. Смотреть картинку Преисподняя что это такое по библии. Картинка про Преисподняя что это такое по библии. Фото Преисподняя что это такое по библии Куда мы попадаем, когда умираем?

Иисус Христос в Аду

В Новом Завете также говорится о том, что Христос «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1 Пет. 3:19; 4:6).

Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу, четкого разграничения с понятием «царство мертвых» здесь не существует.

35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
(Быт. 37:35)

38 Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб.
(Быт. 42:38)

6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.
(3 Цар. 2:6)

13 Если бы я и ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою;
14 гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя.
15 Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?
16 В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.
(Иов.17:13-16).

Шеол – это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует.

9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.
(Ис. 14:9 и след.).

В царстве мертвых пребывают не только грешники:

33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
(Чис.16:33)

19 Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников.
(Иов 24:19)

18 Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога.
(Пс. 9:18)

10 «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.
(Ис. 38:10)

Праведники, ожидающие Божьей помощи и новой жизни (Воскресение),

6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;
(1 Цар. 2:6)

10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
(Пс.15:10)

16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
(Пс. 48:16).

24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
(Пс. 72:24)

12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней.
13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней».
(Дан.12:12,13).

Ибо и шеол открыт для Бога:

6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.
(Иов. 26:6)

11 Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
(Прит.15:11)

2 Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их.
(Ам. 9:2).

Господь присутствует и там.

8 Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.
(Пс. 138:8)

За все время существования человека, мы всегда задаем себе вопрос, а что там, после смерти?
Статья по теме Лк. 16:22-26: Видят ли нас мертвые?

Только в Лк. 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных «великой пропастью», что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга.

В Евангелии от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают.

Огненный Ад

Об огненном Аде (греческое слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит:

Огонь Ада предназначен также в наказание дьяволу и его ангелам.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
(Матф.25:41, сравните с Откр. 19:20; 20:10,15)

Но в Библии нет указаний на Ад как на царство, где властвует сатана.

2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
(Еф. 2:2)

12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
(Еф. 6:12)

Трудно говорить о том, каковы временные границы адских мук.

В библейском контексте Ад связан с окончательным приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Дан. 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.

2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
(Дан.12:2)

Победа Иисуса Христа

Победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении:

27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
(Деян. 2:27-31).

Распространяется и на подземный мир: Христос – Господь живых и мертвых –

9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
(Рим.14:9)

он владеет ключами Ада и смерти:

18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
(Откр.1:18)

Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1 Пет. 3:19; 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

Врата Ада не одолеют Церкви Христовой,

18 и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
(Матф.16:18)

и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом.

23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
(Фил. 1:23)

Смерть попрана победой Христа!

В конце времен, после всеобщего воскресения, царство мертвых опустеет (Откр. 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в «озере огненном» (стих 15 и 21:8).

А вы признали Иисуса Христа своим Спасителем?

Источник

Преисподняя что это такое по библии

Ад (геенна) – 1) замкну­тая про­стран­ствен­ная область, обособ­лен­ное место при­сут­ствия демо­нов, загроб­ного пре­бы­ва­ния и муче­ния душ нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков; после все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых, Страш­ного Суда ад станет местом муче­ния диа­вола, всех его анге­лов и нече­сти­вых людей, не удо­сто­ен­ных рай­ских селе­ний; 2) внут­рен­нее состо­я­ние греш­ни­ков, харак­те­ри­зу­е­мое чув­ством бого­остав­лен­но­сти, оди­но­че­ства и мук; 3) адовы силы — лука­вые духи. (см.: Рай и ад: два места или два состо­я­ния?).

Следуя учению Пра­во­слав­ной Церкви, после посмерт­ного част­ного суда чело­век нахо­дится в состо­я­нии пред­вку­ше­ния вечной радо­сти и бла­жен­ства, или в ожи­да­нии страха вечных муче­ний. Совер­шен­ное бла­жен­ство, как и полные муче­ния, нач­нутся после Страш­ного Суда. До Страш­ного Суда воз­можны изме­не­ния в состо­я­нии душ в аду, осо­бенно бла­го­даря при­не­се­нию за них Бес­кров­ной Жертвы (поми­но­ве­ние на Литур­гии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфес­ский. Неиз­ре­чен­ная бла­гость и чело­ве­ко­лю­бие Божье рас­про­стра­ня­ется и на людей пре­бы­ва­ю­щих в аду. Про­ще­ние грехов после смерти пода­ется по бла­го­дати Божьей при содей­ствии люд­ских молитв.

Поня­тия «Рай» и «ад» могут интер­пре­ти­ро­ваться как резуль­тат дей­ствия нетвар­ной Боже­ствен­ной бла­го­дати. Святые отцы учат, что рай и ад суще­ствуют не как юри­ди­че­ская награда и нака­за­ние со сто­роны Бога, но свя­зы­вают эти поня­тия с поня­ти­ями здра­вия и болезни чело­ве­че­ской души.

Здо­ро­вые, то есть очи­стив­шие свою душу от стра­стей, испы­ты­вают на себе про­све­ща­ю­щее дей­ствие боже­ствен­ной бла­го­дати, испы­ты­вая в ее дей­ствиях бла­жен­ство, опи­са­ние кото­рого пре­вос­хо­дит воз­мож­но­сти чело­ве­че­ского языка. Они соеди­ня­ются с Богом, вос­хо­дят в Бого­по­зна­нии из меры в меру, дости­гают обо­же­ния.

Боль­ные, пре­не­брег­шие очи­ще­нием от стра­стей ощу­щают опа­ля­ю­щее дей­ствие бла­го­дати, ибо они отвергли Боже­ствен­ную любовь, пре­зрели дар про­ще­ния грехов, исце­ле­ния души от стра­стей и позна­ния Бога, эго­и­сти­че­ски замкну­лись в себе самих, не воз­же­лали жизни в соеди­не­нии со Святым Богом. Так нака­заны будут греш­ники не потому, что Бог хочет их поги­бели, но они сами «поги­бают за то, что не при­няли любви истины для своего спа­се­ния» ( 2Сол.2:10 ).

В Библии слово «ад» встре­ча­ется 17 раз.

Будут ли муки греш­ни­ков веч­ными?

В насто­я­щее время учение о конеч­но­сти мук нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков, име­ю­щих быть осуж­ден­ными на гря­ду­щем Страш­ном Суде, имеет немало после­до­ва­те­лей.

В отли­чие от учения Церкви о веч­но­сти адовых муче­ний оно стро­ится не на прямых биб­лей­ских сви­де­тель­ствах ( Мф.25:46 ), а на интер­пре­та­ции кос­вен­ных фактов.

В своё время воз­зре­ние об огра­ни­чен­но­сти «вечных» адских муче­ний отста­и­вал Ориген. Затем сочув­ствие этой идее выра­зил свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский. Впо­след­ствии назван­ное учение нашло себе отклик в умах боль­шого коли­че­ства «веру­ю­щих». В наше время отдель­ные авторы арти­ку­ли­руют его как одно из допу­сти­мых направ­ле­ний хри­сти­ан­ской мысли (см. подроб­нее: Вечны ли адские муки?).

В первую оче­редь кон­цеп­ция об огра­ни­чен­но­сти адских муче­ний стро­и­лась на свое­об­разно истол­ко­ван­ном учении о Боже­ствен­ных свой­ствах. Счи­та­лось, что Все­дер­жи­тель, желая спа­се­ния всем без исклю­че­ния людям, как Все­ве­ду­щий, Любя­щий, Мило­серд­ный и Все­мо­гу­щий, непре­менно найдёт над­ле­жа­щее сред­ство и изба­вит всех без­за­кон­ни­ков от гре­хов­но­сти, после чего введёт их в Небес­ное Цар­ство, при­со­еди­нив к сонму святых.

На совер­шенно чёткое Боже­ствен­ное заве­ре­ние о веч­но­сти буду­щих мук они отве­тили дово­дом, что при­ла­га­тель­ное «вечные» (муки) должно интер­пре­ти­ро­ваться не в смысле «бес­ко­неч­ные», а в зна­че­нии «про­дол­жи­тель­ные», но всё же огра­ни­чен­ные рам­ками вре­мени.

V Все­лен­ский Собор, оценив ори­ге­низм как учение ложное, не соот­вет­ству­ю­щее духу Писа­ния, осудил вместе с тем и гипо­тезу Оригена об огра­ни­чен­но­сти «вечных» муче­ний. Свя­ти­тель же Гри­го­рий Нис­ский, отча­сти под­дер­жав­ший мнение Оригена, не под­вергся осуж­де­нию ни на этом, ни на после­ду­ю­щих Собо­рах. Более того, он был заслу­женно при­знан Все­лен­ской Цер­ко­вью как один из наи­бо­лее выда­ю­щихся цер­ков­ных писа­те­лей. В свою оче­редь неко­то­рым это дало повод думать, что и импо­ни­ро­вав­шая ему идея о конеч­но­сти мук соот­вет­ствует истине.

Между тем, при всём ува­же­нии к авто­ри­тету Нис­ского свя­ти­теля, его част­ное бого­слов­ское мнение об огра­ни­чен­но­сти буду­щих муче­ний было рас­кри­ти­ко­вано целым рядом вели­ких отцов.

В отно­ше­нии сопря­же­ния учения о все­мо­гу­ще­стве и пре­муд­ро­сти Бога с уче­нием о неиз­беж­но­сти все­об­щего спа­се­ния (неза­ви­симо от того, как тот или иной чело­век осу­ществ­ляет свою земную жизнь), отцы Церкви объ­яс­нили, что не Бог, а сам греш­ник, откло­ня­ю­щий себя от пути в Цар­ство Небес­ное, станет винов­ни­ком своих буду­щих бед. И это не войдёт в про­ти­во­ре­чие с совер­шен­ствами Боже­ства.

Что каса­ется интер­пре­та­ции «веч­но­сти» буду­щего века в зна­че­нии не бес­ко­неч­ного, но огра­ни­чен­ного пери­ода, отцы про­ти­во­по­ста­вили этому сооб­ра­же­нию своё: если при­знать буду­щий век за огра­ни­чен­ный, то огра­ни­чен­ным необ­хо­димо будет при­знать и бла­жен­ство святых; но это суж­де­ние прямо про­ти­во­ре­чит сви­де­тель­ству Откро­ве­ния о том, что радо­сти пра­вед­ни­ков не будет конца.

Один из две­на­дцати ана­фе­ма­тиз­мов (вось­мой) из чина тор­же­ства Пра­во­сла­вия, при­знан­ного Цер­ко­вью, ясно ука­зы­вает, что те, кто дер­зают отвер­гать веч­ность муче­ний посмерт­ного воз­да­я­ния, под­ле­жат ана­феме.

В чем будут состо­ять муче­ния греш­ни­ков в аду после Страш­ного Суда?

В отли­чие от ико­но­гра­фи­че­ских обра­зов и книж­ных мини­а­тюр, сло­жив­шихся и утвер­див­шихся на тер­ри­то­рии Руси в XVI-XVII вв., пред­став­ля­ю­щих буду­щие муки греш­ни­ков в свете ярко выра­жен­ного нату­ра­лизма, Святое Еван­ге­лие сооб­щает об адовых муках в куда более сдер­жан­ных, однако не менее про­ник­но­вен­ных сим­во­ли­че­ских формах.

В то время как изоб­ра­же­ния назван­ного пери­ода демон­стри­руют такие ужа­са­ю­щие кар­тины, как пове­ше­ние греш­ни­ков за ребра, хребты, языки, жаре­нье их на адовых вер­те­лах, уязв­ле­ние змеями, изби­е­ние демо­нами посред­ством моло­тов, коло­ту­шек, горе­ние в огнен­ной реке, Еван­гель­ские сим­волы в основ­ном сво­дятся к огню неуга­си­мому ( Мк.9:44 ), червю неуми­ра­ю­щему ( Мк.9:46 ), тьме кро­меш­ной, внеш­ней ( Мф.8:12 ), плачу и скре­жету зубов ( Мф.25:30 ).

В дей­стви­тель­но­сти ни Еван­ге­лие, ни Пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия не пред­по­ла­гает бук­валь­ной, грубо-чув­ствен­ной интер­пре­та­ции этих обра­зов. Именно поэтому они и назы­ва­ются сим­во­ли­че­скими, что, впро­чем, не делает их менее страш­ными, ведь так или иначе речь идёт о вечных адовых муках.

Рас­кры­вая Еван­гель­ские сим­волы, свя­то­оте­че­ское бого­сло­вие пред­став­ляло их в таком свете: под горе­нием в огне сле­дует под­ра­зу­ме­вать угры­зе­ния сове­сти, под червем — про­яв­ле­ние неувра­че­ван­ных стра­стей, под тьмой внеш­ней — бого­остав­лен­ность, а под скре­же­том зубами — оже­сто­че­ние, вызван­ное недо­стат­ком или отсут­ствием любви.

При этом, конечно, и само поло­же­ние греш­ни­ков, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее тесное сосед­ство с омер­зи­тель­ными демо­нами, будет являться одним из ост­рей­ших фак­то­ров мук. Кроме того муче­ние греш­ни­ков будет отя­го­щаться и тем пони­ма­нием, что оно не завер­шится ни через сто, ни через тысячи лет. (см.: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду?)

Если ад, согласно утвер­жде­нию свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, упразд­нен бла­го­даря победе Христа, то не значит ли это, что ада, как места посмерт­ного пре­бы­ва­ния греш­ни­ков, больше не суще­ствует?

В огла­си­тель­ном слове свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста на Святую Пасху дей­стви­тельно выра­жена мысль, кото­рую иногда пони­мают в том смысле, что ада, как осо­бого места муче­ний греш­ни­ков, больше не суще­ствует, так как он «упразд­нился», «был пору­ган», «умерт­вился» и «был связан» в резуль­тате победы Христа (см.: Слово огла­си­тель­ное на Святую Пасху).

Однако такая интер­пре­та­ция слов свя­ти­теля не под­твер­жда­ется ни дог­ма­ти­че­ским уче­нием Церкви, ни ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­цией, ни литур­ги­че­ской прак­ти­кой. Хотя ад и дей­стви­тельно был побеж­ден Иску­пи­те­лем, и в этом нельзя сомне­ваться, однако это не озна­чает, что его больше нет.

С побе­дой Мессии над адом он пере­стал быть неиз­беж­ным местом посмерт­ного оби­та­лища душ усоп­ших, но не пере­стал суще­ство­вать. Души нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков сходят во ад и поныне, в связи с чем, соб­ственно, веру­ю­щие, молясь за усоп­ших, просят Бога: «преше́дшую ду́шу во а́дово дно не отри́ни» (После­до­ва­ние по исходе души от тела).

Доба­вим, что с побе­дой Христа изме­ни­лись и неко­то­рые усло­вия пре­бы­ва­ния греш­ни­ков в аду: по край­ней мере многие из нынеш­них оби­та­те­лей ада полу­чают отраду бла­го­даря молит­вам за них со сто­роны ближ­них; а часть греш­ни­ков, по молит­вам Церкви, имеет воз­мож­ность обре­сти про­ще­ние и насле­до­вать Цар­ство Божье.

Именно в этом смысле и сле­дует пони­мать слова Иоанна Зла­то­уста.

Важно понять, что вечные муки – не кара раз­гне­ван­ного Боже­ства, а итог внут­рен­него само­опре­де­ле­ния чело­века.
Вале­рий Духа­нин

…Что без­рас­суд­нее или безум­нее, как гово­рить: «Довольно для меня избе­жать геенны; а чтобы войти в Цар­ство, о том не забо­чусь». Избе­жать геенны уже значит войти в Цар­ство, равно как лишиться Цар­ствия значит идти в геенну. Писа­ние не гово­рит нам о трех стра­нах. Но что же гово­рит? Когда же при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский во славе Своей… и поста­вит овец по правую Свою сто­рону, а козлов – по левую ( Мф.25:31,33 ).
Не сказал о трех чинах, но один чин справа, а другой слева, и отде­лил пре­делы их, по селе­ниям их, сказав: пойдут сии, то есть греш­ники, в муку вечную, а пра­вед­ники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ), и пра­вед­ники вос­си­яют, как солнце ( Мф.13:43 ).
пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

Не Бог винов­ник ада и вечных в нем муче­ний, а сами греш­ники. Не будь нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков, и ада не будет. Гос­подь очень желает, чтоб не было греш­ни­ков, за тем и на землю при­хо­дил. Если Он желает без­греш­но­сти, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сго­во­римся и уни­что­жим ад без­греш­но­стью. Гос­подь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поосте­регся попасть туда.
свя­ти­тель Феофан Затвор­ник

Ад невоз­можно сде­лать при­вле­ка­тель­ным, поэтому дьявол делает при­вле­ка­тель­ной дорогу туда.
свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий

Держи ум твой во аде, и не отча­и­вайся.
старец Силуан Афон­ский

Ад воз­му­щает совесть, поскольку мы пред­став­ляем себе жизнь в аду, жизнь, обре­чен­ную на бес­ко­неч­ные муче­ния. Но именно жизни в аду нет, есть только бес­ко­неч­ная и вечная смерть; а смерти там некого жалить, потому что в аду нет живого. Оттого и ска­зано: «Смерть! где твое жало? ад, где твоя победа?» ( Ос.13:14 ); ( 1Кор.15:55 ). Ад суще­ствует вечно не как состо­я­ние какой-либо муча­щейся жизни, а именно как «вос­кре­ше­ние суда», т. е. именно как акт окон­ча­тель­ного отде­ле­ния от жизни, коему пра­вед­ным судом Божиим суж­дено на веки его необ­хо­ди­мое послед­ствие – логи­че­ское и жиз­нен­ное – смерть. Ад не есть какое-либо суб­стан­ци­аль­ное бытие, чрез само себя суще­ству­ю­щее. Он суще­ствует лишь чрез Божий суд и в этом суде; сам же в себе он пуст и при­зра­чен. В нем есть бес­пре­дель­ное стра­да­ние. Но не забу­дем, что это – стра­да­ние не того, что живет вечно, а того, что неко­гда жило, стра­да­ние, не совер­ша­ю­ще­еся во вре­мени и не пре­бы­ва­ю­щее в сверхвре­мен­ной дей­стви­тель­но­сти (ибо в аду нет ничего сверхвре­мен­ного), а стра­да­ние, уже совер­шив­ше­еся в тот послед­ний роко­вой миг, когда данное суще­ство своим пре­ступ­ле­нием и пра­вед­ным Божиим судом навсе­гда извер­жено во «тьму внеш­нюю».
Веч­ность ада есть веч­ность мига. Не живший во Христе во вре­мени, в конце времен на веки изверг­нут «во тьму внеш­нюю», в сферу, абсо­лютно чуждую Христу и, стало быть, чуждую жизни. Перед очами Все­е­ди­ного вечно дей­стви­те­лен этот реша­ю­щий миг со всей его бес­пре­дель­ной мукой. Мне кажется, что в этом смысле и должно разу­меть тот «огнь вечный», о кото­ром гово­рит Еван­ге­лие. Но, с другой сто­роны, этот миг, вечно памят­ный, навеки забыт, ибо ад остав­лен за бытием. Нет реаль­ного суще­ства, кото­рое в нем мучится, – есть только мяту­щи­еся при­зраки.
Евге­ний Тру­бец­кой «Смысл жизни»

Дорога в ад спус­ка­ется полого.
Клайв Льюис

Для того, чтобы попасть в ад, не всегда нужны благие наме­ре­ния: иногда доста­точно просто оста­ваться самим собой.
прот. Максим Козлов

Самое печаль­ное, когда люди видят в Боге угрозу — как будто Он только и ищет пред­лога вверг­нуть их в ад. В реаль­но­сти дело обстоит ровно наобо­рот — это чело­век только и ищет загнать себя в ад, Бог только и ищет того, как его пере­хва­тить по дороге.
Сергей Худиев

Говорю же, что мучи­мые в геенне пора­жа­ются бичом любви. И как горько и жестоко это муче­ние любви! Любовь силою своею дей­ствует двояко: она мучит греш­ни­ков и весе­лит собою соблюд­ших долг свой. И вот, по моему рас­суж­де­нию, таково геенн­ское муче­ние, — оно есть рас­ка­я­ние.
прп. Исаак Сирин

Не может Бог не быть,
И все в огне Его любви, и огнь
Один для всех; но аду Бог есть ад.
С.С. Аве­рин­цев

Почему суще­ствует ад?

Один из самых есте­ствен­ных вопро­сов сомне­ва­ю­ще­гося – почему суще­ствует ад? Если Бог есть Любовь, почему Он обре­кает греш­ни­ков на вечные муче­ния?

Ответ, на этот кажу­щийся нераз­ре­ши­мым вопрос, на самом деле не так сложен. Самое глав­ное здесь вот что: хри­сти­ан­ство пришло в мир вовсе не с вестью о том, что суще­ствует ад. Нет, ад – темное цар­ство мерт­вых – изве­стен почти всем дохри­сти­ан­ским куль­ту­рам. Своим же Вос­кре­се­нием Хри­стос открыл людям тайну жизни, а не смерти – тайну Рая.

К сожа­ле­нию, наши пред­став­ле­ния об аде и рае далеки от хри­сти­ан­ских. Слово “ад” у многих совре­мен­ни­ков вызы­вает в памяти кар­тинки из жур­нала “Кро­ко­дил” совет­ских времен: ско­во­родки, бока кото­рых жадно лижут языки адского пла­мени; греш­ники, стра­да­ю­щие в кипя­щем масле на этих ско­во­род­ках, и рога­тые черти, неми­ло­сердно тыча­щие греш­ни­ков. Смею утвер­ждать, что кар­тины эти, при всей своей нагляд­но­сти, имеют мало общего с хри­сти­ан­ским пони­ма­нием вечных мук.

И если гово­рить об обра­зах, то я бы пред­ло­жил обра­титься к… совре­мен­ному оте­че­ствен­ному кино! В одной из послед­них картин Вале­рия Тодо­ров­ского “Страна глухих” есть сцена, пре­красно пере­да­ю­щая хри­сти­ан­ский нерв ощу­ще­ния ада.

Для тех, кто не видел фильм, поясню: глав­ная геро­иня – моло­дая девушка. Ее люби­мый парень – азарт­ный игрок – должен огром­ную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка соби­рает для люби­мого необ­хо­ди­мую сумму, но он (игрок же!) перед тем как вер­нуть долг, решает еще раз попы­тать сча­стья. И… вновь про­иг­ры­вает все до копейки.

А дальше потря­са­ю­щая по силе и про­ник­но­вен­но­сти сцена: ни одного упрека, ни одного слова обви­не­ния, все, что пыта­ется сде­лать девушка – это успо­ко­ить люби­мого. Она гово­рит, что он не должен рас­стра­и­ваться, что деньги – это не глав­ное, что она еще зара­бо­тает. Глав­ное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.

В ответ парень “взры­ва­ется” и начи­нает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может нахо­диться рядом с ней, что ему больно от осо­зна­ния того, что он – послед­няя сво­лочь – про­иг­рал зара­бо­тан­ные ею деньги, а в ответ от нее – ни слова упрека, а только обе­ща­ние любить его, что бы он ни натво­рил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою под­лость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБ­РОТЫ, и он ее про­го­няет.

Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬ­НЕЕ. Про­гнав люби­мую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь – одна и на всю жизнь. Но, согла­си­тесь, трудно в этой ситу­а­ции обви­нить девушку, упрек­нуть ее в том, что именно она обре­кает парня на муче­ния…

Этот образ, на мой взгляд, вполне по-хри­сти­ан­ски опи­сы­вает ощу­ще­ния души греш­ника, встре­ча­ю­щей Бога – Того, Кто есть Любовь. Любовь, кото­рая обжи­гает, но без кото­рой нет жизни. Так чело­век, про­си­дев­ший долгое время в темной ком­нате и отка­зы­вав­шийся выхо­дить к свету, неиз­бежно слеп­нет, когда сол­неч­ные лучи впер­вые каса­ются его лица. И кто вино­ват, что на посто­ян­ный призыв выйти на улицу, к свету, он отве­чал отка­зом. А глаза, тем вре­ме­нем, поте­ряли спо­соб­ность вос­при­ни­мать свет, то есть жизнь. Поэтому именно сам чело­век обре­кает себя на вечную тьму, вечное муче­ние.

И все же – повторю еще раз – хри­сти­ан­ство – это Благая Весть (греч. Еван­ге­лие) о Жизни, а не смерти. И все, что тре­бу­ется от нас, это открыть дверь и выйти к свету, пока не поздно. Время у нас еще есть.

Притча. Три часа в аду

Как-то раз один боль­ной утра­тил тер­пе­ние и стал про­сить Гос­пода изба­вить его от нестер­пи­мых болей. Страж­ду­щему явился Божий Вест­ник и сказал:

– Необ­хо­димо, чтобы ты прожил на земле еще один год, дабы твоя душа очи­сти­лась болез­нью. Если тебе это кажется труд­ным, то Пре­бла­гой Гос­подь дает тебе воз­мож­ность взамен про­ве­сти три часа в аду. Итак, выби­рай.

– Я пред­по­чи­таю про­ве­сти три часа в аду, – не заду­мы­ва­ясь, отве­тил боль­ной, пола­гая, что год испы­та­ний на земле мучи­тель­ней.

Поме­стив душу боль­ного в ад, Ангел сказал:

– Через три часа я вер­нусь.

Ока­зав­шись один, несчаст­ный испу­гался. Со всех сторон доно­си­лись ужа­са­ю­щие крики и вопли. В тем­ноте он раз­ли­чил муча­щихся и горя­щие глаза бесов. Прошло время. Боль­ной ждал появ­ле­ния Ангела с минуты на минуту, но тот все не при­хо­дил. Ему пока­за­лось, что прошел уже целый век. Утра­тив всякую надежду на спа­се­ние, несчаст­ный начал сто­нать и рыдать. Но вот чудес­ный образ Ангела снова пока­зался в аду.

– Что с тобой, чело­век? – спро­сил он.

– Я не знал, что Ангелы лгут, – про­шеп­тал полу­мерт­вый боль­ной. – Ты обещал забрать меня через три часа, а прошел целый век нестер­пи­мых муче­ний.

– О чем ты гово­ришь, чело­век? Прошел всего лишь один час, и ты должен про­быть здесь еще два.

– Нет! – взмо­лился тот. – Я больше не выдержу! Забери меня отсюда. Пусть лучше я буду годами мучиться на земле!

– Пусть будет по-твоему, – согла­сился Ангел. – Пре­бла­гой Гос­подь сми­ло­сти­вится над тобой.

С этими сло­вами боль­ной очнулся и с радо­стью увидел, что снова нахо­дится на своем одре. Мило­серд­ный Гос­подь да дарует нам силы с тер­пе­нием, без ропота пере­но­сить все жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства. А когда наших сил будет недо­ста­точно, пусть под­дер­жит нас и укре­пит наш доро­гой Ангел Хра­ни­тель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *