какие действия необходимо предпринять судоводителю маломерного судна попавшему в штормовые условия
Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации
ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МЧС РОССИИ
по городу Севастополю
— проверять перед выходом в плавание исправность судна, оснащенность необходимым оборудованием и спасательными средствами;
— лично производить инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке и на период пребывания на судне;
— останавливать движение судна при сигнале об остановке, поданном госинспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать судовые и другие документы для проверки;
— осуществлять плавание на удалении от берега и при гидрометеоусловиях, не превышающих установленные для данного судна и указанные в судовом билете или «Техническом описании и инструкции по эксплуатации»;
— в темное время суток на ходу и при стоянке на якоре поднимать на судне белый круговой огонь или иметь его наготове и показывать при приближении других судов;
— не заходить на территорию пляжей, купален и других мест массового отдыха населения на водоемах.
а) управлять маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке и не несущим бортовых номеров (кроме судов, указанных в п. 4 настоящей памятки); переоборудованным без соответствующего разрешения; с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости; в состоянии алкогольного опьянения;
б) заходить в закрытые для плавания районы без специального разрешения и осуществлять плавание в зоне действия знака «Движение маломерных плавсредств запрещено» (внутри красной окружности на белом фоне лодка с подвесным мотором черного цвета, перечеркнутая красной линией);
в) маневрировать и останавливать вблизи идущих или стоящих регистровых судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. в промежутках между ними; останавливаться и становится на якорь в пределах судового хода под мостами, а также у плавучих навигационных знаков, создавая своими действиями помеху судоходству;
г) перевозить на судне детей без умеющих плавать взрослых ( по одному на каждого ребенка);
д) сбрасывать за борт отходы, мусор или иные предметы;
е) устанавливать мотор на гребную лодку, где это не предусмотрено конструкцией судна или если нет об этом отметки в судовом билете;
ж) использовать судно в целях браконьерства и других противоправных действий;
з) во время движения пересаживаться с одного судна на другое, садиться на борт и вставать в полный рост, а также раскачивать судно и купаться с него;
и) пересекать судовой ход в условиях ограниченной видимости и ночью, а также двигаться в тумане или других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
*Утверждены Приказом МЧС России от 23.06.2005 г. № 502 (зарегистрирован в Минюсте России 24 августа 2005 г. регистрационный № 6940).
Безопасное плавание судна в экстремальных условиях
Безопасное плавание судна в экстремальных условиях определяется рядом факторов влияющих на безопасность плавания судна.
Прежде всего определим, что такое экстремальные условия плавания:
-неблагоприятные метеорологические условия (интенсивные осадки, низкая отрицательная температура воздуха);
-сложная навигационная обстановка в районе плавания (отсутствие ясно видимых природных и искусственных ориентиров и навигационных знаков), сложный рельеф маршрута движения судна (большое количество навигационных опасностей).
В предыдущей статье рубрики мы рекомендовали строить маршрут таким образом, чтобы не попадать в такие условия, однако разберем действия судоводителя если такой случай наступил.
Ограниченная видимость это визуальная видимость менее одного километра.
Основные действия судоводителя перед тем как войти в зону ограниченной видимости: необходимо уточнить свое место, включить ходовые огни, радиолокационную станцию (если она есть), засечь курс на ясно видимый ориентир (при наличии компаса), снизить скорость до безопасной и начать подавать туманные (звуковые) сигналы.
В случае потери ориентировки рекомендуется стать на якорь до улучшения видимости и определения своего места. Плавание в ночное время в районе, где нет светящейся навигационной обстановки, запрещается.
Неблагоприятные метеорологические условия, как правило, сопровождаются ограничением видимости, поэтому нужно выполнить весь комплекс мероприятий при ограниченной видимости. Наибольшую опасность для судна представляют осадки в виде дождя и забрызгивание во время волнения в условиях отрицательных температур. Это может привести к обледенению судна и потери его остойчивости. Что мы можем противопоставить данным явлениям:
Тщательно изучить гидрометеорологическую обстановку по маршруту плавания перед выходом в рейс. В случае возникновения опасности обледенения следовать в ближайшее место укрытия. Лед нужно сбивать с палубы и надстроек. Для этого используют деревянные молотки (мушкели), металлические скребки и лопаты.
При попадании судна в тяжелые штормовые условия прежде всего необходимо:
-выполнить все действия при попадании судна в условия ограниченной видимости;
-предупредить пассажиров о входе судна в зону тяжелых штормовых условий;
-задраить все люки, двери, иллюминаторы;
-привести в готовность к немедленному использованию все имеющиеся на борту аварийно-спасательные средства, средства откачки воды, средства навигации, РЛС, эхолот, определить свое место, связаться с ближайшим диспетчерским пунктом, сообщить свое место и условия плавания. Запретить пассажирам и команде без разрешения выход на верхнюю палубу;
-приготовить к отдаче якорь и плавучий якорь;
-просчитать возможный маршрут ухода судна в место укрытия;
-выбрать курс движения с таким расчетом, чтобы не идти бортом к волне и ветру, если это невозможно, следовать переменными курсами (галсами) выдерживая генеральное направление в сторону убежища, при этом постоянно поддерживать радиосвязь с диспетчером;
-при движении по волне и ветру уменьшается качка, но ухудшается управление судном, поэтому нужно подобрать оптимальную скорость, которая опережает скорость волн, особенно опасный момент движения по волне, когда судно находится на ее гребне, его может развернуть бортом и опрокинуть;
-в случае потери ориентировки или невозможности двигаться в сторону убежища, поставить судно на якорь, а при невозможности отдать плавучий якорь, удерживать его в таком положении до улучшения погоды, либо изменения обстоятельств плавания в сторону улучшения.
Если район плавания не оборудован в навигационном отношении, необходимо прежде всего изучить лоцию района, природные ориентиры, приметные места, оснастить судно навигатором, работающим по спутникам, заранее проложить маршрут и загрузить точки поворотов в навигатор.
При движении в незнакомом, не оборудованном средствами навигации, районе необходимо соблюдать особую осторожность, постоянно контролировать глубину эхолотом или футштоком, следовать безопасной скоростью.
В следующей статье нашей рубрики мы обсудим вопрос расхождения с встречными судами, судами следующими пересекающимися курсами, согласно правил плавания по ВВП и МППСС 72
Руководитель группы регистрационно-экзаменационной работы Центра ГИМС
Старший государственный инспектор Самылов Иван Александрович
Памятка по мерам безопасности на воде с использованием маломерных судов и плавсредств
Памятка по мерам безопасности на воде с использованием маломерных судов и плавсредств. Меры безопасности при использовании маломерных плавсредств:
• Все находящиеся на плавсредстве должны надеть (иметь) спасательные жилеты.
• В случае опрокидывания плавсредства, если оно находится на плаву, не разрешается отплывать от него, необходимо находиться рядом и использовать плавсредство как опору и ориентир для спасателей.
• В любой ситуации все обязаны командиру плавсредства, а в его отсутствии старшему по должности или возрасту и выполнять его распоряжения.
• В экстремальной ситуации старший на терпящем бедствие плавсредстве обязан предпринять меры для спасения людей и согласно Российского законодательства наделяется особыми правами по отношению ко всем терпящим бедствие людям и несет ответственность за предпринятые им действия (все люди, находящиеся на спасательном плавсредстве, согласно законодательства, переходят в категорию «Экипаж» и более не разделяются на пассажиров и команду).
• Движение маломерных судов, особенно гребных, организуется в стороне от основного фарватера или хода по правой стороне водоема по ходу движения не далее 20 м от берега.
• Не допускается движение в несколько рядов, за исключением проведения спортивных состязаний и водных праздников.
• При прохождении мест купания необходимо быть осторожным, чтобы не нанести травму купающимся.
Запрещено:
• При посадке вставать на борта и сидения.
• Перегружать плавсредство.
• Выход плавсредств при силе ветра более 10 м/с баллов, а на незначительных водоемах, свыше 15 м/с.
•Допуск к управлению плавсредствами лиц, не имеющих соответствующих документов на данный вид деятельности, разрешенный законодательством Российской Федерации.
• Ответственность за обеспечение безопасности при плавании на любых плавсредствах возлагается на капитанов судов, командиров шлюпок и руководителей организаций, проводящих мероприятия на воде, а так же владельцев плавсредств, которые обязаны строго соблюдать требования правил поведения и мер безопасности.)
• Во время движения выставлять руки и перевешиваться за борт, сидеть на бортах, переходить на место, пересаживаться в другие плавсредства.
• При катании на водном велосипеде допускать спуск людей с сиденья на корпус велосипеда.
• Пользоваться плавсредствами детям до 16 лет без сопровождения взрослых, а так же лицам, не достигшим 7 лет.
• Плавание ночью, в тумане и в условиях, при которых возможна потеря ориентации.
• Нахождение маломерных плавсредств вблизи шлюзов, плотин, земснарядов, а так же приближение и остановка у мостов или под ними, переправ, приближение к судам и кораблям, пристаням, причалам, пляжам, купальням и иным местам отдыха людей у воды, а так же районам проведения любых гидротехнических работ.
• Категорически запрещено пользоваться плавсредствами лицам в нетрезвом состоянии.
При эксплуатации моторных лодок и катеров правила и меры безопасности аналогичны требованиям использования гребных и парусных плавсредств.
Какие действия необходимо предпринять судоводителю маломерного судна попавшему в штормовые условия
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 6 июля 2020 года N 487
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5499; 2013, N 46, ст.5949.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
в Министерстве юстиции
22 октября 2020 года,
регистрационный N 60524
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 6 июля 2020 года N 487
Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации
I. Общие положения
II. Требования к пользованию маломерными судами
4. Пользование маломерными судами разрешается:
а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;
б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.
6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.
а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;
б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:
маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;
маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;
маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;
в) в случае если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:
если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;
если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;
г) в случае если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки).
Пункт 120 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.01.2018 N 19 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.03.2018, регистрационный N 50283), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2019 N 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.05.2019, регистрационный N 54757).
9. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.
10. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.
11. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);
б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;
в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;
г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.
12. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.
Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющего маломерным судном, соответствующих решений.
13. При плавании на маломерных судах запрещается:
а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:
не зарегистрированным в реестре маломерных судов;
не прошедшим освидетельствования;
не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;
переоборудованным без соответствующего освидетельствования;
лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;
без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;
б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;
в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;
г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; 2013, N 43, ст.5452.
Рекомендации судоводителям о плавании маломерных судов в штормоопасный период
В соответствии с правилами пользования водными объектами Республики Алтай для плавания на маломерных судах, с 15 сентября до начала ледостава на Телецком озере установлено осеннее ограничение для плавания маломерных судов (особые условия плавания). В период особых условий плавания выход маломерных судов в плавание допустим при выполнении судовладельцами (судоводителями) комплекса мероприятий, гарантирующих безопасность плавания на этот период.
Особенность судовождения маломерных судов проявляется в необходимости для судоводителя принимать сложные решения, и принимать их в ограниченное время при недостатке информации.
Основными причинами аварийности маломерных судов остаются: нарушение судоводителями правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах; неправильное размещение людей и груза; превышение установленных норм пассажировместимости и грузоподъёмности; плавание в сложных гидрометеоусловиях и в тёмное время суток.
Судоводителю следует обратить внимание на необходимость непрерывного наблюдения за окружающей обстановкой во время движения, так как множество аварий происходит из-за отсутствия такого наблюдения.
Для предотвращения аварийных ситуаций при плавании в сложных условиях осеннего периода советуем судоводителям маломерных судов следовать нашим рекомендациям.
Рекомендуемые действия судоводителя при плавании в условиях ограниченной видимости
Условия ограниченной видимости – условия, при которых визуальная видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или иным причинам и составляет менее 1 километра.
В этих условиях разрешается плавание судам, имеющим радиолокационную станцию, компас, звукосигнальное устройство, радиостанцию, позволяющую осуществлять связь между судами и между судном и берегом, все это оборудование должно находиться в исправном состоянии. В светлое время суток судоводители должны применять предписанную Правилами визуальную сигнализацию для темного времени суток (ходовые и стояночные огни). При стоянке в условиях ограниченной видимости судно должно подавать соответствующие звуковые сигналы.
Маломерным судам, парусным судам, в условиях ограниченной видимости запрещается выходить на судовой ход. При пользовании маломерными судами запрещается двигаться в тумане или других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.
Выход, на судовой ход при ограниченной видимости опасен тем, что суда, использующие в таких условиях радиолокатор, могут не определить эхо-сигнал от маломерного судна на экране радиолокационной станции. Маломерное судно, не оборудованное приборами, при ограниченной видимости не может уверенно ориентироваться и может попасть под более крупное судно или натолкнуться на какое-нибудь препятствие. Даже самые опытные судоводители в сильный туман, не имея навигационных приборов, полностью теряют ориентировку и иногда, не замечая того, переходят на обратное направление движения.
Судоводителям на судах, не оборудованных должным образом, запрещается движение в условиях ограниченной видимости, им следует повременить выходом в рейс, а если они были в пути и оказались в таких условиях, то они должны заблаговременно подыскать место у берега для безопасного отстоя судна до времени окончания этих условий.
При наступлении условий ограниченной видимости во время движения судна, необходимо:
— включить ходовые огни;
— снизить скорость до безопасной, лучше застопорить ход;
— определить место нахождения судна наиболее точным способом;
— поставить задачи наблюдателям, установить режим тишины на судне, вести прослушивание сигналов, подаваемых другими судами;
— вести постоянное радиолокационное, визуальное и слуховое наблюдение за судами и обстановкой данном районе;
— следовать с безопасной скоростью к месту убежища;
— быть в постоянной готовности к немедленной остановке судна и даче заднего хода.
Рекомендуемые действия судоводителя при плавании в штормовых условиях
Плохие погодные условия – понятие относительное. Если для небольших судов («Прогресс», «Казанка» и т.п.) высота волны 0,75 метра является опасной, то для более крупных судов такая волна будет просто не очень комфортной, а опасной будет волнение 1,25 метра и более. Кроме того, конструкция судна может быть более или мене мореходной. Так, например, увеличение килеватости корпуса улучшает мореходные качества судна.
Движение на маломерном судне в штормовую погоду (скорость ветра 18-21 м/с и волнение, когда пена широкими плотными полосами покрывает склоны волн, поверхность воды становится бедой, только во впадинах волн видны свободные от пены участки) относится к аварийной ситуации. Поскольку шторм всегда представляет очень серьезную угрозу для членов команды и пассажиров любого судна, первейшая обязанность судоводителя найти возможность его избежать: отложить выход до улучшения погоды или своевременно укрыться в ближайшей бухте, обеспечивающей безопасность стоянки (при резком усилении ветра в период плавания). Если по каким-либо причинам этого сделать не представилось возможным (удаление от мест укрытия, чрезвычайная необходимость выхода и т.п.), судоводитель должен подготовить маломерное судно для плавания в штормовых условиях:
— предупредить экипаж и пассажиров, провести с ними инструктаж по правилам поведения и правилам пользования спасательными средствами;
— проверить, чтобы на всех были одеты, индивидуальные спасательные средства;
— задраить водонепроницаемые двери, люки, горловины;
— привести в готовность средства борьбы за живучесть судна и водоотливные средства;
— разместить пассажиров и грузы как можно ниже и ближе к диаметральной плоскости судна, увеличив этим его остойчивость;
— проверить крепление грузов и предметов, а при наличии груза на палубе – закрепить его с наибольшей степенью надёжности;
— Подготовить необходимое оборудование для подачи сигналов
— при наличии радиостанции – установить и поддерживать уверенную связь с берегом.
При движении во время волнения судно испытывает удары волн и его может ими заливать. Удары волн тем опаснее, чем больше скорость судна и чем меньше его килеватость. Судно заливает, если оно при ходе против волн имеет дифферент на нос, а при ходе на попутном волнении – дифферент на корму. Наиболее интенсивно заливает судно в корму при набегании волны под углом в 45°.
Для сохранения остойчивости необходимо своевременно отливать воду, попавшую в корпус судна. С увеличением волнения надо сбавить обороты двигателя, нос судна держать под углом 15. 20° к гребню волны и избегать постановки судна лагом (бортом) к волне.
Особенно опасно движение при сильном попутном волнении: намного больше вероятность крена и опрокидывания судна. У судна с подвесным мотором появляется дополнительная опасность заливания мотора, причем судно в результате остановки мотора становится неуправляемым. Большую опасность во время волнения представляет мелководье: судно может оказаться во впадине между волнами и удариться корпусом о грунт. На мели волна растет в высоту, а потом закручивается и рассыпается. Если в это время судно окажется на волне, оно может потерять управление, развернуться боком к волне и перевернуться.
При плавании в штормовых условиях судоводителю рекомендуется подбирать и использовать наиболее благоприятные скорость и курсы судна относительно «бега» волны. Поворот на новый куре во время шторма, как показывает опыт, является одним из самых сложных и опасных элементов плавания, поэтому при маневрировании следует перекладывать руль и менять скоростной режим в наиболее удобные моменты.
Поворачивая по волне (под ветер), следует увеличить скорость с тем, чтобы быстрее пройти положение «лагом к волне» и далее скорость подбирается с учётом попутного волнения, чтобы избежать оголения винтов, сильных ударов в транец и возможного заливания двигателя.
Поворот против волны (на ветер) следует начинать на умеренной скорости с последующим увеличением, чтобы увереннее пересечь противное обоюдное воздействие волны и ветра, причём, повороты на большие углы следует осуществлять поэтапно (по 25°-30°); перекладывая руль на небольшой угол.
Турочакский инспекторский участок Центра ГИМС ГУ МЧС России по Республике Алтай