какие главные перемены произошли в россии при петре
Реформы Петра 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.
В чем состояла реформа центрального управления
Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.
Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.
Сенат и его функции
На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.
Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.
Все ранги делились на следующие категории:
Областная реформа
Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:
Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.
Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.
Реформа городского управления
Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.
Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.
Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.
Церковная реформа
Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.
Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:
Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.
Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.
Значимость петровских преобразований
Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.
В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:
Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.
Петр I, царь-реформатор, царь-революционер, при котором Россия получила статус империи, с первых дней своего правления не был похож на предшественников.
Предпосылки реформ Петра I, изменивших Россию
Последний русский царь и первый российский император Петр Алексеевич Романов своей неиссякаемой энергией, властными, решительными действиями, по меткому выражению Александра Сергеевича Пушкина, «Россию поднял на дыбы». Но таких радикальных преобразований могло бы и не случиться, если бы не предшественники государя, его батюшка, Алексей Михайлович Тишайший, и единокровный брат, Федор Алексеевич. Именно они стали зачинателями «славных дел» Петра и подготовили почву для новой России.
Принято считать, что в годы петровских преобразований произошла европеизация страны. Между тем влияние иностранцев усилилось еще при Алексее Михайловиче. Именно при нем в Россию стали приезжать заграничные военнослужащие, врачи и аптекари. В Москве в 1652 году, согласно царскому указу, была создана Новонемецкая слобода для иноземцев.
Немаловажное значение для будущих великих преобразований имели и первые реформы Алексея Михайловича по западному образцу. В русской армии служили полки нового строя, мастеров из Голландии приглашали для строительства первого русского парусного корабля «Орел».
Также при батюшке Петра I по европейскому подобию было проведено реформирование налоговой системы. Так появились косвенные налоги на соль и табак.
Самым видным преобразователем эпохи Алексея Михайловича Тишайшего был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Именно с его легкой руки увеличено число стрельцов, установлена рекрутская повинность и создана постоянная армия.
Указом 1667 года царь отменил привилегии иностранным компаниям и ввел льготы для российских купцов.
Алексей Михайлович Тишайший, 1670−1680 гг. Источник: 100knig.com
Наследник «Тишайшего» государя, Федор Алексеевич, ввиду слабого здоровья в государственных делах самостоятелен не был. Однако и ему удалось совершить ряд важных преобразований: в 1682 году было отменено местничество, существенно изменились придворный быт и мода, при Заиконоспасском монастыре появилась Типографская школа, ставшая предтечей Славяно-греко-латинской академии.
Таким образом, старт великим петровским реформам был дан еще в середине XVII века. Молодому государю, в 1682 году вступившему на русский престол, предстояло довести задуманное его предшественниками до логического завершения — опять же, вспоминая Пушкина, «в Европу прорубить окно».
Начало правления Петра I: время перемен
В 1696 году после смерти брата Ивана Алексеевича Петр стал единоличным правителем. С юных лет общавшийся с иноземцами, он понял, что первостепеннейшее значение для России имеет выход к Черному и Балтийскому морям. Решив начать борьбу с южных рубежей, весной 1695 года молодой государь предпринял первый Азовский поход.
Атака турецкой крепости потерпела фиаско. Год спустя Петр решился на повторную осаду. В итоге крепость пала. Благодаря этой победе Россия вышла к южным морям. Правда, закрепиться на новых рубежах было для нее делом проблематичным — требовались союзники.
Весной 1697 года Петр, назвавшись Петром Михайловым, отправился в Европу в составе Великого посольства, первостепенной целью которого был поиск союзников для борьбы с Османской империей. Но и для самого царя дипломатическая миссия в Европу имела большое значение.
Петр изучил военную науку и корабельное дело, познакомился с жизнью и порядками европейских государств. Кроме того, в ходе Великого посольства он изменил главное направление внешней политики России с южного на северное. Вместо соратников против Турции он нашел единомышленников против Швеции.
Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Источник: ru. wikipedia.org
Реформы управления Петра I
Вернувшись из европейского турне, Петр не только начал вести активную подготовку к Северной войне, но и приступил к осуществлению преобразований. Видя необходимость создания особого органа государственного управления, он весной 1711 года учредил Правительствующий сенат, который состоял из 9 ближайших к нему сановников. Созданное царем учреждение хотя и имело законосовещательные, судебные и контролирующие полномочия, государя не заменяло и власть его не ограничивало.
Одновременно с Сенатом была учреждена должность фискалов, в обязанность которым вменялись сыск и надзор за ворами и взяточниками. В 1722 году под контроль попала и деятельность самого Сената. Эта работа была поручена Павлу Ивановичу Ягужинскому, получившему должность генерал-прокурора, «ока государева».
В 1718 году на смену приказам пришли коллегии (всего их при Петре I было 13), которые подчинялись Сенату и имели четкое разделение функций. Такая система управления была заимствована у Швеции.
Реформа в сфере государственного правления не оставила в стороне и местные учреждения. Административно-территориальное деление страны полностью трансформировалось. Уезды сменились губерниями во главе с губернатором или генерал-губернатором, наделенным всей полнотой судебной и административной власти.
В дальнейшем губернии стали выполнять роль военных округов, а территорию страны разделили на провинции. Коснулись преобразования и управления городами. Еще в 1699 году в Москве была учреждена Бурмистерская палата, в подчинении которой находились земские избы всех городов. Впоследствии Бурмистерскую палату переименовали в Ратушу, а в 1718 году она стала Коммерц-коллегией.
Реформы Петра изменили положение дворян. В 1714 году государем был подписан указ о единонаследии, согласно которому все недвижимое имущество дворянина мог наследовать только один его сын. Данное постановление уровняло вотчину и поместье, а также заставило молодых дворян, оставшихся без отцовской земли, поступать на военную или государственную службу, где карьера теперь зависела не от происхождения, а от заслуг.
Табель о рангах, принятый Петром в 1722 году, определил разделение гражданской и военной службы на 14 классов. Для того чтобы получить статус потомственного дворянина, необходимо было дослужиться до 8 ранга.
Экономическая политика Петра I
Существенные сдвиги произошли в экономике. Почти половина всех предприятий при Петре I открывалась на государственные средства. Купцы, занимавшиеся строительством заводов, получали значительные привилегии: освобождались от военной службы, уплаты налогов и пошлин на заграничные товары. В то же время фабрикантов часто обязывали арендовать у государства убыточные предприятия и заниматься их развитием, гарантируя при этом обеспечить хороший сбыт продукции посредством госзаказов.
Развитие флота послужило причиной введения новой повинности, заключавшейся в постройке кораблей землевладельцами. Были организованы их объединения — кумпанства, которые в 1700 году упразднены и заменены единым государственным налогом.
В 1719 году была обнародована Берг-привилегия — документ, по которому любой человек имел право добывать полезные ископаемые при условии уплаты горной подати государству и владельцу земли. Так были открыты крупные месторождения торфа, каменного угля, горного хрусталя и селитры.
Развитие и становление промышленности требовало наличия большого количества рабочей силы. Квалифицированных мастеров Петр приглашал из-за границы, суля им выгодные условия и привилегии. Отправляя молодых дворян на обучение за рубеж, открывая при мануфактурах технические школы и ремесленные училища, он обзаводился собственными грамотными кадрами.
Согласно указу 1703 года, крепостных или черносошных крестьян закрепляли за мануфактурами для работы в счет государственной подати. Эти крестьяне получили название приписных. Другая категория — посессионные крестьяне — покупалась купцами-фабрикантами и прикреплялась к мануфактуре навечно, без права продажи.
В.А. Серов. Петр 1, 1907 год. Источник: performance360.ru
Активное развитие получила торговля. Указом 1718 года купцам было запрещено вести коммерческую деятельность с иностранцами через Архангельск. Так Петербург стал главным портом страны. Большим спросом на Западе пользовались российский лес, смола, пенька, железо и медь.
Протекционистская политика Петра I, поддерживавшая отечественного производителя, привела к снижению импорта. В 1724 году введен таможенный тариф и установлены высокие пошлины на иноземную продукцию, которая могла выпускаться или выпускалась в Российской империи.
Успешно развивалась внутренняя торговля. Главным видом транспорта внутри страны стал речной. Поэтому при Петре I были построены Волго-Донской, Ладожский, Вышневолоцкий каналы и канал Москва — Волга.
Также обогащению государства способствовала налоговая реформа. С 1724 года с каждой души мужского пола, исключая дворян и духовенство, взималась подушная подать. Для учета налогоплательщиков была проведена «ревизия» населения. Помимо прямого налога существовало почти полсотни косвенных: конская, банная, рыбная подати и всем известный налог на бороду.
Церковная реформа Петра I
Петровские преобразования не обошли стороной и духовенство — важнейшее сословие XVIII века. Считая, что церковь должна воспитывать мирян, содержать школы, богадельни и, самое главное, подчиняться государству, Петр после кончины патриарха Адриана в 1700 году распорядился нового главу духовенства не выбирать. Вместо этого он учредил должность Патриаршего местоблюстителя, которую занял митрополит Стефан Яворский.
Год спустя из-под пера государя вышел указ, который восстановил Монастырский приказ и передал под его контроль церковные землевладения и значительную долю доходов с них. Также в ведении Приказа находилось решение вопросов монашества и назначение настоятелей в обители.
В январе 1721 года Петр обнародовал «Духовный регламент» — его общее «детище» с архиепископом Феофаном Прокоповичем. Согласно этому документу, патриаршество упразднялось, дела церкви поручались Святейшему Синоду, члены которого назначались лично государем.
Не считая других обязанностей, священникам теперь было предписано вести метрические книги, выявлять беглецов и доносить в вышестоящие органы на государственных преступников, открывшихся на исповеди.
«Регламент духовный», 1721 год. Источник: ru. wikipedia.org
Определенную терпимость проявил Петр в отношении старообрядцев и представителей иных конфессий. Раскольники перестали преследоваться судом, однако обязывались платить налоги в двойном размере и носить особое одеяние. Полную свободу веры получили от российского государя приезжавшие в страну иностранцы. В России возводили кирхи, костелы, католические храмы. Дал Синод добро и на межконфессиональные браки.
Социальное и национальное движение и оппозиция реформам
Преобразования Петра тяжелой ношей легли на плечи простого люда. Высокие налоги, рекрутская повинность, основание новой столицы, строительство фортов и каналов, принудительное введение заграничных порядков — все это подтолкнуло народные массы к решительным действиям.
Первый бунт вспыхнул в Астрахани. В 1705 году местный поборщик-воевода, следуя царскому указу, стал силой рубить горожанам бороды и укорачивать платья. Для стрельцов, купцов и прочего посадского люда это стало последней каплей. Ночью они напали на Астраханский кремль, казнили воеводу и несколько сотен служилых людей, конфисковали их имущество и даже запланировали поход на Москву. Петр бросил на подавление восстания несколько тысяч человек. Нормализовать обстановку удалось только в 1706 году.
Причинами следующего восстания стали петровский указ о сыске беглых крестьян и попытка царя ограничить казачье самоуправление. Возглавил мятеж донской атаман Кондратий Афанасьевич Булавин. Летом 1707 года он уничтожил головной отряд государя, однако закрепить победу ему не удалось. Разбитый войсковым атаманом, Булавин бежал в Запорожскую Сечь. Укрепив и пополнив силы, повстанцы завладели Черкасском, потом, разделившись, двинулись на Саратов, Изюм и Азов. Потерпев поражение под последним, Булавин вернулся в Черкасск, где, согласно одной из версий, был убит.
Смерть предводителя не остановила мятежников. Крестьянские волнения не прекращались еще несколько лет. Против государя-реформатора и его указов поднимались раскольники, башкиры, заводские крестьяне и работники мануфактур. Знать тоже не была в восторге от царских новшеств, разрушивших привычный уклад жизни.
Н.Н. Ге. Петр 1 допрашивает царевича Алексея, 1871. Источник: ru. wikipedia.org
С вступлением Петра на российский престол его оппозиция примкнула к царевне Софье. После заточения ее в монастырь противники государевых преобразований стали группироваться вокруг его первенца, царевича Алексея. После того как последний погиб в застенках Петропавловской крепости при невыясненных обстоятельствах, Петр ввел указ о престолонаследии. Однако сам им воспользоваться не успел.
Реформы Петра I
«То академик, то герой,
то мореплаватель, то плотник,
он всеобъемлющей душой
на троне вечный был работник».
А.С.Пушкин
XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени, когда происходило разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой, что и получило название «модернизации». Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Реформы Петра Великого были нужны для тогдашней России, которая плелась в хвосте европейских государств, была отсталой, в сущности, азиатской страной. Но самое главное: в конце XVII века Россию поразил системный кризис. Черты его заметны во всех сферах жизни русского общества, это:
1. Экономическое и научно-техническое отставание от стран Западной Европы. В России фактически отсутствовала собственная промышленность. Страна полностью зависела от импорта: ввозили самые разные товары, а вывозили исключительно сырье. Отсутствовал общегосударственный рынок, а региональные связи не были толком налажены. Не было полноценного выхода к морю. У России был только один порт — в Архангельске, где внешняя торговля была исключительно сезонной, и был всего один путевой корабль, который был построен голландцами при царе Алексее Михайловиче на Оке, в Дединово. Однако судьба его оказалась печальной — спущенный по Волге до Астрахани, он так и сгнил в одном из протоков Волги.
2. Кризис военного дела. Малоподвижная русская армия таскала с собой огромные деревянные щиты, из которых солдаты собирали «гуляй-город» и сидели в нем, отбиваясь от неприятеля. Не было ни одной маломальской продуманной наступательной операции или четко организованного сражения. Поместная система, лежавшая в основе организации армии со времен Ивана Грозного, изжила себя. Время, когда помещик-воин со своими боевыми холопами являлся в армию «конно, людно и оружно», безвозвратно прошло. Помещики были незаинтересованны служить «с земли» что вело к распаду традиционной системы службы, основанной на иерархии поместных окладов. В то же время в провинции активные раздачи земель московским чинам приводили к разрушению уездного служилого города — военно-служилой организации уездного дворянства, бывшей важным элементом при формировании полков на войне. «Новоманирные» полки, созданные по западноевропейскому образцу еще со времён Михаила Федоровича терпели поражения наряду с дворянской конницей, так как основа их обеспечения была, помимо денежного жалованья, все та же — поместье, да и в солдаты шли, как правило, обедневшие дети боярские. Привилегированные стрелецкие полки прошли свой собственный путь к упадку. Их усердное занятие торговлей влияло на боеспособность, а распространение преторианских настроений превращало в опасный инструмент политической борьбы.
3. Таким образом, в основе военного кризиса находился серьезнейший социальный кризис — недееспособной оказалась не только армия, но и вся система служилых чинов, которые, собственно, эту армию и составляли. У Петра даже не было необходимости разрушать старую чиновную систему — к концу ХVII века она окончательно выродилась и быстро распадалась.
4. Отсталым казалось и государственное устройство тогдашней России: архаичная Боярская дума, наполненная напыщенными представителями древних родов, а также родственниками царей и цариц, мало что решала — всем заправляли «ближние люди», влиятельные фавориты, «лежавшие на ухе» государя и думавшие только о собственном благополучии. Они ведали подчас десятками центральных учреждений — приказов с их расплывчатыми компетенциями и примитивным делопроизводством. Государство жило не просто без бюджета, но даже без примитивной сметы текущих доходов и расходов! Страна величиной с современную Россию делилась на огромные уезды, во главе которых сидели воеводы — своеобразные удельные князьки, целью которых являлось преимущественно личное обогащение.
5. Экономическая слабость, государственная немощь, очевидный кризис военного дела непосредственно сказывались на международном престиже страны. Он был, если так можно выразиться, предельно низким. В преамбуле Вестфальского мирного договора, завершившего в 1648 году общеевропейскую Тридцатилетнюю войну, перечислялись все страны Европы, и Россия была упомянута в конце списка европейских стран, наряду с Валахией — турецким вассалом. До 1700 года Россия всё ещё платила «выход» («тыш»), то есть дань, крымскому хану, который и сам являлся данником Османской империи.
6. Наряду с этими проблемами имел место тяжелейший кризис русского мировосприятия и мироощущения. В середине XVII века в России произошло то, что названо точным термином «раскол». За событиями, связанными с церковными реформами патриарха Никона, скрывались серьезные проблемы не только Русской православной церкви, но и православного средневекового сознания в целом.
8. С 1682 года Россия вверглась в пучину смуты, нестабильности, острого династического кризиса, порожденного борьбой двух группировок — детей и родственников первой покойной жены царя Алексея Михайловича (Марии Милославской) и клана, образовавшегося вокруг второй жены Алексея Михайловича — Наталии Нарышкиной.
Выходом из этого затянувшегося кризиса и стали Петровские реформы. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I.
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715, и с 1715 по 1725 гг.
Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность, прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.
Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственной регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.
Что же касается темпов преобразований, то они зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других.
Петровские реформы коснулись всех сфер жизни. В частности они подразделяются на: социальные, военные, административные и государственные, финансовые, экономические, церковные, а также в области культуры, науки и просвещения. Остановимся более подробно на каждом из них.
1. В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.
Служилое сословие, дворяне, после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, а выходцы из недворянских сословий могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней стал определяться изданным в 1722 «Табелью о рангах». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы. Нужно отметить, что поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге.
Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать. Это сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов.
Реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров, которые должны были составлять ратушу. Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты, которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан. Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией.
2. До военной реформы Петра I солдаты регулярных полков совмещали службу с торговлей, ремеслом и другими подобными занятиями. Жили они, как правило, с семьями. После реформы роль регулярных полков ещё возросла. Дворянские ополчения исчезли окончательно. Армии стали постоянными и не распускались после военных кампаний. Нижние их чины теперь не вербовались, время от времени из наёмных добровольцев, а пополнялись планомерно набираемыми в определённые сроки рекрутами из податных сословий. Солдаты войск Петра I полностью отрывались от семей и всяких иных занятий, кроме военного. Казачество до Петра I было «вольным союзником» Московского государства, служившим по временным договорам, но после усмирения Булавинского бунта и на него была наложена обязанность поставлять чётко установленное количество войск.
Петром I был создан большой флот: 48 кораблей и до 800 галер с 28 тысячами экипажа. В регулярных полках к концу царствования Петра числилось по итогам военной реформы до 212 тысяч солдат.
3. Боярская дума при Петре I окончательно потеряла значение органа влиятельной высшей аристократии. Петр решал все дела с узким кругом приближённых – в большинстве¬ незнатных выходцев и даже иностранцев. Рухнула и система прежних многочисленных, мало упорядоченных приказов.
Одной из важнейших административных реформ Петра I было учреждение в 1711 нового высшего государственного органа – Правительствующего Сената. Члены Сената назначались государём, и считался чисто распорядительным учреждением, без законодательной функции. Назначаемый царём же генерал-прокурор вёл надзор за его работой. Множество прокуроров и фискалов при Петре I ревизовало административные органы на всех уровнях.
Бывшие московские приказы реформой 1718 г. были заменены 12-ю коллегиями по шведскому образцу. Каждая из них ведала свой круг дел: военная, морская, иностранных дел, доходов, расходов, финансового контроля, торговли, добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, юстиции плюс городская коллегия (Главный Магистрат) и церковная (Святейший Синод). Отличие созданных реформой Петра I коллегий от позднейших министерств состояло в том, что в первых практиковалось коллегиальное обсуждение дел их членами, а не единоличное руководство министром.
Ещё одна административная реформа Петра I разделила Россию на губернии (вначале восемь), которые в свою очередь дробились на провинции, а те – на уезды. Губернии возглавляли губернаторы, провинции с уездами – воеводы (или коменданты). При воеводах во времена Петра I состояли выборные органы от дворян – ландраты и земские комиссары.
Важной государственной реформой стал и закон Петра I о престолонаследии (1722). Им была отменена привычная очерёдность замещения трона внутри династии. Действующий государь отныне мог сам избрать себе преемником кого угодно.
4. Во время Северной войны Петром I постоянно поднимались косвенные налоги, появилось до 30 новых налогов (на бороды, бани, дубовые гробы, гербовую бумагу и т. п.). Основной денежной единицей при Петре стала не деньга, а копейка, вес и состав монет был изменен, а неразменный рубль перестал существовать. В результате всех этих мер, доходы казны значительно выросли. Была введена и особая финансовая должность прибыльщиков, которые указывали Петру I на новые возможные источники обложения.
В конце царствования Петра I была кардинально преобразована и система прямых налогов: прежнюю подворную подать заменили подушной.
5. Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма. Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода.
Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.
6. В результате церковной реформы Петра I самостоятельная русская церковь стала полностью зависимой от государства, светской власти. По церковной реформе от 1721 года патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом. Её членов не избирало духовенство, а назначал царь. В монастырях должны были жить только монахи, в богадельнях – только больные, всех остальных велено было выселить оттуда. Было разрешено свободное исповедование своей веры иностранцами и браки христиан разных конфессий. Петр ввел штрафы для тех, кто исповедовался реже раза в год или дурно вел себя в храме во время службы.
7. Сразу по возвращении из заграничного путешествия (1698) Петр I стал резать бороды боярам и дворянам и вводить для них западную одежду, чтобы придать высшему сословию России европейский облик.
Петр I стремился распространить в России полезные познания – преимущественно технические и практические, а не гуманитарные. Его культурные реформы выразились в основании ряда школ для преподавания иностранных языков, математики, морского и инженерного дела. На русский язык переводилась западная научная литература.
Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Применение юлианского календаря и празднование Нового года 1 января – тоже нововведения Петра. Он также ввел употребление современных арабских цифр, заменив ими старые цифры – буквы славянской азбуки с титлами. Начертание букв упростилось, буквы «кси» и «пси» «выпали» из алфавита. Для светских книг теперь полагался собственный шрифт – гражданский, а богослужебным и духовным оставлялся полуустав.
В 1703 году начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости», а в 1719 – действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.
При Петре открыты Школа математико-навигацких наук (1701 г.), Медико-хирургическое училище (1707 г.) – будущая Военно-медицинская академия, Морская академия (1715 г.), Инженерная и Артиллерийская школы (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях.
В конце своего правления Петр I сделал попытку (1724) учредить в России Академию наук, которая, однако, вскоре закрылась.
Петр I внедрял в России и бытовые европейские обычаи. В среде дворян распространились «ассамблеи» (светские приёмы) чисто светского характера. Проводились шумные публичные празднества на западный манер. Пропагандировалось более свободное, чем в Московской Руси, положение женщины.
Реформы Петра I встретили ожесточенное сопротивление как со стороны бояр и духовенства, интересы которых они непосредственно задевали, так и со стороны части дворян и купцов, в интересах которых проводились.
Бояре, утратившие при Петре прежнее свое исключительное положение в государстве, являлись небольшой, но сильной группой противников реформ. Они имели опыт управления государством и большие политические связи. Не располагая поддержкой ни широких кругов дворянства, ни купечества, ни тем более крестьян, бояре затаили свою ненависть к Петру I. Они оказывали скрытое противодействие, боролись путем заговоров и интриг против реформ.
Все эти противники реформ, объединенные ненавистью ко всему новому, не имели поддержки у масс. Их сопротивление не могло помешать Петру осуществить реформы, которые были необходимы для прогрессивного развития страны. Однако сопротивление реакции затрудняло их проведение, являясь серьезным препятствием на пути реформаторской деятельности Петра I.
За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники императора всячески восхваляли его, считали его деяния великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»), видели в нем идеал монарха. А противники петровских реформ называли царя антихристом, явившимся на Землю для уничтожения христианского мира.
Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор. Можно выделить три основные группы мнений и оценок:
1. «Панегиристы» (панегирики Петру возникли еще при его жизни)
2. «Обличители» (обличения Петра также появились при его жизни)
3.«Объективисты» (признающие заслуги в деятельности Петра, но показывающие, одновременно, многие недостатки его деяний).
Тем не менее, личность и деятельность Петра I постоянно находится в центре общественного внимания.
Петр I впервые в истории России формулирует идею «служения Отечеству», идею «пользы Отечества» как важнейшие идеи национального сознания. Но «пользу Отечества» может обеспечить только сильное государство. По сути дела, XVIII век сплел воедино два важнейших впоследствии для русской истории понятия — единая русская нация и великая держава. Именно в этом веке стало неоспоримо ясно — единая русская нация могла жить дальше, только превратив свою Родину в великую державу.