какие глаголы обладают категорией рода
Род глаголов в русском языке: как определить форму
Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.
Род глаголов – морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.
В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.
В каких формах можно выделить
Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:
Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.
Вспомним известные формы времени:
Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:
Изменение глаголов прошедшего времени
Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.
Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.
Преобразование инфинитива
Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.
На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.
Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.
Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).
Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:
Алгоритм определения рода глаголов
На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.
Первый способ
Если заданные слова находятся в тексте упражнения:
Второй способ
Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:
Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:
Невестка (что сделала?) – попросила.
В полученном слове окончание «-а», значит – это ж.р.
В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.
И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!
Род глагола — как определить?
Род глагола в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения определим по окончанию, задав один из вопросов к рассматриваемому слову: что сделал? что сделала? что сделало?
Род — это грамматическая категория, которой обладают слова многих частей речи. Например, у изменяемых существительных можно определить род, подобрав к ним определения в виде местоимений или прилагательных, например:
Небо над головой почернело от свинцовых туч и стало как будто ниже.
Значит, слово «небо» обладает категорией среднего рода, так как сочетается с местоимением и прилагательными такого же рода.
Род глаголов
Категорией рода обладают и глаголы, но не все. Этот непостоянный грамматический признак возможен у глаголов в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или у глаголов в форме условного наклонения, которые по форме схожи (хотел — хотел бы).
Научимся определять род глагола. В приведенном выше примере есть глагол «почернело». Зададим к нему вопрос:
небо (что сделало?) почернело.
Этот вопрос помог нам понять, что действие уже совершилось, произошло до момента речи о нём. Значит, это глагол в форме прошедшего времени, о чем нам подскажет не только заданный вопрос, но и типичный формообразующий суффикс -л- в морфемном составе рассматриваемого слова:
почерне-ть — по черн е л о (приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание).
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам, например:
Как видим, существительные и глаголы в форме прошедшего времени согласуются в роде и числе.
Вопросы что сделал? что сделало? что сделало? помогут установить форму рода любого глагола прошедшего времени. Запомним, что в форме множественного числа глагола прошедшего времени (почернели) род не определяется, то есть слова этой части речи изменяются по родам только в форме единственного числа, например:
Сравнив родовые формы одного и того же глагола, выясним, что у слов этой части речи
Вывод
Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа поможет определить родовое окончание:
По сходной теме узнаем, как определить окончание у глагола.
Как определить род глагола?
Род глагола в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения определим по окончанию, задав один из вопросов к рассматриваемому слову: что сделал? что сделала? что сделало?
Род — это грамматическая категория, которой обладают слова многих частей речи. Например, у изменяемых существительных можно определить род, подобрав к ним определения в виде местоимений или прилагательных, например:
Небо над головой почернело от свинцовых туч и стало как будто ниже.
Значит, слово «небо» обладает категорией среднего рода, так как сочетается с местоимением и прилагательными такого же рода.
Род глаголов
Категорией рода обладают и глаголы, но не все. Этот непостоянный грамматический признак возможен у глаголов в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или у глаголов в форме условного наклонения, которые по форме схожи (хотел — хотел бы).
Научимся определять род глагола. В приведенном выше примере есть глагол «почернело». Зададим к нему вопрос:
небо (что сделало?) почернело.
Этот вопрос помог нам понять, что действие уже совершилось, произошло до момента речи о нём. Значит, это глагол в форме прошедшего времени, о чем нам подскажет не только заданный вопрос, но и типичный формообразующий суффикс -л- в морфемном составе рассматриваемого слова:
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам, например:
Как видим, существительные и глаголы в форме прошедшего времени согласуются в роде и числе.
Вопросы что сделал? что сделало? что сделало? помогут установить форму рода любого глагола прошедшего времени. Запомним, что в форме множественного числа глагола прошедшего времени (почернели) род не определяется, то есть слова этой части речи изменяются по родам только в форме единственного числа, например:
Сравнив родовые формы одного и того же глагола, выясним, что у слов этой части речи
Вывод
Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа поможет определить родовое окончание:
Тест по русскому языку Глагол 10 класс
Тест по русскому языку Глагол для учащихся 10 класса с ответами. Тест содержит 20 заданий с выбором ответа. В конце теста имеются ответы.
1. Какие морфологические признаки имеет глагол?
А) падеж, наклонение, род;
Б) склонение, лицо, время;
В) вид, наклонение, время, лицо, число;
Г) род, число, падеж;
Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж.
2. Выберите вариант с переходным глаголом:
А) любить музыку;
Б) зайти за другом;
В) уйти домой;
Г) улыбаться девушке;
Д) одеться к ужину.
3. Какие глаголы обладают категорией рода?
А) глаголы настоящего времени;
Б) возвратные глаголы;
В) глаголы неопределенной формы;
Г) глаголы прошедшего времени;
Д) глаголы будущего времени.
4. От каких глаголов образуется форма настоящего времени?
А) выбросить, взять, просмотреть;
Б) приехать, сочинить, построить;
В) поздравить, сказать, взять;
Г) сочинять, помогать, дышать, поздравлять;
Д) написать, дыхнуть, выбросить.
5. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу.
А) условное, повелительное, изъявительное;
Б) изъявительное, условное, повелительное;
В) повелительное, условное, изъявительное;
Г) изъявительное, повелительное, условное;
Д) условное, изъявительное, повелительное.
6. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
А) гнать, дышать, держать, слышать;
Б) брить, стелить;
В) бежать, хотеть;
Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;
Д) все глаголы на –уть.
7. Какие глаголы являются безличными?
А) горевать, ночевать, бушевать;
Б) улыбается, умывается, одевается;
В) бродить, предупредить, дерзить;
Г) шелестеть, говорить, устремить;
Д) нездоровится, взгрустнулось, дышится
8. Назовите постоянные признаки глагола:
А) время, лицо, род;
Б) вид, число, время;
В) вид, спряжение, переходность;
Г) спряжение, лицо, число;
Д) наклонение, спряжение, время.
9. В каких глаголах пишется ь?
А) в инфинитиве, во II лице единственного числа, в повелительном наклонении;
Б) в глаголах I спряжения условного наклонения;
В) в глаголах II спряжения повелительного наклонения;
Г) во всех безличных глаголах;
Д) в глаголах прошедшего времени.
10. Как образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?
А) с помощью перестановки ударения;
Б) с помощью приставок;
В) с помощью суффиксов;
Г) путем чередования гласных в корне;
Д) с помощью приставок и суффиксов.
11. Выберите вариант с суффиксом –ова- в глаголах:
А) доказ..вать, испыт..вать;
Б) доклад..вать, запис..вать;
В) врач..вать, гор..вать;
Г) след..вать, завид..вать;
Д) воспит..вать, использ..вать.
12. Выберите вариант с суффиксом –ева- в глаголах:
А) рад..вать, проб..вать;
Б) во..вать, гор..вать;
В) побесед..вать, расслед..вать;
Г) чувств..вать, мотивир..вать;
Д) оборуд..вать, завид..вать.
13. Выберите вариант с глаголами I спряжения:
А) встречаться, решать;
Б) обидеть, лечить;
В) решить, встретить;
Г) исправить, торопиться;
Д) накормить, заблудиться.
14. Выберите вариант с глаголами II спряжения:
А) добыть, желать;
Б) вязать, добывать;
В) играть, искать;
Г) спорить, утешить;
Д) обещать, ругать.
15. Какие причастия имеют краткую форму?
А) цветущее поле;
Б) плескавшиеся о берег волны;
В) покрытые снегом горы;
Г) бившиеся о гранитные берега;
Д) ползущий по земле.
16. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?
А) побелеть;
Б) краснеть;
В) раскрыть;
Г) разбрасывать;
Д) колоть.
17. Выбрать причастие, образованное от глагола II спряжения:
А) кача..мый волной;
Б) извива..щийся змеей;
В) ла..щий пес;
Г) бре..щийся утром;
Д) дыш..щий еле-еле.
18. Укажите вариант с одной –н- в причастии:
А) снегом окропле..ые;
Б) заряже..а отрицательно;
В) озаре..ый солнцем;
Г) занесе..ые метелью;
Д) окрыле..ые мечтой.
19. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:
А) Отшумев, замолчала листва.
Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.
В) Старик отошел, понурив голову.
Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.
20. В каком варианте обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, не обособляется?
А) Широко разинув пасть медведь зарычал.
Б) Покорившись необходимости переждать ненастье я занялся патронами.
В) Ребята слушали экскурсовода разинув рот.
Г) Приблизившись к хвойному лесу егерь спустил его с поводка.
Д) Птенец взъерошивал перышки с жадностью проглотив червячка.
Ответы на тест по русскому языку Глагол
1. В
2. А
3. Г
4. Г
5. В
6. В
7. Д
8. В
9. А
10. А
11. Г
12. Б
13. А
14. Г
15. В
16. А
17. Д
18. Б
19. Д
20. В
1.Какие глаголы обладают категорией рода
А) глаголы настоящего времени В) глаголы будущего времени
C) глаголы неопределенной формы D) глаголы в прошедшем времени
E) возвратные глаголы
2. Что называется спряжением?
A) изменение глагола по родам B) изменение глагола по временам
C) изменение глагола по лицам и родам D) изменение глагола числам
E) изменение глагола по лицам и числам
3. Выделите ряд страдательных причастий прошедшего времени?
A) необъяснимый, ископаемый, непобедимый
B) строящий, замерзший, увядший
C) управляемый, засеянный, замешанный
D) встреченный, сниженный, обиженный
E) награжденный, запертый, невыносимый
4. Найдите верное утверждение.
А) Деепричастие отвечает на вопрос что делать? что сделать?
В) Деепричастие отвечает на вопрос какой? какое? какая? какие?
С) Деепричастие отвечает на вопрос какой! чей?
D) Деепричастие отвечает на вопрос что делая? Что сделав?
5. Деепричастия наряду с признаками глагола имеют признаки:
А) существительного В) прилагательного
С) причастия D) наречия E) местоимения
6. Ha какие вопросы отвечает глагол совершенного вида?
А) что делали? В) что делал? С) что будешь делать?
D) что сделаешь? Е) что делать?
7.Укажите верное утверждение
A) Деепричастие – особая изменяемая форма глагола
B) Деепричастие обозначает признак предмета
C) Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие.
D) Деепричастие обозначает признак признака
Е) Деепричастие обозначает признак предмета по действию
8. Укажите предложение с деепричастием
A) Берега, окружающее озеро, густо поросли камышом.
B) Приземлившиеся радостно смотрели вокруг, весело приветствовали друг друга
C) Человек, вышедший из машины, направился к дому.
D) Кот встал и, жмурясь, лениво пошел прочь.
Е) Дети сели в кружок и разложили игры.
9.Укажите словосочетание с деепричастием.
A) Закутанный в тулуп B) Проложенный геологами
C) Укрепил болт D) Запереть на замок Е) Вырастив урожай
10. Найдите предложение с деепричастным оборотом
A) Колыхаясь и сверкая движутся полки
B) В груди дымясь чернела рана.
C) Возвратясь я нашел у себя доктора
D) Цепляясь за кусты мы стали карабкаться
Е) Бледнея заря затихает
11.Укажите словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении
A) Темное пальто B) Темный шарф C) Темная шаль
D) Темные мысли E) Темная ночь
12.Укажите фразеологизм со значением «очень быстро»
A) Бить баклуши B) Как в воду опушенные
C) Во весь дух D) Совать нос в чужие дела
E) Сквозь землю провалиться
13.Укажите ряд существительных второго склонения
A) Дом, облако, море B) ель, птица, озеро
C) воздух, ветка, солнце D) Тема, текст, задание
14. Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени
A) написанная учеником B) любимый всеми
C) ведущая в парк D) удостоенная премии
E) опрокинутый котенком
15. Укажите местоимение, которое пишется раздельно
A) что(нибудь) B) кое(с)кем C) какой(то)
D) кто(то) E) кто(нибудь)
16. От какого глагола не образуется форма 1 лица единственного числа
А) победить В) строить C) начать
D) хлестать E) помочь
17. Укажите деепричастие совершенного вида
А) замерев B) мчась C) признавая
D) выдавая E) сознавая
18. Укажите страдательное причастие прошедшего времени
A) нерушимый B) сниженный
C) допустимый D) неиссякаемый
19.Какой признак отсутствует у деепричастия?
A) Наклонение B) Вид
C) Возвратность D) Неизменяемость
20. Найдите строку с деепричастием
A) Убран хлеб B) Лицо покрыто бледностью
C) Свалив беду на младшего
D) Скошен клевер E) Обмолочен лен
21. Укажите, какой из перечисленных признаков не имеет отношения к глаголу.
A) Число B) Лицо C) Время D) Наклонение Е) Склонение