перевозка грузов индексы пересчета
Перевозка грузов индексы пересчета
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 8 июля 2020 г. № 20-02-6/9299-СЛ О разработке и применении индексов изменения сметной стоимости строительства к территориальным и федеральным сметным нормативам на уровне субъектов Российской Федерации
1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно пункта 1 части 9 44-ФЗ проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Однако для получения наиболее исчерпывающего ответа по данному вопросу считаем целесообразным обратиться в адрес Минстроя России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в том числе в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
При составлении сметной документации выбор (обоснование) того или иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика. При этом выбор норм и расценок рекомендуется осуществлять с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом.
В случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных действующими государственными элементными сметными нормами, в инициативном порядке возможна разработка и утверждение новых (актуализация действующих) сметных нормативов в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13.01.2020 N 2/пр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлена возможность по решению заказчика актуализировать сметную стоимость строительства (без внесения изменений в проектную документацию) до момента заключения государственного контракта:
— при изменении сметно-нормативной базы (обязательное прохождение государственной экспертизы исключительно в части проверки достоверности определения сметной стоимости);
— при изменении Индексов (проверка достоверности сметной стоимости может не проводиться по решению заказчика, в том числе проектов, проверка достоверности сметной стоимости которых была проведена в предыдущие годы).
Таким образом, в настоящее время обеспечена возможность пересчета сметной стоимости объектов строительства, проектная документация на строительство которых ранее прошла государственную экспертизу, в том числе с применением новых Индексов, рассчитанных расчетным методом (учитывающих экономические особенности каждого региона, с использованием при расчете Индексов данных о фактической стоимости строительных ресурсов, сформированных по результатам конъюнктурного анализа, проводимого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и установленного в субъектах Российской Федерации уровня нормируемой заработной платы рабочих-строителей).
Вопросы взаимодействия заказчика строительства и подрядных организаций в рамках реализации контрактов на строительство объектов капитального строительства не относятся к компетенции Учреждения. При этом, необходимо отметить, что приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр утверждена методика составления сметы контракта, определяющая общие правила составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, при его заключении и внесении изменений в такой контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обращаем внимание на то, что Учреждением на постоянной основе осуществляется взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли Российской Федерации, в том числе в рамках заседаний совместных рабочих групп при Минстрое России (Учреждении) и регулярно проводимых семинарах с участием представителей регионов, организуемых Учебным центром Учреждения, на которых проводится разъяснительная работа и оказывается необходимая методологическая поддержка по всем интересующим вопросам. Кроме того, такая работа регулярно проводится Учреждением в рамках деловой переписки по вопросам ценообразования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Позиция Учреждения по основным проблемным вопросам, интересующим субъекты Российской Федерации, согласно обращению АЭСП от 17.06.2020 N АЭ-01-20/15, приведена в приложении.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
Приложение к письму
ФАУ «Главгосэкспертиза России»
от 08.07.2020 N 20-02-6/9299-СЛ
Позиция Учреждения по основным проблемным вопросам, интересующим субъекты Российской Федерации, согласно обращению АЭСП от 17.06.2020 N АЭ-01-20/15
1. При применении базисно-индексного метода с пересчетом в текущий уровень цен индексом на строительно-монтажные работы для определения стоимости капитального ремонта возможные значительные погрешности, так как индекс на строительно-монтажные работы рассчитан на комплекс затрат для строительства. Применение индексов по статьям затрат даст возможность при определении сметной стоимости соблюсти структуру затрат на капитальный ремонт.
2. Согласна пункту 5 Приказа Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, включенных в главы 2-6 ССРСС в уровне цен, сложившихся ко времени составления сметной документации, к итогам сметной стоимости в объектных сметных расчетах (сметах), определенной в базисном уровне цен, применяется индекс изменения сметной стоимости, соответствующий наименованию объекта строительства.
Что в данном случае следует понимать под наименованием объекта строительства? Это объекты, соответствующие наименованию глав сводного сметного расчета (основные объекты строительства (глава 2), объекты подсобного и обслуживающего назначения (глава 3), объекты энергетического хозяйства (глава 4), объекты транспортного хозяйства и связи (глава 5), наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (глава 6).
В этом случае, например, для пересчета сметной стоимости наружных сетей и сооружений водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения, применяются индексы к СМР, рекомендованные Минстроем России для внешних инженерных сетей? Как при этом понимать термин «внешние сети»? И как это термин увязать с терминами «наружные сети», «внутриплощадочные сети»? В связи с разночтением в терминологии, требуется разъяснение Минстроя России о применение индексов пересчета для инженерных сетей.
Для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, включенных в главы 2-6 ССРСС в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, к итогам сметной стоимости в объектных сметных расчетах (сметах), определенной в базисном уровне цен, применяется индекс изменения сметной стоимости, соответствующий наименованию объекта строительства.
Таким образом, вид объекта капитального строительства определяется по объекту капитального строительства, для которого разработан такой объектный сметный расчет.
Выбор индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства относится к компетенции заказчика и организации, осуществляющей разработку проектно-сметной документации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1452 организацией, уполномоченной осуществлять деятельность по разработке Индексов, информация о которых размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, независимо от степени их укрупнения является Учреждение.
На основании Постановления N 1452 и утвержденной в его исполнение Методики N 326/пр, со второй половины 2019 года ведется работа по пересчету Индексов по видам объектов капитального строительства для субъектов РФ расчетным методом. При этом, уже в 2020 году планируется осуществлять расчет Индексов к элементам затрат по видам объектов капитального строительства для применения, в том числе при определении сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (для субъектов Российской Федерации, представивших данные для пересчета Индексов расчетным методом).
Кроме того, с IV квартала 2021 года в соответствии с Планом мероприятий планируется осуществить переход на использование ресурсно-индексного метода, при котором источниками формирования сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в текущем уровне цен одновременно будут являться данные о сметных ценах из ФГИС ЦС (для ценообразующих строительных ресурсов в разрезе субъектов Российской Федерации, с увеличением объема информации по мере роста наполняемости ФГИС ЦС) и сметные цены в базисном уровне цен (с учетом перехода на ФСНБ в ценах 2021 года) с Индексами к группам однородных ресурсов для остальных строительных ресурсов, а также информация об установленном уровне нормируемой заработной платы рабочего-строителя в разрезе субъектов Российской Федерации, размещенная в ФГИС ЦС, что фактически и будет обозначать прекращение действия допущений, установленных частью 1 статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ.
5. Расчет Индексов по видам объектов капитального строительства к стоимости СМР осуществляется ФАУ «Главгосэкспертиза России» на основании данных конъюнктурного анализа строительных ресурсов, выполненного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Информация о результатах проверки конъюнктурного анализа строительных ресурсов, на основании которых выполняется расчет Индексов, от непосредственных исполнителей конъюнктурного анализа (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) закрыты. То есть у регионов нет возможности контролировать правильность ведения мониторинга (конъюнктурного анализа) тех или иных ресурсов.
В соответствии с Методикой N 326/пр Учреждение наделено полномочиями по проверке результатов конъюнктурного анализа текущих цен строительных ресурсов, используемых для расчета Индексов.
Кроме того, согласно пункту 68 Методикой N 326/пр в случае если по результатам проведенной проверки не подтверждена обоснованность данных о текущей стоимости строительных ресурсов, представленных для расчета Индексов, Учреждение вправе выполнить их расчет на основании конъюнктурного анализа текущих цен, осуществляемого собственными силами Учреждения, а также отчетных данных за предыдущий период.
Также необходимо отметить, что замечания к обосновывающим материалам, выявляемые специалистами ФАУ «Главгосэкспертиза России» по результатам проверок, отрабатываются с органами исполнительной власти субъектами Российской Федерации, как в официальном, так и рабочем порядке.
При этом раскрытие такой информации не предусмотрено нормативными правовыми актами в области ценообразования и сметного нормирования.
Таким образом, необходимы единые правила (требования) мониторинга строительных ресурсов, включенных в перечень ценообразующих.
7. Учет региональных особенностей при формировании номенклатуры, с целью мониторинга строительных ресурсов, фактически влияющих на ценообразование для данного субъекта РФ.
В пунктах 72-79 Методики N 326/пр приведены исчерпывающие требования к проведению мониторинга (конъюнктурного анализа) текущей стоимости строительных ресурсов, включенных в перечень ценообразующих (специализированных) строительных ресурсов.
Кроме того, перечень ценообразующих строительных ресурсов, утверждаемый приказом Минстроя России, формируется на основе предложений субъектов Российской Федерации и учитывает региональные особенности применения в строительстве отдельных материалов.
В настоящее время в целях формирования единого перечня ценообразующих ресурсов (в том числе специализированных ценообразующих ресурсов), используемых в составе государственных элементных сметных норм, подлежащих государственному мониторингу текущей стоимости для последующего расчета Индексов, для обеспечения поэтапного перехода на ресурсно-индексную модель определения сметной стоимости строительства Учреждением совместно с Минстроем России организована работа по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части выделения в составе однородных групп строительных ресурсов в составе ФССЦ (порядка 65 тыс. ресурсов) ресурсов-представителей, наиболее часто применяемых при строительстве объектов капитального строительства в субъектах Российской Федерации, а также с учетом наличия заводов-изготовителей и крупных поставщиков материальных ресурсов на территории субъектов.
По состоянию на текущую дату представлена необходимая информация от 45 субъектов Российской Федерации.
Также следует отметить, что указанный перечень обновляется по мере разработки новых РТМ и Индексов.
8. Неопределенность применения сметных нормативов и индексов пересчета в случае строительства объекта в одном субъекте федерации за счет средств другого субъекта федерации (например: строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объекта финансируемого за счет бюджета г. Москвы (без привлечения средств федерального бюджета) на территории Московской области и наоборот, строительство объектов на территории г. Москвы и Московской области).
В указанных случаях представляется целесообразным для определения сметной стоимости строительства применять федеральные единичные расценки и Индексы, публикуемые Минстроем России для субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство объекта.
9. Существует острая необходимость в актуализации территориальных сметных нормативов, а также установления правил их применения, индексации или отмены.
10. Исключение из федерального реестра территориальных нормативов, разработанных по недействующим в настоящее время государственным сметным нормативам.
Вопросы в части принятия решений об отмене территориальных сметных нормативов относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае принятия такого решения со стороны субъекта Российской Федерации должно быть подготовлено и направлено соответствующее обращение в Минстрой России, в частности, такие обращения к настоящему времени уже поступили от Республики Татарстан, Владимирской области и некоторых других субъектов Российской Федерации.
Возможность актуализации территориальных сметных нормативов в настоящее время не предусмотрена на законодательном уровне, при этом Минстроем России осуществляется их ежеквартальная индексация.
Вопросы индексации и применения территориальных сметных нормативов на уровне субъектов Российской Федерации могут регулироваться нормативными правовыми актами и методическими документами в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в Федеральный реестр до 30.09.2017 или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016 года.
11. В виду большой протяженности территории Новосибирской области и наличия зональности, необходим расчет и публикация Минстроем России индексов с разделением по территориальным зонам строительства.
Методикой N 326 предусмотрена возможность разработки Индексов с учетом ценовых зон в границах субъекта Российской Федерации, а также самостоятельного определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ценовых зон по субъекту Российской Федерации в целом или частям территорий такого субъекта Российской Федерации (центров ценовых зон) для целей определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства и установления их нормативным правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае определения и установления органами исполнительной власти Новосибирской области новых отдельных ценовых зон в составе субъекта Российской Федерации и предоставления отчетных данных о текущих ценах на строительные ресурсы в таких ценовых зонах с обосновывающими документами в соответствии с Постановлением N 1452 и Методикой N 326 Учреждением будет выполнен расчет Индексов для указанных ценовых зон.
Кроме того, следует отметить, что затраты по доставке материалов в границах территории субъекта Российской Федерации на расстояние, превышающее 30 км, могут быть дополнительно учтены в сметной документации на основании описания транспортных схем в составе проекта организации строительства, проектных данных о массе материалов, изделий и конструкций, используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, с применением Федеральных сметных цен на перевозку грузов для строительства (ФССЦпг-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 26.12.2019 N 876/пр, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в сметных ценах на перевозку грузов для строительства.
12. Фактический срок публикации текущих квартальных индексов Минстроем России ближе к середине квартала.
Основными факторами, оказывающими влияние на сроки публикации Индексов Минстроем России, являются своевременность представления в Учреждение данных о текущей стоимости строительных ресурсов с обосновывающими документами со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и качество указанных материалов.
Переход на использование Индексов к элементам затрат по видам объектов капитального строительства и в дальнейшем на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства позволят уменьшить и соответственно исключить наличие таких отклонений.
В настоящее время Учреждением на постоянной основе ведутся работы по актуализации государственных элементных сметных норм, единичных расценок и сметных цен ФССЦ и ФСЭМ.
Обзор документа
Даны разъяснения по применению индексов изменения сметной стоимости строительства к территориальным и федеральным сметным нормативам на уровне регионов. Обозначены проблемные вопросы.
Представлена позиция по установлению отдельных индексов на строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и стальных труб и индексов на бестраншейную прокладку трубопроводов методом наклонно (горизонтально) направленного бурения.
Затронут вопрос о применении сметных нормативов и индексов пересчета в случае строительства объекта в одном регионе за счет средств другого субъекта.
Перевозка грузов индексы пересчета
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ
ИНДЕКСОВ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Настоящие методологические положения разработаны в целях обеспечения статистического наблюдения за изменением тарифов на грузовые перевозки транспортом.
1. НАЗНАЧЕНИЕ ИНДЕКСА ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Индексы тарифов на грузовые перевозки предназначены для оценки темпов изменения тарифов на перевозку грузов отдельными видами транспорта и в разрезе видов сообщения, а также для определения индексов-дефляторов, которые используются для исчисления темпов роста (снижения) валового внутреннего продукта (ВВП) в сопоставимых ценах и других макроэкономических показателей. Они используются для характеристики ценового (тарифного) фактора в изменении доходов транспортных организаций от перевозки грузов различными видами транспорта. Индексы тарифов на грузовые перевозки применяются при выполнении различных экономических расчетов и прогнозирования на макроуровне.
Индексы тарифов на грузовые перевозки позволяют определить их изменение за отчетный период без учета изменения за этот период структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по виду груза, размеру отправки, скорости доставки, расстоянию перевозки, территории перевозки, типу подвижного состава, степени использования его грузоподъемности и т. п.
Сводный индекс тарифов на грузовые перевозки всеми видами транспорта определяется на основании индексов тарифов на транспортировку грузов следующими его видами: железнодорожным, трубопроводным, морским, внутренним водным, автомобильным и воздушным.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНДЕКСОВ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Построение индексов тарифов состоит из следующих этапов:
тонны наиболее массового груза автомобилем определенного типа на фиксированное расстояние или час работы грузового автомобиля наиболее распространенной марки в зависимости от того, какая форма оплаты работы грузового автотранспорта преобладает в транспортной организации. По заграничному плаванию морского транспорта наблюдается средняя за месяц доходная ставка за перевозку тонны груза.
В таблице 6.5. приводится перечень видов транспорта и видов сообщения, по которым организовано наблюдение грузовых тарифов.
Железнодорожный транспорт
Международное сообщение Междудорожное сообщение Внутридорожное (местное) сообщение
Трубопроводный транспорт
Перекачка нефти Перекачка нефтепродуктов Транспортировка газа
Заграничное плавание Каботажное плавание транспортных судов Каботажное плавание портовых судов
Внутренний водный транспорт
Международное сообщение Внутреннее сообщение
Автомобильный транспорт
Международное сообщение Междугородное сообщение Внутригородское и пригородное сообщение
Воздушный транспорт
Международное сообщение Внутреннее сообщение
По каждому виду сообщения железнодорожного транспорта на федеральном уровне сформирован перечень видов грузов, по которым должны регистрироваться грузовые тарифы. Перечень этих грузов, объединенных в группы, приведен в таблице 6.6.
Наименование группы грузов
Наименование вида грузов
Продукция топливно-энергетической промышленности
Уголь каменный Нефть добытая Бензин Топливо дизельное Мазут
Руды металлические
Руда железная Руды цветных металлов
Продукция металлургической промышленности
Заготовки стальные Лом черных металлов Металлы цветные и их сплавы
Продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
Лесоматериалы круглые, кроме крепежных
Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия, абразивы
Продукция химической промышленности
Сырье горно-химическое для производства удобрений Удобрения азотные
Продукция сельского хозяйства
Отбор базовых транспортных организаций
Базовые транспортные организации для наблюдения за уровнем и изменением тарифов на грузовые перевозки отбираются выборочно из общего количества организаций в два этапа.
На федеральном уровне отбираются организации, осуществляющие транспортировку грузов трубопроводным транспортом, а также определяется перечень железных дорог, по которым будет производиться регистрация тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом.
Территориальные органы государственной статистики отбирают станции для регистрации тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и организации для регистрации тарифов на перевозку грузов морским, внутренним водным, автомобильным и воздушным транспортом.
При формировании совокупности базовых транспортных организаций необходимо руководствоваться следующим:
Порядок регистрации тарифов
Статистическая информация об уровне тарифов на грузовые перевозки представляется ежемесячно транспортными организациями на бланках форм федерального государственного статистического наблюдения. Перечень этих форм приведен в таблице 6.7.
Наименование формы
«Сведения о тарифах на перевозку тонны грузов железнодорожным транспортом»
«Сведения о тарифах на перекачку (транспортировку) грузов трубопроводным транспортом»
«Сведения о тарифах на перевозку тонны грузов организациями морского транспорта»
«Сведения о тарифах на перевозку тонны грузов организациями внутреннего водного транспорта»
«Сведения о тарифах на перевозку грузов организациями автомобильного транспорта»
«Сведения о тарифах на перевозку тонны грузов организациями воздушного транспорта»
Регистрация тарифов на перевозку грузов производится по состоянию на 22-е число отчетного месяца.
Основанием для заполнения форм служат сведения о тарифах, действовавших в отчетном месяце, содержащиеся в платежных документах на перевозку грузов. Если на момент регистрации перевозка грузов не осуществлялась, то в статистических формах приводятся тарифы, по которым производилась или будет производиться их перевозка в ближайший ко дню регистрации день в течение отчетного месяца.
Регистрации подлежат фактически действующие тарифы на перевозку грузов без учета налога на добавленную стоимость (НДС), акциза и других налогов.
При регистрации тарифов на транспортировку грузов важно обратить внимание на то, чтобы в величину тарифов не включались дополнительные затраты сверх фактических тарифов, которые могут приводиться в платежных документах. Так, например, не должны учитываться затраты, обусловленные изменением условий транспортировки грузов (например, дальности перевозки). Регистрируемые тарифы должны отвечать требованию неизменности наблюдаемой услуги по тарифообразующим параметрам.
Регистрация тарифов в условиях временного не предоставления услуг
Наибольшие трудности при регистрации тарифов на грузовые перевозки связаны с временным прекращением оказания наблюдаемой услуги. Наиболее распространенным способом учета недостающих показателей по тарифам является использование их условных (расчетных) значений до тех пор, пока не будут получены данные о фактических тарифах.
В условиях высоких темпов роста тарифов на грузовые перевозки не рекомендуется, в случаях непредоставления базовыми транспортными организациями фактических тарифов, использовать для индексных расчетов тарифы предыдущего месяца, не изменяя их в течение продолжительного времени. Этот метод можно использовать только при относительно стабильной динамике тарифов и лишь за один-два месяца по согласованию со специалистами транспортной организации, участвующей в наблюдении, и в тех случаях, если затраты на оказание наблюдаемой услуги за этот период оставались неизменными.
Если закрытие организации или прекращение предоставления услуги произошло в конце года, то необходимо по исчезнувшей услуге до конца отчетного года исчислять условные (расчетные) тарифы на эту услугу.
Рекомендации по расчету индексов тарифов на отдельные виды сезонных грузовых перевозок
Предоставление некоторых наблюдаемых видов услуг по перевозке грузов носит сезонный характер и осуществляется только в определенные месяцы года. В первую очередь это относится к услугам внутреннего водного транспорта, поскольку грузовые перевозки этим видом транспорта осуществляются только в период навигации.
Транспортные организации в период непредоставления услуг по перевозке грузов, как правило, не отражают в формах федерального государственного статистического наблюдения данные о тарифах на них. Однако в период временного прекращения оказания этих видов услуг нужно продолжать регистрацию условных (расчетных) тарифов на них.
Если реализация сезонных услуг в отчетный период транспортными организациями не производилась и фактические тарифы на них отсутствовали, то для расчета условных тарифов на эти виды услуг рекомендуется поступать следующим образом:
Применение второго метода в современных экономических условиях имеет определенный недостаток. В период высокой инфляции использование тарифов предыдущего месяца может привести к занижению месячных индексов тарифов, рассчитанных в целом по всем грузовым перевозкам. Применять данный метод допустимо по тем видам транспорта, по которым тарифы изменяются в соответствии с нормативными документами. При сезонном отсутствии услуг могут использоваться тарифы предыдущего месяца на период действия нормативного документа.
В настоящее время в период отсутствия сезонных видов услуг транспортных организаций более приемлемым вариантом для расчета индексов тарифов по этим видам услуг является использование условных (расчетных) тарифов, определяемых на основании индексов тарифов на аналогичные виды услуг по перевозке грузов, осуществляемых в том же или другом сообщении данным видом транспорта, что и временно исчезнувший вид услуг. Расчетные тарифы применяются до начала появления фактических тарифов. При этом может возникнуть ситуация, что фактический тариф за отчетный месяц окажется ниже, чем расчетный за предыдущий месяц, и исчисленный на их основе индекс в месяц появления фактического тарифа покажет его снижение, что не соответствует действительности. В таком случае в месяц появления фактического тарифа необходимо произвести корректировку условных тарифов на основе данных о реальном их росте, происшедшем в целом за период с месяца исчезновения услуги до месяца ее появления вновь.
Корректировку расчетных тарифов и соответственно индексов тарифов следует производить, изменяя расчетные тарифы в одном или нескольких предыдущих месяцах, где имело место значительное их изменение. Соответственно должны быть пересчитаны сводные индексы тарифов по виду сообщения, транспорта и в целом по всем грузовым перевозкам.
Аналогичные корректировки в расчет индексов тарифов могут быть внесены в случаях значительного занижения условных (расчетных) тарифов по сравнению с фактическими тарифами.
Регистрация тарифов по типам получателей грузов
Важным принципом при построении индексов тарифов на грузовые перевозки является обеспечение наблюдения за изменением тарифов на услуги, которые представляются одному и тому же типу получателей груза при прочих постоянных условиях их оказания. Это позволяет при расчете индексов тарифов исключить влияние на их уровень фактора, связанного с изменением типа получателя груза.
Если транспортная организация периодически меняет типы получателей груза и отследить изменение тарифов на перевозку груза по одному и тому же типу получателей не представляется возможным, то регистрацию тарифов рекомендуется вести по нескольким их типам. В случае незначительного расхождения уровня тарифов для отобранных типов получателей груза для расчета индекса тарифов необходимо использовать среднеарифметический тариф, рассчитанный по нескольким их типам. При значительной разнице тарифов для отобранных типов получателей груза необходимо произвести расчет сводного индекса тарифов на перевозку грузов для всех отобранных типов получателей груза в данной транспортной организации аналогично расчету индекса тарифов по виду сообщения. Однако это потребует внесения соответствующего изменения в действующий комплекс ЭОД «Индексы тарифов на грузовые перевозки».
При регистрации грузовых тарифов следует исключить случайных получателей грузов с очень низким или очень высоким уровнем тарифа, как не отражающих реальную картину действующих тарифов.
Специалисты территориальных органов государственной статистики, получив от транспортных организаций данные о тарифах за отчетный месяц, значительно отличающиеся от данных предыдущего месяца, обязательно должны выяснить причину и в случае изменения типа получателя груза осуществить соответствующие расчеты для обеспечения сопоставимости данных.
Выбор системы взвешивания и порядок формирования структуры базисных весов
При формировании сводных индексов тарифов на грузовые перевозки в качестве весов используются данные о доходах от перевозки грузов по видам сообщения (грузов) и видам транспорта за базисный период.
Обновление системы весов, используемых для расчета индексов тарифов на грузовые перевозки, рекомендуется производить ежегодно.
Организация расчета индексов тарифов на грузовые перевозки
Выбор метода расчета индексов тарифов
Расчет индексов тарифов может производиться базисным или цепным методом.
Базисный метод расчета индексов тарифов заключается в отнесении тарифа отчетного месяца к постоянному базисному тарифу. За базисный тариф может быть принят тариф на услугу-представитель за любой месяц, выбранный в качестве базисного (например, декабрь предыдущего или другого предшествующего года). В качестве базисного тарифа также может быть принят среднегодовой тариф за предыдущий год или другой год, принятый за базисный. При базисном методе месячный индекс тарифов определяется путем деления базисного индекса отчетного месяца на базисный индекс предыдущего месяца. Как правило, базисный метод определения индексов тарифов применяется в условиях стабильной экономики при устойчивом осуществлении грузовых перевозок в течение нескольких лет.
Учитывая особенности развития экономики в переходный период, нестабильный характер предоставления транспортных услуг, быструю смену условий оказания услуг, расчет индексов тарифов на грузовые перевозки в настоящее время целесообразно осуществлять цепным методом.
При цепном методе месячный индекс тарифов определяется путем отнесения тарифа на услугу-представитель в отчетном месяце к тарифу в предыдущем месяце. Индекс тарифов за длительный период времени определяется путем перемножения месячных индексов тарифов.
Формула расчета индивидуальных месячных индексов тарифов
Индивидуальные месячные индексы тарифов на грузовые перевозки, осуществляемые конкретной транспортной организацией, определяются как частное от деления тарифов на услуги-представители по каждому виду сообщения конкретного вида транспорта за отчетный и предыдущий месяцы по следующей формуле:
Расчет сводных месячных индексов тарифов
Сводные месячные индексы тарифов на грузовые перевозки исчисляются с различной степенью агрегации:
Расчет сводных месячных индексов тарифов на грузовые перевозки осуществляется на основании следующей статистической информации:
Для исчисления сводных месячных индексов тарифов по видам сообщения каждого вида транспорта применяется модифицированная формула Ласпейреса срекурсивной системой расчета:
По вышеприведенной формуле Ласпейреса исчисляется сводный месячный индекс тарифов на перевозку грузов конкретным видом транспорта. Для расчета данного индекса используются месячные индексы тарифов и данные об объеме доходов от перевозок грузов во всех видах сообщения конкретным видом транспорта.
Сводные месячные индексы тарифов по нескольким видам транспорта и в целом по грузовым перевозкам рассчитываются как частное от деления суммы доходов от перевозок грузов несколькими или всеми видами транспорта за базисный период в тарифах отчетного и предыдущего месяцев. Формула расчета указанных индексов приведена ниже:
3. РАСЧЕТ ИНДЕКСОВ ТАРИФОВ К РАЗЛИЧНЫМ БАЗИСНЫМ ПЕРИОДАМ
Расчет индексов тарифов отчетного года к различным базисным периодам осуществляется на основе месячных индексов тарифов за весь исследуемый период, приведенных к единой базе и исчисленных по единой структуре весов. Так, для сопоставления индексов тарифов отчетного года по отношению к предыдущему году необходимо иметь ряд месячных индексов тарифов за два смежных года, исчисленных к единой базе (например, к декабрю года, предшествующего предыдущему году) и пересчитанных по единой структуре весов.
При этом следует иметь в виду, что вновь исчисленные индексы тарифов предыдущего года используются только как вспомогательные, а рассчитанные ранее индексы предыдущего года по используемой для него структуре весов остаются официальными.
Расчет индексов тарифов к декабрю предыдущего года
Сводные индексы тарифов к декабрю предыдущего года по отдельным видам сообщения и видам транспорта, нескольким видам транспорта и в целом по грузовым перевозкам определяются путем умножения месячных индексов соответствующего уровня агрегации. Расчет указанных индексов производится по следующей формуле:
Расчет индексов тарифов к соответствующему месяцу предыдущего года
Расчет сводных индексов тарифов за отчетный месяц к соответствующему месяцу предыдущего года по отдельным видам сообщения и видам транспорта, нескольким видам транспорта и в целом по грузовым перевозкам производится по следующей формуле:
Индексы тарифов отчетного месяца к соответствующему месяцу предыдущего года могут быть также получены путем последовательного перемножения цепных месячных индексов тарифов за соответствующий период, пересчитанных по единой структуре весов.
При расчете индексов тарифов отчетного месяца к соответствующему месяцу предыдущего года следует иметь в виду, что точность расчета указанных индексов зависит от качества рассчитанных месячных индексов тарифов за два смежных года. Кроме того, особые трудности возникают в связи с заменой наблюдаемых видов услуг. Так, если в отчетном году наблюдение за тарифами ведется по видам услуг, не участвовавшим в наблюдении в предыдущем году, то для обеспечения сопоставимости перечня услуг и тарифов на них в течение двух смежных лет в качестве недостающей информации должны проставляться расчетные тарифы.
Расчет квартальных, полугодовых и годовых индексов тарифов
Исчисление квартальных, полугодовых и годовых индексов тарифов производится исходя из месячных индексов тарифов, рассчитанных к одному базисному периоду, принятому за 100%, по единой структуре весов.
Расчет квартальных индексов тарифов в течение отчетного года может производиться на основании месячных индексов, рассчитанных к декабрю предыдущего года.
Ниже приводится условный пример расчета индексов тарифов в среднем за отчетный (второй) квартал текущего года по сравнению с предыдущим (первым) кварталом текущего года. За базу принят декабрь предыдущего года.