отверстия в стене кафедрального собора

Кафедральный собор — неотъемлемая часть истории Восточной Пруссии

Самое известное здание города, к которому непременно идут все туристы, вокруг которого любят гулять горожане. Здание чаще всего присутствующее на сувенирах из Калининграда. Символ города и просто красивый собор в центре вокруг мрачных советских панелек.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собораотверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собораотверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Кафедральный собор на острове Кнайпхоф, ныне острове Канта.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Немного истории

Кафедральный собор имеет почтенный возраст и его история неразрывно связана с историей Кёнигсберга – Калининграда и всей Пруссии.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

До 16 века (церковной реформы) был главным католическим собором в Кёнигсберге с длинным именем: собор Высокосвященного тела Иисуса Христа, Девы Марии, Всех Святых и Святого Адальберта.

После церковной реформы, когда Пруссия стала светским государством и приняла Лютеранство, стал главным лютеранским храмом Пруссии.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Точная дата начала строительства не известна, поэтому считают по первому упоминанию в документах – 13 сентября 1333 (красивая дата), окончание строительства 1380 год.

Именно в Кафедральном соборе в 1525 году произошло первое официальное Богослужение на немецкое языке. До этого момента все служение проходили на латинском.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

1525 год – это год, когда последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский сложил с себя полномочия и объявил об образовании нового княжество – Прусского, которое отныне будет исповедовать протестантизм.

Поэтому Кафедральный собор – это действительно знаковое место.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Во время бомбардировок Кёнигсберга сильно пострадал, внутри здание почти полностью выгорело, а стены устояли. Разрушенные вокруг собора здания сравняли с землей, на острове Кнайпхоф разбили парк со скульптурами.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

После развала союза за Собор наконец то взялись. Восстанавливали его 1992 – 1998 годы – это стены и крышу, но внутреннее убранство продолжали делать еще долгие годы.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Наши дни

В конце 2005 года был восстановлен интерьер знаменитой Валленродской библиотеки. Дело в том, что до войны по соседству располагался университет Альбертина и в 1650 тут открыли библиотеку с собранием редких книг и манускриптов, к началу 20 века в библиотеке хранилось более 10 тысяч книг. В 40-е годы во время войны библиотека была толи разграблена, а потом сгорела то ли что. На самом деле там сложная история, вроде как выгорел, а вроде, как и нет, потому как ее хорошо сохранившиеся экземпляры всплывают в частных коллекциях и наших архивах.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Восстанавливали собор как культурно — исторический центр. Сейчас внутри на первом этаже соседствуют 2 часовни: евангелическая и православная. На остальных этажах расположены музей истории города и музей Канта.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собораотверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собораотверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

На окнах восстановлены витражи.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Главный вход в Собор.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Над входом надпись:

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Оригинал: Jesus spricht: Ich bin die Tϋr; so jemand durch mich eingeht, der wird selig werden.

Перевод: Иисус сказал: Я есмь дверь; Тот, кто входит через меня, будет спасен.

У входа есть памятный знак, посвящённый Петру 1, на нем 6 дат: 1697, 1711, 1712, 1713, 1716, 1717 – годы посещения русским царем, а потом императором, Кёнигсберга.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Могила канта и другие эпитафии

Могила спасителя собора – это большой колонный зал, пристроенный к одной из стен. Построен склеп был в 1924 году на месте часовни, пострадавшей в Первую мировую войну.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собораотверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собораотверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Потолок очень интересный над могилой.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Напротив Канта стоит памятник Альбрехту Бранденбургскому, тому самому последнему магистру Тевтонского ордена, он тоже захоронен в Соборе.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

С другой стороны Собора могила и надгробный камень Юлиуса Руппа.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Если погулять вокруг стен, то можно увидеть другие эпитафии, тут захоронены видные деятель Пруссии: политики, священнослужители, профессора университета.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Орган

Ежедневно тут проходят органные концерты. Внутри 2 органа: малый и большой.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собораотверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собораотверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Большой установлен в 2008 году. Это самый большой орган в России и один из крупнейших в Европе. Я много раз была тут на органных концертах, меня завораживает эта музыка, атмосфера и потрясающая акустика Собора.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

В качестве заключения

В начале нулевых годов рядом с собором построили Рыбную деревню.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Теперь рыбная деревня + Кафедральный собор – самое фотографируемое место в Калининграде, особенно хорошо смотрится на закате!

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Вокруг собора можно поплавать на туристическом катере, послушать об истории города, острове Кнайпхоф и о соборе Высокосвященного тела Иисуса Христа, Девы Марии, Всех Святых и Святого Адальберта или Кафедральном соборе!

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собора

Источник

Отверстия в стене кафедрального собора

Голосники в древнерусском зодчестве — это глиняные горшки, вделанные в верхние части стен внутри древнерусских церквей и открывающиеся в храм своими круглыми отверстиями. Голосники, устраивавшиеся с целью усиления акустики здания, встречаются на русской почве с древнейшего времени (”София Новгородская” и другие) и перешли, вероятно, из византийской архитектуры. Особенное обилие голосников наблюдается в псковских церквях 15—16 веков, где ими подчас заняты сплошь полукруглые верхние части стен под сводами ветвей креста.
Иногда отверстия голосников образуют орнаментальную композицию. Не исключена возможность конструктивного происхождения голосников от сосудов, из которых в византийском зодчество иногда выкладывались своды — для облегчения их тяжести. Об этом свидетельствуют голосники, встречающиеся в парусах древнейших русских церквей. источник: http://www.rem-stroim.ru/?p=7149

Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.),

Наука, СПб, 1994 (стр.51-53)

ГОЛОСНИКИ

Среди строительных материалов Древней Руси заметное место занимали керамические сосуды: их использовали в кладке верхних частей здания, и в первую очередь при устройстве сводов. Широкое распространение этого приема в византийском зодчестве уже давно отмечено исследователями. 123) Хорошим примером может служить конструкция куполов комплекса дворца Мангана в Константинополе (IX-XII вв.), где пазухи сводов были заполнены амфорами, уложенными без раствора. 124)

Такие же сосуды, уложенные на растворе, заполняли пазухи сводов под хорами в Успенском соборе того же монастыря. 132) С другой стороны, при раскопках церкви на усадьбе Художественного института в Киеве заметно преобладали обломки амфор. 133) В Спасской церкви Переяславля были найдены только одни амфоры. 134) Выбор типа голосников, вероятно, определялся наличием или отсутствием тех или иных сосудов. Но вполне возможно, что при этом учитывали еще и то, в какой конструкции данные голосники размещались. Так, в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, где в пазухах сводов и в верхней части стен применялись сосуды местного производства, в парусах были заложены амфоры. 135) При раскопках собора на Протоке в Смоленске удалось установить, что в сводах центральной части здания преобладали амфоры, тогда как сосуды местного производства использовались в основном в боковых частях. 136)
Сосуды местного производства в разных строительных центрах Руси заметно различались как по форме, так и по тесту (рис. 43). В Смоленске, например, это были горшки, имевшие коричневато-серое тесто с примесью дресвы. Наружная поверхность их обычно пятнистая, «обварная». Голосники гродненских памятников тоже исполнены в спирально-ленточной технике без заглаживания внутренней поверхности, однако тесто здесь желтое или красное, а наружная поверхность покрыта довольно густым параллельно-линейным рисунком; на плечиках порой протянута полоска волнистого орнамента. В большинстве случаев сосуды-голосники имели вытянутое горло, чаще- прямое, но иногда с профилировкой. На днищах голосников встречаются знаки. В новгородских памятниках отмечено, что часто в кладке применяли обычные горшки, а не специально изготовленные для данной цели. Поэтому венчик новгородских голосников невысокий, как у обычных горшков. 137)

Примечания

123) Choisy A. L’art de batir cher les byzantins. Paris, 1883. P. 72.
124) Demangel R., Mamboury E. Le quartier des Manganes et la premier region de Constantinople. Paris, 1939. P. 46.
125) В.В. Стасов отмечал, что горшки применялись как для облегчения веса сводов, так и для улучшения звука (см.: Стасов В.В. Голосники в древних новгородских и псковских церквах // Изв. Археол. о-ва. СПб., 1861. Т. 3. С. 126; см. также: Полянский С. Новые соображения о так называемых голосниках в древних церквах // Вести. О-ва древнерусского искусства. М., 1874-1876. № 1-12; 1876. Отд. IV. С. 87). Об этом же писала В.Е. Гезе (см.: Гезе В.Е. Заметки о некоторых киевских древностях // ЗРАО. 1901. Т.12, вып. 1-1. С.193).
126) Уже Витрувий писал о медных сосудах, улучшавших акустику (см.: Витрувий. Указ. соч. С. 100).
127) Drocoun D. L’acoustique au Moyen Age // Archeologia. 1971. N 40. P. 29.
128) Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1. C. 30.
129) Воронин Н.Н. Древнее Гродно. М., 1954. С. 98; см. также описание этих голосников в ст. «Коложская церковь» (Памятная книжка Гродненской губернии на 1866 г. Гродно, 1866. С. 30-32).
130) Воронин Н.Н. Древнее Гродно. С. 98.
131) Лашкарев П.А. Церковно-археологические очерки. Киев, 1898. С. 215.
132) Гезе В.Е. Указ. соч. // ЗРАО. 1901. Т. 12, вып. 1—2. С. 191.
133) Каргер М.К. Древний Киев. Т. 1. С. 426.
134) Каргер М.К. Раскопки в Переяславе-Хмельницком в 1952—1953 гг. // СА. 1954. Т. 20. С. 16.
135) Холостенко Н.В. Памятник XI в. — собор Печерского монастыря // Строительство и архитектура (Киев). 1972. № 1. С. 32.
136) Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 322.
137) Покрышкин Н.П. Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 гг. СПб., 1906. С. 27. Табл. XXIV

Кувшины-голосники как элементы церковной акустики

Звук в храме

(Е.Юсупова, //»Вода Живая»)

В церкви все немного не так, как в других местах: другой свет, запахи, иная одежда, поведение людей. Это то, что заметно с первого взгляда. Но есть и более глубоко спрятанные «странности». К их числу, например, относится акустика, которая во многом отличается от условий концертных залов.

отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть фото отверстия в стене кафедрального собора. Смотреть картинку отверстия в стене кафедрального собора. Картинка про отверстия в стене кафедрального собора. Фото отверстия в стене кафедрального собораМы привыкли восхищаться акустикой больших соборов, под сводами которых пение хора звучит особенно объемно, таинственно… Но вот парадокс: «академические» музыканты, которым время от времени приходится играть в соборах (практика, принятая больше на Западе, но иногда встречающаяся и в России) не всегда разделяют это мнение.

Однажды знакомая скрипачка, выступавшая в католическом храме, поделилась впечатлением. По ее словам, играть было сложно: «Звуки длились слишком долго, сталкивались друг с другом, ни один не начинался из тишины». Может быть, ей просто не удалось найти правильную точку в зале (опытные музыканты знают, что каждое помещение имеет такое место, откуда играется лучше всего), но все равно условия исполнения музыки в церкви нельзя сравнивать с акустикой концертных залов — перестраиваться придется всегда.

В чем тут дело? Может, «церковная» акустика принципиально подходит только для исполнения духовных песнопений без сопровождения инструментов? Не совсем так. Ведь в католических храмах на службе часто звучит орган, а многие духовные произведения известных композиторов (например, кантаты и пассионы И. С.?Баха) написаны для достаточно большого инструментального состава. Давайте разберемся по порядку.

Реверберация или попросту эхо

Главное, что смутило мою знакомую, — долгое время звучания каждой ноты. В таких условиях звуки сливаются друг с другом и создают хаос. Однако то, что помешало скрипачке внятно исполнить произведение, на самом деле является продуманным свойством храмовой акустики.

Это свойство связано с более длительным, чем в концертных залах, временем реверберации. Под реверберацией понимается процесс постепенного уменьшения интенсивности звучания после прекращения звучания его источника. На слух она воспринимается как гулкость зала или гуляющее по помещению эхо.

Реверберация возникает в результате отражения звука от стен и измеряется временем слышимости эха после прекращения звучания. В концертных залах время реверберации, как правило, колеблется от одной до двух секунд. На стадионах она практически отсутствует, но поскольку там часто используются громкоговорители, может возникать искусственное эхо. В церкви длительность реверберации может достигать семи секунд. Именно поэтому скрипачке было сложно играть: она привыкла, что звук затухает почти сразу после того, как смычок отрывается от фструны, а он все длился и длился…

Для чего это сделано? Во?первых, такое время реверберации создает особые условия для звучания человеческого голоса. Чем дольше реверберация, тем легче петь. Эхо придает голосу «сочность», наполненность звучания, а без него певцу петь очень сложно: голос звучит механично и отрывисто.

Стены как музыкальный инструмент

Однако этим значение реверберации в храме не исчерпывается. Вспомните, как в больших соборах (особенно пустых) отдается эхом каждый шаг или случайный стук. Когда же вступает хор, его звучание начинает витать под сводами, отражаясь от купола и стен, наполняя пространство наложениями и отголосками. В концертном зале такого не услышишь: эхо там минимальное, ровно такой продолжительности, чтобы звучание не казалось слишком сухим.

Храмовое эхо придает звучанию оригинальность и особый колорит. Может быть, оно имеет и некий психологический эффект: благодаря эху создается впечатление большого воздушного пространства — микрокосма со своими звуковыми законами, отграниченного от внешнего мира и объединяющего молящихся.

Сами стены, принимая участие в формировании звучания, становятся в храме музыкальным инструментом. Интересно, что их роль не всегда сводится к отражению звука. В древности в стены церквей вмуровывали специальные голосники — особой формы пустотелые глиняные сосуды. Эти голосники играли роль резонаторов Гельмгольца, усиливая отдельные звуковые частоты спектра певческого голоса. Внешне голосники выглядят, как отверстия в верхней части храма, и часто создают особый декоративный эффект.

Традиция использования голосни-ков?резонаторов в русских храмах, по-видимому, пришла из Греции вместе с христианством. Голосники активно использовались еще в античных театрах под открытым небом, благодаря им все звуки, исходящие от сцены, были прекрасно слышны зрителям. В таких театрах число голосников иногда достигало тысячи, а располагались они под сиденьями.

Судя по найденным при раскопках обломкам, сосуды-голосники были применены уже в древнейшей постройке Киева — Десятинной церкви. В дальнейшем они использовались во всех памятниках зодчества Киевской Руси, они есть, например, и в Исаакиевском соборе нашего города. Голосники расположены во внутреннем куполе собора и позволяют слышать каждый звук, изданный под ним, на расстоянии 20 метров.

Кроме стен, большое влияние на распространение звука в храме оказывает сам купол. Благодаря своей форме он способен собирать рассеянные в зале звуковые волны, концентрировать их и отражать вниз. В некоторых храмах купол даже создает впечатление, что пение хора изливается на прихожан сверху вниз, как бы из горнего мира.

Еще у этой части храма есть способность влиять на восприятие тембра голоса. Высокий и широкий купол, как правило, усиливает низкие частоты, поэтому голоса диаконов и священников звучат особенно насыщенно.

В ногу со временем

Как же быть с исполнением светской музыки в храмах? Во многих церквях Европы созданы концертные залы с прекрасными акустическими условиями, а в России такой обычай не прижился. Правда, в Москве, в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, наряду с официальными церковными мероприятиями проходят концерты духовной и светской музыки. Известен как концертная площадка и Смольный собор в Петербурге. Не стоит забывать, что, несмотря на общие закономерности «церковной акустики», каждый храм индивидуален, часто то, что невозможно исполнить в одном соборе, будет прекрасно звучать в другом.

Достижения современной науки важны не только при анализе акустики, сейчас они используются и для улучшения акустических свойств храмовых помещений. Например, в храме Христа Спасителя используется современная аппаратура. Такое же решение после длительных колебаний было принято в отношении Исаакиевского собора. Современные акустические системы, выполненные в итальянском мраморе и структурированной латуни, вмонтированы в стены собора и почти не заметны на взгляд. Зато акустика собора стала еще лучше.

Источник

Кафедральный собор Калининграда

Собор был основан в первой трети XIV века под покровительством Тевтонского ордена и является одним из немногих образцов готической архитектуры на территории России.

История создания

Магистр Тевтонского ордена счел новый собор слишком похожим на крепость и остановил строительство до тех пор, пока церковные власти не обещали придать будущему храму исключительно культовый вид. На северной стороне собора можно увидеть уступ в месте, где кладка переходит с толщины 3 метра на меньшую — до 1,28 метра. Пришлось облегчить и фундамент. Образ собора отвечает планировке орденских церквей с трехнефной церковью для мирян и однонефным хором для рыцарства, но без подземной часовни. Сгоревшие в XVI веке башни были отстроены заново в стиле Возрождения. На квадратном основании южной башни появилась надстройка с 12 углами, позже увенчанная шпилем.

Часы на башне собора, несмотря на средневековый вид, самые точные в Калининграде, с современным механизмом и спутниковой связью.

В 1511 году Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский освободил Пруссию от власти папы римского и принял лютеранство. Перемены ожидали и Кафедральный собор. Он был передан городу Кнайпхофу, а в 1560-м —университету Альбертина. Герцог Альбрехт похоронен в Кафедральном соборе, почти вся восточная стена была занята роскошной эпитафией по образцу итальянских надгробий расцвета Возрождения. Сейчас от монументального памятника сохранился только архитектурный каркас. В северной части алтаря в 1588 году было основано захоронение профессоров Кёнигсбергского университета. Большая часть из ста надгробий и эпитафий не сохранилась, но оставшиеся бережно реставрируются. В 1804 году у северо-восточного угла собора обрел последнее пристанище великий немецкий философ Иммануил Кант.

Собор в военное время

В августе 1944 года, после налетов 600 бомбардировщиков английской авиации, остров Кнайпхоф был практически разрушен. Стены собора устояли, но в пожаре погиб весь внутренний интерьер. Известно, что нацисты запретили пожарным тушить огонь. Долгие годы после войны собор был величественной руиной, в одиночестве стоявшей среди опустевшего острова. От окончательного разрушения его спасла могила Канта, считавшегося в СССР провозвестником коммунистической идеологии.

Единственная уцелевшая после налета в 1944 году статуя из Кафедрального собора — изображение графини Доротеи, супруги герцога Альбрехта — была найдена при поисках Янтарной комнаты и сейчас хранится в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

Статус памятника республиканского значения Кафедральный собор в Калининграде получил в 1960 году. В 1992-м трагические развалины были законсервированы, и начались работы по исторической реконструкции. Несмотря на повреждения и потери, собор заслуженно относится к памятникам архитектуры федеральной категории охраны.

Могила Канта

Великий философ Иммануил Кант был похоронен в 1804 году последним в профессорской усыпальнице у северных хоров Кёнигсбергского собора. В 1880-м над могилой была возведена часовня в стиле неоготики. К двухсотлетнему юбилею Канта архитектор Фридрих Ларс получил заказ на перестройку надгробия. Посещение могилы Канта разрешалось два раза в год: 12 февраля и 22 апреля — в дни рождения и смерти философа.

Помимо философии, Иммануил Кант преподавал в университете Альбертина такие необычные дисциплины, как фортификация и пиротехника.

Валленродтская библиотека

Две комнаты с росписью в стиле барокко, украшенные удивительной деревянной резьбой, на втором этаже южной башни, с 1650 года хранили знаменитую Валленродтскую библиотеку. Основанная канцлером Мартином фон Валленродом и его сыном, к ХХ веку она состояла из 10 000 уникальных книг, собранных по всему миру. Только часть редчайших томов уцелела в библиотеке университета, остальные бесценные книги погибли при пожаре собора.

Орган

В Кафедральном соборе можно посетить концерты органной музыки. Собор вновь обрел голос в 2008 году. Система из Большого и Малого органов восстановлена немецкими мастерами по довоенным чертежам с применением современных оптико-волоконных и компьютерных технологий. Декоративная часть самого большого в Европе органа украшена калининградскими мастерами филигранной резьбой и движущимися фигурами.

Задача Эйлера

Соборный мост между Альштадтом и Кнайпхофом простоял всего 50 лет после начала строительства Кафедрального собора. В городе осталось семь мостов, перекинутых через реку, омывающую остров и расходящуюся на два рукава. Можно ли прогуляться по Кёнигсбергу, пройдя по всем мостам, не заходя на любой из них дважды? Задача математика Леонида Эйлера о кёнигсбергских мостах лежит в основе теории графов, которая до сих пор помогает в изучении транспортных систем, оптимизации доставки грузов и маршрутизации данных в Интернете.

Башенка-звонница

При строительстве крыши продольного нефа в конце XVI века была обнаружена ошибка в планировке здания: башенная часть оказалась смещенной относительно центральной части. Для ее исправления средневековые строители нашли изящное решение — на месте изгиба кровли возвели маскирующую маленькую башенку-звонницу.

Интересные факты

• Нацисты раскопали могилу Канта, пытаясь измерить его череп для доказательства его принадлежности к арийской расе.

• Петр I, изучая Валленродтскую библиотеку, обнаружил старинную Радзивилловскую летопись, повествующую о Древней Руси.

• Руины Кафедрального собора можно увидеть в кинофильмах «Женя, Женечка и «катюша» и «Жена керосинщика».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *