какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующим

какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующим. Смотреть фото какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующим. Картинка про какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующим. Фото какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующимvladis_baxman

Carpe diem

4. Выразительные средства ТВ.

Выразительные средства ТВ – Изображение, звук, монтаж.

· Ракурс, расположение объекта

· Продолжительность кадра (min 6 с)

· Разные планы (общий, средний, крупный…)

· Правильное чередование планов

· Достаточное количество кадров

• Последовательный («У Лукоморья…)

• Параллельный (А в это время…)

• Ассоциативный (подобно, словно…)

• Тематический (Мы едем, едем, едем…)

Формообразующие (изображение, звучащее слово, музыка, шумы, пауза)

Монологичное выступление – особый жанр при помощи которого оратор может донести до аудитории свою информацию. Телеречь – эффективное средство воздействия на общественное мнение. Психологи отмечают что впечатление от личности говорящего слушатели склонны переносить на предмет речи. Впечатление как правило состоит из впечатления от: общей культуры человека, богатства эмоций, психофизических и речевых данных, умения образно мыслить, внешности, тембра голоса.

· замкнутые (собеседники ведут междусобойчик, зритель только наблюдает),

· разомкнутые (откровенно направлены на зрителя). Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события.

· Закадровый текст. в очерковых жанрах закадровый текст и видеоряд формируют единый образ.

Есть общие правила решения словесно-изобразительных задач:

· изображение должно соответствовать слову, если нет прямой задачи их противопоставить

· словесный ряд не должен повторять изображение, не надо перечислять видимые и узнаваемые зрителем объекты, описывать видимые ситуации

· слово должно давать достаточную инфу, называть имена героев, их статус, называть непонятные объекты, предметы

· в слове должны быть выражены основные проблемы, идеи

· словесная информация не должна быть шире изобразительной и наоборот

Б) Музыка

Функции музыки: информативная, психологическая, эстетическая. Фоновую роль играет случайная музыка, содержательную – если является компонентом действия, движущей силой структуры произведения.

Формирует зрительское восприятие времени, оформляет начало и конец передачи, сюжета. Музыкальные позывные, отбивки, заставки. Музыка интенсифицирует восприятие изображения, дает ощущение более полного отображения жизни.

Г) Шумы

Звуковая перспектива – создается с помощью увеличения/уменьшения интенсивности звука. Бывают звуки громкие, но далекие.

Звуковой план – общий (шум толпы, среда действия героев), средний (оптимальный для диалога), близкий (сфера внутреннего мира человека).

Спецэффекты – микширование: плавная форма перехода от одного звукового отрезка к другому путем затухания одного сигнала. Наложение музыки и шумов. Изменение скорости прокручивания пленки.

Съёмка в движении. Методы съёмки.

Второй вид съемки с движения – проезд, или тревеллинг, от англ, travelling – «путешествующий», «передвигающийся». Тревеллингом называют такое передвижение камеры, снимающей фигуру или предмет, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки неизменным. Сюда относятся такие, например, съемки, как проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг) или от земли до крыши дома (вертикальный тревеллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем.

Особая разновидность тревеллинга – отъезд и наезд (иначе – тревеллинг назад и тревеллинг вперед). При наезде и отъезде непрерывно (иногда очень быстро) меняется угол зрения объектива и зависящая от него крупность изображения.

Третий вид съемки с движения – траекторная съемка. Так называют различные сочетания тревеллингов с панорамированием. Это очень сложный вид движения камеры, для осуществления которого применяются операторские краны с выносными стрелами, способными одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие механизмы и приспособления. Как непревзойденный образец траекторией съемки можно напомнить первый эпизод фильма «Я – Куба» (режиссер М. Калатозов, оператор С. Урусевский), когда камера в течение добрых пяти минут снимает один кадр, двигаясь сначала к крыше небоскреба, затем спускаясь вниз, затем пробираясь между людьми, гуляющими возле плавательного бассейна, затем следуя за пловцом, уходит под воду и т. п.

Внутрикадровый монтаж и съёмка субъективной камерой

Свет – это первоэлемент изображения. Функции света:

· информационная (это значит, все видно, простите за тривиальность),

· пространственная (видно, какой длины тень, теоретически можно узнать, который час:).

· Свет несет эмоциональную нагрузку и выявляет цветовую палитру.

Немного физики. Свет – это поток лучистой энергии. Световой поток измеряется в люменах.

Освещенность – это поверхностная плотность светового потока, Освещение бывает:

· светотеневое – в ясную погоду

· бестеневое – в пасмурную и локальное – в сумерках под фонарем.

· Силуэтное получается, когда освещена только глубина пространства, а объекты на переднем плане затемнены.

· Рисующий свет выявляет форму, самый яркий.

· Заполняющий свет или подсветка – уменьшает глубину теней и создает световой баланс – соотношения яркости света и тени,

· контровой свет или контражур – отделяет объект от фона, освещает сзади и находится чуть выше объекта чтобы не попасть в кадр.

· Моделирующий свет – узкие пучки света линзовых приборов, получаются пятна и блики которые лучше подчеркивают ощущение объема и психологическое состояние героя.

· Фоновый свет – ставится так, чтобы можно было снимать общие, крупные и средние планы без перестановки осветительных приборов.

· Эффектный свет – способы обозначения в кадре отраженного источника света. Свечи, костер, солнце, свет цветной наружной рекламы пятнами лежащий на лицах и т. д.

· Динамический свет – эффектный свет в движении.

Источник

Выразительные средства электронных СМИ.

Делятся на две группы: 1. Формообразующие (изображение – кадр, план, ракурс; звучащее слово; музыка; шумы; пауза) 2. Стилеобразующие (монтаж). Виды монтажа: технический, конструктивный, художественный, параллельный, перекрестный, ассоциативный). Выразительные средства радио. 1. Формообразующие средства радиожурналистики (речь; музыка; шумы – реальные или студийные; документальные записи, сделанные вне студии). 2. Стилеобразующие средства радиожурналистики (монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена (положение микрофона по отношению к участникам события), технические способы звукообразования (реверберация, дополнительный объем звучания).

Выразительные средства ТВ.

Условно делятся на две группы:

1) Формообразующие(изображение, звучащее слово, музыка, шумы, пауза)

2) Стилеобразующие(монтаж)

Кадр— это изображение части пространства, заключенное в рамку экрана; это длительность пребывания изображения на экране; это часть передачи, снятая «одним взглядом» камеры.

План-это масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображенного предмета, зависит от дистанции м/ду камерой и снимаемой фигурой, от фокуса. Обычно выделяют: общий, средний и крупный.

Ракурс– обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в т.ч.и прямой.

Монтаж– основополагающее средство организации экранного материала. Монтаж-расстановка кадров в определенном порядке. Сегодня на ТВ при помощи техники возможны самые разные трансформации при монтаже: изображение можно вытягивать, сжимать; использовать эффект соединения двух разных форматов в одной плоскости экрана; «размножать» изображение; вычленять отдельные детали и т.д.

Виды монтажа:

· технический (механическое соединение отснятых кусков плёнки)

· конструктивный (осмысленное соединение кадров таким образом, чтобы м/ду ними существовала очевидная связь)

· художественный (такое соединение кадров, которое обеспечивает их образную связь)

· параллельный (соединение кадров, отснятого.в разное время и в разных местах, с тем чтобы выявить взаимосвязь двух различных действий, происходящих одновременно).

· переврёстный (чередование 2х или нескольких действий, которые показываются как параллельные, хотя в действительности могут происходить и не одновременно)

Принципы соединения слова и изображения на ТВ.

Существуют правила сочетания текста и видео:

· они должны дополнять друг друга

· они не должны дублировать друг друга

· они не должны противоречить друг другу

· должны сочетаться друг с другом

· информация поступающая по двум каналам не должна быть избыточной

· информацию несут и другие звуковые компоненты

От удачного сочетания может появится дополнительная информация.

Музыка может быть декорацией действия – обозначает время, место, определяет тему. У музыки может быть организующая функция (позывные, отбивки, рубрика). Или у нее может быть самостоятельная роль.

Тексты для телевидения – принцип их построения – чтобы они хорошо воспринимались. Избегать сложных конструкций, причастных, деепричастных оборотов. Употреблять простые слова, 10-20 слов в предложении. Нужно заменять существительные глаголами, чтобы добиться энергичности речи, употреблять активные конструкции. Работа с цифрами – только самые важные и их надо округлять – например – пересчитать в проценты, доли, или дать сопоставление. В подаче новостей – важно соотношение видеоряда и текста.

Звук (Звучащее слово, музыка, шумовая пауза) – стилеобразующий монтаж.

Изображение/видео – формообразующий монтаж.

Выразительные средства радио.

В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, т.к. только звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения.Формирование звукового образа =деления «на голоса» + музыка и шумы + соединение в определенных пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии.

Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы:

· Исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист,включает в себя 4 элемента:

· шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и

· документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими.Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

· Находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики называют техническими, или стилеобразующими:монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

3 задачи:

1) слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу.

2) нужно найти наиболее точную интонацию, которая часто несёт ничуть не меньше информации, чем само содержание.

3) поиск логических и экспрессивных акцентов-ударений.

Музыка и шумы

· стремление иллюстрировать действие музыкой и шумами, вводить их в передачу в качестве звукового аккомпанемента.

· мнение, что музыка может быть включена только в худ.программу.

Музыка и шумы могут представлять собой самостоятельные части сюжета благодаря заложенной в них информации.

Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события.

Слово на радио.

Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи:

· слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу. Слово должно быть честно найдено, точно по отношению к сути происходящего.

· найти наиболее точную интонацию, которая часто несет ничуть не меньше информации, чем само содержание материала. Бернард Шоу когда-то заметил, что есть только один способ написать слово «да» или слово «нет», но есть 50 вариантов их произношения, причем часто с прямо противоположным значением.

· поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений).

Существуют стилистические приемы внесения элементов диалогичности в радиопередачу: это прямое и косвенное обращение к аудитории с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов; интонация, приближенная к разговорной; «неправильный» (свойственный живому разговору) порядок слов; естественное использование пауз, возникающих в речи человека, когда он задумывается, ищет нужное слово. Установка на диалогическую интерпретацию идеи сообщения подводит к необходимости сделать слушателя соучастником размышления журналиста.

Работая со словом (особенно в том случае, когда журналист не импровизирует непосредственно в эфире, а готовит текст заранее для записи) необходимо помнить, что, оставаясь, как правило, наиболее распространенным звуковым элементом передачи, оно не является единственным носителем идейного и художественного смысла. Более того, часто для эффективного воздействия на аудиторию важным оказывается не только прямое значение слова, но и его способность к контакту с музыкой и шумами.

Функции музыки на радио.

Музыка и шумы

· стремление иллюстрировать действие музыкой и шумами, вводить их в передачу в качестве звукового аккомпанемента.

· мнение, что музыка может быть включена только в худ.программу.

Музыка и шумы могут представлять собой самостоятельные части сюжета благодаря заложенной в них информации.

Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события.

Иллюстративность, т.е. не с продолжение мысли, формулированной словом, а с попытка ее дополнительного пояснения, по сути дела, – повтор.

Идейно-эстетические основы. Она выражается в тяге к интонационной бесстрастности передач. По мнению сторонников эмоционально нейтральной манеры обращения к слушателю, музыка (а следовательно, и шумы) может быть включена только в ткань художественных программ. Такой подход неправилен, ибо он игнорирует возможности музыки и шумов как смысловых структурообразующих элементов радиосообщения.

При этом в ряде случаев музыкальные фрагменты и шумы превращаются в синонимы логического утверждения. Наиболее ярким примером такого рода служат позывные. Так, музыкальная фраза песни «Подмосковные вечера» эквивалентна объявлению: «В эфире круглосуточная программа «Маяк». Таким образом, музыка выполняет роль слова, и происходит это вследствие того, что в сознании слушателей уже выработан соответствующий код.

Из всего сказанного следует, что музыка и шумы в структуре радиопередачи могут выступать как самостоятельные элементы композиции, равноценные друг другу и слову. Они способны уточнять, дополнять и развивать как идейную, так и эстетическую информации, высказанные словом, нести необходимые логическую и эмоциональную нагрузки, необходимые для движения сюжета.

В структуре передачи музыка и шумы, если они заменяют человеческую речь, наиболее распространены при выполнении следующих функций.

1. Обозначение места и времени действия.

2. Обозначение перемещения действия во времени и пространстве. Современный репортаж, как правило, проходит завершающую стадию подготовки к эфиру в монтажной, и репортер часто совмещает в его композиции фрагменты, записанные в различных местах и в разное время; музыка помогает наиболее четко и понятно для слушателя осуществить это объединение.

3. Выражение эмоционального характера описываемого события. Точное сочетание звуковых элементов позволяет воссоздать атмосферу действия с большой полнотой.

4. Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста.

Источник

Язык и выразительные средства подачи телевизионной информации

какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующим. Смотреть фото какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующим. Смотреть картинку какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующим. Картинка про какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующим. Фото какие выразительные средства телеэкрана относятся к формообразующим

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 24.12.2020 2020-12-24

Статья просмотрена: 690 раз

Библиографическое описание:

Костина, Л. С. Язык и выразительные средства подачи телевизионной информации / Л. С. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76878/ (дата обращения: 31.10.2021).

В современном обществе информация может рассматриваться как социально значимое явление, нематериальный ресурс, превращающийся в экономический и политический. В таких условиях роль средств массовой информации в различных аспектах жизни социума возрастает. В статье описывается «телевидение» как средство массовой коммуникации, его роль в современной системе СМИ, а также особенности языка и экранных средств выразительности, используемых для подачи информации.

Ключевые слова: информация, аудитория, средства массовой информации, телевидение, язык, экранные средства выразительности, экранный образ, текст, телевизионная речь.

In modern society, information can be viewed as a socially significant phenomenon, an intangible resource that turns into an economic and political one. In such conditions, the role of the mass media in various aspects of the life of society increases. The article describes «television» as a means of mass communication, its role in the modern media system, as well as the peculiarities of language and screen means of expression used to present information.

Key words: information, audience, mass media, television, language, screen means of expressiveness, screen image, text, television speech.

Современное общество неспособно полноценно функционировать без системы средств массовой информации. Именно из СМИ массовая аудитория черпает представления о мире и окружающей действительности. СМИ реагируют на изменения в социуме, подстраиваются под интересы и потребности аудитории. Телевидение, несмотря на увеличение значимости интернета, остается значимым сегментом в медиасистеме. В последние десятилетия принципы телевизионного вещания, жанрово-тематическое наполнение эфира, специфика использования выразительных средств претерпели значительные изменения, в том числе и в сфере новостной тележурналистики. Влияние технического прогресса и связанных с ним изменений в потребностях и ожиданиях аудитории вынуждает телевидение искать новые способы подачи информации, которые повысили бы его конкурентоспособность и востребованность у аудитории. Как следствие, новостной телевизионный медиатекст трансформируется, изменяется язык подачи информации, внедряются новые форматы подачи сообщений, позволяющие сделать информацию более доступной и занимательной для аудитории.

Особенности подачи информации, набор и схема применения выразительных средств в значительной мере определяют «лицо» телеканала, делают его узнаваемым для аудитории.

Качественный телевизионный продукт требует соблюдения баланса между использованием технических выразительных средств и содержательной сущностью материала, его информативностью. Благодаря современным технологиям набор доступных телевидению выразительных средств значительно расширился. Выбор выразительных средств зависит от формата, жанра, тематики телевизионного продукта. Специфика их использования определяется творческой задачей, авторской идеей и другими факторами. Кроме того, как справедливо отмечает М. Г. Антонова, использование выразительных форм и средств подачи информации определяется материально-технической базой телеканала [3].

Телевизионную информацию можно охарактеризовать как систему ассоциативных образов, формируемых посредством набора знаков и символов. Информационный поток на телевидении обладает значительной силой воздействия на сознание аудитории именно благодаря алгоритму его построения. Важную роль здесь играет то, что телеинформация подается в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, в короткий промежуток времени, текстовая составляющая, как правило, персонифицирована и эмоционально окрашена.

В научной литературе представлены различные подходы к типологии и классификации выразительных средств телевидения. Так, Г. Н. Бровченко, выделяет следующие группы средств экранной выразительности:

1) пластические (свет, цвет, план, ракурс, спецэффекты);

2) звуковые (музыка, шумы, голос);

3) драматургические (тема, идея, композиция);

Схожей точки зрения придерживается и Н. Л. Горюнова. Отмечая, что экранный образ строится на изобразительно-звуковом принципе, то есть объединении средств выразительности в одном кадре с целью одновременного воздействия на аудитории посредством звука и визуальных элементов, исследователь выделяет три группы средств выразительности:

— средства, обеспечивающие пластичность кадра (цвет, свет, план, ракурс, эффекты);

— средства, обеспечивающие динамику (монтажные приемы и пространственно-временные отношения);

— средства, обеспечивающие звуковой образ (голос, музыка, шум, тишина) [5].

Ю. А. Оганесова предлагает следующую типологию выразительных средств телевидения. Исследователь разделяет выразительные средства на две группы: визуальные и аудиальные. Визуальные средства представлены содержанием кадра, сюда входят ракурс съемки, крупность плана, перспектива, цвет, свет, насыщенность и пр., и монтажом (темпоритм, длительность монтажной фразы, скорость воспроизведения, использование эффектов). Аудиальные выразительные средства Оганесова подразделяет на вербальные и невербальные. Вербальные включают в себя, по мнению ученого, как суперсегментные элементы речи, такие как темп, тембр, интонирование, так и текстовые характеристики, например, использование тропов, фразеологических оборотов, профессионализмов, выбор синтаксических конструкций и пр. Невербальные аудиальные выразительные средства подразумевают использование музыкального сопровождения, интершума, элементов саунд-дизайна [9].

А. И. Анохин, указывая на знаковую природу телевидения, выразительные средства разделяет на два типа — условные знаки и изобразительные знаки. Основным условным знаком, используемым телевидением, ученый называет слово, текст, отмечая, что функции текста в тележурналистике значительно отличаются от функций в других типах СМИ. Текстовая составляющая видеоконтента персонифицирована и наделена чертами того образа, который представлен на экране. Телевизионная речь создает при взаимодействии с телеаудиторией эффект непосредственного общения, диалога, что свою очередь формирует эффект доверия [1].

Несмотря на экранную природу телевизионной информации видеоряд не всегда достаточен для понимания сути событий, поэтому смысловая нагрузка в телеконтенте часто ложится на текст. Отсюда требования к тексту — яркость, образность, точность, простота восприятия и краткость.

Г. Л. Ковальчук обращает внимание на неоднородность состава языковых средств телевизионной речи, вобравшей в себя различные жанры и речевые конструкции. Среди основных тенденций можно назвать преобладание в последние десятилетия в телеэфире спонтанной речи, более открытой и непринужденной, что приводит к частым нарушениям норм русского языка. Телевизионная речь насыщена фактами, позволяющими дать более подробную информацию о событии. При этом стремление к более полному раскрытию темы, необходимость высокой оперативности представления контента, представления максимального объема информации в короткий промежуток времени приводит к появлению ряда особенностей телеречи. В числе таких особенностей ученые называют востребованность типизированных речевых конструкций, шаблонов: правоохранительные органы, отметил в своем выступлении, предпринимать все возможные шаги, глава внешнеполитического ведомства и подобные.; употребление аббревиатур и сокращений: полпред, ЖКХ, ЦБ, МИД и т. д.; использование сниженной лексики: беспредел, клик, рулить и пр.; внедрение заимствованной лексики [6].

Важными для телевизионного продукта остаются визуальные образы, дающие возможность воздействовать на сознание аудитории, апеллировать к ее эмоциям.

Композиция кадра — совокупность элементов кадра и их взаимное расположение — позволяет не только представить информацию о происходящем, но и задать его оценку. Среди базовых элементов композиции телевизионного кадра можно назвать границы кадра, его сюжетный центр, масштаб и перспективу изображения, точку съемки, наличие движения.

Технический прогресс и внедрение цифровых технологий позволили в значительной мере улучшить качество телевизионного изображения, что позволило более активно использовать в телевизионной практике такое средства выразительности как крупность плана. Сегодня, например, активно используются дальние и панорамные планы, при этом за счет высокой четкости изображения зритель может рассмотреть детали и почувствовать атмосферу, в которой развивается событие [9].

Среди основных визуальных средств выразительности следует назвать монтаж. Монтаж, по мнению ученых, является одним из наиболее значимых и эффективных инструментов интерпретации действительности экранными средствами. В телевизионной практике сегодня используются четыре типа монтажа. Наиболее востребованный — формально-описательный монтаж, используемый для последовательно освещения событий. Параллельный монтаж позволяет представить зрителю несколько сюжетных линий одновременно. Менее распространены ассоциативный и контрастный типы монтажа [5].

Значимость монтажа как средства экранной выразительности определяется тем, что соположение двух кадров не только суммирует их смыслы, но и формирует новый смысл, следовательно, последовательность кадров в телевизионном продукте определяет восприятие аудиторией информации, позволяет задать оценки и взгляды на освещаемое событие. Кроме того, монтаж позволяет задать динамику, темпоритм повествования.

Исследователи отмечают характерную для современного телевидения тенденцию значительного сокращения средней длины кадра. Сверхкороткие планы, использовавшиеся изначально в монтаже в монтаже рекламных роликов и музыкальных клипов, сегодня все более востребованы и в других видах телевизионного продукта различной тематики. Клиповый монтаж и сокращение длины кадра задают новый темпоритм повествования на телеэкране. Клиповый монтаж как прием выразительности позволяет сделать повествование более динамичным, привлекательным для современной аудитории, советующим новому темпу восприятия информации. Среди недостатков данного приема можно назвать возможность формирования нецелостного образа, незавершенности смысла, нарушения логики сюжета. Следует отметить, что увеличение темпоритма телевизионного повествования вынуждает журналистов отказываться от сложных форм на вербальном уровне (использование простых, коротких синтаксических конструкций), на уровне монтажа (акцент на динамичность, быструю смену кадров), а также на уровне композиции (яркость кадров, мозаичность, ассоциативность) [9].

Важным визуальным выразительным средством в арсенале телевидения является ракурсная съемка. Ракурс можно определить, как точку и направление съемки, подчеркивающие перспективные изменения размеров объектов в кадре. Ракурсная съемка часто используется в информационных и аналитических телевизионных жанрах. Ракурс определяет угол зрения на объект съемки и в значительной степени задает особенности экранной трактовки события или героя материала. Ракурсная съемка позволяет акцентировать внимание на существенной черте объекта, важном моменте телевизионного повествования, дать пояснения происходящим событиям, подчеркнуть психологическое состояние [8].

Говоря о выразительных средствах телевидения, следует отметить специфику их использования в информационных телевизионных продуктах. Основная задача при создании информационного телепродукта — передать информацию зрителю объективно, без искажения, что в значительной мере ограничивает использование средств экранной выразительности. В частности, практически не используется трансформация объекта посредством освещения или оптики, минимизирована эстетизация видеообраза. Основной инструмент организации пространства в репортаже, например, — ограничение его рамками кадра так, чтобы смысловой акцент был сосредоточен на наиболее важной части. При съемке редко используются наезды и отъезды трансфокатора, предпочтительным считается сохранение масштаба пространства в одном плане, нестандартная оптика, искажающая перспективу. Система визуальных выразительных средств информационного телевидения опирается на чередование планов различной крупности, при этом длительность плана небольшая. Порядок чередования планов, последовательность кадров задают ритм и тональность информационного сюжета, его эмоциональную окраску [3].

Исследователи отмечают, что в основе используемых телевидением методов выразительности лежит фактор узнаваемость коммуникатора (телеведущего, тележурналиста, спикера и пр.) как носителя информации. Лицо человека в кадре становится основным изобразительно-выразительным средством, поскольку отношение и уровень доверия зрителей к транслируемой информации в значительной степени зависит от отношения к лицу, ее предоставляющему [7].

Аудиальные средства телевизионной выразительности — голос, интершум, музыка, тишина — способны выражать особые смысловые нагрузки.

Речь журналиста или ведущего является одним из основных источников информации для телезрителя, при этом важны не только текстовые характеристики, уже упоминавшиеся выше, но и интонации, тембр, темп речи, поскольку они формируют эмоциональный фон в кадре.

Музыкальное сопровождение — важный эмоциональный инструмент. Музыка в телевизионном продукте при условии допустимости ее использования в конкретном формате может способствовать созданию атмосферы действия, указывать на специфику местности, передавать характерные черты времени.

Использование определенного набора выразительных средств для создания контента телеканала позволяет сформировать устойчивую вещательную модель. Тенденция к алгоритмизации применения аудиальных и визуальных выразительных средств, характерная для отечественного телевидения и проявляющаяся, по мнению исследователей, в числе прочего в практически полном повторении региональным сегментом телевещания моделей общефедерального кластера, способствуют выстраиванию особого информационного потока, присущего конкретному телеканалу. Основными характеристиками можно считать специфику выстраивания сетки вещания, применения выразительных средств и информационное наполнение контента [2]. Таким образом, формат вещания определяется и устойчивыми выразительными средствами, используемыми журналистами. Что в свою очередь позволяет телевизионному каналу приобрести индивидуальность и узнаваемость, сформировать постоянный состав аудитории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *