какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

Шаолиньцюань — комплекс «18 движений рук Архатов»

Обновлено: 21 июня 2020, в 22:39

Внешне свиреп — внутри спокоен

один из принципов шаолиньского ушу

Самый знаменитый комплекс Шаолиньцюань, под названием «18 рук архатов» (или «18 движений рук архатов»). По официальной легенде комплекс «18 движений рук архатов» показал монахам Шаолиньского монастыря, сам Бодхидхарма. когда поселился в этом самом монастыре. (А легенда, значит, такая — приехал Бодхидхарма в монастырь Шаолинь, смотрит все монахи заняты исключительно духовными практиками — усталые и слабые какие-то — худые. И вот решил он их немного «подтренировать» — чтобы веселей были хотя бы. Ну и показал им несколько приемов рукопашного боя. И монахам Шаолиньского монастыря по всей видимости очень понравилось — здоровье, самозащита, уверенность в себе, и все такое. (То есть любопытный момент — именно духовные практики оказались для монахов шаолиньского монастыря первичными, а никак не наоборот. Это потом уже к боевым искусствам «привязали» философию — а вначале было: боевые искусства — отдельно, философия и духовные практики — отдельно. То есть — «ничего личного» — и это на мой взгляд просто-таки замечательно — боевые искусства в чистом виде. Так сказать «боевые искусства и пустота». Как впрочем и должно быть — на самом деле.) Но в общем и целом история давняя — и скорее всего — на самом деле все было не так — а наоборот — Шаолиньцюань скорее все же результат деятельности многих поколений монахов шаолиньского монастыря — а потом уже и их последователей.)

Итак о комплексе «18 рук архатов» — если убрать все легенды (которые думаю довольно значительно отягощают сознание последователей Шаолиньцюань — как интересно вот первые люди придумывали этот стиль — когда над ними не нависал этот огромный пласт легендарной истории боевых искусств — ведь на самом деле, это ведь они придумали и основные движения по всей видимости и основные принципы этого стиля. (Такие неотягощенные легендами, домыслами и самое главное — авторитетами со столетними репутациями — такое свободное творчество шаолиньских монахов. Которое кстати так и не удалось преодолеть современным его последователям — закостеневшим в рамках установленных людьми — и ставшими затем авторитетами.)

Вообще как я понял есть несколько вариаций этого самого комплекса Шаолиньцюань «18 движений рук архатов» и понять какой из них правильный, обыкновенному человеку не представляется возможным.

Первый вариант комплекса «18 движений рук архатов» — здесь все просто и понятно такой классический комплекс ушу «Длинный кулак»: размашистые движения, резкие переходы в высокие и низкие позиции, прямолинейные и дуговые удары руками и ногами. (Но если выполнять в одежде шаолиньских монахов — вполне сойдет. Скорее всего это комплекс какого-то спортивного или «внешнего» направления Шаолиньцюань.)

Шаолиньцюань — комплекс «18 рук Архатов»

В сети так же удалось найти два видеоролика выполнения данного комплекса — причем способы выполнения практически идентичны.

Второй вариант комплекса «18 движений рук архатов» — более мягкий и более «внутренний» и более подвижный вариант. Ну и соответственно совершенно непохожий на первый вариант.

Третий вариант комплекса «18 движений рук архатов» — китайский вариант — возможно выполняемый одним из монахов шаолиньского монастыря. (Или, что скорее всего — просто переодетым китайцем)

Четвертый вариант комплекса «18 движений рук архатов» — более силовой и дыхательный вариант — выполняемый каким-то «китайским дедушкой» из монастыря Шаолинь. (хотя вполне возможно что это какой-нибудь, все-таки именитый мастер Шаолиньцюань.) Но опять комплекс почему-то выполняется «по своему» — хотя вполне возможно это и есть оригинальная версия — кто знает. (А может в Шаолиньцюань сама форма — не имеет какого-то принципиального значения — а главное — это общая, так сказать линия комплекса.)

Пятый вариант комплекса «18 движений рук архатов» — тоже какого-то именитого мастера по имени Ши Енао. (Но это вполне может быть и какой-то другой комплекс ушу — просто «18 рук архатов», повторюсь очень известен — и при этом непонятен для российского зрителя. А людей которые действительно разбираются в Шаолиньцюань — относительно мало — и можно назвать любой комплекс — «18 рук архатов» — кто будет разбираться.

Вот такой вот легендарный комплекс Шаолиньцюань под названием «18 рук архатов» — лично я давно слышал — но вот благодаря сети — смог подробно и беспристрастно ознакомиться с ним только сейчас. (На мой взгляд — лучше бы и не знакомился — а оставил бы, для себя, этот комплекс, таким же таинственным и легендарным — такой неизвестный ориентир к которому хочется стремиться.)

P.S. Кстати вопреки общеизвестной легенде — согласно объективнейшей Википедии — Бодхидхарма все же передал не совсем общеизвестный комплекс «18 рук архатов» (ну кого думаю даже и тогда можно было удивить — связками ударов и защит.) Он передал им, возможно даже первый в своем роде — энергетический комплекс, который позднее назвали — цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы. Что на самом деле значительно более интереснее. (Вообще любопытно как все же создавали эти все легендарные боевые системы — как Шаолиньцюань например — небольшими группами людей — именно с методической точки зрения — как они знали например что нужны отдельные комплексы движений — когда никто не знал. Ну это как колесо — вроде очевидно — но пока не знаешь — фиг придумаешь.)

P.P.S. Вот так кстати выглядит этот легендарный комплекс «Дамо Ицзиньцзин» — цигун Бодхидхармы (Что в нем было такого что он, надеюсь, в практически неизменном виде дошел до наших дней? И что сделало монахов одного из обыкновеннейших монастырей Китая — такими легендарными?)

Шаолиньцюань — комплекс «18 рук Архатов»

4 комментариев к записи « Шаолиньцюань — комплекс «18 движений рук Архатов» »

Первый вариант 18 рук был в журнале «Здоровье», затем в брошюре: Хантен Маконэ «Бокс монастыря Шаолинь, освещаемый предком» https://www.ozon.ru/context/detail/id/21507594/ — вместе с ним второй комплекс «непобедимый монах». Затем оба этих комплекса в книге Лапченко СПОСОБ КУЛАЧНОГО БОЯ МОНАСТЫРЯ ШАОЛИНЬ. И попадался цветной плакат с расширенным вариантом от Сабатовских. Казалось бы стало быть русско-японский новодел. Но вот второй комплекс «непобедимый монах» есть на учебном диске в исполнении Ши Деяна.
Так как оба комплекса построены на одной базе приемов, относятся к стилю лохань цюань (кулак архата) — то первый «18 рук» с большой долей вероятности также существует, т.е. это один из 18 комплексов «18 рук» стиля лохань. А вот второй вариант в исполнении старичками — это не лохань.

Да точно — в журнале «Здоровье» — еще думаю откуда такие знакомые картинки. (И насколько помню — конец восьмидесятых)

18 рук — это 18 комплексов лохань цюань (кулак архата).
Первый вариант исполнения встречается в книгах вместе с другим комплексом «непобедимый монах», построенном на тех же движениях (https://www.ozon.ru/context/detail/id/21507594/). Также есть учебное видео, где «непобедимый монах» выполняет Ши Деян. А раз в шаолине выполняют комплекс «непобедимый монах» — то скорее всего и «18 рук» в первом варианте — это тоже один из 18 комплексов «18 рук». А вот вариант где старички — скорее всего не относится к лохань цюань, а является комплексом другого из множества шаолинских стилей с популярным названием, для поддержания здоровья, а не для прикладного использования.

Источник

18 движений рук Архатов. Комплекс упражнений Бодхидхармы

С вольнодумцем Бодхидхармой связано много легенд. Считается, что он является создателем чайных традиций, учения дзен, основ многих стилей современных боевых искусств. Именно он разработал для ослабших шаолиньских монахов совокупность упражнений для поддержания физического здоровья Ицзиньцзин. Во время проживания в монастыре Шаолинь Бодхидхарма научил служителей основам медитации, а также передал комплекс Ши ба шоу лохань цюань – 18 ладоней Архатов.

Что такое 18 ладоней Архатов?

Архаты были последователями Будды. Они достигли наивысшего духовного просветления. Каждый из восемнадцати Архатов создал по одному приему. В дальнейшем Бодхидхарма соединил их в единый комплекс.

какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть картинку какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Картинка про какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

Он состоит из нескольких захватов и освобождений из них, ударов кулаками и ладонями, невысоких ударов ногами и подсечек.

Главная задача комплекса – совершенствование внутреннего мира с помощью физических упражнений. Считалось, что в ходе усердных занятий ученик приобретает гармонию души с телом, отказывается от насилия, лени, обмана, неграмотности.

18 приемов Ши ба шоу лохань цюань

С помощью набора технических действий монахи словно описывали определенное событие:

какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть картинку какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Картинка про какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

С течением времени появилось несколько вариаций данного комплекса. Представленная совокупность упражнений является наиболее достоверной интерпретацией созданных Архатами приемов. Движения выполняются широко и резко. Переходы из высокой в низкую позицию и наоборот быстрые и точные. Удары руками и ногами в основном наносятся прямо. В целом, комплекс напоминает классическое направление ушу.

18 движений рук Архатов стала первой и главной техникой шаолиньских монахов. Упражнения комплекса носят философский смысл, объединяют в себе силу тела и легкость мысли. Отсюда берут начало боевые искусства, прославленные во всем мире.

Турнир:
Лига Чемпионов. Групповой этап

Источник

Бодхидхарма и его ученик Хуэй Кэ. Начало традиций храма Шаолинь.

какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть картинку какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Картинка про какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

Бодхидхарма и его ученик Хуэй Кэ. Начало традиций храма Шаолинь.

Было много источников, но как знаю. Хотя многие названия пишу дословно. В продолжении поста о Бодхидхарма.

Известный факт.

Монахи и ученики Шаолинь, следуя уникальной практики буддистов, приветствуют друг друга, используя только правую руку. Это приветствие – традиция, а корни ее начинаются с Дамо и его ученика Хуэй Кэ.

Немного истории о Бодхидхарма

какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть картинку какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Картинка про какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

Бодхидхарма учился у буддийского мастера много лет. Однажды он спросил своего буддийского мастера: «Учитель, когда я окончу обучение, куда я должен идти? Что делать?» Его учитель ответил, что он должен пойти в школу Чжэнь Дао, которая находилась в Китае. Годы спустя, учитель Бодхидхармы скончался, и Бодхидхарма уехал в Китай.

какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть картинку какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Картинка про какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

Один из старших братьев Бодхидхармы стал королем Индии, а впоследствии и сын старшего брата занял трон. Король Индии очень любил своего дядю и хотел загладить свою вину за те действия, которые старшие братья предпринимали против Бодхидхармы. Он спросил Бодхидхарму остаться в столице, где он сможет его защищать и ухаживать. Но Бодхидхарма знал, что он должен уехать в Китай, как говорил его учитель.

Видя, что Бодхидхарма не останется, король Индии приказал послать голубей с письмами, в которых просили народ Китая заботиться о Бодхидхарме. Из-за этих писем Бодхидхарма стал знаменит среди многих китайцев, которые задавались вопросом, что же такого особенного в этом буддийском монахе, что даже король Индии обратился к ним с такой просьбой.

В 527 г. н.э., 32 года после основания Ба Туо-х, храма Шаолинь, Бодхидхарма прибыл в Китай через провинцию Гуандун. В Китае он был известен как Дамо, практикующих Да Шен (Махаяны, направление в буддизме). Когда ДаМо приехал, он был встречен большой толпой людей, которые слышали о знаменитом буддийском мастере и хотели услышать, что он говорит. Вместо того, чтобы говорить, Дамо сел и начал медитировать. Он медитировал в течение многих часов. По завершении своей медитации, Дамо встал и ушел, ничего не сказав.

какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть картинку какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Картинка про какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

Его действия оказали глубокое влияние на окружающую аудиторию. Некоторые люди смеялись, некоторые плакали, некоторые были недовольны, а некоторые просто кивали головами, в знак того, что они все поняли. Независимо от эмоций, все по-разному реагировали.

Этот инцидент сделал Дамо еще более известным, настолько известным, что император Ву услышал о нем. Император Ву, правивший южным Китаем, пригласил Дамо в свой дворец. Они долго говорили о буддизме. Император воздвиг множество статуй и храмов, посвященных буддизму. Он обогащал буддийские храмы. В разговоре о его достижениях, император Ву спросил Дамо, хороши ли его деяния. Дамо ответил, что их не было. Этот ответ очень удивил императора Ву, но они продолжили разговор. В самом конце разговора император Ву спросил Дамо, есть ли Будда в этом мире. Дамо ответил, что его нет.

Ответы Дамо были, противоположны ожиданиям императора Ву. Задавая вопросы о правильности своих поступков, император Ву искал комплиментов, но Дамо все отрицал и считал, что обязанности императора Ву, прежде всего забота о своем народе. Вместо того чтобы ожидать комплименты, император Ву должен был быть доволен тем, что мог помочь своему народу через Будду. Аналогичным образом, если кто-нибудь спросит, если есть Будда в мире, то уже есть ответ на этот вопрос: Будда – это вопрос веры, либо вы верите от всего сердца, либо вообще не верите. Ставя под сомнение существование Будды, император Ву продемонстрировал отсутствие веры.

Ответы Дамо разгневали императора Ву, и он приказал Дамо оставить дворец и никогда не возвращаться. Дамо просто улыбнулся, повернулся и ушел.

Дамо продолжил свой путь, направляясь на север, пока ни достиг города Нанкин. В городе Нанкине, было известное место с названием «Павильон цветочный дождь», где собралось много людей, чтобы пообщаться и расслабиться. Собралась толпа людей у в «Павильона цветочный дождь» вокруг буддийского монаха, который читал лекции. Этого буддийского монаха звали Шен Гуан.

какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть картинку какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Картинка про какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

Дамо продолжил путешествие на север, пока не достиг реки Янцзы. На берегу реки сидела пожилая женщина с большой связкой камыша. Дамо подошел и спросил у нее, мог бы он взять одну трость из связки камыша. Пожилая женщина была не против. Дамо взял одну трость, положил его на поверхности реки Янцзы и ступил на нее. Он перешел через реку Янцзы используя силу своей Ци. Видя это, Шен Гуан подбежал к тому месту, где сидела пожилая женщина, не спрашивая схватил связку тростника. Затем бросил тростник на поверхность реке Янцзы и ступил на него. Тростник погрузился под ним в воду, и Шен Гуан начал тонуть. Пожилая женщина увидела свое происходящее, сжалились над Шен Гуан, вытащила его из реки. Шен Гуан лежал на земле и откашливал речную воду. Пожилая женщина сказала, что не спрося разрешения взять тростник, он показал свое неуважение к ней и прежде всего к себе. Также она сказала Шен Гуан, что если он искал мастера, что тем мастером является Дамо, человек, за которым он следовал. Как только она это сказала, тростник, который затонул под Шен Гуан, снова поднялся на поверхность реки. Шен Гуан шагнул на тростник, но тот не утонул. Он достиг другой стороны реки и продолжил, следовать за Дамо.

Есть много людей, которые считают, что пожилая женщина на берегу реки была Бодхисаттва (существо с пробуждённым сознанием), которая помогала Шен Гуан разорвать порочный круг своей сансары (блуждание, странствование).

какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть картинку какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Картинка про какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

Тем временем, Дамо приближался к храму Шаолинь. Монахи Шаолиня были уведомлены и были готовы к встречи с ним. Когда Дамо вошёл в храм, монахи Шаолиня приветствовали его и предложили остаться в храме. Дамо не ответил, но пошел к пещере на горе позади храма Шаолинь, сел и начал медитировать. В передней части храма Шаолинь, есть пять гор: гора Колокол, гора Барабан, гора Меч, гора Печать и гора Флаг (названия написал дословно). Эти горы были названы в честь вещей, которые напоминают их форму. За Шаолинь находятся пять возвышенностей, гор “Грудь Горы”, которые напоминают форму груди. Пещера, которую ДаMo выбрал для медитации, была в одном из этих гор.

Дамо в пещере горы рядом Шаолинь лицом к стене размышлял в течение девяти лет. Во время этих девяти лет, Шэнь Гуан остался снаружи пещеры, выступал в качестве телохранителя для Дамо. Периодически Шэнь Гуан спрашивал Дамо, чтобы он чему-то научится у него, но Дамо так и не ответил. Во время этих девяти лет монахи Шаолиня также периодически приходили к Дамо, чтобы спуститься в храм, с приглашением вернуться в храм, в более комфортные условия, но Дамо так и не ответил. Через некоторое время, концентрация Дамо стала настолько сильной, что его образ выгравировался на стене камня перед ним.

какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть картинку какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Картинка про какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

К концу девятого года, монахи Шаолиня решили, что они должны сделать что-то для Дамо и поэтому сделали специальную комнату. Они называли эту комнату (Звон Дамо). Когда эта комната была завершена, в конце девятого гоДамонахи Шаолиня пригласили Дамо прийти в нее. Дамо не ответить, но после встал, спустился в комнату, сел, и сразу же начал медитировать. А Шэнь Гуан продолжил стоять на страже у комнаты Дамо. Дамо медитировал в своей комнате в течение еще четырех лет. Шэнь Гуан иногда спрашивал Дамо, с просьбой обучить его, но Da Mo так и не отвечал.

В течении тринадцати лет Шэнь Гуан следил за Дамо, но Дамо никогда ничего не говорил Шэнь Гуан. Дело было зимой, когда четырехлетний период медитации заканчивался, и Шен Гуан стоял в снегу за окном у комнаты Дамо. Ему было холодно, и он был очень рассержен. Он взял большую глыбу льда и швырнул его в комнату Дамо. Эта глыба льда произвела много шума, так как она разбилась в комнате Дамо. Этот шум разбудил Дамо и он вышел из своей медитации, затем посмотрел на Шэнь Гуан. В гневе и разочаровании Шэнь Гуан хотел зтать, когда Дамо будет учить его.

Дамо ответил, что он будет учить Шэнь Гуан, когда красный снег начнет падать с неба.
Услышав это, Шэнь Гуан взял свой меч, и отрезал себе левую руку. Он держал отрезанную руку над головой вращая ее вокруг своей головы. Кровь из руки застыли в холодном воздухе, и падала, как красный снег. Видя это, Дамо согласился обучить Шен Гуан.

какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Смотреть картинку какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Картинка про какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны. Фото какие движения дал бодхидхарм монахам для самообороны

Дамо взял лопату монаха и пошел с Шэнь Гуан на «гору Барабан» перед храмом Шаолинь. «Гора Барабан» называется так ее вершина очень плоская. Дамо сказал Шэнь Гуан, «Прежде всего, ритм твоего сердца должен быть ровный», так же, как поверхность «горы Барабан». На этой «горе Барабан» Дамо выкопали колодец. Вода этого колодца была очень горькой. После этого Дамо ушел. Целый год Шэнь Гуан использовал горькую воду из колодца для своих потребностей. Он использовал ее, чтобы готовить, убирать, купаться. В конце первого года, Шэнь Гуан пошел в Дамо и снова попросил его, чтобы он дальше продолжил его обучение. Дамо вернулся с Шэнь Гуан на «гору Барабан» и вырыли второй колодец. Вода этого колодца была очень острой. Целый год, Шэнь Гуан использовал пряный воды для всех своих потребностей. В конце второго года, Шэнь Гуан пошел обратно к Дамо и снова попросил его учить. Дамо вырыли третьей колодец на «горе Брабан». Вода этого третьей колодца была кислой. Уже на третий год, Шэнь Гуан использовал кислый воды для всех своих потребностей. В конце третьего года, Шэнь Гуан вернулся к Дамо и снова попросил продолжить обучение. Дамо вернулся на «гору Барабан» и вырыли четвертый и последний колодец. Вода этого колодца было сладкой. И в этот момент, Шен Гуан понял, что четыре колодца представляли всю жизнь. Как колодцы, его жизнь была иногда горькой, иногда кислой, иногда пряной, а иногда и сладкой. Каждый из этих этапов в его жизни было одинаково красивы и необходимы, как и каждый из четырех сезонов года, прекрасны и необходимы в своем роде. Без каких-либо особых действий и просто говоря Дамо научил Шэнь Гуан наиболее важным принципам: от ум к уму, от сердца к сердцу. Эти связи называются «язык действия», что является фундаментом Чан буддизма, где берут начало от Дамо в храме Шаолинь.

После обучения Шен Гуан получил имя Хуэй Кэ, и он стал настоятелем храма Шаолинь после Дамо.

Чтобы оплатить в дань уважение к жертве, которую принес Хуэй Кэ, ученики и монахи монастыря Шаолинь приветствуют друг друга, используя только правую руку.

Источник

Гимнастика Бодхидхармы

Одной из самых знаменитых систем шаолиньских методов укрепления собственного тела и достижения крепости духа считается гимнастика Бодхидхармы «Ицзиньцзин», чье название можно перевести как «Канон об изменениях в мышцах», или «Канон преобразования мышц». Именно в «Ицзиньцзин» изложены секреты, которые преподавал монахам сам Бодхидхарма.

Ицзиньцзин по праву считается основным из базовых комплексов, с которого начинается обучение шаолиньской внутренней традиции.

Ши Децянь, Алексей Александрович Маслов
Гимнастика Бодхидхармы

Часть 1
ПОД СЕНЬЮ ШАОЛИНЬСКИХ СТЕН

У истоков Шаолиньской легенды

У великого Пути нет врат,

В него впадают сотни дорог.

Тот, кто преодолел эти врата без врат,

Свободно странствует меж Небом и Землей.

«Праздные странствия в горах Суншань»

«Праздные странствия в горах Суншань» – это название одного из стихотворений великого китайского поэта IX в. Ли Бо. Однажды забредя в эти места, он был столь очарован их красотой и поражен нравственными подвигами живших там святых людей, что решил надолго поселиться в горах Суншань. Это прибежище отшельников и магов, поэтов и художников, каллиграфов и мастеров боевых искусств. Сегодня известно несколько сот стихов китайских знаменитостей, от императоров до современных политических деятелей, где описываются красоты гор Суншань. Эти горы расположены в провинции Хэнань и причисляются к пяти великим горам Китая. Это пологий массив, напоминающий, как говорят местные буддисты, лежащего Будду. Первые поселения на территории возникли еще в 1 тыс. до н. э., а в VII–V вв. многие правители приезжали сюда для «бесед с духами». Здесь практиковали бессмертные даосы, селились святые отшельники. По одной из легенд, в горах Суньшань когда-то обитал даосский маг Лю Гэн, который мог вызвать духов умерших, а затем исчезал вместе с ними, чем немало пугал окружающих. Массив Суншань лежит между двумя городами: Чжэньчжоу (нынешняя столица провинции) и Лояном. В эпоху Тан Лоян являлся столицей Китая, в I в. там был построен первый в Китае буддийский монастырь – «Монастырь Белой лошади» (Баймасы).

Чудесным образом эти горы стали родиной целого ряда даосских мистических школ, китайского чань-буддизма (более известного на западе под японским названием дзэн) и крупнейшей школы ушу.

В горах Суншань, богатых легендами и памятными местами, располагается знаменитый Шаолиньский монастырь – место рождения буддийской школы Чань и центр буддийских боевых искусств. В получасе ходьбы от знаменитой обители находится один из самых больших даосских храмов в Китае – «Храм Срединного холма» (Чжунъюэмяо).

Горный массив Суншань делится на две части – «Большое горное убежище» (Дашишань) и «Малое горное убежище» (Шаошишань), где у подножья пика Укуншань и расположился небольшой монастырь Шаолиньсы.

Шаолиньская мистификация

Под сенью монастырских стен прохладно даже в нестерпимо жаркий летний день, когда, кажется, вся природа дышит невыносимым зноем. Здесь спокойно и тихо, будто внешнего мира не существует, а проходящий мимо бритоголовый монах с метелочкой для отпугивания мух видится живым воплощением Предвечного Будды.

Северный Шаолиньский монастырь – легендарная колыбель «боевых искусств всей Поднебесной». Снаружи очень красивый и высокомерно-презентабельный. Внутри, где располагаются помещения, не предназначенные для туристов, – немного замусоренный и весьма скромный. За воротами, осталась говорливая толпа туристов, прибывших автобусом из городов Лояна и Чжэньчжоу, открыты ларьки сувениров, десятки ресторанчиков и магазинов со второсортной экипировкой для занятий ушу, работают фотографы, продается масса литературы «о тайном знании Шаолиня». Там же огромный кинозал с круговой панорамой, где можно посмотреть ролик об истории и боевых искусствах Шаолиня. Неподалеку располагается широко разрекламированный «Дворец ушу», где за определенную плату предлагают в кратчайший срок узнать все «секреты» боевых искусств. В нескольких учебных заведениях при Шаолине сегодня обучаются более двух тысяч последователей шаолиньской школы, в основном молодежь.

Столица провинции Хэнань – древний город Чжэньчжоу – в прямом смысле живет за счет Шаолиньского монастыря, расположенного в сотне километров от города. Уже на железнодорожном вокзале любой без труда различит в китайском многоголосье слово «Шаолиньсы» – это владельцы частных автобусов зазывают туристов посетить знаменитый монастырь. Машины едут туда от Чжэньчжоу около двух часов по поразительным своей красотой горам Суншань, а затем оставляют туристов в километре от монастыря, недалеко от огромного черного памятника, изображающего монаха-бойца, сложившего руки перед грудью в традиционном шаолиньском приветствии. Дальше надо идти пешком, мимо сотен тренирующихся ушуистов из местных училищ и торговцев-лоточников. Зеленая аллея наконец приводит к резным воротам с тремя знаменитыми иероглифами «Шаолиньсы», написанными справа налево. За этими воротами начинается «живая легенда».

И здесь же начало удивительной и величайшей мистификации, которая коснулась, наверное, каждого поклонника боевых искусств и которая до сих пор волнует последователей ушу во всем мире.

«Все боевые искусства Поднебесной вышли из Шаолиньского монастыря», – утверждает известная китайская поговорка. Практически все книги по ушу, будь то китайские или европейские, начинают свой рассказ именно с этой монашеской обители, предстающей перед нами в ореоле легенд, тайн, туманных полунамеков. Здесь и рассказ о знаменитом индийском миссионере Бодхидхарме, просидевшем в безмолвном созерцании стены девять лет и создавшем шаолиньскую школу ушу, и повествование о подземном лабиринте с восемнадцатью бронзовыми бойцами-манекенами, неожиданно наносившими удары по монахам, сдающим «выпускной экзамен» по ушу. Существует версия, что именно шаолиньские монахи научили своему боевому искусству сотни мирян, которые понесли это удивительное знание по всему Китаю.

Действительно, долгое время монастыри были оптимальным местом для занятий боевыми искусствами. Кроме того, контингент монахов был относительно стабилен, они могли совершенствоваться на протяжении десятков лет. Этому способствовал особый монастырский уклон со строгой дисциплиной, продуманным рационом питания и распорядком дня. Монастырь формировал и особый духовный климат.

Тем не менее некоего «монастырского» ушу, отличного от народного или армейского боевого искусства, не возникло. А занятия боевыми искусствами в монастырях были скорее редким исключением, чем правилом. По преданиям, боевым мастерством монахов славились лишь немногие монашеские обители – Северный и Южный Шаолиньский монастыри, расположенные соответственно в провинциях Хэнань и Фуцзянь, монастырь Кэпусы в Сычуани, Тунфусы в Фуцзяни, Наньшаньсы в провинции Шаньси, Цыэньсы в Гуандуне, Тяньчжоусы в Пекине. При этом вопрос о занятиях ушу в некоторых из них, в частности, в Южном Шаолиньсы, до сих пор остается нерешенным. Поэтому Северный Шаолиньсы остается, пожалуй, единственным реальным подтверждением существования монашеских боевых искусств.

Тем не менее в Китае существует целый ряд стилей, сформировавшихся в лоне буддийской традиции. Крайне закрытая буддийская школа ушу – «Кулак школы Пустоты» (кунмэньцюань) (шуньяты – центрального понятия буддизма) была создана в Хубэе на рубеже XVII–XVIII вв. мастером Сунь Тинчжаном. В разных районах империи независимо от шаолиньцюань возникали пробуддийские стили, например, «Кулак ламы» (ламацюань), взрывной «Кулак буддийской школы» (фомэньцюань) в Хубэе, «Кулак Будды Майтрейи» (милэфоцюань), «Кулак Дамо» (дамоцюань), «Кулак архатов» (лоханьцюань). Проповедниками таких стилей были либо бродячие монахи, либо лидеры сектантских тайных обществ. Даже шаолиньцюань нельзя считать в полной мере буддийским стилем – слишком много в нем чисто народных привнесений, к тому же под этим названием могут фигурировать разные стили.

На уровне народной культуры господствовал синкретизм, характерный в том числе для «еретических» тайных сект, в которых шли активные занятия ушу. Учения накладывались одно на другое, границы между ними стирались, народ поклонялся одновременно и даосским духам, и буддийским божествам, и конфуцианским мудрецам. Это отразилось и на индоктринации ряда школ ушу – их «буддизм» был относителен, буддийская символика и фразеология скорее служили символическим выражением божественного и запредельного начал в ушу.

В частности, в провинции Фуцзянь был создан стиль, традиционно причисляемый к буддийскому направлению ушу «Южный кулак Будды» (наньфоцюань). Первоначально он назывался «Кулак бодхисатвы» (пусацюань). Несмотря на буддийские названия, стиль был создан даосским магом, который с детства обучался у своего отца, а последователи стиля выше всего ставили конфуцианские принципы ритуала и «человеколюбия». Стили, подобные «Кулаку южного Будды», были повсеместно распространены в деревнях в XVIII в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *