Почему в средние века сложилось особое военное сословие рыцарство в чем
Причины и истоки формирования рыцарского сословия
Такие понятия, как «рыцарь» и «рыцарство», мы в основном связываем со зрелым средневековьем, которое сложилось в Западной Европе в XI – XVвв. Говоря об истоках рыцарства, можно предположить, что они зародились в раннем средневековье, вернее – во второй его половине, VIII – Xвв.
Общество Западной Европы в Средние века было жестко регламентированным, имело сложную иерархию. Общественное сознание определяло род деятельности людей, который влиял на формирование разрядов – молящихся (oratores), воюющих (bellatores) и работающих (laboratores).[8]В первый разряд входило духовенство и монашество, во второй–министериалы и воины, в третий – крестьяне, ремесленники, купцы. Эти разряды являлись сложнейшими общественными образованиями, связанными между собой разветвленной сетью экономических, политических, юридических и личных отношений, имевшими свои достаточно специфические общественные и духовные интересы. Рыцари же принадлежали к разряду «воюющих».
Ф. Кардини понимал рыцарство как «особое социальное и юридическое явление и как определенную культурную реальность, тип мировосприятия и мироощущения, своеобразную «движущую силу» эпохи»[9]. По мнению ученого, основополагающую роль в становлении рыцарства играет экономический фактор, который начинает действовать уже в эпоху Карла Великого. Однако, по мнению Ф. Кардини, рыцарство было порождено целым комплексом факторов и сил общественного развития, относящихся не только к собственно экономической сфере, но к области духовной жизни, в частности религии и этике, к технике, к военному делу и др.
Ф. Кардини представлял рыцарство прежде всего как категорию воинов-защитников, которые превратились в довольно широкую и неоднородную внутри социальную группу с определенным набором общественных функций, обязательств и прав. Действительно, ведь обострялась проблема оправданного насилия. Она связана с вторжениями язычников, сарацин, норманнов, датчан, венгров[10].
Вероятна такая схема становления рыцарства: потребность в дорогостоящем вооружении привела к возникновению на Западе в VII – IX вв. культуры и самосознания слоя профессионалов ратного дела. Они располагали материальными средствами, бенефициями или аллодами, которые позволяли им покупать снаряжение, или входили в состав свиты сеньора, который и снабжал их необходимым.
Единственное, что отличало рыцарей от других категорий – образ жизни. Во время военных действий рыцари шли воевать под предводительством своего сеньора. Сеньор не был для них господином, он был старшим среди рыцарей. Это свидетельствовало о близких, братских, дружеских отношениях.
На позднелатинском языке термин «miles»имеет два значения: первое – воин, второе – подчиненное положение человека находящегося на государственной службе. Ж. Флори считал, что термин «miles» имел двойственный смысл. В похвальном значении он отражал христиан, в уничижительном – солдат.[11] В период каролингских военных реформ этот термин применим к двум категориям вооруженных людей: во-первых, это воины частных армий, во-вторых – люди, имеющие достаточно средств, чтобы приобретать дорогую экипировку и вооружаться в соответствии с рекомендациями капитуляриев. Со временем воин не может обходиться без тяжелого вооружения и лошади. В Южной Франции таких воинов называют «caballarii» (кабаллум – конь). Со временем слово «miles» начинает означать не просто воина, а конного воина. В XIв., когда возникла потребность перевести это слово на французский язык, народ перевел как «chevalier» (рыцарь).
В конце Xв. во Франции утверждается деление всех светских лиц на две категории: milites и rustici. У milites был более высокий статус, т.к.: во-первых, конный воин имел преимущество над пешим, во-вторых, наличие коня связано с более высоким уровнем жизни, и в-третьих – был сужен круг лиц, допускавшихся к элитарной военной службе.[12]
Трехчленное деление общества на разряды по функциональному признаку – доказательство социального и этического восхождения «воинов». Возможно, возвышение статуса «воина» произошло в тот момент, когда этот термин стал переводиться на родной язык – рыцарь (chevalier). Сословие рыцарей не было закрытым, пребывание в нем зависело от уровня благосостояния. Если человек, будучи рыцарем, беднел, ему приходилось покинуть это сословие.
Идеология церкви по отношению к воюющим – результат сложения двух компонентов, несовместимых на первый взгляд. С одной стороны – враждебная настороженность к «militia», с другой – интерес церковных деятелей к воинам, от которых требовалась защита перед лицом лангобардских, сарацинских, норманнских, венгерских вторжений, часто угрожавших монастырям, владевшим огромными богатствами. Идея христианского общества, состоявшего из двух категорий населения – мирян, т.е. обычных христиан, занимавшихся повседневными делами, и клириков, занятых службой богу. К ним относились монахи – хранители священного писания, не запятнанные грехами, которые обвиняли язычников в жестокости, кровопролитии, сластолюбии, мирских утехах. Именно поэтому средневековое общество можно рассматривать в дуалистической форме. Как в человеке идет борьба добра со злом, так и в обществе люди колеблются между служением миру и служением Богу. Упор делался на главенство души над телом, духовных начал над светскими.
В Нормандии, где авторитет графа сохранял свою силу, «воины» были далеки от общественной жизни, их социальный статус не был престижным.
Во Фландрии и Лотарингии среди конных воинов было довольно много министериалов – королевских должностных лиц, лично несвободных или полусвободных. Это явление получило особое развитие в X-XI вв., когда министериалам стали доверять различные поручения, в том числе и военные, что привело к их экономическому возвышению. Первыми использовали министериалов на военной службе, вероятнее всего, деятели церкви, которым был необходим эскорт. Несвободные конные воины стоили гораздо дешевле свободных, они не нуждались в подарках.
В Германии не произошло раскола общества на «воинов» и «селян». Между министериалами феодальной и каролингской эпох были конные воины – министериалы, выполняющие функции вестовых. Этимология слова «рыцарь» (ritter) содержит значение «путешественника», «всадника, скачущего верхом на коне». Только во время правления Генриха Птицелова (919 – 936) происходит возвышение «сельских рыцарей», которые несли охрану в замках и имели тяжелое вооружение.
Процесс дифференциации затронул также и Итальянское королевство. В двух королевских указах 825 г. Лотарь делит свободное население в зависимости от их способности вооружаться за свой счет, или прибегать к помощи субсидий. Происходит дифференциация между вооруженными и безоружными. В военные ряды начали набирать не свободных ариманнов, а зависимых людей.
В IX – Xвв. в Италии воин мог быть либо свободным держателем, либо вассалом. Отбывая воинскую повинность, они находились плечом к плечу, происходило стирание социальной расслоенности. Вооруженный воин постепенно возвышался в социальном отношении.
В Астурийско-Леонском королевстве существовало 2 способа вооружения и ведения боя: кавалерия и пехота. Кавалерия проявила себя в боях в Месете, на плоскогорье. Здесь себя проявили конные воины, с середины XIIIв. испанские мусульмане и с начала IXв. испанские христиане стали быстро развивать кавалерию. В начале IX в. термин «воин» утратил первоначальное значение, и стал означать «конный воин», «кавалерист», «рыцарь». Ж. Флори считал, что «caballarii» происходят от мелких свободных собственников.[15]
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)
Рыцарство
Всего получено оценок: 488.
Всего получено оценок: 488.
В средние века в европейских странах существовало особое сословие, главным занятием которого было военное дело. Привилегированный слой общества назывался рыцарством, и имел большой вес в средневековом социуме. Посвящение в рыцари считалось наивысшей королевской наградой за верную службу своему господину.
История появления рыцарства
Высшие военные сословия были сформированы во многих регионах. Например, клан самураев в Японии или сипахи в Османской Империи. Однако такое понятие как рыцарство связывают только с Европой периода VIII-XV веков. Зародившись в Испании и Франции, оно быстро распространилось на остальные европейские государства, и достигло своего расцвета в XII-XIII веках, во времена крестовых походов.
Рыцарство возникло в результате развития системы феодального землевладения. Передавая собственные земли во временное или постоянное пользование, их владелец становился сеньором, а их получатель – вассалом. В обязанности вассала входила не только защита земельных угодий своего сеньора, но также активное участие в его совете, суде, спасение его из плена и прочее. Рыцарь мог быть предан только одному сеньору, и не мог одновременно состоять на службе даже у выше стоящего феодала.
Классификация
Посвящение в рыцари
Рыцарское ремесло требовало весьма серьезной физической подготовки. Снаряжение, полностью изготовленное из металла, было очень тяжелым, и весило до 50 кг. Чтобы не только выдержать этот вес, но и сражаться вместе с ним, нужно было иметь большую силу и выносливость.
которые читают вместе с этой
Подготовка будущих рыцарей начиналась очень рано. Поначалу у мальчиков развивали их физические данные и воинский дух в домашних условиях. Затем подростков отправляли во дворец сеньора, где они получали звание пажей и приступали к новому этапу обучения.
По сути, пажи были слугами рыцаря: повсюду сопровождали его, выполняли все поручения, прислуживали за столом. Но вместе с тем они обучались военному ремеслу, религии, литературе, в них воспитывали идеал благородного рыцарства, обучали кодексу поведения и чести.
Достигнув 21-летнего возраста, юноши, достойно прошедшие все испытания, становились рыцарями. Посвящение было важнейшим событием, ведь будущий рыцарь давал торжественную клятву, согласно которой он должен был стоять на защите веры, помогать слабым и нуждающимся, верно служить своему сеньору, избегать гордыни, тщеславия, жадности.
Рис. 3. Посвящение в рыцари.
Что мы узнали?
При изучении темы «Рыцарство» мы узнали, где и когда зародилось это понятие и что оно означает. Мы выяснили, какую роль играло рыцарство в средневековом обществе, какова была его основная функция, и как происходила подготовка и посвящение в рыцари.
Почему возникло сословие рыцарей, где и как они жили
Существует миф, во многом сформированный литературой и кино, что рыцари были образцами доблести и чести, людьми высоких нравственных качеств, преданно служившими своим сеньорам. В чем же действительная уникальность института рыцарства как западноевропейского явления?
Полная экипировка военного всадника ( щит, шлем, копье, меч, обмундирование и несколько боевых коней) стоила, как стадо коров. Чтобы раздобыть деньги на этот набор, требовались многомесячные усилия жителей деревни, находящейся в собственности у господина, поступившего на военную службу.
С началом феодальной революции, которая произошла во всех государствах Европы в конце X — начале XI в. в., происходит ослабление центральной власти и сосредоточение ее в руках владельцев замков. Они строятся массово и становятся центрами эксплуатации крестьян и ремесленников. Потребность в рыцарях, которые должны охранять замки и защищать экономические интересы их владельцев, увеличивается. В этот исторический период вооруженной челядью еще мог стать зажиточный крестьянин или ремесленник, нанявшись на службу к сеньору.
При управители франков Карле Мартелле и его потомках подданные, несшие конную службу, получали в пользование часть земель. Так возникали новые сословия вассалов и поселенцев. Свободный, но не имеющий собственности, человек, мог, став вассалом или поселенцем, получить в пользование землю. При этом вассалы наделялись бенефицием и примыкали к военным, а поселенцы получали оброчную землю и занимались сельскохозяйственными делами. Так свободный, желающий стать военным, становился вассалом ( несвободным) путем коммендации и принесения сеньору присяги на верность.
В X в. рыцарство возникло в Испании и Франции. Историк Жорж Дюби, проведя анализ рыцарских грамот, выявил, что в эпоху Меровингов для обозначения воинов использовались слова «верный» и «раб». А около 971 г. грамоты содержали уже понятия «рыцарь» и «воин». Эти обстоятельства говорят о том, что к концу X в. в этих государствах рыцарей стали выделять в отдельное сословие.
Знаток средневековья Жак ле Гофф в одной из своих работ писал: «В 971 году появился титул рыцаря… К 1075 году рыцарство, будучи сначала группой, характеризующейся высшим положением в обществе и нравственным образом жизни, стало кастой, подлинной знатью…».
С XI в. в Германии появилось сословие динстманнов, куда входили представители мелкого рыцарства. Они были влиятельней горожан и имели внутреннее сословное деление. Самыми высокопоставленными были динстманны короля и князей. В Австрии, а позже в Штирии они встали на одну ступень со знатью. Доступный для низших сословий переход в рыцари прекратился в середине XII в. С приходом к власти династии Штауфенов рыцари стали замкнутым наследственным сословием.
Где жили рыцари
Самыми яркими памятниками рыцарства остаются замки. Они выполняли фортификационную функцию, были небольшими феодальными «государствами», которые рыцари должны были защищать.
Для защиты замки огораживались зазубренными стены с бойницами, окружались рвами. Нередко за опорной стеной была еще одна. В замке все было упорядочено, имелись помещения для воинов, челяди, конюшня. Хотя залы и палаты в средневековых замах плохо отапливались и не отличались чистотой.
С усилением феодальной раздробленности наступило время одичания рыцарства. Замки нередко становились опорными пунктами, куда съезжались рыцари-разбойники после грабежей. С ними безжалостно боролся Рудольф Габсбургский, ему приписывают активное истребление в Германии подобных разбойничьих гнезд.
Подготовка и ритуал посвящения в рыцари
Со временем к этому обычаю прибавлялись новые:
Огромное влияние церкви на все сферы жизни средневекового общества определило, что посвящение стало не только военным, но и религиозным ритуалом. Новоиспеченный воин благословлялся и опоясывался мечом в присутствии священника.
Распространение рыцарства в Европе приобрело небывалые масштабы во времена крестоносцев
Церкви удалось перенаправить брутальную и склонную к насилию энергию рыцарства в достоинство крестовых походов. Священники запрещали рыцарям поднимать меч в дни церковных праздников и сельскохозяйственных работ. Рыцари клялись не воевать в это время. В этих клятвах можно увидеть элементы будущего кодекса рыцарской чести, который представлял собой продукт взаимодействия церковной, военной и аристократической идеологии. Церковь на протяжении всего средневековья пытается навязать этому сословию принципы морали и как-то христианизовать рыцарское ремесло, в частности, создавая духовно-рыцарские ордены.
Основные постулаты доблестного рыцаря
Наряду со статусом, приобретенным после посвящения, рыцарь должен был выработать новую концепцию самосознания и поведение.
В разную эпоху существовали свои образцы для подражания рыцарей. Это Арно Барбазан, Жак де Лален, Гёц фон Берлихинген, Флориан Гаиер и другие. Их жизнь, подвиги, поступки, мировоззрение веками формировали негласный кодекс чести рыцаря, которого старались придерживаться все. Основными постулатами в нем были защита христианской веры, сохранение чести и служение даме сердца.
В наши дни во многих городах организуются фестивали средневековья
Честь обуславливала соблюдение рыцарем присяги и морального кодекса. Рыцарь не мог допустить, чтобы кто-либо опорочил ее без последствий для себя. Любая попытка приводила к тому, что соперники попадали на бойцовский турнир.
Рыцарь, предавший своих господ, подвергался процедуре лишения рыцарского достоинства. Его возводили на эшафот, где обратной стороной вывешивался рыцарский щит. После прилюдного снятия рыцарского облачения, сопровождающегося чтением заупокойных молитв, бывшего рыцаря спускали с эшафота на веревке, продетой под мышками, и вели в церковь, где по нему служили заупокойную мессу. Нередко она заканчивалась казнью, когда лишенный рыцарского достоинства передавался в руки палача. Наследников объявляли «подлыми людьми» и лишали всяческих сословных привилегий.
Обратная сторона рыцарства
Не все в жизни придворных воинов было гладко. Жители средневековья в абсолютном большинстве болели оспой, этой участи не могли избежать и рыцари, поэтому их лица под шлемами были часто испещрены следами от оспы.
Доспехи весили несколько десятков килограммов, рост рыцарей редко достигал 160 см, поэтому надевание и освобождение от них в условиях военных походов было невозможным. Воины снимали кольчуги только по прибытии домой, за это время их тело покрывалось коростами.
Рыцарская конница и замки потеряли свое значение с развитием артиллерии, для которой ни рвы, ни укрепления, ни тем более доспехи рыцарей не были помехами.
Назовите привилегии (преимущества) сословия рыцарства в средние века
Знаток (462), закрыт 2 года назад
В средние века в европейских странах существовало особое сословие, главным занятием которого было военное дело. Привилегированный слой общества назывался рыцарством, и имел большой вес в средневековом социуме. Посвящение в рыцари считалось наивысшей королевской наградой за верную службу своему господину.
Рыцарская идеология и принципы в то время пронизывали всю придворную жизнь и дипломатические отношения. Под их влиянием была сформирована культура средневековья, где закрепился идеализированный образ благородного рыцаря, хотя многие из рыцарей были далеки от этого идеала.
Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.
Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается грабительских походов в чужие земли (например, взятие Иерусалима или Константинополя во время крестовых походов), то рыцарские «подвиги» приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.
В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с 15 века. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты
ГЛАВА I. РЫЦАРСТВО КАК СОСЛОВИЕ.
ГЛАВА I. РЫЦАРСТВО КАК СОСЛОВИЕ.
У саксов древнегерманская исконная военачальническая знать оказалась более устойчивой, чем у франков. В период покорения саксов Карлом Великим эта знать представляла собой строжайшим образом замкнутое для низов сословие; таким образом, для Саксонии те же термины имеют совершенно иное значение, чем для собственно франкского государства. Но это касается только переходного периода; когда саксонская знать вступила в ряды франкских графов, она также переняла характер чиновничьей аристократии1. Подобным же образом дело обстояло в Баварии, где также уцелели некоторые древнейшие знатные роды.
Литературные источники тех времен отражают эти отношения тем, что не только говорят о военном или рейтарском сословии в целом (militaris ordo, equestris ordo)2, но отличают рядовых воинов (gregarii milites) от благородных (primi milites)3 и упоминают даже воинов первого, второго и третьего разрядов4.
Эти многочисленные выходцы из низшего военного сословия постепенно приближаются по положению к настоящей аристократии того времени. Норманны, завоевавшие Англию, Южную Италию и Сицилию, по крови были не сплошь северянами, а дружинниками самого различного происхождения, которые примкнули к норманнскому ядру. Распространение владычества немецких королей на Италию давало многим немецким рыцарям возможность достигнуть более высокого положения и приобрести поместья.
Беспрестанное продвижение германской колонизации к востоку создавало все более широкую почву для возникновения новых знатных родов. Французы поставляли самый значительный контингент для крестовых походов, которые одновременно являлись и колонизационным движением. Испанцы на своем полуострове продвигаются и вытесняют мавров.
Свидетельством того, что число рыцарей, владевших более крупными поместьями, первоначально было весьма незначительным, служит нам то обстоятельство, что и в настоящее время в древнегерманских областях Германии насчитывается лишь небольшое число дворянских имений: главная их масса расположена в колониальной области, к востоку от Эльбы.
Дальнейшая экспансия, в которой принимает участие западное рыцарство, повышает также и его социальное положение, и мы замечаем, как социальные различия, известные нам до тех пор в качестве фактических, начинают фиксироваться юридически; расплывчатые до тех пор границы сословий определяются твердыми линиями; сначала высшее дворянство, а затем (начиная с XII в. и до конца средневековья) и низшее становится строго замкнутым сословием.
Хозяйственной основой рыцарства, поскольку оно не содержалось при дворе сеньора, служили ленные поместья, жалованные не как наследственные, а лишь пожизненно, причем с оговоркой на случай перемены сюзерена (т. II, часть 4, гл. IV). Но если наследник рыцаря удовлетворял требованиям сеньора, то лен оставлялся за ним; на этом основывались притязания наследств, из которых постепенно выработалось наследственное право, что не только укрепляло, но и повышало социальное положение рыцарства. Випо, биограф Конрада II, рассказывает нам, что император «в высокой степени привлек к себе сердца рыцарей (militum) тем, что впредь не разрешил отнимать у наследников лены, принадлежавшие издавна их предкам». Для Италии им даже был издан закон, формально запрещающий сеньорам отдавать рыцарские лены в аренду и получать за них подати, т.е. превращать их в крестьянские земли, или же требовать от ленника больших повинностей, чем полагалось; суд над ними должны были творить люди их же сословия в качестве шеффенов, а апеллировать разрешалось к императору или пфальцграфу. Возможно, что занятие императором такой позиции вызвано было неоднократными мятежами его пасынка, герцога Эрнста Швабского. В этой борьбе император одержал верх, швабские вассалы отказались служить герцогу.
Все христианское рыцарство составляло как бы единую корпорацию: принятый в нее обязан был принести присягу на верность своему званию, часто и церковь давала этому акту свое особое благословение. Отличительными знаками рыцарства служили: перевязь, рыцарский пояс (cingulum militare) и золотые шпоры. С поясом и перевязью как символами военного сословия мы встречаемся в литературе уже в тот период, когда германцы заняли место римских легионов. В житии мученика Архелая времен Константина Великого святой прославляется за то, что он обратил в христианство многих воинов, которые при этом сняли свои военные пояса (cingulum militare)6; и когда Людовик благочестивый в 834 г. вынужден был принести в Реймсском соборе публичное церковное покаяние и постричься в монахи, то он, как подробно сообщается, снял свой рыцарский пояс и возложил его на алтарь. Право посвящать в рыцари посредством рыцарского удара было предоставлено каждому рыцарю7.
По преданию, Людовик VI, король Франции отдал приказ (1137 г.)8, чтобы у того, кто посвящен в рыцари, не будучи рыцарского рода, на навозной куче отбиты были шпоры, а Фридрих Барбаросса в 1187 г. запретил принятие рыцарского пояса сыновьям духовных лиц и крестьян9.
Его дядя и историограф Отгон, епископ Фрейзингенский (1158 г.) весьма пренебрежительно отзывается об итальянских городах, в которых сыновья ремесленников посвящаются в рыцари10. В приложениях к статуту Ордена храмовников в XIII в. ношение белой мантии запрещается всем, не принадлежащим к рыцарскому роду. В случае же, если обнаружится, что кто-то принят в орден на основании данных им ложных сведений по этому поводу11, он должен быть изгнан из ордена. В то же время ленное право делает вывод большого практического значения, а именно, что все, не бывшие по отцу или по деду рыцарского происхождения, не имеют права получать лен12.
Мы можем на протяжении всего средневековья проследить постепенное усовершенствование и утяжеление вооружения19.
Снова, как некогда Гомер, песни прославляют не только героев, они воспевают и неуязвимость их доспехов, рассказывают историю и свойства меча «Бальмунга». Часто не только меч, но и другие части рыцарского вооружения получают собственные имена.
Со второй половины XII в. броней стали покрывать и боевого коня, что, впрочем, уже применялось и остготами в их войнах с Велизарием23.
В то время как в эпоху Каролингов и до времен Оттонов войско в отношении военной техники и вооружения, несмотря на различные оттенки, все же следует считать однородным, из общей части воинов мало-помалу выделяется более знатная часть, имеющая возможность обзавестись несколькими лошадьми и слугами и весьма дорого стоящим полным снаряжением.
Больше всего сходства можно найти у легковооруженных пеших, особенно у лучников; и в ту и в другую эпоху они являются только вспомогательным родом войск. Уже Вильгельм Завоеватель широко пользовался ими; в Германии до этого времени мы редко встречаем их применение, но с XII в. значение их возрастает все более и более.
Недаром император Фридрих II писал своему сыну, чтобы тот прислал ему рыцарей, «так как именно множество рыцарей составляет гордость империи и нашу силу», и когда город Кельн в 1368 г. возобновил союзный договор (от 1263 г.) с графом Юлихским, то в него включено было дополнительное условие о том, чтобы 15 оруженосцев, которых граф обязывался выставить наряду с 9 рыцарями, были «guder Lude, zum Schilde geboren»25.
Германские же короли и их чиновники были, наоборот, прежде всего воинами и сохраняли этот характер даже тогда, когда они, будучи воинами, управляли всей государственной жизнью.
Римская знать могла довольствоваться гражданскими должностями, ибо она могла держать массы в повиновении, опираясь на дисциплинированное войско; аристократы романо-германского средневековья не располагали обученными манипулами и когортами; вождями народа они могли быть только в том случае, если они вместе с тем были самыми неустрашимыми бойцами.
В этих кругах продолжает жить образ древнегерманского героя, сохраненный нам Тацитом. В песнях и сагах образ этот получает свое дальнейшее развитие. Односторонне суровый и меланхоличный первоначально, он в нашу эпоху становится более жизнерадостным благодаря тому, что представители молодых поколений оказываются более восприимчивыми к прекрасному, и в конце концов у них складывается образ идеального рыцаря. Нравственный облик рыцаря облагораживается благодаря самодисциплине; жизнь при дворе и культ женщины накладывают на него свой отпечаток29, он отдает свой меч на служение церкви, олицетворяющей для него вечные идеи.
Должно быть немалая часть графских и епископских воинов в городах перешла к ремеслам; в эдикте лангобардского короля Айстульфа от 750 г. ив указе архиепископа Бременского (см. выше) ясно говорится о воинах-купцах qui negotiantes sunt (которые занимаются торговлей). Из оставшихся верными своей военной профессии обладавшие достаточными средствами стали участниками городского управления и, слившись с состоятельными купеческими фамилиями, образовали городской патрициат33.
Поэтому в эдикте Фридриха Барбароссы, запрещающем посвящать в рыцари сыновей крестьян и духовенства, сознательно не упоминается городское сословие.
Как ни разнообразны и часты переходы от одного сословия к другому, главное ядро средневекового войска образует преимущественно военное сословие. Возникавшие на этой почве трения и неудобства на практике сглаживались.
Оттокар Штирийский издевается над «вахлаками с шишаками», а глоссы к саксонскому феодальному праву объясняют: «Если король, оказывая крестьянину милость, делает его рыцарем и при этом вместе с рыцарским достоинством жалует ему и рыцарские права, то этим он нарушает закон. Даже посвященный в рыцари крестьянин таковым не станет никогда»35.
Показателен известный рассказ о том, как стремянный, которого Фридрих Барбаросса хочет за его выдающуюся храбрость (под Тортоном в 1155 г.) посвятить в рыцари, сам отклонил эту честь, так как он принадлежал к низшему сословию и желал остаться в нем36. Судя по этому, уже и тогда рыцари своими обычаями и всем образом жизни настолько отличались от простого смертного, что последний, если он по природе был скромен, не решался вступить в среду, где он почувствовал бы себя чужим.
При столкновениях целых отрядов, а порой и в единоборстве, старались с наскока опрокинуть противника, что, конечно, в лучшем случае не обходилось без серьезных ушибов.
Читайте также
ГЛАВА 3 РЫЦАРСТВО
ГЛАВА 3 РЫЦАРСТВО Ангерран VII, продолжатель династии де Куси и первенец у родителей, был, несомненно, им дорог, но, вероятно, все-таки не был объектом трогательной заботы и обожания, что обычно проявляется в наше время по отношению к новорожденным. Из всех отличий
Глава одиннадцатая Рыцарство и рыцарская литература
Глава одиннадцатая Рыцарство и рыцарская литература Литературные тексты некогда воспринимались медиевистами (например, Л. Готье) как исторические документы, несомненно, со слишком большим доверием. Потом тенденция перевернулась на сто восемьдесят градусов: историки
Глава одиннадцатая. Рыцарство и рыцарская литература
Глава одиннадцатая. Рыцарство и рыцарская литература 1 Основные работы приведены и проанализированы Ж. Дюфурне в его издании, переводе и комментариях. См.: Dufournet J. La Chanson de Roland. Paris,
Глава V ЧЕТВЕРТОЕ СОСЛОВИЕ
Глава V ЧЕТВЕРТОЕ СОСЛОВИЕ Бета. Эх, детка, нам надо работать одновременно и за женщину, и за мужчину! Андзола. К счастью, мы кое-что значим! А вот мужчины наши ни на что не пригодны! К. Гольдони. Домоседки Джачинта. Я родилась свободной и не желаю быть рабыней! К. Гольдони.
Глава пятая. ЧЕТВЕРТОЕ СОСЛОВИЕ
Глава пятая. ЧЕТВЕРТОЕ СОСЛОВИЕ Памфлетисты разевают свою необъятную пасть все шире и шире и уже никогда не захлопнут ее. Наши философы на деле предпочитают отступить по примеру Мармонтеля, «в первый же день удалившегося с отвращением в отставку». Аббат Рейналь,
ГЛАВА 4. КЛАСС И СОСЛОВИЕ[50]
ГЛАВА 4. КЛАСС И СОСЛОВИЕ[50] Слово «приписывать» в одном из толкований, предлагаемых нам Оксфордским словарем, означает «вносить в список, записывать, зачислять». Марксистские «классы» не имеют с процедурой зачисления ничего общего. Класс в марксистском понимании — некая
2. Сословие благородных, сословие сеньоров
2. Сословие благородных, сословие сеньоров Называли ли когда-нибудь господствующий класс классом землевладельцев? Если под классом землевладельцев подразумевать класс, члены которого получают все свои доходы с обработки земли, то называли. А какой еще источник доходов
ГЛАВА II. РЫЦАРСТВО С ВОЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
ГЛАВА II. РЫЦАРСТВО С ВОЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В первой и второй частях этого тома, по ходу наших исследований, мы рассматривали военное дело в эпоху раннего средневековья преимущественно с точки зрения истории государственного устройства и наряду с этим стремились дать о