какие гадания древних этрусков шумеров аккадцев и римских жрецов называли гаруспициями
Значение слова «гаруспик»
Наиболее важным жертвенным животным был чёрный баран или за отсутствием оного овца. Все модели печени, которые дошли до нас, соответствуют размерам и формам этого животного. Помимо печени использовались и другие органы: сердце (только с III века до нашей эры), лёгкие и, возможно, селезёнка. Плохим знаком было любое ненормальное строение печени, а также её отсутствие или небольшой размер органа. Но тем не менее, основным органом для прорицания служила печень.
Согласно бронзовой печени из Пьяченца конкретные зоны органа были предназначены для конкретного божества, где и искались аномалии или паразиты. Критерии оценки (цвет, форма, размер, симметрия, консистенция, мембраны, наросты, аномалии желчного пузыря и др.) были сложными и соответствовали общей системе строения космоса.
гару́спик
1. истор. в Древнем Риме — жрец, гадавший по внутренностям жертвенных животных и толковавший явления природы (полёт птиц, гром, молнию и др.)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перепиливание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Гаруспик
Наиболее важным жертвенным животным был чёрный баран, или, за отсутствием оного, овца. Все модели печени, дошедшие до нас, соответствуют размерам и формам этого животного. Помимо печени использовались и другие органы: сердце (только с III века до нашей эры), лёгкие и, возможно, селезёнка. Плохим знаком было любое ненормальное строение печени, а также её отсутствие или небольшой размер органа. Но, тем не менее, основным органом для прорицания служила печень.
Согласно бронзовой печени из Пьяченца, конкретные зоны органа были предназначены для конкретного божества, где и искались аномалии или паразиты. Критерии оценки (цвет, форма, размер, симметрия, консистенция, мембраны, наросты, аномалии желчного пузыря и др.) были сложными и соответствовали общей системе строения космоса.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Черепаха (кит. трад. 龜, упр. 龟, пиньинь: guī, палл.: гӯй) в разнообразных проявлениях занимает немаловажное место в китайской мифологии. Её образ отражен в нескольких традиционных мотивах китайского искусства, включая «чёрную черепаху севера» Сюаньу, черепаху-носителя текста биси, и «драконочерепаху», популярную в качестве фэншуйного украшения.
В список включены упоминания животных не только в собственно греческих мифах, но и в мифах других народов, сохранившихся в античных источниках и упоминающие представителей фауны. Сведения из басен Эзопа не включены.
Гаруспиция
Предсказание будущего по внутренностям животных. Ее подвидами были гиеромантия (гадание по принесенной жертве) и гиероскопия, когда имели дело с наблюдением за предметами древних жертвоприношений и получением из них пророческих выводов. Существовали правила для определения значения известного рода конвульсий, агонии, состояния крови, печени, внутренностей. Отсюда “гаруспики” — древнеримские жрецы, прорицатели.
В древнеримской республике гаруспики были исключительно этрусского происхождения (родом из Этрурии), где, кроме гаданий по внутренностям жертвенных животных, занимались толкованием молний и других чрезвычайных явлений. Поэтому гаруспицию даже называли «этрусской наукой».В Риме, где уже действовала государственная коллегия авгуров, на долю гаруспиков осталось преимущественно первое из этих гаданий.
При императоре Клавдии жертвогадатели составляли уже многочисленную коллегию в шестьдесят человек и имели во главе своего магистра (magister publicus). Действовали они долгое время и при христианских императорах.
Они упоминаются даже во времена императора Гонория (419 год н. э.).
Порядок гадания
При гадании важнейшими внутренностями считались (как и у греков) печень, желчь, легкие и сердце.
Вот как гаруспики объясняли знамения, которые представляли собой внутренности (exta) жертвенных животных. Их исследованию подвергались селезенка, желудок, почки, сердце, легкие и печень. Относительно правил толкования, относящихся к трем первым органам, осталось мало свидетельств. Что касается сердца, вследствие того, что его внешний вид менее подвержен случайным изменениям, оно мало останавливало на себе внимание гаруспиков. Считалось хорошим знамением, если на кончике сердца замечается некоторое ожирение. Отсутствие этого органа считалось чудом. Легкие, вследствие того, что их внешний вид чаще подвергается изменению, заслуживал более внимания; если оно оказывалось как бы расколотым, то следовало отложить всякое предприятие. Но самое существенное значение имело исследование печени.
Одна сторона печени имела отношение к вопрошающему (pars familiaris), другая — к судьбе его врагов (pars hostilis). Развитие этой последней, богатство сосудов в этой части печени было, следовательно, дурным знаком. Так же были распределены и щели, которые разделяют печень на доли: была щель «дружественная» и щель «враждебная». Чем тоньше и изящнее была линия щели, тем более благоприятным знаком считалось это для вопрошающего или его врагов. Само собой разумеется, что щель, неправильно идущая или необыкновенная, считалась дурным знаком.
Выступающие концы печени (fibrae) представляли собой части, наиболее обильные знамениями, особенно та, которая называлась головкой печени — выпуклость на краю правой доли. Отсутствие этой выпуклости означало смерть; удвоение ее — борьбу двух сил, следовательно, раздоры; если она была как бы расколота щелью, то это предвещало переворот и изменение во всем строе жизни, что могло быть и хорошим и дурным знаком, смотря по обстоятельствам. Нередки были и чудесные случаи, что еще более осложняло анатомическое исследование гаруспиков. Попадалась двойная печень или с двойной оболочкой, что знаменовало силу и благополучие. Наконец, гаруспики изучали и расположение кровеносных сосудов. Это производилось во время варки внутренностей, которые сортировались согласно требованию ритуала, смешивались с кусками известных частей мяса, пересыпались мукой с солью и сжигались на алтаре. Это называлось «подношением внутренностей» (exta porricere).
Печень делили на две стороны: «дружественную» (familiaris) и «враждебную» (hostilis) — этим особенно интересовались на войне. Главное внимание обращали на мочки печени, особенно на так называемую их головку (caput). Отсутствие этой «головки» означало неудачу и несчастье, если она была разделена надвое — разрыв и вражду. Когда недоставало куска или обнаруживалась рана или порез (fissum, limes) между мочками, следовало ожидать перемены или переворота в прежнем положении. Если замечался какой-нибудь порок в легких, надо было отложить предпринятое дело, но самым большим несчастьем грозило полное отсутствие сердца (думали, что итак бывает). Во время торжественных жертвоприношений, если жертвой было рогатое животное, его внутренности сначала варились, а потом подвергались сожжению. Если при этом печень разваривалась так, что распадалась на части, то это было таким же дурным знаком, как и полное отсутствие этого органа.
В связи с очень большой распространенностью этого вида гадания у древних, возникает вопрос, отчего у них могла возникнуть мысль производить подобные действия? Отчего именно рассматривались внутренности животного? Тут надо вспомнить, что для древнего человека при его непрерывных переселениях самым важным фактором было, конечно, плодородие и здоровье той местности, куда он переселялся, а эти вещи весьма легко узнаются по состоянию внутренностей и особенно по печени животных, которые живут в таких местах. Этот древнейший метод гадания и в наше время, богатое экологическими катастрофами, становится весьма актуальным.
Кроме того, после понтификов жертвогадатели были главными заклинателями необычных чудесных явлений (procurare prodigia).
Вера в знания этих гадателей в древности была всеобщей. И хотя во времена Цицерона в среде образованных людей она уже значительно ослабела, тем не менее полководцы и впоследствии императоры пользовались на войне их предсказаниями.
У халдеев и ассирийцев осел был предметом налога, и предсказания производились по его внутренностям, если он предназначался в жертву какому-нибудь божеству. Вот, что говорится по этому поводу в Священном тексте:
«Если внутренности осла имеют отметки с правой стороны, (будет) наводнение».
«Если внутренности его черны и искривлены справа — боги даруют увеличение земли Царя».
«Если внутреннности черны и искривлены слева — боги не даруют увеличения земли Царю».
«Если внутренности справа искривлены (обезображены) и цвета черно-голубого — вопли (плач) постигнут земли Царя».
«Если внутренности слева искривлены и цвета черно-голубого — вопли и плач не посетят землю Царя».
Подвидами гаруспиции были гиеромантия (гадание по принесенной жертве) и гиероскопия, когда имели дело с наблюдением за предметами древних жертвоприношений и получением из них пророческих выводов. Существовали правила для определения значения известного рода конвульсий, агонии, состояния крови, печени, внутренностей. Отсюда «гаруспики» — этрусские жрецы, прорицатели. гаруспицию называли «этрусской наукой».
Гадание у этрусков
Вместе с гадательной практикой, вездесущей в жизни этрусков, мы затрагиваем религиозной менталитет этого народа и его мировоззрение. Этот менталитет отличался от менталитета римлян. В Этрурии человек считался частью природы и принимал участие в интимных и тайных связях, которые соединяют различные элементы мира. Мировой порядок состоял в том, что каждый отражал и воспроизводил желания богов. Но это не означало полного детерминизма для человека. Просто люди могли знать свое будущее, если они умели расшифровывать знаки, посылаемые им. Боги при помощи пророков (Тагес, Вегойя и др.), показывавших людям ключи к интерпретации тех или иных знаков, которые они им посылали; иногда это происходило, например, через полет птицы, иногда посредством удара молнии или при помощи других знамений.
Сенека точно понял разницу между мышлением римлян и мышлением этрусков. По поводу ударов молнии он отмечал: «На этот счет существует разногласие между нами и этрусками, достигшими наивысшей премудрости в науке толкования молний: мы считаем, что молния вылетает потому, что столкнулись облака; они полагают, что облака сталкиваются для того, чтобы вылетела молния; ибо они возводят все непосредственно к богу, и с их точки зрения все происходящее не потому является знамением, что происходит, а, напротив, происходит для того, чтобы служить знамением. Но, так или иначе, происходят-то они все равно тем же самым образом — является ли знаменование будущего их целью или их следствием».
Этруски верили, что интерпретировать божественное послание могут только те, кто получил необходимую подготовку и был способен прибегать к священным книгам, чтобы расшифровывать мысли богов. Речь идет о жрецах, о гаруспиках, которые, например, умели читать будущее по печени овцы, которая представлялась им фактически как зеркало мира. На гробнице Франсуа в Вульчи изображен аристократ Вел Сатис, готовящийся к гаданию. Мы видим этого тосканского военачальника поднимающим взгляд к небу, куда он собирается выпустить птицу, полет которой покажет ему будущее операции, которую он собирается предпринять.
Книги по истолкованию ударов молний объясняли все параметры, на которые надо было обращать внимание, когда бог-громовержец Тин (или один из девяти других богов) посылал молнию. С их помощью можно было расшифровать послание и сделать предсказание.
Наиболее прямая форма божественной демонстрации называлась «знамением», которое подразделялось на несколько категорий: знамение, касающееся природы (ostentum, portentum по латыни), касающееся устрашающей особенности живого существа (monstrum, miraculum) и т.д. Знамения считались знаками, которые выражали божественные пожелания. Ими нельзя было пренебречь никоим образом. Для их объяснения жрецам надо было пройти через три фазы: фаза наблюдения, фаза интерпретации (опираясь на священные книги) и фаза заклинания, чтобы все вернулось к обычному порядку вещей. Знамения могли касаться прошлого, настоящего и будущего. Но существовало важное различие между Римом и Этрурией. Если Риме знамения всегда считали демонстрацией божественного гнева, то этруски трактовали их двояко; у них знамения могли иметь и счастливую интерпретацию.
Например, Тит Ливий рассказывает о том, как Танаквиль трактовала своему мужу Тарквинию полет птицы во время их поездки в Рим. Эта трактовка заключалась в том, что боги говорят ему, что его ждет великое будущее. Здесь явно имело место счастливое предзнаменование, ибо очень скоро оно сбылось, и Тарквиний стал царем Рима.
Тот же Тит Ливий (III, 10, 7) рассказывает о событии, произошедшем в Риме в 461 году до н.э. Он пишет: «В тот год в небе стояло зарево, а земля сотрясалась страшными толчками. Говорящая корова, в которую в прошлом году никто не верил, теперь не вызывала сомнений. Среди прочих знамений упоминают о падавших с неба кусках мяса и об огромной стае птиц, которые на лету склевывали этот дождь, а то, что упало и рассыпалось по земле, не протухло и по прошествии нескольких дней. Через дуумвиров * по священным делам обратились к Сивиллиным книгам **: предсказано было, что угроза исходит от собравшихся вместе чужеземцев, которые могут напасть на Город и погубить его; было дано также предостережение не затевать смут».
Гадание всегда осуществлялось в рамках совершенного знания о природе и в совершенном симбиозе с нею. Этруски вели диалог с природой и умели понимать ее через расшифровку символов. Каждый из ее элементов был носителем определенного смысла.
Живя в столь тесной связи с природой и в зависимости от нее, этруски могли чувствовать себя уверенными, успокоенными и видеть, как рассеиваются страхи. Так они могли не бояться даже смерти.
* Дуумвиры — два высших должностных лица в римских муниципиях и колониях. Избирались ежегодно и обладали полномочиями, аналогичными власти консулов в Риме. — Примеч. пер.
** Книги сивилл (Sibyllini libri) — книги пророчеств, по преданию, приобретенные Тарквинием Гордым. Представляли собой собрание стихотворных оракулов и хранились в храме Юпитера на Капитолии. К этим книгам обращались по решению сената, чтобы определить, что следует предпринять для умилостивления богов при неблагоприятных знамениях или вообще в тяжелых для государства обстоятельствах. Сивиллины книги находились в ведении жреческой коллегии хранителей и истолкователей — сначала двоих (дуумвиры по священным делам), с 367 года до н.э. десятерых (децемвиры), а в 82—81 гг. до н.э. число их достигло 15 (квиндецемвиры).
Робер Ж.-Н. Этруски / Ж.-Н. Робер. – М.: Вече, 2007, с. 60.