какие выставки проходят сейчас в царицыно
Онлайн-проект приурочен к одному из важнейших для музея событий 2021 года – «Выставке новых поступлений», которая откроется 20 октября в залах Хлебного дома. На ней будут представлены более 300 предметов, приобретённых музеем, полученных им в дар или переданных ему другими организациями за последние 10 лет.
Они составляют значимую, но малую часть тех произведений искусства и целых собраний, которыми пополнились за это время фонды «Царицына». Онлайн-проект даст возможность познакомиться с предметами, которых не будет в экспозиции, прочесть или услышать о том, как шли поиски и реставрация памятников, узнать о проведённых в ходе этой работы исторических расследованиях. Также мы хотим рассказать о дарителях представленных предметов и о том, как поступили в музей некоторые экспонаты и коллекции.
Часть I
Пополнение коллекций – одна из основ работы любого музея. Исторические события, изменения политического курса или настроений в обществе неизбежно накладывают свой отпечаток на эту деятельность. Нашли они отражение и в нашем музейном собрании.
Музей «Царицыно» обладает не имеющей аналогов коллекцией произведений авторского ткачества XX века. Это наиболее полное на территории России и стран СНГ собрание работ ведущих мастеров бывших союзных республик СССР. Кроме того, музей активно пополняет свои фонды старинными европейскими и русскими шпалерами. Наконец, последние десять лет «Царицыно» целенаправленно выстраивает связи с современными мастерами гобелена, чьи произведения также поступают в коллекцию. В 2021 году в музее пройдёт уже четвёртая Триеннале текстильного искусства и современного гобелена.
В первом сюжете нашего виртуального проекта три основных направления работы музея, связанной с пополнением его собрания, представлены на примере трёх гобеленов.
Гобелен «Пленение Зенобии»
Пленение Зенобии
Первая четверть XVII века
Шерсть, шёлк, ручное шпалерное ткачество
Приобретён в 2017 году
Приобретение этого произведения связано с особым вниманием, которое в музее «Царицыно» уделяется наследию эпохи Екатерины Великой и ее потомков (XVIII – начало ХХ века).
В России огромный интерес к искусству шпалеры, или гобелена, проявлял Пётр I. При нём была основана Петербургская шпалерная мануфактура. Но подлинного расцвета это предприятие достигло во время царствования Екатерины II. На мануфактуре трудились более 200 мастеров. Также императрица собрала великолепную коллекцию гобеленов. Шпалера с изображением сцены пленения Зенобии отвечает вкусу века Просвещения, частью которого стала эпоха Екатерины II.
Это крупноформатное произведение (2,88 × 4,47 м), масштаб которого соответствует дворцовым интерьерам. Тонкость исполнения, сочетание шерстяных и шёлковых нитей свидетельствуют о высокой художественной ценности работы. Неизвестно, попала ли эта шпалера в Россию в XVIII столетии, но в её главном образе в то время усматривали параллель с Екатериной II.
Жившая в III веке царица Пальмиры Зенобия после смерти своего супруга, царя Одената, ввиду малолетства наследника стала самостоятельно править государством. Зенобия была покровительницей философии и христианства, под её властью Пальмира полностью покорила Сирию, а также вела завоевания в Малой Азии, став крупным соперником Рима. Современники Екатерины II сравнивали двух правительниц, называя русскую императрицу «царицей Северной Пальмиры». Но в отличие от Зенобии, армия которой была разбита римскими войсками, Екатерина не потерпела поражений.
На шпалере Зенобия изображена со служанкой, поддерживающей её шлейф. Молитвенно сложив руки, она стоит перед сидящим римским императором Аврелианом.
Обращает на себя внимание декоративная кайма, обрамляющая сцену. Широкий бордюр украшен гирляндами из цветов и плодов, по центру каждой из четырёх сторон бордюра – картуши. Обычно в таких картушах помещали герб заказчика, знак шпалерной мануфактуры или герб города, где располагалась мануфактура. Однако здесь в картушах изображены пейзажи. Это интересный и довольно редкий в прикладном искусстве приём «картины в картине», в данном случае – «гобелена в гобелене».
Гобелен «Древнерусский»
Альбина Борисовна Воронкова (р. 1937). Гобелен «Древнерусский»
Решетиловская фабрика художественных изделий, Полтавская область, Украинская ССР
Шерсть, ручное ткачество
Приобретён у автора в 2019 году
Гобелен представляет второй важнейший раздел музейного собрания – авторское декоративно-прикладное искусство ХХ–XХI веков. Эта часть нашего фонда беспрецедентна по полноте. К сожалению, после распада Советского Союза она оказалась вне фокуса общественного интереса. Однако в последние годы музей взглянул на неё по-новому. Были созданы несколько постоянных экспозиций и выставок, которые актуализировали эту коллекцию. Сейчас предпринимаются большие усилия для её пополнения. В 2019 году музею удалось приобрести два произведения Альбины Воронковой.
Альбина Воронкова
Альбина Борисовна Воронкова – заслуженный художник России, почётный член Российской академии художеств. Она один из тех мастеров, в чьём творчестве выразились подъём отечественного декоративного искусства 1960–1970-х годов и полученная им тогда творческая свобода. В это время к шпалере обратились как к виду монументально-оформительского искусства, соответствующего масштабам государственного заказа. Гобелен «Древнерусский» – пример произведения этого жанра.
Гобелен был заказан автору по решению Михаила Васильевича Посохина, главного архитектора Москвы, для оформления интерьера ресторана «Арбат». Строительство этого ресторана было предусмотрено масштабным проектом перестройки Москвы и создания новой магистрали – проспекта Калинина, ставшего в 1960-е годы символом обновления города. На момент постройки это был самый большой ресторан в Европе, здание включало в себя несколько залов разной вместительности. Перед архитекторами и декораторами стояла задача создать разные по характеру помещения. Альбина Воронкова вспоминает, что Михаил Посохин сознательно сделал ставку на молодых мастеров (одним из которых в 1965 году была и она), чтобы они искали новый стиль. Художникам были поставлены только общие задачи. Никто не определял тему её произведения, древнерусский мотив родился из её собственного творческого интереса. Она в тот момент изучала искусство средневековой Руси и традиционное ткачество. Несколько условный художественный язык древнего Владимира, а также Русского Севера – с колоритными, но сдержанными образами – стал отправной точкой для формирования стиля мастера. Выработанный стиль и сюжет оказались парадоксально созвучны лаконичным формам архитектуры модернизма.
Проспект Калинина. Ресторан «Арбат». Фото с сайта pastvu.com
Проспект Калинина. Фото с сайта pastvu.com
В дальнейшем гобелен пережил все перипетии отечественной истории. С 1967 года более 20 лет он украшал «русский» зал ресторана. Но в 1991 году «Арбат» был закрыт. Многие произведения, оформлявшие его интерьеры, исчезли – были выброшены, проданы, бесследно пропали. Альбина Борисовна обнаружила свои работы скатанными в подвале бывшего ресторана. Она смогла выкупить их у нового собственника помещения. В 2018 году гобелен был показан в нашем музее на монографической выставке художника и затем приобретён у автора.
Гобелен «Нойон. Спираль»
Малик Муканов (р. 1972). Нойон. Спираль
Алматы, Республика Казахстан
Шерсть, шёлк, акрил, ручное ткачество
Подарен автором в 2019 году
Это произведение относится к третьему разделу музейной коллекции, который включает в себя работы, являющиеся достоянием народной и традиционной художественной культуры XIX–XXI веков.
Малик Муканов
Малик Муканов не продолжает напрямую традицию народного ткачества и ковроделия Казахстана. Он работает в технике классического гобелена, при этом экспериментирует с материалами, внедряет в гобелен иные предметы. В данном случае использована классическая техника, сочетающаяся с активным использованием акриловой нити. Однако образы, которые создаёт Малик Муканов, глубоко национальны.
Гобелен «Нойон. Спираль» отражает развитие национальных традиций в современном мире. Этот гобелен – философское размышление автора о человеке и его пути, опирающееся на традиции национальной культуры. Цветовая гамма гобелена, узор спиралей напоминают о неолитической керамике. Почти всё пространство занимает изображение громадного быка – царственного животного в искусстве Средней Азии. В фигуре быка видится одновременно и образ горы, и образ юрты. На голове быка между рогами, стилизованными в форме полумесяца, восседает человек – Нойон. Как многолик и символичен в этом произведении образ быка, так многозначен и образ Нойона.
Нойоны – изначально представители древних монгольских родов, в империи Чингисхана – тысячники монгольской армии. Они не только командовали армией: им подчинялись семьи воинов, в их обязанности входило решение административных вопросов и судебных споров. С распадом монгольской империи они стали правителями независимых областей. Но для автора важно и созвучие слова «нойон» и имени библейского Ноя. Это собирательный образ лидера – наставника-патриарха, который из прошлого смотрит в будущее. Бык-гора-юрта становится ещё и Ноевым спасительным ковчегом.
Часть II
В первые годы существования Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (так в 1984–1991 годах назывался музей-заповедник «Царицыно») основной его задачей было представить во всей широте характерные для национальных культур художественные промыслы и ремёсла, другие виды народного творчества и декоративного искусства.
Для этого музей не только покупал необходимые ему произведения, но и пополнял свои коллекции предметами из выставочных фондов Министерства культуры СССР и Союза художников СССР. В его собрание поступали лучшие произведения с всесоюзных, республиканских и международных выставок, с заводов, промыслов и из мастерских художников.
Сегодня музей также активно приобретает работы художников декоративного искусства, в том числе именитых мастеров, чьё творчество получило известность ещё в советское время.
В предыдущей части мы рассказали о нескольких гобеленах. Не обойдём вниманием эту тему и сейчас. Но основной акцент на этот раз будет сделан на керамике.
Царицынская коллекция авторской керамики включает как уникальные произведения, так и образцы для серийного производства, созданные художниками-керамистами второй половины XX — XXI века. Ядро коллекции составляет авторская керамика 1960–1980-х годов из России, Украины, Прибалтики, Армении, Грузии, Белоруссии, Молдавии. Многие работы выполнены в Доме творчества Союза художников СССР в Дзинтари (Латвия), оснащённом печами высокого обжига, что обеспечивало первоклассное технологическое качество керамических произведений. Сегодня этот уникальный всесоюзный творческий центр заброшен.
У художников из когда-то единой страны всё реже появляется возможность обменяться опытом. Тем ценнее панорама художественных поисков и национальных школ, представленная лучшими произведениями послевоенного декоративно-прикладного искусства из собрания «Царицына».
Особенно важна публикация коллекций музея-заповедника в рамках Генерального каталога. В настоящий момент вышло три тома: «Авторское ткачество XX‒XXI веков. Гобелены, мини-гобелены, таписсерия» (2018) и «Авторская керамика XX — начала XXI века» в двух книгах (2019, 2020).
Гобелен «Некоторые планы Царицына»
Бычкова Александра Васильевна (род. 1990). Гобелен «Некоторые планы Царицына»
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
В 1775 году российская императрица Екатерина Великая повелела строить в подмосковном местечке Черная Грязь, переименованном ею в Царицыно, свою новую подмосковную резиденцию. Как известно, этим замыслам не суждено было сбыться. Проект остался незавершенным: потомкам достались в наследство исторические руины недостроенного дворцово-паркового комплекса.
Новейшая история архитектурного ансамбля началась в 2000-х годах, после переименования его в Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» и завершения реставрации в 2007 году, которая ознаменовалась открытием Большого дворца. Архитекторам удалось, сохранив историко-культурную ценность зданий, адаптировать их под музейные цели – вписать в старый архитектурный проект современную музейную «начинку».
Государственный музей-заповедник «Царицыно» запись закреплена
Изменения в работе музея-заповедника «Царицыно»
С 28 октября по 7 ноября объявлены в Москве нерабочими днями.
Важно:
Показать полностью. Концерты и мероприятия отменены или перенесены на будущие месяцы.
Отменены спектакли, временно прекращен показ VR-спектакля на выставке «Театрократия».
Закрыт Детский музей.
Закрыты все сувенирные магазины, но товары можно купить онлайн: https://bit.ly/3pIekRs
Купить билет в музей и посетить выставки и оранжереи можно только по QR-коду о пройденной вакцинации, отрицательном ПЦР-тесте или недавно перенесенном коронавирусе. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность.
Для входа в парк QR-код по-прежнему не нужен.
В музее соблюдаются все правила, продиктованные Роспотребнадзором — в частности, выставочные залы будут заполняться не более чем на 50%. При посещении закрытых пространств всем посетителям, в том числе детям, необходимо носить маски.
Все кафе на территории парка будут работать на вынос.
Общегородская акция «Ночь искусств» 4 ноября пройдет онлайн.
Царицынский парк открыт с 6:00 и до полуночи. Для его посещения QR-коды не нужны. Но мы просим всех гостей соблюдать несложные правила: держать социальную дистанцию и носить маски в местах скопления людей. А также быть внимательными и неравнодушными по отношению к друг другу.
Берегите себя и здоровье своих близких!
Государственный музей-заповедник «Царицыно» запись закреплена
Пока полным ходом идёт регистрация на второй блок программы «Театр и музей. Опыт взаимодействия», мы подготовили интервью с авторами мастер-классов первого блока.
Напомним, весной и летом прошла образовательная программа «Театр и музей. Проектная работа».
Ким Джихун, заворожённая медиаискусством, рассказывает куратору курса Антону Флёрову о культурном опыте, который можно получить в современном Сеуле, рассуждает о готовности посетителей музеев к взаимодействию с экспонатами и об изменениях в образе жизни современного человека.
Ким Джихун – старший куратор и руководитель отдела кураторский программ в музее современного искусства Сеула «Тэлим» и D Museum, где прошла выставка «Музей звуков».
Звук, который воспринимается не глазами, а всем телом и остаётся воспоминанием субъективного ощущения, стал основой того опыта для посетителей, который искал кураторский отдел D Museum. О том, как появилась идея и была реализована выставка, а также о самом популярном экспонате – в интервью.
Государственный музей-заповедник «Царицыно» запись закреплена
За год нас посетили 6 миллионов людей. Но «Царицыно» ещё с XVIII века устроено так, что в парке всегда есть места для уединения, размышления и созерцания. И некоторые паблик-арт объекты, которые живут в парке, подчёркивают это.
Что ещё делает паблик-арт в парке-музее? Обучает, «рассказывает» об экспозициях, декоративно-прикладном-искусстве, «подсвечивает» ландшафтные элементы.
Показать полностью.
Об арт-объектах, проектах «Керамика в парке» и «Текстиль в парке» рассказала генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина, выступая на дискуссии «Ленд-арт и архитектурные объекты – искусство в природной среде и за пределами города».
В летнее время у нас можно увидеть керамические объекты, а также встретится с художниками-керамистами и их предметами на керамическом пикнике. Текстильное триеннале тоже «вышло» в парк. В этом году мы провели конкурс «В поисках пространства» для художников, работающих в текстильной технике. И одним из пространств, которое искали его участники, стал парк. Взаимодействие с природой, «попадание» в масштаб, место, стало для художников вызовом. И опытом.
Продолжим вместе с художниками «искать пространство», выводить экспонаты в парк.
Дискуссия, посвящённая ленд-арту прошла в рамках международной конференции «Искусство в городе» Музее Москвы и стала оживлённой и интересной. Мы услышали о домах, состоящих наполовину из скейт-рампы в арт-парке Никола Ленивец, о парке на болоте в усадьбе Веретьево, о том, как скульптуры помогают увидеть пейзаж на виноградниках Тамани. Поговорили о видовой осмысленности, теории артиализации и о том, что наиболее важным элементом в парке остаётся природа – экспонат, до которого нельзя дотронуться.
На фото – инсталляция «Притяжение» художника Марины Звягинцевой, гостившая у нас прошлым летом.
Для входа в музей необходим QR-код.
Для входа в парк QR-код не нужен.
Билеты в музей можно купить только онлайн.
Вход в парк бесплатный.
Новогоднее представление 4+ 18 декабря — 5 января 2022, по расписанию
Спектакль по мотивам знаменитой сказки для детей от 4 до 10 лет
Ночь искусств в «Царицыне»
Концерт Трио Глеба Андрианова, пластический перформанс и другие онлайн-трансляции. 04.11.21
Выставки
Театрократия. Екатерина II и опера
Выставка 19 сентября — 9 января 2022
Становление русского музыкального театра в XVIII веке. Выставка-фестиваль и публичная программа «Театр и музей. Опыты взаимодействия»
IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена
Выставка 8 июля — 10 марта 2022
Десятилетний юбилей одного из главных выставочных проектов «Царицына»
Эволюция взгляда
Выставка 8 июля — 10 марта 2022
Художественный текстиль 1960-2010-х годов в зеркале творчества Эдит Паулс-ВигнереТрадици
Выставка новых поступлений
Выставка 20 октября — 12 июня 2022
Предметы искусства, пополнившие музейный фонд за последние десять лет
Стрелы Амура
Выставка 22 июля — 16 января 2022
Образ бога любви в искусстве. Из коллекции музея-усадьбы «Останкино»
Царицыно Екатерины II
Выставка кроме понедельника
Архитектурная история в человеческом измерении и видео-инсталляции с участием известных актеров
Новости
Посольские вечера в «Царицыне». Онлайн-трансляция концерта «Век танго». 02.11.21, 20:00
День народного единства в «Царицыне». Онлайн-трансляции. 04.11.21
Как будет работать «Царицыно» с 28 октября по 7 ноября. Расписание и правила посещения
Царицынский парк готовится к зимнему сезону
К Новому году музей выпустит адвент-календарь «В ожидании зимнего бала»
Как купить билеты на сайте музея и на портале mos.ru
Обратите внимание
С 28 октября по 7 ноября в музее отменены все образовательные и интерактивные программы, экскурсии и другие события, включая спектакль «Китаянки» и VR-спектакль в рамках выставки «Театрократия».
Детский музей, сувенирные магазины и «Визит-Центр-1» (возле КПП №1, м. Царицыно) будут закрыты.
27 октября Таврический и Баженовский залы Большого дворца будут закрыты для посещения.
Покупка билетов в музей возможна только онлайн. Подробности представлены по ссылке .
События
Тканое великолепие
лекция 13 ноября, 14:00
Из параллельной программы к IV Триеннале текстильного искусства
Кураторская экскурсия по выставке «Дачное Царицыно»
Экскурсия 17 ноября, 16:00
Рассказ об экспозиции и Третьем Кавалерском корпусе
Первая опера
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для детей от 3 до 6 лет и их родителей
Мастерская театрального эскиза
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для детей от 8 до 11 лет и их родителей
Екатерина и барочный сторителлинг
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для подростков от 12 до 18 лет
Цветочное сольфеджио
Интерактивная программа 3+ 2 октября — 13 ноября, по расписанию
Цикл игровых занятий, знакомящих с классической и народной музыкой
Создаем оперу
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для детей от 7 до 11 лет и их родителей
Китаянки
спектакль 12+ 9 октября — 9 января 2022, по расписанию
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера».
Дидона и Эней
спектакль 12+ 20—21 ноября, по расписанию
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера».
Концерты
Друг Дракон и другие музыканты. Сказки Нины Дашевской (отменяется)
Концерт из цикла «Абонемент №5 «Музыкальные сказки»»
В программе:
И. С. Бах, Л. ван Бетховен, Г. Форе, Э. Элгар, И. Брамс, Э. Сати, П. И. Чайковский, Р. Шуман
Поколения BACH (отменяется)
Концерт из цикла «Органные концерты»
В программе:
К. Ф. Э. Бах, И. С. Бах, И. Х. Бах
Зеркала и маски (отменяется)
Концерт из цикла «Музыкальный салон Екатерины Великой»
В программе:
Спектакль на музыку Г. Ф. Телемана, Ж. Ф. Ребеля
Польская музыка: Шопен и не только (отменяется)
Концерт из цикла «Музыка Оперного дома»
В программе:
Ф. Шопен, К. Микули, М. Мошковский, К. Шимановский, Л. Годовский, М. Магин
Заповедные прогулки. Октябрь
Интерактивная программа 4+ 15—31 октября, по расписанию
Цикл познавательных экскурсий для родителей с детьми
Цветочное сольфеджио
Интерактивная программа 3+ 2 октября — 13 ноября, по расписанию
Цикл игровых занятий, знакомящих с классической и народной музыкой
Мастерская театрального эскиза
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для детей от 8 до 11 лет и их родителей
Первая опера
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для детей от 3 до 6 лет и их родителей
Екатерина и барочный сторителлинг
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для подростков от 12 до 18 лет
Создаем оперу
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для детей от 7 до 11 лет и их родителей
Театрократия. Екатерина II и опера
Выставка 19 сентября — 9 января 2022
Становление русского музыкального театра в XVIII веке. Выставка-фестиваль и публичная программа «Театр и музей. Опыты взаимодействия»
Китаянки
спектакль 12+ 9 октября — 9 января 2022, по расписанию
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера».
Стрелы Амура
Выставка 22 июля — 16 января 2022
Образ бога любви в искусстве. Из коллекции музея-усадьбы «Останкино»
Эволюция взгляда
Выставка 8 июля — 10 марта 2022
Художественный текстиль 1960-2010-х годов в зеркале творчества Эдит Паулс-ВигнереТрадици
В поисках пространства
информация для участников 8 июля — 10 марта 2022
IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена в ГМЗ «Царицыно»
IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена
Выставка 8 июля — 10 марта 2022
Десятилетний юбилей одного из главных выставочных проектов «Царицына»
Выставка новых поступлений
Выставка 20 октября — 12 июня 2022
Предметы искусства, пополнившие музейный фонд за последние десять лет