откуда пошло вешать ковер на стену
Почему раньше вешали ковры на стену?
Молодому поколению гораздо привычнее ковёр, расположенный на полу, а настенный экземпляр зачастую вызывает вопросы либо усмешки. Давайте разберёмся, зачем в СССР вешали ковры на стену, а также рассмотрим примеры современного использования советских узорчатых полотен.
Почему они так ценились?
У многих народов ковры с различными символами несут религиозный и энергетический подтекст. Особенно ими славится Турция – ковроткачество является древним ремеслом и играет важную роль в культурном наследии страны.
В Европе первые ковровые изделия стали появляться в XVI веке и позволить их себе могли только особы королевских кровей. А в России любовь к коврам возникла во времена Петра I, когда активно развивалась торговля с другими государствами.
В Советском Союзе качественный ковёр считался символом престижа. Изделия привозили из Азербайджана, Грузии и Туркменистана, за ними выстраивались очереди, их выписывали по блату и приобретали у перекупов – любовь к красивым полотнам в СССР трудно было переоценить.
Демонстрация вкуса и достатка
Ближе к концу XX века изделия продавались уже без очередей и записи – купить их можно было в обычном мебельном магазине, но для этого, при зарплате 130 рублей, нужно было откладывать по 50 рублей около полугода.
Вместо картины
Яркие ковры с растительными орнаментами ценились за свою декоративность. Занимая немалую часть стены, они сразу становились главной изюминкой интерьера. Этому способствовала и насыщенная расцветка: наиболее распространёнными считались красные оттенки.
Также ковёр спасал владельцев квартиры от ремонта: любое повреждение (выцветшие обои, трещины или пятна на стене) можно было скрыть живописным полотном с узорами. Кто догадается, что за ним дефект?
Поддержание моды
В Советском Союзе ковры стали популярными не только из-за своих эстетических функций. Впервые попав в дом к человеку, украсившему ими свою стену, гость испытывал настоящее восхищение – полотно выглядело богато и оригинально.
Многие жители страны стремились заполучить такое же роскошное изделие, чтобы было «как у людей».
Создание уюта
Настенный ковёр удивительным образом преображал комнату. Рассматривать мягкое и красивое полотно с растительным орнаментом было гораздо приятнее, чем пустые стены. А поскольку оно чаще всего вешалось возле кровати или дивана, большинство советских детей с удовольствием засыпали за разглядыванием замысловатых узоров и до сих пор вспоминают это с чувством ностальгии.
Настенные ковры обладали высочайшим качеством: сделанные из натуральной шерсти, они не выцветали и не стаптывались благодаря своему особому местоположению. Правда, изделия накапливали пыль и требовали периодической чистки.
В качестве утеплителя
Толстые и тёплые советские ковры в тонкостенных хрущёвках выступали защитой от холода, особенно если кровать стояла возле «уличной» или подъездной стены. Они не только сохраняли тепло, но и минимизировали уровень шума. Ворсистая поверхность хорошо поглощала звуки, идущие от соседей, и защищала приватность самих владельцев.
По этим же причинам ковёр до сих пор украшает стены многих квартир: это самый простой способ звукоизолировать комнату, не тратясь на дорогой ремонт.
В современном интерьере
Ковры великолепно смотрятся в скандинавском стиле, эклектике и даже лофте. Но мода циклична, поэтому всё большую популярность приобретают и настенные ковры – правда, не советские, а дизайнерские или в виде гобеленов.
В Советском Союзе красочные тканые полотна, размещённые на стене, стали настоящим символом эпохи. Как видим, существовало множество весомых причин, чтобы располагать их столь нетрадиционным способом.
Откуда пошла традиция вешать ковры на стену?
Считать, что шерстяной ковер предназначен только для пола, большое заблуждение. У многих народов ковры занимали то же место, что иконы у православных, украшенные множеством знаков, они несли некий религиозный и энергетический подтекст. Скорее всего, предки считали, что повешенный на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью и даровал успех. В качестве текстильного изделия его применяли в быту достаточно широко: стелили на столы, укрывали лавки и диваны, использовали в качестве дверей и перегородок, делали из ковровой ткани настенные мешки (шкафы и комоды), вывешивали на общественных празднествах как знамена и штандарты.
В XIII веке на Западе появляются первые изделия персидского и турецкого производства. Для сдержанных в декоре европейцев они были настолько яркими, смелыми и радужными, что моментально переселились в дома в качестве роскошного убранства, демонстрирующего тонкий вкус и высокий уровень благосостояния хозяина.
Первые зарубежные ковры прибыли в Россию в ХVI-ХVII веках, когда стали развиваться купечество и торговля. Сильно повлиял на ковровую традицию в России Петр I. Любовь к текстилю вспыхнула сразу, обусловлена она была холодным климатом и желанием разнообразить и украсить интерьер – ведь почти вся мебель была встроенная, лавки «врубались» в стены по периметру еще на стадии постройки дома.
Во второй трети XIX века возникает настоящая мода на восточное искусство. В высшем обществе считалось, что хотя бы одна комната в доме должна быть оформлена в восточном стиле. Обязательным его компонентом был настенный ковер, привезенный из Ирана, Азербайджана, Турции, Средней Азии или с Кавказа, завешивались либо несколько стен, либо один эксклюзивный ковер, который был центром экспозиции и задавал тон всему интерьеру.
В современной России интерес к коврам только просыпается, тогда, как наши западные коллеги давно увидели все плюсы этого вида уникального декора. Это нестандартный и простой в реализации декоративный прием с большой историей. Он практичен и долговечен: достаточно регулярно удалять пыль и ковер десятилетиями будет выглядеть как новый. Помимо того он отлично поглощает шумы и сохраняет тепло в доме, и позволяет человеку выражать себя и свой вкус, не боясь людских предрассудков.
Если вам захочется последовать примеру русских дворян и зарубежных дизайнеров, помните, что ковер должен быть соразмерен площади комнаты и занимать не более 1/3 ширины стены. Исключение составляют ориентальные интерьеры – там стилевые особенности позволяют существенно увеличить количество настенных ковров.
Почему у русских принято вешать на стену ковры? Разве это красиво?
Ковер на стенке, хрусталь и лакированная стенка — такой был «золотой набор» среднестатистического русского человека. Сейчас нам сложно понять, для чего наши родители, бабушки и дедушки вешали на стену эти самые злополучные ковры, но во многих квартирах они сохранились до сих пор, а хозяева никак не решаются избавиться от этого атрибута былой роскоши. Пользователи портала The Question попытались докопаться до истины и понять, откуда же пошла мода на ковры на стенах.
— В СССР ковры на стенах решали сразу несколько задач, связанных с особенностью времени:
1. Обои были в дефиците, поэтому ковры были компромиссным решением.
2. Как элемент декора и роскоши. Ковры в СССР стоили довольно дорого и часто могли быть даже приданым на свадьбе, заменяя собой картины и показывая достаток семьи.
3. Шумо- и теплоизоляция. Старая поговорка про стены, которые слышат, была довольно актуальна в качестве причины установки ковра на стену, т.к. толщина стен во многих новостройках была просто мизерной.
В настоящее время ковер на стене — это рудимент эпохи. Умный человек никогда не повесит этот пылесборник на стену.
Не так давно задавала этот вопрос своей бабушке. Мне рассказали, что, например, в Казахстане (именно там бабушка с дедушкой жили дольше всего) зимы были холодные. С помощью ковров утепляли стены, а чтобы не выглядело все это совсем нелепо, выбирали ковер покрасивее. Самое забавное, что сейчас старики перебрались к Черному морю, но ковры все равно висят в каждой комнате. Говорят, что чисто из эстетических соображений. Что уж с них взять – привычка 🙂
Я думаю, что спрос на ковры начал расти вместе с массовым строительством малогабаритных квартир, которые потом назвали «хрущобами» в честь Никиты Сергеевича Хрущова, при котором началось массовое строительство, которое позволило миллионам людей получить пусть и небольшие (двухкомнатная квартира имела около 25 кв. м жилой площади), но отдельные квартиры, выехав из коммунальных. И межкомнатные и межквартирные перегородки были тонкие, соседей было слышно прекрасно, нужна была хоть какая-то звукоизоляция. Не везде квартиры хорошо отапливались, особенно когда одна из стен была торцовой. Маленькие комнаты и низкие потолки превращали пустую комнату в резонаторный ящик, где голос обретал неприятное послезвучие. Ковер был универсальным решением — он сохранял тепло, давал звукоизоляцию, гасил эхо и создавал некоторый уют. В середине 1970-х ковер размером 2×3 метра стоил 280 рублей, к концу 70-х подорожал до 360 — это было три месячных зарплаты начинающего инженера. Черно-белый телевизор с экраном диагональю 61 см стоил 380-390 рублей, цветной — 750.
Просто ковры были статусной вещью в 60-70 гг. Чтобы их купить, люди ночами стояли в очередях, писали на руках номер очереди, проводили переклички. Если во время переклички тебя не было на месте, то ты автоматически выбывал из очереди.
Из своего опыта. Однажды мне пришлось провести пару недель в настоящей деревне в Ивановской области под городом Шуя. Там сохранились все эти дома из сказок с резьбой и печками. Так вот, в комнате которой ночевала ночью было холодно (такое уж выдалось лето). И спать у стены с ковром было значительно (. ) теплее, чем на краю дивана.
По нескольким причинам. Одна из них — демонстрация своей доминантности. Все что в дефиците — выставляется напоказ. Сделайте пластик дефицитом, как тут же побегут обвешиваться пластиковыми украшениями. При этом пластик будет различаться по «чистоте» в зависимости от цены.
Другая причина — да, шумоизоляция, теплоизоляция, особенно зимой. Мода. Пример моды советской — подстригись коротко, сожги волосы перекисью и мучайся с укладкой.
Для кого-то ковры — часть их традиций. Они хотят иметь ковры, описанные в сказках.
Кому-то просто они нравятся. Это дело вкуса. Я бы здесь не была так категорична.
Я больше склоняюсь к светлому минималистскому стилю. На первом месте — минимум уборки, максимум комфорта.
Кому-то нравится другое. Психосклады и способ восприятия у всех разные.
5 неожиданных причин, по которым советские люди вешали на стены ковры
В каждой семье есть фотоальбомы, где вложены снимки старшего поколения на фоне ковра. В советском интерьере было несколько главных атрибутов декора, это хрустальная посуда в серванте, вазочки из цветного стекла, керамические фигуры зайчиков и слоников. Главным же украшением дома был ковер на стене. Сейчас многие называют его пылесборником, но никто не откажется от того, что вид советского ковра вызывает теплое чувство ностальгии. Так зачем наши предки вешали его на стену, а не клали на пол?
Показать материальный достаток
Во времена всеобщего дефицита купить ковер было сложно не только по причине малого ассортимента, но и потому, что стоил он дорого. На приобретение ценной вещи семья копила месяцами. Ковры изготавливались из настоящей шерсти и служили десятилетиями. Синтетика тогда была не в почете, да и массовые изделия из химического волокна появились чуть позже. Плотное тканое изделие украшало центральную комнату, а у особо состоятельных могло быть и в других помещениях. Восточные узоры привлекали взор и говорили о достатке в семье.
В деревнях дома отапливались печами, а в городах — центральным отоплением. И в том, и в другом случае важно было это тепло сохранить. В селах чем медленнее охлаждалась стена, тем меньше надо было использовать дров, а в мегаполисах просто пытались сделать зимнюю квартиру теплее. Как известно, пластиковых окон не было, а через деревянные створки в многоэтажках проходил сквозняк. Старшее поколение помнит, как заклеивали окна с помощью клейстера из муки или крахмала и кассовой ленты. Так вот плотное шерстяное изделие помогало «запастись» теплом в квартире.
фото: Rossella De Berti / E+ / Getty Images
Использовать как звукоизоляцию
Хотите вы это признавать или нет, но раньше в квартирах было достаточно шумно. Толстые стены домов-сталинок еще хоть как-то задерживали звук, а вот хрущевки позволяли слушать соседей как через картонку. Это сейчас можно защитить стены звукопоглощающими материалами, мембранами, панелями, а в советское время это делали с помощью… Правильно — ковров. Хочешь, чтобы бабульки на скамейках не обсуждали твою личную жизнь, происходящую за стеной, вешай плотный ковер. Хотя куда без бабушек-сплетниц в те времена.
Предохранить обои от загрязнения
Ковер, как правило, вешался за диваном, кроватью или креслами. Ремонт в СССР делался реже, чем сейчас. Таких удобных материалов для поклейки обоев не было. Шпаклевку и грунтовку заменяли самодельный клей из муки и газеты, на них и клеили бумажные (не виниловые и флизелиновые) обои. Они быстро пачкались и часто отклеивались по углам. Для аккуратности в доме ковер был просто необходим. Он защищал обои от пятен и придавал дому ухоженный вид.
Закрывали неровности стен
В современном интерьере на стены вешают картины и панно, но ковер также вполне допустим. Он сейчас имеет невообразимое количество вариантов по качеству материала, форме, рисунку. Его не только вешают на стену, но кладут на диван, иногда обивают всю стену. В дизайне дома тканое изделие может сыграть ключевую роль, и оно используются в разных стилях: прованс, ренесанс, барокко, ар-деко, лофт или модерн. Посмотрим, как это делают сейчас.
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
фото: Legion-Media
The Jizn
Откуда пошла традиция вешать ковер на стену?
Это уже целое направление в интернет-юморе: фото с ковром на стене. Это кажется смешным и нелепым сейчас. Кто-то из болтливых российских сатириков бросил однажды обидную фразу: дескать, во всем мире ковры кладут на пол, чтобы было комфортно ходить по дому, и только русские вешают их на стены, чтобы показывать гостям вместо картин. На самом деле […]
Это уже целое направление в интернет-юморе: фото с ковром на стене. Это кажется смешным и нелепым сейчас. Кто-то из болтливых российских сатириков бросил однажды обидную фразу: дескать, во всем мире ковры кладут на пол, чтобы было комфортно ходить по дому, и только русские вешают их на стены, чтобы показывать гостям вместо картин. На самом деле это, конечно, не так: и за границей любят увешивать стены коврами, и у нас уважают ходить босиком по теплому ковру.
Посмотрите картины русских художников, жанровые сцены, описывающие быт помещиков. Ковры на стенах — нередкое явление. Также почитайте Пушкина, Лермонтова. Описывая быт офицеров-дворян, здесь частенько можно встретить описание комнаты, где висит персидский ковер. Особенно тех, офицеров, что побывали на Кавказе. Тогда это недоумения ни у кого не вызывало….
Обычай застилать полы коврами, а также вешать ковры на стену характерен для многих народов. Историк Н. И. Костомаров писал, что у русских в ХVI и ХVII столетиях в домашнем устройстве «…был обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных — рогожами и войлоками. В сенях у дверей лежала непременно рогожа или войлок для обтирания ног…». Первые заграничные ковры стали прибывать в Россию с развитием купечества и торговли в ХVI-ХVII веках. В ХVIII веке на Петербургской шпалерной мануфактуре, основанной в 1717 году, был налажен выпуск отечественных шпалер. К началу ХIХ века ковры стали неотъемлемой частью изысканного дворцового интерьера.
При СССР ряд признаков «роскошной» жизни переняли и массы. В деревнях ковров не было, но были разные такие типа коврики с изображением оленей, цариц, гор…
Когда народ стал побогаче, стали покупать настоящие ковры. Развешивая ковры, люди значительно уменьшали распространение звука и делали стены теплее.