какие диаспоры есть в москве
Какие диаспоры «правят» Москвой?
Ощутимая часть московского рынка занята выходцами с Кавказа и из Средней Азии
Чеченцы
По официальным данным, численность диаспоры — 80 000 человек.
По мнению ГУВД и независимых экспертов, — около 150 000. Последнее больше похоже на правду, что подтверждает Институт общей генетики имени Вавилова. По оценкам специалистов, к 2025 году численность московской чеченской диаспоры составит 643 000 человек.
Многопрофильный. Концерн «Милан».
Лотерея «Русское лото» — всероссийская компания, работающая в 85 регионах страны. В «империю» «Милана», кроме «Русского лото», входят салон красоты «Милан», ресторан «Конь и пес», научно-производственная компания «Гудвилл», центр строительных технологий АО «Лан», научно-техническая компания «Гений-М». Совладелец — Малик Сайдулаев.
Антикризисное управление, комплексное обеспечение оздоровления и реструктурирования предприятий в России и СНГ, оказание услуг по финансовому и юридическому консалтингу. В состав акционеров «Группы» Альянс» входят фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом 15 субъектов Федерации, а также ОАО «Кировский завод» и ОАО «Ижмаш». Еще одна сфера деятельности — нефтепереработка. Владелец — Муса Бажаев.
Группа «Плаза», гостиница «Рэдиссон Славянская» — Умар Джабраилов.
Организация казино, залов игровых автоматов, сдача помещений в аренду под офисы, офисно-гостиничный центр «Совинформ» — Руслан Байсаров (с 2000 года — вице-президент Московской Топливной компании, которой принадлежит около 100 АЗС столицы).
Банк «ИРС» — президент Ибрагим Башаев.
Группа компаний «Идигов продукт» — торговля табачными изделиями. Владелец — Муса Идигов.
Директор российского отделения фирмы «Москва-Макдоналдс» — Хамзат Хасбулатов.
Сегодня в Москве действуют около 20 организованных преступных группировок. Сфера деятельности стандартная. Во-первых, «крышевание». Около года назад в электронные СМИ был сделан сознательный слив информации о фирмах, находящихся под криминальным контролем представителей чеченской диаспоры. Список, в котором указана почти сотня московских банков, магазинов, ресторанов и прочих «ООО» и «ОАО», достаточно подробный, с адресами предприятий, фамилиями учредителей и так далее., Приводить его здесь нет смысла.
Азербайджанцы
Численность диаспоры — 33 300 человек. По данным ГУВД Москвы (август 2003 г.) — 1 500 000 человек.
Плодово-овощная продукция (опт и розница) — монополисты.
Мелкорозничная торговля китайским и турецким ширпотребом (опт и розница).
Алкоголь, сигареты — круглосуточные палатки и магазинчики.
«Цветочный бизнес» — оптовый, розничный.
Крупнооптовая торговля одеждой, обувью и т. д. — «Снежная королева», владелец — Вугар Исаев.
Пищевая промышленность — АО «Дербеневка» (бывший Московский дрожжевой завод), владелец- Агарагим Джафаров. Предприятие — основной поставщик дрожжей для всей хлебопекарной и пивной промышленности региона.
«Пивоварня Москва-Эфес» — совместный турецко-азербайджанский контроль за бизнесом.
«ЛУКОЙЛ-Маркет» — сельхозпроизводство и торговля сахаром, мукой, зерном.
Нефтедобывающая промышленность — компания «ЛУКОЙЛ». Президент — Вагит Алекперов.
Фальсификация алкогольной продукции.
Продажа наркотиков растительного происхождения (опиаты и конопля), содержание наркопритонов — «мингечаурская» бригада и азербайджано-дагестанская «закатальская» бригада. По данным спецслужб, контролируют 35% всего наркорынка Москвы.
Контроль над мелкооптовыми рынками. Черемушкинский, Усачевский, Рогожский и Велозаводский, Северный рынки — «ленкоранская» группировка.
Мошеннические операции с валютой — «евлахская» группировка.
Угон дорогих автомобилей «под заказ».
Секс-сервис, нелегальный экспорт осетровых и икры — мелкие группировки.
Армяне
Проживают в Москве уже шесть веков. По переписи 1989 года, армян в столице было 43 тысячи. Сейчас, по данным Института общей генетики им. Вавилова, их 82,2 тысячи.
Производство, сервис и ремонт.
По мнению посольства Республики Армения в России, «крупный армянский бизнес в России носит криминальный характер…». В то же время у армянской общины Москвы очень сильны позиции в среднем и мелком бизнесе, который по определению не может быть криминальным. Это рестораны и кафе, магазины и лотки, мелкие автосервисы. В 90 случаях из 100 обувь москвича чинит армянин. Армянский мастер поменяет батарейку в часах или вычистит запылившийся часовой механизм. Армянские предприниматели владеют хлебопекарнями, швейными мастерскими и мастерскими по ремонту бытовой техники. Еще одна сфера бизнеса — грузоперевозки фруктов и овощей с юга России и СНГ. В этом бизнесе, как ни странно, армяне работают вместе с конечными реализаторами товара — азербайджанцами.
«Республиканский центр репродукции человека и планирования семьи» — всемирно известен. Здесь впервые в России была сделана операция по перемене пола. В год в мире делается 1600 операций по пластике половых органов, из них 350 операций де
лает московский центр. Директор — Андрей Акопян.
Московский коньячный завод «Арарат» — директор Роман Акопян.
АО «Москвич» (сейчас находится под внешним управлением). Последний генеральный директор — Рубен Асатрян.
Инвестиционная компания «Тройка-диалог», один из крупнейших игроков на фондовом рынке страны. К слову, компании принадлежит ‘40% акции компании «Арбат-престиж», исполнительный директор — Рубен Варданян.
Традиционно скупка золотого лома и золотосодержащих радиодеталей;
Грузины
Компания «Вимм-Билль-Данн» (Лианозовский, Царицынский, Раменский молочные комбинаты) обеспечивает треть московского рынка молочной продукции — председатель совета директоров Давид Якобашвили.
Кондитерский холдинг «Сладко» — президент Валерьян Хабулава.
Пивной завод «Хамовники» — владелец Наскид Харишвили.
Банк «Российский кредит» — один из совладельцев Борис Иванишвили.
«Ассоциация XXI» объединяет десяток предприятий, организаций и фирм. «Ассоциация» ориентирована на внешнеэкономическую деятельность. Президент — Анзори Кикалишвили.
Итальянская корпорация «Мерлони» ежегодно производит и продает. на российском рынке 1 500 000 холодильников «Стинол». Производитель и поставщик бытовой техники марок «Индезит». и «Аристон». Управляющий директор российского представительства Каха Кобахидзе.
Авиа — Амиран Куртанидзе.
«Совтрансавто» (международные грузоперевозки) — генеральный директор Тенгиз Татишвили.
Московская нефтегазовая компания — основной поставщик и переработчик нефтепродуктов на московском топливном рынке. Ежегодная добыча нефти — около 3 миллионов тонн. Президент — Шалва Чигиринский.
Выходцы из Средней Азии
Большинство представителей среднеазиатской диаспоры (особенно те, кто приехал в последние годы) заняты на самых дешевых, грязных и низкооплачиваемых работах:, дворники (особенно Юго-Западный округ Москвы), строители самой низкой квалификации. Мелкий челночный бизнес, поставки дешевого китайского ширпотреба. Держат мел кие точки «быстрого питания», где подаются блюда с «национальным колоритом». В то же время представители казахской диаспоры занимаются «высокими технологиями» — программированием, торговлей и сборкой компьютеров. В ближайших пригородах Москвы есть несколько «казахских» и «узбекских» типографий, которые не жалуются на отсутствие заказчиков. Цены существенно ниже, чем в среднем по столице, и качество печати отменное.
Финансово-строительная кор порация «Конти» — лидер на столичном рынке жилья. Президент корпорации — Тимур Тимербулатов.
Какие диаспоры есть в москве
Набор данных «Национально-культурные объединения и национальные общественные организации» содержит подробную информацию о национальных общественных объединениях (НОО) и национально-культурных автономиях (НКА) города Москвы, включающую юридический и фактический адреса организаций, реквизиты, местоположение, ФИО руководителя, контактные данные и график работы.
НОО и НКА города Москвы начали создаваться с начала 1990-х годов XX века и были узаконены с принятием Федеральных законов «Об общественных объединениях» (1995) и «О национально-культурных автономиях» (1996). Все организации этого типа (НОО и НКА) являются некоммерческими, возникают по инициативе групп граждан с целью реализации их этнокультурной идентичности. Национально-культурные автономии бывают трех уровней: местные, региональные и федеральные. В соответствии с Законом, три местных автономии могут образовывать региональную, а три региональных – федеральную НКА.
Современная ситуация в России
Национальные общественные объединения и национально-культурные автономии создаются во всех регионах Российской Федерации, но наиболее активны – в этноконтактных зонах и местах компактного проживания этнических групп, находящихся в численном меньшинстве. НОО и НКА крупных городов и мегаполисов (Санкт-Петербурга и Москвы) взаимодействуют с органами исполнительной власти посредством создания консультативных советов при соответствующих органах.
Современная ситуация в Москве
Площадкой для взаимодействия органов исполнительной власти с национальной общественностью города Москвы является Совет по делам национальностей при Правительстве Москвы – постоянно действующий консультативный и совещательный орган – и его 10 комиссий. Совет формируется из числа руководителей национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, экспертов и представителей органов исполнительной власти города Москвы.
В новом составе Совета, утвержденном в июне 2016 г., представлены более 80-ти национальных и межнациональных организаций.
Ассирийцы, армяне, азербайджанцы и другие жители столицы Краткая история московских диаспор
По данным последней переписи населения, около 15 процентов населения Москвы принадлежат к национальным меньшинствам — это примерно как в Париже, меньше, чем в Берлине и Лондоне, и больше, чем в Риме. История Москвы как многонационального города насчитывает не одно столетие.
Топонимические древности
В московской топонимике сохранилось много следов ее космополитического прошлого. Например, в Замоскворечье есть Татарские улицы и переулки — тут в Средние века была слобода, где селились выходцы из Орды и поволжских ханств. Здесь же — Московская историческая мечеть 1823 года постройки. По соседству — Казачьи переулки на месте Казачьей слободы, а также Толмачевские переулки на месте слободы толмачей — переводчиков, обслуживавших преимущественно татар. И, конечно, Большая и Малая Ордынки, названные то ли по тем же поселениям выходцев из Орды, то ли по дороге, ведущей в Орду.
Между Пресней и Тверской с XVII века существовала слобода грузин и армян, а в 1729 году эти земли были пожалованы Вахтангу VI, грузинскому царю, свергнутому с престола турками и бежавшему в Россию. Теперь тут улицы Большая и Малая Грузинские, Грузинский переулок и Грузинский вал — часть Камер-Коллежского вала (границы Москвы XVIII-XIX веков). В тех же краях — Армянское кладбище и церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) Армянской апостольской церкви.
Улица Маросейка, идущая от Китай-города к Покровке, названа по Малороссийскому подворью и украинскому кабаку при нем, популярному у москвичей в XVII веке (аналогично, Шведский тупик близ Тверского бульвара — по Шведскому подворью). В примыкающем к Маросейке Армянском переулке издавна жили армяне. Самым заметным семейством были Лазаревы-Егиазаряны — именно они в середине XVIII века начали активно застраивать переулок, а в 1815 году открыли тут училище, эволюционировавшее ныне в Лазаревский институт восточных языков. А в доме Лазаревых в Армянском переулке ныне размещается армянское посольство.
Фрагмент гравюры Адриана Шхонебека «Усадьба Ф.А. Головина в Немецкой слободе» (1705)
В окрестностях метро «Бауманская» многие переулки сохранили названия с тех пор, когда здесь располагалась Немецкая слобода: Старокирочный и Новокирочный — по Старой и Новой кирхам (протестантским церквям), Посланников — по дому прусского посла, Аптекарский — по дому саксонца Блюментроста, придворного врача и главы Аптекарского приказа. Главная улица слободы до 1922 года называлась Немецкой (по ней адресовался дом, в котором родился Пушкин). Забавно, что название Бауманская она могла бы получить еще четыре столетия назад — не в честь большевика Николая Баумана, а в честь его полного тезки, генерала Николаса Баумана, наемника из Гольштейна, самого влиятельного человека в допетровской Немецкой слободе.
Деление Москвы на слободы утратило значение после налоговой реформы Петра I, и привычка национальных диаспор жить кучно пропала: в Москве с тех пор не было этнических кварталов. Остались только эти названия.
Профессиональная специфика
В ХХ веке, в связи Первой мировой войной, революцией, Гражданской войной и коллективизацией, в Москву хлынуло множество народу, в том числе и представителей национальных меньшинств. Именно тогда сформировались многие московские национально-профессиональные стереотипы, сохранявшие актуальность до самых недавних пор.
Например, огромное количество дворников в Москве на протяжении всего ХХ века были татарами. Они бежали из родного Поволжья от голода — и, будучи в основном необразованными и плохо говоря по-русски, устраивались на самую низкоквалифицированную работу, дающую не только прописку, но и жилплощадь в обслуживаемом дворе. Старые москвичи до сих пор помнят дворников — Ринатов и Бакиров с забавным акцентом. Причем это были не гастарбайтеры — существовали целые татарские дворницкие династии, из поколения в поколение работавшие в одном дворе. Уже в новейшие времена новая система ЖКХ и наплыв гастарбайтеров из Средней Азии уничтожили этот феномен. Кроме того, в советские времена татарами были чуть ли не все поголовно носильщики на московских вокзалах.
Дворник на Варварке, 1990 год
Похожая история была с ассирийцами, которые массово бежали в Россию из Закавказья во время Первой мировой войны и геноцида армян в Османской империи (турки не отделяли ассирийцев от армян — те и другие жили бок о бок и были инородцами и иноверцами). Их «фирменной» профессией стала чистка и ремонт обуви — соответствующие палатки с национальным колоритом сохранялись по всей Москве вплоть до «антиларечной кампании» мэра Сергея Собянина. Все эти сто лет их продолжали путать с другими закавказскими народами, в основном с армянами.
Места сбора
В отсутствие этнических кварталов у московских диаспор возникли альтернативные места концентрации. Во-первых, есть храмы: мечети на Большой Татарской и в Выползовом переулке (сто лет назад их прихожанами были преимущественно татары, ныне — в большей степени выходцы с Кавказа и из Средней Азии), армянская церковь Сурб Арутюн (на улице Трифоновской уже много лет строят новый армянский храмовый комплекс с собором Сурб-Хач, то есть Святого Креста), ассирийская Мат-Марьям (Девы Марии) на Дубровке и так далее.
Прихожане около мечети в Москве, 1969 год
В 1950-е годы по всей Москве открывались магазины с национальным колоритом под названиями «Грузия», «Таджикистан», «Узбекистан» и так далее, подведомственные министерствам торговли соответствующих союзных республик и служащие своего рода витринами «республик свободных» в столице «союза нерушимого». Из них до наших дней дожила только «Армения» на Пушкинской площади — еще одно доказательство, что армяне — едва ли не самая развитая и укорененная в Москве национальная диаспора.
Примерно в то же время и по тому же принципу в Москве стали возникать национальные рестораны: «Узбекистан» на Неглинной, по соседству — популярный у богемы (потому что круглосуточный) армянский «Арарат». Ныне главный армянский ресторан Москвы — «Старый фаэтон» на Большой Никитской, совершенно не заслуживающий дурной славы, которая пришла к нему после того, как тут застрелили криминального авторитета Деда Хасана. Этот прискорбный случай свидетельствует лишь о том, что Дед Хасан (выходец из Тбилиси и курд-езид по происхождению) знал толк в простой и вкусной кавказской еде.
Особая история — легендарный грузинский ресторан «Арагви», открывшийся еще в 1938 году — наверное, не надо объяснять, почему грузины получили свое «гастрономическое посольство» в Москве раньше других. Ныне ресторан под таким названием работает на улице Улофа Пальме на западе города, а в историческом здании на Тверской идет реконструкция — обещают открыть уже в декабре 2013 года во всем былом великолепии. Ресторанов «Баку» в современной Москве несколько, из них правильный (тот, который предпочитают сами азербайджанцы) — в здании одноименного кинотеатра на «Соколе».
Кроме всего этого, с 1960 года очагом мультикультурализма (в том числе гастрономического) в Москве является Университет дружбы народов. Его создавали, чтобы учить элиты стран третьего мира и, возвращая их на родину, обращать их страны в «народные демократии», то есть присоединять к соцлагерю. Этот мегапроект развивался с переменным успехом: несколько поколений элит воспитать все-таки удалось, но немалая доля выпускников ни на какую родину не вернулась — они женились на русских девушках и остались в Москве. Ныне грандиозный кампус РУДН на улице Миклухо-Маклая на юго-западе города славен преимущественно экзотическими ресторанами: ливанским «Бейрутом», эфиопским «Авеню», индийским «Деви».
Студенты инженерного факультета Университета дружбы народов имени Патриса Лумубы, 1978 год
И еще, конечно, рынки. Азербайджанец, торгующий помидорами, — еще один расхожий московский национально-профессиональный стереотип. А в 1990-е важным символом «переходной экономики» стали вещевые рынки с отчетливым национальным колоритом, прежде всего — легендарный «Черкизон» на востоке города, один из крупнейших центров розничной и мелкооптовой торговли дешевым китайским ширпотребом (вроде кожаных курток за смешные полторы тысячи рублей). «Черкизон», как и другие подобные ему рынки, был городом в городе, напоминая в этом смысле классический восточный базар: там можно было родиться, жениться, сделать карьеру, сменить несколько мест жительства, умереть и чуть ли не быть похороненным, так и не покинув пределов рынка. Тысячи приезжих торговцев и мигрантов — в основном китайцев и других азиатов — не только работали, но жили на «Черкизоне». Туда предпочитала не соваться милиция/полиция, и у «черкизонцев» были собственные силы безопасности и, соответственно, собственные законы.
Пожалуй, самой узнаваемой чертой этих рынков и главным ориентиром, по которому их находили, был запах. Вонь многих тысяч немытых тел, жареной селедки, какой-то гари и прочей гадости заглушала даже московский смог.
Подобные рынки, будучи основным каналом поставки дешевой одежды из стран третьего мира, за двадцать лет немало способствовали деградации отечественной легкой промышленности. Лишь в конце 2000-х московские власти (не без тумаков от властей федеральных) взялись с ними систематически бороться. Теперь их стало гораздо меньше, хотя ценители по-прежнему могут их отыскать.
Политика против этнологии
Помимо торговцев, национальную ситуацию в новейшей истории Москвы стали определять еще две огромные категории мигрантов: беженцы и гастарбайтеры. Первые спасались от войн и погромов, которыми сопровождался распад СССР. Сколько из 200 тысяч человек, бежавших от гражданской войны в Таджикистане, оказались в Москве, никому так толком и не удалось подсчитать. Нет точных данных и о том, сколько армян и азербайджанцев спаслись здесь от призыва в армию во время Карабахской войны. Из Абхазии во время войны с Грузией бежали больше 250 тысяч человек — и, опять же, нет достоверных сведений, сколько из них отправились в Москву. Но это всё тысячи и тысячи человек.
Когда конфликты поутихли, поток мигрантов не иссяк: Москва осталась фактической столицей бывшего Союза и самым богатым городом, куда стремились за лучшей долей люди и с Кавказа, и из Средней Азии, и из нищей Молдавии, и из относительно благополучных Украины и Белоруссии. Эксперты до хрипоты спорят, сколько нынче в Москве гастарбайтеров. Обычно фигурируют оценки в миллионах человек — то ли один, то ли два, то ли пять (большинство, понятное дело, официально не зарегистрированы).
Гастарбайтеры заменили современной Москве и татар — дворников и носильщиков, и лимитчиков — строителей и грузчиков. Еще лет десять назад за прилавками в «Макдоналдсах» стояли, как в Европе и Америке, студенты — теперь и там сплошные гастарбайтеры. Когда москвичу надо, скажем, построить дачу, он едет на рынок «Каширский двор» или на пересечение МКАД и Ярославского шоссе — там дешевые и безотказные работяги, плохо говорящие по-русски, стоят вдоль дорог целыми бригадами.
По оценке Института этнологии и антропологии РАН, к началу 2000-х годов в Москве оформились даже прообразы этнических кварталов. Так, в Дорогомилове (там — знаменитый продуктовый рынок, цветочный рынок с азербайджанскими розами и Киевский вокзал) и в Измайлове (легендарный китайско-вьетнамский вещевой рынок) больше чем по 35 процентов населения составляли приезжие.
Гастарбайтеры, миграция и ксенофобия стали серьезными политическими проблемами и почвой для нескольких политических карьер уже в 2000-е годы. Ксенофобских приемчиков перестала гнушаться даже верховная власть: стоило президенту России Владимиру Путину поссориться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, как в Москве развернулась форменная антигрузинская истерия с запретами вина и боржоми, закрытиями ресторанов и казино (тогда еще легальных) и массовыми депортациями. «Замирение» Северного Кавказа после двух чеченских войн привело, среди прочего, к тому, что соответствующие диаспоры в Москве стали то ли гораздо более многочисленными, то ли просто более уверенными в себе и потому более заметными: лезгинка на Манежной, «стреляющие свадьбы» — явления, может, и не новые, но лишь недавно ставшие настоящей головной болью и для власти, и для общества.
В связи с этой политизацией у власти возникла идиосинкразия на исследования жизни мигрантов, поэтому ныне короткий ответ на вопрос, какова ситуация с национальными диаспорами в Москве, звучит так: а черт его знает.
Временный лагерь для мигрантов в Гольяново, 2013 год
Все это создало новую для Москвы ситуацию: ее природный космополитизм оказался поколеблен. Национальные диаспоры теперь ассоциируются не столько с экзотическими храмами и ресторанами, сколько с криминалом и антисанитарией. В московской полиции даже появилось особое подразделение по борьбе с «этнической преступностью». Недавнее столкновение между полицейскими и торговцами из Дагестана на Матвеевском рынке на западе Москвы — вот так теперь иллюстрируется многонациональность столицы. Политика затмила этнологию. Колоритная пестрота Москвы от этого, конечно, никуда не денется, но как теперь к ней относиться — решительно непонятно.
Национальности Москвы. Подробная национальная карта столицы.
26.10.2020 / Комментариев: 10 / Просмотров: 15020
Россия – страна многонациональная. В одной Москве можно встретить представителей более 70 национальностей. Некоторые из них живут в столице уже не первое поколение, другие перебрались в Россию и помогли переехать родственникам уже после распада Советского союза, а третьи только-только приехали покорять Москву.
Но прежде, чем начинать разговор о национальном составе Москвы, который нередко вызывает возмущения и приводит к спорам, стоит обратиться к истории.
История многонациональной Москвы
Москва существует уже больше 8 веков, из них почти 5 столетий она является столицей России. И, конечно, в становлении самого большого города страны сыграли роль почти все народы и наций мира.
Искусные торговцы-армяне поселились в Москве еще в XIV веке. Азербайджанцы, которых первое время путали с персами, начали привозить свои товары на столетие позже армян. Грузины, часто воевавшие с Турцией и Персией, нередко просили поддержки у московского правительства, а в XVII веке вовсе присягнули на верность русскому царю, положив начало грузинской общины в Москве. А уж белорусы, украинцы, русские и татары испокон веков жили бок о бок (хотя и не всегда – мирно).
В советский период «дружбы народов» межнациональные отношения только укрепились. В рядах московских азербайджанцев прибыло адвокатов, работников милиции, ученых и художников. Активная эмиграция армян в столицу привела к тому, что их численность уступала лишь русским, украинцам и татарам.
Национальности Москвы
Национальный и этнический состав населения Москвы регулярно исследуется демографами. И несмотря на то, что в современном паспорте больше нет графы «национальность», в 2010 году, в ходе проведения всероссийской переписи населения многие урожденные москвичи (и, конечно же, недавние мигранты) указали свою национальность, памятуя о корнях и предках.
Национальный состав Москвы согласно всероссийской переписи населения 2010 года
Правда, местным жителям некоторых районов Москвы кажется, что иностранных граждан здесь намного больше. Почему же так происходит?
Национальная карта Москвы и ее этнический состав
Риелторы сообщают, что больше 50% квартир, сдаваемых в Москве, снимают приезжие из других стран. Основываясь на собственных данных, специалисты агентств недвижимости составили целую национальную карту Москвы. Оказалось, что разные национальности предпочитают селиться поближе к своим землякам, обживая целые районы столицы.
Историческая местность «Грузины» (она же – Грузинская слобода) находилась в современном Пресненском районе Москвы. Об этом напоминают названия улиц: Малая и Большая Грузинские, Грузинский вал, Грузинский переулок. Но современные грузины отдают предпочтение районам потише и почище – Марьиной Роще, Арбату и Тимирязево.
В азербайджанской общине есть и ученые, и юристы, и режиссеры, но основная масса приезжих занята в торговле. Среди основных «азербайджанских» рынков – Дорогомиловский и Ленинградский. А жить азербайджанцы предпочитают в районах Чертаново, Бирюлево – на юге Москвы; Дегунино, Отрадное – на севере; Измайлово, Вешняки, Богородское, Преображенское – на востоке.
Жители Северного Кавказа проживают преимущественно в Царицыно, армяне – в Солнцево.
Чернокожие африканцы в Москве делятся на два типа: студенты Российского университета дружбы народов (те живут преимущественно в Коньково в районе улицы Миклухо-Маклая) и трудовые мигранты, расселившиеся по периферии города и работающие в строительстве.
Китайцы и вьетнамцы раньше плотно селились в окрестностях Черкизовского рынка. Но после его закрытия в 2009 году из Москвы уехало почти 70 тысяч человек. Те, кто остался, переехали в Люблино поближе к торговым центрам «Москва» и «Садовод», где продолжают торговать, стоя по несколько часов за прилавками.
К тому же, если другие народности (те же армяне и грузины) стараются держаться друг к другу поближе, осесть в Москве надолго, то жители Средней Азии чаще всего приезжают сюда на год-два, а то и вовсе на один сезон. А после, заработав денег, возвращаются на родину к своей семье. Жить они предпочитают в общежитиях для рабочих или недорогих съёмных квартирах, в которых размещаются сразу по несколько человек.
Особое место в Москве занимают киргизы. Они в большинстве своём хорошо говорят по-русски, хотя общаться предпочитают с земляками. А в связи с тем, что гражданам Киргизии, входящей в состав стран ЕАЭС, несложно получить патент на работу (рекомендуем почитать статью «Документы для мигрантов. Устраиваемся на работу.», в ней мы рассказываем как получить не только патент, но и многие другие важные и необходимые документы для иностранцев), киргизы активно организуют бизнес для своих. Сюда они устраивают друзей и родственников, здесь они оказывают услуги другим мигрантам. Особой популярность пользуются киргизских клиники, где с иностранцев и возьмут не много, и смотреть косо не станут.
Соседство Национальностей
Но на самом деле никаких гетто для этнических меньшинств в Москве не существует. Говорят, китайцы пытались создать некое подобие чайна-тауна, но местные жители выступили против. Поэтому вывески с иероглифами пришлось снять, а заведения «для своих» спрятать от посторонних глаз.
Ресторан «Китайская забегаловка» на Кутузовском проспекте.
Дело в том, что выбор района для проживания зависит от финансовых возможностей приезжих. Более зажиточные иностранцы селятся в центральных районах Москвы (в основном – грузины, азербайджанцы и армяне). Основная же масса иностранных мигрантов предпочитает экономить. А так как районов с дешевым жильем в Москве не так уж и много, там одновременно проживают все народности.
Отчего же местным жителям кажется, что «понаехваших» вокруг так много? Просто они выделяются среди основной массы населения, бросаются в глаза. А ксенофобные настроения — это скорее защитный рефлекс.
Ведь головой все понимают, что в каждой нации хватает хороших людей, и что у преступников нет национальности. Но каждый раз при встрече с кем-то не похожим на нас, автоматически включается защитный инстинкт. Люди боятся того, чего не знают.
А ведь узнать не так сложно. В Москве есть несколько крупных музеев, готовых познакомить своих посетителей с историей, обычаями и традициями народов, населяющих столицу, среди которых:
Укрепить единство москвичей и одновременно сохранить этническое разнообразие призваны Театр наций (бывший Государственный театр дружбы народов), Московский дом национальностей и другие культурные учреждения.
Демографические изменения в этническом составе Москвы
Конечно, ситуация каждый год меняется под влиянием политических и экономических факторов.Так, в кризис 2008-2009 годов значительно снизился процент населения из Восточной Азии, а протесты на Украине в 2013 году способствовали притоку украинцев. Как повлияет на этнический состав Москвы 2020 год с его пандемией, закрытыми границами и экономическим кризисом, мы сможем точно узнать только по результат следующей Всероссийской переписи населения 2020, начало которой было перенесено на апрель 2021 года.
Постоянная ссылка на статью «Национальности Москвы. Подробная национальная карта столицы.».
Если статья Вам понравилась, расскажите о ней друзьям. Спасибо!