какие выразительные средства используют акмеисты

Справочник поэта! Символизм. Акмеизм. Футуризм

Части первая и вторая.
Часть I

Словарь Литературоведческих Терминов., Москва, 1988:

Однако реальность, к которой настойчиво стремился Акмеизм., ограничивалась природой, картинами прошлого, галантной экзотикой, миром вещей и личными взаимоотношениями людей. Создав немало интересных лирических стихов, акмеисты поэтому не смогли стать вровень с запросами революционного времени, а в ряде случаев вступали с ним в противоречие. Слабости Акмеизма отметил в своей статье «Без божества, без вдохновенья» Александр Блок.

Многие символисты выражали идеи декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам прибегали и поэты, занимающие прогрессивные позиции, например, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, автор поэтического сборника «Города-спруны», немецкий драматург Г. Гауптман, автор драмы «Потонувший колокол», бельгийский драматург М. Метерлинг, создатель драмы «Синяя птица».

В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы творчества как художники гражданского склада. Поэма » Двенадцать» А. Блока (1918), стоящая у истоков советской поэзии, соединяет черты как реалистической, так и символистской поэтики.

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.
Материалы для журнала «Мастерство и Вдохновение»
———————————————————

Дополнительные материалы о Футуризме:

http://www.stihi.ru/2005/11/16-1846
«Журнал *Мастерство и Вдохновение* о поэте В. Маяковском!»

Раннее творчество Маяковского удивит любого читателя. Большинство поэм его не переведены. Версия перевода «Послушайте», представленная в данной публикации, является самой лучшей среди всех вариантов перевода этого стихотворения. Ритмика и музыка перевода by Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein поразила всех литературоведов в мире. Эта версия наиболее точно передаёт индивидуальность поэта.

Творчество Владимира Маяковского стартовало в 1912 на Московском бульваре. Стихи родились в непринуждённой беседе с Давидом Бурлюком, студентом и другом поэта. Давид Бурлюк представил молодого Владимира Маяковского своим друзьям. Бурлюка считают *отцом Русского футуризма*. В это время в искусстве развивались течения кубизма в живописи и футуризма в поэзии. Гуро, Ларионов, Каменский, Гончарова, Татлин, Малевич публиковали всевозможные литературные иллюстрации,организовывали художественные выставки, публичные лекции и дебаты с целью нести новое искусство в жизнь.Кубо-Футуризм был освоен московскими футуристами в 1913 году, они нашли связь между футуризмом в поэзии и кубизмом в живописи.

Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means that someone wants them to be,
that someone deems those speckles of spit
. magnificent.

And overwrought,
in the swirls of afternoon dust,
he bursts in on God,
afraid he might be already late.

In tears,
he kisses God’s sinewy hand
and begs him to guarantee
that there will definitely a star.

He swears
he won’t be able to stand
. the starless ordeal.

Later,
he wanders around, worried,
but outwardly calm.
And to someone else, he says:

«Now,
it’s all right.
You are no longer afraid,
are you?»

Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means it is essential
that every evening
at least one star should ascend
over the crest of the building.

Источник

Презентация. Акмеизм как литературное направление.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеисты

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация Акмеизм как литературное направление Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар

Акмеи́зм («Адами́зм») (от греч. άκμη — пик, максимум, цветение, цветущая пора) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале ХХ века в России.

Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, это — «искусство точно вымеренных и взвешенных слов».

19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это событие в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.

Основоположниками акмеизма считаются такие русские поэты Серебряного века русской поэзии как Николай Гумилёв, Анна Ахматова и Сергей Городецкий, позже к ним присоединился О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич.

Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.

Особенности акмеизма: Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления; Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы; Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений; Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм; Идеализация чувств первозданного человека (Адама); Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму); Изображение предметного мира, земной красоты.

В отличие от символизма, который, по мнению многих литературных исследователей, имеет неоспоримые сходства с музыкальным искусством (подобно музыке он также загадочен, многозначен, может иметь большое количество трактований), творчеству акмеизма более близки такие пространственные трехмерные направления в искусстве как архитектура, скульптура или живопись.

В 1913 году в журнале «Аполлон» появляются статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», в которых впервые появляется термин «акмеизм», описываются его основные особенности.

В этих статьях, являющихся своеобразной программой движения акмеистов, провозглашались его главный гуманистический замысел – возрождение у людей новой жажды к жизни, возращение ощущения её красочности и яркости.

Печатались статьи Анны Ахматовой, Михаила Зенкевича, Георгия Иванова, Елизаветы Кузьминой – Караваевой.

Их стихи очень легки для понимания, слухового восприятия и запоминания, ведь сложные вещи в их талантливом описании становятся простыми и понятными для каждого из нас.

Стихи, отличающиеся структурой, характером, настроением и другими творческим особенностями были предельно конкретны, доступны пониманию читателей, как того и требовала школа акмеизма, и не вызвали после их прочтения дополнительных вопросов.

Уникальной особенностью такого литературного направления как акмеизм является то, что зародился он и получил развитие исключительно на территории России, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии начала ХХ века.

Эта гениально простая своеобразная «материализация» чувств и переживаний главного лирического героя обладает огромной силой воздействия и становится понятной и доступной каждому читателю.

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеисты

Номер материала: ДБ-1310706

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеисты

Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида

Время чтения: 1 минута

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеисты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеисты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеисты

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеисты

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеисты

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какие выразительные средства используют акмеисты

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. У символистов ничего подобного не было: попытки Брюсова воссоединить собратьев оказались тщетными. То же наблюдалось у футуристов — несмотря на обилие коллективных манифестов, которые они выпустили. Акмеисты, или — как их еще называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». А начало новому течению (что в дальнейшем стало едва ли не «обязательным условием» возникновения в России новых поэтических групп) положил скандал.

Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма. Надежда Мандельштам так описывает этот случай: «„Блудный сын“ Гумилева был прочитан в „Академии стиха“, где княжил Вячеслав Иванов, окруженный почтительными учениками. Он подверг „Блудного сына“ настоящему разгрому. Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья Гумилева покинули „Академию“ и организовали „Цех Поэтов“ — в противовес ей».

А через год, осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально, но и идейно отделиться от символистов. Они организовали новое содружество, назвав себя «акмеистами», т. е. вершиной. При этом «Цех поэтов» как организационная структура сохранился — акмеисты остались в нем на правах внутреннего поэтического объединения.

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского. В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир „соответствиями“, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».

Однако, как отмечает Т. Скрябина, «впервые идея нового направления была высказана на страницах „Аполлона“ значительно раньше: в 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале со статьей „О прекрасной ясности“, предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным откровениям символистов, „непонятному и темному в искусстве“ Кузмин противопоставил „прекрасную ясность“, „кларизм“ (от греч. clarus — ясность). Художник, по Кузмину, должен нести в мир ясность, не замутнять, а прояснять смысл вещей, искать гармонии с окружающим. Философско-религиозные искания символистов не увлекали Кузмина: дело художника — сосредоточиться на эстетической стороне творчества, художественном мастерстве. „Темный в последней глубине символ“ уступает место ясным структурам и любованию „прелестными мелочами“». Идеи Кузмина не могли не повлиять на акмеистов: «прекрасная ясность» оказалась востребованной большинством участников «Цеха поэтов».

Другим «предвестником» акмеизма можно считать Ин. Анненского, который, формально являясь символистом, фактически лишь в ранний период своего творчества отдал ему дань. В дальнейшем Анненский пошел по другому пути: идеи позднего символизма практически не отразились на его поэзии. Зато простота и ясность его стихов была хорошо усвоена акмеистами.

Спустя три года после публикации статьи Кузмина в «Аполлоне» появились манифесты Гумилева и Городецкого — с этого момента принято вести отсчет существованию акмеизма как оформившегося литературного течения.

Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». С ней был солидарен О. Мандельштам, считавший, впрочем, что и шесть — перебор: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний…» Мандельштам объяснил, что Городецкого «привлек» Гумилев, не решаясь выступать против могущественных тогда символистов с одними «желторотыми». «Городецкий же был [к тому времени] известным поэтом…». В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г. Адамович, Н. Бруни, Нас. Гиппиус, Вл. Гиппиус, Г. Иванов, Н. Клюев, М. Кузмин, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, В. Хлебников и др. На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.

Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев — Ахматова — Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

«Символизм угасал» — в этом Гумилев не ошибся, но сформировать течение столь же мощное, как русский символизм, ему не удалось. Акмеизм не сумел закрепиться в роли ведущего поэтического направления. Причиной столь быстрого его угасания называют, в том числе, «идеологическую неприспособленность направления к условиям круто изменившейся действительности». В. Брюсов отмечал, что «для акмеистов характерен разрыв практики и теории», причем «практика их была чисто символистской». Именно в этом он видел кризис акмеизма. Впрочем, высказывания Брюсова об акмеизме всегда были резкими; сперва он заявил, что «…акмеизм — выдумка, прихоть, столичная причуда» и предвещал: «…всего вероятнее, через год или два не останется никакого акмеизма. Исчезнет самое имя его», а в 1922 г. в одной из своих статей он вообще отказывает ему в праве именоваться направлением, школой, полагая, что ничего серьезного и самобытного в акмеизме нет и что он находится «вне основного русла литературы».

Однако попытки возобновить деятельность объединения впоследствии предпринимались не раз. Второй «Цех поэтов, основанный летом 1916 г., возглавил Г. Иванов вместе с Г. Адамовичем. Но и он просуществовал недолго. В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней попыткой Гумилева организационно сохранить акмеистическую линию. Под его крылом объединились поэты, причисляющие себя к школе акмеизма: С. Нельдихен, Н. Оцуп, Н. Чуковский, И. Одоевцева, Н. Берберова, Вс. Рождественский, Н. Олейников, Л. Липавский, К. Ватинов, В. Познер и другие. Третий «Цех поэтов» просуществовал в Петрограде около трех лет (параллельно со студией «Звучащая раковина») — вплоть до трагической гибели Н. Гумилева.

Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.

В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением маргинальным. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Источник

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеистыvladis_baxman

Carpe diem

27. Акмеизм. Общая характеристика. Участники.

Название «акмеизм» произошло от греч. “акме”- остриё, вершина.
Теоретическая основа – статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Акмеисты: Н.Гумилёв, А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин.

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

Эстетика акмеизма:
— мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;
— надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;
— источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
— в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:
1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
2) традиции Рабле в воспевании тела;
3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;
4) традиции Готье в воспевании силы искусства.

Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Отличительные черты акмеизма:
— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);
— лирический сюжет и изображение психологии переживания;
— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

Источник

Тема урока: «Акмеизм. Николай Степанович Гумилев (1886-1921). Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеисты

какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть фото какие выразительные средства используют акмеисты. Смотреть картинку какие выразительные средства используют акмеисты. Картинка про какие выразительные средства используют акмеисты. Фото какие выразительные средства используют акмеисты

Содержимое разработки

Тема урока: «Акмеизм. Николай Степанович Гумилев (1886-1921). Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».

Цели: 1. Познакомить с понятием «Акмеизм», биографией и творчеством поэта Н.С.Гумилёва; расширять кругозор учащихся; 2. Развивать умение ставить цели, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы; развивать умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; (метапредметные результаты); развивать навык анализа стихотворения; развивать творческое мышление; развивать навык художественного чтения, формировать и развивать умение анализа и оценивания своего выступления и ответов других учащихся, развивать способность аналитического мышления, развивать навык самоконтроля; (предметные результаты). 3. Совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитывать чувства любви к Отечеству, уважительное отношение к русской литературе; (личностные результаты); пробудить интерес к уникальной личности поэта, показать ее многогранность; выявить эстетическое воздействие поэзии Гумилева; формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста, воспитывать внимательность, наблюдательность, воспитывать уважение и внимательное отношение к работе других учащихся, продолжать работу по формированию коммуникативных навыков.

Используемые технологии: технология критического мышления.

Методические приёмы: приёмы «Кластер», «Синквейн», «Верные – неверные утверждения»

Оборудование: презентация, портрет Николая Гумилева, карточки со стихотворениями Николая Гумилева.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный этап. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас открытый урок. Все мы очень волнуемся, но я думаю, что всё пройдёт у нас успешно. Сегодня мы продолжаем говорить о поэзии Серебряного века.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Акмеизм. Николай Степанович Гумилев (1886-1921). Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».

Ребята, как вы думаете, важна для нас эта тема? Почему? (Русский человек должен знать русскую историю, историю русской литературы, потому что, зная прошлое, мы можем изменить своё будущее, не допустить ошибок, которые допускали наши предки; мы должны знать русскую литературу, т.к. это часть русской культуры, нам это нужно, чтобы стать культурными и образованными людьми; каждый человек должен уважительно относиться к русской литературе, если он настоящий гражданин своей Родины, патриот России).

— Ребята, какую тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке? (мы с вами начали знакомство с поэзией Серебряного века, поэтами-символистами).

Давайте вспомним, с какими историческими событиями связан этот период развития русской литературы? (В начале 20 века политическая ситуация дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной (1904-1905) и экономическим кризисом. События первой русской революции (1095-1907) поставили Николая II перед необходимостью определения концепции дальнейшего государственного развития России).

— Изменения произошли и в русской литературе. Какие?

Что такое символизм? (Это литературное течение (направление) в поэзии Серебряного века. Символизм возник во Франции и связан с именами поэтов Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.)

— Каких русских поэтов-символистов вы знаете? (В.Брюсов, Вяч. Иванов, А.Белый, А.Блок)

II. Итак, сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним течением поэзии Серебряного века и поговорим о замечательном поэте-акмеисте Николае Степановиче Гумилеве.

(Запись темы урока, постановка ребятами целей урока)

Самое главное об акмеизме отразите в таблице, которую мы с вами начали заполнять на прошлом уроке, когда говорили о символизме. В этом вам поможет презентация.

( Слайд 5.) Период существования акмеизма пришёлся на период расцвета Серебряного века. День рождения акмеизма можно определить по позднейшим воспоминаниям А.Ахматовой: «12 марта 1912 года на одном заседании Цеха поэтов акмеизм был решён».

Позднее Осип Мандельштам на вопрос «Что такое акмеизм?» дал краткий и точный ответ: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре».

Это литературное направление оставило заметный след в истории русской культуры. Достаточно назвать имена А.Ахматовой и О.Мандельштама – поэтов, во многом определившим судьбу русской поэзии 20 века, чтобы понять значение акмеизма как литературной школы.

(Слайд 6.) Лидерами и теоретиками акмеизма стали Н.Гумилёв и Сергей Городецкий. В начале своего творческого пути идеи акмеизма разделяли А.Ахматова, М.Кузмин, О.Мандельштам. Программа акмеистов излагалась в декларациях и манифестах «Наследие символизма и акмеизм» (Н.Гумилёв, 1913), «Утро акмеизма» (О.Мандельштам, 1913). Печатались акмеисты в основном в журналах «Аполлон» и «Гиперборей».

(Слайд 7.) Статья Н.Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» начиналась «революционным» заявлением: «Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает. На смену символизма идёт новое направление…»

«Капитаны» Николай Гумилев

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь….

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

— Итак, ребята, что вы записали в таблицу? (поэтов-акмеистов, особенности акмеизма, какие?)

Яркий представитель поэтов русского «серебряного века», переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.

— Анна Ахматова описала Гумилёва в строках своего стихотворения. (Слайд 8).

— Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?

/Любовь к возвышенному («за вечерней пение»), экзотическому («белых павлинов»), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий («стертые карты Америки»)? /

Знакомясь сегодня с творчеством Н. Гумилева, мы с вами сможем убедиться, насколько верно это замечание Ахматовой.

— Каким предстает лирический герой Гумилева? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока

Просмотр презентации по творчеству Н. Гумилева, сопровождающейся лекцией учителя.

Учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

Учитель. В жизни и смерти Н.С. Гумилёва, в его стихах, взглядах, поступках нет ничего случайного. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам её складывал, как складывают книгу. (Слайд 9) Давайте вместе прикоснёмся к страницам таинственной книги под названием «Страна Н.С. Гумилёва», страна, в которой «только усталый достоин молиться Богам, только влюблённый – ступать по весенним лугам». Мы представим вам некоторые страницы этой книги, а вы слушайте, конспектируйте и заполняйте кластер (Слайд 10)

Н.С. Гумилёв родился в семье корабельного врача Степана Яковлевича, отличавшегося упорством в достижении цели и необыкновенным трудолюбием, и Анны Ивановны, представительнице рода князя Милюка Родился ночью, в Кронштадте, 3(15) апреля 1886 года, в часы шторма. Старая нянька, глядя на разыгравшуюся бурю, простодушно увидела в том некий своеобразный знак, сказав, что у родившегося «будет бурная жизнь». Она оказалась права.

(Слайд 12) Гумилёв вопреки застенчивости старался быть раскрепощённым. Вопреки слабостям и болезням верховодил, завоёвывая право на первенство. Вопреки неуклюжести и некрасивости… По вечерам закрывал дверь и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. «Я твёрдо верил, что могу силой воли переделать свою внешность».

Читать он выучился довольно поздно: в 6 лет, но уже к 12 годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья и знакомые. С тех пор его комната стала наполняться книгами. Чтение становится любимым занятием, любимым писателем – Пушкин, любимой наукой – наука о литературе.

Начитанность и образованность его были удивительны, современники отмечают, что, казалось, не было таких вещей, о которых он ничего не знал, начиная от французского сыра или итальянских вин и кончая сложнейшими философскими вопросами. Немногими словами он мог очертить любую историческую эпоху так, что слушателю казалось, будто он сам побывал в том времени.

(Слайд 13) Детство Гумилёва прошло в Царском Селе, дома получил начальное образование. В 1895 году поступил Петербургскую гимназию. Затем семья переехала в Тифлис, и будущий поэт продолжил обучение в местной гимназии. Стихи начал писать с двенадцати лет. С 1903 года семья Гумилёвых окончательно поселилась в Царском Селе, и Николай поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии.

Странно, но в гимназиях, в том числе и Царскосельской, директором которой был И.Анненский, учился не совсем хорошо, не закончил курса ни Сорбонны, ни Петербургского университета – и в это тоже трудно поверить, настолько не похож на недоучку автор классических «Писем о русской поэзии», блистательный переводчик, историк и теоретик искусства, знаток не только европейской, но и африканской, и восточных культур.

Страница вторая (слайд 14)

Учитель. Ещё мальчишкой он увлекался зоологией и географией, а когда читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Он бредил «Музой Дальних странствий».

(Слайд 15) В 1906 году Н.С. Гумилёв совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне, затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия, Африка. Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами. Однажды в пути караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гуссейну. Николай Степанович заинтересовался и отправился к жилищу пророка. Гуссейн принял европейцев с почётом, позволил всё осмотреть. Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных муках, и никто не смел протянуть ему кусок лепёшки или подать стакан воды. В этом месте валялось много черепов, костей. Как только ни отговаривал Гумилёва племянник, он всё-таки решил пролезть между камнями. Всё закончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал ещё что-нибудь проверить.

(Слайд 16) Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, о чём это стихотворение, какова его главная мысль?

Чтение учащимся наизусть стихотворения «Рыцарь счастья»

Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью недоволен,
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придет, я расскажу ему
Про девушку с зелеными глазами,
Про голубую утреннюю тьму,
Пронзенную лучами и стихами.

Пусть он придет! я должен рассказать,
Я должен рассказать опять и снова,
Как сладко жить, как сладко побеждать
Моря и девушек, врагов и слово.

— Какова главная мысль стихотворения «Рыцарь счастья»? (Именно борьба и преодоление способны сделать жизнь прекрасной. Автор предстает перед читателями в образе настоящего рыцаря, готового любой ценой сохранять в мире счастье, защищать его, доносить до других это ощущение. Сам поэт счастлив уже тем, что существует в этом мире. Он чувствует себя героем, ощущает огромную силу, заложенную в нем).

Страница третья (слайд 18)

Учитель: Для него словно не существовало несбыточного.

Из воспоминаний Анны Горенко.

(Слайд 20, 21) Затем появилось прекрасное стихотворение «Соединение». Постарайтесь понять чувства лирического героя. Какие моменты личной жизни поэта отражены в этом стихотворении?

Чтение наизусть стихотворения «Соединение»

Луна восходит на ночное небо
И, светлая, покоится влюбленно.

По озеру вечерний ветер бродит,
Целуя осчастливленную воду.

О, как божественно соединенье
Извечно созданного друг для друга!

Но люди, созданные друг для друга,
Соединяются, увы, так редко.

— Что чувствует лирический герой? (Грусть оттого, что любящие друг друга люди не всегда могут быть вместе)

— Какие моменты личной жизни поэта отражены в стихотворении? (разлука с женой).

Страница четвёртая (слайд 22)

В детстве он любил играть оловянными солдатиками: придумывал сложные военные операции, обучал солдат храбрости и бесстрашию. А 24 августа 1914 года записался добровольцем в Действующую армию. Как воевал? О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было, пожалуй, другое: он, человек, привыкший к комфорту, безропотно сносил все тяготы похода: ему приходилось не есть по нескольку дней, стаскивать сапоги с распухших ног, разрезая голенища.

(Слайд 23, 24) Отразились ли эти факты биографии в творчестве Гумилёва, вы узнаете, прослушав стихотворение «Наступление». Чтение стихотворения «Наступление»

«Наступление» Николай Гумилев

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

— Какие факты биографии поэта отражены в тексте стихотворения? Какова тема стихотворения «Наступление»?

(Гумилёв был участником Первой мировой войны. Тема войны, защиты Родины. Поэт действительно шокирован не только размахом военных действий, но и тем фактом, что каждый день на его глазах погибают десятки людей)

(Слайд 25) Учитель. 24 декабря 1914 года он был награждён Георгиевским крестом четвёртой степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведён в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1915 года представлен ко второму Георгиевскому кресту и произведён в прапорщики. Георгиевскими крестами награждали только за особое мужество и бесстрашие.

Страница пятая (слайд 26)

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Потонувшей в густом плюще

(Слайд 27) Гумилёв был расстрелян в августе 1921 года, как утверждалось долгие годы – за участие в контрреволюционном Таганцевском заговоре. Сейчас установлено, что преступление Гумилёва заключалось в том, что он не донёс органам советской власти о предложении ему вступить в заговорщицкую организацию. Один из чекистов, участвующих в расстреле, сказал: «Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько минут до казни попросил папиросу, стоял улыбаясь».

Первичная проверка понимания

— Итак, мы побывали с вами в загадочной стране, «Стране Н. Степ. Гумилёва». Ваше понимание личности хозяина этой страны представьте в кластере. (2 минуты)

— Итак как вы представили личность Н.С.Гумилёва?

(Слайд 29) Пример кластера: Н.С. Гумилёв (поэт, воин, книголюб, путешественник, человек несгибаемой воли, человек чести)

(Слайд 30) А сейчас мы продолжим развитие навыка анализа лирического произведения. Дома вам надо было подготовить выр. чтение и анализ стихотворения «Жираф»

Прослушивание стихотворения «Жираф»

«Жираф» Николай Гумилев

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

(Слайд 31) Анализ стихотворения.

— Какова история создания стихотворения «Жираф»? (Стихотворение «Жираф» было написано после очередного путешествия в 1907 году, поэт с затаённым волнением делится со своей собеседницей впечатлениями, которые произвела на него Африка. Картина, которую он мастерски рисует в стихотворении, действительно завораживает – зелёный оазис, прохладное и кристально чистое озеро Чад, на берегу которого бродит диковинное животное – жираф. У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Н.Гумилёва предпринимать фантастические экспедиции на самые отдалённые континенты).

— Какова тема стихотворения? ( Тема любви. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей).

— Почему стихотворение о любви называется «Жираф»? (Открытый поэтом мир настолько притягателен и необычен, что Н.Гумилёв готов убедить и себя, и свою собеседницу в том, что это и есть настоящий рай. Красивая мечта, дающая надежду на счастье, настолько хороша, что автор пытается вовлечь в неё близкого человека, чтобы хоть немного скрасить унылое и безрадостное существование той, которую он любит. Мифический жираф – это символ другого мира, полного загадок и неизъяснимого очарования)

Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

— Где происходит действие? Как оно происходит?

— Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

— Кто ведет повествование?

— Каким вы представляете его себе?

(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).

Что можно сказать о героине?

(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)

— Как вы считаете, рассказ героя выдумка?

(Но это не выдумка, а воспоминание человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины. Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебен. Герой преображает и без того прекрасную реальность.

Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что «много чудесного видит земля», и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от «тяжёлого тумана», который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.

Что можно сказать о композиции стихотворения?

(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о «рае на Земле», чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному).

С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?

Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы».

Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, «вдали он подобен цветным парусам корабля», «и бег его плавен, как радостный птичий полёт».

(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)

— Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

Подведение итогов урока.

— Вернемся к вопросу, поставленному в начале лекции. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос:

Каким предстает лирический герой Гумилева?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *