Почему много икон божией матери и чем они отличаются

Какой была Пресвятая Богородица?

Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть картинку Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Картинка про Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются

Почему так много икон Богородицы

Один юноша стал посещать православный храм и спросил отца:
— Почему в церкви так много разных, непохожих одна на другую, икон Божией Матери? Ведь Божия Матерь одна, а Ее икон много и все — разные. Разве такое может быть?
Тогда отец принес старый, уже прилично потертый семейный фотоальбом, и стал вместе с сыном перелистывать его картонные страницы. Он показывал на пожелтевшие и местами потрескавшиеся фотографии и спрашивал сына, кто на них изображен:
— Здесь мама, ей три года, вот, видно по дате.
— А это?
— Это она в первом классе. Вот написано: «Средняя школа № 2».
— А вот?
— Здесь она уже на выпускном вечере.
Отец пропустил несколько листов с фотографиями студенческой поры, потом пошли свадебные и те, где худенькая девушка — уже юная мать с ребенком. Вот она уже заметно изменившаяся, взрослая женщина. Вот уже с сединой в темных и еще густых кудрях.
— Ну, а здесь мама во Владивостоке у тети Лизы в гостях. А это после операции. в позапрошлом году.
— Видишь, сынок, — сказал отец, — мама на всех фотографиях разная и в то же время везде не кто-нибудь, а она. Так и с иконами Пресвятой Богородицы. Матерь Божия одна, но Она являла Себя, Свою помощь людям в разное время и в разных местах. И каждое Ее явление отражалось потом разными людьми в иконах. А с тех икон, принятых к почитанию Церковью, делались копии, списки уже другими людьми. У каждого иконописца была своя манера письма. И нередко считалось, что Дух Святой проявлял благодать Свою на совершенно безыскусных иконах и от них творились чудеса. В одной только книге Евгения Поселянина в конце XIX века описывается более 600 чудотворных икон Богоматери. Но если бы люди фиксировали каждое проявление святой помощи Царицы Небесной в нашей жизни, то таких Ее «фотографий» было бы бессчетное число. И вот почему. В творениях святых отцов мы не раз встречаем упоминание о том, что праведники, сподобившиеся вознесения в райские обители, не находили там Самой Царицы Небесной. «Где же Богоматерь?», — спрашивали они, и неизменно следовал ответ: «Нет Ее здесь. Она спасает на земле грешников».

Не зря мы и именуем Царицу Небесную «Скоропослушницей», «Споручницей грешных», «Радостью всех скорбящих», «Взысканием погибших», «Милующей», «Отрадой или Утешением», «Целительницей», «Одигитрией» («Путеводительницей»).

Как начиналось почитание БогородицыПочему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть картинку Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Картинка про Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются

Еще за шесть веков до Рождества Христова «ветхозаветный евангелист» Исаия так пророчествовал избранному народу Божиему: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7,14).
Еммануил означает — с нами Бог. И это прямо указывает на тайну двух естеств Богочеловека Иисуса Христа.

Однако и после того, как сбылось это пророчество, не только фарисеи и саддукеи, давно уже утратившие Дух Божий и поклонявшиеся букве закона, не поверили ему, но и некоторые из христиан отказывались почитать Деву Марию Богородицей. Возникла даже секта под предводительством еретика патриарха Константинопольского Нестория. Потребовалось несколько веков, прежде чем в 431 году в Эфесе, в храме, воздвигнутом во имя Пресвятой Богородицы, прошел III Вселенский Собор. Он осудил ересь Нестория и утвердил догмат об именовании Девы Марии Богородицей. Церковь устами святого Кирилла Александрийского прорекла на веки вечные: «Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому Святая Дева — Богородица, ибо Она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию — тот да будет анафема».

Святые отцы утверждают, что Дева Мария родила Богочеловека, Который есть истинный Бог. Утверждено было именовать Деву Марию именно «Богородицей», но не в том смысле, что Она родила Бога, Который предвечен и является Творцом и Спасителем Самой Марии. Но в том, что изначально в Рожденном от Нее заключена вся полнота Божества. В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2,9), — пишет апостол Павел.

«Воистину, что невозможно у человеков, возможно у Бога, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов. — Как из ребра Адама безсеменно Бог создал женщину, так из дщери Адамовой — Приснодевы и Богородицы Марии — заимствовал девственную плоть безсеменно и облекшись в нее, стал Человеком, подобным первозданному Адаму».

Все виды индивидуального православного благочестия берут начало в благочестии богослужебном. Наиболее ясно и полно сформулировано богословское учение и церковное почитание Божией Матери в богослужебных текстах. В них в полной мере проявляются наша православная вера, богопочитание и почитание Божией Матери народом Божиим.

Почитание Богородицы отражено в Божественной Литургии, в чинопоследовании Вечерни, Утрени, Часов, в суточном, седмичном, годовом кругах богослужения. Божией Матери, кроме того, посвящена каждая среда недели.

Церковное почитание Богородицы утверждается и догматом о ее приснодевстве, который засвидетельствован в святом Евангелии апостолами Матфеем и Лукой и внесен в Символ Веры, утвержденный в 325 году Никейским I Вселенским Собором. В третьем члене Символа Веры вместе с догматами о вочеловечении Господа Иисуса Христа мы исповедуем: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». В этой части мы исповедуем, что Христос как Второе Лицо Пресвятой Троицы — вездесущ и поэтому всегда был на небе и на земле, но на земле Он был прежде невидим, бесплотен; что воплощение Христово, принятие Им естества человеческого свершилось содействием Святого Духа, так что Пресвятая Дева Мария, как была Девой до зачатия, так и в зачатии и после рождения Богомладенца оставалась Девой.

Вот как об этом говорит святитель Григорий Нисский, брат одного из трех вселенских учителей Василия Великого: «Невозможно в собственном смысле употреблять слово „зачатие“, потому что слово „девство“ и „плотское зачатие“ несоединимы в Одной и Той же. Но как Сын дан нам без отца (земного), так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемлемое тело, так и не ощутила рождения. По свидетельству пророчества, без болезней было у Нее рождение: „Прежде нежели наступили боли Ее, разрешилась Сыном“».

О Своем будущем почитании свидетельствует в святом Евангелии и Сама Дева Мария — во время посещения двоюродной сестры Елисаветы, матери пророка Иоанна Крестителя. Елисавета, увидев Деву Марию, вдруг исполнилась Святого Духа, благодать Которого почувствовал и младенец, которого она носила во чреве шестой месяц, и воскликнула: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1,43).

Дева Мария ответила: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1,

Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть картинку Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Картинка про Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Фото Почему много икон божией матери и чем они отличаютсяСама Богородица приоткрывает в этих словах причину столь сильного почитания Ее среди «всех родов». Смирение и любовь к Богу стали основанием тому величию, которое сотворил Ей Господь. Ибо потом и Сам Он, облекшись во плоть от смиренной, будет вразумлять ко спасению нас, падших: Научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11,29).

«Вся — чертог Духа, вся — близ Бога»
Преподобный Иоанн Дамаскин.

По слову святого Иоанна Дамаскина, «именование Матери Божией содержит в себе всю историю божественного домостроительства в мире».

«Приснодева превыше всех святых, — писал святитель Игнатий (Брянчанинов), — как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слушательницей и исполнительницей учения, возвещанного Богочеловеком. Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности. Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и богоугодной жизнью в сосуд Божий».

И сам собой приходит ответ на вопрос, почему никто из людей, рожденных во все времена, не почитается выше Богоматери. Так, например, мы не только не почитаем, но и не знаем имени матери святого праотца Авраама, давшего миру потомство избранного народа Божия. Также ничего не знаем и о матери святого царя и пророка Давида, из рода которого происходила и Сама Дева Мария.
И не должно смущать нас то, что в святом Евангелии не говорится о Ее деяниях в те моменты, когда земная слава Ее Божественного Сына сияла особенно ярко. По Своему глубокому смирению, как объясняют святые отцы, не позволяла Она апостолам описывать Свои подвиги.

Не должно быть смущения и тогда, когда мы читаем в святом Евангелии о том, как Матерь Божия и Его братья по плоти, не сумев пройти к Нему из-за скопления народа, чтобы говорить с Ним, просили передать Ему, что они ожидают Его, а Он ответил: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Лк. 8,21). И кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 50).

Нет здесь ни противоречия, ни умаления Богоматери. Ибо Божия Матерь была единственной из людей, кто с самого детства воспитывался в храме Божием, всегда слушал и исполнял слово Божие. И подобно тому, как Она носила на руках Своих Сына Божиего во время Его земного младенчества, так и Он, воздав Ей должную славу, принял Ее душу на Свои руки в начале Ее небесной жизни. Более того, исполняя закон, данный Им о почитании родителей детьми, Сам Господь Иисус Христос почтил Свою Пренепорочнейшую Матерь Ее воскресением в третий день и вознесением к Себе в Царство Небесное вместе с Ее пречистым телом.

Еще при жизни Пресвятой Богородицы было положено начало и почитанию Ее икон. До нашего времени дошли несколько изображений Ее Пречистого Образа, сделанных евангелистом Лукой. Одним из образов, принадлежащих письму евангелиста, по Преданию, является знаменитая Владимирская икона Божией Матери, сыгравшая великую роль в судьбе России.

Предание сохранило нам и историю нерукотворного образа Пресвятой Богородицы в Лидийском храме. Она связана с проповедью Евангелия апостолами Петром и Иоанном в городе Лиде, где они построили храм во имя Пречистой Девы. Вернувшись в Иерусалим, апостолы просили Божию Матерь освятить храм Своим присутствием.

«Идите и радуйтесь, Я буду с вами там», — ответила Она.

Придя в Лиду, они обнаружили на одном из внутренних столпов храма неизвестно кем и с величайшим искусством созданный образ Богоматери.

С прибытием в лидийский храм Божией Матери, возрадовавшейся при виде Своего образа и молящихся у него, икона получила благодатную силу.

Молчание — щит Богородицы

Земной путь Божией Матери был путем отрешения от всех земных благ и удовольствий, путем простоты и нестяжательности, добровольных лишений, приносимых в жертву Богу. При этом Она имела всю славу, которую только мог иметь человек во все времена существования человечества. «Если бы меня спросили, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — кто в Поднебесной сильнее и крепче всего. — я бы ответил: „Нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, чем Пресвятая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария“. Сильна Она на земле: ибо стерла Она главу невидимого змия и попрала адскую силу. Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают врази. Сильна Она на небе: ибо Бога Всесильного и Крепкого молитвами связывает, умилостивляет к нам. Связывает, говорю, своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет нас казнить. Она простирает к Нему умоляющие руки. чтобы не погубил грешников с их беззакониями».

Митрополит Московский Филарет называет жизнь Пресвятой Богородицы беспримерной для прочего человечества, потому что таинство Матери Господней неповторимо и необобщимо, но одновременно и предостерегает нас от мысли, что достоинства Божией Матери неподражаемы. «Пример святости Пресвятой Девы дан нам Евангелием не только для нашего благоговения и удивления, но и для нашего назидания и подражания», — говорил сей мудрый наставник.

Земная жизнь Богородицы, как и жизнь многих христиан того времени, была полна неисчислимых скорбей и печали. И Пресвятая Дева на протяжении всей Своей жизни предпочитала молчаливое страдание.
Молча страдать — вот что было на земле Ее постоянным уделом.
Она молчала, когда в холодную зимнюю ночь Ей негде было приютить Новорожденного Сына и когда лишь домашние животные согревали своим дыханием Царя царствующих в вифлеемском вертепе.
Она молчала, когда в страхе за Своего Божественного Младенца бежала с Ним в далекий Египет от жестокого Ирода, когда попадала в руки разбойников.
Она молчала, когда растила Сына в бедном доме на средства, добытые плотницким трудом старого Иосифа, которых, может быть, и не всегда хватало на пропитание их семейству.
Она молчала, когда Сын оставил Ее и ушел на Свое великое дело проповеди народу слова Божия.
Она молчала, когда Он, Ее Божественный Сын, стоял избитый бичами, оплеванный, в терновом венце, под которым на любимом челе запеклась кровь. Когда Он, падая, подстегиваемый легионерами, нес по улицам Иерусалима Свой Крест.
Она молчала, когда до Ее слуха доносились звуки тяжелого молота, забивающего гвозди в тело Ее Божественного Сына.
Молчала, когда Он, вися на Кресте, оставленный любимыми учениками, переживал муки, вобравшие в себя муки всего человечества, всю горечь наших грехов и тяжесть вины перед Богом всех людей всех времен и народов.
Она смотрела и молчала, готовая в любое мгновение за Его жизнь отдать Свою жизнь, Своей мукой облегчить Его муку. Поддерживаемая лишь мыслью, что страдания Ее Сына — это вольные страдания, о которых Он часто говорил.

Велико значение этих минут в жизни человечества.

В безмолвии открыт был Ее душе новый подвиг — подвиг спасения людей, всех жаждущих веры и томящихся в сомнениях, вечно нуждающихся в помощи и в пощаде. Ее «херувимское служение» Божественному Сыну — а «херувимское» буквально означает «исполненное множества разума» — восполнилось новым служением, без всякой выгоды, ради Божественной любви — всему роду человеческому.

Свято исполняет с тех пор Богородица заветы Божественного Сына, непрерывно и с великим усердием пребывая в трудах по спасению душ наших.

По церковному преданию, Дева Мария смиренно молилась о Савле, будущем апостоле Павле, когда он с фарисейской ожесточенностью гнал христиан и участвовал в их казнях.

Почитание Божией Матери в России

Изначально в писании святых отцов встречаем мы указания только на два удела Богоматери: Иверию и святую гору Афон. Однако уже очень скоро после принятия Православия на Руси положение изменилось.

С великим благоговением и трепетом позволили себе наши предки дерзновенно отнести к числу уделов Пресвятой Богородицы и третий — Русскую землю, нашу Россию, свет веры Христовой в которую проник еще в I веке вместе с апостолом Андреем Первозванным, водрузившим Крест на Киевских горах.

С тех пор как святой апостол основал первую христианскую общину и основал храм в Херсонесе, Россия прошла многовековой путь от раздробленных языческих племен до православного государства со столицей Москвой — третьим Римом.

Принимая в святом Крещении Православие, русский народ получил и всю полноту проявления своей исторической личности во Христе. На протяжении веков наш народ являл собой и являет поныне единую Церковь Христову, тело Христово. Приснодева Мария, будучи Матерью Пречистого Тела Господа Иисуса Христа, является и Матерью Церкви как Тела Христова. А это значит, что Церкви Христовой неизбежно сообщаются черты и свойства Богоматери, в образе Ее служения Своему Сыну Христу.

Русским народом это было удивительно точно восчувствовано и воспринято. В его духовном облике появился ярко выраженный «богородичный характер», который был отмечен многими исследователями русской святости.

Богородичный дух и характер русской души формировались прежде всего под влиянием монашества, которое началось и развилось с возникновением знаменитого Киево-Печерского монастыря, основанного в начале XI века преподобным Антонием Печерским и ставшего образцом для всех будущих монастырей России при Феодосии Печерском, стараниями которого был получен и введен в Лавре студийский монашеский устав (устав преподобного Феодора Студита, написан для Студийского монастыря, подробно описывает обязанности по монастырским должностям и послушаниям — прим. ред.).

Не случайно было появление в Киеве преподобного Антония Печерского. Долгое время подвижник пребывал на святой горе Афон, пока игумену обители не было указано от Бога, чтобы он отпустил Антония в Россию. И вот, как повествует Киево-Печерский патерик, «Антоний. придя в Киев. и взыде на холм и возлюби место то, помолился Богу со слезами, глаголя: „Господи, да будет на месте сем благословение святыя Афонския горы“. и валися тамо, руками же своими прилежно копаша пещеру большу. Тогда прииде к преподобному Антонию в пещеру и преподобный Феодосий. и другие».

И вскоре уже весь народ русский пребывал под молитвенным покровом Пресвятой Богородицы, молитвами своих святых подвижников превратив Русскую землю в Третий удел Божией Матери.

Какой была Пресвятая Богородица

Церковь бережно хранит предания о земном облике Пресвятой Богородицы, в котором современники обращали внимание на сходство Матери и Ее Божественного Сына.

«Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные. (В одном из воспоминаний современников о Божией Матери говорилось также, что у Нее были глаза светло-карие, цвета зрелого табака — ред.). В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать» (Никифор Каллист, «Церковная история»).

«Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения. трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты» (святитель Амвросий Медиоланский).

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:

«Свидетельствую Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во Вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на Небесах душой и телом. Она не только жительствует на Небесах, Она царствует на Небесах. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас». Одну Богоматерь она просит: «Спаси нас» и «Помилуй»!

Источник

Почему так много икон Богородицы?

О Пресвятой Богородице, матери Иисуса Христа, так или иначе слышали все. В русской православной традиции Святая Дева всегда особо почиталась верующими людьми. К ее заступничеству зачастую в истории прибегали и люди неверующие, и чудесным образом получали просимое. Но почему в Христианстве так много икон, изображающих Богородицу? Разве нельзя молиться перед одним образом, без разных названий, вроде «Владимирская», «Казанская», «Троеручица»…?

Кто такая Пресвятая Богородица?

После грехопадения первых людей, Адама и Евы, человечество жило в ожидании Мессии, Спасителя. Он должен был искупить людскую цивилизацию от рабства греха. Согласно пророчествам, будущий Искупитель мог появиться от чистой и непорочной, способной на подвиг любви и самоотречения девушки.

Понадобились тысячелетия, прежде чем достойная рождения Богочеловека Иисуса Христа появилась на свет. Родителями избранницы величайшей миссии стали праведные Иоаким и Анна, жители ветхозаветного Израиля.

В три года Марию отдали на воспитание в храм. Ей являлся Архангел Гавриил, сообщая о предстоящей девушке великой миссии.

Чудесным образом, в результате непорочного зачатия, Мария родила Иисуса Христа и стала Богородицей.

Вместе со своим супругом, праведным Иосифом, она воспитывала и оберегала Сына, пока Он не возмужал, и даже присутствовала при крестной смерти Господа. Как Иисус Христос, Богородица воскресла и вознеслась на Небо.

Что такое икона?

Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть картинку Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Картинка про Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются

В Православной Церкви иконой называется священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Икона является одним из средств познания Бога, помогает сосредоточить внимание на молитве во время богослужения, общего или домашнего. Иконами считаются изображения, выполненные на твердой поверхности, как правило, липовой доске, покрытой левкасом, на которых запечатлены также надписи и знаки.

Догмат об иконопочитании был закреплен на VII Вселенском соборе Православной Церкви в 787 году.

Согласно решению 367 епископов, изображение образов Бога и святых необходимы человеку для воспоминания о первообразе – самом изображенном на иконе святом или событии. «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» – гласит постановление святых отцов.

Когда началось почитание Пресвятой Богородицы?

Согласно преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал евангелист Лука. Можно сказать, что почитание Богородицы началось сразу же после Ее телесной смерти, об этом свидетельствует торжественное погребение Девы Марии апостолами.

Во время гонений христиане Римской империи вынуждены были совершать богослужения в катакомбах, до наших дней сохранились изображения и фрески Богородицы. К примеру, с сюжетом «Поклонение волхвов». Когда гонения на христиан в Риме закончились, он стал православной империей и византийский культ впоследствии пришел на Русь. Первым храмом официально крещеного государства стала знаменитая Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. В числе двунадесятых (самых значимых) церковных праздников 4 богородичных:

В разных нуждах люди молились перед святым образом Богородицы и всегда получали просимое.

Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть картинку Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Картинка про Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются

Какие бывают иконы Богородицы?

Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть картинку Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Картинка про Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются

Церковные историки Никифор Каллист и монах Епифаний сохранили для нас сведения о традиционном написании образа Богородицы. На Деве Марии непременно пурпурный мафорий (покрывало замужней женщины, закрывающее голову и плечи), и туника (длинное платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды на голове и плечах.

Самым распространенным типом изображений Богородицы является Оранта. На изображении Богородица стоит в полный рост с распростертыми в сторону руками, с развернутыми ладонями наружу. Этот жест символизирует заступническую молитву.

К таким иконам относится, например, известная в России икона Пречистой Девы «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся в избавлении от пьянства. О том, в каких случаях и перед какой иконой в своих нуждах молятся верующие, мы подробном поговорим ниже.

Иконографический тип Елеуса (Умиление) наиболее был популярен в сюжетах древнерусской иконописи. Здесь Богородица представлена с младенцем Иисусом на руках и прижимающимся к Ее щеке. Самые известные русские иконы, такие как «Владимирская» или «Почаевская» — наиболее яркие примеры данного типа.

Среди икон Одигитрии характерной особенностью является Пречистая Дева с младенцем Христом правая рука которого зажата в благословляющем двуперстном жесте, а в левой держится свиток или книга. Например, «Казанская» икона Богородицы относится к данному типу.

Панахранта или «Всемилостивая» серия богородичных икон представляет собой Божью Матерь, сидящую на троне, что символизирует Ее царственное величие. Одной из самых известных икон этого типа считается «Всецарица».

А вот на изображениях Агиосоритисса Богородица изображается в повороте в три четверти рук с молитвенным сложением рук. К типу этой иконы можно отнести «Боголюбскую» Богородицу (по имени князя Андрея Боголюбского). Получив широкое распространение в Византии, Агиосоритисса была популярна и в древнерусском церковном искусстве.

Перед какими иконами и в каких случаях молиться?

Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Смотреть картинку Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Картинка про Почему много икон божией матери и чем они отличаются. Фото Почему много икон божией матери и чем они отличаются

Каждая икона Богородицы посвящена событию Ее земной жизни или событию Ее явления людям в тот или иной непростой момент их истории. И, конечно, молясь перед каким-либо образом Пречистой Матери, верующий человек обращается именно к Ней, а не к какой-то из сущностей Богородицы.

Образ, запечатленный на иконе, тождественный просьбе человека, помогает сосредоточить молитвенное внимание, проникнуться событиями далеких дней и вспомнить, что когда-то Святая Мария помогла людям в похожей ситуации.

В церковном календаре Русской Православной Церкви упоминается более 260 чтимых и чудотворных образов Божьей Матери. Всего наша христианская традиция знает почти 900 изображений Богородицы.

Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами.

О сохранение семьи, благополучных родах и защитниках Отечества

Самой древней русской иконой, сохранившихся до наших дней, является «Владимирская». Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали трапезу Иисус Христос, Пресвятая Мария и Иосиф Обручник.

На Русь список иконы был передан в XII веке из Византии, а в 1395 году для защиты Москвы от войск Тамерлана святой образ был перевезен в столицу из Владимира. Силы неприятеля отступили, а икона с тех пор стала именоваться «Владимирской». Впоследствии Богородица не раз спасала москвичей от нападения татаро-монгольских войск.

Перед иконой Божьей Матери «Владимирская» молятся с просьбами о помощи в принятии решения, примирения людей, беременности, сохранении семьи, благополучии детей, вразумлении врагов и о защитниках Родины. Образ Богородицы вспоминается Церковью в специально установленные дни: 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Об избавлении от пьянства и наркомании

По преданию в 1878 году отставной солдат, крестьянин Тульской губернии, страдавший недугом пьянства и потерей из-за это способности ходить, увидел сон. Ему явился старец-схимник и направил несчастного в Серпуховский монастырь.

Старец во сне настаивал на службе молебна перед иконой «Неупиваемая чаша», но в монастыре, как оказалось, о подобном образе никто не знал. В результате поисков в ризнице храме была обнаружена икона Богородицы, с обратной стороны которой была нанесена надпись «Неупиваемая чаша».

С тех пор перед иконой и ее списками молятся об исцелении себя или своих близких от недуга пьянства и других греховных зависимостей. Кроме того, перед этим образом верующие просят помощи в благополучии детей, вразумлении потерявших нравственный облик родственников и продаже/покупке недвижимости. День памяти иконы – 5 мая.

Об осужденных, прощении греха аборта и больных раком

Икона «Всех скорбящих радость» появляется в русской иконографии в XVII веке. По преданию тяжело больной сестре московского патриарха Иоакима Евфимии было видение. Лежащей на постели гостил посоветовал позвать священника с образом из храма Преображения Господня на Ордынке для совершения молебна. Евфимия получила исцеление. С тех пор икона почитается чудотворной.

На иконе, помимо Богородицы, изображаются люди, страдающие болезнями и жизненными тяготами. Перед образом «Всех скорбящих радость» люди просят разрешения внутренних душевных переживаний, например, прощение за совершение аборта или о примирении с близкими.

Перед иконой также молятся о помощи в принятии правильного решения, сохранении семьи, об освобождении осужденных и исцелении больных онкологическими заболеваниями и другими болезнями, а также в избавлении от пагубных привычек и зависимостей и устроении дел. Память иконы – 24 октября.

Зачать ребенка, избавиться от блуда и вернуть супруга

В IX веке монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне обрели на берегу моря икону Пресвятой Богородицы, которая поддерживалась огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, увидев во сне Святую Марию, получил от нее указание взять икону. Монах поставил образ в соборе монастыря, но необъяснимым образом на утро его нашли над вратами в обители. Так повторялось несколько раз. Икону оставили над вратами, а назвали в честь монастыря – «Иверской».

В церковном календаре икону вспоминают во вторник Светлой пасхальной седмицы, 25 февраля, 6 мая и 26 октября. У образа люди молятся об избавлении от блудной страсти, возвращении ушедшего супруга, о помощи в зачатии ребенка.

Успешно сдать экзамены и решить проблему

У иконы «Прибавление ума» уже много лет верующие в России традиционно молятся перед началом учебного года и в его конце, как правило, перед сдачей экзаменов, в том числе вступительных испытаний. По преданию образ был написан мастером времен XVII века, пытавшимся разобраться в смысле никоновской реформе. Ему явилась Богородица и заповедала написать Ее образ в таком виде, в котором Она предстала перед иконописцем. Так появилась икона «Прибавление ума».

К этому образу верующие обращаются с просьбой даровать высшую мудрость, а также получить помощь в учении, сдаче экзаменов. Родственники страдающих слабоумием и психическими расстройствами людей. В разрешении вопросов и проблем, требующих неординарного решения, люди также прибегают к молитвам перед иконой «Прибавление ума». День памяти образа – 28 августа.

О помощи в женитьбе и замужестве

Пожалуй, одной из самых известных икон и праздников в России считается «Покров» Пресвятой Богородицы. Во времена правления Льва Мудрого в Константинополе во Влахернской Церкви на всенощном бдении людям явилась Пресвятая Богородица с омофором (покровом) в руках и множество святых, сопровождавших Ее. Город как раз находился в осаде и после явления войска неприятеля отступили. На Руси праздник Покрова традиционно широко отмечался, так как символизировал осень, время, когда крестьяне завершали полевые работы. На Покров игралось много свадеб.

Верующие издавна прибегают к образу Покрова Пресвятой Богородицы в просьбах об устроении личной жизни, решении финансовых и бытовых проблем, защите от сплетен и ссор, о благополучном путешествии, решении судебных споров и даже в похудении. Память иконы отмечается 14 октября.

В нашей статье представлены лишь несколько икон среди двух с половиной сотен, почитаемых Русской Церковью. Такое количество сюжетов говорит о любви православного народа к Богородице с одной стороны и Ее безотказности в помощи людям – с другой.

Главное – приступать к Матери Божьей с чистым сердцем, искренним желанием получить поддержку и заступление, устремить свое сердце к Святой Деве и иметь намерение жить по-христиански.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *