первые познания противоположного пола
Отношения с противоположным полом
Если уж взрослым зачастую легко перепутать дружбу с любовью или любовь с симпатией, что уж говорить о детях. Как правильно рассказать ребёнку про отношения с противоположным полом и объяснить, что такое любовь с точки зрения эмоций? И как научить его отличать это чувство от симпатии, привязанности и дружбы между мальчиком и девочкой?
Противоположности притягиваются
Поскольку очень сложно объяснить смысл отношений с противоположным полом в отрыве от их биологической функции, то разговор с ребёнком лучше начать с описания тех мужских и женских качеств, которые дополняют друг друга. Например, мужчинам свойственны сила и выносливость, а женщинам — мягкость и терпение. Прекрасная половина человечества внимательна к мелочам, а представители сильного пола склонны мыслить глобально. Несмотря на то, что бывают очень сильные девочки и слабенькие мальчики, долгое время в процессе эволюции было совсем не так, и все биологические виды подчинялись единому закону: выживает сильнейший. Поэтому представителям противоположного пола было важно объединяться для того, чтобы обеспечить своему потомству максимально комфортные условия для жизни.
Хотя современные люди далеко ушли от первобытных инстинктов, некоторые из них оказались очень живучими. К ним относятся инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Вот почему даже малыши в детском саду присматриваются друг к другу и разбиваются на пары. Обратите внимание ребёнка на то, что умение строить отношения с противоположным полом не приобретается в одночасье, поэтому очень важно учиться ему с детства.
Разговаривая с ребёнком о сути психологических отношений двух полов, имеет смысл обсудить проблему доверия и верности. Поскольку любовь лежит в основе семейных отношений, а одной из главных задач семьи является воспитание детей, то очень важно, чтобы супруги были уверены друг в друге. Можно привести пример с домашними питомцами. Предложите ребёнку представить, будто он вместе с другом купил щенка и договорился о распределении обязанностей по уходу за ним, а через несколько месяцев друг заявил, что теперь его интересуют морские свинки. А затем спросите ребёнка, пострадал бы от этого щенок, успевший привязаться к двум хозяевам? Скорее всего, ответ будет утвердительным. Обратите внимание на то, что «человеческий» малыш, оставшись без заботы одного из родителей, страдает неизмеримо больше. Вот почему так важно быть уверенным в человеке, которого любишь.
Большая разница
Пока ребёнку ещё далеко до создания семьи, но он уже способен на сильные чувства. Как помочь сыну или дочери понять различия между сходными эмоциями, отличающимися по своей глубине?
Любовь. Подчёркивая отличительные особенности этого чувства, необходимо остановиться на том, что оно самое серьёзное и самое долговечное. Один день, месяц и даже год – не срок для того, чтобы определить, любовь это или что-то ещё. Если ребёнок спросит о любви с первого взгляда, обратите его внимание на то, что она, безусловно, случается, но судить о том, что это именно она, можно только спустя какое-то время. Ведь симпатия и привязанность тоже могут возникнуть с первого взгляда, но потом быстро угаснуть.
Если ребёнок полагает, будто настоящая любовь уже поселилась в его сердце, предложите ему ответить на несколько вопросов:
— На какие жертвы он готов пойти ради объекта своей любви? Может ли, например, отказаться от любимого хобби или изменить привычки?
— Это чувство такое же по своей силе, как, например, его любовь к родителям?
— Взаимно ли его чувство? Это очень важно, поскольку настоящая любовь предполагает развитие отношений в течение долгого времени, «притирку» друг к другу и внимательное изучение особенностей характера.
— Готов ли ребёнок остановить свой выбор на этом человеке и прожить с ним всю жизнь?
Если школьник ответил отрицательно хотя бы на один вопрос, скажите ему о том, что, скорее всего, речь идёт о привязанности или симпатии, но не о любви.
Привязанность. Рассказывая о ней, можно выделить два основных свойства: неравнодушие к судьбе другого человека и желание проявлять заботу. Однако при этом объект привязанности не уникален – их может быть несколько. Спросите у ребёнка, на кого бы он переключил своё внимание, если бы его нынешняя «пассия» игнорировала его стремление общаться. Если школьник без особых раздумий назовёт одно или несколько имён, поздравьте его с тем, что он прошёл тест на привязанность. Приведите ему примеры из жизни, когда мальчик мучительно выбирает между двумя девочками или, наоборот, девочка с удовольствием принимает ухаживания и «опекает» нескольких мальчиков, проявляя ревность, когда её подруги тоже начинают общаться с ними. Такие чувства как жалость по поводу полученной объектом привязанности плохой оценки или негодование из-за того, что кто-то его дразнит также очень характерны для привязанности.
Симпатия. Основное качество симпатии – интерес к человеку и стремление находиться рядом, общаться, узнавать его всё лучше и лучше. Если выражаться психологическим языком, то на первом плане в данном случае оказывается познавательная мотивация. Чтобы это было понятно ребёнку, попросите его немного рассказать о каждом однокласснике противоположного пола. После того, как он завершит характеристику детей, обратите его внимание на то, что его «отчёты» различаются по объёму. Про кого-то он знает очень много – вплоть до имени попугая или названия дачного посёлка, а про кого-то может сказать лишь пару слов. Те, кто попал в первую группу, относятся к кругу детей, которым он симпатизирует.
Дружба. Обсуждая с ребёнком возможность возникновения этого чувства между мальчиком и девочкой, обратите внимание ребёнка на то, что это, прежде всего, партнёрские отношения. Они характеризуются сотрудничеством, взаимопомощью и общими интересами. Очень важно отметить, что дружба как бы стирает отличия между полами. Так, дочь, общаясь с мальчиком, может временами забывать о том, что он – не подружка, а друг. Наличие некоторой совместной деятельности — тоже довольно характерный показатель дружбы. Увлечение коллекционирование наклеек, чтением книжек про динозавров или тренировками по айкидо не только сплачивает друзей, но и наполняет их отношения конкретным содержанием.
Представленное разделение и критерии для него весьма условны – всё таки речь идёт о чувствах, которые имеют яркую индивидуальную окраску. Все дети и взрослые любят или дружат по-разному, поэтому загнать их эмоции в строгую таблицу или классификацию просто невозможно. Многие люди годами пытаются разобраться в своих чувствах – где уж посторонним понять их! Кроме того, описанные чувства могут переходить из одного в другое. Об этом факте необходимо сообщить ребёнку. Расскажите о том, что довольно часто любовь вырастает из дружбы или симпатии, проходя через стадию привязанности.
Скорее всего, вам вряд ли удастся ограничиться одним разговором с ребёнком. Вопросы различий между любовью и дружбой или о возможности дружбы между полами в разное время волновали лучшие умы человечества. Поэтому ребёнок будет снова и снова возвращаться к этим животрепещущим темам. Однако главная задача родителя – заложить в ребёнке стремление к анализу собственных чувств и взвешенности при их интерпретации.
Становление сексуальности: от подростка к взрослому
Для ребенка наступление подросткового возраста – это буквально «взрыв» в его развитии. В это время биологические процессы в организме ускоряются в разы, сопровождаясь при этом эмоциональными и психологическими изменениями. И со всем этим подростки учатся справляться одновременно.
Первые физиологические изменения
Начиная примерно с 10-11 лет (период младшего подросткового возраста) в организме ребенка начинают происходить первые половые изменения: появляются лобковые волосы, увеличиваются половые органы. У девочек уже может формироваться грудь. Также активируются кожные жировые железы и у подростков могут появляться прыщи. А вслед за всем этим наступает и пубертатный период.
Все это, естественно, влияет и на психоэмоциональное и социальное поведение подростка. Начиная с младшего подросткового возраста психосексуальное развитие ребенка проходит три этапа: становление платонического, эротического и сексуального либидо. Это разделение – условно и никаких границ между этапами нет. Только по некоторым изменениям в поведении вчерашнего ребенка можно судить об окончании одной стадии и перехода в другую.
Но для подростка очень важно пройти все этапы, поскольку это залог полноценной сексуальной жизни в будущем.
Платоническое либидо (до 12-14 лет)
На этой стадии у подростка появляется объект страсти: «возлюбленная девушка» или «любимый парень». Но отношений как таковых еще нет. Подростки в большинстве случаев только мечтают о своих избранниках. В фантазиях они вместе делают уроки, гуляют, сидят за партой.
Часто в таких фантазиях присутствуют героические мотивы: мальчики мечтают, что они спасут свою избранницу от какой-нибудь опасности и таким образом станут героями в ее глазах. Девочки грезят о «принце на белом коне», реализации идиллических сцен, как в фильмах или романах. То есть, в основном такие фантазии направленны на совместное времяпровождение, в ходе которого подростки могли бы общаться.
Платоническое либидо в норме должно иметь и вторую фазу – реализацию фантазии – ухаживание, приглашение на первые свидания, реальное общение, дружбу. Но, знаки внимания могут проявляться и в том, что мальчик дергает понравившуюся девочку за косички, а девочка может стукнуть своего избранника книгой по голове.
На этой стадии еще нет желания иметь физический контакт. А эротические фантазии если и возникают, то в большинстве случаев остаются только в мыслях подростков.
Но прохождение этого этапа – очень важная составляющая сексуального развития человека. Ведь именно в этом возрасте формируется умение знакомиться с противоположным полом, общаться, обращать на себя внимание. А это – залог гармоничных отношений в будущем и умения испытывать возвышенные чувства.
Что важно помнить родителям: на стадии платонической влюбленности переживания подростка могут быть очень сильными. Из-за этого меняется поведение, могут появиться замкнутость, нервозность или наоборот – агрессия, неприятие чужой точки зрения. Крайне нежелательно мешать подросткам общаться с их избранниками. Не редки случаи, когда протестуя, они совершают необдуманные поступки.
Так случилось у одной из клиенток Центра. 14-летняя дочь Натальи Д. Юлия начала дружить с юношей на два года старше ее, Максимом. Матери обоих ребят были знакомы. Когда они увидели, что дети стали проводить много времени вместе, их успеваемость снизилась, а также опасаясь ранних сексуальных контактов, запретили им встречаться. Протест влюбленных был очень бурным. Юлия отказывалась ходить в школу, запиралась в своей комнате, игнорировала все попытки матери поговорить с ней, всячески старалась продемонстрировать свою обиду на нее.
Однажды Максим приехал вечером к девушке на мопеде и увез ее. Оба подростка трое суток не появлялись дома, на телефонные звонки не отвечали.
К психологу Центра Наталья обратилась, чтобы наладить отношения с Юлей и не допустить повторения подобной истории, поскольку у нее была еще и младшая дочь.
Сначала девочка не желала идти на контакт с матерью и тем более приходить в Центр на консультацию. Поэтому работа велась только с Натальей, специалист помог ей шаг за шагом проработать необходимый разговор с Юлей. Акцент был сделан на том, чтобы мать поделилась своими переживаниями и опасениями, чтобы она признала, что была не права. Девочка отнеслась к словам матери настороженно, но хотя бы начала разговаривать дома на нейтральные темы.
Наталья продолжила работу с психологом, потому как ей сложно было не сорваться снова в контроль, обиду и осуждение. После пяти встреч ее эмоциональное состояние изменилось, и она смогла принять взросление и отдаление от родителей своего старшего ребенка. Тогда было предложено проговорить с девочкой с точки зрения ее ответственности перед собой, родителями и молодым человеком, чтобы не допустить новой стрессовой ситуации.
Юля согласилась с тем, что должна соблюдать некоторые правила (звонить, приходить домой не позже 10, делать уроки, прежде, чем бежать на свидание и т.д.). Наталья, со своей стороны, пригласила в дом ее молодого человека, сделала все, чтобы он увидел ее доброжелательное отношение, заручилась его поддержкой в заботе о дочери и, наконец, подошла к самой трудной для многих мам теме: вероятности вступления своего ребенка в сексуальные отношения.
После рекомендаций детского психолога, как правильно вести себя с дочерью, Наталье удалось найти к ней подход. Юлия стала менее агрессивно реагировать на мать и обижаться на нее. А вскоре и сама пришла на прием к специалисту. Отношения в семье стали налаживаться.
Эротическая стадия либидо (от 10-14 лет)
Интерес к интимной стороне отношений между мужчиной и женщиной означает, что подросток из платонической стадии психосексуального развития переходит в эротическую. В фантазиях о любимом человеке уже появляется эротический компонент – в мечтах влюбленные обнимаются, целуются. Кроме того, подросткам становится интересно реализовать свои фантазии. У них появляется стремление к нежности и ласкам – нежным словам и прикосновениям. Влюбленные желают уединения с объектом своей привязанности. В отношениях появляются первые свидания, поцелуи, объятия. А также петтинг – взаимные ласки более интимного характера, но без полового акта.
На этой стадии подростки хотят поделиться с кем-то о своих ощущениях. Девушки могут вести дневник или обсуждать с подругами эротические темы. Мальчики – делиться своим опытом в кругу друзей. Подростки в этот период могут искать общения со старшими представителями своего пола.
Важно понимать, что эротическая стадия сексуального развития – также очень важный этап взросления. На этом этапе формируется отношение к своему телу, внешности. А опыт взаимных ласк помогает психологически подготовиться при переходе к половой близости.
Важно для родителей: если дома теплые доверительные отношения, подросток получает достаточно внимания и поддержки от своих близких, то вероятность раннего начала половой жизни очень мала. И, наоборот, конфликты и недопонимание в семье, толкают ребенка на поиск другого человека, который будет его любить и принимать. Для того, чтобы сохранить и укрепить отношения со своим возлюбленным\возлюбленной в этом случае ребенок может пойти на многое, хотя психологической готовности к сексуальной близости еще нет.
Начальная стадия сексуальное либидо (от 16 лет)
У девушек наступление сексуальной стадии характеризуется, прежде всего, психологической готовностью к близости и наличием сексуального влечения. Многие девушки испытывают страх перед первым половым актом, опасаясь болевых ощущений. Но кроме того их страшит также смена социальной роли – превращение из девушки в женщину. Они переживают, что по этому поводу скажут их подруги, родители, друзья.
Здесь важно помнить, что первый сексуальный опыт играет огромную роль для человека. Если у девушки он произойдет в результате психологического или физического принуждения, это может сказаться на всей последующей сексуальной жизни. В частности, вылиться в такие проблемы, как аноргазмия или даже фригидность. У юношей насмешки по поводу его интимных способностей могут привести к проблемам с эрекцией.
Важно для родителей: подростки должны знать, как можно больше о том, что половые отношения должны быть защищенными, чтобы уберечься от болезней или нежелательной беременности. И лучше, если они узнают об этом от близких им людей.
Кроме того, необходимой составляющей, защищающей девушку от вступления в сексуальную связь из-за оказываемого на нее давления, является ее хорошая самооценка и ее способность отстаивать себя. Устойчивое позитивное представление о себе позволяет принимать решения, исходя из собственных убеждений, в обратном случае девушка может пойти на поводу у парня, чтобы остаться привлекательной в его глазах.
Становление сексуальности (16-26 лет)
После бурного подросткового периода сексуальная энергия юношей и девушек начинает приходить в норму. Пройдя через новизну ощущений, они стараются понять, что нравится именно им. В юношах эмоциональное развитие «догоняет» физическое и отношения, основанные только на сексе, начинают отходить на задний план. У девушек уже могут пробуждаться родительские инстинкты и потребность в создании семьи.
Как видите, процесс взросления и сексуального развития личности очень непрост и многогранен. Важно поддерживать свое чадо на этом пути, ведь каждый этап постепенно подготавливает подростка к построению счастливых и устойчивых отношений в паре в будущем. А если случились проблемы во взаимоотношениях, то не бояться обратиться к психологу.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Не 3, а целых 20. Кратко и доходчиво о том, какой бывает сексуальная ориентация и может ли она меняться (18+)
Юга.ру продолжают цикл публикаций о базовых социальных понятиях просвещенного общества. Первая публикация была посвящена понятию нормальности, вторая — полу и гендеру.
Екатерина Крылова
детский психолог, сексотерапевт
На этот раз журналист Иолина Грибкова поговорила с психологом о том, что такое сексуальная ориентация, какой она бывает и в каком возрасте формируется, а также о том, существует ли с точки зрения науки норма сексуальной ориентации и какие-либо тесты, чтобы ее точно определить.
Новые ориентации регистрируют постоянно
Что такое сексуальная ориентация? Сколько ее видов?
— Это сексуальное или романтическое влечение к партнеру. Сейчас специалисты насчитывают около 20 разновидностей сексуальной ориентации, но этот список с каждым годом пополняется.
Самая распространенная — гетеросексуальность, когда привлекает человек противоположного пола. Также есть гомосексуальность — влечение к человеку того же пола, бисексуальность — обоих полов.
Перечисленные вами три ориентации широко известны. А какие остальные 17?
— Перечислю некоторые. Например, существует андросексуальность — людей с этим типом ориентации привлекают мужественные черты, при этом их обладателем может быть как мужчина, так и женщина. Противоположное явление, когда привлекают женские черты, называется гиносексуальностью. Те, кто не испытывает полового влечения в принципе, называются асексуалами.
Литосексуальность — влечение без желания взаимности. Такие люди теряют интерес к объекту вожделения, едва только объект проявляет ответную симпатию. Есть такой тип людей, как демисексуалы. Они не могут испытывать влечение и возбуждение, не сформировав устойчивой эмоциональной привязанности. Только после этого они могут проявлять любовные, романтические или сексуальные интересы.
Сапиосексуальность — это когда возбуждает или притягивает в первую очередь интеллект человека, все остальное важно в гораздо меньшей мере. Объектумсексуальность — влечение к неодушевленному предмету, зафиксированы и такие случаи.
Можно ли говорить о нормальной и ненормальной сексуальной ориентации?
— Применительно к сексуальности специалисты не рекомендуют использовать понятие «норма». Потому что сексуальность для каждого своя.
До 1990-х гомосексуальных людей считали больными. Но в медицине подразумевается, что болезнь должна обладать рядом характерных симптомов. Гомосексуальность их не имеет, поэтому с точки зрения медицины считаться отклонением не может. Как минимум, сразу возникает вопрос — отклонением от какой именно нормы?
В утвержденной в мае 1990 года Всемирной организацией здравоохранения МКБ-10 (Международной классификацией болезней) гетеросексуальность, бисексуальность и гомосексуальность приравнены друг к другу. В России органы и учреждения здравоохранения осуществили переход на МКБ-10 в 1999 году.
Что сильнее всего влияет на ориентацию — неизвестно
Как и в каком возрасте формируется ориентация? Она врожденная?
— Сексуальное поведение у детей начинает проявляться в начальных классах школы, иногда в детском саду — у кого-то раньше, у кого-то позже, всё индивидуально. При этом в среднем до 10–12 лет дети остаются асексуальными — то есть проявления сексуальности у них присутствуют (к примеру, они познают себя и других в игровой форме «покажи-посмотри-потрогай»), но реального полового влечения не испытывают. В период полового созревания дальнейшее познание себя и других достигает пика, начинаются эксперименты. Мальчикам и девочкам бывает интересно исследовать в том числе представителей своего пола — но считать это признаком гомосексуальности будет неверно и преждевременно.
Есть теория, что ориентация формируется в утробе матери. Что на нее может повлиять, скажем, то, принимала ли женщина гормональные препараты перед зачатием или в период беременности, какое у нее было психоэмоциональное состояние.
Исследователи находили генетические маркеры гомосексуальной ориентации в хромосомах, которые действительно передавались по наследству. Но их процент ничтожно мал.
На 100% точных данных о формировании ориентации не даст ни один специалист. Сексуальная ориентация до сих пор предмет активных исследований и споров ученых.
Секс и ориентация — не одно и то же
Как человек может проверить, какая у него на самом деле ориентация?
Возможно ли навязывание сексуальной ориентации, о котором сейчас говорят повсеместно?
— Нет. В подростковом возрасте есть место максимум подражанию внешности и манерам. Повторюсь: даже сам по себе факт полового акта с представителем своего пола не делает человека гомосексуалом или бисексуалом.
Есть ли опасные для психики последствия, если долго подавлять свои латентные склонности?
— Безусловно, да. Такие люди страдают от угнетения волевой сферы. Практика показывает, что они становятся холодными по отношению к другим, стараются отделиться от общения с социумом. Чаще всего подавление происходит, когда человек начинает себя убеждать: «Я не такой, как мне кажется, быть таким — ненормально, я не могу быть ненормальным, это временное помутнение». Еще бывают случаи, когда кто-то не хочет проявлять себя, чтобы не расстраивать и не разочаровывать родственников и друзей.
Но как только человек принимает себя, психика довольно быстро приходит в норму. Не стоит бояться своих желаний и склонностей.
Если человек уверен в своей ориентации, но однажды испытывает сексуальное влечение к партнеру/ке не того пола, что прежде, значит ли это, что у человека изменилась ориентация?
Вообще, сейчас люди более открыты к экспериментам. И это зачастую идет им на пользу.
Люди негетеросексуальной ориентации были во все времена
Зачем эволюционно нужны люди с ориентацией, отличной от «гетеро»?
— На этот счет нет единого мнения. Одни специалисты считают, что таким образом идет борьба с перенаселением планеты. Кто-то сравнивает с заботой о других детях в животном мире — там встречаются гомосексуальные особи, которые заботятся о чужом потомстве, которое по тем или иным причинам осталось без родителей.
Есть мнение, что в наши дни негетеросексуальных людей стало больше. Так ли это?
— Люди негетеросексуальной ориентации были во все времена. Просто об этом не говорили, потому что общество считало болезнью. Может показаться, что стало больше, потому что многие совершают каминг-аут, но по факту это едва ли так.
Как в речи правильно обозначать людей разной ориентации?
— Абсолютно точно я не рекомендую говорить, что у человека нетрадиционная ориентация. Это неправильно и некорректно, поскольку подразумевается, что с индивидом что-то не так, что есть какая-то «правильная» ориентация, а это противоречит современным научным данным.
Также не стоит говорить «гомосексуалист», потому что с этим термином связаны негативные ассоциации с тех времен, когда это называли болезнью. Правильно будет сказать «гомосексуал», «гей», «лесбиянка». В любом случае нужно быть тактичным, а в случае сомнений — уточнить у человека, какой термин лучше использовать.
Сейчас некоторые специалисты считают, что корректнее говорить не «ориентация», а «сексуальная идентичность». Правильно ли это?
— Существенной разницы нет. Я склоняюсь к тому, что сексуальная идентичность — это когда ты в процессе того, чтобы идентифицировать себя. Когда ты узнаешь и познаешь.
Послесловие
Завершит серию публикаций исследование ксенофобии — процессов, в ходе которых представление о «других» становится основой для нетерпимости. Находить материалы цикла по мере их публикации можно по тегу «базовые понятия».
Надеемся, что вам уже есть 18 лет
Так получилось, что мы обязаны спросить о вашем возрасте.