какие глаголы являются безличными горевать ночевать бушевать

Безличные глаголы

Безличные гла­го­лы — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствия или состо­я­ния, про­ис­хо­дя­щие без­от­но­си­тель­но к лицу или предмету.

Узнаем, что такое без­лич­ные гла­го­лы в рус­ском язы­ке, выяс­ним их грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти и спо­со­бы обра­зо­ва­ния. Приведем при­ме­ры без­лич­ных глаголов.

Что такое безличные глаголы?

Чтобы понять, какие гла­го­лы назы­ва­ют без­лич­ны­ми в рус­ском язы­ке, вос­поль­зу­ем­ся при­ё­мом противопоставления.

Напомним, что гла­гол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая назы­ва­ет дей­ствие или состо­я­ние. Действие обыч­но при­вя­за­но к субъ­ек­ту — к лицу, оду­шев­лён­но­му или неоду­шев­лен­но­му предмету:

Такие гла­го­лы име­ют лич­ные фор­мы, то есть спря­га­ют­ся. Они соче­та­ют­ся с лич­ны­ми место­име­ни­я­ми и суще­стви­тель­ны­ми в каче­стве субъ­ек­та дей­ствия. Кроме этих гла­го­лов, в рус­ском язы­ке суще­ству­ет спе­ци­фич­ная груп­па слов этой части речи, кото­рые не соот­но­сят­ся с опре­де­лён­ным деятелем.

Понаблюдаем:

Действие или состо­я­ние про­ис­хо­дит само по себе, вне воли лица или субъ­ек­та дей­ствия. Эти сло­ва не соот­но­сят­ся с лицом или пред­ме­том и пред­став­ля­ют неза­ви­си­мое от них действие.

В рус­ской грам­ма­ти­ке в соот­вет­ствии с этой харак­тер­ной осо­бен­но­стью рас­смот­рен­ные гла­го­лы назы­ва­ют безличными.

По срав­не­нию с боль­шин­ством слов этой части речи без­лич­ные гла­го­лы име­ют харак­тер­ные грам­ма­ти­че­ские особенности.

какие глаголы являются безличными горевать ночевать бушевать. Смотреть фото какие глаголы являются безличными горевать ночевать бушевать. Смотреть картинку какие глаголы являются безличными горевать ночевать бушевать. Картинка про какие глаголы являются безличными горевать ночевать бушевать. Фото какие глаголы являются безличными горевать ночевать бушевать

Грамматические особенности безличных глаголов

Специфичной осо­бен­но­стью без­лич­ных гла­го­лов явля­ет­ся то, что они не име­ют кате­го­рии лица, отче­го и полу­чи­ли своё название.

В их пара­диг­ме име­ют­ся толь­ко несколь­ко грам­ма­ти­че­ских форм:

К при­ме­ру, от без­лич­но­го гла­го­ла «смер­кать­ся» обра­зу­ем все воз­мож­ные формы.

Форма без­лич­но­го гла­го­ла с окон­ча­ни­ем -ет/-ит похо­жа на фор­му 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го времени:

Форма про­шед­ше­го вре­ме­ни без­лич­ных гла­го­лов грам­ма­ти­че­ски оформ­ле­на как про­шед­шее вре­мя един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода:

Значение безличных глаголов

Среди этих слов ука­жем соб­ствен­но без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по сво­е­му зна­че­нию изна­чаль­но не соот­но­сят­ся с про­из­во­ди­те­лем действия:

1. гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие или состо­я­ние человека:

2. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие дол­жен­ство­ва­ние, пред­по­ло­же­ние, возможность:

3. гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие явле­ния и состо­я­ния при­ро­ды, дей­ствие сти­хий­ных сил:

К без­лич­ным гла­го­лам при­мы­ка­ют гла­го­лы в лич­ной фор­ме, кото­рые могут упо­треб­лять­ся без­от­но­си­тель­но к деятелю.

Сравним:

Вдали гро­мы­ха­ет поезд. — Громко гро­мы­ха­ет в гроз­но насу­пив­шем­ся небе.

В вол­нах моря что-то тем­не­ет. — Зимой быст­ро тем­не­ет на дворе.

Из-за мыса пока­за­лось суд­но. — Мне пока­за­лось, что она расстроена.

Это изве­стие ужас­ну­ло нас. — Всех ужас­ну­ло, как мож­но быть таким бессердечным.

Безличные гла­го­лы попол­ня­ют­ся так­же лич­ны­ми фор­ма­ми гла­го­лов путём при­со­еди­не­ния к ним пост­фик­са -ся /-сь:

Безличные гла­го­лы явля­ют­ся цен­тром одно­со­став­но­го без­лич­но­го пред­ло­же­ния, в кото­ром нет и не может быть дея­те­ля, обо­зна­чен­но­го суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа. Слово с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, как пра­ви­ло, исполь­зу­ет­ся в кос­вен­ных падежах.

Примеры предложений

Из откры­той две­ри на меня очень дует.

После рас­ста­ва­ния с ним всем немно­го взгрустнулось.

Мне кажет­ся, что здесь нуж­но исполь­зо­вать дру­гой метод исследований.

Видеоурок для учащихся 6 класса

Источник

Тест по русскому языку на тему «Глагол» 10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по русскому языку. 10 класс. Глагол.

1. Какие морфологические признаки имеет глагол?
А) падеж, наклонение, род;
Б) склонение, лицо, время;
В) вид, наклонение, время, лицо, число;
Г) род, число, падеж;
Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж.

2. Выберите вариант с переходным глаголом:
А) любить музыку;
Б) зайти за другом;
В) уйти домой;
Г) улыбаться девушке;
Д) одеться к ужину.
3. Какие глаголы обладают категорией рода?
А) глаголы настоящего времени;
Б) возвратные глаголы;
В) глаголы неопределенной формы;
Г) глаголы прошедшего времени;
Д) глаголы будущего времени.

4. От каких глаголов образуется форма настоящего времени?
А) выбросить, взять, просмотреть;
Б) приехать, сочинить, построить;
В) поздравить, сказать, взять;
Г) сочинять, помогать, дышать, поздравлять;
Д) написать, дыхнуть, выбросить.

5. Определите наклонение глаголов: напишу, сходил бы, спойте.
А) условное, повелительное, изъявительное;
Б) изъявительное, условное, повелительное;
В) повелительное, условное, изъявительное;
Г) изъявительное, повелительное, условное;
Д) условное, изъявительное, повелительное.
6. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
А) гнать, дышать, держать, слышать;
Б) брить, стелить;
В) бежать, хотеть;
Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;
Д) все глаголы на –уть.

7. Какие глаголы являются безличными?
А) горевать, ночевать, бушевать;
Б) улыбается, умывается, одевается;
В) бродить, предупредить, дерзить;
Г) шелестеть, говорить, устремить;
Д). нездоровится, взгрустнулось, дышится

8. Назовите постоянные признаки глагола:
А) время, лицо, род;
Б) вид, число, время;
В) вид, спряжение, переходность;
Г) спряжение, лицо, число;
Д) наклонение, спряжение, время.

9. В каких глаголах пишется ь?
А) в инфинитиве, во II лице единственного числа, в повелительном наклонении;
Б) в глаголах I спряжения условного наклонения;
В) в глаголах II спряжения повелительного наклонения;
Г) во всех безличных глаголах;
Д) в глаголах прошедшего времени.

10. Выберите вариант с суффиксом –ова- в глаголах:
А) доказ..вать, испыт..вать;
Б) доклад..вать, запис..вать;
В) врач..вать, гор..вать;
Г) след..вать, завид..вать;
Д) воспит..вать, использ..вать.

11. Как образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?
А) с помощью перестановки ударения;
Б) с помощью приставок;
В) с помощью суффиксов;
Г) путем чередования гласных в корне;
Д) с помощью приставок и суффиксов.

12. Выберите вариант с суффиксом –ева- в глаголах:
А) рад..вать, проб..вать;
Б) во..вать, гор..вать;
В) побесед..вать, расслед..вать;
Г) чувств..вать, мотивир..вать;
Д) оборуд..вать, завид..вать.

13. Выберите вариант с глаголами II спряжения:
А) добыть, желать;
Б) вязать, добывать;
В) играть, искать;
Г) спорить, утешить;
Д) обещать, ругать.

14. Выберите вариант с глаголами I спряжения:
А) встречаться, решать;
Б) обидеть, лечить;
В) решить, встретить;
Г) исправить, торопиться;
Д) накормить, заблудиться.

15. Какие причастия имеют краткую форму?
А) цветущее поле;
Б) плескавшиеся о берег волны;
В) покрытые снегом горы;
Г) бившиеся о гранитные берега;
Д) ползущий по земле.

16. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?
А) побелеть;
Б) краснеть;
В) раскрыть;
Г) разбрасывать;
Д) колоть.

17. Выбрать причастие, образованное от глагола II спряжения:
А) кача..мый волной;
Б) извива..щийся змеей;
В) ла..щий пес;
Г) бре..щийся утром;
Д) дыш..щий еле-еле.

18. Укажите вариант с одной –н- в причастии:
А) снегом окропле..ые;
Б) заряже..а отрицательно;
В) озаре..ый солнцем;
Г) занесе..ые метелью;
Д) окрыле..ые мечтой.

19. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:
А) Отшумев, замолчала листва.
Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.
В) Старик отошел, понурив голову.
Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.

20. В каком варианте обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, не обособляется?
А) Широко разинув пасть медведь зарычал.
Б) Покорившись необходимости переждать ненастье я занялся патронами.
В) Ребята слушали экскурсовода разинув рот.
Г) Приблизившись к хвойному лесу егерь спустил его с поводка.
Д) Птенец взъерошивал перышки с жадностью проглотив червячка.

Ответы
1 В
2 А
3 Г
4 Г
5 В
6 В
7 Д
8 В
9 А
10 А
11 Г
12 Б
13 А
14 Г
15 В
16 А
17 Д
18 Б
19 Д
20 В

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *