какие действия могут привести к нарастанию конфликта

Как управлять конфликтами и разрешать их

Выбрать правильную стратегию, выслушать все стороны, сохранять спокойствие

какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть картинку какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Картинка про какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта

какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть картинку какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Картинка про какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта

Конфликт — это столкновение двух и более людей из-за несовместимости интересов, потребностей или ценностей. Конфликты возникают постоянно, и их не надо бояться. В психологии считается, что конфликт — это один из способов развития отношений, и у него есть много полезных функций.

какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть картинку какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Картинка про какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта

Чем полезен конфликт

Разрешение противоречий

Например, ваш друг постоянно опаздывает, и его приходится подолгу ждать. Пока вы не заявляете о своём недовольстве, он будет думать, что всё в порядке. Если вы скажете, что вам это не нравится, возникнет конфликт. В результате обстоятельства изменятся: либо вы перестанете ждать непунктуального товарища, либо он научится уважать ваше время.

Чтобы противоречия разрешились благополучно, желательно выявить их как можно раньше. Как правило, чем быстрее случился конфликт — тем лучше.

Глубина отношений

Когда люди сближаются, рано или поздно у них найдётся повод для несогласия. Выражая несогласие и разрешая возникший после этого конфликт, люди узнают друг друга лучше, и отношения углубляются. Если же вы стремитесь всегда быть хорошим и не показывать своего недовольства, взаимодействие остаётся поверхностным.

Ясность

Зачастую именно в конфликте человек чётко осознаёт, что нужно ему, а что оппоненту. Кроме того, в конфликте легче понять самого себя. Например, узнать — вы за или против толерантности, как вы относитесь к несправедливости и так далее.

Поддержка

Конфликт помогает находить друзей и союзников. Например, одноклассник исподтишка дразнил вас, и этого никто не замечал. Когда же вы открыто возмутились и потребовали прекратить, оказалось, что он доводил не только вас. Теперь, объединившись, вы можете вместе противостоять агрессору.

какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть картинку какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Картинка про какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта

Однако любой конфликт принесёт не пользу, а вред, если его запустить. Порой эмоции достигают такого накала, что восстановить мир очень трудно либо стороны переходят к насильственным методам. Бывает, что конфликт приносит большие моральные и материальные потери. Например, вы узнаёте, что человек, которому вы доверяли, вас обманывает. Но если правильно действовать во время конфликта, этого можно избежать.

Как вести себя во время конфликта

Сотрудничество

Это наиболее эффективный стиль поведения в конфликте. Он же требует самых больших усилий от участников. Подразумевается, что стороны отстаивают свои интересы, принимают во внимание нужды и желания оппонентов и находят подходящее для всех решение.

Компромисс

В отличие от сотрудничества, при компромиссе каждый участник отказывается от части своих интересов и потребностей, чтобы прийти к согласию. Например, вы с другом выбираете, как провести выходной: он хочет в музей, а вы в кино. После обсуждения вы решаете пойти на интерактивную выставку. Вы оба отказались от своих планов и выработали компромиссный вариант.

Уклонение

какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть картинку какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Картинка про какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта

Уклонение, как и приспособление, — не лучший стиль поведения в конфликте. Вы не решаете проблему, не взаимодействуете с другими и не получаете новый полезный опыт.

Но бывают случаи, когда такой способ наиболее продуктивен:

🙄 Проблема не настолько важна,
чтобы тратить силы на её разрешение.

Например, вам не важно, в чём ехать за город. Мама настаивает на спортивной куртке с капюшоном — и вы не спорите.

😶 Вы не планируете продолжать отношения с человеком. Это касается конфликтов с незнакомыми людьми в магазине или транспорте, спора с учителем, который пришёл на замену.

Вам не придётся дальше взаимодействовать с ними, и проще уклониться от конфликта, чем начинать его.

Приспособление

Приспособиться — это действовать совместно с другой стороной, но не отстаивать свои интересы в целях сохранения мира.

Этот стиль эффективен в двух случаях:

😒 Исход дела не очень существенен для вас, но очень важен другой стороне.

Например, подруга просит пойти с ней на дискотеку: туда придёт одноклассник, который ей нравится. Вам не очень интересно такое времяпровождение, но вы соглашаетесь, ведь ей это важно.

😬 Вы сознательно жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, чтобы выразить свои чувства и расположение.

Например, сестра проиграла в конкурсе, и вы решаете уступить ей своё новое платье. Так вы заботитесь о ней.

В остальных случаях приспособление обычно приводит к тому, что человек чувствует себя жертвой, перестаёт получать удовольствие от общения или начинает злиться. Часто в таких случаях конфликт всё равно возникает, но по менее важным поводам. Чтобы этого не происходило, стремитесь к сотрудничеству или компромиссу.

Правила разрешения любого конфликта

Задайте два вопроса:
«Чего хотят участники конфликта?» и «Почему они этого хотят?»

За целями в конфликте всегда стоят определённые потребности. Например, одноклассник пытается списывать у вас на контрольных, а вас это бесит. Его цель — получить хорошую оценку, но его потребность — не чувствовать себя хуже других, отстающим. Поняв это, вы вместе сможете найти устраивающее обоих решение: дадите ему списать или поможете подтянуть предмет.

какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть картинку какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Картинка про какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта

Техники разрешения конфликта

Я-высказывание

Состоит из трёх частей:

Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает. Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях.

Постепенное снижение напряжённости

Техника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества.

Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же.

Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать.

Посредник

Для разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей. Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Тест с ответами: “Конфликтология”

1. Как называется конфликт, происходящий между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу?
А) конфликт по горизонтали+
Б) конфликт по вертикали
В) конфликт смешанного типа

2. Какие типы конфликтов являются наиболее распространенными?
А) конфликты по горизонтали
Б) конфликты по вертикали
В) конфликты смешанного типа+

3. Какие действия могут привести к нарастанию конфликта?
А) силовое давление+
Б) уговоры
В) невмешательство

4. Как называется стиль поведения в конфликтной ситуации, при котором стороны стремятся к одностороннему выигрышу, к победе?
А) компромисса
Б) конкуренции и соперничества+
В) сотрудничества
Г) уклонения

5. Как называется стиль поведения в конфликтной ситуации, при котором стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки, – это стиль:
А) конкуренции
Б) сотрудничества
В) компромисса+
Г) приспособления

6. От чего зависит конструктивное разрешение конфликта?
А) адекватности восприятия конфликта+
Б) открытости и эффективности общения
В) количества отрицательных эмоций

7.Как называется конфликт, приводящий к негативным, часто разрушительным действиям?
А) конструктивный
Б) деструктивный+
В) объективный

8. Как называется конфликт, целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам?
А) конфронтация;
Б) соперничество;
В) конкуренция. +

9. Чьи труды, позволили стали основанием для возникновения конфликтологии как относительно самостоятельной теории?
А) К. Маркса и Ф. Энгельса;
Б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;
В) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа; +
Г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотта;
Д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томаса.

10. Что такое причина конфликта?
А) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
Б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
В) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его; +
Г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;
Д) то, из-за чего возникает конфликт.

11. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработал Д. Скотт:
А) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;+
Б) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»;
В) регрессия, сублимация, визуализация;
Г) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры;
Д) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.

12. Что называют конфликтом в обществе?
А) конфликты в любых социальных группах;
Б) конфликты в больших социальных группах;
В) конфликты между государствами;
Г) конфликты в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной); +
Д) конфликты, субъектами которых выступают нации, государства, классы, партии, союзы и т. д.

13. Социальные конфликты – это:
А) конфликты между государственными структурами по поводу реализации социальных гарантий граждан;
Б) конфликты между государственными и общественными структурами по поводу социальных гарантий граждан;
В) особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере; +
Г) особая форма противоборства граждан с властями за улучшение их социально-экономического положения;
Д) конфликт между гражданами и властями, выражающийся в гражданском неповиновении.

14. Семейным конфликтом называют…
А) конфликт между супругами;
Б) конфликт между родителями и детьми;
В) конфликт родственников;
Г) конфликт между различными семьями;
Д) конфликт между любыми членами семьи. +

15. Под глобальными конфликтами понимают:
А) конфликты между регионами;
Б) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации; +
В) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности и возникающие между мировыми сообществами;
Г) конфликты, связанные с природными катастрофами;
Д) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации.

Источник

Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития

какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть картинку какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Картинка про какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Фото какие действия могут привести к нарастанию конфликтаНикакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов.

Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.

Содержание:

И первым вопросом на повестке дня будут причины конфликтов.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

Поговорим о каждой группе в отдельности.

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов – это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых – мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины – это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с психологическими особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Далее давайте рассмотрим тему профилактики конфликтов.

Источник

13 причин возникновения конфликтов

какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть фото какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Смотреть картинку какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Картинка про какие действия могут привести к нарастанию конфликта. Фото какие действия могут привести к нарастанию конфликтаКаждый человек в своей жизни множество раз сталкивается с конфликтами. На работе, дома, на улице. В любом месте и с любыми людьми – конфликт может возникнуть всегда. Но почему? Какими причинами обусловлены конфликтные ситуации? В статье мы рассмотрим 13 факторов из двух групп причин – объективных и социально-психологических. Возможно, зная эти причины, вы сможете избежать части конфликтов в своей жизни.

Также в этом вам может помочь наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которая научить применять в своей жизни 72 лучшие коммуникативные техники, которые мы собрали из десятков книг и тренингов.

Объективные причины возникновения конфликтов

Начнём наше рассмотрение причин конфликтов с объективных факторов.

Распределение ресурсов

Неравномерное распределение ресурсов – очень распространённая причина конфликтов. Это и ненависть бедных к богатым, и обида на брата, которому отрезали кусочек торта побольше. Если у кого-то есть то, чего нет у другого, – ждите зависть, ждите озлобленность, ждите конфликт.

И даже если ресурсы будут распределены равномерно, это всё равно вызовет негодование: «я ведь заслужил больше него!»

Различия в целях

У каждого человека есть свои индивидуальные цели, которые далеко не всегда полностью совпадают с целями других людей. И когда, как в басне Крылова, начинают тянуть воз в разные стороны, грядёт неизбежный конфликт: достичь всех целей сразу не получится, кому-то придётся остаться не у дел.

Или возьмём более простой пример: группа людей играет в волейбол. Но часть команды очень хочет победить, а другая часть играет ради самого процесса и особо не старается вырвать победу. Конечно же, старающиеся игроки разозлятся на тех, кто подводит команду.

Различия в представлениях о перспективах

Допустим, компания друзей едет в лес. Одни предвкушают обилие зелени и грибов, рисуют в воображении белок, прыгающих с ветки на ветку. А другие думают о комарах, грязи и т.д. У них разные представления о перспективах поездки, некоторые члены компании будут недовольны тем, что они туда едут, а другие будут горячо с ними спорить и убеждать, что поездка в лес – отличная затея. Кто бы ни оказался прав, вероятность конфликта достаточно высока.

Неудовлетворительные коммуникации

Некорректная передача информации – залог конфликтов. Актуально это как для рабочих отношений, так и для личных. На работе, например, исполнителю неверно передают требования заказчика, и он по чужой вине должен будет всё переделывать. В личном общении нечёткая передача информации порождает слухи и сплетни, подозрения в том, чего человек не совершал.

Социально-психологические причины конфликтов

Кроме объективных причин, существуют ещё и социально-психологические факторы, которые обуславливают множество конфликтов между людьми.

Неблагоприятный социально-психологический климат

Личная неприязнь между членами коллектива, угнетающая обстановка, низкая сплочённость членов группы и т.п. создают неблагоприятную атмосферу, в которой конфликты могут возникнуть из-за любой мелочи.

Различия в психологических особенностях людей

У каждого своей темперамент, свои психологические особенности. Иногда люди просто «не сочетаются» друг с другом. При всём желании они с трудом находят общий язык и не могут установить продуктивные взаимоотношения.

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, который возникает, когда в сознании человека сталкиваются две противоречащие идеи.

Например, ребёнку могут повторять, что нужно всегда говорить правду. При этом за некоторые признания его могут ругать. В итоге, если он сделает что-то непохвальное, у него столкнутся две противоречащие идеи: «нужно говорить правду» и «правду говорить нельзя» – отругают.

Состояние когнитивного диссонанса переживается тяжело, человек находится на взводе, разрывается между противоречиями. Из-за такой психологической нагрузки вероятность возникновения конфликта значительно возрастает.

Внутригрупповой фаворитизм

В большом коллективе могут возникнуть малые группы. Это может привести к расслоению, к конфликтам и вражде между малыми группами. Внутригруппового деления избежать сложно, но этого вовсе не требуется. Достаточно сделать так, чтобы внутри коллектива не было деления на «своих» и «чужих».

Стремление к власти

Кто-то согласен на роль рядового члена коллектива, а кому-то непременно нужно всеми командовать. И если столкнутся два таких человека, стремящихся в власти, то конфликта не миновать.

Но даже если отыщется всего лишь один желающий быть у руля, всё равно это понравится далеко не всем. Мало кто любит подчиняться и выполнять чужие указания, если ему не платят за это.

Эгоцентризм

Эгоцентризм – это невозможность поставить себя не место другого человека, посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Это одна из самых распространённых причин конфликтов.

К сожалению, люди ограничены в своей способности смотреть на мир чужими глазами. А кто-то намеренно не хочет понимать другого и довольствуется своим однобоким взглядом.

В итоге возникают ситуации, в которых каждый, с его точки зрения, прав. А уж если каждый уверен в своей правоте, конфликта точно не избежать.

Эгоизм

Если каждый думает только о себе, то без конфликтов интересов и столкновений на пути к достижению целей не обойтись. Банальный пример: на прилавке остался один товар и два покупателя начинают спорить из-за него. Никто не хочет уступить, каждый хочет забрать этот товар себе. Как итог – конфликт.

Конкуренция

В условиях конкуренции конфликты также не редкость. Причем конкурентная среда бывает не только на рабочем месте, но в других сферах жизни. Рассмотрим пример:

Компания друзей. Один из них – Антон – отличается своей эрудированностью, нередко что-то объясняет остальным. Однажды он не смог ответить на вопрос своих товарищей, но это смогла сделать Марина.

И Антон тут же почувствовал, что потерял позиции, что он больше не кажется самым умным, пальму первенства выхватили из его рук. Это вызывает злобу по отношению к Марине, что может вызвать конфликт по ничтожному поводу.

Также он может попытаться намеренно выставить Марину в не лучшем свете, чтобы опять стать номером один. Это, в свою очередь, спровоцирует Марину на ответные действия.

Неспособность конструктивно решать конфликты

Страшен не столько сам конфликт, сколько эмоциональная реакция людей, неспособных беспристрастно подойти к его решению.

Если человек не готов идти на компромисс, не желает слушать и слышать своего оппонента, не допускает того, что он может ошибаться, конфликт, который можно было обсудить и решить без особых проблем, окрашивается личными претензиями, негативными эмоциями и начинает приносить в разы больше дискомфорта.

Поэтому стоит не только избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт, но и учиться безболезненно справляться с уже существующими конфликтными ситуациями. Кстати, сделать это вы можете с помощью нашего курса по конфликтологии – очень советуем пройти его.

Источник

Конфликтология. Шпаргалка (8 стр.)

конфликтная ситуация + повод = конфликт.

Конфликт представляет собой столкновение противоречащих друг другу интересов противодействующих сторон, каждая из которых выбирает свои собственные способы действий и методы поведения для достижения своих целей. Каждая из конфликтующих сторон использует свой арсенал методов, предлагает свой набор альтернатив разрешения конфликтного взаимодействия и выбирает свой собственный путь достижения согласия.

Модель конфликта включает следующие структурные элементы: конфликтную ситуацию, источники конфликта, возможности экстраполяции конфликта, методы управления конфликтом, конструктивные и деструктивные последствия. Основным источником возникновения конфликта становится специфическое сочетание целого ряда факторов (как субъективных, так и объективных). Их совокупность представляет собой определенный набор объективных обстоятельств, разрушающих равновесие системы взаимодействия противоборствующих сторон. Существует непосредственная зависимость протекания конфликта от параметров внешней среды. При этом важным моментом становится характеристика социально-психологической среды конфликта, которая формируется в результате взаимодействия разных социальных групп.

Началом конфликта можно считать момент, когда один из участников конфликта понимает, что интересы и претензии противоположной стороны нельзя совместить с его интересами. Степень этого несоответствия определяется тем, в какой мере предлагаемые альтернативные варианты развития событий могут удовлетворить притязания обеих сторон.

Развитие конфликта обычно проходит следующие этапы:

1) нарастание эмоционально-психологической напряженности конфликтной ситуации;

2) появление новых проблемных полей, развитие и усугубление первоначальной конфликтной ситуации;

3) усиление интенсивности конфликтующих действий сторон, повышение агрессивности конфликта, его разрастание путем вовлечения новых действующих лиц;

4) ухудшение социально-психологического климата, повышение уровня эмоциональности в действиях сторон, что может как позитивно, так и негативно повлиять на поведение конфликтующих сторон;

5) формирование нового взгляда на конфликт и причины его возникновения.

Особенности конфликта : непонятность конечного результата (часто оппонентам вовсе не известны решения, принимаемые друг другом); противоречивость целей, соответствующая противоположным интересам сторон; модели поведения и методы воздействия конфликтующих сторон.

19. Стадии и фазы развития конфликта

Основными стадиями конфликта являются следующие, такие как:

1) предконфликтная ситуация;

5) завершение конфликта;

6) постконфликтная ситуация.

1. Предконфликтная ситуация – это соотношение интересов перед возникновением конфликта. Часто такое положение дел может быть внешне достаточно гладким, и тогда вспышка конфликта кажется внезапной, спровоцированной внешним толчком. Однако уже здесь имеются реальные предпосылки для конфликта. Эта стадия характеризуется сильной эмоционально-психологической напряженностью, носит латентный характер и не приводит к открытым столкновениям.

2. Инцидент является стимулом для развязывания конфликта, толчком, превращающим проблемную ситуацию в конфликт. Однако встречаются случаи, когда, начавшись с инцидента, весь конфликт этим и ограничивается. Первое столкновение противоборствующих сторон может привести к тому, что уже в ходе инцидента участникам конфликта удастся разрешить или существенно сгладить сложившиеся между ними противоречия. В других случаях первое столкновение оказывается последним, потому что одна из сторон (или обе сразу) принимает решение избегать общения и предпочитает больше не встречаться.

3. Фаза эскалации конфликта означает его поступательное развитие, т. е. движение вверх по ступенькам. Этот этап характеризуется определенной последовательностью конфликтных действий той и другой стороны.

Эскалация представляет собой:

1) непрерывную цепь событий, характеризующихся все возрастающими эмоционально-психической напряженностью, силой и интенсивностью конфликтных действий;

2) волнообразное движение, при котором конфликтное напряжение то увеличивается, то уменьшается:

3) крутую линию, резко поднимающуюся вверх, характеризующуюся повышенной агрессивностью действий;

4) вялотекущую последовательность событий, которая медленно развивается и может долго держаться в пределах одного и того же уровня (затяжной или хронический конфликт). При вялотекущей эскалации конфликт может закончиться сам собой, медленно изжить сам себя.

4 . Фаза кульминации наступает в случае, если в ходе эскалации одной или обеим конфликтующим сторонам был причинен видимый урон, т. к. кульминация является высшей точкой развития (эскалации) конфликта. Проявлением кульминации становится яркий эпизод конфликтной борьбы, выражающийся в резких действиях одной стороны (или обеих сразу). Переход конфликта в фазу кульминации (кризиса) может стать серьезным стимулом для поиска альтернативных путей или методов разрешения конфликта.

6. Постконфликтная фаза. Любой конфликт сопровождается негативными последствиями. После разрешения конфликта возникает его последействие, которое может носить как положительный (конструктивный), так и крайне негативный (разрушительный) характер. В первом случае происходит существенное улучшение отношений оппонентов, решаются важные проблемы, а во втором наблюдается отрицательное влияние конфликта на дальнейшее взаимодействие сторон, принимающих в нем участие.

20. Информационные модели конфликтной ситуации

Конфликтные ситуации имеют разные информационные модели, выбор которых определяется особенностями формирования образа данной ситуации участниками конфликта. Специфика восприятия конфликта зависит от четырех следующих факторов:

1) наличие объективно существующей конфликтной ситуации не осознается сторонами как реальное, поэтому конфликта как такового не существует;

2) обе стороны воспринимают объективно сложившуюся ситуацию как конфликтную, в то же время их персональное восприятие конфликта может различаться (неадекватное восприятие конфликта);

3) конфликтная ситуация реально не существует, однако стороны расценивают сложившееся положение вещей как конфликтное (случай ложного конфликта);

4) конфликтная ситуация реально присутствует и соответственным образом воспринимается противоборствующими сторонами (случай адекватно воспринимаемого конфликта).

Как правило, для любой конфликтной ситуации свойственно искажение информации и неопределенность исхода. Такая неопределенность становится основной предпосылкой развития конфликта, поэтому в конфликтах часто принимают участие стороны, которые никогда не смогут одержать победу в конфликтном взаимодействии.

Нейтральное конфликтное взаимодействие характеризуется адекватным восприятием ситуации. При этом следует учитывать, что в любом конфликте происходит искажение и утрата информации в ходе процесса коммуникации. Это связано с тем, что информация в конфликте носит личностный характер, и, более того, с повышением субъективного отношения сторон друг к другу усиливается субъективность самого восприятия.

Уровень искажения восприятия конфликтной ситуации может существенно различаться:

1) иметь незначительные отклонения (быстротечный конфликт);

2) иметь серьезные отклонения (затяжные глубокие конфликты с большим кругом участников).

Формы искажения конфликтной ситуации могут существенно отличаться друг от друга, что в первую очередь связано с типом конфликта и уровнем его эмоционально-психологической напряженности, различают: искажение конфликтной ситуации в целом; искажение мотивов участников конфликта; искажение восприятия конфликтных действий, высказываний, поступков сторон; искажение восприятия личностных качеств.

На определение степени искажения конфликтной ситуации оказывают влияние следующие детерминирующие факторы :

1) состояние стресса у участников конфликта, что препятствует мыслительным процессам, ухудшает восприятие конфликтной ситуации;

2) повышенный уровень эмоциональности участников, характеризующийся увеличением количества негативных эмоций сторон, что способствует серьезному искажению поля конфликтного взаимодействия;

3) нехватка информации у конфликтующих сторон относительно друг друга, что часто приводит к формированию «образа врага»;

4) низкий уровень познавательного развития личности, не позволяющий провести глубокий анализ конфликтной ситуации и действий оппонента;

5) недальновидность участников конфликта, мешающая верно спрогнозировать ситуацию и оценить последствия конфликта (этот фактор влияет на искажение информации в 85 % всех конфликтов);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *